Республиканский конкурс учебно-методической разработки



жүктеу 156.14 Kb.
Дата21.02.2019
өлшемі156.14 Kb.
түріУрок

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образованием исполнительного комитета

Бугульминского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

Зелено-Рощинская средняя школа


Урок нравственности в 11 классе

в форме устного журнала по рассказу В.В. Вересаева «Порыв»
«Берегите, люди, матерей!»

посвящается Году семьи

Учителя русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Мутагировой Ирины Федоровны




2008 год

Всех нас: и президента, и простого рабочего - родила когда-то женщина-мать. Этот урок - дань благодарности тем, кто носит высокое имя – МАТЬ.




Пояснительная записка

В народе говорят: «Воспитание – бесценное богатство», «Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание».

Сегодня проблемы воспитания заботят каждого здравомыслящего человека.

Еще 100 лет назад К.Д. Ушинский отмечал, что ценности, на которые ориентировано воспитание, не могут определяться той или иной государственной системой или общественным укладом. Цели воспитания должны быть вечными и независящими от политических коллизий, должны соответствовать самой глубине человеческой природы. Сегодня мы осознаем правоту этих слов великого педагога. Учитель несет личную ответственность за выбор ценностей, критериев воспитания. Он просто не имеет права слепо следовать указаниям времени.

Сегодня доллар правит бал,

Душе открытой трудно стало,

Любовь повергли с пьедестала,

И мир от боли так устал!

Нам, учителям, особенно обидно и больно, потому что заложниками становятся наши дети, от которых будет зависеть будущее России.

Сегодня главная роль в нравственном воспитании принадлежит именно учителю-словеснику.

Мне иногда кажется, что кроме учителя – это никому и не нужно. Работая в сельской школе, мы видим, что порой даже родители к этим проблемам относятся абсолютно равнодушно.

И тогда понимаешь, но кто же, если не ты!

Я часто провожу уроки нравственности. Идею о разработке урока, посвященного Матери, вынашивала давно, а в год, посвященный семье, говорить об этом, я считаю, необходимо.

Моя мама, Пахомова Мария Павловна, живет сейчас в Рязанской области, ей уже 80 лет. Они с папой воспитали шестерых детей, дали нам всем образование, мы все стали хорошими людьми. И мой дочерний долг посвятить этот урок в первую очередь ей, своей милой мамочке.

Пусть этот урок будет гимном всем Матерям, ведь мы все, от мала до велика, в неоплатном долгу перед Матерями.

Первый раз этот урок провела в 11 классе, где учился мой сын, теперь каждый год провожу в конце года. Это не только урок нравственности, но и урок-наставление будущему поколению.

Каждый раз даю этот урок от чистого сердца. Я думаю, что такой урок не оставит равнодушным никого, ведь все о чем на нем говорится, близко и дорого каждому человеку.

Цель урока: Воспитание в учащихся нравственных ориентиров через

знакомство с рассказом В.В.Вересаева «Порыв».


Задачи: 1) познавательная – познакомить с рассказом В.В. Вересаева

«Порыв»;

2) практическая - проанализировать текст, ответить на

вопросы;


3) воспитательная – помочь учащимся приобрести основные

нравственные ориентиры.


Оборудование: Портрет писателя В.В.Вересаева; текст рассказа «Порыв»;

картины: Джованни Беллини «Мадонна», Петров-Воткин

«Мать»,Рафаэль «Мадонна Конестабиле», В.Васнецов

«Богоматерь», Рафаэль «Сикстинская мадонна», икона

«Богоматерь Владимирская», Леонардо да Винчи «Мадонна

Лита»; аудиокассета ансамбля «Белый день» с песней

«Мама»; оформление на доске.

Содержание и ход урока:

Учитель:

Сегодняшний наш урок мне хочется начать со статьи из газеты «Известие», которая называется «Глаза мамы». Написал ее корреспондент из Челябинска Анатолий Белозерцев.

(зачитать)

Содержание статьи: «Всего лишь раз обидел я маму, всего лишь раз за все мою жизнь, а вот по сей день не могу простить себе этого проступка.

Прошло уже немало лет. Вся жизнь мамы, вся ее трудная, в работах и заботах судьба – в моем сердце и моей душе. И когда я оцениваю какой-либо поступок или поступок близких мне людей, всегда мысленно советуюсь с мамой: как бы она поступила? Что бы она подумала и сказала об этом? Я мысленно слышу ее голос. Эти ее умудренные жизнью советы и свое – временные предупреждения.

И еще я вижу свет ее материнских глаз. Таинственный и притягательный, как свет далекой звезды. Той самой звезды, которая посылает нам импульсы своего света уже миллионы лет, и они, преодолев невообразимые расстояния, доходят до нас яркими и немеркнущими.

Материнские глаза порой смотрят на меня с укоризной. Я понимаю: значит, кого-то незаслуженно обидел. А когда глаза матери смотрят на меня одобрительно, я в душе радуюсь: значит, поступаю так, как надо. Без этих глаз, без этого пронзительного света я не мог бы прожить и дня. Ведь я – земное продолжение ее. И верится, что этот свет никогда не погаснет для меня. Он останется во мне и со мной навсегда!»


Учитель: Да, есть прекрасное существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу – это Мать.

Мать… Для каждого человека – большого и маленького, молодого и пожилого – мать – самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам и самое бесценное – жизнь.

30 ноября, уже в 9 раз мы отмечали в нашей стране День Матери. Мечта об этом празднике воплотилась в Указе президента Российской Федерации от 30 января 1998 года. Этот праздник очень нужен. Празднование его – это и есть дань уважения тем, кто носит святое имя «Мать».

Сегодняшний наш урок мы посвящаем всем матерям, старым и молодым, но всегда отдающим свое сердце детям, так создано природой.

Итак, тема урока нравственности «Берегите, люди, матерей!» по рассказу Викентия Викентьевича Вересаева «Порыв». Урок пройдет в форме устного журнала.
Было бы несправедливо говорить о рассказе «Порыв», ничего не сказав о его авторе, поэтому

1 страница устного журнала –

«Вересаев В.В. – человек и писатель»
( Ученик, которому перед уроком дается индивидуальное задание, рассказывает о В.В. Вересаеве).
Ученик: В начале 20 века неизменно ставились рядом два имени – М.Горького и в.Вересаева, двух «властителей дум русского читателя», особенно молодого; художников одной и той же «школы и закваски». Громкая слава В.Вересаева – не случайная прихоть литературной моды. Русскому обществу, шедшему в страстной идейной борьбе к своей первой революции, остро необходим был именно такой писатель, как В Вересаев, чутко ощущавший биение пульса общественной жизни.

Вересаев проработал в литературе 60 долгих лет. Ему не было и 19, когда 23 ноября 1885 года журнал «Модный свет» напечатал его стихотворение «Раздумье», и с тех пор, вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945года, - он никогда не оставлял пера.

Талант Вересаева был на редкость многогранен. Кажется, нет ни одной области литературного творчества, в которой бы он не работал. Он писал романы, повести, рассказы, очерки, стихи, пьесы, литературно-философские трактаты, выступал как литературовед, литературный критик, публицист, переводчик.

Весь жизненный и литературный путь Вересаева – это поиски ответа на вопрос, как сделать реальностью общество людей-братьев. Он неизменно оставался тем идеалом, борьбе за который писатель отдавал весь свой труд, свой талант, всего себя.

Мечта об обществе людей-братьев родилась еще в детстве, и первый ответ на вопрос, как достичь, дала семья.

Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев – это псевдоним писателя) родился 4 января 1867 года в семье тульского врача, в семье трудовой и демократической. Учился в Тульской гимназии, окончил историко-философский факультет Петербургского университета и медицинский факультет Дерпского университета. В студенческие годы Вересаев пережил сильное увлечение народничеством. Большую известность Вересаеву принесли созданные на автобиографическом материале «Записки врача». В 1900-х годах он был членом литературного кружка «Среда», печатался в сборниках Горького «Знание». Участвовал в русско-японской войне в качестве врача. Им написаны рассказы о японской войне и «Записки о японской войне»

После поражения революции 1905 – 1907 годов Вересаев пережил духовный кризис, что отразилось в его повести «К жизни».

После Октября Вересаев активно включился в культурную работу, участвовал в становлении советской литературной периодики, читал лекции. С увлечение занимался Вересаев переводами, среди которых особенно значительны сделанные им в 1930 – 40-е годы переводы «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Несмотря на старость и резкое ухудшение здоровья, последние годы в творчестве Вересаева очень продуктивны. Его плодотворная литературная деятельность в 1939 году отмечена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1943 году – присуждением Государственной премии СССР.

Вересаев не раз говорил, что литература для него «дороже жизни», за нее он бы «самое счастье отдал» В ней – совесть и честь человечества, поэтому посвятивший себя литературе не имеет права ни сомнительным поступкам в быту, ни единой фальшивой строкой запятнать ее и тем самым скомпрометировать, поколебать в ней доверие читателей.

И действительно, испытания жизни, а они бывали суровыми, не смогли заставить Вересаева хоть раз сфальшивить. С полным правом он мог на склоне лет заявить в одном из писем: «Да, я могу считаться честным писателем»
Учитель: Прежде чем работать с текстом рассказа, необходимо кратко передать сюжет этого произведения.

Ученик: Действие рассказа происходит в селе Солнцевка в начале 20 века. Автор передает события, происходящие в семье Василия Алексеевича. Этот человек должен ехать в город Пожарск по работе. Но в канун отъезда ему приносят страшную весть, что из-за обильных дождей прорвало плотину, и вода все крушит на своем пути.

Вместе с работниками на плотину собирается пятнадцатилетний сын Василия Алексеевича – Митя. Но ему строго-настрого запретили это делать. Митя нарушает запрет и уходит из дома самостоятельно.

Мама Мити в это время не находит себе места. Она всю ночь не спала, а на утро, не дождавшись сына, идет искать его, а когда находит, в слезах обращается к Богу с благодарностью. На утро болезнь-ревматизм приковала мать к постели. В ее болезни был повинен сын.

Отец ведет беседу с сыном о его неправильном поведении, но сын себя не считает виновным. Этим самым обижает отца.

И сестры, и больная мать просят Митю попросить прощение у отца за свой поступок, но он не хочет этого делать. Лишь слезы матери и ее просьбы растопили лед в сердце Мити, и он просит прощение.

Учитель: Самая тяжелая ноша в этом рассказе легла на плечи матери. Больше в этом рассказе действует отец Мити, но образ матери является центральным. Именно она выступает как хранительница домашнего очага, Ангел-хранитель своих детей и человек, который страстно желает своим детям добра.

Давайте обратимся к тексту и тем самым перевернем следующую страницу нашего устного журнала.


2 станица «Дискуссионная»
Учитель: Что вы узнали о семье Василия Алексеевича?

Ученик: Семья благополучная. Дети растут в обстановке доброжелательности. Дети любят родителей. Отец говорит, что когда уедет, будет вспоминать их «глазки-ласки». Дети не хотят, чтобы отец уезжал, и готовы отказаться ради этого от сладостей.
Учитель: Как вы думаете, что повело Митю на мельницу?

Ученик: Ему 15 лет, а это возраст, когда человек пытается оспаривать свое мнение. У него свое мировоззрение. Он хочет помочь чем-то людям и испытать чувство романтики, так свойственное этому возрасту.
Учитель: Был ли он прав, что убегает из дома самовольно?

Ученик: Да, он нарушает запрет, но желание попасть на плотину было выше всего. Нужно считаться с мнением других. Убегая, он доставляет боль родителям и в первую очередь матери.
Учитель: Что испытывает мать после ухода сына?

Ученик: Он заставляет ее переживать, она всю ночь не спит. А утром идет искать сына) Зачитать конец 3 главы.
Учитель: Каким автор рисует лицо матери?

Ученик: Лицо матери измучено долгою тревогою.

Учитель: Ребята, посмотрите на телеэкран, это отрывок из фильма «Война и мир». Что происходит с матерью, когда она узнает о гибели Петеньки. А Л.Н.Толстой пишет, что она за ночь поседела.
Какие чувства испытывает мать при встрече с сыном?

Ученик: Чувства радости и успокоения. Ее глаза светятся счастьем.


Учитель: Какую лексику использует автор?

Ученик: Автор использует эмоционально окрашенную лексику.

Учитель: И вот на утро мать не поднялась с постели. Отец, как и полагается сильной половине семьи, беседует с сыном.

Посмотрите инсценированный отрывок из рассказа. Это и будет


3 страница устного журнала - «Театральная»
(ребята инсценируют отрывок «Разговор Василия Алексеевича с Митей»).
Митя: (сидя на стуле и стиснув руками голову) Господи, что я наделал! И что меня понесло на мельницу? Что мне там понадобилось?
(Входит отец, Митя встает, чтобы с ним поздороваться, но отец прошел к столу и сел в кресло)
Отец: Я брат, поговорить с тобой хотел. Правда, что ты сегодня ночью ездил на мельницу?

Митя: Да.

Отец: Так это правда?.. А я, брат, когда мне рассказали, сначала верить не хотел. Что же, самостоятельные, значит, теперь люди, а? (пауза) Значит, что отец там и мать запретили, до этого нам дела нет? Я сам теперь хозяин, а? Так? Первый порыв, - что там о других думать? Пускай там мать в грязи мокнет, пускай там все… Нам-то какое дело?

(кладет карандаш и ходит по комнате)

Ну, полюбуйся теперь, послушай поди, как мать от боли стонет… А мы зато Мельникова поросенка от потопления спасали! (пауза)

Хоть бы немножко подумать о том, что делаешь! Первый порыв! Хоть бы ты о том подумал: что бы ты там помог – ты, ребенок еще! Ведь там сильные, здоровые мужики были! Ну, а хорошо было бы, если бы ты простудился и схватил тиф? Пролежал бы три месяца, от товарищей отстал бы, и оставили бы тебя на второй год. Да еще слава Богу, если бы только тиф. Ну, а если бы ты утонул? Тебе наше горе, наши слезы нипочем?

(останавливается около Мити)

Друг мой, не забывай, что ты у нас один. Мы с матерью – старики,

не сегодня – завтра умрем, - на кого сестры останутся? На тебе, брат, лежат священные обязанности, и ты не имеешь права относиться к ним с легким сердцем.

Ну, так не будем же, голубчик, ссориться с тобой. Пожалуйста, только чтобы этого вперед никогда не было. Я понимаю, ты поступил так не от злого сердца; подумай же хоть немножко над тем, что ты делаешь.



Митя: Я не виноват!

Отец: Не ви-но-ват?

(изменив голос отец со злобой говорит дальше)

Ты себя, Митя, не считаешь виноватым?

Митя: Нет.

Отец: Ах, тогда другое дело! Тогда, разумеется, другое дело.

В таком случае мне с тобой говорить не о чем.

(уходит из комнаты)
Учитель: Как ведет себя отец в разговоре?

Ученик: Отец любит своих детей, желает им добра. Он и любящий муж. Он беспокоится за жену. Василий Алексеевич не повышает голос, а это признак воспитанности. Он пытается убедить сына, чтобы тот осознал свою вину.
Учитель: А что можете сказать о сыне?

Ученик: Меня удивило поведение сына. Он не хочет слушать отца, а ведь мама заболела по его вине.
Учитель: Что происходит после разговора с отцом?

Ученик: Больная мать просит сына попросить прощение у отца. Она скрывает свою физическую боль. Для нее важнее моральная атмосфера в семье, она стремится оградить своего сына от дальнейших жизненных неудач, направить его в правильное русло.


Учитель: А что Митя на самом деле чувствует себя невиноватым?

Ученик зачитывает строки из 5 главы: «Неправда, я был виноват, я чувствовал себя виноватым. Какой-то бессмысленный, самому мне непонятный порыв вырвал у меня это грубое «нет!».
Учитель: В чем убеждает больная мать сына?

Учитель: Больная мать считает, что Мите необходимо извиниться перед отцом. С добрыми словами она обращается к сыну, называет его «голубчиком». Она не может позволить, чтобы ее сын доставлял неприятности членам семьи и сам страдал от этого.
Учитель: Что и кто заставил Митю осознать свою вину и попросить прощение у отца, а значит и у всех?

Ученик: Во-первых, добрые слова матери. Во-вторых, ее просьбы не могут оставить равнодушным никого. Она своей нежностью растопила ледяное сердце сына.

Митя понял все. Совесть его замучила бы потом, если б он не извинился. Одиночество. Его бы стали все игнорировать, даже младшие сестры..


Учитель: Почему отец не прощает сына сразу?

Ученик: Он очень обижен, удивлен поведением сына, ему больно и обидно видеть все это.

7 глава: «У меня сердце кровью обливается, как представлю, что ждет тебя в будущем с твоим характером».



Учитель: Да, ребята, долг каждого из родителей предостеречь свое дитя от всех жизненных неудач. Особенно низко следует поклониться больной матери, которая не ропщет на боль, а свято исполняет свои обязанности хранительницы домашнего очага. И обижать ее никто не имеет права.

У поэта, Виктора Гина, есть хорошее стихотворение, которое так и называется «Не обижайте матерей». И как вы понимаете, мы переходим к следующей


4 странице – «Поэтической»
(стихотворение выразительно читает наизусть ученик)

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И спорить с этим невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.
Учитель: Мы с вами, ребята, живем в сложное время. Поруганы многие святыни, разрушены идеалы, сквернословие стало чуть ли не нормой языка. А ведь от плохих мыслей – человек приходит к скверным делам. А.С. Макаренко писал: « Матерное слово есть неприкрашенная мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человечной красоте…»

Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом»

(Ученица читает стихотворение наизусть)

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идет от слова «Мать»,

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!
Учитель: Проходят годы и века, приходят новые моды, отметая на своем пути старое, а образ женщины – Матери всегда будет для человечества идеалом красоты и нежности.

Есть в природе знак святой и вещий,

Вечно обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с младенцем на руках.

Обратите внимание на мини-выставку.


( на доске помещены репродукции картин)
Здесь репродукции картин разных эпох и народов: Джованни Беллини «Мадонна», Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте», «Богоматерь Владимирская» и «Богоматерь» Васнецова, «Молодая мать» Щербакова.

В.В. Вересаев посвятил картине «Сикстинская мадонна» свой рассказ «Мать» (зачитать отрывок из этого рассказа).

Это была
5 страница – «Художественная»

К образу матери обращались не только поэты и художники, но и композиторы. И сегодня мне хочется, чтобы вы послушали песню из репертуара ансамбля «Белый день», которая называется «Мама».


За рекою туманы, за рекой непогода,

А за синем туманом где-то солнце встает.

Только мама седая, моя милая мама,

У крылечка родного свою доченьку ждет.

Я приеду к тебе, моя мама,

Поцелую морщинки твои.

Пусть проносятся годы упрямо,

Только ты, моя мама, живи!

Разлетаются дети – это часто бывает,

Кто на юг, кто на запад,

Много дел да забот.

Только мама все помнит, мама не забывает

И на твой день рожденья

Телеграмму пришлет.

Припев.

Будут вечно проблемы, будут вечно заботы



И дежурные фразы, и скупые слова.

Только мама не вечна,

Ты пойми это сразу,

Ты пойми это раньше,

Пока мама жива.

Припев.
Это была


6 страница – «Музыкальная»

Учитель: Ребята, вы уже взрослые люди, совсем скоро вы уйдете от нас, улетите из родительского гнезда в большую жизнь.

Мне очень хочется, чтобы вы никогда не забывали своих матерей. Куда бы ни забросила вас судьба, помните, что есть один человек, который свое сердце, все свои думы отдает вам. Это она, ваша мама, мысленно будет предостерегать вас от неудач, а за ваши успехи будет радоваться до слез. Пожалуйста, запомните мои слова, ведь это слова и учителя, и женщины, и матери.


Домашние задания:

1. Представьте, что вы уже окончили школу, поступили

учиться, вы так скучаете по дому, а особенно о

маме. Напишите ей письмо, используя самые добрые и

нежные слова, слова благодарности.

2. Написать письмо-осуждение брату, который обидел



вашу маму своим поведением.
2. Оформить самому поздравительную открытку к Дню

рождения мамы и сочинить текст.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет