С. Е. Вершинин Звуковой ландшафт города: проблемы гармонизации



жүктеу 226.1 Kb.
Дата17.10.2018
өлшемі226.1 Kb.

С.Е. Вершинин

Звуковой ландшафт города: проблемы гармонизации
Аннотация: В статье рассматриваются экологическая и коммуникативная стороны городского звукового ландшафта. Анализируются голоса индивидуальных и коллективных субъектов, социальные шумы, звуковая агрессия внутри и посредством мегаполиса, стратегии акустической социализации и акустического самоопределения, проблемы межэтнического звукового взаимодействия, «конфессиональные» звуки.
Ключевые слова: звуковой ландшафт, социальные шумы, акустическая экология, голоса субъектов социального(межэтнического) взаимодействия.

S.E.Vershinin

The soundscape of the city: problems of harmonization
Abstract: The article discusses the environmental and communicative urban soundscape. Analyzes the voices of individual and collective actors, the social noises, sound aggression within and through the metropolis, strategies of socialization acoustic and acoustic-determination, problems of interethnic interaction of the sound, "confessional" sounds.
Keywords: soundscapes and social noise, acoustic ecology, the voices of the subjects of social(interethnic) interaction

Среди многочисленных направлений социологии города достаточно скромное место занимают отечественные работы по анализу городского пространства как акустического феномена. Между тем данная тема становится все более актуальной в процессе развития городов и улучшения качества жизни горожан. Один из важнейших аспектов этой темы - исследование звукового ландшафта города в его многообразных проявлениях. Основоположником данного направления можно считать канадского композитора и «отца» акустической экологии Р.М. Шейфера1. В отечественной научной литературев последнее десятилетие стали появляться работы, посвященные истории, структуре и семантике звукового ландшафта. Появляются исторические описания звуковых ландшафтов различных городов2, а также целых регионов3. Однако - если сравнивать развитие исследований акустики города с другими отраслями научного знания - можно зафиксировать определенную асимметрию.

Феномен звуковой активно изучается в биоакустике, строительной, медицинской акустиках, архитектурном саунд-дизайне и в автомобилестроении. Если брать философию, то проблемам звука были посвящены фундаментальные работы А.Белого «Глоссолалия», О. Розенштока-Хюсси «Речь и действительность», Р. О. Якобсона «Звук и значение», С.Н.Булгаков «Философия имени»4. В культурологии проблемы звука обсуждались в работах М. Макклюэна «Галактика Гутенберга», Ж. Делёза «Кино»[11,с.557-567]5. В настоящее время в европейских университетах открываются курсы, посвященные Sound Studies6. Во многих европейских странах созданы аудиоархивы7 и фонотеки различных звуков. Делаются попытки описать не только звуковые ландшафты различных цивилизаций(археоакустика)[34], но и эпох в целом, например, создать акустический портрет ХХ века[35].Нижеследующие рассуждения являются попыткой описать некоторые важные, на наш взгляд, феномены городской звуковой жизни, требующие углубленного анализа.

Звуковой ландшафт города можно определить как совокупность технических, социальных, природных звуков, составляющих звуковую среду, в которой существуют его жители. Классифицировать звуковой ландшафт можно по различным критериям, но, прежде всего, отметим, что по источнику возникновения звуки могут быть природные и социальные.

Природные звуки – это звуки живой (шелест листьев на деревьях, пение птиц, звуки животных и т.д.), и неживой природы(шум ветра, урагана, шум дождя, журчание ручья). Для нашего рассмотрения они не играют большой роли, однако, при анализе качества жизни в городах соотношение природных и естественных шумов может быть важно. Возрастание объема зеленых насаждений, создание лесопарков будет означать увеличение доли природных звуков в общегородском ландшафте.

Социальные звуки – это звуки, произведенные человеком и средствами его жизнедеятельности. При этом мы будем придерживаться предложенного Ж. Делёзом разделения таких звуков на голоса, музыку и шумы[11,c.559]. Любое поведение человека является одновременно и звуковым поведением - при взаимодействии с окружающей средой и другими индивидами он издает определенные звуки, которые - в условиях повторения и воспроизводства - превращаются в определенные звукокомплексы.

Сам человек в процессе своей жизнедеятельности всегда существует в определенной звуковой оболочке, за ним тянется звуковой шлейф - и как можно представить собственную идентичность без коллективной и индивидуальной звуковой памяти? Известный польский социолог П. Штомпка, понимая близость этнометодологии к звуковым исследованиям, перечислял ситуации звукового взаимодействия: «аплодисменты как выражение одобрения, очередность говорящих в беседе, согласование вердикта присяжными, обсуждение гипотез учеными в лаборатории или астрономов в обсерватории, совместная прогулка в парке, приветствие группы знакомых в вестибюле ресторана, импровизация джазовых музыкантов, массовые игры и т.п.»[32,c.116]8.

Взаимодействие индивидов между собой и с техникой тем более порождает определенную звуковую структуру, которая может называться шумом, но здесь надо сделать оговорку. Шум мы понимаем не в физическом смысле - как функционально излишние и вредные звуковые сигналы, а в социальном - как совокупность известных звуковых знаков и символов, несущих для индивидов и групп определенную смысловую нагрузку9.

Классификация шумов возможна по различным основаниям. Теоретик футуризма Л. Руссоло красочно описал в своем манифесте «Искусство шума»(1913) 6 групп так называемых «базовых шумов»: 1)Рёв, громыхание, взрывы, рык, удары, гул. 2)Свист, шипение, пыхтение. 3)Шёпот, бормотание, бубнение, ворчание, бурчание. 4)Визг, скрип, шорох, жужжание, хруст, трение. 5)Шум от удара по металлам, дереву, коже, камням, керамике и т.п. 6) Голоса животных и людей, крики, визги, вопли, стенания, улюлюканье, вой, хрип, рыдание[25].

Для целей нашего анализа возможно выделение – не столь живописное, как у Л. Руссоло - двух основных групп шумов:

1) Технические шумы: промышленный, строительный, автотранспортный, железнодорожный, авиационный, от инженерной инфраструктуры.

2) Собственно социальные шумы. Они могут быть разделены:

а)по сферам жизнедеятельности: экономической(звуки на рабочих местах в организациях), политической - от «фоноцентрической организации власти»(К. Эппинг-Йегер) (выступления руководителей различного уровня, манипулирование массовым сознанием со стороны СМИ, прежде всего, радио и телевидения)до звуков политических акций (митинги, демонстрации, шествия, сопровождаемые мегафонными голосами, передвижными агитмашинами с громкоговорителями, выстрелами, ударами касок по асфальту и по пустым кастрюлям)10, спортивной - звуки спортивных соревнований (крики болельщиков, сирены, свистки, вувузелы и пр.).

б) По социальным институтам. Особое место занимают здесь институты социализации – прежде всего, детские сады и школы, так как в них происходит процесс звуковой социализации. Дети приучаются к определенной акустической дисциплине, соблюдение правил которой и будет свидетельствовать об их звуковой адаптации к обществу. Детские сады, которые, с другой стороны, являются мощными источниками звукопорождения, в одних культурах вызывают чувство восхищения, в других – становятся источником конфликтов11.

в)Социальные шумы могут быть выделены с точки зрения повседневности или праздника. Праздничный ландшафт отличается от повседневного наличием событий и мегасобытий, имеющих свои акустические особенности – это ярмарки, фейерверки, гуляния, концерты и пр. Громкоговорители, доставшиеся в наследство от советского времени, продолжают обозначать свое агрессивное присутствие не только в праздничной жизни (парки культуры и отдыха, берега рек и водоемов), но и в повседневной жизни - на городских улицах12. Рассмотрим два существенных аспекта городского звукового ландшафта - экологический и коммуникативный.
Экологический аспект городского звукового ландшафта
Понятие звукового ландшафта города связано, прежде всего, с проблемами экологии и влияния шумов на здоровье городского населения. Убыстряющиеся темпы жизни современной городской цивилизации обостряют противоречие между разными потребностями общества: в развитии, в данном случае - в транспортной мобильности и структурном изменении городской среды, - и в самосохранении, что может проявляться в в требовании тишины и покоя. Мобильность, в частности, означает необходимость передвижения большого количества горожан по городу и между населенными пунктами в течение рабочего дня, а затем - с целью удовлетворения личных потребностей в отдыхе, воспитании детей, обеспечения семьи продуктами и т.д. Это противоречие является основным и, по всей видимости, неустранимым в ближайшей перспективе. Последствия этого противоречия хорошо известны: многообразный шум вызывает не только депрессию, но и язву желудка, инфаркт миокарда и очень часто становится причиной ранней смерти. Жертвами, прежде всего, уличного шума становятся сотни тысяч человек во всех развитых странах мира. Общеизвестно, что сердечно-сосудистые заболевания возникают при постоянном ночном шуме силой около 50 децибел или выше, а для бессонницы может хватить 40-42 децибел13.

Для борьбы с такими последствиями на муниципальном и государственном уровнях принимаются многочисленные законы, предписывающие порядок строительных и ремонтных работ в дневное и ночное время. Одной из самых известных программ является программа 2002/49/EG,принятая Европейским Союзом в 2002 г.Она потребовала от всех стран-членов этого союза до 2007 г. составить и до 2012 г. актуализировать шумовые карты:1) городов с населением свыше 250 тыс.человек, 2)железнодорожных путей и вокзалов с нагрузкой свыше 60 тыс.поездов в год, 3)крупных аэропортов(свыше 50 тыс. взлетов и посадок)[37]. В некоторых европейских странах(например, ФРГ) были введены должности уполномоченных по проблемам покоя.

Однако борьба с шумом ведется и более мягким путем: возникают новые формы акустического взаимодействия людей и техники в городе, которые свидетельствуют о дифференциации и гуманизации звукового пространства -шумовая разметка улиц, шумопоглощающий асфальт, шумозащитные экраны, тормозные колодки из полимеров, поющие дороги, вибросирены для скорой помощи14. Звуковой ландшафт изменяется – например, в ФРГ в 2004 г., а в Финляндии в 2006 г., появились говорящие мусорные урны, которые благодарят прохожих за то, что они аккуратно выкинули мусор15. В Берлине(ФРГ) еще в 2001 г. были оборудованы так называемые «места для слушания»(Hoerstelle), благодаря которым можно услышать историю того или иного архитектурного ансамбля или части города[36]. Идея шумовых карт также получила развитие – любителями звуков стали создаваться в Интернете звуковые карты городов, к которым можно добавлять по своему желанию те или иные записанные звуки16. Пересмотру подвергаются ставшие стандартными ситуации - например, анонимные голоса, объявляющие остановки метро и другого городского транспорта. Дикторами метро становятся известные артисты - таков эксперимент, который проходил в Санкт-Петербурге в 2009 г. В рамках этого эксперимента состоялся конкурс на диктора петербургского метро и остановки на различных линиях стали объявлять знаменитые артисты и музыканты – Э.Пьеха, М.Боярский, А.Розенбаум и др17.

Вышеприведенные инициативы пытаются решить вечную проблему звукового комфорта в городах – причем не только на улицах, но и в жилых помещениях, торговых центрах, офисах и различных публичных помещениях. При этом возникают проблемы, на которые, по крайней мере, следует указать. Это, во-первых, проблема социальной разновременности существования. У каждой социальной (профессиональной, этнической, демографической) группы или субкультуры существует свой ритм повседневной и праздничной жизни – это могут быть различные временные рамки рабочего времени или отдыха, разное по наполнению звуками пространство их жизнедеятельности. Возникает проблема сосуществования и синхронизации общегородского ритма жизни с помощью определенных сигналов и событий. Такие синхронизирующие сигналы издавна упорядочивали общегосударственную и городскую жизнь. В советское время это мог быть бой часов на Спасской башне, передачи «Утренняя гимнастика» и «Пионерская зорька» по Всесоюзному радио и т.д. В постсоветское время остались выстрелы из пушки(Санкт-Петербург) или заводские гудки в исчезающих фабричных городах. Мы оставляем открытым вопрос о том, возможно ли возникновение новых синхронизирующих звуковых сигналов, символизирующих целостность городского пространства.

Особое место занимает стихийный звуковой дизайн торговых улиц и торговых центров. Там потребители - и тем более продавцы - практически бессильны перед звуковой рекламой и громкой музыкой. Торговые улицы(например, улица Вайнера в Екатеринбурге) превращаются в места звуковых пыток прохожих, так как в нескольких метрах друг от друга находятся магазины, которые транслируют разную рекламу и музыку. В результате возникает звуковой хаос, который превращает прогулку в центре города в бегство от звукового насилия. Такой хаос требует не только законодательного регулирования со стороны городской администрации, но и вовлечения городской общественности в обсуждение проблем зональной звуковой дифференциации.
Коммуникативный аспект городского звукового ландшафта
В коммуникативном аспекте городской ландшафт – это совокупность разнообразных голосов индивидуальных и коллективных субъектов, создающих специфическую полифонию города.

Индивидуальные голоса – это разговоры на улице, в общественном транспорте, на работе, выступления на различных мероприятиях, пение уличных музыкантов, бормотание попрошаек. Сюда следует добавить и голоса различных домашних животных, зачастую создающих дискомфорт(утренний лай собак у подъезда жилого дома и т.д.)18.

Коллективные голоса – крики манифестирующей толпы, гул праздничной толпы, многоголосие политического митинга, скандирование демонстрации протеста, аккорды оркестров, вопли болельщиков на стадионе и после окончания спортивных состязаний, собрания трудовых коллективов, выступления обманутых вкладчиков и т.п.

Проблема взаимодействия голосов горожан друг с другом на дорогах, тротуарах, в магазинах часто переходит в проблему звуковой агрессии, прежде всего, в мегаполисах. Звуковая агрессия может проявляться в приватизации звукового пространства - громкой музыке в тихой дачной местности, в машине на городской улице, в ресторане или кафе, салюте в честь какой-то фирмы на городском пруду. Если же вспоминать советское время, то ярким свидетельством повышения своего социального статуса являлось выставление магнитофона с модными записями прямо на подоконник. Другие формы звукового давления и агрессии - звуковая атмосфера в студенческих общежитиях, ссора с соседом на лестничной площадке, и т.д. Любовь к сотовым телефонам у множества россиян превратилась в национальное бедствие, непрерывные разговоры по сотовому телефону в общественном транспорте представляют собой новый вид повседневного звукового террора горожан.

Подобные социальные факты заставляют ставить вопрос о праве на личное акустическое пространство. Такое право должно быть закреплено юридически, но пока это самоопределение происходит, по большей части, стихийным образом. Оно может проявляться в активной форме – то есть в борьбе за свои звуковые права, в данном случае – за право на групповую или индивидуальную тишину или покой. Выселения шумных соседей, вызов полиции к разгулявшейся компания, публичный протест против музыкальных вкусов водителей-гастарбайтеров в маршрутках являются примерами такой позиции.

Противоположная стратегия акустического самоопределения - звуковая изоляция. Стратегии звуковой изоляции могут проявляться в стремлении обеспечить приватную акустическую нишу - максимально тихое жилое пространство внутри квартиры(как вариант капитуляции - беруши), в средстве передвижения(аудиодизайн в современных автомобилях), наконец, выстраивания собственного звукового фона, противостоящего внешним звуковым сигналам (человек в наушниках как примета начала 21 века)19.

Акустическое самоопределение своего социального поведения означает, что звуковые права отдельных индивидов должны сопровождаться их звуковой ответственностью (например, громкость интонации в определенных социальных ситуациях). Вообще, свидетельством звуковой социализации является соответствие звукового поведения индивида существующим звуковым стандартам взаимодействия с другими индивидами. Тогда можно говорить об определенном акустическом этикете, являющемся неотъемлемой частью звуковой культуры города20.

Особое внимание при рассмотрении коммуникативных аспектов городского звукового ландшафта заслуживает сфера межэтнического взаимодействия. В связи с появлением в крупных европейских и российских городах значительных групп живущих и работающих там мигрантов, возникают ситуации, которые нарушают сложившиеся звуковые традиции и стереотипы, сложившиеся в сознании местного населения. Перечислим лишь некоторые из ситуаций, создающих предпосылки конфликтного межэтнического взаимодействия.

Первая ситуация – усиление этнического многоголосия в звуковом ландшафте крупного города. Все чаще в прессе и Интернете обсуждается вопрос о том, могут ли мигранты разговаривать на своем языке в публичных местах - на улицах, в транспорте, по месту жительства? Если в торговых центрах многих зарубежных стран действует запрет на разговоры в торговом зале, то на улицах все чаще можно услышать чужую речь. В бывших моноэтничных странах дискуссии на темы: на каком языке надо разговаривать в семьях мигрантов, можно ли мигрантам говорить в общественном транспорте на своем языке? – поощряются и получают со стороны официальных властей положительное решение[26]. При этом, однако, существуют звуковые привычки местного населения (особенно в тех местах, где не развит въездной туризм) - когда чужая для горожан речь приводит к ощущению нарушения своего персонального и группового акустического пространства. Как следствие, может возникнуть отчуждение от своего района, улицы, дома, которое, - при наличии определенных условий,– приводит к возникновению социальной напряженности.

Вторая ситуация - это восприятие городскими жителями «конфессиональных» звуков, то есть звуков, связанных с отправлением религиозных обрядов. Дискуссии, происходившие в Швейцарии по поводу строительства новых мечетей (в 2009 г. и позже), показали, что для многих именно призывы муэдзина к молитве стали символом нарастания культурного влияния мигрантских мусульманских групп. Споры вокруг минаретов, разгоревшиеся в Швейцарии еще до референдума 2009 г., показали, по мнению экспертов, что значительная часть населения безоговорочно признает свободу совести, провозглашенную конституцией, но при этом не считает необходимым строительство минаретов, на которых затем устанавливаются громкоговорители[6].

С христианскими звуковыми традициями также могут возникать проблемы. Тенденции создания максимального социального комфорта и высокого уровня жизни приводят к тому, что экологическое сознание приходит в столкновение с конфессиональным сознанием – традиционные звуки при отправлении христианских и мусульманских религиозных обрядов начинают восприниматься с точки зрения соблюдения законов о тишине. Так, например, жители некоторых населенных пунктов Европы и России жалуются на то, что колокола издают слишком много шума21.

Подводя итоги всему вышесказанному, подчеркнем, что восприятие звукового ландшафта города может развиваться в позитивном(позитивный звуковой ландшафт - П.Къюзэк) или негативном направлении. Звуковые индикаторы оказываются важными показателями развития качества городской жизни. Исследования звуковых аспектов городского пространства в самых различных аспектах может способствовать дальнейшему развитию этносоциологии, социологии города и аудиосоциологии.


Список использованных источников:


  1. Антипова Т. Музыка и бытие. Смысл толкования в контексте толкования смысла. - М.:  Московская консерватория, 1997. – 280 с.

  2. Бысько М. В Шумология// Медиамузыка.2014. № 3. URL:http://mediamusic-journal.com/Issues/3_6.(дата обращения 13.02.2015). См. также Cайт Сергея Вершинина: материалы к докладу «Аудиосоциология»[электронный ресурс].URL: www. werschinin.ru (дата обращения 20.01.2016)

  3. В Англии открылись бесплатные курсы собачьего языка URL:http://www.newsru.com/world/17may2006/gavgav.html(дата обращения 13.02.2015)

  4. В Подмосковье ввели "тихий час" //M24 –Москва 24. URL:http://www.m24.ru/articles/33858?attempt=2(датаобращения13.02.2015).

  5. В Финляндии появились "говорящие" мусорные урны // NEWS.ru.com.URL:http://www.newsru.com/world/13jul2006/urny.html(датаобращения13.02.2015).

  6. В Швейцарии запретили строительство минаретов //NEWS.ru.com.URL: http://www.newsru.com/religy/30nov2009/minarety.html (дата обращения 13.02.2015)

  7. Васильченко Е.В. Звук в системе культуры мировых цивилизаций. - М.: РУДН, 2012. – 169 с.

  8. Вершинин С.Е. Политическая жизнь общества как звуковая реальность // Политекс. – Том.2. - № 3. Санкт-Петербург, СпБГУ, 2006. С.219-228.

  9. Гуревич А.Я. Москва в начале XX века. – М.: SalamandraPVV, 2010. – 212 с.URL:http://www.etheroneph.com/audiosophia/298-zvuki-moskvy-v-nachale-xx-veka.html(дата обращения13.02.2015).

  10. Деденева A.A. Звуковой ландшафт города Казани XIX - начала XX вв.//Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2013. – Сб. статей, т.4. Казань 2013. – С.16-18.

  11. Делёз Ж. Кино. - М.: Ad Marginem, 2004. – 622 с.

  12. Динкевич М. Британские власти наняли знаменитостей озвучивать урны//Вести.Ru.26.09.2011.URL:http://www.vesti.ru/doc.html?id =580468 &580468 (дата обращения13.02.2015).

  13. Житель Британии пожаловался на шум от колоколов. URL:http://chitatravel.ru/shum-ot-kolokolov.html (дата обращения13.02. 2015)

  14. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1981. –160 с.

  15. Звуки города Екатеринбурга / Звуки мийса. Звуки окружающего мира, записанные на цифровой рекордер. URL:http://www.sounds-miice.com/zvuki-goroda-ekaterinburg(дата обращения13.02.2015).

  16. Звуковой ландшафт города - какая она, музыка мегаполиса // Эхо МосквыURL:http://www.echo.msk.ru/programs/gorod_ot_uma/1113144-echo(дата обращения13.02.2015).

  17. Казакова С.В. Аудиальная культура: сущность, структура, функции. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19277/1/iurp-2010-81-06 (дата обращения13.02.2015).

  18. Крехалева Е. А. Топология звукового ландшафта русского Севера. URL:www.gramota.net/materials/3/2012/12-2/23.html(дата обращения13.02.2015).

  19. Нестерова Е.И..Вслушиваясь в прошлое: звуковая история в поисках своей терминологии // Вестник РГГУ. 2013. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» - М.: РГГУ, 2013. С. 80 - 87. URL: http://rggu-bulletin.rggu.ru/binary/2628951_61.1376485153.89599.pdf(дата обращения13.02.2015).

  20. Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. – М.: Молодая Гвардия, 1991. – 270 с.

  21. Вершинин С.Е. Повседневный звуковой ландшафт города как поле межэтнических взаимодействий // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей. Материалы XVII Международной научно-практической конференции гуманитарного университета 14-15 апреля 2014г. Т.1, Екатеринбург, 2014. С.79-82.

  22. Поспелов Б.В. Основы речевокальной сонологии: учебник. - М., МГУ, 2001. – 143 с.

  23. Розенбаум, Пьеха и Боярский станут дикторами в петербургском метро // Российская газета. 04.05.2009. URL:http://www.rg.ru/2009/05/04/reg-szapad/piter-metro-anons.html (дата обращения:13.02.2015).

  24. Румянцев С.Ю. Книга тишины. Звуковой ландшафт города. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.- 247 с.

  25. Русолло Л. Искусство шумов. URL:http://www.etheroneph.com/audiosophia/112-lrussolo-iskusstvo-shumov.html(датаобращения13.02.2015).

  26. Русская речь в немецком трамвае: на каком языке предпочитают общаться мигранты. URL: http://baursak.info/?p=53173 (дата обращения13.02.2015).

  27. Тэйлор Р. Шум. — М.: Мир, 1978. – 308 с.

  28. Хазрат Инайят Хан - Мистицизм звука. URL: www. koob.ru (дата обращения:13.02.2015).

  29. Хлюпин С. Молодёжи грозит глухота. URL: http://www.cyberstyle.ru/newsline/504-.html(дата обращения13.02.2015).

  30. Чубукова М. Город: пространство звука.URL:
    https://soundcloud.com/margarita-chubukova/sets/soundscape-of-moscow(дата обращения13.02.2015).

  31. Шерель А. Аудиокультура ХХ века. М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 575 с.

  32. Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007. – 150 с.

  33. Bijsterveld K. Soundscapes of the Urban Past. Staged Sound as Mediated Cultural Heritage. Bielefeld: Transcript Verlag 2013. – 230 p.

  34. Corbin A. “Die Sprache der Glocken”. Laendliche Gefuehlskulrtur und symbolische Ordnung im Frankreich des 19 Jahrhunderts. Fr.a. – M.,1995. – 501 s.

  35. Gerhard Р. und Schock R (Hg.) Der Sound des Jahrhunderts. Einakustisches Porträt des 20.und beginnenden 21. Jahrhunderts. Bonn/Berlin: Bundeszentrale für politische Bildung, 2013. – 511 s.

  36. Hoerstelle URL: http://www.hoerstelle.de/hoert.htm (дата обращения13.02.2015).

  37. Richtlinie 2002/4/EG des EuropaeischenParlaments und des Rates vom 25. Juni 2002 über die Bewertung und Bekаеmpfung von Umgebungslаеrm // Amtsblatt der Europäischen Gemeinschaften L 189/12 18.7.2002.URL:http://www.europarl.europa.eu/brussels/website/media/Basis/InternePolitikfelder/Umwelt/Pdf/Richt_Laerm_Umgebung.pdf(дата обращения:13.02.2015).

  38. Smith M., Hearing history: a reader. - London Athens and London: The Un of Georgia Pet al., 2004. – 370 p.

  39. Sound maps / Звуковые карты: видите, так лучше слышно?! // URL: http://www.podst.ru/posts/6080/(дата обращения13.02.2015).

  40. Sound Studies URL:http://en.wikipedia.org/wiki/Sound_Studies; http://www.udkberlin.de/sites/soundstudies/content /index_ger.html (дата обращения13.02.2015)

  41. Truax B. Acoustic Communication. - 2nd edition. - Westport CT: Ablex Publishing, 2001. – 284 p.

  42. Volmar A., Schröter J. (Hg.) Auditive Medienkulturen:  Techniken  des Hörens und Praktiken der Klanggestaltung.  Bielefeld: Transcript Verlag, 2012. – 350 s.

  43. URL:http://rggu-bulletin.rggu.ru/binary/2628951_61.1376485153.89599. pdf(дата обращения13.02.2015).

  44. World Forum for Acoustic Ecology (WFAE).URL: https://www.facebook.com/worldforumforacousticecology.wfae?fref=ts(дата обращения13.02.2015)

Опубликовано в: Социальное пространство современного города/под ред. Г.Б. Кораблевой, А.В. Меренкова - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 100-112.





1 О звуковом ландшафте см.работы известного канадского композитора и теоретика звука: R.M.Schafer «TheTuningoftheWorld» (1977), переизданную позже под названием «TheSoundscape» (1994). Он же является создателем звуковой карты Ванкувера (одной из первых в мире). Среди множества работ зарубежных авторов отметим[38,40,41,42].С нашей точки зрения, основоположником российских исследований следует считать русского композитора и музыкального теоретика Арсения Авраамова с его «Симфонией города»(1923 г.)

2Среди работ русскоязычных авторов отметим: Румянцев С.Ю. Книга тишины. Звуковой ландшафт города.[24].Одно из лучших литературных описаний звукового ландшафта – в книге Гуревича А.Я. Москва в начале XX века[5]. О звуковом ландшафте Москвы 2013 года см.[19].См., также[6]. К данной теме начинают обращаться и СМИ. См., например, запись передачи радиостанции «Эхо Москвы»: Звуковой ландшафт города - какая она, музыка мегаполиса[16].

3 Приведем лишь некоторые примеры: Крехалева Е. А. Топология звукового ландшафта русского Севера[18].Исследовательское направление, связанное с изучением звуковых ландшафтов и звуковой экологией в аспекте искусствоведения, зародилось в рамках проекта «Голос в культуре», начатого сектором инструментоведения Российского института истории искусств в 2004 г.  Были организованы конференции на темы: «Ритмы и голоса природы в музыке» (2011) «Музыка природы: звукоподражание в обряде и искусстве» (2012),  «Звуковые ландшафты и музыка» (2013), «Экология музыки и звуковые ландшафты: храм, монастырь, город»(2014)[43].

4См. такжe концепцию индийского музыканта и философа Хазрат Инайят Хана[28].

5. См. также:[1,7,19, 20, 22]

6См. также страницу Всемирного форума акустической экологии(WFAE)[44].

7 British Library–Sounds; DeutschеVolksliedarchiv in Freiburg; RegensburgerVolksmusik-Portal; Archiv des OesterreichischenVolksliedwerkes in der OesterreichischenNationalbibliothek; ArchivfüralltaeglichesErzaehlen in Hamburg; Archiverzaehlter Geschichte in Jena; Migration-audio-archiv ит.д..

8Одна из сторонниц этнометодологии А. Роулс отмечает далее: «общественные факты – это движения и звуки, замечаемые свидетелями действия, участниками общественных собраний, которые должны быть распознаваемы другими как действия особого рода, чтобы общественный процесс был понимаем участниками»[32,c.118].

9 Р.М. Шейфер, изучая городской шума, разработал понятие саундскейпа и ввел различение Lo-Fi и Hi-Fi, то есть попытался дифференцировать окружающую звуковую среду с точки зрения ее восприятия. Более подробно о шуме см.:[2,27]

10 Cм.[8].

11Проблема детского шума в самолетах, гостиницах, местах отдыха и негативной реакции на него многочисленных чайлдфри и синглов требует отдельного анализа. С другой стороны, массовая культура чутко откликается на запросы такой социальной группы и выпускает компакт-диски с записями различных звуков (покашливание, шелест страниц, позвякивание посуды), создающих иллюзию социальности. В условиях постсоветской атомизированной действительности универсальным социальным компенсатором становится непрерывно работающий телевизор.

12 Ностальгия по советскому в таких случаях превращается в удивительные проекты. Так, в Екатеринбурге в 2006 г. планировалось запустить передачи одной из радиостанций на центральной улице Ленина в рабочие дни с 18 до 22, а в праздники с 11.00 до 22 00. Предполагалось задействовать более 60(!) громкоговорителей.

13Приведем в качестве примера общеизвестные градации звуков: слуховой порог - 0 децибел, уровень звука в зимнем лесу в безветренную погоду - 3 дб, шорох листьев в летнем лесу – 10 дб., шёпот на расстоянии в 1 метр – 20 дб., нормальная разговорная речь – 50 дб. Шум на оживлённой улице - 60 дб. ночью и 70 – днём, вагон метро - 95 дб., шум реактивного самолёта на высоте в 600 метров - 105 дб., отбойный молоток – 120 дб., болевой порог - 140 дб., смертельный уровень звука - свыше 180 дб. Установление нормы шума на рабочем месте в Европейском Союзе - не более 87 дб. - влечет за собой возникновение множества проблем. В частности, под вопросом оказывается работа симфонических оркестров, так как там в моменты крещендо например, при исполнении оперы «Летучий голландец» Р. Вагнера, звук достигает 115 дб.

14Во многих странах и городах приняты законы об обеспечении тишины и покоя, которые регламентируют время производства шума - не только утром и вечером, но и днем, Так, например, «…в Московской области вступил в силу закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан», который запрещает шуметь с 13.00 до 15.00. В «тихий час» запрещено включать телевизор на полную громкость, слушать громкую музыку, использовать шумную технику и играть на музыкальных инструментах. Кроме того, жителям Подмосковья запрещается шуметь с 21.00 до 8.00 часов в рабочие дни и с 22.00 до 10.00 в выходные»[4]. См. также нормативный документ «СНиП 23-03-2003».

15В Великобритании эту идею усовершенствовали и добавили к голосам еще и музыку. «…Урны Лондона будут говорить со столичным акцентом, а контейнеры, установленные в других городах, будут озвучены с учетом особенностей местных диалектов и говоров. В озвучивании мусорных баков приняли участие актеры из сериала «Секретные материалы», оперная певица Дженис Келли, регбист Кенни Логан и другие актеры, певцы и спортсмены»[12].

16 Таков проект «Open Sound New Orleans» со звуковой картой по трем аспектам - «голоса», «музыка» и «атмосфера» и темами: «восстановление после урагана Катрина», «бизнес», «соседи» и «сообщества»… Похожим путем идет и сайт «Sound Seeker», накладывающий полевые записи своих пользователей на карту Нью-Йорка. Или вот звуковая карта Монреаля... Также в этой категории много политически ориентированных работ. Проект Хейди Бойсверт «sonicWarfare» демонстрирует слушателям карту делового и торгового района Манхэттена, на которую наложена полупрозрачная карта Багдада, куда в 2002 году вторглись американские войска. Вы следуете по улице и слышите запись воображаемой войны - автор хочет добиться того, чтобы каждый начал восприниматься этот конфликт как личную трагедию»[39] . Звуки города Екатеринбурга можно услышать здесь:[15].

17Правда, после различных террористических актов, совершенных в последние годы в разных городах России, звуковая атмосфера в транспорте серьезно изменилась - постоянные объявления в метро, трамвае, автобусе, обращенные к пассажирам - «не забывайте свои вещи» - звучит как предупреждение о необходимости постоянной готовности к новому теракту.

18 Подобная ситуация заставляет реагировать организацией различных мероприятий. Так, в Великобритании для собаководов организуются курсы собачьего языка. Различные звуки, производимые собаками, были разделены на ворчание, вой, повизгивание, крик, завывание, рычание, покашливание, лай, щелканье зубами и громкое дыхание. Владельцев собак научат различать значения различных звуков: хочет ли их любимец на прогулку, в туалет или желает отведать свежую банку корма[3].

19Использование персональных акустических устройств приводит, по мнению экспертов, к возрастающей глухоте, прежде всего, среди молодежи. Еще в 2006 г. исследование, проведённое Британским национальным институтом глухоты (RNID) показало, что «восемь из десяти владельцев MP3-плееров слушают музыку на громкости выше 80 децибел»[29].

20Мы оставляем в стороне более широкую проблему исследования социальной аудиокультуры. Об аудиокультуре см., на наш взгляд, классическую работу: Шерель А. Аудиокультура ХХ века[31]. См.также:[17].

21 См., в частности: «Житель Британии пожаловался на шум от колоколов».[13]; «Вечерний звон… Жители центральных улиц Екатеринбурга жалуются на шум от колоколов храма «Большой Златоуст»»[21].



Каталог: images -> file
file -> Техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі білім беру саласында көрсетілетін мемлекеттік қызметтер стандарттарын бекіту туралы
file -> Міне көптен күткен 1 қыркүйек келді
file -> Техникалық және кәсіптік білім беру саласында көрсетілетін мемлекеттік қызметтер стандарттарын бекіту туралы
file -> Мектепке дейінгі тәрбие мен оқыту, бастауыш, негізгі орта, жалпы орта, техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі білім беру бағдарламаларын іске асыратын
file -> Техникалық және кәсіптік білім беру саласында көрсетілетін мемлекеттік қызметтер регламенттерін бекіту туралы
file -> Абсолютизм
file -> Даму мүмкіндігі шектеулі балаларды рухани адамгершілікке тәрбиелеу Қашқынова Ж. Е. Қарағанды қаласы «Даму мүмкіншіліктері шектелген балаларға арналған облыстық балалар үйі»
file -> Түлкібас ауданы бюджетінің 2011 жылдың орындалуы туралы түсініктемесі


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет