Сатья Саи Гита



жүктеу 2.44 Mb.
бет1/11
Дата13.04.2019
өлшемі2.44 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Сатья Саи Гита

Часть вторая - Путь Мудрости




ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

 

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ САМООБМАНА — ПОЗНАЙТЕ СВОЁ ИСТИННОЕ “Я”

Кришна увещевал Арджуну:

Арждуна, откажись от своего малодушия! Обрети мужество и сражайся! Слабость характера, которую ты проявляешь, не идёт истинному герою!”



Воплощения Любви!

В чём причина того, что Арджуна пал духом? В неведении. Из-за неведения в нём развилось сознание тела, а из-за сознания тела он запутался и стал слабовольным; потеряв всю свою решимость и мужество, он оказался неспособен ни к какому действию.



Увлечение и привязанность ведут к печали

Кришна сказал Арджуне:

Пока ты малодушен, ты не сможешь выполнить даже самой незначительной задачи. Тебя будет преследовать горе. Знаешь ли ты причину горя? Твои привязанности. Тебе вскружило голову чувство “моего народа”, “моих родственников”, “моих друзей”. Это собственническое отношение исходит из невежества. Привязанность и безрассудная любовь всегда делают человека слабовольным и ввергают в горе. Это истинные враги, которых ты должен победить”.

До тех пор, пока вы омрачены этим собственническим отношением, думая только о себе, о своей семье, своих родственниках, своём имуществе, можете быть уверены, что рано или поздно вы будете ввергнуты в страдания. Надо двигаться от стадии, где вы отождествляете себя со своим “я” и “моё”, на более высокую ступень, где вы постоянно будете отождествлять себя с “мы” и “наше”. От эгоистичности надо постепенно двигаться к бескорыстию, от зависимости к свободе.

Всем известно, что после сдачи экзаменов в 10-м классе ученики очень хотят узнать результаты, чтобы увидеть, как они себя проявили. В Индии обычно эти результаты печатаются в газетах; почти две страницы посвящаются сообщению личных номеров учащихся, сдавших экзамены. В отдельных штатах может быть до 100 тысяч учащихся, сдающих государственные экзамены. Когда печатаются результаты, каждого ученика беспокоит лишь свой личный номер; его мало интересуют номера других учеников. Когда он ищет свой номер в списке, чтобы узнать, сдал ли он экзамены, его мало волнует, как сдали экзамены его друзья. То же самое происходит, когда фотокарточки приходят из фотолаборатории: каждый из вас заинтересован найти лишь свою собственную фотографию; вас не будет интересовать, сделаны ли другие фотографии. Это примеры эгоистического отношения и отсутствия широкого кругозора. Вы должны отказаться от подобной узости взглядов и двигаться к тому, чтобы стать совершенно бескорыстными. Когда в вас разовьются чувства “мы” и “наше”, вы сможете внести лепту в благосостояние всего мира.

Увлечение уничтожит ваше мужество и волю

До Махаб’аратской войны Арджуна принимал участие в целом ряде битв, но никогда раньше горе и привязанность не беспокоили его. Теперь тот же самый Арджуна начал волноваться, когда понял, что должен сражаться против противника, включая своего собственного дедушку, родных и учителя. Это чувство собственности привело его в уныние. Он стал жертвой слепой любви; подкралось чувство “моё”. По мере того, как росло такое отношение, его последствие — горе — росло вместе с ним. Раньше, когда Кришна ходил во дворец Кауравов с миссией мира, Арджуна был заинтересован в том, чтобы немедленно начать войну. Он пытался убедить Кришну, что Его миссия мира потерпит поражение, что она будет безрезультатной.

В то время Арджуна говорил Кришне:

Кришна, эту борьбу за справедливость нельзя решить мирным путём. Кауравы никогда не согласятся на условия Твоей миссии мира. Невозможно умиротворить их ненависть и жадность. Зачем терять на них время и усилия? Пандавы и Кауравы — это полная противоположность, их нельзя объединить. Может быть они могли бы объединиться на небесах или в аду, но здесь, на земле, это невозможно. Твоя миссия наверняка провалится”.

Арджуна, полный мужества и решимости, рассуждал таким образом, поскольку в то время он не видел своего деда, своего гуру, своих родственников и многочисленных друзей, тогда они не находились непосредственно перед ним на поле боя. До того, как это собственническое чувство овладело им накануне Махаб’аратской войны, Арджуна, казалось, обладал широтой взглядов. А теперь, находясь на поле битвы, чтобы сражаться, защищая справедливость, — к чему он так долго готовился — у него стало тяжело на сердце, глаза его поблекли, и мысли стали путаться. Когда он увидел своих близких родственников и некоторых друзей в боевом порядке, готовых сражаться против него, у него закружилась голова. Он сказал:

Кришна, я не буду сражаться”.

Когда вы находитесь на поле сражения, разве можно смотреть на своего противника как на родственника? Когда Кришна услышал слова Арджуны, Он очень рассердился. Он сказал Арджуне:

Это малодушие. Оно тебе не идёт! Такой бесстрашный воин как ты, всегда ходивший гордо с высоко поднятой головой, как истинный герой, теперь, похоже, страдает от робости. Тот, кто страдает от малодушия, не может быть учеником Йогешвары, Господа Йоги. Мне стыдно принять тебя в Свои ученики. Всё уже готово к войне. Конечные приготовления шли в течение последних трёх месяцев, и теперь план битвы утверждён. Если бы ты колебался вначале, Я без сомнения не взял бы на себя задачу управлять твоей колесницей. Но ты колеблешься на этой последней стадии, после того, как написал письма друзьям и родным, прося их присоединиться к тебе, после того, как получил от них одобрение; и вот теперь, когда все собрались здесь, ты складываешь оружие и постыдно сдаёшься противнику. Разве герои так себя ведут? Ты уничтожаешь истинный дух царской родословной, где клятвенный долг состоит в защите чести и справедливости. Если ты будешь продолжать вести себя, как трусливый малодушный человек, то будущие поколения будут смеяться над твоей трусостью. Тебе дано имя Арджуна, но ты его недостоин!”



Неведение — причина всякой печали

Каково значение имени Арджуна? Оно означает “святость и чистоту”. Только невежество могло заставить такого благородного человека, как Арджуна, сложить оружие и отказаться принимать участия в битве, от которой зависела сама Д’арма (Воля Бога, долг человека). Полностью понимая природу этой болезни, Нарайана, Господь, решил её искоренить.

В самом начале Гиты Кришна мог бы научить Арджуну йоге преданности и йоге долга или бескорыстного действия, но Он предпочёл этого не делать. В сущности Он начал говорить только во второй главе. Вся первая глава посвящена плачу и жалобам Арджуны. Кришна не вмешивался. Во второй главе, начиная с одиннадцатого стиха, Кришна начал объяснять Своё учение. А до тех пор Кришна слушал всё с большим терпением. Затем Он спросил:

Арджуна, ты кончил? Ты истощил все свои мысли?”

Точно так же, как студенты истощены после письменного экзамена, Арджуна был опустошён после того, как высказал вслух все свои сомнения. Тогда Кришна сказал ему:

В тебе пустил ростки ужасный порок малодушия. Я знаю, как поступать со слабоволием. Я излечу тебя от эго! Причина этой безрассудности в неведении; вот что вызывает в тебе малодушие”.

Затем Кришна начал обучать Арджуну Санк’йа-йоге. Санк’йа-йога учит мудрости различения между Атмой и анатмой, между истинным “Я” и ложным “я”, между чувственным и тем, что за пределами чувств, между неизменным и постоянно изменяющимся.

Когда человек охвачен горем, страдая от неведения, что надо сделать, чтобы освободить его от этого заблуждения? Когда пациент в большой опасности, первое, что должен сделать врач, это вывести пациента из этой опасности. После этого врач может начать лечение. Предположим, пациент находится в непосредственной опасности для жизни; в этот момент любое лечение, которому его подвергнут, будет бесполезно, если прежде всего его не выведут из критического состояния. Когда он будет вне опасности, тогда можно применять различные терапевтические методы лечения. Например, если человек тонет в реке, то прежде всего надо вытащить его из воды на берег и произвести искусственное дыхание; затем можно приступать к применению других методов лечения, чтобы нормализовать его кровяное давление и вывести его из шока. Естественно, никто не станет делать эти процедуры, пока пациент ещё тонет.



Как излечить невежество

Кришна ввёл Арджуне сильную инъекцию мужества, чтобы его не поглотило горе и уныние. Его первой помощью было учение о “Я” и “не я” и о различии между ними. Кришна сказал:

Арджуна, пока ты охвачен страхом и волнением, ты не сможешь ничего совершить. Будь смелым! Знай, что ты Атма, а не тело; тогда ты станешь бесстрашным. Я помогу тебе совершить великие деяния, но только если ты будешь основывать свои действия на истинном знании и оставаться бесстрашным”.

В этот момент Кришна улыбался, а Арджуна плакал.

Только Нарайана, Господь, улыбается всегда. Тот, кто плачет — это Нара (человек). Человек, который плачет, невежественен. Кришна — этоАтма; Арджуна — это анатма; первый есть воплощение мудрости, а второй наполнен невежеством. Кришна сказал:

Я бы хотел объяснить тебе что-то очень важное. Сейчас мы действуем по-разному. Я улыбаюсь, тогда как ты плачешь. Но мы оба могли бы быть одинаковыми; либо Я должен стать как ты, либо ты — как Я. Если бы Я стал как ты, то Я бы стал малодушным; но это совершенно невозможно. Малодушие никогда не сможет завладеть Мной. С другой стороны, если бы ты стал как Я, тогда ты должен был бы следовать за Мной и поступать так, как Я тебе велю”.

На это Арджуна ответил:

Свами, я поступлю так, как Ты скажешь. Я буду беспрекословно следовать всем Твоим повелениям!”

Достаточно ободрив Арджуну и придав ему целеустремлённости, Кришна помог Арджуне вновь обрести решимость; и с этого момента Арджуна мог начать сражение, следуя указаниям Господа.

Прежде всего Кришна начал Своё учение с объяснения истины, касающейся тела и разума. Он сказал:

Арджуна, ты думаешь, что эти люди — твои родственники и друзья. Но кто родственник и кто друг? Кто есть тело, а кто Пребывающий в нём? Все тела подобны водяным пузырям. Все твои родственники и друзья присутствуют не только сейчас — они существовали и раньше в многочисленных рождениях. Ты тоже существовал раньше, как и Я. Тело, разум и интеллект — лишь инструменты. Они подобны одежде, которую ты носишь: это всё инертные вещи, которые ты меняешь время от времени. Зачем устанавливать близкие отношения с ними, развивать любовь к ним и этим подвергать себя излишнему горю и печали? Выполняй свой долг. Ты получишь все почести, которые тебе причитаются как князю; но на поле битвы не может быть места слабоволию и нерешительности. Борьба за то, чтобы сохранить Д’арму, и в то же время это слабоволие, которое пустило в тебе корни, противоречат друг другу. Эта робость на поле боя не идёт великому герою. Дело твоё праведное, и ты пришёл, чтобы сражаться. Поэтому иди и сражайся!”

Подобными словами Кришна излечил Арджуну от отчаяния и помог ему найти в себе силу и мужество.



Война между эгоизмом и самоотверженностью

Царь Дрит’араштра, слепой отец ста братьев Кауравов, постоянно спрашивал Санджайю обо всём, что происходило на поле сражения:

Санджайа, что делают мои люди и что делают Пандавы?”

И Санджайа всё подробно описывал царю. Поле, на котором происходило сражение, называлось Д’армакшетра, так как исторически это было священное место, где проводили жертвоприношения и совершали другие священные ритуалы. В то же время исторически это было место игр злых отпрысков Куру, семейной династии Кауравов; и поэтому оно также называется Курукшетра.

Когда тело рождается, оно чисто и незапятнанно; оно не является жертвой шести врагов человека: желаний, гнева, жадности, страсти, гордыни и ревности. Новорождённый ребёнок всегда счастлив, он плачет только, когда голоден. Кто бы ни посмотрел на него, будь то вор или царь, ребёнок счастлив; он улыбается и смеётся, глядя на любого, кто подходит к нему, независимо от того, пришёл этот человек приласкать его или ударить. Поскольку маленький ребёнок чист, его тело можно назвать Д’армакшетрой. Тело, на которое не действуют никакие гуны, нечистые качества, и есть Д’армакшетра.

По мере роста тело накапливает различного рода нечистые качества: зависть, ненависть, привязанность и так далее. По мере их развития в теле оно становиться Курукшетрой. Поэтому одно и то же тело есть Д’армакшетра и Курукшетра. В вашем сердце заключены добро и зло.Раджас-гуна и тамас-гуна связаны с собственническим качеством “моё”. Слово Пандава ассоциируется с чистотой саттвической природы. Для описания белизны и чистоты мы используем слово панду. Дети Панду были чистыми, и внутреннее значение войны между Пандавами и Кауравами есть внутренняя борьба в каждом человеке, борьба между добром и злом, между праведностью и аморальностью, между эгоизмом и самоотверженностью. Война между Пандавами и Кауравами длилась долго, но война между силами добра и зла продолжается в течение всей вашей жизни — ей нет конца. Эта битва происходит на поле Д’армы. Для того, чтобы попасть на поле Д’армакшетра, в вашем характере должна произойти трансформация. Так Кришна объяснил Арджуне более глубокое значение этой войны.

Когда Дрит’араштра, отец 100 братьев Кауравов, спросил Санджайю: “Что делают мои люди?” — в нём теплилось тайное желание, что стоит его детям ступить на поле Д’армы, как в них произойдёт глубокая трансформация. Он знал, что они были плохими и злыми, но надеялся, что если они ступят на это святое место, их разум будет преобразован. Когда кто-то ступает на поле битвы Д’армакшетра, поле способствует его ментальному преобразованию.

Дрит’араштра и Кауравы представляют собой тех людей, которые считают своим то, что им не принадлежит. Они обладают собственнической натурой. Хотя человек не есть тело, он считает тело своим “я”. Он не есть чувства, но он испытывает гордость, думая, что он есть чувства. Любой человек, который считает своим то царство, которое ему не принадлежит, есть Дрит’араштра. Если понаблюдать за всеми людьми родословной Дрит’араштры, для которых характерно собственническое отношение к жизни, то становится ясно, что они отождествляют себя с телом и чувствами.



Предвидение и сострадание — качества, 
которыми обладает доброе сердце

Вы можете спросить, почему Арджуне было дано учение Гиты. Среди Пандавов некоторые из его братьев, такие как старший брат Д’армараджа, может быть более духовно подходили для этого, чем Арджуна. Почему Д’армарадже, который был известен своей выдающейся моральной силой, не было дано знание священной Гиты? Или если принять во внимание физическую отвагу, то Б’има, который был самым могучим среди братьев, больше всего подошёл бы для этого учения. Кришна мог бы дать Гиту Б’име, но Он этого не сделал. Почему? Почему Он дал учение одному Арджуне? Вы должны понять внутренний смысл этого.

Д’армараджа был воплощением Д’армы, но в нём не было предвидения; он не думал о будущих последствиях своих действий. Только после того, как события произошли, он начинает думать об их последствиях и сожалеть о своих поступках. Если же взять Б’иму, то у него, конечно, была большая сила, но недостаточно интеллекта. Он мог вырвать дерево с корнем, но ему не хватало различения. Арджуна же обладал предвидением, например, когда он сказал Кришне:

Лучше бы мне умереть, чем сражаться против своих; это может привести к большим страданиям, даже если мы победим в войне”.

В противоположность мукам Арджуны из-за страданий, которые может принести эта война, Д’армараджа был полностью готов принять участие в битве, хотя позже, когда война закончилась, его очень мучили все эти убийства. Вы, наверное, помните известную игру в кости. После того, как Д’армараджа потерял всё, включая своё богатство, своё царство и даже жену, он раскаялся в том, что случилось. Когда человек, не обладающий различением и предвидением, вынужден принимать решение в трудных обстоятельствах, позже он будет неизбежно раскаиваться в своих действиях. Таким же был характер царя Дасарат’ы, отца Рамы. Дасарат’е тоже не хватало предвидения и качества различения.

В начале своего царствования Дасарат’а принимал участие в войнах за справедливость между богами и демонами, постоянно имея при себе молодую царицу Кайкейю. Кайкейи была дочерью царицы Кашмира; она хорошо владела искусством ведения войны. Именно она, Кайкейи, обучила Раму стрельбе из лука и некоторым методам ведения войны. Однажды во время битвы, одно из колёс колесницы Дасарат’ы стало отходить от оси. Кайкейи своим пальцем удержала колесо, готовое отделиться от оси, и таким образом спасла жизнь Дасарат’ы.

После битвы, закончившейся победой, царь Дасарат’а заметил, что её рука была в крови. Видя её состояние, он был так тронут её безрассудной любовью и так доволен её мужеством и самопожертвованием, что сказал ей:

Кайкейи, ты можешь просить у меня два благодеяния, и я сделаю всё, что в моих силах, чтобы выполнить твои желания!”

Он не уточнил, какого рода благодеяния она может просить. Он пообещал выполнить две любые её просьбы, не подумав о последствиях. И вот Кайкейи сказала ему о своих желаниях в подходящее для себя время: когда пришло время Дассарт’е передать своё царство Раме, Кайкейи попросила изгнать Раму в лес, чтобы её сын, Б’арата, получил престол. Тогда Дасарат’а горько пожалел, что пообещал ей исполнить любое желание без всяких условий. Но было слишком поздно отречься от своих слов. Горе, постигшее царя в результате этого обещания, стало причиной его смерти.

Мы знаем, что Кришна относился к Арджуне с большой любовью, но в этом ли причина того, что Он обучил Гите Арджуну, а не одного из его братьев? Нет. Кришна, предвидя последствия и зная к чему они приведут, пришёл к заключению, что один Арджуна был готов получить от Него учение Гиты. Арджуна, предвидя, что может случиться после войны, заявил, что не хочет воевать, поскольку последствия могли быть очень серьёзными. Он сожалел не после того, как война закончилась, а до начала войны. Такое отношение, когда в сердце возникает чувство сожаления до того, как предпринято действие, а не после него, можно найти только в чистом сердце. У Арджуны, без сомнения, было чистое и святое сердце.



Преобразование Арджуны 
из родственника и друга в ученика

В те времена продолжительность жизни людей была гораздо больше, чем сегодня. Кришна и Арджуна были нераздельны в течение семидесяти пяти лет, потому что Арджуна являлся воплощением чистоты и святости. Хотя они жили вместе в течение cемидесяти пяти лет, Кришна никогда за это время не открывал Арджуне учения Гиты. Почему? Потому что Арджуна относился к Кришне как к своему шурину и близкому другу. Все эти годы Арджуна жил в сознании своего тела.

В тот момент, когда Арджуна подчинился Кришне и принял Его как Учителя, Кришна стал его Учителем, а Арджуна — учеником Кришны. Только после того, как Арджуна полностью отдал себя в руки Кришны, Кришна дал ему учение Гиты. Это означает, что, если вы хотите от кого-то получить духовные знания, вы должны относиться к этому человеку как ученик к своему гуру прежде, чем он сможет свободно передать вам духовное знание.

В древнем Писании имеется подобная история. Некогда жил великий учитель по имени Уддалака. В то время не было учителя выше, чем он. Но он послал своего сына для обучения Cвященным Писаниям к другому учителю. Сам отец не взялся обучать своего сына. Он сделал этот шаг, потому что считал себя отцом, и в этих взаимоотношениях — отец-сын — мальчик Светакету не смог бы в достаточной степени овладеть высшим знанием, как и в случае Кришны с Арджуной: пока между ними существовали родственные взаимоотношения, Арджуна не мог получить знаний от Кришны. Но как только родственное чувство покинуло сердце Арджуны, и чувство присутствия Параматмы, высшей Божественности, снизошло в его сердце, Арджуна смог получить учение от Кришны.

Только после того, как Арджуна полностью подчинился и осознал, что Кришна — Бог, Кришна начал его обучать. Арджуна сказал Кришне:

Tvameva Maataa Cha Pitaa Tvameva
Tvameva Bandhuscha Sakhaa Tvameva
Tvameva Vidyaa Dravinam Tvameva
Tvameva Sarvam Mama Devadeva.


Ты моя мать. Ты мой отец.
Ты мой самый близкий родственник.
Ты мой самый дорогой друг.
Ты моя мудрость. Ты моё сокровище.
Ты моё всё. Ты мой Господь, мой единственный Господь.

Таким образом он полностью подчинился, и тогда Кришна принял его в ученики. В тот момент Кришна сказал:

Выполняй Мои деяния. Делай всё ради Меня, и Я позабочусь о тебе”.

В Санк’йа-йоге Кришна описал, каким образом он смог убедить Арджуну полностью подчиниться Своей воле. Самое важное, что сделал Кришна — Он освободил Арджуну от чувства сознания тела. До тех пор, пока существует сознание тела, независимо от того, следуете ли вы путём бескорыстного служения, путём праведности или путём внутреннего исследования, вы не сможете практиковать необходимые дисциплины, которые приведут вас к цели. Сознание тела и связанные с ним привязанности будут постоянно затемнять ваше сердце. Не очистив сердца от нечистоты, невозможно наполнить его священными чувствами. Если стакан полон воды, то как наполнить его молоком? Сначала надо освободить его от воды. Кришна сказал:

Арджуна, ты полон сознания тела. Прежде всего тебе надо полно-стью освободить себя от этого. Только тогда Я смогу наполнить твоё сердце священными мыслями”.

Будьте смелыми, будьте бесстрашными, 
развейте в себе различение

Учение Кришны было направлено на то, чтобы освободить Арджуну от его привязанностей, страстей и являющихся их последствием печалей и горестей. Когда сознание тела у Арджуны исчезло, Кришна был готов открыть ему высочайшее учение сознания Атмы. Чтобы пробудить Арджуну от сна невежества, Кришне пришлось применить ряд аргументов. Он сказал:

Арджуна, однажды ты без колебаний уничтожил целый лес; в другой раз, защищая коров, ты, не думая дважды, начал битву с этими самыми родственниками и учителями. Существует несколько причин твоей печали, но самая главная — это твоё неведение. Не сознавая своей истинной природы, ты позволил горю овладеть собой. Теперь ты взываешь к Богу и Д’арме. Как только ты воззвал к Богу, это и есть Йога. Когда ты взываешь ко Мне, Я беру заботу о тебе на Себя и даю всё, что тебе необходимо”.

Вы все плачете по разным причинам, но разве вы льёте слёзы, когда Д’арма приходит в упадок? Для того, чтобы предотвратить падениеД’армы, для того, чтобы встать на её защиту, надо иметь мужественное сердце. Кришна сказал Арджуне:

Никогда нельзя взращивать в себе малодушия. Только после того, как ты устранишь причину этой слабости сердца, Божественная энергия снизойдёт на тебя и поселится в твоём сердце. Если у тебя нет мужества, ты будешь бояться даже овец, не говоря о злонамеренных людях. Ты должен быть способен встретить лицом к лицу любые обстоятельства. Если ты в страхе убежишь, то даже обезьяны станут атаковать тебя. Каждый знает, что если у тебя есть палка и ты твёрдо стоишь на своей позиции, обезьяны никогда не станут атаковать тебя. Но не поворачивайся спиной; наоборот, встречай опасность лицом к лицу. Только тогда ты сможешь чего-то добиться”.

То же самое говорил Вивекананда:

Будь бесстрашен! — советовал он. — Мужество — это один из инструментов для достижения любого успеха”.

Сегодня людям не хватает мужества и решимости; но это не должно быть слепое и глупое мужество. Мужество должно сопровождаться умением различать; только тогда успех обеспечен.

 

 

 



 

 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет