Семинары Евстигнеева (C) Метрикин Иван, 2006



жүктеу 118.98 Kb.
Дата20.04.2019
өлшемі118.98 Kb.
түріСеминар

Семинары Евстигнеева
(C) Метрикин Иван, 2006

03.09
Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Философия – любовь к мудрости; в Греции философия была наукой и называлась “знанием”. Конт – позитивизм – всё положительное дают частные науки, философия не нужна. Позитивизм прижился на западе. Дарвин в 19в. совершил кругосветное плавание. Виды мировоззрения. 1. Обыденное (стадное) 2. Мифологическое (самое первое) 3. Религиозное. 4. Философское (системное). Бывают также гибридные мировоззрения. Например, научно-философское. Религия – вера в сверхъестественное. Фетишизм – вера в талисманы. Мировые религии. 1. Христианство 2. Ислам. 3. Буддизм (нет богов). Вера иррациональна, т.к. сверхъестественное – это то, что противоречит законам природы. 3 корня религии: 1. Гносеологический (идеализм) – процесс познания. 2. Социально-психологический. Стоций: ”Богов создал страх”, т.е. корень – отриц. эмоции, причем длительные. 3. Социальные – бессилие человека перед природой и обществом. Соц. корни → Соц.-псих. корни → гносеология → в. Функции религии: 1. Иллюзорно-компенсаторная – компенсация отрицательных эмоций, снимает страдание души. 2. Мировоззренческая. 3. Коммуникативная – общение. 4. Интегрирующая – объединение, но в пределах одной конфессии. 5. Регулятивная - не моральная, именно из-за этого религиозность не влечет повышение морали. Совокупность всех функций религии = соц. роль.

10.09
Исторические корни религии. По социальной роли, православная церковь играла самую полож. роль в 14в. Тогда Москва = религиозный центр России. Митрополит Алексий руководит правительством. Сергий Радонежский – игумен троицкого монастыря, он благословляет боевых монахов на войну. Они сыграли огромную положительную роль в Куликовской битве. В начале 16в. православие меняется. Происходит раскол. Появляются Иосифляне (еретики). С 1504 года начинаются сожжения еретиков (прод. вплоть до Петра I). Были нистяжатели, которые были против богатой церкви – как и Христотс. “Христу нужна вера, а не деньги”. Иосифляне же жаждали денег и опрпвдывали богатство церкви. С тех пор православная церковь очень корыстолюбива, поэтому её престиж падает.В России не очень много верующих... (??)1. Антропоморфизм 2. Зооморфизм. 3. Не было обобщений, всё было конкретно. 4. Форма = содержание (плохой = уродливый) 5. С человеком отождествлялось его имя. 6. Сущность = генезис – всё в родстве со всем. 7. Прологическое мышление. Пуршуа и Вирадж – сыновья друг друга.


17.09

Этиология – объяснительная функция. Специфика мифологии – сказка. Мифологическое время: . Всё, что происходит в сакральное время является образцом для подражания (прецендентом). Табу = запрет. Мифы выполняли социальную функцию. Религия ничего не объясняет. Религия начинается с обрядов. Мифы сочиняются для объяснения обрядов Это как раз в области пересечения. В современных религиях картина мира – мифологическая Миф точно отражает дух эпохи, но он не имеет связи с реальностью. Пример – в Трое при раскопках не нашли ничего, что имело связь с мифами.


23.09

Мифология – основа всей духовной культуры, символическая часть мифологии входит в состав религии, аллегорическая часть – основа искусства. Философия также отталкивается от мифологии, т.е. между философией и мифологией есть промежуточное звено. Фалес – 625 век до н. э. Пифагор – 570 г. до н. э. Фалес считал, что мир состоит из воды. Ставится проблема субстанции. Философия ищет в мире всеобщее в связи с единичным. Философия – промежуток между наукой и религией. Философия всегда тяготеет в одну из сторон, т.е. философия всегда многолика. Основной вопрос философии: Фихте (1762-1814): вопрос о тождестве бытия и мышления – 2 стороны вопроса. Есть и другие философские вопросы. В ветхом завете есть книга ЭКЛЕСИОСТА – вопрос о смысле жизни. Рабы считают, что смерть всё уравнивает и единственное нужное дело – умереть. Материализм говорит о том, что смысл жизни – в самой жизни. Философский вопрос: “Что есть истина?”. Субстанция – предельное основание. Она является причиной самой себя. Философия тяготеет к манизму (существование единственной субстанции). Дуализм: существование материальной и духовной субстанций. Плюрализм – много субстанций. Декарт – дуалист. Лейбниц – плюрализм. Беркли – субъективный идеалист. Платон – объективный идеалист. Материализм тяготеет к науке. Платон тяготеет к религии. Аристотель (объективный идеализм) – тяготеет к союзу религии и науки. Толстой враждебен науке, но его отлучили от церкви, как большинство религиозных философов. Шопенгауэр (объективный идеалист) – атеист. Идеализм исходит из первичности идеального и делится на субъективный и объективный. Объективный: сознание, превосходящее людей (голос свыше) – первично. Субъективный – первично моё сознание, которое является субстанцией. Любой объект – совокупность моих ощущений. Недостаток – солептизм: “Существовать – быть воспринятым”, т.е. если человек не воспринимается, то он не существует.У Беркли есть примесь объективного идеализма. Классовые формы идеализма: господа занимаются умственным трудом, рабы – физическим.




01.10

Гносеологические корни идеализма. - энтропия не понижается. 2 начало термодинамики используется для доказательства существования бога. Во вселенной есть холод и тепло и Т не выравнивается, потому что: 1. Бог создал вселенную недавно и Т не успела выравнятся. 2. 2 начало не верно для бесконечных систем. 3. Гравитационное поле меняется – это мешает. 4.МАКСИМУМ ЭНТРОПИИ УЖЕ ДОСТИГНУТ (версия Евстигнеева). Понентенизм: Бог=природа (растворение бога в природе, а природа – в боге). 1-ый понтеист – Ксенофан Колофанский – поэт и философ. А также Аль-Араби. Стоицизм – добродетель – награда за добродетель; основатель – Марк Аврелий Дани – римский император, 2 в. до н.э. Стоицизм – ранняя форма материализма. Первый материалист – Демокрит (470 г. до н.э.). Эпикур (270 г. до н.э.), Лукреций Кар. Атомисты – тоже материалисты: “Мир состоит из атомов” – самое главное. Гераклит (520 г. н.э.) – тенденция к материализму, зародыш диалектического материализма. (“В Греции всё есть”). В середине века материализма не было. Давид Динанский (12-13 века) – понентеист, его сочинения были сожжены. Ортодоксальная линия: “понимаю, чтобы верить”. Эпоха возрождения – бурный подъем понентеизма. Филиппо (Джордано) Бруно – сожжен за понентеизм. 1616 год – запрет учения Коперника. Самый выдающийся понентеист – Спиноза, еврей, с него начинается научное изучение библии. Дэизм – бог создал мир и больше не вмешивался в природу. Бенджамин Франклин, Линкольн, Руссо, Вольтер – дэисты. Руссо – идеалистический дэист с материалистическим пониманием истории периода реставрации. Обычно же дэизм близок к материализму. Материалисты нового времени не видели развития природы, они метафизичны. Существуют также механистический и созерцательный виды материализма. Фрэнсис Бэкон выступает за изучение природы опытным путём. Томас Гоббс – типичный представитель нового материализма. ←Также Гассенди (восстановил линию атомизма). Гольбах – воинствующий атеист, в понимании общества – идеалист. Дени Дидро – самый выдающийся мыслиТЕЛЬ 18 века, но у него нет метафизики. В 19 веке Людвиг Феербах – самый созерцательный.

08.10

4-ый этап материализма: Маркс, Энгельс; Маркс (политэкономист) – основа. Энгельс – философ (диалектика природы – замысел нереализован), он участвует в революции в Германии, но она разгромлена. Плеханов – лучший переводчик Энгельса и Маркса, он помощник Ленина. Антонио Грамили – создатель итальянской коммунистической партии (тюремные тетради). Т. Павлов – “Теория отражения”. Марксизм схож с прагматизмом (американская философия). Марксизм – субъективный идеализм. Метафизика = диалектика+ материализм. Белинский, Добролюбов, Писарев – материализм русских революционных демократов. Кант разделяет всё на мир явлений и на мир “вещь в себе”(сущность). Агностицизм – познавание мира явлений, сущность непознаваема. Критерия истины еще не найдено. Человек, борящийся с религией = атеист. Человек, не принимающий религию = агностик. Гегель: “Явление существенно, сущность является”. Как только открыта сущность – можно предсказывать другие явления. Будда = Сидхартха Гаутама Шехремуни.



15.10

Ощущение субъективно, но есть объективная основа – субъективный образ объективного мира. Субъективный идеализм – самое глупое направление. Пратагор – материалист. Сенсуализм противостоит рационализму. Но есть этический рационализм.



Лейбниц: “В разуме нет ничего нового из ощущений кроме разума”. Эпикур, Лукреций Кар: критерий истины ощущение – неверно. Локк: “существуют народы, у которых нет идеи бога, они не знают логических истин”. Таким образом он опроверг Декарта. Люди рождаются без врожденных идей, но со способностями. Главная идея Лакка: “Как воспитать человека чести?” Разум вырастает на базе ощущений. В общем прав сенсуализм. Гоббс – эмперист. Объективные идеалисты – рационалисты. Демокрит – рационалист (основатель материализма). Материалисты, субъективные идеалисты – сенсуалисты. Экстрасенсов не существует, они либо жулики, либо шизофренники. Сознание нельзя передать, передать можно только знаки. Биороя нет.

22.10

Концепции критерия истины: Корреспонденция, когеренция, конвенционализм, прагматизм (истина –то, что ведет к успеху – американская концепция, основатель – Джеймс. К успеху его привела вера в бога. Значит, бог есть, но с личностной точки зрения различить невозможно. Значит, плохая концепция). Конвенционализм (Пуанкаре): истина=соглашение. Когеренция (Пталимей, его построения не имеют внутренних противоречий(геоцентрия)): истина – не противоречивое утверждение. Все концепции неверны, кроме корреспонденции: Истина – характеристика наших знаний. Аристотель: знания истинны, если они соответствуют действительности. Объективная истина – не зависити ни от человека, ни от человечества. Относительная истина – истина с определенной степенью точности (земля имеет форму шара). Абсолютная истина – истина в полном объеме. Относительная истина стремится к абсолютной (точное значение Pi), но она недостижима, т.е. любая истина – одновременно и относительная и абсолютная. Учение о конкретности истины: Истина – дочь времени (должна учитывать развитие объекта, объект многогранен, она зависит от человеческой практики). Практика – компас для истины.


29.10

Практика = материально-преобразующая деятельность. Есть 3 её вида: 1. Эксперимент (буржуазная наука). 2. С/хоз деятельность и промышленность 3. Преобразование общества. Лысенко – обманщик, он устроил погром в науке. Практика – сложный процесс. Можно использовать критерий практики в юриспруденции: царица доказательства – признание подсудимого. Дополнительный критерий истины – логика. В любой науке существует множество разных гипотез. Иногда бывают элементы истины и заблуждения (пример – Лоренц, его мат. аппарат был полностью перенесен в СТО, но его физ. рассуждения неверны). Бритва Оккома: то, что можно выразить посредством меньшего ненужно выражать посредством большего. Более простые вещи всегда оказываются правильными.

05.11

Метафизика – анталогия (учение о первоначалах бытия); философия, антидиалектика. Эмержентные материалисты. В метафизике источник развития всегда внешний. У диалектики – внутренний. Энгельс: законы диалектики: 1. Борьба противоположностей. Товарный обмен: Т1(отн. стоимость)=Т2(эквивалентная стоимость). Но Т2(отн. ст-ть)=Т1(эквив. ст-ть) – это бартер. При появлении денег: Т1(отн.)-Д(экв.)-Т2 или Т2(отн.)-Д(экв.) – следствие внутр. противоречий товара (бартер не нравится одной из сторон), деньги противоречие разрешают. Антиномия – из одного основания получаются 2 логически противоположных вывода (пример-брадобрей). Или Д1(покупка)=Т=Д2(продажа). Но тогда Д1=Д2 – антиномия. На самом деле, покупается еще рабочая сила. 1 мая – 2-ой нтернационал. Иногда антогонизмы решаются грубой физической силой (проблема рабочих). Противоречия могут вести как к прогрессу так и к регрессу. Формы конфликта: война. Сущ. антогонизмы в природе: в 1-й экологической нише может существовать только один вид. Антогонизм – противоречие между силами с противоречивыми интересами. Разрешаются гибелью одной из сторон.

12.11 (хреново)

ГОЭЛРО (забыл, чё за фигня) – единственный глобальный (генеральный) план развития народного хозяйства. Электрификация страны. До сих пор живём за счёт этого. ВСНХ (верх. совет. нар. хоз-ва). Председатель – ФЭД. Это диалектика на практике. Николай Алексеевич Вознесенский – один из величайших полководцев. А.А. Кузнецов – руководит работой партии. Ленинградское дело: Родионов, Кузнецов, Вознесенский – под суд. ФЭД, Вознесенский – диалектики на првктикею. Конфликтология – прикладная диалектика (избежание конфликтов). Качество 1 (кол-во)  Качество 2. Когда достигаем меру, то К1 скачком переходит в К2. В реальности нет дурной бесконечности (?). Реальное развитие – симбиоз революции и эволюции. Без отрицания нет прогресса. Снятие отрицания (?).



19.11 (тоже)

Богданов(Алиновский) – философ, экономист, писатель (первый русский фантаст). По образованию – врач. Он считает, что истина – классовое понятие. Но это не верно. Девиз пролеткульта (пример деструктивного отрицания) -?? Есенин самоубился из-за чёрной точки (?) по алкаголю. В Камбоджии всё и всех уничтожали Красные Кхмеры – самый жесткий режим. Также деструктивное отрицание – всё, что относится к капитализму они уничтожали. Все направления кроме 2-х (социальная философия и субъективный идеализм) возникли в Греции (в ней отождествляли государство и общество). Социальная философия. Первый вариант социальной философии создал Августин (Аврелий) Блаженный. До 19 века было только идеалистическое понимание истории. (??). Первый шаг для материалистического понимания истории сделал Реймаль. Его работы в России защищены. Общественное бытие нашел Маркс. Энгельс придумал исторический материализм.

26.11

Детерминизм – учение об обусловленности различных явлений. Технологический детерминизм (вообще говоря, не прав) (Фрэнсис Бэкон): “всё обусловлено развитием техники”. Антисциентисты(неправы) – считают науку и технику плохими направлениями. В диантологии: в СССР больному не сообщали смерт. диагноз. В США сообщали, т.к. он должен написать завещание. Обе конц. верны – каждая в своей стране. Так же и “Маркс был прав для 19 века”, - Уолт Ростоу (социолог, “Стадии экономического роста”). 3 стадии развития: 1. Доиндустриальное (с/хоз) 2. Индустриальное (традиционное) 3. Постиндустриальное (сфера услуг). Ученые частично входят в гсподствующий класс. Доиндустриальное общество неактуально. Дракер заменяет постиндустриальное общество на посткапиталистическое. Западные экономисты считают, что капиталистическое общество развивается циклически: кризис(падение произ-ва)(главная фаза)  депрессия (застой)  оживление  подъём, т.е. развитие капитализма: 2 шага вперед, шаг назад. Капиталистич. общ-во не может развиваться не циклически. Безработные – резервная армия труда (в периоды кризиса наибольшая). В США – высокоразвитый капитализм, там половина сферы услуг обслуживает материальное производство. Постиндустриальн. – система после бедности (никто не умирает от голода, но хорошо живёт только ¾ общ-ва).

03.12

Аврелий Августин – один из главных святых в католической церкви. Он впервые излагает целостно философию истории. Провиденционализм – за всё отвечает воля бога. Из него исходит фатализм. Но раз бог отвечает за всё, то и за всё зло в мире тоже он в ответе (вся вина падает на бога). В конце 18 века появляется философия истории. Вольтер (Дэист) :”Миром правят мнения”. Провиденционализм не совместим с наукой. Руссо – идеалистический дэист с материалистическим пониманием истории периода реставрации. Минье, Тьери, Гизо – основные французские историки, буржуазные. Их главная мысль: “Главной движущей силой общества является классовая борьба”. Они пытались вывести разницу классов, но не преуспели. На самом деле разные классы получают разные размеры доходов. Роль в организации производства определяет доход. Собственность определяет роль в организации производства. Просветители нащупали реальную движущую силу: в 1852г. Маркс: (было: классы существовали всегда) 1. Классовое общ-во было не всегда (не в первобытности) 2.Обострение классовой борьбы между буржуа и пролетариями ведет к победе пролетариев. 1. и 2. ВЕРНО. 3.(??) – не доказано. БББ – банкиры, бандиты, б...и. Проституция – часто, несистематически менять партнера. 3 формы классовой борьбы: 1. Идеалистическая. 2. Политическая 3. Экономическая. У нас в стране НЕТ полит. партий (ºС Евстигнеев)

10.12

Россия – плохая страна (ºС Евстигнеев). По сути все партии в цивилизованных странах буржуазные. Политической борьбы в классовом смысле нет. Она идёт в экономическом смысле. Высшая форма экономической классовой борьбы – всеобщая забастовка. Забастовки происходят регулярно. В идеалистической сфере – социальная пропаганда и социальная мифология. Пареджо выдвинул идею циркуляции элит: элита меняется после революции. В ходе эволюции меняются лидеры. В тихой ситуации в стране лидеры – слабые личности, в тяжёлой – сильные. Сама элита как таковая не меняется в этом случае. Запад: “историю творят выдающиеся люди”. Крупные события зависят не от одной только личности. Пример – французская революция (там убивали лидеров революции, но она не останавливалась). В истории всё решает историческая необходимость (Толстой не прав). Людовик 15 – ничтожнейший король, но он сильно повлиял на ход мировой истории. Наша элита: “После нас хоть потоп”. На самом деле историю творят и народные массы, и личности, а именно: народные массы месят глину, а личности вылепливают. Личность не может изменить направленность истории, но сильно влияет на темп истории. Иван 4 (опричнина) наложил сильный отпечаток на историю. Исторические личности (Люд. 15) отличаются от выдающихся личностей (beginners(крутые(начинатели))). На западе – элитарный подход, т.к. другой невыгоден.



17.12

Властьволевые отношения, один из субъектов принимает волю другого. Власть опирается на авторитет и на насилие (принудительная власть). В племенах власть осуществляли старейшины, но никто в отдельности. В цивилизованном обществе возникла публичная васть - власть опирается на публичное осуществление (суд, полиция). У власти, как у Двуликого Януса, всегда есть принуждение. Основные признаки государства: 1. Публичнаявласть. 2. Территориальная организация общества (деление на области) 3. Публичная власть начинает собирать налоги 4. Появляется право (возведенная в закон воля господствующего класса). В первобытном общ-ве права не было. 5. Государственная идеология (всякая власть – это власть от бога; социальные мифы (активно использовали фашисты)). 6 (возможно нет). Суверенитет – независимость от внешних признаков. 7 (возможно нет). Государственная власть – у государства высшая власть (она может отменить действия любой другой власти). У суверенного гос-ва есть монополия на издание законов. Гл. прокурор СССР – ВЫШИНСКИЙ. §218 ФРГ: аборт – противозаконен, но не наказуем (парадокс). Нормативное регулирование – за нарушение права следуют санкции. При нарушении норм морали – угрызения совести. Основа морали – стыд. (Идеализм: стыжусь, значит существую). Дарвин считает, что люди отличаются от животных тем, что у них есть стыд. Человек без морали хуже зверя. Право существует только в государстве, мораль родилась вместе с человечеством.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет