Смоленкова Виктория, ученица 2 б класса моу «сош №3» г. Алатырь



жүктеу 180.49 Kb.
Дата20.11.2017
өлшемі180.49 Kb.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


Выполнила: Смоленкова Виктория,

ученица 2 б класса

МОУ «СОШ №3» г. Алатырь


Научный руководитель:

Михайлова Елена Петровна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №3»


Алатырь - 2008

Оглавление

Введение 3 1. Творение пера и кисти 4

(Чарушин Е.И.- писатель и художник.)

Заключение 8

Библиографический список 9

Приложение



Введение

В книге по чтению «Родная речь» З.Романовской встречается много рассказов о природе разных писателей. Эти произведения знакомят нас с жизнью животных, растений, объясняют, откуда появляется роса, почему идет дождь и т.д. Читая эти рассказы, мы понимаем, почему нужно беречь природу, ценить ее красоту. Рассказы о природе пишут многие писатели: М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский и др. Но особое место в этом ряду занимает Е.И.Чарушин -- один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. Он сочинял рассказы и делал к ним рисунки. Таким образом, можно не только прочитать про какого-нибудь животного, но и посмотреть, какой он. Е.И.Чарушин создавал свои произведения в надежде, что люди, читая их, будут понимать животных, осознавать, что они тоже живые и поменяют свое мнение по отношению к ним, станут милосерднее, добрее, уважительнее и прежде чем сделать что-то, задумаются, прав ли я.

Мы заинтересовались творчеством Евгения Ивановича и решили узнать как можно больше о его жизни и его произведениях. Изучив имеющуюся в нашем распоряжении литературу городских библиотек, мы пришли к выводу, что данная тема мало изучена. Его произведения в библиотеках есть, а вот о его жизни информации практически нет. Очень интересные факты удалось найти в Интернете

Перед собой поставили цель: изучение творчества Чарушина, сопоставление его художественных произведений с иллюстративным материалом, развитие литературно-творческого потенциала учащихся, узнать, какую роль играют его произведения в жизни младшего школьника.

Для достижения поставленной цели провели опрос среди учащихся 1-4 классов, конкурсы на лучший рисунок и рассказ о природе. Результаты поместили в данной работе. (см.приложение)

3

1. Творение пера и кисти.

В день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…

В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.

…Семья губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.


Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. <…> И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил» (5). Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…» (5). Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери» (5). А ещё в доме жил Бобка — трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал <ему> о своих детских огорчениях» (5).
Мальчик рос озорным и весёлым. Однажды за какой-то проступок мать поставила его в угол за ширму. Время шло, понемногу семья обеспокоилась, что ребёнок слишком долго стоит в углу: вон же его ботинки под ширмой. Когда же ширму убрали, оказалось, что Жени там нет. Одни ботинки стоят… (2).
Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа» (6). Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем, — вспоминал Чарушин, — и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом» (5). Рисовал начинающий художник «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях», бегая в чучельную мастерскую, расположенную недалеко от родительского дома, или наблюдая свой домашний «зоопарк». Можно предположить, что раннее знакомство с искусством народов Востока, его лаконизмом и точностью в изображении зверей, умением любоваться природой и ощущать себя её частью оказало существенное влияние на творчество Евгения Ивановича, на его подход к рисованию животных.
Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба

4

Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни.



Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Занимался он (1922-1927) у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова. Но, как он сам вспоминал впоследствии, это были «самые бесплодные для меня годы» (6). Поиски нового слова в живописи ему были неинтересны, а академическое рисование навевало скуку; куда как занятнее было ходить в зоосад или на птичий рынок.
Одеваться же молодой художник любил в то время по моде. По воспоминаниям его близкого друга Валентина Курдова, Чарушин тогда «ходил в гольфах и пёстрых чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю, собачьего меха, короткую шубу» (4). В 1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на Алтай.
По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Чарушинские рисованные звери понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях и творчестве.
Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича — рассказ В.Бианки «Мурзук» (1928)-привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал». Уже в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных. Сидящий на ветке маленький осиротевший медвежонок; нахохлившаяся ворона, собирающаяся клевать косточку; бредущие кабаны с малышами… — всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в ранних его книгах едва намечены. Главное — крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина, утверждая, что тот занимался не иллюстрированием, а раскрашиванием холодных, мёртвых контуров…
Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя. Как справедливо заметил один из исследователей его творчества Э.Кузнецов: «Он рисует не контурно, а можно сказать, антиконтурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев» и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности» (3).
Создавать такие сложные, живописные по фактуре иллюстрации удобнее всего было в технике литографии. Она позволяла не только подолгу просиживать над рисунком, но и сразу печатать картинки в будущей книжке. Чаще всего Чарушин использовал пастельные, природные цвета. И «не признавал никаких литографских законов и правил, он темпераментно водил карандашом и тёр литографский камень тушью, царапая по нему иглой и бритвой» (4). По многу раз он мог заклеивать на рисунке не получившиеся части или замазывать их белилами.
По отзывам современников, художник был человеком страстным, эмоциональным и очень увлекающимся. «Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель»), — вспоминал Валентин Курдов (4). Однако его «“безделье” всегда было наполнено какой-то деятельностью, чаще всего бессмысленной и неразумной в глазах посторонних, забавой, причудой, игрой, но ему неизменно интересной и важной, требующей

5

ума, изобретательности, ловких рук, интуиции и даже вдохновения» (3).


Деятельным Чарушин был с детства. Так, в шесть лет художник заболел брюшным тифом, наевшись каши из грязного куриного корыта. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.
В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. «“Преисполненный до краёв” наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, писать сам» (5). Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Впрочем, сочинять Чарушин пытался ещё в детские годы. В 15 лет он с друзьями выпускал журнал «Сопохуд» (Союз поэтов и художников). Для журнала он писал, по собственной оценке, «корявые и тяжкодумные» стихи, однако «поиски нужного слова в конце концов мне пригодились… — признавался Евгений Иванович, — и журналы эти очень смешные, детские, но они очень повлияли на моё творчество» (3).
Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930) — проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. «Щур в клетке свистит, мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша Харлашу — а я их всех рисую,

я — художник». И во всех других рассказах Чарушина «всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то немножко ироничная улыбка» (1).
Всю жизнь Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам: «…для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в других странах, не станешь рисовать пупсиков…» (5). Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и — понятны даже совсем маленькому ребёнку. В коротких рассказах из сборника «Птенцы» (1930) — о рябчатах, коростелятах, совятах… — Евгений Иванович мастерски выделяет самые броские, самые запоминающиеся особенности своих героев: «А вот вертишейки — хитрые птенцы! Подберётся к гнезду страшный зверь — мышь или белка, они шеи вытянут, зашипят змеёй. Всякий тут испугается».
Работая над книгой, Чарушин придавал большое значение единству слова и текста. Вдумчиво подходил к выбору шрифтов, считая, что в книге не должно быть ничего случайного. Как правило, он предпочитал рубленые шрифты, удобные для детского чтения. На обложках часто рисовал шрифт вручную, считая, что так он органичнее сочетается с рисунками. Иногда пробовал «играть» со строчками в наборном шрифте, как в книгах В.Бианки «Теремок» (1929) или «Щур».
До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, В.В.Бианки, А.И.Введенский…
«То, что производило на меня большое впечатление в детстве, — говорил художник, — волнует и сейчас. Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет погладить моего зверёнка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и прочувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» (5) .
Иногда кажется, что рисование зверей для Чарушина — не тяжёлая работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как способность петь или дышать. Однако за каждым рисунком в книге стоит огромный опыт наблюдения за живой природой и неустанный труд, ведь Чарушин уделал большое внимание и натурным зарисовкам, и созданию макета книги. Кроме поиска образов для иллюстраций, он искал еще «форму изображения», с тем «чтобы получился композиционно цельно-художественный организм», а это, как полагал Евгений Иванович, «самое трудное для художника-иллюстратора. Наброски, наблюдения, «почеркушки», глубокое знакомство с текстом — это только материал для работы. Иногда бьёшься несколько недель, прежде чем найдёшь удовлетворяющую тебя форму всей книги в целом» (5).

6

Он даже признавался, что иллюстрировать чужие тексты ему проще, чем свои собственные, — тогда происходит меньше споров между писателем Чарушиным и Чарушиным-художником.


Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.
«Я приучился с детства понимать животное — понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное», — говорил художник (5). Он любил природу, но главное, умел привить эту любовь читателям. Парадоксально, но при этом Чарушин был страстным охотником, а своё первое ружьё получил в подарок от отца лет в одиннадцать-двенадцать. В его доме, как и в доме родителей, постоянно жили всевозможные звери, а в одной из комнат стоял огромный вольер для птиц.
Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И — занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
На всю жизнь художник сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой природы: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству» (1). Понимая, что именно в детстве закладывается основа мировоззрения человека, Чарушин писал: «Моя задача — дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира…» (5).
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

7

Заключение

Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам:

- в художественной и научной литературе содержится очень мало сведений о жизни писателя;

- Чарушин прожил достаточно интересную жизнь, его работы, как художника, встречаются не только в его рассказах, но и произведениях других писателей;

- его произведения очень нравятся детям и взрослым, т.к. они интересные и познавательные.

Во время работы проводились конкурсы среди ребят 2 класса на лучший рисунок о природе. Учащиеся рисовали животных той же техникой, что и Чарушин. Лучшие работы помещены в данном проекте. Также провели конкурс сочинений. Ребята писали рассказы о природе, животных. Лучшие рассказы прилагаются (см. приложение)

Жизнь и творчество этого писателя многогранно: он и писатель, и художник, и изобретатель, и просто добрый, отзывчивый человек. С него можно брать пример. Следует прислушиваться к тому, что он хотел сказать своими произведениями. Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

Собирая материал для данной работы, мы понимали, что выполняем важное дело. Получилась работа, которая , надеемся, будет полезна всем, кто интересуется деятельностью этого писателя, нашим учителям и даже ученикам нашей школы.

Итогом нашего труда стала книжка-малышка. Эта книжка включает в себя рассказы ребят 2 класса, и оформить ее мы постарались таким же образом, что и Е.И.Чарушин.

(см. приложение)

8

Библиографический список


1. Гродненский Г. Чарушин — писатель // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 25.

2. Костров Н. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

3. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983. — С. 50.

4. Курдов В. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 155.

5. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. — С. 290.

6. Чарушин Е. О себе: [Автобиогр. заметка] // Детская литература. — 1937. — № 23. — С. 43.

9
Конкурс на лучший рассказ о природе


Зима.

Наступила зима. На улице выпал снег. Появились большие сугробы. Стало холодно. Деревья покрылись инеем. Люди повесили кормушки для птиц. Дети играют в снежки, катаются с горки и лепят снеговиков. Реки покрылись льдом. Зимой солнышко светит очень мало. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Зима – это самое холодное время года.


Таксин Андрей
Летний вечер.

Как хорошо гулять вечером в лесу. Запах разных трав и цветов так и захватывает дух. Легкий ветерок качает листочки деревьев. Птички поют свою вечернюю песню. Так бы и остался ночевать в летнем лесу!


Силищев Тимофей.
Зима.

Белой скатертью покрылась земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. Много разных звериных и птичьих следов рассыпалось красивым рисунком на снегу. Чудесница эта зима!

Смоленкова Вика
Природа весной.

С наступлением весны земля словно пробуждается ото сна. Весной чаще и ярче светит солнце. Распускаются подснежники. Набухают на деревьях почки, и появляются нежные зеленые листочки. Возвращаются перелетные птицы. Идешь по улице, любуешься этой красотой и думаешь, как же хорошо, что вновь наступила весна.

Кузовенков Даниил
Воробей.

На нашей земле много разных птиц: грачи, чижи, стрижи, сороки, скворцы, воробьи. Многие зимуют у нас. Холодно зимой воробьишкам. Они держатся вблизи жилища человека. Когда приходит весна, воробьи радуются. Они прыгают с ветки на ветку, чирикают. Ребята их кормят. Воробьи очень любят крошки хлеба, зернышки, семечки. А еще воробьи заботливые родители.


Михайлов Саша

Весна.

Пришла весна. Стал таять снег. Дни заметно стали длиннее. Солнышко светит ярче. Зажурчали ручьи. Прилетели первые вестники весны-грачи. Они тут же стали занимать гнезда. А кому не хватило прошлогодних, вьют новые. Это нужно для того, чтобы вывести птенцов. Скоро проснутся реки. Природа оживает. Все радуются весне.


Назаров Денис

Дитя природы.

Я хочу рассказать о дереве, которое растет в нашем саду.

Его посадил мой дедушка. Долго приживался саженец на новом месте. Корни дерева кормят его, беря из почвы самое необходимое. А еще корни соединяют дерево с матушкой-землей. Отнимите у дерева его корни, и оно умрет. Наше деревце – дитя природы, которая вскармливает и растит его, бережет и заботится о нем, как мать о своем ребенке.

Сорокина Диана



Маленькие труженицы.

Хочу рассказать вам историю, которая приключилась со мной во время летних каникул. Я гостил у бабушки в деревне. У нее в огороде стояли улья. И вот однажды я сал наблюдать за пчелами. Одна пчелка села на ромашку и стала ходить по ней. Потом она полетела на другой цветок. Я заметил, что лапки у нее желтые. Так она перелетала с одного цветка на другой. Вечером мне бабушка объяснила, что пчелы собирали мед и в то же время опыляли цветы. Оказывается, это нужно для того, чтобы после цветения у растений появлялись семена и плоды.

Вот какие они молодцы, для всех нас стараются. Спасибо вам, пчелки.
Кузовенков Даниил
Ранний гость.

Однажды утром я проснулась от легкого стука в окно. Посмотрела, нет никого. Вдруг опять кто-то постучал. Я подошла к окну и увидела воробья. Он сидел на карнизе и стучал клювом в стекло. Что ему надо? Почему он стучит?

А воробушек словно мысли мои прочитал, вспорхнул и подлетел к кормушке. Тут я поняла, что он проголодался, а зернышек не было. Я оделась, взяла кусок хлеба и вышла во двор. Подошла к кормушке, а он сидит и не думает улетать. Я раскрошила хлеб и мой гость с жадностью принялся за угощение. Я не стала ему мешать, ушла домой и легла спать. Но через несколько минут вновь раздался стук. Я подошла к окну, а воробушек посмотрел на меня и улетел. Это он мне спасибо сказал.

Киреева Маша


Лиса.

Когда я был маленький, часто ходил с дедушкой в лес за грибами. Однажды мы шли по лесу, и вдруг выскочила лисица, а в зубах у нее утка. Мы спрятались за дерево и стали за ней наблюдать. Лиса подбежала к поваленному дереву, бросила утку и тихо затявкала. И в тот же миг из-под дерева вылезли лисята. Их было три. Они были маленькие и такие забавные. Мне сразу захотелось выйти и погладить их, но дедушка меня остановил.

Мама- лиса придвинула носом утку, и дети начали лакомиться. А она сидела рядом и все время озиралась по сторонам. Следила, чтобы никто им не помешал.

Интересно было за ними наблюдать, но нам не хотелось им мешать, и мы ушли.


Назаров Денис
Зайчонок.

Однажды мой папа принёс из леса маленького зайчонка. Папа сказал, что он очень мал и слаб. Наверное, мама бросила его. Зайчонок нам понравился и мы оставили его у себя. Мы стали ухаживать за ним, кормить и даже придумали ему имя Ушастик. Мы все так привязались к нему, что он стал полноправным членом нашей семьи. И зайчонок полюбил нас. Везде ходил за нами.

Когда он подрос, папа сделал ему большую клетку. Наш любимец поселился в новом доме, и ему там очень нравилось. Ушастик долго жил с нами, и мы были счастливы.
Сорокина Диана





Результаты опроса среди учащихся начальной школы.



  1. Знакомы ли вы с творчеством Е. И. Чарушина?

Нравятся ли вам его произведения?



2. Считаете ли вы, что рассказы о природе и животных нужно изучать в школе или лучше читать детективы, фантастику, комиксы?






  1. Для чего нужно читать рассказы Е.И.Чарушина?


Конкурс рисунков «Рисуем животных»






\

Результат исследовательской работы




Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет