Современный армянский народ вдали от исторической Родины



жүктеу 185.75 Kb.
Дата07.05.2019
өлшемі185.75 Kb.
түріРеферат

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ


ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
Районные Кирилло-Мефодиевские чтения


Современный армянский народ вдали от

исторической Родины

(на примере поселка Ленинский)

Реферат подготовила:

учащаяся 5 класса

ГБОУ СОШ пос.Ленинский

Есаян Лусине Нерсесовна
Научный руководитель:

учитель географии

ГБОУ СОШ пос.Ленинский

Яннаева Людмила Федоровна


2012 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3

I Армянские праздники, обычаи, традиции……………………………………………...4

1.1. Религия ……………………………………………………………………………...4

1.2. Семейные ценности………………………………………………………………...4

1.3. Национальные праздники………………………………………………………….4

1.3.1. Навасард………………………………………………………………………..5

1.3.2. Трендэз………………………………………………………………………….5

1.3.3.Барекендан………………………………………………………………………5

1.3.4. Меци Пагк……………………………………………………………………...6

1.3.5.Уахказард………………………………………………………………………..6

1.3.6. Затик…………………………………………………………………………….7

1.3.7. Амбарцум……………………………………………………………………….7

1.3.8. Вардавар………………………………………………………………………...7

1.4. Армянская свадьба…………………………………………………………………..7

II Особенности жизни армянского народа в Российской глубинке ( на примере

поселка Ленинский) ………………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………………………….13

Приложение……………………………………………………………………………… 14



Введение

Своеобразие Самарской области, в которой живут и трудятся представители более ста национальностей (русские, чуваши, мордва, татары и др.), в том, что здесь исторически сложилось единое многонациональное сообщество, для которого характерно взаимоуважение, взаимотерпимость. Наш поселок Ленинский не является исключением. Среди многих национальностей здесь проживают и армяне.

История нас учит тому, что нет великих и малых наций, и культура каждого народа заслуживает признания. Особенностями, определяющими национальное лицо любого народа, являются язык, вера, народные праздники и традиции. Последние находят свое проявление в национальных обычиях, в исполнении ритуалов.

Мои родители были вынуждены покинуть свою Родину-Армению и в 1993 году мигрировали в Россию. Мы с братом родились здесь, в поселке Ленинском, потому наша Родина- Россия. Я всегда с огромным любопытством слушаю воспоминания мамы о жизни в Армении, об удивительной природе, знаменитых горах, огромных виноградниках, гостеприимном и добродушном народе, традициях и обычиях. Я считаю, что каждый человек должен знать историю, самобытность, уникальность и традиции поведения своего народа. К сожалению, в дали от исторической Родины, в связи с естественным процессом интеграции с русскоязычным населением многое утрачивается, забывается.

Из всего вышесказанного я определила цель работы.

Цель работы: изучить национальные обычаи, традиции, праздники, семейные ценности армян; выявить насколько они соблюдаются современными армянами, проживающими в поселке Ленинский.

Задачи: изучить различные источники информации по данной теме;

-описать существующие традиции, обычаи, ценности армянского народа;

-провести социологический опрос армян, проживающих в поселке Ленинском;

-посетить армянские семьи и провести ряд бесед со старыми людьми;

-определить особенности жизни современных армян вдали от исторической Родины.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована, как дополнительный материал на уроках географии и на классных часах и в вписана в летопись армянского народа на Волге..




I Армянские праздники, обычаи, традиции.

Армения - прекрасная страна гор и Солнца. Это одна из самых ранних на Земле стран. Уже в 9 вв. до н.э. на территории Армении существовало мощное государство Урарту. Армянский язык- один из древнейших языков мира. К национальным чертам характера армян обычно относят их необыкновенную целеустремленность, энергичность, жизнестойкость. С глубокой древности они сумели пронести через века и сохранить до наших дней национальные традиции.

1.1. Религия.

Армяне, как и русские, являются христианами. Христианство было принято ими намного раньше, чем в России - в 301 г. Но армянское христианство отличается от католицизма и православия. Его называют монофиситством. Они считают Христа только Богом, но не богочеловеком. Часть армян, живущие за пределами своей страны исповедуют каталицизм и протестантизм. Духовный центр армян Эчмиадзинский монастырь. Армянские церкви отличаются от русских своим внешним видом - крыши их треугольные, а здания строгие и суровые. Символом армянской религии и памятником национальной культуры являются каменные кресты - хачкары - «всеспасители», которые символизируют собой крест и дерево жизни1.

1.2. Семейные ценности.

Современная Армянская семья, как правило состоит из 4-5 человек. Однако в сельских семьях дети всех братьев, живущих вместе, считаются братьями и сестрами, и мать относится с одинаковой теплотой и любовью, как родным детям, так и детям деверя. Домашним хозяйством в семье традиционно ведает старшая в доме женщина, ее авторитет признается выше авторитета мужчины. Почтительное отношение к старшим, проявление знаков внимания и уважения также являются для армян традиционными. К мнению старших всегда прислушиваются, старики играют значительную роль в решении важных семейных вопросов. В присутствии старших считается неприлично громко разговаривать, курить. Если в дом заходит пожилой человек, молодые люди должны в знак уважения встать, а садится только после приглашения старшего. Доброжелательное отношение к гостям, бескорыстность и открытость были и остаются характерной особенностью армян.



1.3. Национальные праздники.

1.3.1. Навасард. Обычай праздновать первый день года - 1 января - возник в Армении еще до Рождества Христова. Первый месяц древнеармянского календаря назывался Навасард (нав - новый, сарда - год). По григорианскому же календарю Навасард совпадает с августом.
После принятия христианства праздник нового года был перенесен с месяца Навасард на идущее следом за 10 ноября воскресенье, на время окончания трудового цикла земледельцев. Навасард стал символом собранного в садах и полях урожая. Впоследствии ноябрьский Навасард уступил место Аманору (ам - год, нор - новый), вернувшему праздник встречи Нового года к 1 января. В этот день глава семьи дарил всем своим домочадцам подарки. Дети подвешивали свои чулочки в ожидании, что ночью они наполнятся подарками, разными сладостями. Позже подарками стали украшать праздничное дерево. Девушки гадали на счастье: клали яйцо в сосуд с золой и красками, и если наутро на скорлупе краски окажется больше, чем золы, то считалось, что это к счастью. Принято было наряжать скотину (в основном крупный рогатый скот) и утром выводить ее во двор. Если она переступала порог хлева правой ногой, - жди доброго года. Глава семьи поднимал первый бокал, благословлял стол, поздравляя семью с Новым годом, и предлагал всем отведать меда, чтобы в новом году было много сладких дней, и чтобы говорить и слушать только сладкие слова. Пекли ритуальный "Тари хац" (хлеб года). В него обязательно клали талисман: фасолину, пуговицу или монетку. Делили хлеб по числу членов семьи. Удачный год ожидал того, кому попадался заветный кусок с талисманом. Соседи ходили друг к другу с поздравлениями и, входя в дом, разбрасывали ядра орехов. В праздник Нового года в церкви после литургии давали благословение и желали счастливого года2.
1.3.2. Тэреднэз (Сретениие Господне,14февраля). Накануне вечером, 13 февраля, люди со свечками в руках приходили в церковь. Юноши подставляли под свечи свои шапки, чтобы в них накапало несколько капель воска. Считалось, что это защищает от удара молний. Эти свечи хранили в доме и зажигали, когда шел град, чтобы он не погубил урожай, или же в засуху, прося дождя. В конце молитвы все зажигали свечи от свечи священника и несли домой, чтобы ими зажечь костры. Молодожены прыгали через костер, и только после этого зять имел право свободно входить в дом тестя. Бесплодные женщины прыгали через костер с надеждой на выздоровление. Малыши бросали в костер специально связанные носочки, чтобы Бог послал им какой-нибудь подарок. Угли от костров складывали в курятнике для того, чтобы куры лучше неслись. С Тэреднэза начинался весенний сев, с его огнем увеличивалась животворящая сила солнца, и люди, отмечая этот праздник, просили обилия и плодородия3.
1.3.3.Барекендан (Масленица).Барекендан - первый весенний праздник армянского календаря, мечаемый в течение двух недель до большого Поста. Во время этого праздника мужчины ходили по домам, их визиты превращались в долгие пиршества. Веселились все: и взрослые, и дети. Во время Масленицы нарушались принятые обществом нормы этикета дни". "Барекендан" означает приветствие, пожелание, обращение к пробуждающейся природе природы дабы умилостивить природу, устраивали большие пиршества на полях, так как именно там собирали урожай4.

1.3.4.Меци Пагк (Великий Пост). Великий, или сорокадневный, Пост завершается Пасхой. Он длится семь недель. В старину в воскресные дни пост не соблюдался, согласно традициям 34 Апостольских канонов. Во время Великого Поста из обрядов и таинств допускается только крещение. Воскресенья Великого Поста имеют свои названия. Первые два - Артаксман, 3-е - Анараки, 4-е - Тнтеси, 5-е - Датавори, 6-е - Галстян, 7-е - Цахказард
Во время Великого Поста в каждом доме подвешивали или лук, или яблоко, или шарик из теста. В шарики обычно втыкали семь перьев. В разных местах эти шарики называли по-разному: в Басене - Ахелуц, в Казахе - Папи плор.: Каждое воскресенье снимали по одному перу - так отмечали течение поста. То же проделывали с четырьмя белыми и тремя черными перьями, которые получили название аглатизы. Белые символизировали зиму и пушистый снег, а черные - весенние дни, когда обнажается земля. В народе верили, что если кто- то не соблюдает пост, то аглатиз выколет ему глаз.
1.3.5. Цахказард (Вербное воскресенье ,31марта). Отмечается на шестой неделе Великого Поста. Верба - символ оплодотворенной природы - выступает в этот день в качестве посредника между человеком и природой. Вербное воскресенье - праздник, издревле отмечаемый христианами. Молодежь приносит ветки вербы с набухшими почками в церковь, где священник освящает их. Освященные ветки вербы кладут в амбары, чтобы было много хлеба, бросают их вверх, чтобы остановить град, преподносят невесте, чтобы через них передать ей оплодотворяющую силу природы. В день Цахказарда дети и молодые ходили по домам с ветками, пели песни, получали в дар яйца, которые собирали для Пасхи. Молодые невесты только после Цахказарда имели право входить в отцовский дом. Цахказард - это еще и праздник весны (Царамут, или Царебер - от слова, означающего "дерево"), и в церкви помимо чтения, которое относится к торжественному входу Христа в Иерусалим, традиционно прочитывается и часть из книги Песни Песней, где восхваляется весна.
1.3.6.Затик (Пасха). Великий Пост завершается Пасхой - праздником воскресения Христа. Перед Псхой люди старались забыть все раздоры, помириться, покаяться. Пасха начиналась сразу же после богослужения. Хозяйки в этот день обязательно красили яйца.
Яйцо - очень древний символ. У многих народов принято дарить яйца. Древние греки подносили яйца своим богам. У персов в час весеннего равноденствия знать приходила к шаху, чтобы получить от него яйцо, нередко золотое. У евреев обязательный атрибут пасхального стола - вареные яйца. Во многих религиях яйцо символизирует воскресение и жизнь. У армян крашеное яйцо символизирует землю, очищенную от греха пролитой кровью Спасителя. Яйца в праздник Пасхи люди несли в церковь для освящения, после богослужения ходили друг к другу в гости, дарили яйца. На Пасху делалось множество пожертвований.
1.3.7. Амбарцум (Вознесение). Празднование Вознесения, известное по армянским календарям как "Джан гюлум" ("День молочного супа"), отмечается на 40-й день после Пасхи. По преданию, после воскресения Христос в течение 40 дней был с людьми и своими учениками, и вознесся на небо в четверг на шестой неделе после Пасхи. Этот праздничный день молодые женщины и девушки проводили на полях и в горах, среди цветов и у родников. Поскольку праздник отмечался в период, когда земля уже оплодотворена, считалось, что эта способность земли через цветы передается людям. Амбарцум еще известен и как праздник Вичак (жребий). По традиции, в среду вечером молодые девушки собирали в один кувшин воду из семи родников, песок из горных рек, росу и цветы. После этого опускали в кувшин меты: кольца, пуговицы, камешки, и держали его всю ночь под открытым небом, предавая его свету звезд и луны. Делалось это для того, чтобы небо и звезды передали каждому фантику судьбу его хозяина. Утром следующего дня собирали цветы и плели из них венки, один из которых обязательно был большим, имел форму креста и назывался Цахкамер (мать цветов). Затем пели "Джан гюлум" и наудачу вынимали вещицы из заветного кувшина, по одной после каждого куплета и то, о чем говорилось в куплете, являлось предсказанием для хозяйки вещицы. После чего девушки несли Цахкамер домой5.

1.3.8. Вардавар (Преображеие) После церковного праздника Преображения Иисуса Христа, после литургии, у армян начинается народное гуляние Вардавар. Отмечают его на 98-й день после Пасхи. В этот день повсюду царит веселье - все поют, танцуют, устраивают пиршества на природе, обливают друг друга водой. Обливание водой - не просто праздничная игра, это торжественное ритуальное действо. Истоки этого ритуала теряются в глубокой древности. По легенде о Ное, он дал своим детям наказ каждый год обливать друг друга водой, чтобы не забывать о великом потопе.


1.4 Армянская свадьба.

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Её церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Гостей на армянской свадьбе много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

В роли сватов в большинстве случаев выступают родственники жениха (мужчины). Соглашаться на брак дочери с первого раза у армян считается неприличным, и сватам приходится являтся вновь. Отец девушки в присутствии всех спрашивает дочь о ее согласии. Если девушка против брака, свадьба отменяется, если за — отмечается.

Самым важным этапом свадебного цикла является обручение, или помолвка, — ншандрек, ншанадрутюн (буквально «поставить метку, знак»). Ранее о дне обручения, числе гостей с обеих сторон, о посылаемой из дома жениха в дом невесты доле угощения договаривались во время специального визита отца юноши к родителям девушки. Сейчас как правило всё согласовывается уже во время сговора. Раньше утром в день обручения отец жениха, послав в дом невесты угощение (мясо, напитки, сладости), приглашал к себе родственников, священника, кавора, а нередко и музыкантов. В доме жениха гостей принято всегда угощать. Сторона жениха, взяв с собой ншан — обручальный подарок невесте (обычно какое-нибудь украшение — кольцо, серьги, браслет) и несколько больших деревянных или медных подносов со сладостями, сухофруктами, вином, коньяком и водкой, в сопровождении музыкантов направляется к дому невесты, где и совершается обряд обручения. Он начинается праздничной трапезой, во время которой провозглашаются поздравительные тосты. Священник освящает принесенные стороной жениха сладости, фрукты и обручальный подарок, после чего совершается основной акт обручения — передача ншана невесте. Обычно это делает жених. Иногда обручение совершается и без священника6.

После обручения оба семейства становятся свойственниками — хнами и во всем помогают друг другу, особенно в хозяйственных работах. Между ними начинается традиционный обмен подарками.

В назначенный день в доме жениха собираются близкие родственники. Каждый родственник приносит подарок невесте, главным образом украшение, но теперь уже не из серебра, а из золота. В этот день отец жениха должен зарезать барана или теленка. Продукты в дом невесты, как правило, не посылают: сторона невесты считает «неприличным» принимать их, поскольку сама в состоянии подготовить и накрыть богатый праздничный стол7.

В доме невесты к приходу гостей готовятся заранее: накрывают стол, приглашают близких родственников. Обе стороны садятся за стол. Жених надевает невесте обручальное кольцо. Затем все пьют за влюблённую пару. Жених даёт слово, что сделает все, чтобы сбылись все пожелания счастливой жизни. Невеста благодарит молча, слегка наклонив голову, и передает свой бокал отцу. Затем вносят подносы с подарками и начинается одаривание невесты. Обычно к концу застолья отец жениха и кавор договариваются с отцом невесты о дне свадьбы8.

Множество приглашенных гостей собираются в назначенном месте. Застолье начинаетя с тостов в память покойных родственников, затем провозглашались тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пир сопровождается песнями и танцами9.



II Особенности жизни армянского народа в Российской глубинке (на примере поселка Ленинский).

С целью сбора этнографического материала мною использовались следующие методы: социологический опрос армянского населения поселка Ленинский и беседы со многими армянскими семьями.

Вопросы социологического опроса:

1.Ф.И.О. респондента.

2. Сколько у Вас детей?

3. В каком году приехали в поселок Ленинский? Откуда? По какой причине?

4.Что Вы знаете о религии армян? Какие религиозные праздники соблюдаете?

5.Какие национальные традиции, обычаи вы знаете? Какие из них соблюдаете?

6.Какие семейные ценности характерны для вашей семьи?

7.Знают ли ваши дети армянский язык?

В ходе социологического опроса мы посетили 20 семей из 38, живущих в поселке Ленинском. Средний возраст опрашиваемых составил -50 лет.

Результаты опроса показали:

1. Армянские семьи, проживающие на территории поселка Ленинский имеют, как правило 2-3 детей. Это соответствует их общепринятым нормам.

2. Первые армяне приехали в1990 году. Основной поток мигрантов пришелся на 1991-1993 годы. Все они были с терриотрии, прилегающей к Нагорному Карабаху. Миграции способствовали несколько причин. Во-первых обстановка вокруг Нагорного Карабаха была дестабилизирована, в разразившейся войне страдали мирные жители. Со слов Есаян Нерсеса Борисовича: «… Семьи покидали свои дома ночью, ничего не взяв с собой. Женщины, дети, старики были голодные. Все боялись смерти». Во-вторых, высокий уровень безработицы. Третей причиной стало то, что русскоязычной семье невозможно стало обучаться в армянской школе.

Во многих семьях дети родились здесь, в поселке, поэтому Россия стала их Родиной.

3. Все армяне относят себя к верующим людям. Багдасарян Гагик Дживанович говорит: « Наш народ был удостоен чести быть первым народом, принявшим христианство как государственную религию в301 году. Это для армян подобно цвету кожи. Религию нельзя сбросить или сменить».

Ближайшая церковь армяно - григорианская Апостольская церковь находится в городе Самара. Местные жители посещают церковь в честь Михаила Архангела в селе Красноармейское. Все участники опроса называют такие праздники, как Рождество Христово, Крещение, Затик, Вардавар, но лишь 3 человека смогли рассказать о том, как проходят празднования в Армении. Очень красочно описывает праздник Вартавар Есаян Мартур Макарович: «…Все люди собираются возле водоемов, многие едут к озеру Севан, веселятся, танцуют, обливаются водой. В1978 году установился рекорд – возле озера собралось 1486200 человек». Масурян Сержик Вагашакович вспомнил праздник Амбарцум: «… В этот день в церквях держат строгие посты, а дети ходят к горам и собирают камни, воду и жёлтые цветы. Все это несут домой, чтобы в доме были хорошие взаимоотношения». Бабаян Марианн Нагапетовна описывает праздник терендэз: « Люди выходят в поле и зажигают костры; поют песни и просят у Бога хорошего урожая. В церкви обязательно жгут свечи».

К сожалению, никто не празднует религиозные праздники здесь так, как это было в Армении, а многие вообще затрудняются их назвать.

4. Среди армянских традиций главными можно выделить свадебные обычаи и виноделие.

Согласно библейской легенде, Ной, спустившись на гору Арарат, посадил виноградную лозу - так было положено начало традиции виноделия в Армении. Климатические условия поселка Ленинский не позволяют армянскому населению заниматься любимым делом.

Среди свадебных обычаев многое утратилось. Теперь свадьба проходит в два дня. Традиционно жених покупает невесте свадебный наряд. Родители жениха дарят невесте подарки. При входе в дом жениха, под ноги жениху и невесте кладут тарелки, которые нужно одним ударом разбить на счастье; через плечи жениха перекидывают лаваш- символ достатка. Часто на свадьбу наряжают искусственное дерево, на него вешают, конфеты, фрукты, деньги. Все остальное напоминает русскую свадьбу.

5. Так как все местные армяне вынуждено покидали свои дома, возможности привести с собой предметы декоративно-прикладного искусства, сувениры не было. В связи с этим обстановка в армянском доме ничем не отличается от русских семей. К сожалению национальных костюмов не сохранилось.

Особое отношение к старшим, к матери в армянской семье остается неизменно уважительным. Родители стараются сохранить это.

Прочен у армян древний обычай гостеприимства. Со слов Галустяна Камо Самсоновича, в армянском языке есть слово « тасиб» ( честь, великодушие). Чем больше « тасиба» у человека, тем больше стол может позволить его сердце накрыть для гостя. По мнению армян, чем чаще человек накрывает стол, тем больше ему вернётся. Местные армяне приятно поражают своей искренней радостью встречи. Возможно, это является одной из причин успешного сожительства армян с местным населением на протяжении двадцати лет.

6. Приятно удивило то, что все армянские дети знают родной язык.
Заключение
Подводя итоги и обобщая результаты моей работы необходимо отметить следующее:


  1. Армяне - один из старейших народов христианской цивилизации.

  2. Армяне сумели с глубокой древности и до наших дней сохранить самобытность, уникальность и традиции поведения.

  3. Выделяют следующие национальные праздники: Амбарцум, Вардавар, Навас, Тэрендэз, Барекендан, Меци Пагк, Уахказрад, Затик.

  4. Свадьба армян – очень важный праздник со своими многовековыми обычиями.

  5. К сожалению, армяне поселка Ленинский знают лишь некоторые национальные праздники, из них ещё меньшая часть, кто эти обычаи соблюдает. Возможно это из за того, что многие приехали в Россию в молодом возрасте, а старики остались в Армении.

  6. Неизменными остались уважение к старшим, гостеприимство, удивительный уровень душевности, порядочности и честности.

  7. Наша задача сохранить имеющиеся знания и по возможности приобщать местное армянское население к изучению своих традиций, религиозных праздников.

Люблю я тебя – не за то что богат
И даже не из-за горы Арарат.
И не потому что ты так голосист
И звуком дудука так нежно пленишь.
Не из-за красавиц с глазами тигрицы,
Не из-за Севана, чьи воды так чисты.
Не из-за церквей, что веками стоят
И веру народа так свято хранят.
ЛЮБЛЮ Я ТЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ ЕСТЬ:
Что гордость в тебе велика, как и честь,
Что ты мне позволил притронуться сердцем,
К тебе… Мой ВЕЛИКИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД!!!


Литература и источники


  1. Аэнг Девид. Армяне. Народ созидатель. М.. ЗАО «Центрполиграф», 2006

  2. Историческое краеведение. В.П. Ашурков, Д.В. Кацюта, Г.И. Матюштн, М. «Просвещение»,1986

  3. Сто народов, сто языков. Этнографические очерки. Л.И. Минц, Н.А. Сафиев и др., М. «Просвещение», 1992

  4. Страны и народы Азии и Африки. М., «Современная педагогика», 2004

  5. Я познаю мир. Г.И. Гонтарук, М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1998

  6. Журнал «География в школе» №8 1999


Приложение


  1. Армянская церковь села Мец-шен

  2. Вид армянского села Мец-шен

  3. Развалины старинной крепости у села Мец-шен

  4. Озеро Севан

  5. Список интервьюируемых армян, проживающих в поселке Ленинский




1. Авестесян Ашот Шакраевич

2. Саркисян Владимир Мартынович

3. Саркисян Сусанна Юраевна

4. Саркисян Лиана Владимировна

5. Гукосян Альберт Борисович

6. Саркисян Алина Андраниковна

7. Галустян Камо Самсонович

8. Галустян Махитор Камомович

9. Галустян Андроник Камомович

10. Огонян Рита Барисовна

11. Хачатрян Сюзана Сидраковна

12. Хачатрян Рузана Сидраковна

13. Гулян Зарвард Никалаевна

14. Исраелян Богдан Апресович

15. Исраелян Гоар Апресовна

16. Исраелян Апрес Богданович

17. Хачатрян Флора Алексеевна

18. Хачатрян Ануш Вагифовна

19. Хачатрян Армине Вагифовна

20. Хачатрян Зарине Вагифовна

21. Петросян Алвина Равиковна

22. Налбандян Армен Сергеевич

23. Налбандян Серене Сергеевна

24. Налбандян Гоар Сергеевна

25. Налбандян Армине Сергеевна

26. Есаян Стеяла Симоновна

27. Есаян Кармен Борисович

28. Есаян Артур Карменович

29. Есаян Нарике Карменовна

30. Варданян Сарибек Аветисович

31. Данилян Амест Варткезовна

32. Есаян Марине Размиковна

33. Есаян Нерсес Борисович

34. Есаян Лусине Нерсееовна

35. Есаян Алина Макаровна

36. Гукосян Сурик Барисович

37. Масурян Сержик Вагашакович

38. Бидалян Эльмира Эдикович

39. Бабаян Артур Жораевич

40. Адамян Вортуш Беникович

41. Есаян Мартун Макарович

42. Акопян Нели Эдикович

43. Саркисян Александр Арменакович

44. Саркисян Эльмира Гришаевич

45. Есаян Саик Макарович

46. Акопян Элла Эдикович

47. Бадалян Ахоник Гургенович

48. Геворнян Валерик Гришаевич

49. Саркисян Рита мартунович

50. Бадалян Карлен Эдикович

51. Бадалян Флора Карленович

52. Бабаян Мариам Нагапетовна



53. Бабаян Гурген Жораевич


1 1. Аэнг Девид. Армяне. Народ созидатель . с. 23

2 Аэнг Девид. Армяне. Народ созидатель. С. 42

3 Сто народов, сто языков. Этнографические очерки. С. 115

4 Сто народов, сто языков. Этнографические очерки. С. 118

5 Страны и народы Азии и Африки. С. 204

6 Страны и народы Азии и Африки. С.214

7 Я познаю мир. С.28

8 Историческое краеведение. С. 49

9 Журнал «География в школе» С. 22


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан 010 000, г
2013 -> Бір көзден алу тәсілімен мемлекеттік сатып алу қорытындысы туралы №21 хаттама
2013 -> Бір көзден алу тәсілімен мемлекеттік сатып алу қорытындысы туралы №2 хаттама
2013 -> Бір көзден алу тәсілімен мемлекеттік сатып алу қорытындысы туралы №6 хаттама
2013 -> Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан 010 000, г
2013 -> Тақырыптың өзектілігі
2013 -> «Алаш» либералдық-демократиялық қозғалысы идеологиясының маңызд


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет