Тема №19 Арам Ильич Хачатурян (1903-1978)



жүктеу 95.79 Kb.
Дата11.04.2019
өлшемі95.79 Kb.


Тема №19

Арам Ильич Хачатурян

(1903-1978)




Это Рубенс восточных сказок… Музыка Хачатуряна зовет: «Да будет свет! И да будет радость!»

Б.Асафьев


Выдающийся армянский советский композитор, педагог, общественный деятель. В его творчестве самобытно соединились традиции мирового и национального музыкального искусства. Солнечные тона, яркие краски, стихия танцев, многообразие ритмов, гармоническая и тембровая колористичность. Основное внимание уделял симфоническим и камерно-инструментальным жанрам.

Наследие: более 200 произведений, из которых 3 балета, 3 симфонии, кантаты и хоровые поэмы, музыка к спектаклям и кинофильмам, 3 инструментальных концерта (фортепианный, скрипичный и виолончельный), концерты-рапсодии для тех же инструментов, большое количество фортепианных сочинений, песни.

Хачатурян – один из первых национальных композиторов, использовавших большие симфонические формы, => поднял армянскую музыку на высокий профессиональный уровень. Композитор широко использовал армянский народный мелос, соединяя его с жанрами и формами классической (русской и зарубежной) музыки. Истоки творчества – искусство народных певцов (ашугов, гусанов).


Концерт для скрипки с оркестром (1940), d-moll

Ярко национальное, жизнеутверждающее произведение. Господствуют празднично-танцевальные и лирически-задушевные образы. Традиции классического концерта. Виртуозность, техничность, разнообразие звучности. Три части: крайние – быстрые, динамичные, средняя – медленная лирическая.



I часть. Сонатное Allegro. Вступление (оркестровое) энергичное, наступательное; пунктирный ритм, унисоны, тональная подвижность. Г.П. – соло у скрипки, тема народно-танцевальная, подражание игре на кеманче. Репетиции, постепенное расширение диапазона, интонационное сходство со вступлением. Св.П. – хроматические пассажи, шестнадцатые. П.П. – лирическая, песенная (женская). Орнаментика, хроматизмы, триоли, синкопы, органный пункт. Разработка: первый раздел напряженный, неустойчивый (на теме Г.П.), второй раздел лирический (на теме П.П.), третий – каденция солиста, виртуозная, на Г.П. и П.П. Реприза: Г.П. сокращена, П.П. в A-dur. Кода – активная, волевая, на темах вступления и Г.П.

II часть. Andante. Лирический центр концерта. Сложная трехчастная форма, «песня без слов» в восточном стиле. Вступление сумрачное, затаенное; многократное повторение мотива-опевания. Основная тема (a-moll) – песенная мелодия, вальсовый аккомпанемент. Средняя часть – на теме вступления (триоли, синкопы, секвенции). Реприза сокращена по форме, усложнена фактурно и гармонически.

III часть. Финал, картина народного праздника. Энергия, стихия танцев, имитация звучания народных инструментов. Трехчастная форма с чертами рондо. Вступлениеоктавные скачки, фанфары. Рефрен (D-dur) – жизнерадостно-танцевальный, трезвучная мелодия. Лирический эпизод – на измененной теме П.П. из первой части. Кода – на темах рефрена и лирического эпизода в контрапункте. Утверждение оптимистических, торжественных образов.

В произведении воплотились традиции русских инструментальных концертов (Чайковский, Глазунов) и принцип монотематизма.


Балеты

«Счастье» (1939). Первый опыт, который композитор считал неудачным. Некоторые номера вошли в следующий балет «Гаянэ» (1942). Лучшим (по мнению Хачатуряна) является «Спартак» (1954).

Композитор использовал традиционную балетную структуру (сольные, ансамблевые и массовые танцы, пантомимы и дивертисменты). Цельность драматургии, единая линия развития достигаются лейтмотивами и симфоническими приемами. Большинство сцен – массовые, сольные характеристики – обобщенного плана. Многообразие народных танцев.
«Гаянэ» (1942)

Балет в 3-х действиях, 7-ми картинах. В 1958 году для постановки в Большом театре была сделана новая редакция, где полностью изменено либретто и часть музыки.

Хачатурян вводит в партитуру подлинные народные мелодии: мужской танец «Шалахо», женский «Узундара» и др. Мелодика пронизана интонациями, попевками, ритмами армянского фольклора; имитируется игра на народных инструментах. В картинах природы – звукоизобразительность (например, буря). Основные характеристики получают Гаянэ, Нунэ, Айша, Армен и Георгий.

Пролог «Дружба» – лейтмотив дружбы Армена и Георгия.



I действие. 1 картина «Весна». Танец юношей лезгинка (на фоне барабанной дроби). «Узундара» – танец Нунэ и девушек, плавный, нежный. 2 картина «Выздоровление» (характеристика Айши).

II действие. 3 картина «Ревность». Танец девушек – кокетливый и грациозный. 4 картина «Преступление» (предательство Георгия). 5 картина «Любовь» (Гаянэ и Армена).

III действие. 6 картина «Совесть» – характеристика Айши и Георгия. 7 картина «Народный праздник урожая». «Шалахо» – стремительный, мужественный. Танец Нунэ – жизнерадостный и грациозный. Дуэт Гаянэ и Армена. Танец с саблями – темпераментный, зажигательный (показ силы и удали); скандирующие «удары», Presto, в среднем разделе – восточная лирическая мелодия на фоне непрерывной пульсации.

Музыка балета приобрела огромную популярность, часто исполняются три концертные сюиты из музыки «Гаянэ».


«Спартак» (1954)

Балет в 4-х действиях, 9-ти картинах. Премьера состоялась в Большом театре в 1958 году. Замысел возник в 1950 году в результате поездки по Италии. Либретто по роману Джованьоли. Музыка балета насыщена яркими контрастами: страдание и любовь, жизнь и смерть, верность и предательство. Основной драматический конфликт – столкновение рабов-гладиаторов с рабовладельческим Римом. Несколько сюжетных линий: 1) героико-трагическая (Спартак, восстание, гибель Спартака; 2) лирическая (любовь Спартака и Фригии); 3) характеристика Рима и его представителей. Многообразие лейттем и лейтмотивов: триумфальная, тема Спартака, две темы любви, тема Рима, тема трагической судьбы гладиаторов, тема восстания и т.д. Рабовладельческий Рим предстает в двуединстве воинственности (Триумфальный марш, характеристика Красса) и развращенной чувственности (Эгина, пир у Красса).



I действие. 1 картина «Триумф Рима». Триумфальный марш – торжественный, ликующий (тема Рима, медные, тремоло, ff). 2 картина «Рынок рабов». Образы Спартака и Фригии. Тема Спартака мужественная, драматическая, будет звучать в финалах I, II и Ш действий. Две темы любви: первая у виолончелей (скорбная, сосредоточенная) с секстовым зачином; вторая – светлая, нежная, мажорная (у скрипок). 3 картина «Цирк».

II действие. 4 картина «Казарма гладиаторов». Смерть гладиатора на лейттеме трагической судьбы гладиаторов (нисходящие попевки, м2, задержания). Трансформация темы => призыв к восстанию. 5 картина «Аппиева дорога». Присоединение крестьян к восстанию. 6 картина «Пир у Красса». Танец нимф, гадитанских дев, вакханалия. Вариации Эгины и Гармодия. В финале – вторжение спартаковцев.

III действие. 7 картина «Лагерь Спартака». Перелом в драматургии: ссора военачальников, предательство Гармодия. Кульминация лирической линии – Adagio Спартака и Фригии на двух темах любви. 8 картина «Лагерь Красса».

IV действие. 9 картина «Гибель Спартака». Трагическая развязка, сцена битвы Спартака и Красса на сквозном развитии темы гладиаторов. Финал – «Реквием» (смешанный хор и оркестр), гимн герою.
Тема № 20

Георгий Васильевич Свиридов

(1915-1998)




Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных.

Г.В.Свиридов.


Талантливый самобытный композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Творчество ярко национальное, глубоко русское, истоки его коренятся в крестьянском фольклоре. Особое место занимает тема Родины (природа, картины народной жизни, эпос).

Центральными жанрами являются вокальные и хоровые => тесная связь с русской поэзией: Пушкин, Лермонтов, декабристы, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Исаковский, Пастернак; из зарубежных Бёрнс и Шекспир.

Тонко подмечая своеобразие каждого поэта, Свиридов верно и точно воплощает образы и настроение стиха. «Открыл» для музыки Есенина и Маяковского (в крупных жанрах). Помимо вокальных и хоровых, композитор обращался к самым различным областям творчества (кроме оперы и балета). Широко известна его музыка к кинофильмам «Метель» и «Время, вперед».

Произведения Свиридова демократичны, обращены к самому широкому кругу слушателей, опираются на классические каноны => «последний романтик XX века».


Вокальный цикл из шести романсов на слова А.С.Пушкина (1935)

Лирика философского характера, стихи-размышления, образы природы. Главная тема – одиночество, разлука с друзьями, тяжелые предчувствия.



«Роняет лес багряный свой узор» – печальный и мужественный монолог, осенняя природа. «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер» – сумрачный холодный пейзаж, раздумье, одиночество. «Предчувствие» – по характеру суровый; возникающий женский образ – надежда, весенние чувства. «Подъезжая под Ижоры» – жизнерадостный, искрящийся юмором финал (С-dur, пульсирующий аккордовый аккомпанемент, восходящие квартовые интонации).
«Курские песни» (1964)

Семичастный цикл для смешанного хора и симфонического оркестра. Песни (народные) объединяются темой женской доли, нелегкой судьбы русской крестьянки. Две первые части – «Зеленый дубок» и «Ты воспой, воспой, жавороночек» – воплощают пору девичества, мечты о счастье. «В городе звоны звонят» – обряд благословения. «Ох, горе, горе лебедоньку моему» – нежная и печальная песня о замужней дочери. Драматургический перелом происходит в пятой песне – «Да купил Ванька себе косу для свово покосу». Это семейная драма – неверность мужа, горе жены. «Соловей мой смутный» – печальное раздумье о женской доле в чужой семье. «За речкою да быстрою четыре двора» – народное веселье.

Обратившись к фольклорному материалу, композитор создал самобытно-неповторимую, яркую музыку «свиридовского» характера (глубокое вживание в поэтический текст, бережное отношение к народным напевам). Свиридов выразил глубинную суть духовного мира народа, его характера.

В дальнейшем творчестве композитора – интерес к образам, культуре, нравственным идеалам Древней Руси, эпохе русского средневековья: «Маленький триптих», некоторые хоры на стихи Есенина, концерт памяти А.Юрлова, музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» и ряд других произведений.


«Поэма памяти Сергея Есенина» (1956)

Для смешанного хора, солиста (тенор) и симфонического оркестра. Эпиграф: «…Любовь к родному краю меня манила, мучила и жгла». 10 частей. Свиридов выбрал стихи Есенина, написанные в 1910 – 1924 годах; первые шесть созданы до 1916 года => Русь дореволюционная. Доминирует лирическая тема, тесно связанная с социально-исторической и гражданской. Кантатно-ораториальный тип музыки.

В поэме две образные сферы: 1) лирико-созерцательная, развивается по нисходящей; 2) активная, действенная, жизнеутверждающая (усиливается к концу).

1. «Край ты мой заброшенный». Картина бескрайних полей, бедной деревеньки. Andantino, нисходящая мелодия, диатоника, долгие аккорды сопровождения, пустые квинты, колокольность => печаль, тоска.

2. «Поет зима, аукает». Зимняя вьюга, метель. Allegro, forte, пульсация шестнадцатых, восходящие квартовые попевки. Унисоны то женского, то мужского хора. Средний раздел – жалобный, «пташки малые».

3. «В том краю, где желтая крапива» – монолог солиста, образно перекликается с первой песней. Задушевная песенная мелодия, подголоски в оркестре.

4. «Молотьба». Сцена из деревенской жизни; тяжелый, но радостный крестьянский труд. Вступление – «раннее утро». Мерные аккорды сопровождения, «скандирующая» мелодия, деревянные палки (в оркестре), пентатоника, тяжеловесная поступь.

5. «Ночь под Ивана Купала». Волшебный, таинственный пейзаж, шорохи природы. Тремоло, pianissimo, органный пункт, «заклички» женского хора. Рефрен «Ой, Купала, Купала».

6. «Ночь под Ивана Купала» (продолжение). Солист в сопровождении хора и оркестра. Тихие звучности, прозрачная фактура, былинная мелодия, челеста.

7. «1919» – пустынный пейзаж (разоренная деревня), яркий драматизм. Хоровой плач (как у Мусоргского), нисходящие секунды, контрастная динамика, es-moll.

8. «Крестьянские ребята» – в духе частушек, ритм танца «Яблочко», скороговорка.

9. «Я последний поэт деревни». Скорбный монолог, лирическая исповедь. Largo, pianissimo, кварто-квинтовые попевки. Пустые квинты в оркестре, колокольность, gis-moll.

10. «Небо – как колокол» – торжественный гимнический финал. Tutti, fortissimo, колокола, смешанный хор, мерные многозвучные аккорды.
«Пушкинский венок» (1979)

Концерт для хора в десяти частях. Состав: бас (соло), смешанный хор, ударные, фортепиано, арфа. «Не только венок из пушкинских стихов, но и лавровый венок поэту» (Свиридов).



Традиции мировой музыкальной культуры: печально-удалая народная песня, задушевный русский романс XIX века, торжественный кант и православная литургия, имитационная полифония и «восточные» мотивы, эхо-эффекты (французский шансон XV-XVI веков) и многое другое. «Живая связь времен».

  1. «Зимнее утро» – торжественный, ликующий гимн русской природе. Трехчастная форма. Секстовый зачин, диатоника, D-dur, хоральный склад. Средний раздел – сумрачный, минорный. Первая песня – это магистрал, сконцентрировавший все темы и мотивы цикла: начало круговорота времен года, мотивы сна и пробуждения, воспоминаний и т.д.

  2. «Колечушко-сердечушко» – горестная, жалобная песня. Соло сопрано, перекличка мужских и женских голосов, интонации плача, тоникальность (e-moll). В кульминации – диссонансы.

  3. «Мери» – хрупкий, воздушный женский образ. Грациозный ритм (12/8), «прозрачное» четырехголосие. Не столько портрет, сколько отношение к ней поэта (трепетное, бережное).

  4. «Эхо». Тема судьбы и назначения художника. Суровые мелодические фразы басов, долгие аккорды хора (фон), эффект двойного эха.

  5. «Греческий пир». Драматургический центр концерта, об основном постулате античной философии: чувстве меры. Ударные в сопровождении, колокольность.

  6. «Камфара и мускус» – комическая сценка. Характеристика старика – мужской хор, хроматизмы, переменный размер, ударные. Молодая красавица – «взлетающий» аккорд арфы, кокетливый танцевальный ритм.

  7. «Зорю бьют». Пейзаж, размышление о прошлом. Начальные аккорды хора (без слов) – образ ночного неба, сигнал трубы (сопрано за сценой) – напоминание о скоротечности жизни, соло баса – речевые интонации на фоне долгих аккордов.

  8. «Наташа» – лирическое интермеццо, воспоминание.

  9. «Восстань, боязливый». Поединок человеческой души с силами тьмы. Первый раздел – суровое звучание хора, строгая полифония. Второй раздел – спокойный, сосредоточенный; соло альта (молитва).

  10. «Стрекотунья-белобока» – жизнерадостный юмористический финал. Инструментальная трактовка хора, солирующие голоса; имитация шумов, птичьих криков.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Жек дуадақтарды аулауды жүргізу туралы «Жануарлар дүниесін қорғау, өсімін молайту және пайдалану туралы»
2017 -> Бағдарламасы өтетін күні: 16 тамыз 2017 жыл Өтетін орны: Шымкент қаласы
2017 -> Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігінің
2017 -> Мемлекеттік мекеме
2017 -> Қосымша 2 Техникалық ерекшелігі Реанимациялық бригадаларға арналған жылжымалы жедел медициналық көмек комплексі
2017 -> Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі «Кәсіпқор» холдингі» коммерциялық емес акционерлік қоғамы
2017 -> Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігі Ветеринариялық бақылау және қадағалау комитетінің Оңтүстік Қазақстан облыстық аумақтық инспекциясының
2017 -> Бос јкімшілік мемлекеттік лауазымдарєа орналасуєа конкурс туралы хабарландыру 17/07/2012г


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет