Тема номера



жүктеу 6.83 Mb.
бет1/51
Дата02.05.2019
өлшемі6.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Σ Χ Ο Λ Η



Философское антиковедение

и классическая традиция

Том 3
Выпуск 1
2009

Тема номера
НЕОПИФАГОРЕЙЦЫ

ΣΧΟΛΗ

Философское антиковедение

и классическая традиция
Издается «Центром изучения древней философии

и классической традиции»


Главный редактор

Е. В. Афонасин



Ответственный секретарь

А. С. Афонасина



Редакционная коллегия

Леонидас Баргелиотис (Афины–Олимпия), И. В. Берестов (Новосибирск),

М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б. Прозоров (Москва), А. В. Цыб (Санкт-Петербург), А. И. Щетников (Новосибирск)

Редакционный совет

С. С. Аванесов (Томск), Леван Гигинейшвили (Тбилиси), Люк Бриссон (Париж), В. С. Диев (Новосибирск), Джон Рист (Кембридж), Теун Тилеман (Утрехт),

В. В. Целищев (Новосибирск), С. П. Шевцов (Одесса)

Учредители журнала

Новосибирский государственный университет,

Институт философии и права СО РАН

Основан в марте 2007 г. Периодичность – два раза в год

Данный выпуск подготовлен и опубликован благодаря поддержке

Американского совета научных сообществ (2007–2008 гг.)

Адрес редакции

Новосибирск-90, а/я 127, 630090, Россия


Тексты принимаются в электронном виде

по адресу: afonasin@gmail.com


Адрес в сети Интернет: www.nsu.ru/classics/schole/

ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)

© Центр изучения древней философии

и классической традиции, 2009


Σ Χ Ο Λ Η
Ancient Philosophy and

the Classical Tradition

Volume 3
Issue 1
2009


A Special Issue
THE NEOPYTHAGOREANS

ΣΧΟΛΗ

A Journal of the Centre for Ancient Philosophy

and the Classical Tradition
Editor-in-Chief

Eugene V. Afonasin


Executive Secretary

Anna S. Afonasina


Editorial Board

Leonidas Bargeliotes (Athens–Ancient Olympia), Igor V. Berestov (Novosibirsk),

Vasily P. Goran (Novosibirsk), John Dillon (Dublin), Svetlana V. Mesyats (Moscow), Eugene V. Orlov (Novosibirsk), Vadim B. Prozorov (Moscow), Andrei I. Schetnikov (Novosibirsk), Alexey V. Tzyb (St. Petersburg), Marina N. Wolf (Novosibirsk)

Advisory Committee

Sergey S. Avanesov (Tomsk), Luc Brisson (Paris), Levan Gigineishvili

(Tbilisi), Vladimir S. Diev (Novosibirsk), John Rist (Cambridge), Sergey P. Shevtsov (Odessa), Teun Tieleman (Utrecht), Vitaly V. Tselitschev (Novosibirsk)

Established at

Novosibirsk State University

Institute of Philosophy and Law (Novosibirsk, Russia)
The journal is published twice a year since March 2007
The initial research and publication is supported by

the American Council of Learned Societies (2007–2008)
The address for correspondence

Novosibirsk-90, P. Box 127, 630090, Russia


E-mail address: afonasin@gmail.com
On-line version: www.nsu.ru/classics/schole/



ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)



© The Center for Ancient Philosophy and

the Classical Tradition, 2009




ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Первый специальный выпуск журнала «Центра изучения древней философии и классической традиции» в определенном смысле подводит итоги нашей работы в течение двух лет существования международного семинара «Преподавая античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире», который проходит в Новосибирском Академгородке при поддержке Программы повышения качества образования Института «Открытое общество» (Будапешт).1 Кроме того, мы рассматриваем его в качестве первой работы в планируемой серии тематических выпусков, каждый из которых будет посвящен определенному философскому направлению или автору. В настоящее время мы продолжаем исследование пифагорейской традиции и надеемся на то, что в обозримом будущем сможем подготовить еще один тематический выпуск журнала, который будет включать в себя такие малоизученные разделы, как пифагорейская псевдоэпиграфика, а также новые исследования, посвященные корпусу пифагорейских сочинений Ямвлиха и, как всегда, новые переводы. Мы планируем также продолжить исследование орфической традиции в ее связи с пифагореизмом.

Выносимый на суд читателей труд представляет собой коллективное исследование важного явления позднеантичной культурной жизни и направления в философии, получившего название возрожденного пифагореизма или неопифагореизма. Разумеется, «неопифагорейцы» и их современники рассматривали это движение как пифагореизм, не желая замечать фундаментального разрыва в традиции и настаивая на непрерывной цепи преемственности между древним и новым пифагореизмом. Для этой цели были сфабрикованы многочисленные подложные трактаты и письма, приписываемые таким древним пифагорейцам, как Теано, Лисий, Гиппарх, Филолай, Архит и др. С этой же целью были составлены жизнеописания Пифагора и описания пифагорейского образа жизни, в которых пифагорейский союз представал в качестве окутанного легендами тайного ордена мудрецов и философов, ведущих безупречный образ жизни и обладающих чудесными способностями. Следует заметить, что созданный тогда образ Пифагора популярен и поныне. Наиболее ярким примером такого мудреца, философа и чудотворца является фигура Аполлония Тианского, созданная Флавием Филостратом, и этот роман заслуживает самого внимательного изучения как в смысле использованных в нем источников, так и с точки зрения той идеологии, которой руководствовался его автор.

Однако неопифагорейцами были не только приверженцы «пифагорейского образа жизни», вроде легендарного Аполлония. В это же время начинает развиваться и философский пифагореизм, по сути дела, отдельная школа мысли в среднем- и, затем, неоплатонизме, для которой были характерны особое «пифагорейское» учение о первых принципах и развитая нумерология. Эти философы и являются основной темой данной книги.

К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие сочинения философов неопифагорейцев, некоторые из которых представляют собой фрагменты, извлекаемые из позднейших компиляций и комментаторской литературы. Переводы этих текстов на русский язык до недавнего времени отсутствовали. Данная публикация призвана восполнить этот пробел и содержит комментированные и снабженные вступительными статьями переводы немногочисленных дошедших до нас фрагментов Модерата и Нумения (главы первая и третья соответственно), а также перевод влиятельных на протяжении всей поздней античности трактатов Никомаха «Введение в арифметику» и «Руководство по гармонике» (вторая глава). Четвертая глава книги посвящена пифагорейской нумерологии: в ней публикуется анонимный трактат «Теологумены арифметики». Переводы, вошедшие в главы 2–4 предварительно публиковалось, в том числе и на страницах этого журнала, полностью или частично (ссылки см. в Избранной библиографии в конце выпуска), однако для данного выпуска они вновь откорректированы, дополнены новым материалом и, самое главное, собраны вместе, что позволило сформировать цельную и достаточно репрезентативную подборку неопифагорейских текстов, не имеющую, насколько нам известно, аналогов в исследовательской литературе. В качестве предисловия к главам мы перепечатываем несколько выдержек из известной книги профессора Джона Диллона (Дублин) Средние платоники. Нам представ­ляется, что эта работа нашего знаменитого коллеги и активного участника Новосибирских семинаров по-прежнему относится к числу наиболее удачных очерков неопифагорейской философии. Наконец, отдельным приложением в данном выпуске публикуются классические статьи Эрика Доддса о Модерате (Classical Quarterly 22 [1928] 129–42) и Джона Риста о неопифагореизме и Втором письме Платона (Phronesis 10 [1965] 78–81).

Данная работа опубликована при поддержке Американского совета научных сообществ (грант 2007–2008 гг.), которому авторы выражают самую искреннюю благодарность.

Е. А.

11 июня 2009 г.

Академгородок

afonasin@gmail.com

EDITORIAL

This issue of our journal contains a concise study of an important cultural and philosophical phenomenon of Late Antiquity, usually labeled as the revived Pythagoreanism or Neopythagoreanism, and the major works of the Neopythagoreans in a new Russian translation. Of course the “Neopythagoreans” and their contemporaries considered the movement in question as genuine Pythagoreanism: they did not acknowledge a fundamental gap in the tradition and insisted on the existence of an unbroken chain of succession from Ancient Pythgoreanism to the new one. This brought to life numerous pseudepigraphic writings attributed to such Ancient Pythagoreans as Theano, Lysius, Hipparchus, Philolaus, Archytus and others. The Life of Pythagoras by Porphyry and On the Pythagorean Way of Life by Iamblichus pictured Ancient Pythagoreans as legendary sages, wonder makers and secret educators of humanity, and the image of Pythagoras created in Late Antiquity is still current in popular opinion. The most exemplary description of a Pythagorean sage Apollonius of Tyana, produced by Flavius Philostratus, deserves special attention in this connection and still intrigues scholars both from the point of view of the sources used and ideology involved.

Legendary Apollonius and similar propagators of the “Pythagorean way of life” represent just one side of the Neopythagorean movement. An entirely new philosophic movement, also called the Neopythagoreanism, started to develop approximately in this time. Already discernable in the Middle Platonism, it is found among the Neoplatonists in its fully developed form. These philosophers and their “Pythagorean” numerology and complicated metaphysics of the first principles are the main topic of the book.

Unfortunately only a few works by these authors are extant and the greater part of the material we have to deal with is preserved in fragmentary form in later doxographers and commentators. Since no reliable translation of these fragments existed in Russian so far, we deemed it important to fill up this gap and supply the reader with new translations of these interesting texts. The fragments of Moderatus and Numenius are found in Chapters 1 and 3; two treatises by Nicomachus are translated in the 2nd chapter, while Chapters 4 is dedicated to the Pythagorean numerology, represented by an anonymous treatise Theologoumena arithmeticae (which contains early material, mainly from Anatolius and Nicomachus). In an introduction to this chapter and in a general Introduction to the book we adduce a series of relevant extracts from Greek, Judean and Early Christian philosophers as well as the Gnostic literature, analyzed in the context of Religious systems of Late Antiquity. As general introductions to individual chapters we reprint few pages from the famous book by John Dillon The Middle Platonists (Duckworth, 1977; Cornell UP, 19962), dedicated to Moderatus, Nichomachus and Numenius, in my translation (published in St. Petersburg, 2002, corrected). Two articles of fundamental importance, these by Eric Dodds on the origin of the Neoplastonic One (Classical Quarterly 22 [1928] 129–42) and by John Rist on Neopythagoreanism and “Plato’s” Second Letter (Phronesis 10 [1965] 78–81), are translated as attachements to this volume.

The work will be useful for students of the Pythagorean tradition as well as for a wider readership, including those scholars and students who are interested in Ancient philosophy, mathematics and music. The texts are supplemented by indices and a select bibliography.

These and other relevant publications as well as further translations of classical texts, discussions, bibliographical outlines, reviews, and supplementary materials are also available on-line at the following address: www.nsu.ru/classics/schole/.

These materials are prepared by the participants of an international interdisciplinary seminar “Teaching Classics. Fundamental Values in the Changing World”, organized by the Centre for Ancient Philosophy and the Classical Tradition (Akademgorodok, Novosibirsk region, Russia) and supported by the Open Society Institute, Budapest.2

The publication of this issue is generously supported by a grant of the American Council of Learned Societies (USA).
Е. А.

June 11, 2009

Akademgorodok, Russia

afonasin@gmail.com

ВВЕДЕНИЕ
ДОКСОГРАФИЯ ПИФАГОРЕИЗМА

И НЕОПИФАГОРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет