Тема: «Развитие личности ребенка средствами музейной педагогики»



жүктеу 0.57 Mb.
бет1/3
Дата03.04.2019
өлшемі0.57 Mb.
  1   2   3



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воровская средняя общеобразовательная школа»






ТЕМА: «Развитие личности ребенка средствами музейной педагогики»


автор опыта, должность, место работы:

Хорошева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ « Воровская средняя общеобразовательная школа»

Судогодского района, Владимирской области

2013-2014 учебный год


Содержание:



  1. Информация об опыте ………………………..3

  2. Технология опыта ……………………………..8

  3. Результативность опыта ………………………13

  4. Библиографический список …………………..14

  5. Приложение к опыту ……………………………15


Цель опыта: Провести анализ становления и развития музейной педагогики с целью выявления музейно-педагогических средств, которые позволят повысить эффективность процесса гражданского воспитания учащихся начальной школы.

Задачи:

1.Формирование представлений о закономерностях, задачах, формах, методах, средствах и технологиях музейной педагогики.

2. Выявить и апробировать компоненты гражданственности школьников с учетом использования средств музейной педагогики
3.Формирование представлений о моделировании, планировании и проектировании  работы в области музейной педагогики на основе современных педагогических технологий 4. Апробация выбранных приёмов, методов и форм организации работы учащихся школы. 5. Разработка и проведение занятий в технологии музейной педагогики. 6. Диагностика результативности применения технологии музейной педагогики.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Среди общих целей Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста важное место занимает воспитание нравственного человека. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.[8]

Одним из направлений внеклассной работы с младшими школьниками является краеведческая работа: сбор, изучение краеведческого материала и использование его в урочной деятельности.

Цель и задачи внеклассной работы по истории в начальной школе.

Цель внеклассной работы - развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеклассной работы:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.) [2]

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Поэтому педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной историко-краеведческой работы, учитель во внеклассной работе для более глубокого изучения местной истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке. Познание общих закономерностей исторического процесса помогает школьникам глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке.[1]

В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом. Учащиеся вместе с классным руководителем занимаются исследовательской деятельностью. В этом им помогают родители и старшеклассники.

Краеведческая работа начинается с первого класса изучением истории своей семьи, позже ребята проводят мини – исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного посёлка и его окрестностями. Итогами краеведческой деятельности учащихся являются конкурсы рисунков, фотоальбомы, утренники-отчеты.

Кроме того, на базе школьного музея часто проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.

Таким образом, музейная педагогика открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.

Знакомство младших школьников с краем побуждает детей к творчеству, которое проявляется в рисунках, стихах, сочинениях.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной поселок все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

Картины родной природы формируют у детей чувство любви к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным окажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. [9]


АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

Музейные экскурсии, беседы и лекции являются хорошо апробированным методом художественно-эстетического воспитания и образования в нашей школе, являются составной частью культурологического цикла образования. Музейная педагогика оказывается высоко эффективным воспитательным средством в том случае, если она сочетается с традиционными формами обучения - лекциями и практическими занятиями, ориентированными на изучение истории отечественной культуры в органической связи с историей культуры края, поэтому в музее проходят не только экскурсии, но и уроки (факультативный курс «Наш край» 2-4 класс, история, обществознание, ИЗО, литературное чтения (начальная школа), литература 5-11 классов¸ география)

Особая роль в нашей школе отводится методике работы с экскурсионными группами в музее. Экскурсоводу предъявляются следующие требования: уметь самому возможно глубже переживать произведения искусства, хорошо его знать, иметь психологический подход к группе, т.е. понимать психологию зрителей, уровень их художественных потребностей.

Соглашусь с мнением специалистов в области музейной педагогики о том, что музей является своеобразным “посредником”, который помогает зрителю восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим. Связи эти приобретают особую значимость в наше время, когда обретение исторического наследия, русской культуры прошлых веков становится одной из главных задач в нравственном воспитании молодежи. Сложность работы нашего школьного музея заключается в том, что контингент, посещающий данный музей, как правило, однородный, поэтому ребята привыкают к экспозициям, что снижается интерес при посещении. И здесь возможно организация контакта с учителями и школьниками из других школ.


ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Музей МОУ «Воровская СОШ» был создан на общественных началах в 1960 году. Поисковая работа, экспонирование и пропаганда музейных коллекций ведутся школьниками под руководством школьных учителей в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. Это и определяет специфику школьного музея, делает его особым музейным учреждением, которые влияют на многие аспекты деятельности школы, позволяет осуществлять комплексный подход к гуманистическому, нравственному, трудовому, экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Наш музей придает школе особую индивидуальность, создает в ее коллективе свой микроклимат.

Основным признаком школьного музея, как и любого музея вообще, является собрание подлинных музейных предметов. В музее имеются подлинные памятники истории и культуры, с помощью которых он моделирует социокультурные процессы, способствует формированию целостной картины мира, ощущение сопричастности к определенным событиям.

Степень эмоционального контакта юного посетителя с музейным памятником и музеем в целом, во многом связана с психологической установкой на встречу с реликвией, уникумом, подлинником.



Моя педагогическая идея - системный образовательный процесс, синтезирующий учебно-просветительскую, воспитательную и развивающую функции  на основе разнообразных форм музейной деятельности. 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Часто учителя не понимают, почему нет ожидаемого результата, дети продолжают скучать в музее, не могут ответить на вопросы после проведенной экскурсии. Оказывается большое значение, имеет подготовительный этап, проводимый перед посещением музея. Учитель должен понимать, что младший школьник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.

Музеи представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную. Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Ее выделение в относительно самостоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня, в частности, на основе достижений смежных наук.

Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования [3].

В настоящее время активизируется социально-педагогическая направленность в деятельности музеев. Над этими вопросами американские музееведы задумывались еще в конце 1960-х гг., когда М. Кэрролл, в частности, заявлял, что музей может быть распахнутым окном в мир, он не в состоянии снять глобальные проблемы, но способен улучшить условия существова­ния тех, кто живет по соседству. Его соотечественник А. Рипли, поддерживая эту мысль, отмечал, что особенно возрастает роль музеев в период кризиса, которые обязаны активно вмешиваться в жизнь людей, налаживать контакты с теми, кому они нужны [11].

В 80-е гг ХХ в.музей был определен как социально-культурный институт, что было обусловлено развитием философско-культурной парадигмы, основывающейся на распространении нового типа социально-гуманитарного знания, ориентированного на изучение человека во всем многообразии его взаимосвязей с обществом, семьей и другими социальными институтами [4].

При посещении музея немаловажное значение приобретает степень развития так называемой «музейной культуры». Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия. К данным особенностям можно отнести феномен «наивного реализма», у школьников младших и средних классов, ориентация на игровую форму познания, а также еще одна особенность, отличающих детское общение с музеем - это так называемый «эмоциональный барьер», который в значительной степени осложняет восприятие детьми прошлого. Эмоциональный барьер может возникать у детей в связи с ограниченным жизненным опытом, несовершенным художественным восприятием. Следствием этого является отсутствие способности к сопереживанию. По мнению психологов, ребенок становится способным к сопереживанию значительно позднее, чем к переживанию. [5]

При изучении ремесел учащиеся погружаются в атмосферу прошлого, моделируя быт и традиции предков, используя метод инсценировки. Мини - спектакли используются при проведении экскурсий с учениками младших классов, что является более актуальным направлением в области музейной педагогики. Ребят нужно учить принимать активное участие в постановке: подыграть, пропеть частушки, включится в процесс вышивания, изготовления наличников, музыкальных инструментов, потрогать экспонаты руками.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, такая методика является более эффективной для формирования национальной, духовной и музейной культуры.


НОВИЗНА ОПЫТА

Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Поэтому новизна опыта заключается в разработке уроков, занятий внеурочной деятельности в школьном краеведческом музее.

Отличительные черты обучения средствами музейной педагогики – неформальность и добровольность. Особенность его заключается в возможности максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных экспонатов, направлено на развитие личности ребёнка и соответствует требованиям новых ФГОС
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на развитие личности потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако, современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра.

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников.(см. Приложение 4)

Обучение осуществляется в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ.

3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме викторины, исторической игры (см. Приложение 4)и др.[6]

4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.). (май 2008 год организована экскурсия для ветеранов Великой Отечественной войны, жителей Судогодского района, июнь 2007-2008 года проводили экскурсию для учащихся МОУ «Головинская СОШ», традиционными стали экскурсии для гостей школы).

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей. (елка в музее для младших школьников, чаепитие и пр.)(см. Приложение 4)

Основной формой деятельности школьного музея являются экскурсии. Экскурсия - это есть педагогический процесс, где всегда присутствует обучающий и обучаемый. Туристическая услуга, как экскурсия, направлена на удовлетворение духовных и эстетических нужд экскурсанта, не говоря уже о познавательной пользе. Поэтому сам процесс обучения организации экскурсии, работы с группой является очень важным и эффективным не только для развития ребёнка в познавательном плане, но и для дальнейшего совершенствования и утверждения себя в обществе. Изучаемый материал планируется, делится на логические разделы, что помогает свободнее ориентироваться в большом объеме информации об истории и характеристиках экскурсионных объектов. Информация дается по принципу доступности, изучая изначально часть материала. Важно отметить, что деятельность предусматривает изучение экскурсионных объектов, а не только теоретическое знакомство с ними. Такой принцип наглядности подтверждает поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Хотя это не значит, что изучение объекта, его истории возникновения уходит на второй план. При проведении пробных экскурсии каждому «юному экскурсоводу» дается возможность реализовать себя, что влечет за собой активизацию познавательной активности. Дальнейший анализ проведенной экскурсии учит взаимодействовать, дискутировать группой. Такой принцип демократизации способствует не только формированию знаний и развитию подростка, но и их социализации. При выборе темы экскурсии и дальнейшей работе над ней важно учитывать индивидуальные особенности развития личности подростка. Поэтому педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строится доступно для обучающихся, применяя принцип природосообразности. Отбирая материал для экскурсии или сообщения о каком-то объекте, идет поиск информации каждым индивидуально. Материал экскурсии требует фактов и доказательств, поэтому содержание программы строится на принципе научности.

Краеведческое направление программы реализуется через изучение местных традиций культуры как системы ценностей. Чтобы проводить экскурсии надо хорошо знать историю, биографию людей о которых пойдёт речь, экспозиционные материалы и историю создания музея. В своей работе необходимо применять принцип культуросообразности, чтобы ребёнок стал личностью не только знающей, но и культурной, любящей и ценящей свою школу, посёлок, край.



Основные формы познавательной деятельности

индивидуальная - для развития возможностей, способностей и самостоятельности каждого обучающегося. Каждый ребёнок, это, в первую очередь, личность со своим внутренним миром.

коллективная - для совместного поиска межличностных отношений, оказание помощи друг другу. Очень важная деталь научить ребят не только говорить заученную фразу, но и свободно общаться, используя полученные знания, отвечать на вопросы, дискутировать.

Основной организационной формой является практическое занятие, во время которого дети осваивают технику работы на экскурсиях, проверяют правдивость информации.

Теоретические сведения содержат основные данные, связанные с процессом создания экскурсионного текста или паспорта экскурсионного объекта и одновременно помогают в решении воспитательных задач.
Формы изложения теоретических сведений

- беседа (тематика бесед основывается на конкретной экспозиции школьного музея или каком-то ее разделе); (см. Приложение)

- просмотр журналов, слайдов, фото- и видеоматериалов с комментариями;

- анализ работ;

- представление и апробирование экскурсии;

- экскурсии-обсуждения, консультации (Словарь музейных терминов определяет экскурсию как коллективный осмотр музея (а также достопримечательных мест и объектов природы) по определенному маршруту с познавательными, воспитательными и научными целями). Она служит для удовлетворения эстетических потребностей населения и организации свободного времени. Экскурсия является одной из основных форм научно-просветительской работы. Она может быть обзорной и тематической, проблемной и комплексной [11]).


Диагностика личностного развития обучающегося

Диагностика способностей каждого учащегося проводится с целью определения направления работы, выбора форм и методов работы. Она позволяет поддержать и направить одних, дать верную профессиональную ориентацию, найти способы стимулирования для других.

Диагностика личностного развития обучающегося проходит в форме:

- наблюдения;

- тестирования;

- анкетирования;

- анализа экскурсии;

- собеседования.



Средства обучения

Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, книги, дидактические материалы, технические средство (ТСО), материалы учебных кабинетов. Выбор средств обучения зависит от дидактических целей, содержания, методов и условий учебного процесса.


Основные функции средств обучения

- информационная;

- дидактическая;

- контрольная.



Используемые средства обучения
Простые средства:

А) Печатные: книги краеведческой и музееведческой тематики, учебники, экспедиционные материалы, методические и дидактические материалы из коллекции школьной библиотеки, краеведческого музея, библиотеки сельского дома культуры.

Б) Визуальные средства: наглядные пособия - плакаты, картинки, открытки, картографический материал, фотоматериалы, демонстрационные стенды и др.

Сложные средства:

А) Технические средства: телевизор, видеокамера.

Б) Аудиовизуальные средства: видеофильмы.

В) Визуальные средства: фотоаппарат.


Методы музейной педагогики

В своей работе с детьми мы используем следующие методы музейной педагогики:



  • методы по преимущественному источнику получения знаний, к которым относятся

- словесные (объяснение, рассказ, беседа)

- наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод)

- практические (комментированные упражнения, познавательные игры, инсценизация, погружение в прошлое.)


  • методы по характеру мыслительной и познавательной активности:

- репродуктивные

- объяснительно-иллюстративные

- проблемно-поисковые

- исследовательские

Дети младшего школьного возраста отличаются конкретным образным мышлением, непосредственностью восприятия. В работе с ними используются словесные и практические методы: сюжетные игры, беседы, зарисовки с натуры, по памяти, театрализация.

Каждый музей имеет свою особенность, своё направление, но все они призваны для того, чтобы сформировать у учащихся такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не материальные, а человеческие отношения, привить любовь к родному краю.[ 6]

Все тематические занятия формируют у детей потребность не только в получении знаний, но и позволяют воспитать гармонично развитого человека (см. Приложение), разбудить его стремление к творчеству, к познавательной деятельности, сделать его жизнь эмоционально насыщенной.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мой опыт проведения уроков музейных уроков с учащимися показывает, что музейная педагогика играет уникальную роль в воспитании и образовании подрастающего поколения, развивая приобщает обучающихся к культурным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

● создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающему осваивать и на практике использовать полученные знания;

● формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

● формирование у обучающихся активной деятельностной позиции.

Эти выводы подтверждаются результатами анкетных опросов учащихся начальной школы, регулярно проводимых мной после циклов музейных экскурсий и бесед.

Предлагаемая учащимся анкета “Мои впечатления о музее” содержит следующий набор вопросов:

1) Как часто вы посещаете школьный музей? ( Предлагались альтернативные ответы: “первый раз”, “часто”, “не так часто как хотелось”)

2) Понравилась ли Вам экскурсия?( Предлагались альтернативные ответы: “да”, “нет”, “не знаю”)

3) Что произвело особое впечатление от посещения школьного музея.

4) Какие у Вас возникали трудности в понимании информации при посещении музея?

5) Какие экспонаты музея запомнились Вам больше всего?

6) Был ли экспонат о котором тебе захотелось узнать больше?

7) Как вы считаете, нужен ли музей в школе и для чего?



Анкета “Посетителя музея”

Анкета посетителя музея им. Анатольева В.Д.

МБОУ «Воровская СОШ»

Начало формы



1. Ваш возраст

до 18 лет

18 - 30 лет

30 - 50 лет

50 - 65 лет

более 65 лет

Это обязательный вопрос



2. Ваш род деятельности

Это обязательный вопрос



3. Как часто Вы посещаете музей?

раз в месяц

раз в полгода

раз в год

Другое:

Это обязательный вопрос



4. Вы посетили музей

самостоятельно

с экскурсионной группой

Это обязательный вопрос



5. Цель Вашего визита

образовательная

провести досуг

познакомиться с музеем

Другое:

Это обязательный вопрос



6. В музее Вы посещаете

постоянную экспозицию

новые выставки

мероприятия

Это обязательный вопрос



7. О новых выставках, мероприятиях в музее Вы узнаёте

Интернет

официальный сайт музея

экскурсоводы музея

друзья и знакомые

Другое:

Это обязательный вопрос



8. Оцените качество информации, представленной на сайте музея

отлично

хорошо

плохо

Это обязательный вопрос



9. Оцените качество информации, представленной в экспозиции музея

отлично

хорошо

плохо Конец формы

Ответы учащихся свидетельствуют о том, что у значительного большинства из них существует устойчивый интерес к посещению музеев. Около 80% опрашиваемых положительно ответили на вопрос «Понравилась ли Вам экскурсия?». Примерно 70% учащихся согласились с тем, что посещение музеев и проведение в них занятий с преподавателем “расширяют и обогащают знания о культуре и истории родного края”. Отрадно отметить, что значительная часть учащихся (95%) считает, что посещение школьного краеведческого музея развивает потребность в посещении других музеев области. Таким образом, анкетные опросы подтверждают эффективность музейной педагогики в воспитании школьников.

Использование средств музейной педагогики в обучении и воспитании учащихся школы помогло достичь высоких результатов в конкурсах, проектах викторинах на различных уровнях:

2011-2012 уч.год

1.Хорошева Вероника, призёр региональной сетевой викторины "Россия - Родина моя"

2.Команда Дружные ребята, победитель (3 место) межрегионального сетевого конкурса творческих работ "Милая моя Родина..."

3.Козьмодемьянская Александра, призёра межрегионального конкурса творческих работ "Милая моя Родина..."

4. Хорошева Ирина, победитель (1 место) межрегионального конкурса творческих работ "Милая моя Родина..."

5. Команды "Дружные ребята", лауреат межрегионального сетевого проекта для учащихся "Сударыня-Масленица"!

6.Команда "Матрёшки», лауреат межрегионального сетевого проекта для учащихся "Сударыня-Масленица"!

7.Команда "Детки", призёр (1 место) регионального сетевого проекта "Мой город вчера, сегодня, завтра. В чьих руках его судьба?"



2012-2013 уч.год:

1. Вакуленко Евгений призёр сетевой викторины "Когда Россия молодая мужала с гением Петра"

2. Вакуленко Евгений - призёр, Хорошева Вероника - победитель, Вохменцева Виктория - призёр, Федулова Елена - призёр, Комолов Денис -призёры сетевой викторины "Флаг России - наша гордость!"

3. Хорошева Вероника, Вакуленко Евгений, Комолов Денис, Котенёва Елена, Глухова Елена - участники сетевой викторины "Любимая наша страна"

4.Казанина Милена, Карпов Сергей, Комолова Валерия - победители; Катков Данила, Моторнова Регина, Жучкова Александра, Виноградов Кирилл - призёры; Белун Николай - участник сетевой викторины "Я гражданин России"

5. Команда "Лирики"- призёр (2 место) сетевого проекта "Пушкинская осень"

6.Команда учащихся 5 класса – лауреат II межрегионального конкурса «Люблю тебя мой край родной» (номинация «Достопримечательности родного края», работа «История посёлка имени Воровского»)

7. Команда учащихся 5 класса – призёр II межрегионального конкурса «Люблю тебя мой край родной» (номинация «Дидактические материалы», работа «Моя Владимирская Русь»)



2013-2014 уч.год

1. Казанина Милена - лауреат межрегионального сетевого конкурса "Ручей хрустальный языка родного"

2. Команда "Детки"- лауреат межрегионального сетевого конкурса "Ручей хрустальный языка родного"

3.Казанина Милена, Карпов Сергей, Моторнова Регина, Рыков Владимир, Скачков Виктор, Медведева Карина, Катков Данила, Комолова Валерия, Виноградов Кирилл - призёры; Жучкова Александра, Медведева Виктория, Белун Николай (2-б класс) - лауреаты сетевой викторины «Твой олимпийский день»


АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данный опыт может быть интересен студентам педагогических институтов, учителям начальной и средней школы.


Библиографический список

1.Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М.: Просвещение, 1972

2. Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».- http://festival.1september.ru/articles/603737/

3.Культурология: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 576 с

4.Культурно-образовательная деятельность музеев. Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М.: Брандес, 1997 – 119 с.

4. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее, 2001

5.Макеева И. А. Музей в системе социального воспитания [Текст] / И. А. Макеева // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 211-214.

6. Массовая идейно-воспитательная работа. Музееведение. Музеи исторического профиля - М., 1988

7.Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников.- М.: Владос, 2000- с.9

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М: Просвещение, 2011, с. 16

9.Чумалова Т.В. Проблема эстетического воспитания школьников в историко-краеведческом музее. //Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. //Сборник научных трудов музееведения.- Москва,1989 С.31-42.

10.Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей : учеб. пособие по музейной педагогике. М.: Рос. инс-т. культурологии, 2001. – 223 с

11.Яндекс. Словари › БСЭ. — 1969—1978. http://slovari.yandex.ru/Что%20такое%20патриотизм%2F/БСЭ/Патриотизм /-2001-2013 г.

Приложение



  1. Приложение 1. Цикл занятий в школьном краеведческом музее им. Анатольева В.Д. на тему «История моей Родины».

  2. Приложение 2.Проект на базе музея для учащихся начальной школы.

  3. Приложение 3. Сценарий экскурсии на тему «День Наума Грамотника. Урок в старорусской школе»

  4. Приложение 4. Образовательная программа дополнительного образования детей в начальной школе МОУ « Воровская СОШ» .

Детское объединение по краеведению « История родного края»

  1. Приложение 5. Фото занятий по музейной педагогике.

Приложение 1.

Цикл занятий в школьном краеведческом музее им. Анатольева В.Д.

на тему «История моей Родины».

Автор работы

Хорошева Наталья Юрьевна
Занятие № 1 .




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет