Тесты для самоконтроля, планы семинарских занятий, перечень экзаменационных вопросов



жүктеу 2.06 Mb.
бет1/11
Дата11.10.2018
өлшемі2.06 Mb.
түріТесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА



Кафедра гуманитарных и

социально-экономических дисциплин


Боблак В.Е.
Философия,
(часть 1-ая – история философии).
Учебно-методическое пособие

Смоленск, 2010


Боблак В.Е.Философия (часть 1-ая – история философии). Учебно-методическое пособие. Смоленск: СГАФКСиТ, 2010.

Учебное пособие разработано на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032100 «Физическая культура».

Учебное пособие раскрывает исторические типы, ведущие школы, этапы в развитии философской мысли, место и роль ведущих философов и содержание их учения.

В пособии соблюдена последовательность изложения, задан категориальный аппарат философии, развёрнуто содержание модулей (тем), определены уровни усвоения курса, дана литература, вопросы и тесты для самоконтроля, планы семинарских занятий, перечень экзаменационных вопросов.

В целом предпринята попытка организовать самостоятельную работу студентов академии, оказывая им помощь в модульном варианте изложения материала первого раздела философии – истории философии.

Рецензенты: Головных Г.Я., д-р философских наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных наук СГУ;

Яковлев В.Н., кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГМА.


Смоленская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма, 2010

© Боблак В.Е.,2010

Посвящается внуку Степану


  1. ВВЕДЕНИЕ.

Данные учебно-методические материалы адоптированы к содержанию и уровню подготовки бакалавра (дипломированного специалиста) по специальности 032100 «Физическая культура» (521900-бакалавр).

Цель первого раздела-истории философии. Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Задачи раздела представляют собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нём, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мировосприятия.

Освоение курса философии должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формированию способностей выявлять космопланетарный аспект изучаемых вопросов;

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладению приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога.



Место курса в системе социогуманитарного образования. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела I – история философии, студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами.

I раздел – история философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории, культурологии, биологии, психологии.



Требования к уровню освоения содержания курса. В целом бакалавр (дипломированный специалист) в области философии должен: а) иметь представление о своеобразии философии, её месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, о сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней.

в) знать условия, механизм формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль гуманности (ненасилия) в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и к самому себе.

г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях. Их значении в творчестве и повседневной жизни;

д) понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, знать структуру, формы и методы научного познания, закономерноти развития материи и сознания.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ, СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ.

1. Вам предоставлена прекрасная возможность изучить философию. Что такое философия? Во-первых, у Платона философия не только «гимнастика ума», но и наука жизни, инструмент познания, ибо её предмет изучение универсальных закономерностей материи и сознания. «Изучая философию, вы быстро убедитесь, что ей нет альтернативы, заменить её нечем» (В.А. Канке. Философия. Исторический и системный курс. Учебник. – М.: Владос, 1997).

Во-вторых, философия одна из форм мировоззрения и особая форма общественного сознания. Поэтому учитесь философствовать. Философствовать – означает сметь начать и уметь самостоятельно рассуждать, думать, искать ответы на те вопросы, на которые нет ответа ни в словарях, ни в учебниках.

В-третьих, цель философии одна – помочь человеку понять самого себя, добивайтесь философского самосознания, философствуйте каждый день. Это позволит Вам «Жить при свете, а не безумствовать во тьме» (Исайя Берлин // Вопросы философии. - №5. – 1999. – с.91-99) знать и себе цену и другим.

2. «Технология» обучения в ВУЗе известна:

Лекция + самостоятельная работа на основе учебного материала, вопросов самоконтроля, тестов и данного учебно-практического материала и вопросов плана семинара, конспекта лекции и учебников – участие в дискуссии, диалоге на семинаре по теме учебного плана, который наряду с лекцией, является основной формой учебного процесса. Умейте, учитесь конспектировать лекции, составляйте, дополняйте конспект лекции в процессе самостоятельной работы. Требования к конспекту простые: личный конспект должен быть «читабельным», т.е. формой записи, выделением главного, подчеркиванием в цвете, дополнением на полях, полным и глубоким по содержанию.

3. Научитесь работать с учебником (учебниками). Просмотрите оглавление учебника в целом, ознакомьтесь со всем содержанием учебника. Возьмите за правило прочитывать тему, изложенную в учебнике перед лекцией, это поможет вам осознанно конспектировать, понимать логику проблемы, темы. При подготовке к семинару ознакомьтесь с содержанием темы, проблемы. При подготовке к семинару ознакомьтесь с содержанием темы в целом, а затем приступайте к проблематике материала, т.е. читайте учебник абзацами, выделяя главное положение, его аргументацию, осмыслите главное, запишите кратко своими словами главную идею абзаца, страницы, выработайте своё личное отношение, выделите возникшие вопросы, сопоставьте подходы лекции, учебника и ваше отношение к материалу.

4. На семинаре дискутируйте, стремитесь к открытости и основательности. Не прячьте свою точку зрения от других, учитесь анализировать, сопоставлять точки зрения, ибо пассивность на семинаре оборачивается ненужными потерями, не столько в обогащении памяти, сколько в развитии способности самостоятельного мышления, умения видеть, адекватно отражать вечное развитие материи и сознания.



Модуль 1.

Что такое философия и зачем она?

- Исходный уровень знания основных понятий модуля (далее ИУЗПМ): философия, объект, предмет, основной вопрос философии, материализм, объективный и субъективный идеализм, мировоззрение, миф, религия, онтология, диалектика, гносеология, аксиология, антропология, материя, сознание.

- Студент должен знать:

1) историю возникновения понятий философии, основные этапы, черты в её развитии;

2) исторические и современные представления о предмете философии, систему философского знания, его специфику, основное содержание функций философии;

3) особенности философского мировоззрения, значение философии в жизни человека и общества, её роль в познании человеком реальности (мира).


1.1. Литература: Основная

1. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003

2. П.В.Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Изд. 3-е.– М.:ПБЛЮЛ,2002.

3. Философия: Учебник/ Под редакцией В.Н. Лавриненко.-3-е изд.

- М: Юристь, 2007.

4. Философия: Учебник для вузов/Под общ. ред. В.В. Миронова.

–М: Норма, 2005
Дополнительная.
1. Мир философии: часть I, М., 1991.

2. Хрестоматия по философии: учеб. пособие/сост. П.В.Алексеев. – 3-е изд.-

М.: Т.К. Велби. Изд-во Проспект, 2005.

3. В.А. Канке. Философия. Исторический и систематический курс: учебник

для вузов; М.: Логос, Наука, 1997.

4. Философия: учебник/Под ред. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002

5. В.И. Плотников. Онтология: хрестоматия. – М.: Академический проект;

Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. – 2 изд. М.: Гардарики, 2002.

Вопросы:


1.2. Понятие философии, основные этапы его осмысления.

Понятие «философ» ввел древнегреческий математик, философ Пифагор (580-500 гг. до н.э.). Будучи известным мудрецом, основателем религиозно-философской школы, в которой обучалось более 200 человек, в том числе 5 женщин. Интересно заметить, основное условие приёма в его школу был пятилетний срок молчания. Для того чтобы человек ценил слово.

Как это произошло? Пифагор наносит визит царю Пелопоннеса Леонтию. Во время беседы царь спросил: «Какое твоё занятие?» Пифагор ответил, что у него нет занятий, он «философ». Царь не знал этого понятия и попросил объяснить. Пифагор приводит аналогию на примере Олимпийских игр.

Одни идут на Олимпийские игры за славой, другие за барышами, а третьи, немногие – для удовольствия. Так и в жизни людей - одни видят смысл жизни в богатстве, другие в удовольствиях, наслаждении, и только для избранных, немногих – он заключается в поиске истины, изучении природы, приобретении мудрости. Вот они и есть «философы». С греческого, филео (phileo – любить) + софия (sophia – мудрость), т.е. философ = любитель мудрости.

Платон (427–347 гг.до н.э.) также древнегреческий философ, он трактовал это понятие так: «Философ – тот, кто любит усматривать истину, правдив, … кто ненавидит ложь».1

С большей степенью вероятности можно утверждать, что понятие «философия – любовь к мудрости» принадлежит Платону, ибо у него «философия» - это любовь к истине, наука жизни, гимнастика ума, мост между человеком и Богом. Сократ и Платон подчёркивали, что они лишь любители мудрости, так как мудры только боги.

Философы, мудрецы античности, стремясь понять мир, размышляли, философствовали. Что значит философствовать? Философствовать, означает сметь начать думать, рассуждать, сопоставлять точки зрения, искать ответы на вопросы, на которые нет ответов в книгах, в жизни.

Осмысливая мир, мудрецы учили человека жить и действовать. Поражают воображение человека вечные истины, выбитые в храме Аполлона в Дельфах:

- Ничего сверх меры;

- Человек - мера всех вещей;

- Познай себя и ты познаешь Вселенную;

- Обручись и получишь беды.….

До XVII века философия выступала «наукой наук», ибо в её русле развивались все науки. По оценке Л. Фейербаха (нем.философ XIX века) она являлась матерью всех наук. В структуре философского знания античность выделяла: логику – науку о правильном мышлении и знании; физику (онтологию) – учение о природе, о сущем; метафизику (Аристотель) – знания над физическим знанием, знание тождественное естественнонаучному; этику – учение о человеке и путях его осмысленной, мудрой жизни.

Таким образом, на первом этапе, в античности, философия – это наука, дающая целостную, интегративную систему знаний; это обобщённое знание о мире, человеке.

Бурное развитие производства, общества, науки в XVII, XVIII веках привело к тому, что во второй половине XVII века процесс «отпочкования», выделения конкретных наук из философии завершился, они стали самостоятельными. Философия также сменила свой предмет и утратила роль «науки наук». Более того, на этом этапе имели место точки зрения о том, что философия «всего лишь пустое слово» и она не является наукой. Заметим, и сегодня звучат голоса об отмене философии.

Мишель Монтень (французский философ XVI века) просто даёт отповедь мнимым философам (См. Мир философии, ч. I, с. 15-17)

Исходя из важности вопроса, имеет смысл подробнее его рассмотреть. Нам представляется, что весьма интересен ответ И.Канта (1724-1804, родоначальник немецкой классической философии) на этот вопрос своим студентам, в котором он говорил, что для него безразлично является или не является философия наукой, но нет прекраснее науки, какую он преподает, ибо в центре её стоит человек.

Известны и 4 вопроса, которые он ставил и отвечал на них в своих работах:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что смею надеяться?

4. Что есть человек?

За этими вопросами стоит кантовское видение предмета философии (подробнее см. 1.3) и ответы на них.

Познаваем ли мир? Как получить знание? На основе каких методов? Истинны ли наши знания? Каким надо быть, чтобы стать человеком?

Далее, выясняя соотношение философии и науки, укажем на аргументы оппонентов М.Монтеня.

1.Знания философии не нуждаются в экспериментальной проверке.

2.Философия утверждает то, что невозможно подтвердить или опровергнуть. Например, мир конечен, мир бесконечен.

3.Нет точек зрения в философии, которые признаются всеми и т.д.

Другой взгляд – философия является наукой.

1.Философское знание обоснованно, доказательно, системно, прогностично.

2.Философия выполняет те же функции, что и наука (познавательную, мировоззренческую, методологическую, воспитательную, прогностическую и т.д.).

3. Философия на исторических этапах развития общества не то что ни разу не была «отменена», но всегда была востребована обществом. Чем серьёзнее были попытки её «упразднения», «отмены», тем богаче и плодотворнее было её развитие. Так и произошло после взлёта престижа науки со второй половины XVI – начала XVII.

Дифференциация конкретных наук, углубленный поиск знаний в каждой науке привёл к XIX веку к кризису науки, разрыву единства знаний. Преодолеть этот разрыв помогла философия.

В XIX-XX веках на базе философского принципа – единства мира, диалектики – учения о развитии, разработанных немецкой классической философией и учением К. Маркса и Ф. Энгельса философия приобрела классическое определение (II этап) – как учение, наука о всеобщих принципах, законах природы, общества, человека и его мышления.

Сегодня философия не претендует на то, чтобы быть наукой наук, как считал Г.В.Ф. Гегель, но в то же время она несёт предельно широкие знания, которые вооружают конкретные науки, человека исходными принципами, законами, методами познания и практической деятельности. Нужно указать, что в XX веке наиболее интересные концепции мировой философии были созданы в новой науке – философии науки, как мировоззренческой дисциплины, имеющей дело с природой знания, механизмом познания, формами, методами, типами рациональности, которые изучаются аспирантами.

Завершая рассмотрение вопроса о соотношении философии и науки, укажем, на наш взгляд, причины расхождения в оценке философии.

1.Предметы и методы конкретных наук и философии разные. Объективный мир – это мир конкретных наук, который объективно можно взвесить, измерить, высчитать, оценить. В философии может быть тот же объект, но он отражается в идеальной, более того, универсальной форме понятии, категории, принципе, законе его взаимодействии с человеком, обществом.

2.Мир философии это не только объективный мир, но и мир субъекта, идеального, абстрактного, который не всегда можно проверить, измерить.

3.Мир отражается субъектом (человеком познающим) и поэтому носит субъективный характер.

4.Признано, что мир бесконечен и отразить его в конечном невозможно. Необъять необъятное.

На современном (III) этапе осознания понятия философии принято определять философию как учение, науку, формирующую научно-теоретическое мировоззрение человека, которое адекватно отражает отношение «человек-мир», реальность, помогает ему создать картину Вселенной, увидеть свою роль и место в мире. В учебнике философия под общ. редакцией В.В. Миронова на стр.10 (см. лит-ру) даётся определение философии, как особой формы деятельности человека, вырабатывающей универсальную картину бытия; теоретическое ядро научного взгляда человека на мир, т.е. научно-теоретического мировоззрения (см. 2.1).

1.3. Объект, предмет философии.

Что понимается под объектом? Объект – всё то, что вне нас и независимо от нашего сознания, некая данность мира (вещи, явления, процессы действительности). Например, для науки биологии – объект - всё живое, для философии – вся действительность, мир. Иначе говоря, объект - это ответ на вопрос: что подлежит изучению?



Предмет – это то, на что направлено наше изучение в объекте. Скажем, выпускная квалификационная работа, её тема: «физическая культура - составная часть культуры». Объектом выступают культура и физическая культура. Предметом же будет соотношение содержания, ценностей, функций и т.п. как в культуре, так и в физической культуре.

«Макрокосм», предмет философии во времени, истории общества меняется. Скажем, в античности – главная черта – Космоцентризм, где, Космос (высшие силы), природа воспринимается в гармонии, единым целым, а человек-«микрокосм», которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом, с тем, что выше их - с Первопринципом, Богом. Новое время ставит вопрос иначе: «Создан ли мир богом или существует от века».

Предмет философии – это уяснение смысла связи, отношений человека и мира.

В свою очередь отношения выявляют взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости, закономерности и т.д.

Таким образом, предмет философии – это универсальные, всеобщие закономерности природы, общества, человека и его мышления;

-Это отношения объективной действительности и субъективного мира человека;

-Философ не должен знать всё, но должен знать и понимать главное, первосущее.

1.4. Основной вопрос философии.

Вполне понятно, что на различных этапах развития философской мысли выделялись разные проблемы в зависимости от потребностей общества, которые в конечном итоге сводились к осмыслению действительности и человеческого бытия. Особенности истории общества, отношение к реальности того или иного философа «высветили» два основных подхода, два направления: материализм и идеализм.

Два противоположных подхода в решении вопроса о природе, сущности мира и человека выявили основной вопрос философии. Классическую формулировку основного вопроса философии дал Ф.Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» (К.Маркс, Ф.Энгельс соч., т.21, с.282).

Другими словами, суть основного вопроса философии – это отношение духа к природе, сознания к окружающей действительности, или к материи.

Понятие материи – это первое конкретное определение бытия. В основе сущего, бытия лежит нечто материальное: вещество, поле, клетка, организм и т.д.

Материя – объективная реальность, существующая сама по себе, независимо от сознания, и в этом её главное, существенное определение. Сознание - это продукт, свойство высокоорганизованной материи – мозга общественного человека.

Размышляя над отношением материи к сознанию, мы вправе спросить: что первично, материальный мир, окружающие нас предметы или сознание? Ответ на этот вопрос и определил два направления: материализм и идеализм.



Материалисты утверждают, что первичным и определяющим является материя, а вторичным, определяемым – сознание. Мир существует изначально, сам по себе. Мир материален, реален, бесконечен. Материя первична, сознание вторично.

Идеалисты считают предшествующим, первичным мысль, сознание, а материю вторичным. Идеализм, как философское направление распадается на два основных течения.

Первое, объективный идеализм (Платон, Гегель), признаёт первичным некую идею, мировую душу, разум, сознание, которые якобы существуют извечно до возникновения материи и человека. Появление идеализма обусловлено общественно-историческими условиями. Первые философские учения, возникшие в древности, формировались, когда влияние религии было определяющим, поэтому и объяснение мира приняло религиозно-идеалистическую окраску, картину.

Второе течение – субъективный идеализм (Беркли, Юм), признаёт лишь существование индивидуального человеческого сознания, т.е. сознания данного субъекта. Весь же остальной мир объявляется его результатом.

Другой стороной основного вопроса философии выступает вопрос: познаваем ли мир, может ли человек познать, постичь окружающую действительность, мир? К сторонникам познаваемости мира относятся материалисты и часть объективных идеалистов. Считают мир непознаваемым субъективные идеалисты. Противников познаваемости мира считают агностиками (от греч. agnostos – непознаваемый).

Первые подходы в определении понятия, предмета, основного вопроса философии «наталкивают» на сущностные отношения, взаимодействие человека с миром, на необходимость выявления содержания философского знания, его соотношения с мировоззрением.

1.5. Философия и мировоззрение. Специфика философского знания.

Мировоззрение на уровне обыденного знания, житейского взгляда понимается как система взглядов человека на мир. Мировоззрение представляет собой как бы большое полотно, куда мы вписываем самые разные события и факты. Его можно уподобить объективу, через который мы пытаемся смотреть на мир, чтобы понять его.

Мировоззрение, в широком смысле, означает совокупность взглядов человека на мир и его место в нём, на отношение к миру и самому себе, которые складываются на базе знаний и убеждений, идеалов и принципов, ценностей и норм, практической жизнедеятельности.

Со всей очевидностью «вырисовывается», что предметом мировоззрения выступает отношение «человек-мир», но и предмет философии тот же. Из этого следует, что мы имеем совпадение. Ошибка, противоречие? Необходим более глубокий подход. На наш взгляд, правомерно было бы рассмотреть специфику философского знания и сопоставить с уровнями мировоззрения, установить связь философии и мировоззрения.

Проанализируем мировоззрение. Известно, что у людей, народов, наций наличествуют различные уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

В мироощущении ведущей сферой выступает психика через её чувственно-эмоциональные процессы, где превалирует практический, житейский опыт, традиция, миф. Они, в т.ч., особенно миф, «работают» в любом обществе, во все времена на уровне обыденного сознания. Совсем недавно, чуть более 10 лет, «на – ура» они использовались в выборных целях, манипулируя сознанием народа. Приведём несколько примеров.

«Голосуй сердцем!» А где же разум? «Коней на переправе не меняют». А был ли конь? «Альтернативы Ельцину нет!». Но в жизни, обществе всегда есть альтернатива.

Мировосприятие – это достаточно цельное отражение мира, общества, человека, но чувства, веры, надежды больше, чем разума.

Обычай, традиция, культ, вера весьма живучи и на этой основе сильны позиции религии, которая является дочерью мифа.

В рамках религиозного мировоззрения преобладает чувственное мировосприятие, вера в догматы возведена в принцип, разум занимает подчинённое положение. Аргументация простая. Вера выше разума, ибо вера дана многим, а разум немногим.

Миропонимание – совокупность взглядов человека, складывающаяся на базе знания, в том числе философского, научно-теоретического, позволяющая адекватно отражать и понимать отношение «человек-мир».

Иными словами, мировоззрение – это философия жизни человека.

В свою очередь, что представляет по сущности философское знание? Во-первых, это мир, человек в пространстве и времени, отраженные в идеальных понятиях и категориях, принципах и законах, закономерностях и гипотезах…

Практическая значимость философии для человека в том, что она:

-отвечает на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке;

-помогает осмыслить человеку своё место в мире и смысл жизни;

-обучает принципам «мудрой жизни», т.е. жизни без иллюзий, без заблуждений и т.д. Разум ставится выше чувств, эмоций, веры;

-учит философскому стилю мышления, видению вопросов всесторонне и решению проблем в комплексе.

Философии, как и науке, свойственны свои ограничения. Она не может

сказать нам, какие аксиомы или принципы следует принять, зато она может помочь нам понять, является ли система убеждений, которую мы строим на этих аксиомах или принципах, логически непротиворечивой.

Во-вторых, философское знание – это абстрактно-теоретическое знание о всеобщем мира и человека, и в этой части философия является не только матерью, но и методологией наук, составной частью мировоззрения. Это освоение мира в понятиях.

Философия разработала предельно-универсальные понятия – категории, которые являются узлами, ступеньками познания. И в этом специфика философского знания, когда мы через мозг, психику, мышление своим сознанием адекватно отражаем действительность в слове, в понятиях. Хотели мы или не хотели, но очевидно, что философия является ядром, фундаментом научно-теоретического мировоззрения человека. Поэтому противоречия между философией и мировоззрением нет, просто наличествуют разные уровни, стороны отражения отношения «человек-мир».

И, наконец, в-третьих. Специфика философского знания такова, что она даёт ответы на те вопросы, на которые ни одна наука ответа не даёт.

Философию заменить нечем, разве только философским идеализмом, действующим в лоне западной общественной науки – «науки мнений», а не науки знаний и фактов.

Что это так, приведём несколько аргументов.

1. Какая наука ответит на вопросы: где находится образ человека, стоящего перед зеркалом. В зеркале? За зеркалом? Разобьем?! Что есть число, время?

2. Что такое свобода, качество? Ни физика, ни математика ответы на эти вопросы не даёт, и в этом отличие философии от конкретной науки. Через сознание, логику, её формы мышления (понятие, суждение, умозаключение, категории…) субъект (человек познающий) постигает предмет, объект, его свойства и закономерности в абстрактно-понятийной, идеальной форме. Заметим, это предмет рассмотрения темы о сознании. Укажем, что понятие – это мысль, отражающая в языковой форме свойства предметов, явлений действительности, их отношения.

П.В. Копнин особо обращает внимание на то обстоятельство, что «философские категории служат методом современного научного мышления, который способен определить место и значение в движении знания всех других средств, выработанных, как формальной логикой, так и специальными науками».



1.6. Структура философского знания.

И, наконец, рассмотрим философию как структуру знаний, её разделы. Хрестоматийно, что философия, одна из древнейших областей человеческого знания и особая форма общественного сознания, возникла в VII – VI в.в. до н.э. и получила классическое развитие в Древней Греции. Структуру философского знания легко увидеть, понять, открыв и прочитав оглавление учебника. Как правило, оглавление учебника начинается с введения или предисловия. Далее предлагается I раздел (часть) – история философии (философская мысль во времени) и II раздел (часть) – систематический курс или теоретические основания философии, заключение.

Исторический раздел – предмет рассмотрения следующей темы пособия. Систему теоретического курса можно обобщённо представить в виде блоков философского знания:

-онтология – учение о бытии;

-диалектика – искусство спора в античности, в современности –учение о развитии и методология познания;

-гносеология – учение о знании и познании;

-антропология – учение о человеке;

-социальная философия – учение о развитии, взаимодействии общества и человека;

-аксиология – учение о ценностях;

-философия науки, культуры, цивилизации и т.д.



1.7. Функции философии. Выводы.

Помимо мировоззренческой функции, содержание которой было рассмотрено, философия имеет ещё ряд важнейших функций. Назовём лишь важнейшие из них: методологическая (методология – учение о методах), ибо философия вырабатывает методы, способы, выявляет закономерности познания мира и практической деятельности человека. На базе своих методов философия выполняет по отношению к науке эвристическую, интегрирующую и логико-гносеологическую функции. Анализ обнаруживает, например, что:

1. Классическая механика построена на логической системе философского принципа причинности;

2. Квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре философии и т.д.



Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, разработав общую теорию познания, раскрыв закономерности функционирования и развития познания, его общие принципы и методы, обосновывает один из важнейших принципов – принцип познаваемости мира;

Историко-культурная и воспитательная функция философии. В чём её содержание:

а) огромный объём знаний и ценностей, которые обогащают человечество и возвышают человека, личность;

б) мудрость человечества и общества;

в) составная часть общечеловеческой культуры, которая передаётся из поколения в поколение; философия – это высшее самосознание культуры;

г) обобщённое знание, которое противостоит мифу, религии.

Прогностическая функция философии позволяет познавать и видеть на базе выявленных закономерностей тенденции мир в единстве, в развитии. Тем самым, прогнозируя будущее.

Выводы:

1. Назначение философии состоит в возвышении человека. Философия ведёт его к истине, добру, красоте.

2. Понять, знать философию означает помочь человеку узнать самого себя, тем самым жить при свете, а не безумствовать во тьме, знать себе и другим цену.

3. Знание философии – необходимое условие становления специалиста, личности мыслящей, творца своей жизни, гражданина своей страны.



План

семинара к модулю I Что такое философия и зачем она нужна? – 2 часа

Вступительное слово – 1-3 мин.

Формы контроля знаний первого, номинального уровня. Знание основных понятий:

а) экспресс-опрос; б) тестовый контроль; в) содержание самостоятельной

работы.

-Текущий контроль – анализ ответов, выступлений, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, оценка (II уровень знаний)



-III уровень знаний: сообщения, выступления на базе статей журнала «Вопросы философии»:

а) И.Берлин. Назначение философии. 1999.-№5.

б) А.Л. Никифоров. Философия в системе высшего образования. 2007.-№6.

Решение философских задач, проблемных ситуаций:

а) соотношение философии и мировоззрения

б) вопросы и ответы по Фалесу

в) экспресс-сочинение: роль, место, смысл жизни человека с позиции материалиста (идеалиста).
Вопросы:

1.Что такое философия?

Основные формы предфилософского мировоззрения;

Отличие философии от частных наук.

2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания, его структура, функции, язык.

Основной вопрос философии.


Темы докладов, рефератов:

1. Философия и мифология.

2. Философия и религия.

Подведение итогов семинара. Задание к следующему занятию. – 5-10мин.



Тестовый контроль к модулю I (1.8)

1. Кто первым назвал новый способ мышления «философия»?

(Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Демокрит, Декарт, Гегель).

2. Какое из перечисленных определений философии первоначальное?

(душа культуры, учение о мудрости, любовь к мудрости, идея совершенной мудрости).

3. Правильно ли утверждение, что философия охватывает более широкий круг явлений, чем мировоззрение?

(Да, Нет).

4. Правильно ли мнение, что античная философия выступала «наукой наук», «матерью наук»?

(Да, Нет).

5. Верно ли утверждение, что философ-мудрец?

(Да, Нет).

1.8 Упражнения и задания к самостоятельной работе.

1. Вопросы для самоконтоля

1)Что такое философия? Выберите правильный ответ из предложенных вариантов, аргументируйте.

а) философия - наука;

б) философия – мировоззрение;

в) философия – форма интегрирующего знания;

г) философия – методология познания.

2) Какова роль и место, смысл жизни человека с позиции материалиста (идеалиста)?

2. Философские задачи:

1) В каком из вариантов рисунков верно соотношение: философия (ф) и мировоззрение (м)? Аргументируйте.

1) 2)

2) Фалес (625-547? г.г. до н.э.) первый в списке 7 мудрецов античности, философ ставит вопросы и даёт ответы. Найдите ответы и по аналогии, сходную мысль в пословицах, поговорках русского языка.

Что мудрее всего? Что труднее всего? Что сильнее всего? Что легче всего? Что объединяет всех? Что быстрее всего?

3) Найдите решение ситуации: волки сыты, овцы целы.


3. Задание к самостоятельной работе:

а) Прочитать М.Монтень Мир философии, ч.I, М,1991,с.15-17 (или любого автора из гл.1, части I).

б) Прочитать, продумать 1. с.9-35, Д.Гудинг, Дж.Леннокс. Мировоззрение: Для чего мы живём и каково наше место в мире. Ярославль: ТФ «Норд», 2001.

в) Прочитать, выразить своё отношение к материалу статей: Боблак В.Е. Платон – классик античной педагогики; Историко-философские аспекты воспитания в античности // Сб. научных трудов. Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Смоленск: СГИФК, СОА. 2003. – Вып.4.

г) Боблак В.Е. Некоторые аспекты истории олимпизма. Труды Смоленского государственного института физической культуры. Смоленск: СГИФК, 2000. с. 381-386.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет