Учебно-методический комплекс дисциплины «Казахская литература»



жүктеу 383.44 Kb.
бет1/3
Дата17.02.2018
өлшемі383.44 Kb.
түріЛекции
  1   2   3

Ф ДП 042-1.01-2013-03

(обязательная)

Форма оформления учебно-методических материалов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-X.1.ХХ/03-20__



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине


«Казахская литература»

Редакция №__ от _____


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Казахская литература»

для специальности 5В012200 – «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения»




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей

2014





УМКД 042-X.1.ХХ/03-20__

Ред. № ___ от _______20__ г.

Страница __ из __


Содержание





1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические и лабораторные занятия




4

Курсовая работа (проект)




5

Самостоятельная работа студента














































































УМКД 042-X.1.ХХ/03-20__

Ред. № __ от _______200__ г.

Страница 3 из __



1 ГЛОССАРИЙ
Фонетические средства:

Айтыс – состязание акынов в стихах-импровизациях.

Акын – народный поэт-певец у казахского народа. Свои стихи акыны читают нараспев под звуки струнного инструмента – домбры.

Дастан – эпический жанр в восточной литературе, чаще всего обработка легенд, преданий. Дастаны бывают поэтические и прозаические, часто это проза со стихотворными вставками.

Жыр – героическая песнь.

Жырау – наиболее древний тип носителей устно-поэтической традиции, в 15 – 18 веках жырау занимали ведущее место в поэзии.

Жырши – народный певец у казахского народа, исполнитель эпических народных произведений.

Ориенталист – (от латинского orientalis – восточный) – ученый, исследующий культуру стран Востока; востоковед.

Сал и серэ – профессиональные певцы и акыны-мелодисты, поэты-барды, разъезжающие по аулам своеобразные артисты Степи.

Сафар-наме – дословно: «книга странствий», литературный жанр путешествий.

Суфизм – мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в 8 – 9 вв.

Суфий – последователь суфизма.

Терме – стихи, исполняемые речитативом.

Толгау – стихотворение-размышление.
2 ЛЕКЦИИ
Тема № 1 Тюркская мифология. Устное народное творчество.
Цель лекции: представление о жанрах УНТ, об особенностях тюркской мифологии

Вопросы к теме:



  1. Тюркская мифология.

  2. Устное народное творчество.

  3. Жанры УНТ..

  4. Героический и лирический эпос.

  5. Айтыс и его разновидности.


Тезисы: Древнетюркские мифы, предания и легенды. Миф (греч. «предание») – сказания, созданные народной фантазией и повествующие о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев. Мифы делятся на следующие категории: этиологические мифы («Горы Тенгри», «Сырдарья и Амударья – реки слез», «Или и Каратал»), космогонические мифы («Великий хаос», «Темир казык», «Луна и Солнце», «Млечный путь»), антропогонические мифы («Предание о племени бугу», записанное Шоканом Уалихановым, и в повести М.Магауина «Дети одного отца»), утопические мифы («Золотая земля Жидели-Байсын», «Жер-уюк») и др. Древнетюркская мифология населена различными божествами: Тенгри, Умай, Йер-Су, Эрклиг, Уббе, Кызыл-хан, Аруахи и др.

Устное творчество представлено разнообразными жанрами. Безымянные акыны, выражавшие чаяния и стремления казах. народа, создавали фольклор, тесно связанный с трудовой жизнью и борьбой за независимость. Первое место в нем принадлежало песне — бытовой, обрядовой, лирической, пастушеской, песне-сказанию; в песне запечатлена мудрость, философия, мораль народа. Песня сопровождала обряды. Таковы — той бастар (песня — начинание свадьбы), сынсу (песня невесты при отъезде из аула отца), жар-жар (свадебная песня — состязание невесты с женихом, исполняемая девушками и джигитами), бет-ашар (песня-наставление), жоктау (плач по умершему), коштасу (прощание с близкими, с покинутой родной землей). Героический эпос казахов сложился в древности, в период вооруженной борьбы народа за независимость против завоевательных походов джунгарских, калмыкских феодалов. В эпич. поэмах изображались подвиги батыров, защищавших сородичей от набегов чужеземных захватчиков (поэмы «Кобланды», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр», «Алпамыс», «Ер-Кокше» и др.). Казах. эпич. поэмы благодаря своим высоким худож. достоинствам входят в сокровищницу мировой литературы. Главной темой бессмертных лиро-эпич. поэм «Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Кыз-Жибек» и др. была борьба молодых людей за личное счастье против суровых феод. обычаев.

Богаты сказки о животных, фантастич., сатирич. сказки-небылицы и т. д. Народ создал образы батыров, охотников, скотоводов, остроумных красавиц; все они воплощали представления народа о заступниках бедноты, смелых, находчивых, красноречивых (Алдар-косе, Жиренше, Тазша бала и др.); они побеждают жестоких ханов, мулл и выставляют их на осмеяние народа. Широко бытуют среди казахов пословицы, поговорки. Произведения народного творчества передавались из поколения в поколение  жырау  (певцами-импровизаторами),  жирши  (певцами-исполнителями песен и поэм), оленши (певцами), акынами.

Айтыс – песенное импровизированное состязание акынов, айтыс происходит публично, два акына сочиняют стихи-ответы поочередно, соревнуются в блеске и глубине мысли, остроумии, знании под аккомпанемент домбры, кобыза, гармони. В айтысе синтезированы формы поэзии, музыки, драмы. Формы айтысов разнообразны, из них наиболее распространенные каим-айтыс и суре-айтыс. Каим-айтыс – короткое песенное состязание между джигитом и девушкой, между молодыми начинающими акынами во время вечеров, игр, увеселений. Каим – массовый, доступный всем айтыс. Суре-айтыс – сложный по содержанию, большой по объему, в нем могут участвовать испытанные мастера-импровизаторы, имеющие огромный запас знаний по истории и культуре народа.


Задания для самоконтроля:

Литература:

  1. История казахской литературы: в 3-х тт. - Алма-Ата: АН КазССР, 1971.

  2. Б.Адамбаев. Казахское народное ораторское искусство. - А-А. 1994.

  3. Жетписбаева Б.А. Древнетюркская литература. А., 2001 (гл. Мифология древних

тюрков. С. 62-76)

  1. С.А.Каскабасов. Казахская волшебная сказка. – А., 1972.

  2. Е.Д.Турсунов. Генезис казахской бытовой сказки. – А., 1982.

  3. Никонов А.Ю Алтун битиг: Тенгрианство. А., 2000.


Тема №2. Литература 15-18 веков. Поэзия жырау.
Цель лекции: раскрыть значение поэзии жырау в истории казахской литературы; показать особенности жанра толгау

Вопросы к теме:



    1. Литература 15-18 веков.

    2. Поэзия жырау. Тематика, жанры и художественные особенности поэзии жырау.

    3. Жанр толгау, его классификация. Толгау и терме.

    4. Ораторское искусство.


Тезисы: Главными темами поэзии жырау ХV-ХVІІІ вв. были вопросы сплочения и единства племен, составляющих Казахское ханство, укрепления государства и его воинской мощи. В своих поэтических толгау жырау, наряду с важными государственными проблемами, затрагивали вопросы этики и морали, чести и достоинства, излагали свои думы о жизни и смерти, об изменчивости и бренности мира. Крупнейшими представителями поэзии жырау ХV-ХVІІІ вв. были Асан Кайгы жырау (ХVв.), Казтуган жырау (ХVв.), Доспамбет жырау (ХV в.), Сыпыра жырау (ХVв.), Шалкииз жырау (XVIв.),Жиембет жырау (ХVІІ в.), Маргаска жырау (ХVІІ в.), Актамберды жырау (1675-1768), Умбетей жырау (1697-1786), Бухар жырау (1698-1778). Толгау – стихотворение-размышление. Толгау – философско-дидактический жанр в устной литературе казахов. Несмотря на устную традицию передачи текстов, веками не забывались имена авторов, историческая обстановка, в которой создавались отдельные толгау, и причины их появления. В условиях патриархально-родового общества толгау имели большое общественное значение. Толгау создавали жырау. Жырау были окружены особым почетом, их поэзия имела огромную силу воздействия. Народ верил им, дорожил их мнением. Этим объясняется общественно-историческая значимость большинства толгау. Ведущее место в толгау занимает социально-политическая, философская, дидактическая тематика. В этом жанре бытовые темы почти не затрагиваются. Толгау делятся на философские и лирические. Авторы философских толгау затрагивают важные общественные проблемы, дают объяснения изменениям, происходящим во вселенной, в жизни, в природе, размышляют над вопросами морали. Стержневая основа лирических толгау – чувства, эмоции. В них автор делится откровениями души. Особое значение в толгау придавалось звуковой организации стиха: внимание обращалось не только на основную (конечную), но и на внутреннюю рифму. Иногда стихотворение строилось лишь на начальной рифме; допускалось нарушение равномерности слогов в строках и вместе с тем строго соблюдались законы ритмики. Терме – дидактический жанр казахского фольклора, импровизированный речитатив назидательного характера. Стиховая форма – жыр (7-8-сложный стих тирадного строения). Терме состоит из цепочки различных наставлений, сентенций, жизненных наблюдений. Две или несколько строк могут иметь свое содержание. В единое целое их объединяет общая рифма, синтаксический параллелизм и конечный афоризм. Этот конечный афоризм устанавливает смысловую связь всего произведения. Назидания как бы нанизываются друг на друга, отсюда и название «терме», что означает «набор». Терме включает в себя поэтический текст, напев и аккомпанемент, т.е. терме исполняется с музыкальным сопровождением. Исполнителей терме называют «термеши». Назидательность, интерес к моральной проблематике сближает жанры толгау и терме. Об отличии терме от толгау З. Ахметов пишет: «Терме больше носит бытовой характер: поучает житейской мудрости, а толгау имеет общественный характер. Толгау отличается своей серьезностью, а терме допускает и шутливый тон». Шешендiк сөз – ораторские изречения – это образцы ораторского искусства, которые рождались в процессе спора, полемики, столкновения мнений. Иногда ораторские изречения именуются «словами биев». Ораторские изречения можно разделить на три вида: ораторские посвящения (шешендiк атау), ораторские размышления (шешендiк толғау), ораторские дискуссии (шешендiк дау). Прославленными биями казахского народа, мастерами ораторского искусства были Толе-би, Айтеке-би, Казыбек-би. В истории казахского ораторского искусства особое место занимают батыры-ораторы Сырым Датов и Жанибек Кошкар-улы.
Задания для самоконтроля: определить роль жырау в казахском обществе,

сделать анализ толгау (по выбору)

Литература:

1. Б.Адамбаев. Казахское народное ораторское искусство. - А-А. 1994.



  1. М.Магауин. Кобыз и копье. - А-А, 1974.

  2. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV- нач. XX вв. А., 1996. Ч. I, гл. 2, с. 39-64.

  3. Поэты пяти веков: Сост. М.Магауин. - А-А,1993.

  4. Поэзия жырау. - А-А, 1987.

  5. Абылкасимов Б.Ш. Жанр толгау в казахской устной поэзии. А., 1994.


Тема № 3. Литература I пол. 19 в. Поэзия Махамбета. Поэзия Зар Заман.
Цель лекции: раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей произведений поэтов данного периода

Вопросы к теме:



    1. Литература I половины 19 в. Общая характеристика.

    2. Поэзия Махамбета Утемисова, Шернияза. Отражение исторических событий в их творчестве.

    3. Поэзия Зар Заман. Исторические факторы формирования течения Зар Заман.

    4. Эсхатологические мотивы, антиколониальная тема, проблемы нравственности (концепция «иман») в поэзии Зар Заман ( Эпохи скорби).


Тезисы: Процесс колонизации края, ликвидация ханской власти с последующим внедрением новой формы правления, удобной для органов администрации царской власти. Прежний институт жырау, вызванный к жизни интересами ханской власти, трансформировался в категорию акынов, которые стояли ближе к народу, содержание их творчества определялось духовными запросами и интересами простых людей. В связи с процессом колонизации в сознании народа и его передовых представителей возникает тревога, вызванная усилением колониального гнета, зреет идея национально-освободительного движения. Подтверждением этому служит возникновение в поэзии течения «Зар Заман» («Эпохи скорби») и героической поэзии Махамбета Утемисова, Шернияза, отражающих борьбу против колониального порабощения. Махамбет Утемисов (1804 1846) принял активное участие в восстании Исатая Тайманова, был идейным вождем повстанцев. Пламенными стихами он вдохновляет восстание и зовет к его продолжению. Воинские и организаторские способности Махамбета вместе с его поэтическим талантом служат делу восстания. После поражения восстания и гибели Исатая Тайманова он призывает народ продолжить борьбу. Исполнителя воли царского правительства, приверженцы султана Баймаганбета, старались избавиться от него. В 1846 г. Утемисов был предательски убит. Произведения Махамбета тесно связаны с жизнью народа, борьбой против несправедливости и, прежде всего, с восстанием 1836-1838 гг. Стихи поэта являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения. Махамбет горячо любил свой народ и родину. В стихах, обращенных к хану Жангиру, он гневно клеймит угнетателей народа, мечтает о том, чтобы народ стал хозяином своей земли. Шернияз Жарылгас-улы (1807-1867) участвовал в восстании 1836-1838 годов во Внутренней Орде. И после подавления восстания он поддержал Махамбета.  Широко известно его обличительное обращение к султану Баймаганбету.
     Поэзия «Зар Заман». Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби» (зар заман).
     Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канай-улы (1818-1881). В своем произведении «Зар заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новые явления в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Шортанбай - поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды.

     Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Бабатай-улы (1802-1874). В своих нравоучительных стихах «Осиет-Наме» он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народа.

     Мурат Монкеулы (1843-1906) идеализировал прошлое время казахов, критиковал пороки капитализма и представителей местных органов власти. В стихотворении «Сары-арка» основной причиной обнищания казахов названа переселенческая политика русских властей. Мурат - поэт религиозного направления и защищает устои ислама в казахской степи. Он был активным борцом против колониализма, в своих произведениях призывал изгнать колонизаторов из казахской степи.
Задания для самоконтроля:


  • Составить цитатный план «Мотивы поэзии Зар-Заман»

Литература:

1. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV- нач. XX вв. А., 1996. Разд. I, гл. 2, с. 39-64



  1. Н.М.Базарбаев. Казахская поэзия: художественные искания. - Алматы, 1995.

  2. Поэты пяти веков: Сост. М.Магауин. – А., 1993.

  3. Жаксылыков А.Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в

произведениях казахской литературы. Типология, эстетика, генезис. А., 1999.
Тема № 4. Литература II пол. 19 в. Творчество Ч. Валиханова, И.Алтынсарина.
Цель лекции: определение роли и значения творчества казахских просветителей

Вопросы к теме:



  1. Литература II пол. 19 в. Общая характеристика.

  2. Творчество Чокана Валиханова.

  3. Творчество Ибрая Алтынсарина.


Тезисы: Во II пол. 19 в. возникло казахское просветительство. Ученый, этнограф Чокан Валиханов (1835-65), педагог Ибрай Алтынсарин (1841-89), поэт Абай Кунанбаев (1845-1904) звали народ идти по пути передовой рус. демократич. культуры. Алтынсарин разработал на основе рус. графики казах. алфавит, создал знаменитую «Киргизскую хрестоматию» (1879, Оренбург) для школьного чтения, включив в нее свои переводы басен И. А. Крылова, К. Д. Ушинского, оригинальные стихи и рассказы о пользе труда и знаний. Он первым перевел рассказы Л. Н. Толстого на казахский яз. Алтынсарин явился одним из зачинателей казах. худож. прозы. Важным для понимания демократических и гуманистических взглядов Алтынсарина является рассказ «Кипчак Сейткул». В рассказах «Юрта и деревянный дом», «Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества, польза знаний и науки. Валиханову принадлежат выдающиеся труды по географии, истории, этнографии, экономике, социологии Казахстана, он сделал записи казахского фольклора. Важным результатом его поездки на Иссык-Куль в 1856 году стало открытие величайшего памятника кыргызского устного творчества - эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал и перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. Именно ему принадлежит определение, данное им «Манасу», как «степной «Илиады». В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии», «Западный край Китайской Империи и город Кульджа». Ведущим жанром в публицистике Валиханова становится путевой очерк. Пребывание в Петербурге духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни: работа в Азиатском департаменте и Географическом обществе, участие в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай»), чтение лекций по истории Востока в РГО. В Петербурге Валиханов вновь встретился с Ф. М. Достоевским. Среди его друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России. Основные мысли изложены им в ряде работ: „О мусульманствах в степи“, „О кочевниках киргизах“, „Записка о судебной реформе“ и др. Валиханов подходил к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов. Подход к родному народу как к целостному национальному единству отражается в его формулировке: «... Интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия». Академик Н.И. Веселовский писал о нём: „Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов».
Задания для самоконтроля:

  • Прочитать один из очерков Чокана Валиханова

Литература:

1. История казахской литературы: в 3-х тт. - Алма-Ата: Академия наук Каз ССР, 1971.



  1. Сегизбаев О.А. Каз. философия XV- нач. XX в.в. А., 1996. Раздел II, гл. 3,4.

  2. Ш.Сатпаева, Х.Адибаев. Казахская литература. - А-А., 1979.


Тема № 5. Творчество Абая Кунанбаева.

Цель лекции: выявление специфических особенностей жанра «Слов назидания»; выявить традиции и новаторство в творчестве Абая Кунанбаева.



Вопросы к теме:

    1. Творчество Абая Кунанбаева.

    2. Философская, пейзажная, любовная лирика Абая.

    3. Восточные мотивы в поэмах Абая.

    4. Особенности жанра, стиля, проблематика «Слов назидания».


Тезисы: Поэзия Абая, его философско-публицистич. назидания «Гаклия» - это широкая картина жизни казах. общества. Абай создал новые формы и жанры поэзии (шестистишия, восьмистишия). Его творчество, оказавшее влияние на развитие нац. самосознания народа, питали три источника: нар. поэзия, вост. классич. литература, рус. литературара. Впервые стихи Абая были напечатаны в «Дала уалаятының газеті в 1889 г.; в 1909 г. в СПб. был издан сб. его стихов. Абай переводил на казах. яз. соч. Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина, а также Гете, Гейне. К лирич. стихам он сам создавал музыку. Особенно популярны переводы Абая из «Евгения Онегина». Дастанам Абай придал новую форму. Поэмы «Масгут», «Азим» - притягательные истории написаны в духе восточных легенд с элементами волшебства. Сюжет поэмы Абая «Искандер» встречается в творениях Фирдоуси, Низами, Навои. У каждого из этих великих поэтов своя интерпретация этой личности. Особое место в творчестве Абая занимает «Гаклий» - «Қара сөз» («Слова назидания», «Книга слов»). Под этим наименованием объединены 45 "Слов" - небольших законченных фрагментов в художественно обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор - собеседование. Термин «кара сөз» - это обозначение прозы в отличие от рифмованного текста. «Кара сөз» по жанру близки к европейским жанрам философского эссе – «максимы», «беседы», «рефлексии» (Монтень, Паскаль, Ларошфуко). Абай - основоположник жанра эссе в казахской литературе, эссеистской прозы, философско-дидактической прозы, с характерными для нее моментами осмысления бытия, места человека в нем, с ориентацией на внимательного читателя-собеседника, равного автору-творцу. Элементы жанра эссе можно найти в устной литературной традиции, в жанрах нақыл сөз, өсиет сөз, билік сөз, с характерной для них притчевостью, дидактизмом, философичностью. «Слова» имеют четкую композицию: автор дает посыл-идею, затем приводит примеры-инварианты этой идеи непосредственно из жизни, опыта, иногда с подробными деталями; далее идет нравственное рассуждение, заканчивающееся обобщениями, придающими «Слову» завершенность. Каждое «Слово» можно озаглавить тематически (Абаем они даются в нумерованном списке): «Слово первое» - к примеру, можно озаглавить «О причинах, заставивших меня писать»; «Слово второе» - «О некоторых особенностях народов глазами казахов» и т.д., где «О том…» – это своеобразная формула жанра эссе. Герольд Бельгер: «По сути дела, «Слова» Абая - не назидания, а размышления, суждения, то, что ныне обозначают словом эссе - своеобразное изложение сокровенных исповедальных мыслей, дум».  «Гаклия» – это собрание размышлений мыслителя, это философско-моралистическое, дидактическое эссе на различные темы, начиная от анализа ментальных особенностей казахов до широких обобщений исторического, юридического, политического, духовно-религиозного характера.
Задания для самоконтроля:

  • Составить цитатный план «Гаклия»

Литература:

  1. Абай Кунанбаев. Собр. соч. в 2-х томах. А., 1977.

  2. Каратаев М. Абай и его «Гаклии». / Каратаев М. В семье единой. А., 1976, стр. 5-22.

  3. Сегизбаев О. Абай Кунанбаев и его философское учение. В кн.: Сегизбаев О. Казахская философия XV- нач.ХХ века. А.,1996, гл.V, стр. 312-348.

  4. Бельгер Г. Гете и Абай. А., 1989.

  5. Садыков Х.Н. «Выметальщик сора». Абай в контексте своего времени. // Простор,

1996, № 2, стр. 66-71.

  1. Есимов Г. Хаким Абай. А., 1995.

  2. Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. А., 1987, стр.

80-95, 117-127.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет