Учебно методический комплекс



жүктеу 445.92 Kb.
бет1/2
Дата29.11.2017
өлшемі445.92 Kb.
түріОсновная образовательная программа
  1   2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мурманский государственный педагогический университет

(МГПУ)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.7 «Пластическая анатомия»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)
050501 – «Профессиональное обучение (дизайн)»

Утверждено на заседании кафедры

Изобразительного искусства и дизайна

факультета ХОТиД

(протокол № 2 от 14 сентября 2010 г.)

Зав. кафедрой Т.В. Ашутова

______________________________

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор: Тритенко А.В.
1.2 Рецензенты:
к.п.н., доцент Игнатенко М.В.

к.п.н., доцент, зам. директора по УР Мурманского филиала БИЭПП Возница В.М.
1.3. Пояснительная записка:
Познание науки о строении человеческого тела, которая является необходимой основой всякого искусства, следует начинать с овладения терминов, определений и понятий, которые нужны при обозначении форм, направлений, положений отдельных частей тел и анатомических образований.

Знакомство с познаниями греческих художников по анатомии внешних форм, художников эпохи Возрождения, курсом анатомии в Парижской Академии живописи. Порядок изучения и разделения предмета.

Усвоить законы, управляющие движением частей и целого, игру анатомических образований, определяющие формы со всем бесконечным разнообразием их характера и движений.

Темы лекций последовательно раскрывают теоретические и исторические аспекты пластической анатомии для художников. Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и помогает студентам формировать профессиональное мышление и овладевать научным пониманием и познанием форм живой натуры, положений тела (поз) и движений. Практические занятия представлены в четырёх разделах, соответствуют современным требованием вузовских программ. Конкретные темы в программе являются примерными и могут быть заменены, по усмотрению преподавателя аналогичными, при условии сохранения поставленных задач.

Основной целью изучения курса: «Пластическая анатомия» является :

- изучение основных типов телосложения фигуры человека; возрастных различий в пропорциях и строении фигуры человека.

- формирование представлений об анатомии как науке, о строении человеческого тела и, в частности, о строении костей мышц. Пластическая анатомия-анатомия форм; внешние формы и рельеф его поверхности в состоянии покоя и движения.

При изучении дисциплины ставятся следующие задачи:




  • Познакомить студента с анатомией внешних форм человека;

  • Развитие профессиональных навыков через формирование практических умений;

  • Развитие созидательных творческих способностей;

  • Формирование умения решать художественно-творческие задачи по созданию художественных образов в разном материале на основе антропометрии.

  • Самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой;

  • Проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку.

В процессе обучения по разным разделам данного спецкурса студенты должны

Знать:

- Анатомическую номенклатуру, основные понятия анатомии.

- Расположение и строение внешних форм, положение тела в движении.

- Пропорциональные каноны.

- Принципы построения фигуры человека в движении и покое.

Уметь:

- Применять принципы построения фигуры человека в движении и покое.

- Уметь пользоваться закономерностями строения анатомических форм .

- Анализировать архитектуру форм человека.

- Применять знания по анатомии в других сферах творческой
деятельности.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

Анатомические термины. Скелет человека: состав и функции, структура костей и их классификация; состав и типы суставов; форма и функции мышц: строение, типы, функциональность; соединение костей туловища, верхних и нижних конечностей, их движение; мышцы и мышечная система туловища; мышцы шеи; кости черепа и их соединение; мышцы головы. Пропорции тела.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/ п

Шифр и наименование специальности



Курс



Семестр



Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)


Трудо­емкость


Всего аудит.


ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. Работа


1


050501

Профессиональное обучение (дизайн)

1

2

118

68

20

18

30

50

зачёт

2

3

72

48

20

8

20

24

экзамен




ВСЕГО:







190

116

40

26

50

74





1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п


Наименование раздела, темы


Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам.раб

1

Раздел 1. Введение. Анатомия –наука о строении .

8

8







4

2

  1. Раздел 2.

  2. Скелет человека состав и функции.

24

8

4

12

14

3

    1. Раздел 3.

Характерные формы тела, форма и функции мышц.

26

8

6

12

16

4

Раздел 4.

Скелет головы и мускулы лица.



28

8

8

12

20

5

Раздел 5.

Единство фигуры в 3х-мерном пространстве.





30

8

8

14

20




ИТОГО:

116

40

26

50

74



1.6.2 Содержание разделов дисциплины
Раздел 1.

Введение. Анатомия – наука о строении.

Определение понятия: «анатомия»; анатомию внешних форм; историю развития анатомии в античное время; анатомические изыскания: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Андрея Везалия;

Содержит необходимые сведения по анатомии: пропорции, внешние формы, позы, движения; анатомическую номенклатуру, её принцип и значение: непарные и парные части;
Раздел 2.

Скелет человека состав и функции.

Знания по остеологии и артрологии; общие сведения о костях (форма и рельеф костей); деление скелета; влияние позвоночника на рельеф тела;

Закономерности движения человека, в различных позах и пространственных положениях на основе анатомических канонов показать механизм движения;

Конструктивный рисунок скелета с выделением суставных сочленений отдельных частей. Строение суставов и их классификация;


Раздел 3.

Характерные формы тела, форма и функции мышц.

Метод « нахлёста », помещение одной формы поверх другой; сторение формомасс тела человека.

Рисунок фигуры с гипсового слепка «экорше» Гудона, функциональные группы мышц,

имеющие одинаковую функцию - синергисты; и противоположную – антагонисты.

Краткосрочные зарисовки с натуры обнажённой модели. Проецирование фигуры в перспективу; девять принципов ракурсного изображения; как изобразить фигуру в перспективе, в пространственном взаимосплетении.
Раздел 4.

Скелет головы и мускулы лица.

Строение черепа мозговой и лицевой части; лицевой угол Кампера; передача соотношения и пропорций общей формы черепа.


Раздел 5.

Единство фигуры в 3х-мерном пространстве.

Способы размещения фигуры в глубокой пространственной перспективе;

взаимосвязь линий, тонов, очертания и контура; проецирование фигуры в 3х-мерное пространство.

Рисунок обнажённой фигуры в сложном ракурсе. Внешние очертания фигуры, её конструкция; построение форм тела в виде упрощенных геометрических фигур,

усложняя её до полного реалистического изображения;
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


п/п


Наименование раздела дисциплины. ТЕМА

Форма самостоятельной работы

Кол-во ч.

Форма контроля

1

Анатомия - наука о строении человека

Контрольная работа

4

Проверка к/р

2

Скелет человека состав и функции

Рисунок-схема

6

Проверка на

пр.р, анализ выполненных рисунков и схем



3

Конструктивный рисунок скелета с выделениями суставных сочленений отдельных частей.

Рисунок-схема

8

Проверка на пр.р, правильности выявленных сочленений.

4

Характерные формомассы тела

Линейно-конструктивный рисунок с частичным применением тона.

8

Проверка, правильности построения формомасс.

5

Закономерности движения человека, находящегося в различных позах и пространственных положениях.

Рисунок-схема

8

Проверка

Основных закономерностей движения фигуры. анализ выполненных рисунков и схем;



6

Скелет головы и мускулы лица

Анатомический

рисунок


20

Одиночная проверка

7

Единство фигуры в трёхмерном пространстве: взаимосвязь форм фигуры человека в интерьере.

Зарисовки фигуры человека с натуры

20

Проверка на

пр.р по групповому принципу.






ВСЕГО

74





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие №1

РАЗДЕЛ: Скелет человека: состав и функции. (4 час)



Задание №1 (2часа)

Рисунок с таблицы-схемы закономерностей движения человека, находящихся в различных позах и пространственных положениях.

материал - прессованный уголь

Цель: Изучить закономерность движения человека, проиллюстрировать

закономерности движения.

ЗАДАЧИ:

-научить передавать движение фигуры человека с учётом центра тяжести и



его взаимоотношение с точками опоры;

  • понять закономерность ракурсного сокращения формы в пространстве;

  • научить пользоваться классическими таблицами- схемами.

Задание № 2 (2 час)

Конструктивный рисунок скелета с выделениями суставных

сочленений отдельных частей.

материал - графитный карандаш

ЦЕЛИ: Дать представление о костной основе фигуры человека.

ЗАДАЧИ:


  • освоить передачу внутренней конструкции тела человека

  • научить передавать пропорции скелета

  • научить анализировать закономерность направления осей каждого
    отрезка конечностей

  • изучить конфигурацию и механизм суставных шарниров

  • научить передавать изгибы позвоночника, влияющих на рельеф тела.

Практическое занятие №2

РАЗДЕЛ: Характерные формы тела, форма и функция мышц. (6 час)



Задание №1(4 часа ) Рисунок фигуры с гипсового слепка «экорше» Гудона.

Материал - мягкий материал (сангина, соус, уголь ).

ЦЕЛИ: Изучение основных мышц и строения человеческой фигуры.

ЗАДАЧИ:


  • научить передавать пропорции фигуры человека, пользуясь модулем;

  • научить компоновать фигуру в заданном формате;

  • научить определять серединную линию и механизм её взаимодействие с
    осями;

  • уметь передавать форму мускулов при сокращении;



Задание № 2 Краткосрочная зарисовка торса и обнаженной натуры. (2 час).

Цель: Изучение комплекса сложных переходящих одна в другую форм.

определяющих конструкцию фигуры человека.

Задачи:


  • научить передавать пропорции и пластику тела;

  • закрепить представление о сложной конструкции человеческой фигуры;

  • научить чётко передавать движение фигуры и положение в
    пространстве;

  • научить определять центр тяжести и равновесия;

  • научить линейно-объёмному методу « сквозного» построения;

Практическое занятие № 3

РАЗДЕЛ: Скелет и мускулы лица (8 часов)



Задание №1 (4 часа) Зарисовки черепа в различных ракурсах и поворотах ( вид с низу, поворот в три четверти, вид с боку, поворот в три четверти).

Материал - угольный карандаш

Цели: Изучить массы, соотношения и взаимосвязь костной основы черепа.

Задачи:


  • дать представление о костной основе головы;

  • научить передавать конструкцию черепа в различных ракурсах и
    поворотах;

  • определять основные и дополнительные массы черепа;

Задание №2 (4 часа) Рисунок головы натурщика «выделением» рисунка его черепа.

Материал- графитный карандаш.

Цели: Установить взаимосвязь конструкции черепа с мышечной системой

головы человека.

ЗАДАЧИ:


  • научить последовательному ведению работы над рисунком головы
    человека;

  • закрепить знания об анатомическом строении костей и мышечного
    покрова головы;

  • научить передавать соединение головы и шеи с конструктивными
    особенностями модели;

Практическое занятие № 4

РАЗДЕЛ: Единство фигуры в трёхмерном пространстве: взаимосвязь



форм фигуры человека в интерьере (8 часов).

Задание №1 Рисунок торса человека в ракурсе (4 часа).

ЦЕЛИ: Изучение конструкции торса человека и взаимовлияния костного и

мышечного объёма.

ЗАДАЧИ:


  • научить передавать формассы торса в пространстве;

  • передавать фактуру и структуру косно-мышечной системы;

  • научить передавать конструктивные особенности фигуры;

Задание №2 Рисунок обнаженной фигуры в движении, сложном ракурсе (4 часа)

ЦЕЛИ: Передача характера натуры как сложного комплекса форм в

пространстве интерьера.

ЗАДАЧИ:


  • научить передавать анатомическую структуру фигуры человека;

  • взаимосвязь масс при движении и ракурсе;

  • научится фиксировать меняющиеся формы фигуры в движении и
    ракурсе;

  • определять пропорции фигуры человека по модулю;


Лабораторный практикум.






№ раздела

дисциплины



Наименование лабораторных работ

1.

Раздел 2.

Рисунок линейно-конструктивный скелета человека.

Формат А3




2.

Закономерности движения человека, в различных позах

и пространственных положениях.

Формат А3


3.

Конструктивный рисунок скелета с выделением суставных сочленений отдельных частей.

Формат А3



4.


Раздел 3.

Характерные формы тела, форма и функции мышц.
Формат А3

5.


Рисунок фигуры с гипсового слепка «экорше» Гудона

Формат А3



6.


Краткосрочные зарисовки с натуры обнажённой модели.

Формат А4




7.


Раздел 4.

Рисунок линейно-конструктивный скелета головы.

Формат А3; Вариант: Создание рельефа или объёмной модели головы.



8.


Раздел 5.

Рисунок фигуры в 3х-мерном пространстве.Контрапост.

Формат А3; Вариант: Создание объёмной модели фигуры человека.



9.


Рисунок обнажённой фигуры в сложном ракурсе.

Формат А3;





    1. Учебно - методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Барчаи Енё. Анатомия для художников. - Будапешт, Корвина,1986.

2.Бамесс. Пластическая анатомия. - М., АСТ. 2000.

3.Гордон Луиза. Рисунок. Техника рисования головы человека., М.,

ЭКСМО.2000.

4.Дюваль М. Анатомия для художников. - М., Молодая гвардия,2001.

З.Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. - М., Физкультура и спорт,1960.

б.Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись. - М.,

Лёгкая промышленность. 1983.

7.Хогарт Берн. Динамическая анатомия для художника. -М., АСТ. 2001

Дополнительная:

1.Западно-Европейский рисунок. - Л., Аврора..,

2.Ростовцев История методов обучения рисованию

З.Смит Стен. Рисунок .Полный курс- М.,АСТ.2001.

4.Сокольникова Н.М. - М., Изобразительное искусство.1999.

5. Щербаков В.С. Обучение и творчество.М.,1969.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств: Кадаскоп, Диаскоп,

1.9.2 Перечень используемых пособий:

Схемы- таблицы:

« Пропорции фигуры человека, по X. Берну»

пропорции фигуры человека: «Квадрат Леанардо», по Микеланджело,
по Ле Корбюзье, древне-русский канон;

Раздаточный материал: - пропорции фигуры человека в Др.Египте; Др.Греции
Иллюстрации: «Венера Виллендорфская», «Дорифор» Поликлет, «Афродита
Книдская» Пракситель, « Дискобол» Мирон, «Афродита Мелосская», «Мышцы
Анатомический рисунок.Тициан»

«Мышцы. Вид спереди. Вид сзади.»

«Формомассы головы» Г. Баммес
«Мыщцы головы»

« Скелет и формомассы нижней конечности с выявлением сочленений» Г. Баммес


Схемы-модели(пластилин)« Пропорции фигуры человека», (пластик) «Скелет».

Раздаточный материал ( анатомические рисунки):« кости скелета», « кости черепа»

Схемы-рисунки:

«функциональный контрапост»

«детали головы: глаз; нос; губы; ухо;»

«Формомассы туловища».


1.10 Примерные зачётные тестовые задания
Вариант №1





Вопросы


Ответы

Баллы

1.

Какая специализация анатомии важна для художников?

а) топографическая

б) пластическая

в) сравнительная





2.

Сколько существует пропорциональных канонов на современном этапе?

а) 3

б) 50


в) более 100




3.

Как называется наука о сочленениях?

а) остеология

б) артрология

в) антропология





4.

Из скольких формомасс состоит череп?

а) из 2-х

б) из 3-х

в) из 8-и





5.

Какое название имеет угол лицевого профиля?

а) угол Кампера

б) угол Везалия

в) угол Поликлета





6.

Назовите линию, с помощью которой можно разделить череп в высоту на равные части?

а) основания носа

б) середины глазниц

в) основания глазниц





7.

На какой линии находится пупок?

а) на линии бёдер

б) на линии локтей

в) на линии колен





8.

Какой анатомической величине соответствует фут?

а) ширине стопы

б) длине стопы

в) высоте стопы





9.

Как различают суставы?


а) по числу осей вращения

б) по форме

в) по числу соединений





10.

Как называется самый подвижный сустав?

а) шаровидный

б) блоковидный

в) седловидный





11.

Какую функцию осуществляют мышцы?

а) движение костей

б) движение форм

в) равновесие масс





12.

Как называются мышцы, под воздействием которых меняется выражение лица?

а) щёчные

б) жеватальные

в) мимические





13.


Как называется первый шейный позвонок?

а) акромион

б) мыщелок

в) атлант





14.

Как называется искривление позвоночника, вследствие неправильной осанки?

а) лордоз

б) сколиоз

в) кифоз





15.

Из скольких частей состоит скелет стопы?

а) 2

б) 3


в) 4




16.

Какие кости не относятся к скелету кисти?

а) пястье

б) плюсна

в) фаланги пальцев





17.

Кто первым изучил строение глаза?

а) Везалий

б) Дюрер


в)Леанардо




18.

Какой специальный термин означает положение равновесия, создаваемое из противоположных друг другу движений?

а) контрапост

б) ракурс

в) контражур





19.

Какая кость позвоночника самая широкая и самая прочная?

а)рудиментарный отросток

б) копчик

в) крестец





20.

Что связывает позвонки между собой?

а) мышцы

б) хрящи


в) сухожилия




21.

Приблизительная длина позвоночника соответствует -

а) 1/3 длины тела

б) 1/4 длины тела

в) 1/2 длины тела





22.

Как называются волокнистые образования, покрытые фасциями?

а) мышцы

б) кости


в) сухожилия




23.

Сколько принципов ракурсного изображения предлагает Хогарт Бёрн?

а) 9

б) 10


в) 12




24.

Что принимается за единицу измерения пропорций фигуры?

а) ступня

б) рука


в) голова




25.

Какие пропорции соответствуют современному эталону фигуры?

а) 21 и ¼

б) 1/8


в) 1/8 и 3/4





1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену по пластической анатомии:

  1. Определение понятия «анатомия» и «пластическая анатомия», выявить сходства и различия данных понятий.

  2. Влияние знаний анатомии античных художников на греческое искусство.

  3. Анатомические знания эпохи Возрождения.

  4. Голова, массы, соотношения и взаимосвязь форм.

  5. Пропорции, внешние формы, положение тела (позы) и движение.

  6. Влияние костей на рельеф поверхности тела;

  7. Механика движения и статика тела;

  8. Взаимовлияние остеологии и артрологии их роль в движении скелета;

  9. Парные и непарные кости; подвижные и неподвижные соединения;

  10. Деление скелета; позвоночник; сочленение позвонков; движение

  11. позвоночников и головы; изгибы позвоночника;

  12. Пропорции позвоночника по отношению к росту в зависимости от пола и

  13. возраста;

  14. Какую часть тела принято принимать за единицу измерения пропорции

  15. тела?

  16. Как изменяются пропорции в зависимости от возраста и пола человека.

  17. Как определить середину тела?

  18. Чем обуславливается внешний рельеф и формы тела?

  19. Как видоизменяется мускул при сокращении?

  20. Какова роль сухожилий?

  21. На какие группы подразделяются мускулы?

  22. Как установить продольные и поперечные размеры фигуры?

  23. Какова суть концепции формомасс в пространстве?

  24. Для чего необходимо знание строения черепа.?

  25. Каковы главные кости черепа?

  26. Что такое угол Кампера?.

  27. Какое значение имеют мышцы головы?

  28. Какова форма мышц и их функция?

  29. С помощью чего осуществляется движение головы?

  30. Каково анатомическое строение глаза, носа, рта, ушной раковины.

  31. Какова последовательному изображению фигуры в трёхмерном
    пространстве?

  32. Как использовать метод проецирования фигуры в трёхмерном
    пространстве?

  33. Какие девять принципов ракурсного изображения положены в основу
    передачи фигуры в пространственной глубине?

  34. Строение суставов и их классификация;

  35. Расположение и строение органов, определяющих внешние формы тела (массы, соотношения и взаимосвязь форм).





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет