В Санкт-Петербурге прошло традиционное заседание Высшего Евразийского экономического совета.

Президент Токаев в очередной раз обозначил прагматичную позицию Казахстана, рассматривающего ЕАЭС как экономический проект, призванный повысить эффективность как экономического взаимодействия внутри организации, так и её коллективного сотрудничества с другими международными инициативами вроде китайской программы «Один пояс – один путь».

Несмотря на неплохой официальный экономический рост в Казахстане – плюс 4,9% к ВВП по итогам 2023 года – казахстанский лидер предложил не оптимистически, но реалистически смотреть в будущее. Не утихающая инфляция, изменения в мировой логистике, региональные конфликты и санкционное противостояние неизбежно окажут своё негативное влияние. Уже заметно замедление мировой экономики. «ЕАЭС, будучи неотъемлемой частью мировой экономики с рынком в $2,6 трлн, возможно также ощутит это замедление. Поэтому нам необходимо максимально задействовать экономические резервы и имеющийся потенциал взаимовыгодной интеграции», — подчеркнул он.

Токаев так же сделал акцент на освоении «критического сырья» и технологической кооперации на евразийском пространстве. В некотором смысле, суть в том, чтобы восстановить советскую индустриальную динамику с актуальными поправками: независимыми государствами суверенных народов, равноправными национальными правительствами, рыночными правилами игры, конструктивными отношениями с международными партнёрами, пересекающимися интеграционными проектами. В этом смысле евразийское пространство может стать самодостаточной зоной продуктивного экономического роста, учитывая, что оно обладает необходимыми ресурсами, производственной базой и даже рынками сбыта. Главное – правильно отстроить все процессы.

Для того, чтобы проект ЕАЭС полностью реализовал себя, необходимо полное устранение административных барьеров в соответствие с буквой и духом подписанных соглашений. В том числе посредством внедрение современных технологий. «Интегрированной информационной системы ЕАЭС значительно сократило бы издержки бизнеса при перемещении товаров между странами-участницами», — отмечает президент Токаев.

Так же важна логистика. Если у ЕАЭС получится возродить былой относительный промышленный потенциал, ещё более актуальным станет вопрос экспорта произведённой продукции на мировые рынки. «Казахстан активно укрепляет транспортно-логистический каркас и связанность ЕАЭС. Приглашаем страны ЕАЭС к совместной реализации взаимовыгодных проектов, в том числе партнерской сети крупных стратегических портов, логистических центров и почтовых хабов», — добавил президент Казахстана.

Вообще, позиция Казахстана отличается от других членов ЕАЭС. Одни страны защищают свои локальные интересы. Другие пытаются перенаправить союз в политическое русло. Официальная Астана продолжает чётко отстаивать принцип строительства ЕАЭС как сугубо экономической организации, нацеленной на максимизацию долгосрочной взаимной выгоды стран-участниц.


Автор: Жанара Кенжебекова

Жанара — исследовательница культуры и традиций. Ее статьи поднимают важные темы многообразия культур Казахстана.