Урок №1 "Что такое эпос" Урок №2 "Бездетные родители". Урок №3



жүктеу 315.17 Kb.
Дата17.02.2018
өлшемі315.17 Kb.
түріУрок







Методические разработки к урокам музыки
в 3 классе по программе "Новое поколение"
учителя музыки сш. №55 г. Алматы
Колесниковой И.Е.
Урок №1

"Что такое эпос"
Урок №2

"Бездетные родители".
УРОК №3

"Хороший конь крылья джигита".

УРОК №4

"Поход Алпамыса на землю хана Тайшика".




УРОК №5

"На земле Жидели Байсын".



УРОК №6

«Алпамыс, достигший исполнения желаний".


АЛПАМЫС.
УРОК №1
Тема: "Что такое эпос".
/Вначале урока может прозвучать "Легенда о домбре" композитора Мендыгалиева и можно провести небольшую беседу о повествовательном характере этой музыки/

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересный урок, потому, что мы начинаем путешествие по необычной стране, по стране народных преданий! А кто из вас знает, что такое предание?

ДЕТИ: Это рассказы о древних временах и т.д./рассуждения детей/

УЧИТЕЛЬ: Правильно, вот и мы с вами попробуем узнать, о том, какие люди жили раньше, чем они занимались, и почему о них рассказывают народы разных стран в своих преданиях! Вы любите слушать сказки?

ДЕТИ: Да!!!

УЧИТЕЛЬ: Наверно, все дети на земле любят слушать, когда им рассказывают сказки! Их готовы слушать часами, ночами напролёт и взрослые и дети! А как вы думаете, почему?

ДЕТИ: Потому, что они интересные, они нас учат и т.д.

( рассуждения детей).



УЧИТЕЛЬ: Молодцы, правильно, сказки очень поучительны, не зря многие из них заканчиваются такими словами: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". А каких героев сказок вы знаете?

ДЕТИ: Перечисляют…

УЧИТЕЛЬ: А какие из них добрые, а какие злые?

ДЕТИ: Перечисляют…

УЧИТЕЛЬ: Кроме сказок у разных народов мира существуют: былины, легенды, фантастические предания, поговорки, загадки, пословицы и поговорки. А, кроме того, с давних времён сохранились заговоры, заклинания, колдовские песни. Кто из вас знает, как всё это называется?

ДЕТИ: Устное народное творчество.



УЧИТЕЛЬ: Правильно! Сегодня мы с вами начинаем говорить об эпических сказаниях.

Во-первых, потому, что эпос один из самых любимых жанров народного творчества, а во-вторых, потому, что эпос считают поэтической историей народа, ведь предания эти складывались в течение долгих веков! Все эпические сказания делятся на два вида: это сказания о героях, богатырях, и сказания о жизни людей, о любви. А вы знаете кто такие богатыри, батыры?

ДЕТИ: Они очень сильные, смелые, ловкие, защищают свою землю от врагов./Рассуждения детей/

УЧИТЕЛЬ: А почему народ их так любит, почему помнит их имена

Камбар - батыр, Добрыня Никитич, Кобланды - батыр, Алёша Попович, Алпамыс - батыр?



ДЕТИ: На них хотят быть похожими, их ставят в пример…и тд.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, молодцы! Кроме того, народные поэтические предания написаны в виде стихов и куплетов. Многие народы исполняли эпические предания в сопровождении музыкальных инструментов: казахи в сопровождении домбры, русские сказители-баяны подыгрывали себе на гуслях. Их приятно слушать и они легко запоминаются. Но каждый человек, рассказывающий предания, вкладывал в них свои дополнения,

т.е. импровизировал, что давало эпосу новые литературные дополнения. Предания передавались из ус в уста, из поколения в поколение, от отцов к детям и поэтому ни кто не знает, кем и когда они были созданы. А что означает из уст в уста?



ДЕТИ: Люди раньше не умели писать и читать и поэтому рассказывали…и тд.

УЧИТЕЛЬ: Да, конечно! Это лишний раз доказывает и то, что создавали эти произведения бедные люди: пастухи, ремесленники, рядовые воины, а не султаны, цари и беи. И не зря в эпосе о них совсем не говорится, потому, что в них воспеты обычные простые люди! Но как же они тогда сохранились до наших времён?

ДЕТИ: Их рассказывали, а потом, когда люди научились писать, то их стали записывать … и тд.

УЧИТЕЛЬ: Правильно! В первой половине XIX века многие учёные, литераторы, стали собирать фольклор разных народов. Одним из первых русский академик В.В.Радлов стал собирать героический эпос народов Сибири, Средней Азии и Казахстана. Свой вклад в создание и изучение казахской поэзии внесли Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев /показать портреты/ и учёный-фольклорист Абубакир Диваев. Среди этих записей был и казахский народный эпос "Алпамыс". А вы бы хотели на уроке послушать какие - нибудь сказания?

ДЕТИ: Да!

УЧИТЕЛЬ: Я с удовольствием познакомлю вас с казахским народным эпосом "Алпамыс". На протяжении нескольких уроков мы с вами будем говорить о нём, слушать его. А пока я задам вам домашнее задание: вместе с родителями, бабушками или дедушками постарайтесь вспомнить героев, богатырей, рыцарей о которых рассказывается в сказаниях, легендах, былинах, народных преданиях! А если вам захочется, то вы можете нам прочитать фрагмент такого сказания на уроке, или записать их имена в тетради, или нарисовать героя той легенды или предания, которое вам больше всего понравится.




АЛПАМЫС.

УРОК №2



Тема: "Бездетные родители".
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

ДЕТИ: ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: А какое домашнее задание я вам задавала, и кто готов нам рассказать о славных народных героях?

ДЕТИ: ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы очень порадовали меня своими рассказами и рисунками! Я думаю, что теперь мы с вами можем начинать разговор о казахском народном эпосе Алпамыс. Итак, вы готовы пуститься в путь вместе с нашим героем?



ДЕТИ: да.

УЧИТЕЛЬ: Слово эпос греческое и означает "сказание, рассказ, песнь".

По-казахски эпос это жыр, а исполнителей жира называют жырши или жырау. У каждого эпоса есть свой напев сарын.

Сказание о герое начинается с предыстории, с рассказа о том, что бездетные старики, будущие родители героя ожидают чуда-рождения ребёнка.

Эпос "Алпамыс" начинается с исполнения "Бастау", что в переводе означает "Начало» (музыкальный пример с.8 учебника). В нём говорится о том, что: (далее эпос даётся в сокращении на усмотрение учителя)


Много лет тому назад, Взоры, устремив на восток,

Как предания говорят, Бай сказал: - из мира уйду,

Жил в краю Жидели-Байсын Не достигнув мечты своей,

Именитый старец один, Сына нет у меня, сына нет-

По имени Байбори. Вот причина бед!

Был добычлив бай и богат, Слёзы Байбори проливал,

Одного старик не имел: Днём и ночью он горевал.

Он бездетен был, говорят. Всем, кто видел его печаль,

На восьмидесятом году, Было старого бая жаль.
УЧИТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, ребята что мы узнали из этого фрагмента?

ДЕТИ: Он был богат, но у него не было детей и он очень сильно переживал.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, слушайте дальше. Раз нет своих детей, то Байбори решил взять к себе в дом мальчика по имени Ултан.

(Импровизация "Портрет Ултана" с.9-10 учебник.)

Но Ултан, когда подрос, стал обижать стариков, обзывать их бездетными. И тогда решили старики пойти к святому на поклоненье, веря, что он может совершить чудо. А перед дорогой бай решил разогнать свои стада и раздать половину своей казны.

Собрались они в среду в путь весь аул сошёлся в тот час.

Люди следом идут, скорбя, добрый путь тебе, будь здоров!

Пусть мечта свершится твоя!


УЧИТЕЛЬ: И вот бредут старики по пустыне сорок дней. Бесконечным кажется путь, их слепит и опаляет солнце, негде старикам отдохнуть, о степные колючки в кровь изорваны их ноги. Так они дошли до кладбища Азрет-султана, молились там семь дней, но, не дождавшись знака от святого, они пошли дальше и дошли до могилы Баба-Ата. Это была неухоженная могила и они решили построить на ней гробницу. Заплатили они мастерам все оставшиеся у них деньги и побрели дальше.

Тут на сером осле верхом, Возвещаю: первенец твой-

Появляется человек. Будущий батыр удалой.

Говорит святой человек: Имя дай ему Алпамыс.

Знаю, знаю не хуже вас, Ни огнём его не спалить,

Что вам нужно, двое калек. Ни мечом не перерубить,

О потомстве молили вы Вечно будет он молодой.

Вседержителя и святых. А сестре его имя дашь,

Выслушал аллах всеблагой, Как аллах велел, - Карлыгаш.

К вашим просьбам слух преклоня Ты теперь вставай Байбори

Я, из рая посланный вниз, И творца возблагодари!

Небожитель Шашты-Азиз, И склонились они перед святым

И святой растаял, как дым…

УЧИТЕЛЬ: В положенный срок родился у Байбори и Аналык сын,

а через два года родилась у них дочь. Как велел Шашты-Азиз, сына нарекли Алпамыс, а сестру его Карлыгаш.


Пусть беспечно детство идёт,

Пусть счастливо дети растут!

Мы стихи прерываем тут.

Д/задание:

с.6-11 читать текст, хорошо запомнить понятия эпос, жырши, жырау, сарын.

АЛПАМЫС.
УРОК №3
Тема: "Хороший конь крылья джигита".
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с эпосом «Алпамыс». Помните, на чём мы остановились?

ДЕТИ: ответы детей…

УЧИТЕЛЬ: Правильно, родился у стариков сын, а потом и дочь! А вы хотите узнать, что было дальше?

ДЕТИ: Да!!!

УЧИТЕЛЬ: Рос Алпамыс и был он очень сильный. Мальчики, с которыми ему случалось драться, умирали от его удара.Когда исполнилось Алпамысу десять лет, он стал управлять наделом. Однажды он узнаёт, что в детстве за него просватали девочку по имени Гульбаршин, но её отец, Сарыбай подумал: «Мой будущий зять единственный сын у отца. Если он умрёт, моей дочери по закону придётся стать женой злого Ултана. Пока не поздно, увезу свою дочь». Вы помните кто такой Ултан?

ДЕТИ: ответы детей…

УЧИТЕЛЬ: теперь понятно, почему Сарыбай так поступил?

ДЕТИ: да.

УЧИТЕЛЬ: А как вы думаете. Что нужно джигиту для того, чтобы найти свою невесту и привезти домой?

ДЕТИ: ответы детей…(смелость, богатство и т.д. подвести ответы детей к правильному ответу)

УЧИТЕЛЬ: Правильно! Ему нужен конь. А Алпамысу, такому сильному, смелому, нужен и конь подстать. Обиделся Алпамыс, решил во что бы то ни стало найти Гульбаршин. Взял он лучшую из кольчуг, копьё, лук, меч и щит и отправился он на луг, искать для себя коня. Как вы думаете, какого коня он выберет?

ДЕТИ: рассуждения детей.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! А теперь, давайте послушаем, как рассказывается о коне в эпосе:

1.Не поймал он ни одного резвоногого скакуна.

Алпамыса взяла тоска, и заплакал батыр в тоске.

Но чубарого конька он увидел невдалеке.

Некрасивый, паршивый конь! Без хвоста и без гривы конь!

Молвит конь: «Садись на меня». Алпамыс, хоть и знатен был,

Но разумно мог рассуждать, и подумал:

«Так бог судил. Не судьба ли коня мне шлёт?»

Лучше ты не найдёшь коня.

Говорит Алпамыс: «На такого сесть не велит богатырская честь».

И конька за уздечку - хвать! Глядь конек перед ним опять.

«Надевай на меня узду, от тебя я не отойду».

Я-судьбы несравненный дар, а зовут меня Байчубар!

И взглянул на коня светло, наложил на него седло,

И пустился в далёкий путь, никому не сказав о том.
УЧИТЕЛЬ: Как вы считаете, соответствует ли описание коня тому,

что вы себе представили?



ДЕТИ: ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: А какую роль играет конь в жизни казахского народа?



ДЕТИ: ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, без хорошего коня нет джигита, да и не только!

«Казаху другом он был везде: в бою, в походе и в байге»,

«Хороший конь – крылья джигита» - гласит народная мудрость.

/Можно привести разные пословицы и поговорки/.

Конь и поит, и кормит, и в сражении не подведёт. Вот поэтому об этих прекрасных животных есть сказания, легенды и, конечно же, кюи.

И сейчас мы с вами послушаем один из них.

/Звучит кюй на усмотрение учителя, в зависимости от фонотеки.

После прослушивания идёт разбор и обсуждение музыки, беседа о выразительных средствах./

Обобщение урока: вывод делают дети.

Д/задание: нарисовать рисунок с изображением коня Алпамыса или найти пословицы и поговорки и лошадях.






АЛПАМЫС.

УРОК №4



Тема: "Поход Алпамыса на землю хана Тайшика".
Алпамыс, оседлав Байшубара, поехал в аул Гульбаршин, а тем временем калмыцкий хан Тайшик напал на табуны старого Байбори и угнал их. Когда батыр возвратился домой, он узнал, что в его отсутствие калмыцкий хан Тайшик угнал все табуны старого Байбори. Потеря скота огорчила старика больше, чем могла бы огорчить его потеря близкого человека. От горя он слег. И когда Алпамыс с молодою женой предстал пред ним, Байбори сказал:

Пропадом пропади, Алпамыс! С глаз долой уйди, Алпамыс!

Даром ты родился на свет! От тебя мне защиты нет.

Не упас ты меня от бед, хан Тайшик, этот злобный пес,

Все добро у меня унес. Больше нет у меня казны! Он угнал мои табуны!

И отцу Алпамыс в ответ: «Больно слушать мне речь твою.

За Тайшиком двинусь вослед, табуны твои отобью,

Отыму казну! Если ж нет - пусть я сгину в чужом краю,

Пропаду, в темнице сгнию! И созвал Алпамыс свой род,

И сказал Алпамыс: « Мой народ! Я пускаюсь в дальний поход,

Покарать Тайшикову рать оставляю отца и мать,

И сестру мою и жену, и прошу их оберегать!

Если ж у моей Гульбаршин без меня народится сын, назовите его - Жадигер!»

Так проговорив, Алпамыс край покинул родимый свой.

В ночь, когда Алпамыс выехал в степь, хан Тайшик увидел сон.

Встревоженный им, хан поднялся утром на башню и,

обращаясь к народу, сказал:
Выслушай меня, о народ! Нынче ночью я видел сон.

Мне приснился черный верблюд, а из глаз у меня текут.

И привиделось мне во сне, что с меня скатился венец,

И верблюд его растоптал. Лев тогда предо мной предстал,

Разметал мой город родной, завладел моею страной

И меня разлучил с женой. Он мужчин превратил в рабов,

Мужних жен — в безутешных вдов.

Мне приснился грозный батыр, был он ловок, мудр и хитер.

Уж не Алпамыс ли боец страшный мне готовит конец?

Если я всю мою казну под ноги батыру швырну,

Если мою дочь ему в жёны отдать - будет ли от этого толк?
Учитель: Как вы думаете, почему хан испугался своего сна?

А почему в вещем сне хана Алпамыс выступает в виде чёрного верблюда?

Народ ответил хану Тайшику:

«О, хан Тайшик! Ничего дурного этот сон не предвещает».

Хан сказал: «Нет, нельзя пренебрегать этим сном. Подумайте и скажите, как предотвратить беду?» Тогда одна старуха, по имени Мыстан,

…От роду имевшая триста лет, евшая вареную кровь в обед, встречных бранившая, на чем стоит свет, богом проклятая с первого дня, сказала хану так:«0 мой падишах! Как это ты решил отдать единственную свою дочь Каракоз своему врагу Алпамысу? У меня есть сын. Выдашь дочь за моего сынка - связанным доставлю Алпамыса тебе».

Хан ответил ей: «Хорошо! Привези мне связанным моего врага, и я выдам свою дочь за твоего сына».

Учитель: В каких казахских сказках можно встретить Мыстан кемпир? Почему она отрицательный персонаж?

После этого старуха Мыстан велела разбить за городом у дороги сорок разноцветных шатров. В каждый из них она распорядилась посадить по одной девушке. А сама Мыстан вышла навстречу Алпамысу, выбрала камень у дороги и стала поджидать Алпамыса.

Алпамыс по степи скакал, и увидел Тайшиков стан,

Пить хотел, родника искал, глядь — перед ним старуха Мыстан:

По земле катается, плачет, надрывается:

-Эй, батыр! Пожалей меня! Сорок удалых сыновей

Я вскормила грудью своей.

Хан Тайшик меня погубил, хан Тайшик их всех перебил.

Я молилась, чтоб ты пришел, хану отомстил за меня.

Я прошу тебя отдохнуть, а потом ты продолжишь путь.

Погляди - вон сорок шатров! Ждут тебя в шатрах — сорок вдов,

Сорок вдов сыновей моих, ты поспи у них, отдохни!

И поверил ведьме джигит- молод он и доверчив был.

Забежала ведьма вперед и невесток мнимых зовет:

Поспешите, сорок вдов! Гость приехал молодой!

Выбегают сорок дев, сорок стройных мнимых вдов,

И в объятья гостя приняв, бережно снимают с седла

И несут на руках в шатер, и сажают, потупя взор,

На цветистый мягкий ковер, Водку в очередь подают, улыбаются и поют.

Среди них была Каракоз - дочка ханская, радость глаз,

Из алмазов лучший алмаз. Вот явился ей Алпамыс.

Поняла она, что пред ней самый настоящий батыр.

И пока еще длился пир, стал ей этот батыр милей матери родной и отца.

И вечерний час наступил, высыпала звездная пыль.

Алпамыс в это время пил водки сороковую бутыль.

Пьет батыр, а что - не поймет, только кровь горячит, горло жжет.

А старуха рядом стоит, что-то шепчет, что-то бубнит...

Жаркий, душный ветер подул, Алпамыс упал и уснул.

А шайтаны, братья Мыстан, так вокруг него и снуют,

Прыгают, смеются над ним, радуясь проделкам своим.

Караульщики бегут, смотрят, лежит, пьян джигит;

И они его берут. И пока он крепко спит,

Обвязав ремнем сто раз, хану тащат на показ,

И возрадовался Тайшик: Кто во сне столь могучим был

Наяву перед ним возник, крепко связанный и без сил.

А старуха вьется змеей: «Ты доволен ли, падишах? Враг теперь у тебя в руках!»

«Я доволен тобой, Мыстан!»,-веселясь, отвечает хан.

Палачам велит - Алпамыса убить

Рубят пленника палачи, но ломаются их мечи, не берет его ничего.

В глотку льют Алпамысу яд, утопить батыра хотят.

Но нельзя его отравить, и нельзя его утопить, и от сна нельзя разбудить.

«Как с ним быть?, - говорит Тайшик. С малых лет я казнить привык,

В казнях я понимаю толк, но такого я не видал,

Чтобы человека не брал ни огонь, ни острый топор, ни змеиный яд, ни вода.

Если не уморим его, всех нас не минует беда».

И надумал калмыцкий хан Алпамыса бросить в зиндан,

В яму черную глубиной в тридцать девять с третью аршин,

Узкогорлую, как кувшин. Крышку - прочь! И черно, как ночь!

И очнулся бедный джигит, оглянулся — темно кругом,

Понял он, что в яме лежит, что в ловушку пойман врагом,

Что проклятою ведьмой он до погибели доведен.

И воскликнул тогда батыр: ниоткуда спасенья нет.

В яме я лежу недвижим, брошен я в могилу живым.

Выйду ли отсюда на свет? Вдруг в зиндане стало светло,

Словно под землей рассвело, словно солнышко там взошло.

К Алпамысу в тот горький час духи предков его сошли

И сказали: — Ты не умрешь, перед правдой бессильна ложь.

А исчезли они, и вот кошка прибегает в зиндан и в зубах лепешку несет.

И зовет ее Алпамыс: Подойди поближе, кис-кис

И мурлычет кошка, поет и лепешку ему сует. Крепнет пленник день ото дня.

И пока его мощь растёт, добрый конь хозяина ждёт.

Ищет, кто бы помог в беде. Рассказал бы, где Алпамыс-батыр заточен,

Где в неволе томится он, где ёго темница-зиндан?

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Злоумышленница Мыстан, перед ханским лицом представ,

Говорит:«О великий хан, клятву ты при всех произнес

Мне в невестки дать Каракоз, обмануть и думать не смей,

Дочку обряжай, падишах!»

Отвечает, вздыхая, хан: «Что ж, я выполню свой обет, Только сроку дай девять лет, дай окрепнуть им, подрасти!

Будет детям по двадцати.

А теперь я вам, дорогим друзьям, расскажу про ханскую дочь.

Вот стоит она пред отцом: «Дай мне юрту и сто козлов,

Дай, отец, мне сорок подруг, средь лугов, средь гор и степей юрту мне раскинь

Отец дорогой, проживу я девять лет, а потом возвращусь домой».

Вот проходит за годом год, и в степи Каракоз живет,

Но не радостно Каракоз, потеряла сон и покой,

Терпит тысячи горьких мук, проливает потоки слез,

Так на лоне отчей земли девушки семь лет провели;

И однажды случилось так:

У зиндана, где Алпамыс в заточенье семь лет провёл,

Разыгрался один козел, разбежался, что было сил,

И тяжелую крышку сбив, повисел и свалился вниз.

К яме подошел пастух Кейкуат, крикнул, задыхаясь от слез:

Алпамыс, ты слышишь меня? Отдавай мне козла назад!

Говорит Алпамыс ему: «Вот что я скажу, Кейкуат:

Хоть тебе не хочу я зла, но тебе не отдам козла.


Лучше перебросай подряд ежедневно по одному.

Тело укреплю я и дух, распрямлю свой могучий стан, и покину этот зиндан».


Кейкуат тогда сказал себе: «Исполню просьбу пленника. Это могучий батыр. Суждено мне погибнуть — погибну, а если нет - Алпамыс наградит меня. И Кейкуат стал ежедневно бросать Алпамысу по козлу.Однажды Кейкуат подошел к яме и крикнул: «Эй, Алпамыс, у меня больше нет козлов, вчера я бросил тебе последнего. Что мне делать теперь?»

Алпамыс отвечал: - На, возьми! Вот дудка — сырнай, на дороге садись, играй. Спросят, кто смастерил ее? Каракоз одной расскажи! Кейкуат, взял дудку — сырнай, спрятался в придорожных кустах и заиграл на ней. Мимо проходила Каракоз со своими подругами и спросила:

Где ты дудку взял, отвечай! Ты ответишь нам или нет?

Кто тебе смастерил сырнай? Но молчит Кейкуат в ответ.

Тогда девушки повалили пастуха на землю и стали топтать его ногами, спрашивая:

-Кто тебе смастерил сырнай? Где ты дудку взял, не скрывай!

А не то пойдешь на тот свет! Но молчит Кейкуат в ответ.

Тогда они развели костер и втащили в огонь связанного Кейкуата:

-Где ты дудку взял, негодяй? Кто тебе смастерил сырнай?

Говори! Иль гори в огне!

И в ответ пастух из огня: Не боюсь я ваших угроз! Все скажу одной Каракоз.

Каракоз, послушай меня! В черной яме пленник сидит, нет по силе равных ему,

Сидя в яме на дне, смастерил сырнай, смастерил и мне подарил.

Алпамысом его зовут.

Покраснела ханская дочь, побледнела ханская дочь,

Говорит Каракоз: «Веди! Поскорей меня, Кейкуат! Покажи немедленно мне

Тот зиндан, где страждет батыр, возврати мне покой и мир!»

И за Кейкуатом она побежала, устремлена

Глядь, на ржавой коже земли, засияло ямы жерло.

Каракоз и Кейкуат, глядя вниз, у ямы стоят, наклоняются и зовут:

Тут ли ты, Алпамыс? Я тут! Каракоз говорит: семь лет, как я твой потеряла след,

Я семь лет о тебе грущу, проливая потоки слез,

Я с тобою встречи хочу, а зовут меня — Каракоз,

Научи, как тебе помочь возвратиться на белый свет?

Алпамыс говорит в ответ: Не забуду твоих забот,

Но тебе не спасти меня, и никто не спасет меня, кроме Байчубара –коня.

Ты не знаешь, где он теперь?

И в ответ ему Каракоз: «Заперт он в железный сарай

Замкнута железная дверь. Что мне делать? Совет подай!»

Тогда Алпамыс бросил ей свою одежду, и она поймала её. Надень ее на себя, - сказал Алпамыс. Она хранит мой запах, которого не забыл конь. Подбери волосы под шапку, выпачкай лицо дорожной грязью и, переодевшись прохаживайся возле железного сарая с подветренной стороны, чтобы Байчубар почуял мой запах. Каракоз так и поступила. Едва Байчубар почуял запах своего хозяина, он разрушил железную стену сарая, разогнал дозорных, подбежал к мнимому хозяину, понюхал его и, радуясь, принялся скакать возле него. Тогда вышел хан Тайшик. И сказал удивленный хан: «Из каких ты явился стран? Кто ты? Не Алпамыс ли ты? Не бывал ли ты среди нас? Мне знакомы твои черты!»

Отвечает Каракоз:

-Хан, какой же я Алпамыс? А теперь — он тощий такой

Он моложе меня в семь раз, Предо мной стоит, на свое

В Жидели - Байсыне Горько жалуется житье.

Я в былые годы бывал. И калмыцкий хан говорит:

Был трехлеткою Байчубар, Неподатлив он, как гранит,

И однажды что тяжко хворал. Потрудись на меня, укроти коня!

Я сварил травяной отвар, Хорошо, я коня укротить могу,

Малость пошептал, поплевал, Но мне щедрость твоя нужна.

Хворь с коня сняло, как рукой, Дашь мне сорок арканов, хан,

Стал он резвым, гладким конем, Ты мне сорок дашь курдюков,

Алпамыса копье, и меч, Чтобы семь ночей и семь дней

И кольчугу с могучих плеч. Не тревожил никто меня.

И хочу я предостеречь, На восьмой — укрощу коня,

Хан Тайшик дал Каракоз всё то, что она потребовала.

Села на коня Каракоз. Конь к зиндану ее принес.

Связаны арканы в одно, и привязан конец к седлу,

А другой опущен в зиндан, и, пройдя кромешную мглу,

К пленному батыру скользит, падает на самое дно.

Прикрепили аркан, и вот вверх батыр, как бадья, плывет.

Натянулся аркан тугой, а вверху Байчубар лихой так и роет песок сухой,

Алпамыс выходит на свет. Встал на землю, качнулся он,

От свободы и ветра пьян, светом солнечным ослеплен

Каракоз он благодарит, принимает из рук ее

Меч булатный, надежный щит, и свою броню, и копье;

И красавицу Каракоз ласково целует батыр,

Улыбается ей светло, соколом взлетает в седло,

Улетает в седую даль. Клонится под ветром ковыль, стелется дорожная пыль...

Понял, наконец, хан Тайшик, что вокруг пальца он обведен,

Грозный рок над нами навис, приближается Алпамыс!

Так увиденный ханом сон сделал явью и правдой он.

Падишахом поставлен был над калмыками Кейкуат.

Так его отблагодарил за добро Алпамыс – батыр.

И в стране воцарился мир!



Музыка, к данной теме, используемая на уроках:

Рахмадиев Опера «Алпамыс».

1.Ария Тайшик-хана.

2.Ария Мыстан Кемпир.

3 Ария Гульбаршин.



АЛПАМЫС.

УРОК №5



Тема: "На земле Жидели Байсын".
УЧИТЕЛЬ: Пока Алпамыс находился в зиндане, прошло семь лет. Победив

хана Тайшика, Алпамыс в виде дуана (юродивого) возвращается домой. В его отсутствие Ултан стал в его доме хозяином, заставил Байбори пасти скот. Родившегося после отъезда Алпамыса его сына Жадигера, разутого и раздетого, повесив ему на шею колоду, заковал в кандалы и заставил пасти ягнят.

Скачет, скачет чубарый конь, из-под гривы горячий пот,

Как река весною, течет, но устать коню не дано.

По горам, по крутым холмам Алпамыса несет домой.

Тридцать дней и тридцать ночей Алпамыс не ест и не пьет,

А на тридцать первый — вдали разглядел Алпамыс-батыр

Рубежи родимой земли. И не мог сначала понять - там война теперь или мир?

Зеленел Жидели-Байсын; о годах батыр пожалел, проведенных в чужом краю,

Вспомнил мать и сестру свою, и душой батыр просветлел;

Показалось ему на миг, что теперь он цели достиг.

Потихоньку едет батыр, подымает усталый взор.

Запестрел конями простор, а в сторонке разбит шатер.

Из сумы батыр достает одеяние дуаны,

И обличье меняет он, приближается к шатру,

Я - скиталец - дуана, этих мест злосчастный сын.

Светлый Жидели-Байсын, мне - родная сторона.

Семь печальных долгих лет не был я в родном краю, живы близкие иль нет?..

Как народ живет сейчас, бедствует или богат? Расскажи скорее, брат!

И в ответ говорит пастух Торгай:

Худо племени Конрат. Возглавлял нас Байбори,

Был народ при нем богат. У него был сын один;

Но явился хан Тайшик и угнал несметный скот,

И за ним в погоню шлет молодого сына бай:

И прошло с тех пор семь лет, о джигите вести нет.

А меж тем Урод Ултан, правит всем, теперь он - хан.

И хоть плачь, а кровь течет: Он, палач, казнит народ.

И сказал батыр Алпамыс: - Я вернулся в родимый край,

Пусть трепещет теперь Ултан! Правым гневом я обуян!

И Тортай говорит ему:

-Хан Ултан велел Байбори стать на склоне лет пастухом,

И теперь твой старый отец бродит по степи с посошком

А жена твоя Гульбаршин, первенца тебе родила, Жадыгером его зовут.

Нынче твой малолетний сын обречен на нищенский труд:

Ходит он без шапки, босой, и глотает дорожный прах,

Умывается он росой, да соленой своей слезой;

Цепь на шее, цепь на ногах... И задумал злодей Ултан

Завладеть женою твоей, добродетельной Гульбаршин.

Алпамыс попросил никому не рассказывать о своём приезде, сел на коня и поехал домой. Видит на дороге его отец гонит верблюдов на водопой причитает, что не вернулся домой его сын. Алпамыс приблизился к отцу и приветствовал его, пожелав ему благополучия. Байбори подумал, что перед ним-наушник Ултана, и так испугался, что выронил из рук пастушеский посох.

Алпамыс сказал:

- О почтенный, старый чабан, будь вовеки благословен!

А в какую из дальних стран и зачем уехал твой сын?

И расплакался Байбори. Сына старый не узнает.

Говорит Алпамыс: - Отец! Всем твоим несчастьям конец!

В мире ты теперь не один. Пред тобой Алпамыс — твой сын!

Все не верится Байбори: Сжалься, странник, над стариком!

Зря смущаешь ты мой покой. Кто ты? Кто же ты, дорогой?

Говорит в ответ Алпамыс: Твой ягненок перед тобой, сын тебе воздает почет!

Сына Байбори узнает, падает на землю ничком, словно верблюжонок ревет;

С обретенным сыном вдвоем слезы проливает ручьем.

Когда Байбори немного успокоился, Алпамыс спросил:

-Что с нашими родственниками, отец? Не спрашивай о них. Все мы подверглись преследованиям Ултана. Поезжай, мой дорогой, к своему сыну Жадигеру. Он босой, без шапки, с цепью на шее и на ногах, пасет в степи ягнят. Поспеши, порадуй ero. Алпамыс отвечал:

- Я могу не узнать Жадигера. Я никогда не видел его. Лучше садись на моего коня, скачи к мальчику и скажи ему: «Твой отец приехал!»

А тем временем Ултан велел привести мальчика для того, чтобы гости, приглашённые на его свадьбу, использовали его как «кокпар» (обычного козленка, которого должно было поднять с земли на скаку). Ултан сказал:

-Сейчас я устрою для вас забаву, какой еще никто не видел. Приведите сюда семилетнего пастушонка Жадигера, он будет кокпаром! Те, кто помнил Алпамыса, вознегодовали и отказались от такой игры. Но нашлись злые люди, которые пошли за Жадыгером, схватили его, бросили в круг и стали отнимать друг у друга.

-Дядя! Дядя! - В слезах кричал несчастный сын Алпамыса. Защитите меня!

Ни один из джигитов не защищал жертву дикой злобы людской. Жадигера сбивали с ног и вопили, тешась игрой. Мальчик кричал: отпустите меня!

А мучители между тем продолжали свою игру.

И, цепляясь за стремена, Жадигер из последних сил хриплым голосом голосил.

Тогда люди, еще не отступившиеся от Алпамыса, разогнали джигитов, столь злобно издевавшихся над Жадыгером. Мальчик попытался подняться с земли,

но израненные ноги не держали его. К нему верхом на Байчубаре подъехал Култай. Он не узнал мальчика, покрытого пылью и кровью, и спросил его:

-О дитя! О страдалец мой, ты не знаешь, где Жадигер?

Если знаешь, так отвечай! Что ж не узнаешь меня, дед?

Повредился ты, дед, умом, иль ты рад, что Ултан берёт

В жены мать мою Гульбаршин?

Дед Култай был плохой гонец, Жадигеру забыл сказать,

Что вернулся его отец.

Хан Ултан кричит: - Карлыгаш! Вот он - видишь? - волчонок ваш.

Приведи его, говорит, я давно его не терплю. Я ножом его заколю.

Девушке племянника жаль, и она говорит в слезах:

- Хан, ты властен в нашей судьбе, подчиняемся мы тебе,

Но ведь это - племянник мой, птенчик, сиротинка моя.

Иль ты кровью нашей не сыт?

Хан Ултан! Покуда жива, Жадигера я не отдам!

Услыхав такие слова, сильно разъярился Ултан,

Выхватил кривой кинжал, замахнулся на Карлыгаш.

Жадигер на крик прибежал, и запястье Ултану сжал

Детской, но могучей рукой, а другой, что хватало сил,

Точно беркут, его когтил.

И Ултан подавил свой гнев, отступил на шаг, осознав,

Что в расцвете силы своей Жадигера он не сильней.

Плачет Карлыгаш навзрыд. Жадигер говорит: - Не плачь!

Я не помню такого дня, чтобы нас не терзал палач.

Он не одолеет меня, я пред ним колен не склоню.

Так и ты горделиво стой, головы перед ним не клоня.

Что с тобой случилось, мой сын Жадигера спросила мать.

- Я пошел сегодня на той, я хотел развлечься игрой

Но таков уже мой удел, превратился я сам в кокпар.

Бросили меня, сбили с ног, рвали друг у друга из рук,

Втаптывали на скаку в песок. Сжался я в кровавый комок,

И не мог подняться с земли.

Тут раздался крик Ултана: « Жадигер! — кричал он издалека,- хватит тебе болтать с женщинами! Ступай к своим ягнятам!» И Жадигер, звеня цепями, пошел в степь. По пути он занозил ногу, присел наземь и принялся вынимать занозу. Тут показался некий дуана верхом на коне. Жадигер обратился к нему с такими словами: «Добрый путь тебе, дуана! Счастлив будь! Пожалей меня, сироту! Ногу я занозил — взгляни! Мне ягнят сюда пригони! Мало жил я, но худо жил»...

Алпамыс не зная, что это его сын сказал мальчику, что у него тоже есть сын, - говорят, он, как ты, - пастух.

Жадигер побледнел, стал он бел, как мел, руки протянул к дуане:

Если б я отыскал отца, я бы счастлив был без конца.

Если б сына ты отыскал, ты счастливым бы, правду, стал?

Здравствуй, мой отец Алпамыс! Пред тобой — Жадигер, твой сын!

Жадигер упал, ослабев, и, как львенка могучий лев,

Подхватил его Алпамыс, поднял мальчика на седло, в щеки поцеловал.

До цепей дотянулся он, разорвал их и прочь совлек с шеи, с окровавленных ног.

Сына посадил на луку, придержал рукой на скаку,

Дал почувствовать, что отец есть у мальчика, наконец.





АЛПАМЫС.

УРОК №6



Тема: "Алпамыс, достигший исполнения желаний".
Алпамыс поскакал в аул, к юрте, где Ултан пировал. Байчубара он осадил, песню дуаны затянул. Он пел о том, что всё богатство Ултана не принадлежит ему, что он завладел чужим достоянием, что хан ввёл народ в пучину бедствий

и жестоко притесняет его. Алпамыс завершил песню тем, что скоро наступят перемены, и Ултан лишится всего, что имеет.

Свадьбу празднуешь, хан Ултан! Ты свиреп, как дикий кабан.

Есть такая песня одна. Вам споет ее дуана!

Ты, Ултан, бережешь казну. Отвечай: это чья казна?

Ты сегодня берешь жену. Отвечай: это чья жена?

Хан Ултан говорит рабам: - Эта песня нам ни к чему.

Дуану гоните! Ему, ничего за песню не дам!

А прекрасную Гульбаршин эта песня бросила в дрожь.

-Дай-ка я на певца взгляну! Как на Алпамыса похож!..

Начал дуана колдовать, начал в бубен бить, танцевать,

Дуть и через плечо плевать, не приедет ли на пир Алпамыс - лихой батыр?

Люди предложили: «Давайте устроим состязание певцов».

-Я согласен, - сказал Ултан. - Только пусть все певцы прославляют меня!

Но никто не хотел воспевать жестокого хана. Только Бадамша и Мафия.

И вот две картавые певицы затянули свадебную песню:

Наш Ултан — великий хан, хан Ултан нам небом дан!

Славьте хана, станьте в круг! Ай-да, друг! Ай-да, супруг!

Дай нам денег, падишах! Осчастливь, Ултан, подруг! Ай-да, друг! Ай-да, супруг!

Хан Ултан — великан! Воздадим Ултану честь!

У такого, как Ултан, недостатки разве есть?

Ценит хан учтивых слуг! Ай-да, друг! Ай-да, супруг!

Выйди к хану, Гульбаршин, окажи ему почет!

Обе певицы были в восторге от своей песни.

Громче хана славь, дуана! Будет песня впрямь хороша-

И тебе поднесет вина, денег даст тебе Бадамша. Ай-да друг! Ай-да, супруг!

Где тот дуана, джигиты? — спросила картавая Бадамша.- Приведите его сюда, я буду состязаться с ним в пении. И джигиты привели мнимого дуану. Алпамыс принял вызов Бадамши и вступил с ней в состязание. Хорошо зная степные обычаи, он приблизился к Ултану вплотную и начал распевать песню. Песня была очень дерзкой,направленной против Ултана.

И правдивой песней своей Алпамыс отвечает ей:

- Я в скитаньях годы провел, радости я там не обрел,

Не пойму, что творится тут. Дома трудно неправду терпеть.

Так о чем же мне песню петь?

И ответила Бадамша, эта льстивая душа:

-Ты пришел на свадебный той, так о свадьбе и песню пой!

И правдивой песней своей Алпамыс отвечает ей:

-Гульбаршин поздравлять мне - с чем? Лучше стал бы я глух и нем,

Не глядел бы совсем на той и не пел на свадьбе такой.

Гульбаршин попала в капкан, мечется голубка в плену,

А Ултан - свирепый кабан хочет взять чужую жену.

-Ты, картавая Бадамша, у меня топила очаг,

А Ултан ходил не дыша, пас моих скакунов косяк.

Злая баба, сухая жердь, я за все тебя накажу,

Ждет тебя позорная смерть, я на кол тебя посажу!

Закричала Бадамша:

- Я не буду больше петь. Кто он, этот дуана? И ушла к себе, спеша.

Дуана остался один и тогда позвал: - Гульбаршин,

Песню я не сдержу в груди, мы с тобой споем, выходи!

Гульбаршин выходит, и вот песню ей дуана поет:

— Снова я на земле родной, здравствуй, мой Жидели-Байсын!

Из далеких краев домой возвратился твой бедный сын.

Я уехал семь лет назад, и скучал я семь лет подряд

По просторам родных равнин. Здравствуй, здравствуй племя Конрат!

Спой мне песню! Спой, Гульбаршин!

Гульбаршин: Этой песней я пронзена, точно в сердце моем - копье!

Покажи лицо, дуана, что ж ты прячешь лицо свое?

Кто же, кто стоит предо мной, притворяется дуаной?

Дуана, подыми свой взор, застрели меня им в упор!

Алпамыс: Гульбаршин, Гульбаршин, открой, как могло случиться, что тут

Происходит свадебный той?

Тот, кого здесь ханом зовут, миловался ли он с тобой?

Гульбаршин: Пусть я тотчас в землю сойду, пусть я буду гореть в аду,

Если я пустила хоть раз зверя этого на палас!

Алпамыс: Будь благословенна, жена, что до гроба мужу верна!

Эту тайну пока храни от своих гостей и родни!

Молвил так батыр Алпамыс Гульбаршин прекрасной своей,

И тогда они обнялись. Рассказала ему жена,

Что пошли все гости на луг в золотую тыкву стрелять:

Кто три раза натянет лук и три раза в цель попадет,

Тот себе прекрасную кыз за такую меткость возьмет.

Поскакал на луг Алпамыс, Байчубара торопит он,

Вдруг протяжный он слышит стон, приглушенный он слышит крик:

- Где ты, нежный ягненок мой, Алпамыс, верблюжонок мой!

Некому защитить меня, некому в беде поддержать!

Слыша голос, ему родной, Алпамыс придержал коня.

Видит он - бредет его мать, престарелая Аналык;

И тяжел, и тих ее шаг: на спине у нее - мешок, а в мешке у нее - кизяк.

Алпамыс прерывает путь и бросается ей на грудь.

Взор ее уж давно потух, а теперь прояснился он;

Притупился у старой слух, а теперь возвратился он;

Надломился у бедной дух, а теперь распрямился он.

Говорит Алпамысу мать: - Сладко слезы мне проливать,

И на сердце стало легко. Ты со мной, надежда семьи!

Молвит матери Алпамыс: Матушка моя Аналык! С миром возвращайся домой.

Я сейчас напрямик поскачу на луг,

Трижды я натяну свой лук, трижды в цель попаду стрелой,

Тыкву на куски разнесу и сестру Карлыгаш спасу.

Алпамыса видя в кругу, хан Ултан говорит глумясь:

-Дуана, и ты на лугу? А лицом не ударишь в грязь?

Тыква так висит, посмотри! Что и не долететь стреле.

Ах ты, глупая голова! Алпамыс попадает - раз!

Алпамыс попадает — два! Алпамыс попадает - три!

Глядь, а тыква на земле, и кругом народ говорит:

- Хорошо стреляет джигит! Алпамыс Ултану кричит:

- Отдавай награду мою! Но не слышит хан, от похвал и хмельного пьян.

Алпамыс кричит: - Погляди, на кого дуана похож? Поглядел на него Ултан,

Сердце захолонуло в груди, хан схватился рукой за нож,

Но его сотрясала дрожь, он лицом был, как пепел, сер

И не мог ножа удержать, и пустился бегом бежать.

Тут его настиг Жадигер, закричав: Пусть злодей примет смерть от руки моей!

Алпамыс кивнул головой, и сказал: — Жадигер, он твой!

Блещет острое жало копья, и под ним, хрипя, вопия, хан Ултан обретает конец!

К брату ластится Карлыгаш: Сокол наш! Избавитель наш!

И, любуясь на них, народ в умилении слезы льет,

Говорит: - Спасибо, джигит! Вечной славы тебе венец!

Пусть опять над нами стоит Байбори, твой добрый отец!

В белом молоке кобылиц Алпамыс велел искупать

И отца своего и мать, и помолодели они, избавились от морщин,

И в краю Жидели-Байсын потекли счастливые дни.

Мы на этом закончим сказ, вы, друзья, не браните нас!

Алпамыс воздал по заслугам Ултану, который был осмеян народом,

а Алпамыс воссоединился со своей семьёй. Народ узнал его и признал героем.

Батыр объединил страну, распавшуюся на множество родов, аулов. Вернул в родные края беженцев. Приставил джигитов к полезному делу. Снова восстановил священные правила, которые испокон веков утверждались в степи: младшие стали уважать старших, а старшие проявлять заботу о младших.

А жырау заканчивает сказание так:

«Рассеявшийся народ собрал воедино Алпамыс.

Привёл в чувство зарвавшихся и беспомощных.

Слушавший меня народ, будь доволен.

На этом заканчивается мой рассказ».




Обобщение: эпические поэмы созданы гениальными поэтами казахского народа, не оставившими своего имени в истории. Эти поэмы, изменённые и дополненные в разное время, составляют драгоценное наследие прошлого. В этих поэмах народ выражает любовь к своим верным сынам, боровшимся за независимость родины. Их высокий патриотизм и героические дела народ ставит в пример будущим поколениям. Эти поэмы рассказывают об историческом прошлом казахского народа, и они входят в список лучших произведений мировой литературы.

В дополнение к теме эпос «Алпамыс»

можно использовать рассказ Льва Николаевича Толстого

«Как боролся русский богатырь».
При князе Владимире напали на Россию печенеги. Подошли они с большим войском под Киев. Князь Владимир вышел со своим войском навстречу. Сошлись они на реке Трубеже и остановились. Князь печенежский подъехал к реке, позвал князя Владимира и сказал: «Зачем нам много народа убивать. А сделаем вот как: ты выпустишь своего

силача, а я своего, и пускай они поборются. Если твой будет сильнее моего, так я уйду, а если мой одолеет, то покорись ты со всей своей землёю». Князь Владимир вернулся к своему войску и сказал: «А есть ли в нашем войске такой силач, чтобы взялся бороться с печенегом?» Один старик сказал: «Я пришёл сюда с сыновьями, а пятый меньшой сын Иван остался дома. Вели послать за ним. Ему бог дал силу большую». Князь Владимир послал за Иваном. Когда его привели, князь Владимир сказал ему: «Можешь ты бороться с печенегом?» Иван сказал ему: «Я не знаю своей силы. Надо испытать». Князь Владимир велел привести большого быка и сказал: «Ну, покажи над ним свою силу».

Иван велел раздразнить быка, и когда бык набежал на него, он схватил его рукой за бок, вырвал кусок кожи с мясом, а потом ударил его между рог и убил. Владимир послал сказать печенежскому князю, чтобы он высылал своего силача. На другой день сошлись оба войска. В середине сделали чистое место. От русских вышел Иван. Он был невелик ростом и лиц ом бел. От печенегов вышел чёрный великан. Когда он увидел Ивана, сказал: «Зачем малого привели, я раздавлю его». Когда силачи вышли на середину, на чистое место, они схватились за кушаки, укрепились ногами и начали сжимать и ворочать друг друга. Печенежский силач хотел поднять Ивана и перекинуть через себя, но

Иван так крепко сжал печенега, что он не мог дышать и захрипел. Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти. Печенеги испугались и побежали, и русские побили их.



Список литературы:

1.«Казахский эпос» Алма-Ата 1958 год.



2.Л.Толстой «Рассказы» Ленинград «Детская литература» 1980 год.






Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет