Урок 1 Тема урока: Любимец народа Ақан-сері Қорамсаұлы. Тип урока: комбинированный урок. Цели и задачи урока



жүктеу 0.88 Mb.
бет1/4
Дата21.04.2019
өлшемі0.88 Mb.
түріУрок
  1   2   3   4

Урок 1

Тема урока: Любимец народа Ақан-сері Қорамсаұлы.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

Продолжить знакомство с великим наследием казах­ского народа. Расширить знания о казахских народных пес­нях. Кто такие сал и сері. Познакомить с творчеством Ақан-сері Корамсаұлы.

Развивать умение сравнивать исполнение кюя и песни.

Продолжать развивать умение исполнять песни выра­зительно хором, отрабатывая ритмический рисунок, переда­вая характер песни.

Воспитывать уважение к казахской народной музыке.

Воспитывать уважение к музыкальному наследию про­шлых столетий, воспитывать слушательскую и исполнитель­скую культуру.

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Готовность учащихся к уроку.

2. Повторение пройденной темы.

Давайте сегодняшний наш первый урок начнем с беседы о летних каникулах. Звучала ли вокруг вас знакомая музыка которой мы говорили, слушали в течение года во втором классе? Какие любимые песни вы хотели бы исполнить с од­ноклассниками вместе?

Сейчас мы с вами прослушаем нам известные произведения. Но вначале ответьте на вопросы:

Что такое казахская инструментальная музыка? Кто ис­полняет это произведение? Что такое песня? Как исполняют ее? Из каких частей состоит песня?

Звучит кюй Курмангазы «Сарыарка» и песня В. Шаин­ского «Когда мои друзья со мной » на слова М. Танича.

1. Узнали произведения?

Как называется и кто автор первого прослушанного про­изведения?

Какую картину рисует кюй?

Что символизирует кюй своим звучанием?

Как называется второе прослушанное вами произве­дение?

Назовите различие и сходство произведений?

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы вспомним о традиционных казах­ских кюях, проведем сравнение между кюем и песней, узна­ем про певцов, которых народ называет сал, сері, жыршы. жырау. Проведем беседу по рисунку к песне «Дорога добра».

4. Раскрытие темы урока.

Жизнь и песня - неразрывные понятия в истории казах­ского народа. В условиях постоянного кочевания по бескрай­ним степям он создал множество разнообразных песен, в ко­торых запечатлена история казахского народа.

О народных героях, о выдающихся событиях, человече­ских переживаниях, о знаменитых певцах, о природе и жи­вотных поется в казахских песнях. Любая тема находит от­ражение в песенном творчестве народа,

Работа по учебнику.

В тексте мы встретили новые слова «сал» и «сері». Зачи­тываем объяснение: «сал» и «сері» - поэт-песенник, музы­кант, импровизатор. У казахов народный поэт-импровиза­тор - это певец, который стихи составляет так же легко, как мы говорим, и так же легко исполняет эти слова в пении, пе­редавая эмоции своего настроения.

К казахскому песенному искусству относится творчество таких певцов-композиторов, как Біржан-сал, Ақан-сері, Жану Муса, Ыбрай Сандыбайұлы.

Сегодня мы познакомимся с любимцем народа Ақан-сері Қорамсаұлы, который родился в 1843 году в ауле Косколь.

Ахам имел красивую внешность, отличался изящны­ми манерами и сильным приятным голосом. С юных лет он выделялся тягой к музыке и поэзии, а его постоянное участие и празднествах и состязаниях закрепило за ним прозвище серэ». Довольный сыном, отец предоставил ему все атрибуты преуспевающего степняка. Он помог ему купить молодого жеребца Құлагера, ставшего позже знаменитым скакуном , щенка гончей Базар-алу, молодого беркута по

Кличке Караторғай (за год беркут поймал ему 60 лисиц) и охотничьего сокола по кличке Кокжендет (Хваткий). К славе акына добавилась и слава ловкого охотника. И вскоре он становится известен всей степи. Однажды молодой

акын отправился в долгую поездку по аулам Младшего жуза. 'Гам он встречает красавицу Актокты и влюбляется в неё. Но по степным законам девушка давно просватана за сына местного бая. Актокты выдали за нелюбимого. В душе
потрясённого Ақана проснулся дар композитора, он сочиняет печальную, но светлую песню «Желдерме». Грустная песня «Караторгай» посвящена погибшим охотничьим птицам Ақана: пропавшему соколу Кокжендету и престарелому беркуту Караторгаю.

В казахских операх звучат известные мелодии песен Ақана-сері «Маңмаңгер», «Сырымбет», «Караторгай».

Народ высоко ценил мужество и благородство, доброту Ақана, увековечив его имя званием сері.

5. Разучивание песни.

6. Закрепление темы и подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Кто такие сал, сері?

Какое различие между песней и кюем?

Назовите знаменитых народных певцов-композиторов Казахстана XIX столетия?

Назовите настоящее имя Ақана-сері?

7. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о своих добрых поступках.

Урок 2

Тема урока: Почему песня «Маңмаңгер» до сих пор популярна?



Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

Продолжить знакомство с творчеством Ақан-сері.

Рассказать об истории возникновения песен народного композитора.

Развивать музыкальные способности в процессе раз­учивания и исполнения песни на казахском языке, уметь передать характер песни, имитируя движения коня, ступаю­щего важно и легко.

Ход урока

I Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Готовность учащихся к уроку.

2 Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания. Заслушивание рассказов подготовленных учениками, о своих добрых поступках. Учитель оценивает работы учащихся.

Каких музыкантов называют сал, сері?

Творчество каких певцов-композиторов относится к песенному искусству? Вспомните настоящее имя Ақан-сері.

Какие песни Ақан-сері звучат в казахских операх?

Исполнение песни «Дорога добра».

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня продолжим тему прошлого урока о творчестве певца-композитора Ақан-сері. Послушаем лирическую пес­ню «Балқадиша». Познакомимся с новым казахским словом «байга». Разучим песню на казахском языке «Маңмаңгер».

4 Раскрытие темы урока.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации, помещенные в учебнике.

Что вы видите на иллюстрациях в учебнике? Что хотел передать художник на первой иллюстрации? О чем рассказывает нам вторая?

Учащиеся знакомятся с текстом в учебнике.

В 70-х годах XIX века Ақан-сері дважды женился, но смерть унесла обеих жен. Из глубокой депрессии поэта вы­нем его любимый конь Кулагер, который становится широко известен в Сарыарке, выигрывая подряд все байги. Акын посвятил ему свою знаменитую песню «Маңмаңгер» с ласковой и нежной мелодией в ритме поступи скакуна.

Байга - это конное состязание.

Лирическая песня «Балкадиша» посвящена молодым чекушкам. В песне говорится не только об их веселой и без­мятежной юности, но и о предстоящей суровой жизни в за­мужестве без любви.

Песенное творчество, композиторский талант, высокое песенно-исполнительское мастерство Ақан-сері стали широ­ко известны в народе. Его песни заняли свое место в реперту­аре современных профессиональных певцов и артистов. Два века назад песни Ақан-сері звучали по всей степи, их продол­жают петь по сей день.

Как вы думаете, в каком настроении исполняются лири­ческие песни?

А теперь послушайте песню «Балқадиша», после прослу­шивания песни определите, относится ли песня «Балқадиша» к лирическим песням? Подберите слова, которые могли бы передать характер песни.

5. Разучивание песни.

Прочитайте казахский, затем русский текст песни. Срав­ните иллюстрацию в учебнике, соответствует ли описание коня словам песни. При разучивании песни обратите внима­ние на правильное дыхание и произношение текста на казах­ском языке, при исполнении песни продемонстрируйте дви­жения коня, ступающего важно, мягко.

6. Закрепление темы и подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как назы­вают конное состязание на казахском языке? Какие песни Ақан-сері вы прослушали на уроке?

Отметить учащихся, подготовивших рассказы о четверо­ногих друзьях, а также тех, кто участвовал в беседе по теме.

7. Домашнее задание.

Нарисовать своего любимого четвероногого друга и напи­сать небольшой рассказ о нем и о его забавных выходках.

Урок 3


Тома урока: Гордость степи Біржан-сал.

им урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

Познакомить творчеством Біржан-сала, с понятиями айтыс, опера, сольное исполнение.

Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать прослушанному музыкальному произведению словесное

Развивать умение писать пожелания, посвященные празднику учителей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Го­товность учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания (выставка рисунков, выбо­рочное зачитывание письменных работ). Учитель оценивает работы учащихся.

Назовите: творчество каких певцов-композиторов отно­сится к песенному искусству? Настоящее имя Ақан-сері. Ка­кие песни Ақан-сері звучат в казахских операх? Как звали коня Ақан-сері?

Исполнение песни «Маңмаңгер».

3. Актуализация опорных знаний.

На нашем уроке мы продолжим знакомство с народными певцами-композиторами XIX века. Узнаем, что такое айтыс, опера, сольное исполнение. Научимся быстро и четко прого­варивать скороговорки на казахском языке.

4. Раскрытие темы урока.

Сегодня мы познакомимся еще с одним представителем казахского песенного творчества - талантливым певцом, по­этом, композитором Биржан-салом Кожагулулы.

Работа по учебнику.

В тексте вам встретилось новое слово - айтыс. Это песенно-импровизационное состязание между двумя акынами. Во время айтыса акыны вели как бы песенный диалог на произ­вольную тему. Это состязание на находчивость, умение быс­тро, оригинально находить ответ в песенной форме, сопрово­ждая его игрой на домбре, кобызе и выразительными жеста­ми. Айтысы акынов проводятся перед большой аудиторией. Акын должен обладать не только поэтическим даром, но и глубокими знаниями истории.

Бессмертным народным достоянием является айтыс между выдающимся акыном Биржан-салом и поэтессой Са­рой Тастанбековой, соловьем народного песнопения.

Біржан-сал был душой любого праздника, всюду, где он бывал, тут же рождались его вдохновенные стихи, которые звучали в песнях «Жанбота», «Лйәлім шырақ,», «Теміртас».

Рождению песен «Жанбота» и «Адаскак» послужила встречи с сыном известного бая Коныркожи.

У подножия Кокшетау поставлены белые юрты. Причина тому был ожидавшийся приезд генерал-губернатора из Омска, тогдашней столицы Сарыарки. Особенно беспокоились полостные и старшины. Каждому хотелось выглядеть не хуже других, поставить юрту как следует, оказать гостям торжественный прием. Среди всех волостных этого края особенно выделялись Азнабай и Жанбота. Азнабай - сын известного бая Коныркожи. Со стороны юрт Жанботы послышалось пение. Все люди, узнав голос Биржана-сала, стали сбегаться туда. Это не понравилось волостному Азнабаю, который хотел быть во всём выше Жанботы. Азнабай начал возмущаться, мол, Жанбота затеял развлечения, не дождавшись приезда генерала-губернатора. А Жанбота уперся: «Я здесь не при чем. Біржан поет по просьбе молодежи». Посредники
пробовали обратиться к хозяину юрты, где находился акын: «Пусть Биржан-сал подождет приезда генерал-губернатора». Но тот тоже не соглашался: «Народ собрался, ждет. Что же им пыль пускать в глаза вместо песен?» Разозленный Азнабай послал вестового с требованием остановить Біржан-сала. Востовой попытался отнять у акына домбру. Но тот не отдал , за что вестовой ударил певца плеткой. Все закончилось дракой. Біржан, достоинство которого было задето, тут же импровизировал песню «Жанбота», в которой укорял Жанботу, что тот не защитил честь поэта, хотя сам же и приглал его на торжество. Но даже после этого призыва Жанбота - предпринял никаких мер, чтобы заступиться за Біржана. Вот тогда-то акын написал свою знаменитую песню «Адаскак», где говорится о том, что в мире нет справедливости, хотя каждый должен жить, уважая других.

Раньше песни Біржан-сала исполнялись сольно в со­провождении домбры. Композитор Мукан Тулебаев написал оперу под названием «Біржан - Сара», в которую включил многие песни композитора. Песни Біржан-сала продолжают жить в сердце казахского народа.

Выполнить задание, данное в учебнике.

5. Слушание: Біржан-сал, песня «Адаскак,».

Песня исполняется сольно или хором? В каком темпе исполняется песня «Адаскак,»? Произведение исполняется в протяжном или тревожном характере?

Выполнить задание в рабочей тетради.

6. В учебнике предлагается скороговорка на казахском языке. Попробуйте перевести и понять смысл скороговорки.
Подходит ли содержание скороговорки к следующему рисун­ку в учебнике? Провести беседу, придумать рассказ по рисун­ку, посвященный Дню учителя.

Проводится игра «Кто быстрей?». Побеждает тот, кто быстро и без запинки проговорит скороговорку на казахском языке.

7. Разучивание песни И. Нусипбаева «Мейірбан устаздар» на слова К. Жумагалиева. Ознакомить с содержанием песни. При разучивании работать над правильным дыхани­ем и казахским произношением.

8. Закрепление темы и подведение итогов урока.


Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Как называется песенно-импровизационное состязание?

Как зовут поэтессу, с которой состязался Біржан-сал?

Как переводится название песни «Адаскак,»?

О ком мы сегодня пели в новой песне, как она называется?

Отметить учащихся, подготовивших рисунки и рассказы о четвероногих друзьях, а также тех, кто участвовал в беседе по новой теме.

9. Домашнее задание.

Написать в тетради пожелания, посвященные празднику учителей.

Урок 4

Tемa урока: Назидание потомкам.



Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

I. Сформировать знания о назидании потомкам в народ­ном музыкальном творчестве.

Познакомить с музыкальными произведениями, посвя­щенными теме. Дать понятие об эпосе, жыре, жырау, жырши, о песнях сынсу, жар-жар, коштасу, беташар, естирту, терме.

Развивать умение сравнивать и различать характер музыкальных произведений.

Воспитывать уважение к фольклору казахского народа.


Беседа о казахском устном народном творчестве.

Слушание народного терме «Он үш жаман».

Разучивание казахской народной песни «Жар-жар».

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Го­товность к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания (выборочное зачитывание письменных работ с пожеланиями для учителей).

Кто быстро и без запинки произнесет скороговорку на ка­захском языке? Учитель оценивает работы учащихся.

Как называется песенно-импровизационное состязание? Назови имя певца-композитора, который участвовал в айтысах. Как зовут поэтессу, с которой состязался в импровиза­ции Біржан-сал?

Расскажи историю возникновения песни Біржан-сала «Адаскак,».

Что такое опера? Какой композитор написал первую ка­захскую оперу и как она называется?

Исполнение песни «Мейірбан устаздар».

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным наследием казахской народной культуры: назидательными терме, жырами (эпос), обрядовыми песнями, которые пере­давались из поколения в поколение и дошли до нашего вре­мени. Услышим звучание народного терме «Он уш жаман» с воспитательным смыслом. Разучим народную обрядовую песню «жар-жар».

4. Раскрытие темы урока.

Еще в глубокой древности казахский народ, кочуя по степи, любуясь закатом или восходом солнца, воспевал при­роду, сравнивая ее величие с храбростью и мужеством своих предков. Большое развитие получили разнохарактерные бы­товые, лирические и обрядовые песни, назидательные терме, жыры (песни-сказания).

Особое место в песенном творчестве занимают обрядовые (бытовые, свадебные) казахские песни, среди которых распространены «жар-жар» «сынсу» (плач невесты), «беташар» . По традиции девушка обходила с прощальной песней сынсу близких и родных. В ауле жениха невесту встречали песней беташар, в которой акын поет назидание невесте, знакомя ее с новыми родственниками.

Жырау - поэт, импровизатор, сказитель. Жыршы - не поэт, он только исполнитель жыров. Исполнителя терме называют термеші. Терме является собранием мудрых слов и назиданий потомкам.

Выполнить задание:

Обратите внимание на иллюстрации, определите, какое произведение песенного народного творчества исполняется.

Чтобы закрепить знания о терме, мы сейчас прослушаем и пропоем народное терме, которое называется «Он уш жаман»

5. Слушание: народное терме «Он yш жаман».

После прослушивания дети зачитывают терме на казахском и русском языках.

Ответьте на вопросы в учебнике. Сделайте письменное за­дание.

6. Разучивание песни: казахская народная песня «Жар-жар ».

«Жар-жар» исполняется хором девушек от имени неве­сты и хором джигитов, утешающих невесту на узату тое (про­воды невесты), который проводится в ее доме. (Объяснить со­держание песни «Жар-жар».) Обратите внимание на разное настроение исполнения песен. Как вы думаете, почему?

Исполнить в характере, разделившись на хор девочек и хор мальчиков.

7. Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?

С каким народным песенным жанром вы познакомились? Чему нас учат эти песни? Какими человеческими качествами должен обладать каждый человек?

Какой из инструментов вам понравился больше и почему?

Какую музыку вы сегодня слушали на уроке?

Какое различие между жырши и жырау?

Поощрить активных детей оценкой, комментариями к каждой оценке.

8. Домашнее задание.

Написать в рабочей тетради, почему в песне «Жар-жар» хор девушек поет грустно, а хор джигитов весело.


Урок 5


Тема урока: Прекрасная Гакку.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

Познакомить с творчеством композитора, певца Ибрая Сандыбайулы.

Ознакомить с содержанием песни, рассказать легенду о возникновении народной песни «Гакку».

Развивать воображение, фантазию, умение сочинять и исполнять мелодию на написанный текст попевки в разных настроениях. Работать над чувством ритма в процессе исполнения песни, сопровождая танцевальными движениями.

Воспитывать уважение к казахской певческой культуре

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Го­товность к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания (выборочное зачитывание домашних работ).

Исполнение народной песни «Жар-жар» (в каждой груп­пе по 2-3 ученика).

Учитель оценивает работы учащихся.

В каком веке начало свое развитие казахское народное творчество? Назовите обрядовые песни.

Что такое эпос, переведите слово на казахский язык. Ка­кие виды эпоса вы знаете? Кто исполняет эпос?

Чему учат нас терме? Кто исполняет терме? Рассказать содержание народного терме «Он уш жаман».

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с широко распростра­ненной популярной казахской песней «Гакку» Ибрая Самды-байулы. Проведем беседу об опере и фильме «Кыз-Жібек». Услышим звучание песни «Гакку». Разучим задорную «Ве­селую песенку».

4. Раскрытие темы урока.

Үкілі Ыбрай Сандыбайулы родился в 1860 году ком­позитор, певец, акын-импровизатор. Прозвище Укили он получил за то, что на своей тюбетейке носил украшение из перьев (Ибрай с перьями филина). Песням учился у казах­ских певцов-акынов Ахан-серэ и Биржан-caлa.Ибрай со­чинил более сорока песен, многие из них посвящен и моло­дости, любви, возлюбленным девушкам, наиболее известны «Гекку», «Арарай», «Дуние», «Шалкыма» и др. Песни Пбрая ярки по своей мелодичности, глубоко задумчивы. Нгрпшиой его творчества является широко распространенная и попу­лярная песня «Гакку» - песня о лебеде. По рассказам совре­менников, когда появилась эта песня, Ибраю было двадцати лет.. Легенда гласит, что посвящена она возлюбленной поэта Какиме. Девушка не была робкой, стеснительной, вела себя свободно, независимо, гордо. Ибрай восхищался ее игрой на гармони, голосом, складной и остроумной речью. Ребята читают, знакомятся с переводом песни «Гакку».

4. Слушание: «Гакку» Ибрая Сандыбайулы.

Подбери подходящие слова для характеристики голоса, исполнявшего песню «Гакку».

5. Выполнить задание.

В учебнике даны две иллюстрации, сделайте сравнитель­ное описание образов девушки и лебедя в рабочей тетради.

В 30-е годы XX века композитор Е.Г. Брусиловский ис­пользовал песню «Гакку» как главную арию главной героини своей знаменитой оперы «Кыз-Жибек». Если раньше песня исполнялась в сопровождении одной домбры, то в опере арию Кыз-Жибек в сопровождении целого оркестра прекрасно ис-иолнила первая профессиональная казахская певица Куляш Байсеитова, а в наше время на сцене столичного оперного те­атра в Астане ее блестяще исполняет Нуржамал Усенбаева.

В учебнике даны две иллюстрации из фильма «Кыз-Жибек», повествующего о далеком прошлом казахского на­рода эпохи XVI-XVII веков.

6. Исполнение попевки и разучивание «Веселой песен­ки». «Я весело пою» - упражнение на развитие артистич­ности. «Я весело пою. Печально я пою. Я ласково пою. Как смело я пою!» — сочинить мелодию, передающую характер


предложенных фраз.

«Веселая песенка» — музыка Г. Ловкодимова, слова И. Бурсова. Придумать танцевальные движения, чтобы пере­дать веселый характер песни (маракас, конырау).

7. Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня па уроке?

Почему Ибраю Сандыбайулы дали прозвище Укили?

На­зовите песни Ибрая.

Какую песню он посвятил девушке Ка­киме?

В какой опере и какой композитор использовал песню «Гакку»?

В чьем исполнении вы слушали «Гакку»?

Поощрить активных детей оценкой и прокомментиро­вать ее.

8. Домашнее задание.

Рассказать легенду о песне «Гакку».

Урок 6


Тема урока: Как Муса Байжанулы стал Жаяу Мусой.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

Познакомить с творчеством Жаяу Мусы, рассказать об истории появления прозвища Жаяу (пеший).

Воспитывать слушательскую и певческую культуру.
Учить слушать и уметь сравнивать музыкальное про­изведение Жаяу Мусы «Ак сиса» с произведениями других композиторов.

Продолжать развивать умение исполнять песни выра­зительно хором, передавая характер каждой фразы.

Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание детей.
Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Го­товность к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания (рассказ легенды о песне «Гэкку»).

Исполнение «Веселой песенки» с танцевальные движе­ниями, чтобы передать веселый характер мелодии (маракас, конырау).

Учитель оценивает работы учащихся.

Назовите песни Ибрая Сандыбайулы. Кому была посвя­щена песня «Гэкку»? Зачитать сравнение девушки и лебедя. Какую оперу написал Е. Брусиловский?

Исполнение «Веселой песенки».

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы узнаем, почему Мусе Байжанулы дали прозвище Жаяу. Прослушаем песню Жаяу Мусы «Ак, сиса». Разучим веселую, задорную песню «Надо только захо­теть ».

4. Раскрытие темы урока.

Казахские музыканты, обладая талантом слова и имея в руках домбру, нередко выступали против несправедливости.

Одним из самых одаренных акынов, живших в казахской степи в XIX в., был Муса Байжанулы. Будучи одаренным мальчиком, он прекрасно владел искусством игры на кобызе, домбре, скрипке, сырнае.

Муса учился в русской школе г. Омска, где и сочинил свою первую песню «Кыздар-ай» («Ох, девушки»). Здесь Му­са встретился с человеком из знатного рода Султангазы Абы-лайхановым. Живя у него, он смог пополнить свое образова­ние. В Омске появилась возможность посещать различные вечера, концерты, театр. Все это помогло ему познакомиться с профессиональной музыкой. Муса стал совершенствовать­ся в игре на гармони, скрипке, чему он научился еще в Кызылжаре, ходил на концерты военного духового оркестра, русских народных музыкальных инструментов.

К сожалению, некому было его учить, но в творчестве одаренного от природы композитора Мусы Байжанулы есть такие известные произведения, как «Шолпан», «Сэлем, кыздар», «Гayhap к,ыз», которые относятся к лирическим песням, а также песни, посвященные борьбе за справедли­вость: «Ацсиса», «Хаулау», «Толгау».

Местных богачей и знать раздражало, когда кто-то из простых односельчан пытался подняться на достойный уро­вень. Особенно их самолюбие задело то, что Муса, сын такого недостойного, по их мнению, человека, как Байжан, держал себя перед ними независимо, знал языки. Они и раньше пы­тались всякими способами унизить таких выскочек. Теперь они решили уронить перед всеми авторитет Мусы. В те вре­мена у власти в Баянауле находились Муса и Мустафа, два сына известного человека по имени Шорман. У Мусы Бай­жанулы была единственная, но хорошая лошадь. Мустафа отобрал лошадь Мусы со словами: «Не бывать и одном ауле двум с именем Муса. Отныне твое имя будет «Жалу Муса» (т. е. пеший Муса)».

В ответ на это унижение обладающий острым языком и замечательным даром акына Муса создал свою самую знаменитую песню «Ак, сиса» («Белый ситец»). В ней поэт в стихах повествует о происшедшем и высмеивает подлые действия местных богачей.

5. Слушание: Жаяу Муса « Ак, сиса».

Подберите слова, чтобы передать звучание и характер песни «Ак сиса».

6. Исполнение попевки «Музыкальное эхо».

Обратите внимание на рисунок в учебнике. Что можно сказать об этих ребятах? Подходят ли к этому рисунку слова «дружба, друзья»?

7. Разучиваем песню Ю. Чичкова «Надо только захотеть»
на слова 3. Петровой. Придумать танцевальные движения, чтобы передать веселый характер песни (маракас, конырау).

8. Закрепление темы и подведение итогов урока.


Что нового вы узнали сегодня на уроке?

На каких инструментах умел играть Муса Байжанулы? Назовите песни Мусы Байжанулы. Как переводится прозви­ще Жаяу? Какая связь между песней «Ак, сиса» и именем композитора Жаяу Мусы? Как переводится название песни «Ак, сиса»?

Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каждой оценке.

9. Домашнее задание.

Выучить историю возникновения песни «Ак, сиса».

Уроки 7-8

Тема уроков: Песни Абая живут вмеете с нами.

Тип уроков: комбинированный урок.

Цели и задачи урокон:

1. Познакомить с песенным творчеством Абая Кунанбаева, с понятиями тенор, ария.

Учить слушать и уметь сравнивать музыкальные про­изведения Абая Кунанбаева с произведениями других ком­позиторов.

Продолжать развивать выразительное хоровое испол­нение песни на казахском языке, чисто интонировать скач­ки в мелодии, соблюдая правила дикции, поддерживая ритм хлопаньем в ладоши.

Развивать умение мыслить и выражать свои мысли о композиторе в небольших письменных работах.

Ход урока

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Готовность к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания (рассказать историю воз­никновения песни Жаяу Мусы «Ак, сиса»).

Исполнение песенки «Надо только захотеть» с танцевальными движениями, чтобы передать веселый характер песни (маракас, конырау).

Учитель оценивает работы учащихся.

Назовите лирические песни Жаяу Мусы. Какие языки изучал Жаяу Муса? Кто отобрал коня у Жаяу Мусы?

Повторение попевки «Музыкальное эхо».

Исполнение песни «Надо только захотеть».

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством велико­го поэта, композитора, основоположника казахской класси­ческой литературы Абая Кунанбаева. В исполнении оперного певца А. Днишева прозвучит песня Абая «Коземнен карасы». Разучим песню на казахском языке «Биздин эн».

4. Раскрытие темы урока.

Имя великого Абая вам хорошо знакомо. Акын, компо­зитор Абай Кунанбаев до конца своих дней боролся за свет­лое будущее казахского народа. В своих «Словах назидания» он пропагандировал просвещение, человечность и мудрость. Призывал к общению с другими родственными народами, к изучению их культуры и искусства. Абай Кунанбаев - ве­ликий мыслитель и просветитель, великий казахский поэт. Песни Абая переведены па многие языки, известны во всем мире. Песни Абая, как и песни таких народных композито­ров, как Биржан-сал, Ах,ш сер.», Жаяу Муса, имеют свои особенности. Как и другие певцы, кюйши, композиторы, вышедшие из народа, Абай не знал нотной грамоты. Домбра была спутником всей его жизни. Песни Абая передавались

из уст в уста, от отцов к детям, так и сохранились до наших дней.

На творчество Абая большое влияние оказали русские друзья. Они познакомили его с творчеством знаменитых рус­ских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Крылова. Стихи русских поэтов в переводе Абая и на мелодию, сочиненную Абаем, обретают новый художественный облик и националь­ный стиль. Стихотворение «Горные вершины» написал не­мецкий поэт Гете, на русский язык перевел М. Лермонтов, а музыку сочинил русский композитор А. Рубинштейн. Эта песня так понравилась Абаю, что он создал свою: «Карангы тунде тау калгып». На стихи Абая писали песни и романсы профессинальные композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, Н. Тлендиев.

Его песни «Айттым сэлем, каламкас и др. пользу­ются большой популярностью среди народа. Абай в своих песнях воспевает красоту природы, лучшие качества челове­ка, обычаи и обряды казахского народа.

Песня Абая «Коземнен карасы» («Ты зрачок глаз моих») стала одной из любимых народом песен о любви.

5. Слушание: Абай «Коземнен карасы» («Ты зрачок глаз моих») в исполнении народного артиста СССР, оперного те­нора Алибека Днишева.

Тенор - это высокий мужской голос.

Понравилось ли вам исполнение песни Алибеком Днишевым? Как звучит мелодия песни? От­носится ли песня к лирическим песням? Похоже ли звучание песни на мелодия других песен, кото­рые мы слушали в течении четверти?

Песня поется неторопливо, величаво. Во время исполне­нии произносятся ясно, внятно.

Ария - музыкальное произведение, исполняемое одним певцом в сопровождении оркестра.

Певец исполняет в сопровождении скрипки или орке­стра? В каком характере, темпе исполняется ария?

6. Исполнение попевки «Цветок» и разучивание песни «Б1здщэн».

Ответить на вопросы в учебнике.

Подходят ли рисунки к содержанию песни? При разучи­вании обратить внимание на мелодию в припеве, а именно: на ритм с половинными нотками. Хлопками отработать ритм.

8. Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какой инструмент у Абая был спутником всей жизни? Назовите песни Абая. Абай Кунанбаев знал нотную грамоту? Как появилась песня «Горные вершины»? С творчеством ка­ких знаменитых русских поотон был знаком Абай?

Как зовут певца, исполнявшего место «Коземнен к,арасы», которую мы прослушали?

Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каж­дой оценке.

9. Домашнее падание.

Придумать танц. движение к песне «Біздің ән».

Урок 9

Тема контрольного урока: Вспоминаем, повторяем.



Цель и задачи урока: повторение изученных тем, провер­ка усвоенных знаний, закрепление материала.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Планируемые результаты.

Предметные результаты: знать казахских певцов-ком­позиторов, уметь объяснить понятия: айтыс, сольное пение, опера, темп, сал, серэ, эпос, жыр, жырау, жырши, сынсу, жар-жар, коштасу, беташар, естирту, жоктау, терме, тенор, ария.

Личностные результаты: приобщить детей к высшим человеческим ценностям, развивать их духовную культуру с помощью средств музыки.

Системно-деятелъностные результаты: уметь рассуж­дать о звучании и тембрах музыкальных инструментов.

Урок 10

Тема: Как создавался оркестр казахских народных ин­струментов.



Цель и задачи:

Формировать музыкальную культуру учащихся посред­ством знакомства с историей создания первого в Казахстане оркестра казахских народных инструментов, его влияния на развитие музыкальной культуры всего народа.

Познакомить с личностью первого в истории Казахста­на профессионального музыканта, композитора и дирижера А.К. Жубанова, создателя оркестра казахских народных ин­струментов.

Развивать творческие" способности учащихся в процессе разучивания и исполнения песен, скороговорок. Развивать умение слушать, сравнивать музыку.

Воспитывать уважение к историческому прошлому Роди­ны, чувства патриотизма.

Тип урока: сообщение новых знаний. Планируемые результаты.

Предметные: знать историю создания оркестра казах­ских народных

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Проверка готовности уча­щихся к уроку.

2. Актуализация темы.

Сегодня мы с вами вспомним о великих кюйши казахско­го народа, с творчеством которых вы знакомились в I четверти , и узнаем о том, как создавался первый в Казахстане оркестр казахских народных инструментов.

3. Раскрытие темы урока.

Вспомните имена великих казахских кюйши XIX века и начала XX века. Можно ли их назвать солистами и почему?

В первой половине XX века в Казахстане бурно начинает развиваться культурная жизнь. Много перемен произошло в музыкальной жизни страны. На смену традиционному сольному исполнению музыки пришел оркестр. Создание ор­кестра связано с именем А.К. Жубанова. (Показать портрет Ахмета Жубанова.)

Как создавался оркестр казахских народных инструмен­тов, узнаем из учебника.

В тексте мы встретили слова «профессиональные музы­канты». Кого называют профессиональным музыкантом? Кто в Казахстане был первым музыкантом-профессионалом? В каком учебном заведении он получил профессиональное образование?

Консерватория - высшее музыкальное учебное заведе­ние. Готовит музыкантов-исполнителей, композиторов, му­зыковедов.

Почему публика восторженно приняла оркестровое ис­полнение куйев? Сколько музыкантов входило в состав орке­стра? Какую музыку исполнял оркестр в начале своей дея­тельности и в дальнейшем?

Кто делал переложение музыки Гайдна, Моцарта, Чай­ковского для оркестра казахских народных инструментов? Чье имя носит оркестр казахских народных инструментов в наши дни? (Фотографии оркестра им. Курмангазы.)

Послушайте в исполнении оркестра казахских народ­ных инструментов кюй Түркеша «Көнл ашар». Сравните оркестровое звучание кюя с домбровым. Подберите слова для передачи характера звучания кюя.

В исполнении того же оркестра казахских народных инструментов послушайте «Пляску скоморохов» П.И. Чай­ковского и подумайте, что дает слушателю такое необычное исполнение русской музыки? Кто такие скоморохи? Почему пьеса названа пляской? Какое исполнение вам больше нра­вится? Какие музыкальные инструменты вы услышали в ор­кестре?

Запишите в тетрадь: Ахмет Жубанов, Курмангазы, консерватория.

Вы были на уроке слушателями, а теперь подготовимся к вокальному исполнению. Для развития хорошей артику­ляции и дикции выучим скороговорки: «От топота копыт....» и «Карл у Клары....» А теперь послушаем и разучим песню А. Жубанова на слова Н. Баймухамедова «Ак, көгершін». О чем поется в песне? Какая по характеру песня «Ақ, көгершін»? Какие чувства она передает? Чем отличается ку­плет песни от припева? Разучивание песни.

4. Закрепление темы урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Кто из вас хотел бы в будущем стать музыкантом оркестра? На каком инстру­менте вам бы хотелось играть?

5. Домашнее задание.

Сделать рисунок к прослушанной музыке (по выбору уча­щихся). Прочитать текст в учебнике к теме «Как создавался оркестр казахских народных инструментов».

Урок 11

Тема урока: Сколько инструментов в оркестре?



Цель и задачи:

Закрепить знания прошлого урока. Познакомить уча­щихся с составом оркестра казахских народных инструмен­тов, сформировать понятие о группах струнных, струнно-смычковых, духовых и ударных инструментов.

Развивать умение слышать в оркестровом звучании краски и определять по ним названия инструментов. Воспитывать интерес к народной музыке

Ход урона

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и задачи.

Сегодня на уроке вы узнаете, сколько инструментов в оркестре, познакомитесь с группами струнных, струнно-смычковых, духовых и ударных инструментов. Какая роль в оркестре отводится струнным, духовым и ударным инстру­ментам.

3. Повторение пройденной темы. Звучит фрагмент пьесы


П.И. Чайковского.

Как называется эта музыка? Кто ее автор? В каком ис­полнении она прозвучала?

Кто организовал первый в Казахстане оркестр? Какое полное название имеет этот коллектив? Чье имя ему прис­воено?

Как называется высшее учебное музыкальное заведение?

Исполним песню А.К. Жұбанова «Ак, көгершін».

Выставка рисунков, выполненных к прослушанной му­зыке. Выявление лучших работ.

4. Раскрытие новой темы урока.

Учащиеся обращают внимание на иллюстрации в учебни­ке, знакомятся с текстом.

Сегодня мы узнали, сколько инструментов в оркестре. Каждый инструмент имеет свой тембр, свою окраску звука. Когда звучит оркестр, он раскрашивает музыку разными тем­бровыми красками, делает ее более яркой и выразительной.

Главной группой оркестра является группа струнных инструментов. Домбры-примы, домбры-альты и домбры- те­нора похожи формой, но имеют разную величину. Чем мень­ше инструмент, тем выше его тембр. Самый высокий тембр у домбры-примы. Более низкий тембр имеет домбра-альт, и наиболее низкий тембр у домбры-тенора. Свои необычные тембры имеют струнные инструменты жетіген и шертер. В группе струнно-смычковых инструментов кобыз-прима звучит подобно скрипке, а кыл-кобыз — как виолончель.

Духовые инструменты саз-сырнай, сыбызгы, муйиз-сыр-най своим звучанием напоминают свистящие птичьи голоса, а также близки к человеческому голосу.

Ударные инструменты вам хорошо известны. Во 2 классе вы узнали о том, что ударные инструменты хорошо подчер­кивают ритм в музыке. А вот исполнение мелодии, конечно лучше всего доверить струнным, струнно-смычковым и духовым инструментам.

Послушайте в исполнении оркестра казахских народных инструментов кюй «Серпш» Б. Джуманиязова. Обратите вни­мание на звучание инструментов.

Какие инструменты вы назвали бы главными в исполне­нии этого кюя? В каком темпе звучит кюй? Какое передает настроение? Подберите подходящие к музыке слова. В испол­нении оркестра эта музыка прозвучала ярко и многоцветно.

5. Творческое задание.

Заполните таблицу инструментов, входящих в состав оркестра казахских народных инструментов. Где можно ус­лышать и увидеть выступление оркестра?

На больших народных праздниках, гуляньях всегда вы­ступают оркестры. Иногда несколько оркестров объединя­ются вместе, и получается большой сводный оркестр. В нем может быть более 100 музыкантов. Выступление оркестра всегда украшает праздник, создает праздничную атмосферу.

Давайте и мы подготовимся к празднику, на котором бу­дем петь. Выучим канон «Пусть попляшет язычок» .

Послушаем песню Р. Паулса на слова И. Резника «Золо­тая свадьба».

О чем эта песня? Какой характер, настроение передает эта песня? Можно ли золотую свадьбу назвать праздником? Бывал ли кто-либо из вас на золотой свадьбе? Разучивание песни «Золотая свадьба».

6. Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие инструменты входят в состав оркестра казахских народных инструментов?

Какая роль в оркестре оч водится струпным, струнно-смычковым и духовым инструментам? Какие инструменты

в оркестре подчеркивают ритм?

Как называется язычковый инструмент? Как называется оркестр, собранный из нескольких орке­стров? Сколько в нем инструментов?

О чем бы вы рассказали родителям после нашего урока?

7. Оценивание.

Сегодня на уроке вы активно отвечали, слушали музыку, исполняли канон и песню. Но особо хочется отметить...

8. Домашнее задание.

Выучить таблицу с группами инструментов оркестра ка­захских народных инструментов. Сделать рисунок к песне «Золотая свадьба».

Урок 12

Тема урока: Роль дирижера в оркестре.



Цель и задачи:

Углубить знания учащихся об оркестре казахских народ­ных инструментов. Познакомить с профессией дирижера, его ролью в оркестре. Познакомить с известными казахстански­ми дирижерами. Учить детей слушать и определять характер прослушанного музыкального произведения.

Развивать умение выразительно исполнять песни на ка­захском языке, передавая характер песни. Воспитывать слу­шательскую культуру, интерес к традициям казахского на­рода.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие. Проверка готовности уча­щихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний:

Сегодня на уроке вы узнаете о том, почему оркестру ну­жен дирижер, какова роль дирижера в оркестре и что означа­ют слова «оркестровая яма», «орхестра», познакомитесь со стихотворением «Маг-дирижер».

3. Повторение темы: звучит фрагмент кюя «Серпин».


Как называется эта музыка? Кто ее исполняет? Какие группы инструментом входят в состав оркестра казахских на­родных инструментов?

Разделим клacc на группы: 1 группа будет имитировать движением рук игру кобызе и кып-кобызе; 2-я группа будет изображать игру на струнных инструментах; 3-я груп­па — на духовых инструментах; 4-я группа — на ударных.

Послушаем музыку и изобразим играющих на инструмен­тах музыкантов. Исполнение песни Р. Паулса «Золотая свадь­ба» . Создадим своим исполнением атмосферу праздника.

Выставка рисунков, выполненных учащимися к песне «Золотая свадьба». Выявление и поощрение лучших работ.

4. Раскрытие новой темы урока.

У вас уже имеется некоторый музыкальный опыт. Воз­можно, кто-то из вас знает, как называют руководителя ор­кестра.

В ваших ответах прозвучало слово «дирижер». Какова же роль дирижера в оркестре? Узнаем о происхождении сло­ва «дирижер» и его значении из учебника.

Учащиеся работают с учебником, узнают, что слово «дирижер» произошло из французского языка и означает «управлять, направлять, руководить».

Дирижер не просто следит, чтобы музыканты играли сла­женно. Он заранее разучивает с исполнителями их музыкаль­ные партии. Дирижер указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту. Он держит дирижерскую палочку в правой руке и движением рук, головы, мимикой лица по­казывает, когда надо играть оркестру быстро или медленно, громко или тихо.

Опера, балет, симфония не обходятся без дирижера. Для выступления хора, ансамбля песни и пляски также нужен дирижер. Если идет концерт симфонической музыки, то ор­кестр располагается на сцене. Зритель хорошо видит музы­кантов, их инструменты, как управляет оркестром дирижер. Во время показа оперы или балета сцену занимают артисты балета или солисты оперы и хор. И тогда оркестр располага­ется перед сценой в оркестровой яме.

Учащиеся находят в учебнике текст с объяснением слов «оркестровая яма», «орхестра».

Обычно перед началом концерта музыканты настраива­ют свои инструменты. Из оркестровой ямы или из-за кулис доносятся хаотичные звуки. Но вдруг наступает полная тишина. Открывается занавес, появляется дирижер в черном фраке, белоснежной рубашке с черным галстуком-бабочкой. Дирижер поклоном приветствует зрителей, музыкантов оркестра. Затем поднимается на возвышение для дирижера, поворачивается лицом к оркестру, делает взмах палочкой и - начинается волшебство по имени Музыка.

Как вы думаете, кто был первым дирижером в Казахстане? Конечно же, А.К. Жубанов. Ему очень нелегко было управлять первым составом оркестра, так как музыканты не знали нот. Приходилось с каждым музыкантом отдельно разучивать партию методом народной педагогики, то есть неоднократным показом и повтором приема игры. Поэтому Ахмет Жубанов вначале дирижировал способом «воздушной оркестровки», который был понятен музыкантам. В даль­нейшем он воспитал высокопрофессиональных музыкантов и добился профессионального исполнения и признания орке­стра не только в Казахстане, но и за рубежом.

Работа с учебником.

Найдите в учебнике фамилии известных казахстанских дирижеров, пришедших после А.К. Жубанова.

Послушайте, как звучит песня А.К. Жубанова «Ак, кегершин» в исполнении оркестра казахских народных ин­струментов. Сравните вокальное исполнение с инструмен­тальным. Выскажите свое мнение. Можно ли А.К. Жубанова назвать композитором-дирижером?

Прочитайте стихотворение «Маг-дирижер». Почему ди­рижера называют магом? Почему руки не могут заменить ди­рижерскую палочку? Если бы вы были дирижерами, то ка­кие бы советы дали музыкантам своего оркестра?

Запишите в тетрадь слона: дирижер, оркестровая яма.

Поработаем над каноном «Елизap», исполняя тему кано­на при помощи «собственного оркестра»: половинные дли­тельности - притопами; четвертные попками; восьмые -хлопками по коленям.

Одним из последователей Ахмета Жубанова можно на­звать Нургису Тлендиева. После ухода А. Жубанова на дру­гую работу, Н. Тлендиев заменил его на посту дирижера ор­кестра казахских народных инструментов. Сегодня мы раз­учим одну из самых популярных его песен «Саржайлау».

Слушание песни «Саржайлау». О чем поется в песне? Ка­ков характер музыки? Чем отличается куплет песни от при­пева? Припев следует исполнять ритмичней, динамичней, чтобы передать настроение песни.

Разучивание песни «Саржайлау». Придумаем к песне ритмический аккомпанемент в виде хлопков и исполним пес­ню еще раз.

4. Закрепление темы и подведение итогов урока:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

О чем услышали впервые и что вас заинтересовало?

Почему дирижер находится на возвышении?

Что стало бы с оркестром, если бы исчез дирижер?

Чем дирижеру помогает дирижерская палочка?

О чем бы вы рассказали своим родителям после нашего
урока?

5. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Маг-дирижер» для конкурса. Сочинить историю о дирижерской па­лочке, обладающей волшебной силой.

Урок 13


Тема урока: Реконструкция народных инструментов.

Цель и задачи урока:

Расширить знания о казахских народных инструментах. Познакомить с профессией реконструктора.

Развивать умение при слушании различать по тембру му­зыкальные инструменты. Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа.

Тип урока: сообщение нового материала.

Ход урока

Организационный момент: музыкальное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы познакомитесь с новым понятием — реконструкция, узнаете о том, что благодаря реконструкции были восстановлены и вернулись к жизни исчезнувшие во времени древние инструменты. Вы узнаете, как реконструк­торы восстанавливали по отдельным сохранившимся фраг­ментам внешний вид инструмента.

3. Повторение пройденной темы.

Звучит фрагмент инструментального варианта песни «Ад көгершін» А. Жубанова.

Как называется эта музыка? Кто ее автор?

Какой деятельностью занимался А.К. Жубанов?

Почему оркестр не может существовать без дирижера?


Проведем конкурс на лучшее исполнение стихотворения

«Маг-дирижер» (в конкурсе принимают участие 3-4 учащих­ся по желанию).

Исполним песню Н. Тлендиева «Саржайлау». Подчерк­нем напевность куплета и танцевальность припева.

Кто из вас желает на время стать дирижером при повтор­ном исполнении песни «Саржайлау».

4. Раскрытие новой темы урока.

На предыдущих уроках мы говорили об истории созда­ния оркестра казахских народных инструментов, о том, ка­кие народные инструменты входят в состав оркестра. Сегод­ня вы узнаете, как некоторые инструменты были возвраще­ны к жизни.

Долгое время считалось, что у казахов 2 инструмента: домбра и кобыз. Но это не так. До нас дошли из глубины ве­ков более 20 казахских музыкальных инструментов. О суще­ствовании древних инструментов нам поведали находки ар­хеологов во время раскопок древних поселений.

Находясь веками под толстым слоем грунта, инструмен­ты не могли сохраниться полностью. В древности люди де­лали их из непрочного подручного материала: дерева, кожи, кости и рогов животных. Поэтому при раскопках археологи находили только небольшие их фрагменты (остатки). Фраг­менты бережно очищали от накопившейся грязи и дальше передавали в руки специалистов, которые занимались рекон­струкцией музыкальных инструментов.

Работа с учебником.

Найдите в тексте объяснение слова реконструкция.

Итак, реконструкция - это восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам, описаниям.

В реконструкции древних музыкальных инструментов также помогали их описания, сохранившиеся в легендах, ге­роических эпосах, сказках. Вспомните легенды о жетыгене, домбре, волшебной свирели - сыбызгы.

Учащиеся вспоминают и рассказывают о том, что им известно раннее.

Когда фрагмент музыкального инструмента попадал к руки мастера, мастера-реконструктора, он его тщательно изучал, делал зарисовки, чертежи, по которым восстанавли­вал внешний вид инструмента. В настоящее время работу ре­конструктора облегчает компьютер, способный восстановить мо фрагменту очень точно и быстро внешний вид инструмента. Для реконструктора важно не только воссоздать внешний кпд инструмента, но и сделать так, чтобы он зазвучал.

Работа с учебником.

Рассмотрите в учебнике картинку, иллюстрирующую работу реконструктора. Благодаря кропотливой работе рекон­структоров, были восстановлены и вернулись к жизни более 20 древних музыкальных инструментов.

Слушание музыки.

Послушайте фрагмент звучания сыбызгы, шанкобыза и других народных инструментов в произведении Н. Тлен-диева «Кош керуен». Опишите словами тембры музыкаль­ных инструментов, звучание которых вы услышали.

Запишите в тетрадь: реконструкция, реконструктор.

Что делает реконструктор, чтобы восстановить музы­кальный инструмент?

Слушание и разучивание песни М. Омарова на слова
К. Казыбекова «Энши балапан».

О чем поется в песне? Какое настроение передается в песне?

Как нужно петь куплет песни и припев?

4. Закрепление темы, подведение итогов урока.

Кто из вас хотел бы восстанавливать древние инстру­менты и возвращать их к жизни?

Считаете ли вы труд реконструктора благородным и почему?

Из каких источников мастер узнает описание древних инструментов?

5. Домашнее задание.

Прочитать текст «Реконструкция народных инстру­ментов» , ответить на вопросы. Сделать макет музыкально­го инструмента из бумаги или картона.

Урок 14


Тема урока: Болат Сарыбаев вернул потерянные инстру­менты.

Цель и задачи урока.

Расширить знания учащихся о возрождении традицион­ной казахской музыки и древних инструментов. Познако­мить с деятельностью музыканта-инструментоведа Болата Сарыбаева.

Развивать вокально-хоровые навыки при исполнении попевок, канонов, песен. Воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

Организационный момент: музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с личностью Болата Шамгалиевича Сарыбаева, который внес большой вклад к дело возрождения традиций казахской музыки и древних инструментов, собрал коллекцию, затем создал музей древ­них музыкальных инструментов.

3. Повторение пройденной темы.

Прежде чем познакомиться с личностью Болата Шам­галиевича Сарыбаева, давайте вспомним о реконструкции древних инструментов.

Звучит музыка Н. Тлендиева «Кеш керуен».

Как называется эта музыка? Какие музыкальные ин­струменты вы услышали? Как вернулись к жизни эти древние инструменты?

Что делает реконструктор, чтобы восстановить музы­кальный инструмент?

Какие легенды, сказки известны вам о древних ин­струментах?

Выставка макетов музыкальных инструментов, сделан­ных руками учащихся. Комментарий и поощрение лучших работ.

Исполнение песни «Онши балапап» М. Омарова па слова К. Казыбекова.

Передать голосом настроение и песенно-танцевальный характер песни.

4. Раскрытие темы урока.

На прошлом уроке мы говорили о реконструкции древ­них музыкальных инструментов, о мастерах-реконструкто­рах в общем.

Сегодня мы узнаем о личности человека, посвятивше­го всю свою жизнь поиску, восстановлению и возвращению к жизни старинных музыкальных инструментов. Его имя -Болат Шамгалиевич Сарыбаев (портрет). Он не только воз­рождал музыкальные инструменты, но и знакомил соотече­ственников с замечательным прошлым казахской культуры. Болат Сарыбаев родился в семье интеллигента, основателя казахского пединститута Ш.Х. Сарыбаева.

Кто повлиял на его выбор профессии, вы узнаете из учеб­ника.

Кто же повлиял на выбор профессии Б. Сарыбаева?

Кем была Дина Нурпеисова? Что подарила Дина Сарыбаеву? Какие напутственные слова она сказала емупри этом?

Показать портрет Д. Нурпеисовой.

Б. Сарыбаев навсегда запомнил слова Д. Нурпеисовой и решил посвятить свою жизнь возрождению национальной культуры. Он учился в Алматинской консерватории, а после ее окончания там же работал.

В результате поисков казахских народных инструментов Б. Сарыбаев обнаружил шанкобыз, сыбызгы, саз-сырнай, ускирик, шертер и жетыген.

Показ инструментов ила их иллюстрации. В многочис­ленных поездках и экспедициях он встречался с исполни­телями и мастерами, видел редкие образцы инструментов, записывал рассказы стариков, объяснения, как они их изго­тавливают. Постепенно у Б. Сарыбаева сложилась коллекция музыкальных инструментов, на основе которой был создан музей. Он обучал студентов, работал с мастерами, часто вы­езжал в экспедиции. График работы Сарыбаева был расписан пo минутам. Не оставалось свободного времени. Он старался многое успеть сделать.

Начатое Б. Сарыбаевым дело продолжается и в наши дни. Идет реконструкция музыкальных инструментов, воспитыва­ются исполнители, организовываются новые фольклорные ансамбли и оркестры. Профессионально работают музыкаль­ные мастера Оргазы Бейсембаев, Абузар Аухадиев.

Молодые музыканты овладевают игрой на шертере, трех­струнной домбре, сыбызгы, кылкобызе, шанкобызе, асатая-ке. Благодаря деятельности Сарыбаева, возродились древние обычаи и обряды, старинные кюи и музыкальные инстру­менты.

Запиши в тетрадь: Болат Сарыбаев, Дина Нурпеисова, Оргазы Бейсембаев, Абузар Аухадиев.

Б. Сарыбаев посвятил свою жизнь возрождению музыки, музыкальных инструментов. Без музыки невозможно пред­ставить жизнь на земле: «На земле для нашей радости вечно Музыка живет».

Эти слова взяты из песни С. Южаниной, на стихи поэта М. Пляцковского «Семь цветов у радуги». Послушаем и раз­учим эту песню.

О чем она?

С чем сравниваются звуки музыки?

Подберите подходящие слова к характеру песни.

• Как нужно исполнить куплет песни и припев?
Разучивание песни «Семь цветов у радуги».
Попробуем исполнить песню не только хором, но и с со­листом, поручив ему исполнение куплета.

Что нового вносит в исполнении песни солист?


4. Закрепление темы и подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня па уроке?

Что сделал Б. Сарыбаев для смоего парода? Какие му­зыкальные инструменты он обнаружил?

Какой факт из жизни музыконеда особо запомнился?

Продолжается ли в наши дни дело, начатое В. Сарыба­евым?

• Продолжи предложение: «Если бы на Земле не было музыки, то....»

5. Домашнее задание.

Сочините историю о том, как был возвращен людям дав­но всеми забытый музыкальный инструмент. Сделайте рису­нок к песне «Семь цветов у радуги».


Урок 15

Тема урока: Голоса ушедших времен - оркестр «Отрар сазы ».

Цель и задачи урока:

Формировать музыкальную культуру учащихся посред­ством знакомства с оркестром «Отрар сазы», его первым руководителем и дирижером Н. Тлендиевым. Развивать образное мышление, умение делать анализ музыкального произведения. Развивать навыки самостоятельной работы с учебником по музыке. Воспитывать интерес к народной и профессиональной музыке, вокальную культуру, чувство коллективизма.

Тип урока: повторение пройденного, сообщение новых знаний.

Ход урока

Организационный момент: Музыкальное привет­ствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний:

Сегодня на уроке вы узнаете, о создании фольклорно-этнографического оркестра «Отрар сазы», о его руководителе и дирижере Н. Тлендиеве, о составе оркестра. Закрепим навы­ки эмоционального исполнения вокальной музыки.

3. Повторение пройденной темы урока.

Назовите имя человека, который много сделал для того, чтобы вернуть забытые музыкальные инструменты людям.

Какие музыкальные инструменты обнаружил Б. Сарыбаев?

Кто повлиял на выбор его профессии?

Продолжается ли в наши дни дело Б. Сарыбаева?

Расскажите ваши истории о том, как был возвращен людям забытый музыкальный инструмент.

Продолжите предложение «Если бы на Земле не было музыки, то ...».

Выставка рисунков к песне «Семь цветов у радуги».

Выявление лучших работ, комментарии, поощрение учащихся.

Исполнение неси и «Семь цветов у радуги»

• Достижение чистоты интонирования мелодии и выразительное эмоциональное исполнение.

4. Раскрытие темы урока.

Итак, Б. Сарыбаев вернул потерянные инструменты лю­дям. А заветной мечтой казахского композитора Н. Тленди-ева была идея донести до слушателя голоса ушедшего време­ни. (Портрет Н. Тлендиева.)

Большой интерес у общества был вызван находками ар­хеологов во время раскопок древнего города Отрара. Среди хорошо сохранившихся предметов быта, украшений были и фрагменты музыкальных инструментов.

Н. Тлендиев побывал на месте раскопок, изучал фраг­менты музыкальных инструментов. Он живо представил себе картины жизни людей древнего Отрара, бесконечный кара­ван верблюдов, движущихся по Великому Шелковому пути. Вдохновленный находками и желанием выразить в музыке свои чувства и переживания, Н. Тлендиев создал в 1982 году фольклорно-этнографический оркестр и дал ему название «Отрар сазы». Позже оркестр получил звание академиче­ский.

В состав оркестра «Отрар сазы» вошли уже известные и редкие, восстановленные после раскопок, инструменты: дом­бра, кобыз, жетыген, шертер, шанкобыз, мескобыз, сырнай, сазсырнай, сыбызгы, асатаяк, дауылпаз, туяктас, конырау, кайрак. Такое разнообразие инструментов позволило Нурги

се Тлендиеву ярко выразить свои музыкальные идеи.

Слушание известного произведения Н. Тлендиева «Ата- толгау»

О чем рассказывает эта музыка? Какие картины прошлого вы себе представили?

Какие инструменты сделали музыку живописной?

Как меняется характер музыки?

Cколько частей в этом произведении?

Напишите в тетрадь: Н. Тлендиев, оркестр «Отрар сазы».

Работа с учебником. Прочитайте в учебнике о деятель­ности Н. Тлендиева как композитора, о званиях и наградах, которые он получил за свои заслуги.

Какую музыку сочинил Н. Тлендиев?

Какие звания и награды он заслужил своим трудом?

В настоящее время оркестром руководит его дочь Дина­ра Тлендиева. (Иллюстрация в учебнике.) Оркестр «Отрар сазы» много выступает и гастролирует по стране и за рубежом, является лауреатом премии Жамбыла. Оркестру «Отрар сазы» присвоено имя Н. Тлендиева.

Сегодня мы познакомимся и разучим песню композитора М. Парцхаладзе на слова М. Пляцковского «Снега - жемчуга».

Слушание песни.

О чем поется в песне? И почему она названа «Снега -жемчуга»?

Какое движение изображается в музыке?

• Какие чувства выражает песня?
Разучивание песни.

Работа над чистотой интонации, передача во время ис­полнения характера и настроения.

5. Закрепление темы и подведение итогов урока.

• Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Почему Нургиса Тлендиев назвал свой оркестр «Отрар-сазы»?

Какие музыкальные инструменты оркестра помогли вам представить картины прошлого?

Каких наград и званий удостоен Н. Тлендиев?

Кто является руководителем оркестра «Отрар сазы» в наше время?

6. Домашнее задание.

Посетите местный краеведческий музей и узнайте, какие музыкальные инструменты являются его экспонатами. Сде­лайте рисунок к музыке «Ататолгау». Выучите слова песни «Снега - жемчуга».

Урок 16

Тема урока: Новая жизнь древних инструментов.



Цель и задачи урока:

Формировать музыкальную культуру учащихся посред­ством знакомства с творчеством музыкальной группы «Улы-тау». Развивать умение определять по тембру название ка­захских народных инструментов. Знать название оркестров казахских инструментов, фамилии известных дирижеров и композиторов Казахстана. Воспитывать любовь к народной и классической музыке.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний.

Сегодня вы узнаете о новой жизни древних инструментов: электронной домбре, о казахской музыкальной группе «Улытау», в которой домбра, гитара, скрипка, клавишные и ударные инструменты соединились вместе. Вы проверите

пои знания, полученные во II четверти, решением кроссвор­да, исполните полюбившиеся песни.

3. Повторение пройденного материала.
Звучит музыка «Ата-толгау».

Как называется эта музыка? Кто ее сочинил? Назовите коллектив, который ее исполняет.

Откуда появилось название оркестра « Отрар сазы»?

Как государство оценило заслуги Н. Тлендиева перед народом?

Назовите нынешнего руководителя оркестра «Отрар сазы».

Выставка рисунков к музыке Н. Тлендиева «Ата-толгау». Выявление лучших работ, поощрение.

4. Раскрытие темы урока.

Совершенствование и реконструкция музыкальных ин­струментов, начатые А. Жубановым и Б. Сарыбаевым, про­должаются и в наши дни, потому что это - непрерывный про­цесс. Древние инструменты получают новую жизнь.

В XXI веке появляется электронная домбра. (Иллюстра­ция в учебнике.) Электронная домбра не потеряла своих тем­бровых красок, зато зазвучала наравне с другими инструмен­тами по силе громкости, не позволила себе быть заглушен­ной. Этим свойством электронной домбры воспользовались многие музыканты, и том число и Асылбек Енсепов, извест­ный в Казахстане домбрист и композитор. Послушайте пьесу Асылбека Енсепова «Детство».

Подумайте, почему автор назвал это произведение «Детство»?

Какой инструмент является солирующим? Какие еще инструменты, кроме домбры, вы услышали? Сочетает­ся ли звучание домбры с этими инструментами? А что вносит в звучание музыки вокал?

Пофантазируйте, какой бы клип подошел к этой му­зыке?

В 2001 году в Казахстане появилась музыкальная груп­па «Улы тау». Продюсер группы Кыдырали Болманов пред­ложил соединить домбру со скрипкой. В состав группы «Улы тау» входят домбра, гитара, скрипка, клавишные, ударные инструменты. Кроме домбры, по мере надобности, включают в состав группы и древние народные инструмен­ты: шанкобыз, сыбызгы.

Группа «Улытау» известна не только в Казахстане, но и в Европе, США. В 2001 году на Всемирном чемпионате музыкальных исполнителей в Голливуде музыканты по­лучили Гран-при и золотую медаль. В репертуаре группы «Улытау» музыка Курмангазы, Махамбета, Н. Тлендиева, А. Вивальди, В. Моцарта. (Иллюстрация в учебнике.)

Послушайте в исполнении популярной группы «Улытау» музыку А. Вивальди «Ветер» («Шторм»). Когда услышите звучание домбры, поднимите карточку.

• Понравилось ли вам это произведение? Как вы думае­те, одобрил бы такое исполнение Вивальди?

Завершить разговор о казахских народных инструментах хочется словами о том, что время идет, все вокруг меняется, а древние музыкальные инструменты обретают новую жизнь и звучание.

5. Закрепление темы и подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке мы обобщили знания по темам II четверти, а теперь проверим себя ответами на вопросы:

Какие вы знаете оркестры?

Что такое оркестр народных инструментов?

Какова роль дирижера в оркестре?

Что такое реконструкция инструментов?

Назовите известных казахстанских дирижеров и ком­позиторов.

Работа с учебником. Решение кроссворда по итогам II четверти.

Выборочное оценивание работ учащихся. Итоги II четверти.

Исполнение песен по выбору учащихся.

Урок 17


Тема: Настроение праздника создает духовой оркестр.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

Расширить знания о составе, назначении, возможностях духовых оркестров. Развивать умение находить средства му­зыкальной выразительности при прослушивании музыкаль­ного произведения. Воспитывать слушательскую и исполни­тельскую культуру.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка отсутствующих и наличия школьных принадлежностей.

2. Актуализация опорных знаний.

Во II четверти мы познакомились с оркестром казахских народных инструментов. Но оркестры по составу бывают очень разные. Сегодня мы будем говорить о духовых орке­страх, будем слушать музыку в их исполнении.

3. Раскрытие темы урока.

В Древней Греции появились первые оркестры. А чуть позже, во время расцвета музыкального искусства в Европе, появились оркестры, различные по составу: симфонические, духовые, эстрадные, оркестры народных инструментов.

Подумайте, какой из вышеперечисленных оркестров мо­жет сопровождать шествия, марши? Он должен не отставать от шагающих, должен помогать им идти ритмично.

Игра «В такой оркестр можно взять». Педагог называ­ет инструмент, а дети, если согласны, хлопают, а если нет -молчат (или топают). Орган, труба, барабан, рояль, тромбон, арфа и т. д.

4. Слушание музыки.

Послушай «Дивертисмент» Л. Бернстайна в исполнении Государственного духового оркестра РК.

Дивертисмент - в переводе с французского, увеселение, развлечение. Это музыкальное произведение развлекатель­ного характера

Как звучала музыка? Что вам хотелось делать, слушая ее? Такой музыкой можно сопровождать шествия, марши?

Запишите в тетрадь определение: Духовой оркестр -.)пго коллектив музыкантов, играющих на различных ду­ховых и ударных инструментах.

Музыка для духового оркестра - один из самых любимых народом видов музыкального искусства. Во время празднич­ных гуляний духовой оркестр звучит на площадях, в садах и парках. Оркестр звучит мощно и ярко.

Возникновение духовых оркестров связано с созданием военно-оркестровой службы. В каждой воинской части обя­зательно должен быть духовой оркестр. Важную роль в воен­ные годы и после войны играл оркестр. Музыка в исполнении духового оркестра провожала солдат на бой и вселяла надеж­ду на победу над врагом, а также радостно встречала воинов, возвращающихся с победой.

Послушайте «Военный марш». Определите по звучанию, какой оркестр его исполняет.

Основные инструменты духового оркестра - медные. Но ость также деревянные и ударные инструменты.

Состав духового оркестра


Медные духовые инструменты

Деревянные духовые инструменты

Ударные инструменты

Корнеты

Флейты

Большой и малый барабаны

Трубы

Кларнеты

Литавры

Валторны

Гобои

Тарелки

Тромбоны

Фаготы




Тубы







Количество исполнителей в духовом оркестре может быть от 15 до 50-70 человек. Существует музыка, написанная спе­циально для духового оркестра.

Запишите в тетрадь: Музыка, написанная для духового оркестра, называется духовой.

Как же располагаются инструменты в духовом оркестре?

Деревянные духовые инструменты находятся впереди оркестра. Голоса их самые тихие по звучанию, очень схожи с человеческими.

Медные духовые инструменты очень мощные и сильные. Одна труба может заглушить несколько деревянных духовых инструментов. Вот какой силой звука обладают инструменты этого семейства! Поэтому в оркестре они располагаются бли­же к ударным инструментам. И на заднем плане располага­ются ударные инструменты.

Прочитайте стихотворение А. Лопатиной и М. Скребцо-вой «Духовой оркестр» в учебнике. Выпиши в тетрадь все музыкальные инструменты, о которых говорится в стихотво­рении.

5. Пение.

Распевку можно провести любую, знакомую детям, но лучше, чтобы в ней использовалось подражание инструмен­там духового оркестра, например «Труба и барабан» Е. Тили-чеевой.

Разучивание песни Юрия Чичкова на слова Михаила Пляцковского «Дружат музыка и дети». В работе над пес­ней необходимо обратить внимание детей на содержание, со­ответствие текста и мелодии, создание нужного настроения слушателям.

6. Закрепление темы и подведение итогов урока.

Что такое духовой оркестр?

На какие группы инструментов делится духовой ор­кестр?

Подумайте, для чего оркестру нужен дирижер?

Какое открытие вы сегодня, ребята, сделали на уроке?


Что нового узнали?

Чему каждый из вас сегодня научился?

О чем бы вы могли рассказать сегодня своим родите­лям после нашего урока?

Оценка работы детей на уроке.

6. Домашнее задание.

Выучить песню Ю. Чичкова «Дружат музыка и дети».

Урок 18

Тема: Эстрадно-симфонический оркестр.



Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

Закрепить знания прошлого урока. Познакомить уча­щихся с составом эстрадно-симфонического оркестра; учить находить общие и отличительные признаки. Развивать уме­ние высказываться о музыке, узнавать по звучанию знако­мые инструменты; продолжить работу над выразительно­стью исполнения разученной песни. Воспитывать интерес к классической музыке.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие. Проверка от­сутствующих и наличия школьных принадлежностей.

Актуализация опорных знаний.

А. Лопатина, М. Скребцова



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет