В походе я вела дневник, который и предлагаю вниманию публики

Дата02.05.2018
өлшемі199.76 Kb.

Предисловие

Ездили мы втроем: Светлана, Ольга (это я) и моя дочь Катюша (13 лет). Маршрут наметили весьма схематично: прилет во Франкфурт, оттуда поездом до Трира, потом на велосипедах в самом прогулочно-вальяжном темпе вниз по Мозелю до Кобленца, и затем вверх по Рейну до Майнца. А там опять на поезд – и во Франкфурт. Первую ночь решили провести не в кемпинге, а в хостеле, т.к. неизвестно, когда окажемся в Трире, и искать в темноте кемпинг и уставшими с дороги ставить палатку не хотелось. Забронировали места в хостеле Kolpinghaus Warsberger Hof (25 евро с человека с завтраком на шведском столе), и, как показало будущее, правильно сделали. В поезд решили садиться не на главном вокзале Франкфурта, т.к. до него из аэропорта еще крутить 13 км, причем частью по городу, а прямо в аэропорту на станции Frankfurt Flughafen.

Выбирая условия поездки, решили велосипеды в прокате не брать, а везти с собой. Летели до Франкфурта компанией «Россия». Она разрешает иметь с собой 30 кг багажа. В эти 30 кг ручная кладь входит, но в Пулково мы просто поставили при регистрации рюкзаки в сторонку, и взвесили только сами велосипеды и велосумки-штаны. На обратном пути в Германии этот номер не прошел: строгая немецкая тетенька велела поставить на весы ВСЕ, что у нас есть с собой. Но и там, и здесь обошлось без перевеса. Велосипеды частично разобрали: сняли передние колеса, педали и рули и прикрутили их к раме. Все это запихнули в велочехлы. Предписанная максимальная длина была 120 см, и если руль не снимать, а повернуть, мы в него не вписывались. С собой взяли 3-местную палатку, спальники, пенки, горелку (без баллонов), котелок и небольшой чайник. Ну, и конечно, насос, ремнабор с выжимкой для цепи, запасные камеры и т.п. Шлемы взяли тоже, но их можно было, наверное, и не брать: в жару ездили без них, и никто нам ничего не говорил. А еще взяли немного продуктов на первое время (пока не закупимся на месте) – дошираки, быстрокаши и манку.

В походе я вела дневник, который и предлагаю вниманию публики

3 августа. День первый

Санкт-Петербург-Франкфурт-Трир

Ура! Все хорошо, что хорошо кончается. В час ночи по местному времени пишу эти строки в хостеле, на белой простыне и после душа. А ведь уже казалось, что придется нам ночевать на вокзале или в палатке посреди города!

Но все по порядку: сначала на 2,5 часа задержали вылет нашего самолета (авиакомпания «Россия»). Они, видите ли, ждали десяток пассажиров «состыкованного» рейса из Новосибирска. И из-за этого задержали вылет почти сотни ни в чем не повинных людей! Наконец-то прилетели во Франкфурт, быстро прошли все формальности, получили багаж, собрали велики, и казалось, что фортуна начинает нам улыбаться: любезный водитель огромного пустого автобуса бесплатно отвез нас с велосипедами (по собственной инициативе!) от 2-го терминала до железнодорожной станции Frankfurt Flughafen возле 1-го терминала. Там улыбчивый сотрудник Reisezentrum’a подобрал нам максимально удобный и дешевый маршрут до Трира (через Саарбрюккен, 42 Евро на всех). Пересадки в Саарбрюккене почти нет: перейти с одной стороны платформы на другую, и через 5 минут будет поезд до Трира. Казалось бы – ура! Но не тут-то было. Наш поезд опоздал в Саарбрюккен на целый час (!), и мы пропустили последний поезд на Трир. Времени уже полдвенадцатого ночи, и деваться некуда. Карты Саарбрюккена нет, wi-fi нет, немецкую симку или карточку для интернета не купить. Почти в отчаянии обратилась на стойку информации (больше в этот час на вокзале ничего уже не работало), изложила там нашу беду. И – по нашим понятиям просто чудо! – Саарское отделение Германских железных дорог, осознав свою вину, вызвало и оплатило (!) нам такси от Мерцига (куда шел последний поезд в нужную нам сторону) до дверей нашего хостела в Трире, т.к. мы опоздали на последний поезд по вине Deutsche Bahn. В Мерциге нас встретили аж 2 сотрудника DB и проводили к микроавтобусу, в который сами же погрузили наши велики. В 2 часа ночи мы наконец-то завалились спать.
4 августа. День второй

Радиалка в Саарбург (ок. 50 км)

Проснулись утром плохо выспавшиеся, основательно подкрепились на шведском столе и решили не ехать сразу по маршруту, а продлить проживание в хостеле на сутки и скататься налегке в обратную сторону – вверх по Мозелю и Саару. Велодорожка нашлась на берегу Мозеля метрах в 800 от нашего хостела. Первое впечатление от германских велодорожек – многолюдство. За этот день (воскресенье + прекрасная погода) мы встретили сотни встречных и попутных велосипедистов всех возрастов и на самых разных велах – от почтенных «дедушкиных» до шоссеров ценой не дешевле автомобиля. Все довольные, улыбающиеся, обгоняют – говорят «danke», встречные часто приветствуют возгласом «Hallo!» В месте слияния Саара и Мозеля (город Конц) мы серьезно затупили. По случаю воскресенья все магазины закрыты, даже воды не купить. Нам сказали, что где-то в центре работает пекарня. Мы объехали этот самый центр 4 раза и начали уже было сомневаться в своей нормальности, а пекарня оказалась обычной кафе-кондитерской. Купили там воды и длиннющий багет и поехали дальше. Возле карты на выезде (а карты и схемы там установлены в каждом городишке и в каждой деревне) нас пытались расспросить о дороге милые французские бабушки-велосипедистки. По-немецки они ни бум-бум, а катаются себе и в ус не дуют. Много также попадалось семейных велосипедистов с совсем маленькими детьми, едущими впереди родителей на трехколесных велосипедиках. Едут они, конечно, в темпе пешеходов, но никого не раздражают, и даже самые крутые шоссеры сбрасывают скорость, разъезжаясь с ними.

Часть дороги проехали по левому берегу Саара и Саарскому каналу. На мостах иногда висит предупреждение Radfahrer bittе absteigen! Это значит, что мост нужно переходить пешком, ведя велосипед «под уздцы». А зачем – непонятно.

Город Саарбург очень красиво расположен. Крепость, давшая ему название (Saarburg по-немецки – «крепость на Сааре») стоит на высокой горе и господствует над городом. Тут же рядом (но у подножия горы) расположены собор, ратуша и другие древности. Крепость мы посетили; она лежит в руинах, но стоило проделать этот путь в гору (велики приковали внизу) ради изумительно вида, открывающегося с ее верхней площадки на город и долину Саара.

Обратный путь проделали быстро, останавливаясь только покормить лебедей, пособирать ежевики и пообедать в ресторанчике яхт-клуба. За 8 евро с человека наелись до ушей. Приехали усталые, но после душа и отдыха поперлись еще посмотреть на ночной Трир. Он очень красив, вот только освещение выключается в 23 ч. Так что некоторые достопримечательности мы увидим только завтра.
5 августа. День третий

По Триру кругами и Трир-Швайх (15 км)

Позавтракали, собрали вещи, кинули их в камеру хранения и налегке поехали осматривать город. Наш хостел находится в самом центре, в 100 м от средневековой рыночной площади Hauptmarkt и собора, который был когда-то резиденцией Трирского архиепископа – главы германской церкви в средние века. Собору 1600 лет, он плавно эволюционировал от романского стиля к готическому, потом прибавилось кое-что из барокко.

Но главная достопримечательность города не он, а римские ворота Porta Nigra. Это не ворота, а целый замок! Рядом с ним находится информационный центр, где можно приобрести карту города (бесплатно) и брошюру-схему Мозельской винной дороги с описанием достопримечательностей (за деньги). Такие брошюры там есть и на русском языке. На туристических картах отмечен дом, в котором родился Карл Маркс, но мы туда не пошли (говорят, сейчас туда совершают паломничество только китайцы). День жаркий, поэтому у фонтана св. Георгия разулись и походили вместе с местной детворой по воде, которая течет возле него по камням.

Осмотрев красоты, стали искать супермаркет, закупились продуктами и двинулись на поиск газовых баллонов. Вот тут-то нам пришлось побегать! Везде был Camping Gas, а у нас-то родимая китайская горелочка! Нужные баллоны нашлись в магазине Kleine Flucht недалеко от Порта Нигра. Там же продавец выяснил по нашей просьбе по телефону, можно ли вставать с палатками в намеченном нами для ночевки кемпинге (есть такие, в которых можно останавливаться только с трейлерами и автодомами). Потом перекусили во дворе ставшего уже родным хостела, навьючили велосипеды и двинули по Мозелю (переехав по древнему, еще римских времен, мосту на другой берег). Дорожка очень хороша. Везде асфальт, разметка и знаки – не потеряешься. Мы, правда, ухитрились все же свернуть не туда и малость заблудиться. Хорошо, что удалось «взять языка»: пожилая пара на автомобиле сказала нам просто «Езжайте за нами» и вывела нас на съезд к потерянной нами велодорожке. Приехали в кемпинг в Швайхе уже почти затемно, да еще началась гроза с дождиком, поэтому ставились в слегка стрессовых условиях. Хорошо, стоящий рядом немец предложил подогнать его машину поближе и посветил нам фарами. А то мы с одним велофонарем да под дождичком провозились бы долго.

6 августа. День четвертый

Швайх-Ноймаген (25 км)

День ознаменовался многочисленными затупами – добровольными и вынужденными. Утром приняли душ, позавтракали манной кашей, помыли посуду (в каждом приличном кемпинге есть помещения для мытья посуды и комнаты для стирки-глажки со стиральными машинками-авоматами) и двинули дальше. Кстати, сам кемпинг расположен на месте бывшей паромной переправы и его ресторан и администрация занимают старинную башенку, которая так и называется – Паромная башня.

Для начала мы заехали в Швайх посмотреть местную достопримечательность – фонтан-памятник поэту Штефану Андреасу (первый раз слышу!). Не впечатлило. Нам, живущим рядом с Петергофом, трудно угодить. Катя, которая ни в какую не хотела ехать смотреть на этот фонтан, затребовала мороженого. Пришлось заехать в мороженицу на выезде из Швайха и задержаться на полчасика. Это был затуп № 1.

Проехав от Швайха всего километров 5, попали под грозовой дождь. Он явно не собирался идти долго, поэтому решили не крутить под дождем, а отсидеться. Встали под деревьями и накрылись велочехлами. Дождь кончился быстро, но, тронувшись дальше, обнаружили поломку Светиного велосипеда. Починка затянулась, поэтому пришлось пообедать там же презренными дошираками. Это был затуп № 2.

Покрутили дальше, вдоль виноградников и яблоневых садов. Солнце припекало, поэтому пришлось устроить затуп № 3 – купание. Вода очень теплая и достаточно чистая. На берегу Катя нашла дерево – черешню с переспелыми, уже подвялившимися ягодами. Мы на них налетели и не успокоились, пока не ободрали все, что могли достать. За это время как раз и подсохли.

Потом поехали дальше, но голод давал о себе знать (все же 2 доширака на 3 лица – это как-то неубедительно, даже и с хлебом). Поэтому в деревеньке Кёрвих завернули в местный кабачок прямо на обочине виноградника, где всего за 19 евро плотно наелись и выпили по стакану местного вина (Кате взяли сок – тоже из местного винограда), да еще и купили хлеба на утро. Еда (суп-гуляш, колбаски, яичница и много жареной картошки) простая и вкусная. Это был затуп № 4.

Ближайший кемпинг отыскался в городке Neumagen («Новый желудок» по-немецки). Встали опять почти в темноте. Кемпинг здесь попроще, чем в Швайхе (тот гордо носил 4 звезды), ресепшн прямо на стойке бара, за которой царит полупьяная тетка. Тут же бильярд, в который дуются такие же полупьяные дядьки. Впрочем, в 23 ч. бар закрылся, и наступила полная тишина. В немецких кемпингах вообще очень тихо по вечерам и ночам, и укладываются все рано. Зато и просыпаются часов в 7-8 и начинают ходить и перекликаться. Освещения почти нет, и мы смогли полюбоваться звездным небом. А на завтрашнее утро обещали дождь. Посмотрим...
7 августа. День пятый

Ноймаген – Бернкастель-Кюс (24 км)

Ну, таки да. В 6 утра прошел сильный дождь с грозой. Поэтому задержались в кемпинге, сушили на выглянувшем после 10 часов солнышке палатку и отсыревшее под пологом барахлишко, выехали почти в час дня.

В Ноймагене особых достопримечательностей не обнаружили – только памятник римскому «винному кораблю. Ну, и конечно фахверковые дома. Они тут везде, и придают вполне будничным улицам и площадям вид театральной декорации. Покрутились по городку, пока нашли ближайший магазин, пока выехали от него на трассу – глядишь, уже и обедать пора. Увидели столики на улице, заехали в небольшой винный ресторанчик и выпили по стакану местного рислинга (который немедленно прозвали «кислингом», но в жару легкое кисленькое винцо – самое то!), пообедали только что купленными в супермаркете творожками и полюбовались большой (человек 30) группой англичан: все налегке, с одинаковыми небольшими сумками на багажниках, впереди гид. Они, видно, позавидовали нам и хотели тоже остановиться у этого ресторанчика, но гид повел их дальше. И правильно – они бы все здесь не поместились.

Покатили дальше по правому берегу Мозеля. Жара, очень хотелось искупаться. Но с этим здесь проблема: Мозель течет довольно медленно, берега заросли высоченными травами и кустами, сходов очень мало. К тому же дорожка идет по самому берегу, велосипедисты шастают туда-сюда, никто не купается, ну и нам как-то стремно. Но все равно нашли маленький и очень укромный песчаный пляжик и искупались нагишом. Освеженные, довольно быстро докатили до г. Бернкастель, он же Кюс (Bernkastel-Kues), расположенного по обоим берегам Мозеля. Въехав в город по правому (бернкастельскому) берегу Мозеля, немедленно попали под ливень. Впрочем, нас он не затронул: удачно отстоялись под мостом, который соединяет Бернкастель и Кюс, одновременно любуясь замечательными видами.

Сам Бернкастель-Кюс - очень старый и красивый городок, над которым стоит на высоком холме руина крепости Ландсхут. Кругом – знаменитые виноградники, спускающиеся прямо к улицам города. Уклон некоторых из них составляет до 70° (сама с транспортиром не измеряла, но верю табличкам – крутизна и впрямь неимоверная). Интересно, как их обрабатывают и собирают урожай? На таком склоне ни человеку, ни машине не устоять...

Переехали по этому же мосту в Кюс и остановились в кемпинге. Наконец-то нам удалось поставить палатку засветло! Осталось даже время съездить полюбоваться на вечерний город. Он очень красиво освещается. Особенно впечатляет крепость Ландсхут: она стоит высоко на горе и освещается очень ярко, и когда смотришь на нее с моста на фоне неосвещенной горы и черного неба, то возникает впечатление, что она буквально висит в воздухе, парит над городом.

08.08. День шестой

Беркастель-Кюс – Требен-Трарбах – Пюндерих (34 км)

(через Трах-Трабабах в Пендюрлих)

Встали довольно рано, но ночью опять был сильный дождь, и опять пришлось сушиться. Потом поехали через мост в Бернкастель. Это – типичный средневековый «пряничный» немецкий городок. В центре – маленькая рыночная площадь, от нее разбегается полдюжины улочек – одни вниз, к реке, другие вверх – к виноградникам. На набережной мы нашли Музей кукол и часов. Это – маленький частный музейчик, в котором почти все экспонаты можно при желании купить. Хозяйка – пожилая тетенька. Мы с ней разговорились. Все, что есть в музее – ее личная коллекция, которую она начала собирать еще в юности. По ее словам, их семья была бедная, и у нее совсем не было игрушек. А на той же улице жила ее подружка, у которой были зажиточные родители и множество кукол, посуда для них и даже целая Puppenstube – кукольная комнатка (как сейчас для Барби). И вот она ужасно этой девочке завидовала и дала себе слово, что когда-нибудь у нее будет «в 100 раз больше кукол». И слово свое сдержала с лихвой. Сейчас в ее коллекции многие сотни кукол, «щелкунчиков», всяких механических игрушек, статуэток и старинных настенных часов с кукушками и без. Посещение музея стоит всего 3 евро для взрослых и 1 евро для детей.

После музея закупились в магазине с гордым названием «супермаркет» (на самом деле он очень скромных размеров – да это и понятно: ведь в историческом центре больших домов нет) и покрутили дальше. Наш следующий пункт – город с труднопроизносимым двойным именем Трабен-Трарбах, который не говорящие по-немецки Светлана и Катя немедленно переименовали в «Трах-Трабабах». Это тоже двойной город, лежащий по обоим берегам Мозеля. На въезде в город – Музей Будды. Как-то странно было увидеть такое в сердце Германии. В музее представлено несколько сотен статуй Будды разного возраста и происхождения, и идет бойкая торговля всякими буддийскими сувенирами, оберегами, благовониями, пищевыми добавками, массажными маслами и пр.

В городе Катя взбунтовалась и отказалась ехать осматривать достопримечательности. Мы оставили ее сидеть с велосумками, а сами как белые люди скатались налегке в очень красивую историческую часть города - из Трарбаха в Трабен по замечательному мосту со старинными проездными воротами и башней. Затем покатили дальше, наслаждаясь изумительными видами. Долина Мозеля на мой взгляд - прежде всего природная достопримечательность изумительной красоты. Церкви в местных деревушках, может, и древние, но маленькие и не очень видные. Крепости почти все лежат в руинах. Иногда прямо на перекрестках стоят мадонны и римские головки с отбитыми носами, найденные при прокладке очередного водопровода. Все-таки римляне жили здесь довольно долго, и именно они научили местных жителей виноградарству.

На ночевку наметили кемпинг в местечке под названием Пюндерих (Pünderich), переименованном опять же не говорящей по-немецки публикой в «Пиндюрлих». Благополучно туда доехали, и тут выяснилось, что память моего планшета переполнена, и на нем нельзя даже постирать ненужные фотки (ругается, требуя «удалить ненужные приложения»). А я смотрю на него, как баран на новые ворота. Плохо быть деревянным в технике!

09.08. День седьмой

Пюндерих – Зенхайм (29 км)

Ну-с, проблема с планшетом решилась сама собой, причем самым кардинальным образом: сегодня утром в кемпинге его у меня благополучно сперли. Нелюбезная тетка не разрешила заряжать его у себя на ресепшн, а в умывальнике достаточно было оставить его на 10 минут в закрытой, но не запертой (а как бы я заперла ее снаружи?) душевой кабинке – и готово дело. Досадно до невозможности! Даже не столько жаль самого дивайса, сколько фоток: 5 дней путешествия как не бывало. Сволочи!

Зализав раны на душе, двинулись дальше, и тут впервые за все время нашего путешествия попали на грунты. Ну что сказать? У нас часто шоссе бывают похуже... Вот только сильное сужение – ни обогнать, ни разминуться, приходится спешиваться и прижиматься к кустам на обочине. Мозель делает здесь очень узкую петлю, почти смыкающуюся в районе старинного городка Целль, который славится своим вином Schwarze Katz («Черная кошка»). Памятник этой кошке (или коту) стоит на въезде в город и на рыночной площади. А вино действительно приятное. Возле неизбежного моста опять усадили Катю стеречь вещи и пошли осматривать старый город. Он очень мал, и обошли мы его быстро. Фотографируем на Катин смартфон, так что качество снимков, увы, не радует. Поэтому почти все снимки в данном отчете взяты из интернета...

Пообедали в местной будочке колбасками и мороженым и поехали дальше. И тут ухитрились заблудиться! Оказывается, заплутать можно и на Мозель-Вайнштрассе (кто умеет, конечно). Вовремя не переехали на другой берег и очутились в заповеднике. Реально глухой (хоть и не захламленный буреломом) лес, ни души, непуганые птицы и зайцы... На другом берегу прекрасно видны «наш» кемпинг, в котором мы собирались ночевать, и деревушка, в которой он находится. У них там какой-то праздник, музыка играет, флаги развеваются, весело... А крыльев нет, не перелетишь! И шпарим дальше по грунтам с лужами. Зато в качестве бонуса мы по выезде из заповедника осмотрели собор в Неефе. Сначала обалдели: такой большой и типично готический собор – а в путеводителе даже не упомянут! Потом разобрались: он построен в НЕОготическом стиле в 1891 году. Внутри это можно понять, а снаружи на взгляд дилетанта-туриста – никак.

В общем, пришлось нам пропилить несколько лишних километров до Зенхайма, в котором имеется мост и 2 кемпинга – на левом берегу и на правом. Ставились уже в темноте, при свете велофонаря. Зато на самом берегу, под гвалт многочисленных диких уток и гусей. Лебеди здесь тоже обнаглевшие, ходят прямо посреди жилых трейлеров и палаток. Мы вечером в темноте просыпали на траву немного вареных макарон, а ночью возле палатки слышали какую-то возню. Проснулись утром – все чисто. Слопали!
10.08. День восьмой

Зенхайм – Поммерн (26 км)

Утром был так называемый «завтрак на траве с лебедями». Это значит, что мы сидели на шлемах и пенках вокруг «стола», а наглые местные птицы пытались стибрить, что плохо лежит. Особо нахальный лебедь таки просунул свою длинную шею из-за Катиной спины и выхватил у нее изрядную краюху хлеба. Причем, проглотить или раздолбить он ее не смог и бросил. Тогда ей занялись гуси – с тем же успехом. И только воришки-воробьишки расклевали его и растащили по кустам. А когда мы встали, вся эта крылатая шобла радостно кинулась подбирать крошки. Ибо местные аборигены, даже путешествуя, соблюдают полный бюргерский порядок: берут с собой складной стол со стульями, скатерть с салфетками, кофеварку и тостер, а то и микроволновку. Таких «бомжей», которые тащат весь скарб на себе, я до сих пор видела только один раз. Поэтому встречные велосипедисты смотрят на наши 80-литровые велоштаны+пенки+рюкзак у меня на руле с интересом и при случае спрашивают, откуда мы. А узнав, что из России, уточняют «так вот с самого Петербурга и едете?» Очевидно, вид у нас внушительный...

К обеду докатили до Кохема. В нем мы собирались посетить зáмок, но он стоит за городом очень высоко на горе, а автобус везет только на 2/3 пути, и дальше нужно идти пешком по жаре. Мы испугались и не поехали. И тут же за это поплатились. Решили вместо этого съездить на вершину другой горы на подъемнике. А там висит плакат «Парк с дикими зверями и аттракционами», до которого якобы 20 мин. пешком. Ну, мы и пошли. Этот оказалось 2 км в гору, а парк оказался платным. Платить по 16 евро неизвестно за что мы не стали и поплелись несолоно хлебавши вниз, к подъемнику. А могли бы ценой таких же усилий подняться в замок! С этим сознанием спустились опять же по канатной дороге (вид на Целль и Мозель изумительные!), походили немного по центру, закупились в супермаркете и покатили дальше. В деревушке по имени Поммерн решили снять на ночь комнату. Спросили в доме прямо на набережной, но хозяин запросил 85 евро. Сочли, что на троих это дороговато, и покатили дальше. Метрах в 200 от этого дома стоял у схемы Померна и его окрестностей пожилой дяденька. Увидев нас, он заметно оживился и спросил, может ли чем-нибудь нам помочь. Оказалось, что он сдает внаем гостевые комнаты. Но поскольку его дом расположен «на третьей линии», т.е. не рядом с берегом и велодорожкой, он «ловит» клиентов у перекрестка на Мозеле. Мы сняли у него довольно большую комнату с кухней, ванной и туалетом за 75 евро (включая завтрак, который оказался очень обильным), и за 5,4 евро купили у него же бутылку местного вина. Наконец-то мы намылись и постирались в человеческих условиях и поели за столом, сидя на стульях и с фарфоровой посуды. Красота!
11.08. День девятый

Поммерн – замок Эльтц – Виннинген (35 км)

Завтракали в доме у хозяев. За завтраком обратили внимание на кукол, стоявших и сидевших в столовой. Оказывается, хозяйка их собирает уже несколько лет, и у нее уже есть небольшая коллекция с весьма симпатичными и интересными экземплярами. Особенно нам понравился веснушчатый «вождь краснокожих» с рогаткой. Такая шкодная морда!

Потом я ухитрилась забыть в холодильнике наши продукты, и пришлось возвращаться. Наконец часов эдак в 12 выехали из Поммерна. Сегодня решили во что бы то ни стало посетить замок Эльтц. Сначала сунулись по пешеходной тропе, но нас отговорили: сказали, что на великах там не проехать, а есть отдельная велодорожка. Мы доехали до нее, и оказалось сто там на велосипедах подъем только до половины (где стоит ресторан), а дальше, как нас заверили, можно только пешком. Катя опять забастовала, ни за что не захотела тащиться в гору (спортсменка-легкоатлетка, блин!) и осталась сидеть на террасе ресторана, получив пару евро на мороженое, а мы полезли по «козъей тропке». Кстати, по велопитерским меркам она вполне проезжабельна. Только на 2-3 участках метров по 20-30 пришлось бы вести велосипеды «в поводу». А уж тащить на себе – только на паре небольших лесенок. Правда, очень много пешеходов, идущих туда и обратно, с детьми и собаками, Сам замок Бург Эльтц очень хорош. Он считается самым хорошо сохранившимся средневековым замком на Мозеле. Ходить по нему можно только с экскурсией на немецком языке. Билет стоит 9 евро и годится как для музея, так и для сокровищницы. В музее фотографировать нельзя, а в сокровищнице можно. Парень-экскурсовод много рассказывал о повседневной жизни в средние века. Эльтц был по тем временам, можно сказать, образцом комфортабельности. Например, стоки кухни и туалета, выведенные, естественно, на наружную стену крепости, были соединены с дождевыми желобами, и поэтому хотя бы время от времени промывались. На кухне была «вытяжка», а под самым потолком – крючья для подвешивания колбас и окороков (от мышей и крыс). А в толще стены на кухне был «холодильник». В общем, посещением мы остались довольны, и после обеденного перекуса за каменным столом в лесу на обочине дороги к замку двинулись дальше. По дороге искупались на общественном пляже одного из городишек на берегу Мозеля. Ближе к вечеру нас постигло недоумение: на нашей карте кемпинг был нарисован прямо посередине Мозеля. Мы списали это на наши плохие карты, но увидели, что местные придорожные схемы говорят то же самое! Будучи слегка озадачены и не желая опять оказаться не на том берегу вдали от моста, решили зайти в кабачок выпить местного вина для прояснения мозгов. Там нам наконец-то удалось отведать мозельского красного (оказывается, до 80 годов ХХ века на Мозеле было запрещено разводить темный виноград и делать красное вино - у него, видите ли, технология совсем другая!) и разрешить наши сомнения. Кемпинг стоит на острове посреди реки и соединен с берегом дамбой. Туда-то мы и поехали. Встали палаткой засветло, но спали плохо: соседи по кемпингу всю ночь то кашляли, то ходили туда-сюда, то трубно сморкались.
1.08. День десятый

Виннинген-Кобленц-Ренс (25 км)

Наконец-то удалось быстро и без затупов собраться и выехать из кемпинга в 10 утра. Бодро прокрутили 11 км до Кобленца, выехали на Дойчес Экк и полюбовались, как сливаются Отец Рейн и Мать Мозель, как их называют немцы (Vater Rhein и Mutter Mosel), а помпезно-имперский Вильгельм 1 благосклонно взирает на это дело с постамента, чем-то похожего на наш Мавзолей. Собственно, памятник поставлен в честь объединения Германии (хотя тогда уж нужно было изображать на нем не Вильгельма, а Бисмарка) и место это знаковое – как слились две германские реки, так слилась в конце 19 в. воедино и германская нация. Да и город древний – лишь немногим младше Трира. Название его – искаженное латинское Confluentia, т.е. «слияние». Его, правда, изрядно разбомбили наши союзнички в конце войны, но все же довольно много исторических зданий уцелело или было восстановлено. История города изложена на колонне фонтана на одной из площадей старого города. Колонна состоит из десяти ярусов, показывающих этапы развития города: от древнеримской колонии до сегодняшнего дня.

Мы походили по центру города, зашли в церковь Либфрауэнкирхе (XII в.), и только собрались ехать дальше, в знаменитый замок Штольценфельз (Stolzenfels), как хлынул сильнейший ливень. Ну просто разверзлись хляби небесные! И мы 2 часа отстаивались от него под старинным мостом через Рейн – Балдуин-Брюкке. Время от времени к нам присоединялись другие промокшие пешеходы и велосипедисты. Когда дождь поутих, поехали вверх по Рейну, но уже было поздно ехать в замок (он открыт до 18 ч., и мы успели бы только доехать до него), и пришлось удовольствоваться фотографированием снизу. Доехали до кемпинга в Ренсе, но ставить палатку в мокрую траву под мокрыми деревьями и не иметь возможности просушить все, что вымокло – бе-е-е... В результате нашли сельскую гостиницу Roter Ochse (Красный Бык), где за 69 евро получили 3-местный номер с завтраком. Ужинали прямо в номере: электрочайник там был, заварили пюрешку, положили в нее фрикадельки и запили все чаем. На этом закончился мозельский этап путешествия.
13.08. День одиннадцатый

Ренс-Бахарах

Утро началось с неприятного недоразумения: сумка с велочехлами, которую я оставила вместе с велосипедами в закрытом дворе гостиницы, исчезла. Искали-искали – не нашли. Настроение упало до нуля: во-первых, без чехлов не погрузишь велосипеды в самолет, а во-вторых, когда тебя обкрадывают второй раз за неделю, чувствуешь себя дурой лопоухой. С этим невеселым чувством мы, оставив на всякий случай номер телефона хозяевам, и уехали в ближайший Lidl закупаться. Там-то нас и настиг телефонный звонок: нашлась наша пропажа! Кто-то повесил сумку на ручку ворот с обратной стороны – видно, она помешала на проходе. Хозяин привез ее к Lidl’у и отдал из рук в руки. Было много взаимных извинений и расшаркиваний.

Ну, а потом был чудесный солнечный день и дорога по самым красивым местам долины Рейна. Башни, соборы и замки по обоим берегам сменяют друг друга каждые километр-два, а то и чаще. Вот только незадача: мы едем внизу, по долине, а они все стоят высоко на холмах. И страшно даже подумать лезть в такую вышину. Рейн, конечно, гораздо величественнее, чем Мозель, да и течет быстрее. Если на Мозеле иной раз можно было увидеть тихие заводи с тростником и «кубышками», то на Рейне такого нет. Очень много кораблей – от огромных барж до мелких катеров - шныряют туда-сюда. Много паромных переправ. Света искупалась в Рейне, а я не рискнула: течение быстрое, камни скользкие, глина – того и гляди, угодишь в русалки. Тем более, что и скала Лорелеи – вот она. Мы ею вдоволь полюбовались, процитировали знаменитое стихотворение Гейне и до конца дня все неизбежно случающиеся в походе досадные мелочи (что-то упало, что-то зацепилось и т.д.) объясняли: «... И это все Лорелея сделала пеньем своим» („...Und das hat mit ihrem Singen die Loreley getan“). Тем более, что во всех городишках и деревеньках на берегу Рейна висят гроздья сувениров со сплошной символикой Lorelei: от винных бутылок в форме скульптуры Лорелеи, до музыкальных шкатулок, где она поет сама о себе песню на вышеупомянутые стихи Г. Гейне, магнитиков, календариков и т.п. (и все made in China).

Доехали до городка со смешным для русского слуха названием Бахарах, очень маленького и очень живописного. Его любят использовать как декорацию для съемок исторических фильмов.

Встали в кемпинге на самом берегу Рейна с собственным пляжем. Кемпинг недорогой – 16 евро на троих с палаткой, и довольно большой. Возле ресепшн нашли водомерную планку с отметкой уровня воды во время наводнения в июне 2013 г.: 180 см. То есть фактически в разгар сезона кемпинг был затоплен на высоту человеческого роста! Выпили в кафе при кемпинге по бокалу местного вина (уже рейнского, а не мозельского!) и завалились спать.
14.08. День двенадцатый

Бахарах - замок Райхенштайн - Бинген

Вечером по небу ходили страшные тучи, но дождь ночью так и не пошел. Зато мы поняли, почему кемпинг в таком роскошном месте такой дешевый: на обеих сторонах Рейна проходит железная дорога, и шум поездов взаимно отражается от высоких берегов. Впрочем, тому, кто живет над трамвайной линией в Питере, немецкие поезда спать не помешают. Утром было холодно, и стоял очень густой туман, который по мере потепления развеялся прямо на глазах, оставив обильную росу. А потом стало и вовсе жарко, и мы перед отъездом искупались на песчаном благоустроенном пляже кемпинга.

Потом поднялись в Бахарах, полюбовались его красотами. Над ним возвышаются несколько крепостей и башен, но мы решили проехать дальше и посетить замок Райхенштайн (Reichenstein), который и сохранился неплохо, и расположен не слишком высоко. Он находится в местечке Трехтингсхаузен, между Бахарахом и Бингеном. Здесь еще имеется кемпинг и довольно большой общественный песчаный пляж. Но мы купаться не стали, а поехали вверх, в замок. Когда-то он принадлежал семейству потомственных рыцарей-разбойников фон Хоэнфельз, справиться с которыми (и перевешать на стенах замка) смог только император Рудольф фон Габсбург. Но и он взял замок не с боя, а измором (голодом). С изобретением огнестрельного оружия крепость постепенно захирела, и в XIX в. ее купила семья промышленного магната, которой он и принадлежит до сих пор. Многие помещения замка посвящены именно этому периоду. Собственно средневековья там не так уж и много: сами стены, сводчатые потолки, щиты и доспехи на стенах, пушки во дворе да множество рогов по стенам – трофеи нескольких столетий охоты. Кстати, помимо настоящих пушек здесь есть еще и маленькие – меньше метра длиной. Оказывается, это следы «торговли по образцам»: пушечные мастера возили по замкам и крепостям уменьшенные модели своих пушек, и если хозяин покупал большую пушку, то в качестве бонуса ему оставляли и модель, из которой было удобно давать застольные салюты и обучать на ней артиллерийскому делу будущих бомбардиров.

Перекусили в кафе прямо в крепости и поехали дальше до города Бинген. Здесь настала нам пора разделиться: нас с Катей во Франкфурте ждали родственники на день рождения, и нужно было поторапливаться, а у Светы было еще 3 свободных дня. Поэтому в Бингене мы с Катей сели на поезд и покатили через Майнц во Франкфурт, а Света поехала в Майнц своим ходом. Так «распалось братство Кольца», чтобы вновь воссоединиться уже во франкфуртском аэропорту.