В р е м я и п р и ч и н ы в о з н и к н о в е н и я с е л а т р я п и н о в первой половине 18 века жизнь нар



жүктеу 0.52 Mb.
бет1/3
Дата07.05.2019
өлшемі0.52 Mb.
  1   2   3

Очерки по истории с Тряпино.

С. Тряпино- 1967г.

Автор Иванов С.С., учитель Тр. СОШ.

Время и причины возникновения села Тряпино.

В первой половине 18 века жизнь народов Поволжья была особенно тяжелой. Земли крестьян было мало. Несмотря на это приходилось платить большой налог. Поэтому крестьяне часто восставали. Однако эти восстания жестоко подавлялись царскими войсками, после чего гнет помещиков и царского правительства еще больше усиливался.

Такое положение заставляло народы Среднего Поволжья, в частности казанских татар, чувашей и других малых народностей убегать от царских преследований, убегать на восток и переселяться в обширные башкирские земли. Здесь они платили местным башкирам ясак за землю и жили, не платив никаких налогов в царскую казну. Хотя царское правительство преследовало их и на башкирских землях, хотело переселить обратно на старые места, однако башкиры многих из них укрывали и царским властям не отдавали. Об этом свидетельствуют материалы Государственного архива феодально-крепостнической эпохи / ГАФКЭ /. Для примера возьмем отрывки из двух документов этого архива.

ГАФКЭ. Коллегия Иностранных Дел. Дело 1720 – 1722 г.г. л.л.1 – 33 об.

О посылке полковника графа Головкина к уфимским башкирцам, чтоб они были в послушании и взятых в полон и беглых русских и иноверцев всех отдавали и впредь не принимали.

В сенате выписано. В прошлом 720-м году марта 11-го дня

кабинет-секретарь господин Макаров в Сенате объявил при письмекопий в доношений доносителя татарина Бекбавки Чимкина Телязинского, а в них написано: «Из казанских же их татар, также и из иных городов Казанской губернии их братья татары, и мордва, и чюваша, и черемиса, и новокрещенные и русские ясашные люди потому ж домы свои и ясашный оброк покиня, а бежали многие до той башкирской войны и они беглецы и полонные люди императорскому величеству ничего не платят.»

Бывший губернатор Казанской губернии Волынский в 1730 году в своих записках по башкирскому вопросу писал: «Число их время от времени непрестанно умножается и растет, так что через 20 прошедших лет не было прямых башкирцов больше 35000, или по крайней мере 40000, а ныне с беглецами стало больше 100000; а именно казанские, сибирские, темниковские и протчих тамошних уездов ясашные татары большая половина в башкиры перешли; к тому же и прочие иноверцы, мордва, чуваши, черемисаю вотяки целыми селами и деревными с ясаков туда же перешли. … томко что они живут безо всяких податей кроме того работают на тех же вотчинников, на чьих они землях поселились»;

Из множества таких документов можно сделать вывод, что первые переселенцы села Тряпино были люди, оставившие свои старые места из-за малоземелья, больши налогов и притеснений, или бывшие участники крестьянских восстаний и убежавших от преследования царских властей.

По рассказам стариков, первые переселенцы села были из Казанской губернии. Об этом говорит и часто встречающаяся песня местных чуваш:

«…Эпир хамар Хусанан,

Хусанта пулмасан та …»

Точной даты основания села нет. В архивных материалах впервые село Тряпино упоминается в 1801 году, однако по рассказам тех же стариков село Тряпино основано гораздо раньше, в 1768 – 70 годах. Первоначально здесь было 50 – 60 дворов, возможно, гораздо меньше.

На вопрос,почему село Тряпино назвали именно Трепел, а не как – нибудь по другому, разные люди дают различный ответ. Из 22 опрошенных стариков и пожилых людей 18 человек сказали, что название села дано по имени чувашина Трепел, который впервые выбрал эти места для основания села и привел остальных переселенцев.

Двое придерживаются такого мнения, будто первые переселенцы написали на бересте письмо к своим родным и прочим и послали это письмо. Завернув в тряпку. От слова «тряпка» дано название селу «Тряпино».

Один из них сказал, что слово «трепел» вышло от слова «трапиль», то есть «стропила». Эти версии очень мало вероятны. Наконец, 22-й по счету из опрошенных ответил, будто первые переселенцы были из села Трепел, но где находилось это село, ответить не смог.

По рассказам Иванова А. И., работавшего в 1927 – 29 годах в райземотделе, имеется земельный план, состоящий из нескольких листков большого формата. По тем документам земля для деревни Куезбашево отведена в 1798 г, а для деревни Тряпино в 1812 г. Будто землемер, приехавший для определения участка для села в трыпино, потребовал большую сумму денег, но крестьяне платить не захотели, поэтому землемер уехал в Куезбашево и отмерил им земли. Насколько это правда, сказать трудно, но ясно одно, что генеральное меживание башкирских земель произведено в 1798 – 1832 годах.

Земли, ранее принадлежавшие башкирам из деревни Бишаул ( от границ земли с.Тряпино к северо – западу, включая Бабичево ) были межованы в 1801 году т.к село Тряпино расположено на землях тех же башкир – вотченников д.Биш – Аул, то межование земель с.Тряпино должно быть произведено в том же году
Ч т о и з с е б я п р е д с т а в л я л а д а н н а я

м е с т н о с т ь д о о с н о в а н и я с е л а ?

До основания села на этих местах не было никаких селений. Вся земля по левому берегу реки Белой принадлежала башкирам селений Биш – аул. Село было основано в 8 верстах от деревни Бишаул и 18 верстах от русского села Табынск.

В беседах со старожилами мы интересовались, почему первые переселенцы не поселились около озера Нагадак ? Ведь там местность гораздо лучше, чем здесь. На это нам ответили, что данная местность во времена основания села была гораздо лучше, чем в других местах: больше было пахотной земли ( в то время целины ),

кругом окружали дремучие леса и была небольшая река, которая лет 60 – 70 тому назад имела гораздо больше воды, чем сейчас.

На юге лежала большая роща Асла кулка, за которой тянулись на десятки верст никем не тронутые леса. Большая роща представляла собой болотистую местность, через которую никто проехать, и даже пройти не мог. Это защищало первых переселенцев от случайных набегов на них с юга. Совсем недавно, в 1900 годах здесь не могли ходить лошади – проваливались, и их приходилось вытаскивать только по доскам. Постепенно эта роща вырубалась крестьянами на дрова и к 1940 году здесь осталась одна одинокая

вязь – остаток от бывшего леса.

На юго – востоке была Татарская роща( Тутар кулки ), которую полностью выкорчевали в годы Великой Отечественной войны и после войны вспахивали, как целину.

По обе стороны речушки Усерган тянулся крупный лес, который соединял Большую и Татарскую рощи в один лесной массив и доходил до самого села. Здесь тоже было много болот и дети любили качаться на трясинах, как на пружинных матрасах.

Вся местность к северо – востоку была покрыта кустарниками, лесами и болотами. От них сейчас остались только небольшие кусты около Сулейманово – Кустарники Афанасия ( Ахванес кулки ). Рассказывают, что в этом кустарнике какой – то Афанасий постоянно охотился на зайцев.

Вся местность к северу и западу от села, то есть левобережье

рек Кусь – Елга была покрыта лесами. На месте нынешней деревни Ново – Гуровка и к западу от нее были непроходимые болота. Еще в 1935 году около деревни Ново – Гуровка много было ольхи, а громадные березовые пни выкорчевали совсем недавно – в 1950 – 52 годах.

По обе стороны речки Паргылтак рос березняк, от которого сейчас остались лишь две березки и одиноко растут у истоков этой речки.

Таким образом данная местность до основания села представляла как бы обширную поляну среди дремучих лесов. Эта обширная поляна лежала на ровном месте, не была заболоченной и представляла хорошую пахотную землю. Пахотная земля лежала тремя широкими полосами и тянулась с севера на юг.
Х а р а к т е р н ы е с о б ы т и я п о с л е о с н о в а н и я с е л а.
В 1775 годах башкиры данной местности участвовали в Пугачевском восстании. В расположении села иногда появлялись и отряды царской власти. Примерно в эти года один из наиболее богатых людей села женил своего сына. Чтобы башкиры или русские солдаты не помешали и не расстроили свадьбу, свадьба была устроена в лесу. Об этом официальных данных нет, но многие передают, что первая свадьба в деревне была в лесу.

Об участии жителей села Тряпино в каких – либо бунтах или восстаниях с того времени, как они переселились на данное место, никаких данных нет. Надо полагать, что люди, только что переселившиеся, об участии в восстании еще не думали. Вернее всего, они были заняты постройками, расширением пахотных земель. В бывшей Оренбургской губернии большое значение имел Оренбургский тракт, соединяющий города Уфа – Стерлитамак – Оренбург. По обе стороны этого тракта были посажены березы. Этот тракт проходит в 20 км от села Тряпино. Рассказывают, что в посадке и ухаживании за этими березами на определенном участке этого тракта работали и жители нашего села. Ежегодно они выезжали туда на ремонт дороги, посадку и уход за деревьями и жили около одного месяца.

В настоящее время этих берез уж нет, они все отжили свой век и сгнили, но кирпичные мосты охранялись до сих пор. Сейчас их заменяют железобетонными трубами. По рассказам стариков по этому тракту проезжала сама императрица Екатерина вторая. Рассказывают, будто она переночевала в селе Софиполь. Начиная с 1895 года в зимнее время крестьяне села участвовали на дальних перевозках грузов. Они возили из Белорецка в Уфу чугун, из под Оренбурга соль и т.д.

На перевозках жители одного села, обычно 10 – 15 и более подвод, составляли один обоз. Они держались вместе, чтобы всякие несчастья в пути преодолевать совместными усилиями. Но один старик по имени Илюкась, имея богатырскую силу, один с 8 подводами составлял один обоз. Очень многие знали его богатырскую силу и хватку, поэтому боялись, и никогда и никакого вреда ему не причиняли.

В Государственном архиве Башкирской АССР имеются статистические сведения за 1898 год, показывающие стоимость перевозки одного пуда груза по Уфимской губернии.

Б и ш к а и н с к а я в о л о с т ь



Расстояние

Число случаев

Стоимость перевозки 1 пуда в копейках

зимой

летом

зимой

летом

До 5 верст

От 5 до 10

От 10 до 15

От 15 до 20

От 20 до 25

От 25 до 30

От 30 до 35

От 30 до 40

От 40 до 45

От 45 до 50

-

1



2,82

2

2



-

3,5


-

-

-


-

1



2

-

-



-

-

-



-

-

0,88

1,35


1,74

2,63


2,60

2,71


4

3,4


4,12

4,75


1.38


1,9

1,8


3,46

3,30


3,56

4,5


4,33

4,16


5,5

Если расстояние от Белорецка до Уфы было более 300 верст, то стоимость перевозки с 1 пуда составляло около 25 копеек. Если на каждую подводу можно было нагрузить 20 пудов, то за один рейс подводчик, считая и дорожные расходы, мог заработать на двух подводах около 10 рублей. Конечно, из них значительная часть ушла на дорожные расходы. Но все же в то время для крестьянина эта была значительная сумма.




Внутреннее развитие села.

В 1768 – 70 годах, то есть в начале основания села, село состояло только из одной улицы. Она тянулась в два ряда от нынешнего центра села, где расположены магазины по центральной улице примерно до двора Михайлова Михаила / Чайлах михели /. Между отдельными дворами оставались свободные места, куда в последствии более состоятельные родители сселяли своих сыновей.

Затем возникла нынешняя Первомайская улица / Юмансар ураме/.

После Генерального межевания башкирских земель в 1798 – 1832 годах жители села были приписаны к числу крестьян и должны были платить определенный налог в царскую казну. Размер налога был большой. Он не зависел от количества дворов в селении, а зависел только от размеров отведенной земли и лесов. Чтобы размер налога на каждый двор приходился поменьше, жители села решили принять еще переселенцев. Новые переселенцы продолжили Центральную улицу в сторону Утеймуллы. Часть из них 5 – 6 дворов поселились в конце нынешней улицы имени Сталина / Сепер ураме /. Последние переселенцы были из Симбирской убернии. Об этом говорит хотя бы тот факт, что они свою улицу назвали Симбирской, название которой в последствии исказили и стали называть Сибирской.

За счет отделившихся семй село все росло и росло, первые улицы удлинялись, появлялись новые улицы.

Первоначально названия улиц давались на чувашском языке,

только в 1933 году все улицы переименовались на русский язык.

Хысал вес, Вата – кас, малти – касс – Центральная улица,

Сепер урам – улица имени Сталина,

Юмасар ураме – Первомайская,

Кусек урам – улица имени Кирова,

Тимерсе ураме – Кузнечная,

Хаарах урам – улица имени Соловьева,

Такарлак – Пролетарская.

Самая молодая улица – Мельничная. Она образовалась в 1938 году. Фактически ее нельзя назвать и улицей, ибо там сейчас остались всего лишь два двора( в 1978 г все осталось под водой ).

Интересно отметить историю улицы Первомайской. Первоначально она называлась Юмансар по имени первого переселенца на эту улицу. Когда на конце этой улицы была построена церковь, она называлась Церковной; после Октябрьской революции стала называться Школьной, так как на конце этой улицы рядом с церковью была школа, с 1933 года называется Первомайской. Однако местные жители поныне продолжают называть ее так, как была названа в начале ее основания – Юмансар.

До коллективизации на месте нынешней Мельничной улицы, около пришкольного участка, на месте нынешних конных дворов и колхозных складов, одним словом, вокруг всего села были личные гумна крестьян. Эти гумна со всех сторон окружали село. На месте здания сельсовета и правления колхоза помещались сараи пожарной

команды. Около колхозных амбаров были общественные амбары с неприкосновенным запасом зерна общества крестьян села Тряпино / Макасей келечесем /.

В 1911 году после реформы Столыпина от села Тряпино ряд хозяйств отделились и переселились в поселки Веселовка, Ново – Троицкое и Архангельское. Все они хотели переселиться ближе к лесу. Из них два поселка в настоящее время составляют два отдельных населенных пункта и расположены на опушке Большого леса, который по сей день в народе называется Помещичьим лесом / Улпут вармане /,так как этот лес до революции принадлежал князю Вяземскому.

Толмачевка и Веселовка все более расширяются, между ними образовалась новая улица Константиновка, построены школа, много хозяйственных построек и так далее. Фактически эти два поселка уже слились в один населенный пункт.

Ново – Троицкое нуждается из – за отсутствия воды, и с тех пор, как основан в 1911 году, почти не работает.


В Ы П И С К А

ИЗ СБОРНИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ ПО УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ, изданной в городе Самара в 1899 году.

Село Тряпино. Расположено на равнине, по правому берегу речки Кусь – елга и по обе стороны Безымянного оврага, в 85 верст от города Уфы и в 8 верстах от деревни Татарского Нагадака – главного места сбыта сельскохозяйственных продуктов. Кроме р.Кусь – елга при селении протекают еще р.р. Нагадак, Даулыелга и Усерган. Население – чуваши из бывших государственных крестьян. Изменения в угодьях: 12 десятин пашни отошло под выгон и усадебное место, вместе с тем 258 десятин сенокоса распахано. Форма землевладения общинная: емля до 1894 года делилась на 321 ревизскую душу, теперь же на 368 наличных. Почва – чернозем, подпочва – красная вязкая глина. Поля расположены преимущественно по ровному месту и только часть на холмах. Удобрение не практикуется,- сильно размножаются сорные травы. Огороды разводят для собственного хозяйства. Скотоводство хозяйственное. Скот пасется по выгону и паровому полю. Выгон присельный. Сенокоса нет, так как он распахан. Лес – в одном участке – дровяные заросли и кустарник. Лес рубят выборочно – только для себя. Несостоятельные крестьяне сдают свои наделы в аренду. Промыслов, кроме хлебопашества, нет.


Примечание :Сборник был подготовлен по материалам местных исследований в 1895 – 1897 годах.

Д е р е в н я З а и т о в о.
На конце села Тряпино, по левую сторону от речки Кусь – елга; расположена татарская деревня Заитово. Эта деревня образовалась всего лишь через несколько лет после основания нашего села. Рассказывают, что жители переселились из села Кармаскалы Стерлитамакского уезда, то есть откуда – то из под Стерлитамака, и из села Кармаскалы – нынешнего центра Кармаскалинского района. Однако вероятность такого положения очень небольшая, вряд ли из двух мест под одинаковым названием, и в одн тоже время могли переселиться люди в одно и тоже место. Надо полагать, что они переселились из одного Кармаскалы, но именно из какого сказать трудно. Год основания примерно 1772 – 80 гг. Первоначально поселился татарин по имени Заит около речки Ташлыка. Деревня была названа его именем. В эти же года было основано село Федоровка около Заитовой горы вдоль той же речки Ташлыка. Затем обе деревни переселились на нынешние места. На старом месте деревни Заитово стояло одно большое дерево, имеются два небольших озера и поныне лежат камни – старое кладбище Заитовских татар. Переселение деревень Заитово и Федоровка на новые места объясняется отсутствием хорошей питьевой воды.

Д е р е в н я Н о в о – Г у р о в к а.

Из записей И.М.Кольцова

Деревня Ново – Гуровка переселена на данное место в 1892 году. До переезда на это место в течение 18 лет жители в деревне Марусино Чишминского района, которая принадлежала барыне Марусиной. Землю арендовали. Когда барыня выходила замуж за помещика Зорина, она предложила крестьянам купить эту землю, то есть около деревни Марысино. Однако она запросила большую цену, и крестьяне не согласились. Тогда земля была продана другим крестьянам. Жители деревни Марусино начали искать землю и купили ту землю, на которой они живут сейчас.

Раньше эта земля принадлежала князю Варшавскому, / живущему в Варшаве /, и продажу произвел его управляющий Овсянников. За каждую десятину было уплачено по 6 рублей. По тому времени эта была большая цена. На покупку земли они брали ссуду из Поземельного банка. Однако среди них были весьма состоятельные крестьяне. Всего 28 дворов могли купить весь данный участок князя Варшавского, общая площадь которого составила 836 десятин.

« Я хорошо помню, как мой отец Кольцов Максим вместе с другими гражданами села Тряпино батрачил в Ново – Гуровке, выкорчевал лес на Салпе, около Каменной горы и за Большой речкой.

За околицей Ново – Гуровки на севере стоял великовозрасный березовый лес. Этот лес вырубили и уничтожили в 1910 – 1912 годах. От деревни во все стороны тянулись леса, которые соединялись с основным лесным массивом района. Все они постепенно вырубались, использовались настройку, на топку и прочее, и к 1930 годам ничего не осталось. Уже нельзя было узнать, где был лес и росли вековые деревья.

За границей Гуровской земли, на севере, стоял сплошной орешник, принадлежащий д.Утеймуллино. Невозможно было найти в том лесу дуб, осину и березу. В годы из этого леса народ собирал орехи целыми возами. В некоторых местах просто с земли сгребали лопатами. Теперь этот орешник превратился в осинник, из которого в 1946 году построили новое здание Тряпинской средней школы.

Некоторые дополнения к рассказу Кольцова Ивана Максимовича о д.Ново – Гуровка.
1. Участок Ново – Гуровской земли, ранее принадлежавший князю Варшавскому, хотели купить крестьяне села Тряпино. Представителем от них был Умов Сергей Васильевич. Он уже договорился о цене с управляющим князя Варшавского, Овсянниковым. В это прибыл старшина Кобзев Г.А. представитель крестьян деревни Марусино. Так как им некуда было переселиться, он был вынужден любой ценой и при любых условиях добиваться купли этого участка земли.

Точно неизвестно, как повернулось дело, но Умов С. В. уступил этот участок земли представителю деревни Марусино – старшине Кобаеву. Известно только одно, что на этой сделке Умов С. В. получил значительную сумму. После этого он смог в селе открыть магазин из трех отделов, а крестьяне села Тряпино не смогли купить соседний участок земли и вынуждены были опять ежегодно арендовать землю для посевов и сенокоса у башкир забольшую сумму.

2. Цифровые данные в рассказе Кольцова И.М. немного расходятся с архивными данными. Ново – Гуровское товарищества в составе 36 дворов купило земл от князя Варшавского общей площадью 790,70 десятин в 1893 году.

3. В сборнике статистических сведений по Уфимской губернии за 1899 год о деревне Ново – Гуровка написано: д.Ново – Гуровка – русские переселенцы, собственники из бывших удельных крестьян, переселившихся из Уфимского уезда. Участок приобретен 36 – ю домохозяевами. Усадьба и выгон образовались за счет леса. Земля

делится между крестьянами пропорционально сумме денег, внесенной за землю. В деревне 3 веялки. Луга арендуют у соседних башкир. Оборотные статьи – мельничное место около одной десятины, которое сдается в аренду. Промыслы отсутствуют.
Степень изменения природы человеческой

деятельностью .
Раньше село Тряпино находилось как бы на небольшой поляне среди дремучих лесов Пашни было мало, поэтому деятельность первых жителей села Тряпино была направлена на вырубку и выкорчевывание леса для пашни.

На юг села когда – то лежало непроходимое болото, там же была Большая роща. Последний вяз и этой рощи диаметром до 80 см стоял до 1939 года. Сейчас эта земля используется как пашня, а часть – как выгон для лошадей.

На холме Тете рос крупный лес. До 1930года этот лес с края весь вырубили, выкорчевали, а крупные камни вывезли в овраг, из села вывозили навоз и превращали в прекрасную пахотную землю. Сейчас кустарник на холме Тете остался только н макушке.

До 1935 – 36 – х годов росла Татарская роща / крупный лес. Ранее принадлежавший татарам деревни Леканды и расположенный внутри земель села Тряпино /. Там проходили маевки, массовые гуляния, и было очень красиво. Во время Великой Отечественной войны эту рощу полностью уничтожили, а в 1951 году трактора вспахали весь участок и посеяли просо. На этой целине, на месте бывшего леса, просто выросло высотой в человеческий рост.

В 1954 году на каменистых склонах холма Тете, на опушке лесочка Буляк, на бывших заболоченных местах, освоили 104 га целинных и залежных земель.

Когда – то Буляк, исконный лес жителей села Тряпино, представлял собой большой дремучий лес. А сейчас это только небольшая роща. На освободившихся от леса местах пасется скот, но травострой там очень изрежен.

На восточной окраине села протекает небольшая, почти высыхающая летом речка – Усерген. Говорят, что здесь еще в 1900 годах лежало непроходимое болото, еще ранее тут были непроходимые леса, где проваливались и тонули лошади. Сейчас на этих местах пусто и голо, вся местность уже превращена в пахотные места.
О в р а г и.
Уничтожение лесов, мягкая почва и близость грунтовых вод помогали и помогают распространению оврагов. Особенно бурно растут овраги Печек сырма и и Паркылдак.

Овраг в середине села под названием Печек сырма бурно растет около школьного участка. В 1937 – х годах здесь вовсе не было оврага, а сейчас он имеет ширину около 70 м и ежегодно расширяется. Для борьбы с этим оврагом по его руслу были посажены деревья и кустарники. Только осенью 1957 года было посажено более 5000 корней ивы и других деревьев, посеяны семена камыша. Однако они удержать овраг от разрушения еще не способны.

В 1945 году во время оползня три столетние березы, вязь и несколько кустарников, растущие перед окнами школы, опустились на 3м ниже от поверхности земли. Из них одна береза до сих пор растет внизу.

В 1957 году овраги прудили, сделали искусственный водоем. Из них пруд в Паргылдаке прорвало еще летом, а пруд в середине села на один год сумели уберечь от размыва. Но вешние воды на следующий год прорвали пруд в середине села, и сейчас овраги остались в прежнем состоянии.

Воды в колодцах для хозяйственного пользования достаточно. Поэтому речку Кусь – Елга прудят ежегодно для установки водяной мельницы. До 1930 года около села Тряпино на этой речке было 3 мельницы, сейчас же только одна, ибо в каждом колхозе есть мельница, работающая на нефти. Иногда на территории села происходят карстовые явления. Недалеко от села есть небольшое озеро, прозванное «бездонным». Старик рассказывают, что на месте этого озера росло дерево. В одну прекрасную ночь дерево пропало и на его месте появилось озеро. Попробовали измерить его глубину, но пят связанных вожжей оказались недостаточными. Сейчас озеро наполнено илом и глубина его не превосходит 2 –х метров.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет