«Вальса вихорь шумный »



жүктеу 250.33 Kb.
Дата04.03.2018
өлшемі250.33 Kb.

Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»
Бийского района Алтайского края





Коллективный проект по литературе.

Тема: «Вальса вихорь шумный...»

(Бал в русской литературе пушкинского времени)

Автор: Красникова Ольга Владимировна,

ученица 9 «А» класса



Руководитель: Тараскина Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы


с.Первомайское

2012

Оглавление


Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»
Бийского района Алтайского края 1

Оглавление 1

5.1 Танец – шествие 13

5.2 Полонез 14

5.4 Мазурка 15


Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде


всего перед хозяевами.Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в егоотсутствие допускалось являться с подругой имужем этой подруги. Девицы появлялись на балуисключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость.Девушка могла явиться на бал и в сопровожденииотца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-завнешней непривлекательности, сидеть в сторонке.
В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохоенастроение – на балу должно приятно улыбатьсяи непринуждённо поддерживать светский разговор. 15

Бальный этикет 16

Основными развлечениями в ХIХ веке были  бал и ужин. Между тем они   были   существенными,   но   вовсе   не  обязательными   составляющими званого   вечера.   Русская   дворянская   культура   ХIХ   века   на   этот   счет  -выработала  гибкую  систему  элементов,  которая   могла  варьироваться  в зависимости  от  повода,   количества  и  возраста  гостей  и  многих  других обстоятельств. 16

Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран". 16

Для участия в бале совершенно необходимо знать основы светского и танцевального этикета. 16

7. Элементы светского этикета 16

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к хозяевам и почётным гостям. 
2. Одежда участников бала должна быть нарядной и соответствовать объявленномудресс-коду, дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки обязательны. 
3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость. 
4. При обмене приветствиями сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия. 
5. Бал сопровождался определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты. 
6. На бале важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не следует держать руки в карманах. Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально отведенных для этого местах. 
7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники. 
8. Не разрешается бегать по залу, особенно через его центр. 
9. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемонимейстера, Хозяйки и Хозяина бала. 16


Музыка на балу 16

Наверное, самое важное для успеха любого вечера выбор хорошей музыки. Не важно, сколько вы сэкономите на украшении помещения и на угощении гостей, но на музыке в данном случае нельзя экономить никак - потратьте па приглашение оркестра максимальную сумму, которую позволит нам ваш бюджет. Зажигательные ритмы и соответствиевкусам представителей возрастной категории собравшихся - вот главные достоинства музыки, исполняемой приглашенными вами оркестрантами 16

В начале XIX века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты - часто дорогие, богато декорированные, Естественно в домашних концер1ах исполнялась камерная музыка - в России шали и любили европейских композиторов 16

Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов - исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства,  - виртуозы - пианисты и скрипачи. 16

Список литературы и web-ресурсов 19




Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»
Бийского района Алтайского края 1

Оглавление 1

5.1 Танец – шествие 13

5.2 Полонез 14

5.4 Мазурка 15


Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде


всего перед хозяевами.Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в егоотсутствие допускалось являться с подругой имужем этой подруги. Девицы появлялись на балуисключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость.Девушка могла явиться на бал и в сопровожденииотца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-завнешней непривлекательности, сидеть в сторонке.
В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохоенастроение – на балу должно приятно улыбатьсяи непринуждённо поддерживать светский разговор. 15

Бальный этикет 16

Основными развлечениями в ХIХ веке были  бал и ужин. Между тем они   были   существенными,   но   вовсе   не  обязательными   составляющими званого   вечера.   Русская   дворянская   культура   ХIХ   века   на   этот   счет  -выработала  гибкую  систему  элементов,  которая   могла  варьироваться  в зависимости  от  повода,   количества  и  возраста  гостей  и  многих  других обстоятельств. 16

Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран". 16

Для участия в бале совершенно необходимо знать основы светского и танцевального этикета. 16

7. Элементы светского этикета 16

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к хозяевам и почётным гостям. 
2. Одежда участников бала должна быть нарядной и соответствовать объявленномудресс-коду, дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки обязательны. 
3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость. 
4. При обмене приветствиями сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия. 
5. Бал сопровождался определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты. 
6. На бале важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не следует держать руки в карманах. Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально отведенных для этого местах. 
7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники. 
8. Не разрешается бегать по залу, особенно через его центр. 
9. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемонимейстера, Хозяйки и Хозяина бала. 16


Музыка на балу 16

Наверное, самое важное для успеха любого вечера выбор хорошей музыки. Не важно, сколько вы сэкономите на украшении помещения и на угощении гостей, но на музыке в данном случае нельзя экономить никак - потратьте па приглашение оркестра максимальную сумму, которую позволит нам ваш бюджет. Зажигательные ритмы и соответствиевкусам представителей возрастной категории собравшихся - вот главные достоинства музыки, исполняемой приглашенными вами оркестрантами 16

В начале XIX века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты - часто дорогие, богато декорированные, Естественно в домашних концер1ах исполнялась камерная музыка - в России шали и любили европейских композиторов 16

Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов - исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства,  - виртуозы - пианисты и скрипачи. 16

Список литературы и web-ресурсов 19

Культура – это то, что остается,

когда все остальное забыто

Эдуар Эррио


  1. Актуальность

Что такое бал? Если современному человеку задать такой вопрос, то в воображении большинства сложится весьма определенная картинка: большой красивый зал, пышно одетые дамы и кавалеры. Или еще проще: многие просто вспомнят эпизод из фильма «Война и мир» - первый бал Наташи Ростовой. Но мало кто знает, что такое бал на самом деле. Всем кажется что это прекрасное прошлое, которое не вернуть в наш стремительно развивающийся современный мир.

Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого и в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

Цель:

Систематизировать материал о бале как явлении светской жизни.



Задачи:

  1. Исследовать историю возникновения балов;

  2. Проанализировать роль бала в произведениях русской классики;

  3. Рассмотреть современные бальные традиции.

Основополагающий вопрос:

Может ли будущее каждого из нас зависеть от традиций?


Проблемные вопросы:

Современен ли русский бал?

Почему в наши дни для установления деловых, например, отношений используют бальные мероприятия?

Учебные вопросы:

Что такое бал?

Какова история бала в России: где и когда было впервые проведено праздничное мероприятие?

Какую цель это мероприятие преследовало?

Как проходили балы в России в XVIII и XIX веках?

Что такое бальный этикет?

Кто из русских композиторов создал музыкальные произведения, которые звучали на балах?



  1. Что такое бал?


Бал (от фр. balитал. ballo нем. ball) — собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев илидискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке. Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать».

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

 Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.
  По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура.

На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Бал - красивые наряды, галантные кавалеры, великолепные мазурки, бурные польки перемешивались с меланхоличным полонезом, стремительный вальс захватывал дух, танцующих. Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое, многое другое. Сколько стрел сломал трудолюбивый Амур, о сердца молодых людей? В высоких бальных залах разгоралась и гасла любовь, сколько дуэлей из – за оскорблённой чести и отвергнутой любви, видело это время.

Интрига одна из неотъемлемых атрибутов великосветского бала. Паутина сплетен и наговоров оплетала всех, никто не мог избежать этого, рано или поздно все попадали в расставленные сети интриги. И чтобы не оказаться марионеткой в руках других людей сами начинали плести клубок сплетен.


  1. Какова история бала в России: где и когда было впервые проведено праздничное мероприятие?


Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах. На придворные балы эпохи Возрождения приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады — прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. Иногда весь бал превращался в аллегорический спектакль. Но в те времена люди умели искренне радоваться и непринужденно общаться, так что на балах, надо полагать, царило веселье, а отнюдь не высокомерие и чрезмерная торжественность.

И пожалуй, нигде так не увлекались танцем, нигде не изучали его так тщательно, как во Франции в конце XVII века. Балы, устраивавшиеся при Людовике XIV, были необыкновенны! Они поражали роскошью нарядов и пышностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго. В то время говорили, что хорошо обученный танцам дворянин сможет лучше служить своему королю.

До XVIII века бал являлся привилегией исключительно знати. Пока по указу Людовика XV не стали устраивать платные общественные балы в Оперном театре. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году, и с тех пор среднее сословие за известную плату смогло принимать участие в этих посвященных исключительно танцам увеселениях. Позднее балы стали делить на официально-придворные, общественные, семейные. Понятно, что семейные балы не подчинялись строгому церемониалу и на них с удовольствием танцевали те, кому возраст уже не позволял предаваться этому развлечению на придворном балу.

В России о балах ничего не знали почти до начала XVIII столетия. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I, их начали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Возможно, Петр ввел традицию светских праздников, маскарадов, гуляний, считая, что сблизит все сословия, а общение с дамами поможет смягчению нравов.

Однако истинного блеска великосветские балы в России достигли в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. Особенно популярны были при русском дворе балы-маскарады. Богатством и роскошью они поражали даже французов, считавших, что превзойти балы в Версале невозможно. При Елизавете Петровне на балах и маскарадах зачастую решались государственные вопросы. Ведь бал давал прекрасную возможность приблизиться к государыне или побеседовать с иностранным послом в неофициальной обстановке и в разговоре обронить нужную фразу. И не использовать эту возможность было просто глупо.

На маскарадах Екатерины II веселились люди разных сословий. Каждый желающий мог получить билет в придворной конторе. И хотя купеческий зал был отдельным, никому не возбранялось переходить из зала в зал.

XIX век стал веком массовых бальных танцев, живых и естественных. Балы времен царствования Николая Павловича поражали своей изысканностью и великолепием. А для молодого поколения они стали местом, где, по словам Вяземского, «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились… и чинопочитанию и почитанию старости». Дворяне, состоявшие в тайных союзах, будущие декабристы, на балах заводили нужные знакомства, обсуждали взгляды, находили единомышленников.

Во второй половине XIX столетия большую популярность в обществе приобрели публичные балы в пользу нуждающихся. Помните фильм «Анна на шее»? В нем как раз показана сцена благотворительного базара на балу. Иногда балы собирали деньги на благотворительность за счет высоких цен на билеты. Эти балы так и назывались: «бал в пользу Николаевской детской больницы», «бал в пользу семейств убитых и раненых на войне» и так далее. Вообще благотворительность занимала тогда важное место в общественной жизни России, и балы лишь отражали свое время и его устремления.

Начиная с XIX века и по сей день главной столицей балов считается Вена. Бальный сезон открывается в новогоднюю ночь Императорским балом во дворце Хофбург. А всего с января по март в австрийской столице проходит более трехсот балов! И на них не просто танцуют — здесь собираются вместе единомышленники, люди, объединенные профессией или другим общим делом. Свои балы устраивают садовники и студенты, врачи и кондитеры. При этом на любой бал может купить билет и любой желающий.

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.
Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс". 


  1. Классификация балов

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.



Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России. 

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя. 

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.

Семейные балы Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых, как правило, несколько десятков человек. 

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды, и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.


Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.


  1. Бальный этикет

5.1 Танец – шествие


Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет. Он по традиции открывался полонезом - танцем-шествием. Это был самый строгий и самый официальный танец с множеством поклонов и реверансов. Родился он в Польше в XVII веке, а на Руси его называли «ходячий разговор». Это потому, что во время танца было принято беседовать. Главная тема полонеза - восхищение прекрасной дамой. Широко известны полонезы Шопена, Глинки, Мусоргского (опера «Борис Годунов»), Прокофьева («Война и мир»). Из-за медленного темпа и несложной техники исполнения в танце могли участвовать все присутствующие, невзирая на возраст. Танцующие пары переходили из бальной залы в смежные комнаты и даже шествовали через весь дом.

После полонеза следовал вальс. В основе вальс был народным танцем и нравился поклонникам Руссо за «близость к натуре». Это был простенький танец на два такта, а не на три, как сейчас. Вошел он в моду в конце XVIII - начале XIX века и сразу стал очень популярным. Не менее популярными на балах были менуэт и гавот. Фавориты моды XVIII века, они пользовались популярностью и в XIX веке. Среди знаменитейших примеров такого рода можно назвать менуэты Гайдна и Моцарта.



5.2 Полонез


Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.
5.3 Вальс

Вторым танцем на балах был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

чета мелькает за четой.

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы». Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. В Россиибалы появились в XVIII веке, во времена правления Петра I, но получили своё широкое распространение в XIX столетии.



5.4 Мазурка


Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде
всего перед хозяевами.Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в егоотсутствие допускалось являться с подругой имужем этой подруги. Девицы появлялись на балуисключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при
необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость.Девушка могла явиться на бал и в сопровожденииотца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-завнешней непривлекательности, сидеть в сторонке.
В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохоенастроение – на балу должно приятно улыбатьсяи непринуждённо поддерживать светский разговор.




Бальный этикет

Основными развлечениями в ХIХ веке были  бал и ужин. Между тем они   были   существенными,   но   вовсе   не  обязательными   составляющими званого   вечера.   Русская   дворянская   культура   ХIХ   века   на   этот   счет  -выработала  гибкую  систему  элементов,  которая   могла  варьироваться  в зависимости  от  повода,   количества  и  возраста  гостей  и  многих  других обстоятельств.

Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран".

Для участия в бале совершенно необходимо знать основы светского и танцевального этикета.

7. Элементы светского этикета

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к хозяевам и почётным гостям. 
2. Одежда участников бала должна быть нарядной и соответствовать объявленномудресс-коду, дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки обязательны. 
3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость. 
4. При обмене приветствиями сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия. 
5. Бал сопровождался определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты. 
6. На бале важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не следует держать руки в карманах. Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально отведенных для этого местах. 
7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники. 
8. Не разрешается бегать по залу, особенно через его центр. 
9. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемонимейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

Музыка на балу

Наверное, самое важное для успеха любого вечера выбор хорошей музыки. Не важно, сколько вы сэкономите на украшении помещения и на угощении гостей, но на музыке в данном случае нельзя экономить никак - потратьте па приглашение оркестра максимальную сумму, которую позволит нам ваш бюджет. Зажигательные ритмы и соответствиевкусам представителей возрастной категории собравшихся - вот главные достоинства музыки, исполняемой приглашенными вами оркестрантами

В начале XIX века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты - часто дорогие, богато декорированные, Естественно в домашних концер1ах исполнялась камерная музыка - в России шали и любили европейских композиторов

Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов - исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства,  - виртуозы - пианисты и скрипачи.



7.Современен ли бал в XXI веке?

Зачем нужен бал в наше время? Не устарела ли эта форма досуга?

- А этикет никто не отменял! Манеры, правила общения никуда не исчезли, они до сих пор существуют... Все правила этикета, которые отрабатываются в бальном движении, есть в жизни. От общества зависит, каким оно хочет быть. Бальная культура никуда не уходила. Были, конечно, времена расцвета бальной культуры... А, к примеру, в середине 20 века популярностью пользовались танцплощадки с живым оркестром. Но танцевали все те же вальсы, фокстроты, танго. Моя мама была королевой танцевальных вечеров. Они с братом лучше всех в городе вальсировали. Потом, конечно, дискотека с техникой, аппаратурой перехватила танцевальное движение...

Мы живем в замечательное время! Современный человек многогранен. Может позволить себе все, что угодно: в понедельник сбегать в кожаных штанах на рок-концерт, во вторник съездить непричесанным с гитарой на природу, в среду в длинном платье поехать на бал. Это такая культурная игра.

Взрослые балы, конечно, остаются элитными. А вот за детскими балами - большое будущее. В них заложен серьезный образовательный компонент: хореография, история, этикет. Общение между мальчиками и девочками. Встречи с незнакомыми людьми. Возможность увидеть знакомых другими глазами, с новой стороны. Часто бал становится единственным местом, где можно все это прожить. А любое положительное проживание обязательно что-то дает человеку.

Я вижу это по старшеклассникам, которые не первый год танцуют на балах. Они отличаются от остальной молодежи. В первую очередь меня радует отношение молодых людей к даме. Юноши спокойно общаются с противоположным полом, без пошлости, без контекстов, девушка для них - всегда королева, не только на балу, но и в жизни. И девушки остаются истинными леди в любой ситуации.



В отличие от XIX века, когда занятия танцами были обязательными для дворянского сословия, сегодня изучение бальных танцев не является ни для кого обязательным. С середины XX-го века стали проводиться конкурсы и соревнования по танцам. Бальные танцы сначала называли конкурсными бальными танцами, затем спортивными бальными танцами, а теперь уже многие просто называют «Спортивные танцы», которые с бальными только внешне иногда похожи. Место балов заняли соревнования, на которых этикет, внутреннее наполнение танцев, эмоции, возникающие между мужчиной и женщиной во время танца, традиции не имеют никакого значения. Главное – рейтинг, спортивные звания, класс танцора. 

В Москве проводятся балы, копирующие XV-XIX век. Но эти балы были актуальны в своё время. Многие ли из вас могут себе сегодня позволить пригласить в свой дом гостей и провести бал, как князь Потемкин, например? На князя и других представителей элиты общества в своё время работали миллионы рабов – крестьян, чтобы они могли позволить себе проводить шикарные балы. А многие ли люди, с их занятостью на работе, дома в семье, социальными проблемами, могут себе позволить заниматься танцами, так, как князья в XIX веке? Люди из высшего общества в то время занимались также музыкой, литературой, живописью. С моей точки зрения, человек так и должен развиваться, но, помимо творчества, человек должен также заниматься развитием своего физического тела, развитием своей духовности, созидательной социальной работой, постоянно повышать уровень своего образования, и при этом достойно обеспечивать себя и свою семью.

Вывод: Я попыталась рассмотреть не только бал в русской жизни пушкинского времени, но и классификацию и виды балов, обратила внимание на то, что правила балов девятнадцатого века очень популярны и в наши дни, что дает возможность понять: традиции русской культуры 19 века возрождаются, становятся актуальными. Ведь на балу все участники получают положительный заряд, приобретают практику светского общения.

Именно поэтому и А.Пушкин, и М. Лермонтов, и Н.Гоголь, и Л.Толстой основные вопросы выносили именно на сцену бала в своих художественных произведениях.


Список литературы и web-ресурсов


  1. http://www.korint.ru/tours/europe/italy/main_italy/karnaval/- Венецианский Карнавал масок

  2. http://www.krasrab.com/archive/2007/11/28/09/view_article - Исторический бал в Красноярске

  3. http://www.referats.5-ka.ru/44/39722/1.html - Бал на страницах русской классики

  4. http://www.rimv.ru/aeroport/2_na_balu.htm - Бал в России – 18 век

  5. http://www.rosizo.ru/life/archives/2002/japan-etiket.html

  6. http://www.sibflora.ru/?p=interiors-works – Бал имени Наташи Ростовой (IQ бал)

  7. http://www.svyatki.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=47&limit=1&limitstart=0– Что такое бал?

  8. http://www.venskibal.ru/2007/ru_geschichte.htm - Король балов - вальс

  9. http://villanella.ru/_dances/index3.php?razd2=19vek&doc=FAQ+по+балам – Бал 19 века

  10. http://wikipedia.org/wiki/Бал - Из истории бала

  11. Н. Долинина «Прочитаем Онегина вместе», «Печорин и наше время »

  12. Каталог "Средь шумного бала..." Балы и императорская семья (вторая половина XIX - начало XX века) Барковец О.И. – Придворные балы

  13. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Дрофа, Москва 2002

  14. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Дрофа, Москва 2002

  15. Л.Н. Толстой "Война и мир" Дрофа, Москва 2002



Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет