Великанов Андрей Григорьевич, доцент Москва, 2012 Настоящая программа



жүктеу 38.8 Kb.
Дата30.03.2018
өлшемі38.8 Kb.
түріПрограмма

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Отделение культурологии



Программа дисциплины

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

для направления 031400.68 «Культурология»

подготовки магистра




Автор программы: Великанов Андрей Григорьевич, доцент

Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

В данном курсе история современного искусства рассматривается с точки зрения теорий и концепций, которые послужили причиной появления новых форм в искусстве или интерпретировали их. История современного искусства не может быть описана как последовательная смена формальных стилей, как это принято в классическом искусствоведении. Другой термин, «метод», который становится ключевым в искусстве с началом эпохи модернизма, характеризует не принцип отличия по внешним, формальным признакам, а по основополагающим идеям данного течения или группы художников. С появлением постмодернистской культуры терминология, служащая для описания СИ, еще болоее усложняется. Таким образом, чтобы рассмотреть историю современного искусства, необходимо увидеть его место в общей истории искусства, как последовательности культурных эпох, сменяющих друг друга по существенным основаниям. Предлагается интерпретировать историю искусства как три эпохи (мимесис, модернизм, постмодернизм), в рамках которых складывались уникальные способы познания, философского осмысления мира и творческой реакции на этот мир. Современное искусство представляет собой явление, возникающее на рубеже модернизма и постмодернизма, в котором сильны и существенны взаимосвязи между отдельными направлениями, однако связи с предыдущими культурными эпохами не менее важны для понимания данного явления. 

Материал лекций состоит из трех важнейщий частей - теория и терминология современного искусства; краткое описание авангардных и модернистских форм, приходящих на смену классике в конце 19-го - начале 20-го в.в.; рассмотрение и интерпретация различных направлений и конкретных художников в период с 50-х годов 20-го в. до наших дней, как в зарубежном, так и в отечественном искусстве. 
Тематический план занятий:
Лекция 1. Теория и терминология современного искусства. Розалинд Краусс. Клемент Гринберг. Дональд Прециози. Периодизация. Стиль и метод. 
Лекция 2. Теория и терминология современного искусства. Модернизм. Постмодернизм. Моррис Витц. Антиэссенциализм. Абстрактная живопись. 
Лекция 3. Абстрактный экспрессионизм. Ташизм. Живопись цветового поля. Марк Ротко. Барнетт Ньюман. Дэвид Смит. 
Лекция 4. Ив Кляйн. Флюксус. Джордж Мачюнас. Джон Кейдж. Карлхайнц Штокхаузен. Йоко Оно. Йозеф Бойс. 
Лекция 5. Йозеф Бойс. Вдохновители (Ницше, Штайнер), предшественники (Дюшан, Дада), коллеги (Флюксус), последователи (Ханс Хааке, Мэтью Барни). 
Лекция 6. Британский и американский поп-арт. Энди Уорхол, Ричард Хамильтон, Питер Блейк, Дэвид Хокни, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Клас Ольденбург, Рой Лихтенштейн. 


Лекция 7. Минимализм. Дэвид Смит. Энтони Каро. Тони Смит. Дональд Джадд. Дэн Флавин. Ричард Серра. Сол Ле Витт. Минимализм и архитектура. Норман Фостер. Фрэнк Оуэн Гэри. Роберт Вентури. Чарльз Дженкс. 
Лекция 8. Концептуализм. Сол Ле Витт. Джозеф Кошут. Майкл Крейг-Мартин. Джастин Купер.
Лекция 9. Лэнд-арт. Серж Генсбур. Ситуационизм. 
Лекция 10. Акционизм. Философия и искусство действия. Диоген. Аристотель. Джексон Поллок. Гутай. Ив Кляйн. Флюксус. Йозеф Бойс. Аллан Капроу. Крис Бёрден. Брюс Науман. Венский акционизм. Марина Абрамович. Стеларк. 


Лекция 11. Новые медиа. Герберт Маршалл Маклюэн. Клинтон Ричард Докинз. Вольф Фоштелл. Нам Джун Пайк. The Yes Men. Нео-поп. Джефф Кунс. Чичолина. Такеши Мураками. 
Лекция 12. Трансавангард - Бонито Олива, Франческо Клементе. Феминизм - Гризелда Поллок, Джудит Батлер, Алла Митрофанова, Трэйси Эмин. YBA - Чарльз Саатчи, Дэмиен Херст, Крис Офили. Марк Куинн. Стрит-арт - Бэнкси. Паблик-арт - Джино Де Доминикис. Начало темы - нонконформистское и авангардное искусство в СССР и России. Художественные вкусы вождей. Американская национальная выставка (1959). Лианозовская школа. Оскар Рабин. Манеж 1962. Бульдозерная выставка. Соц-арт. Комар и Меламид.


Лекция 13. Илья Кабаков. Борис Гройс. Московский романтический концептуализм. Нома. Поездки за город. Андрей Монастырский. Юрий Альберт. Вадим Захаров. Гнездо. Чемпионы мира. Тотарт. 

Лекция 14. Московский акционизм. Олег Кулик. Анатолий Осмоловский. Александр Бренер. Авдей Тер-Оганьян. Олег Мавромати. Новая академия. 

Лекция 15. Мастерская визуальной антропологии. Виктор Мизиано. Валерий Подорога. Группа AES+F. Внеинституциональный акционизм. Группа "Война". Pussy Riot.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет