Возрождение памятников истории и культуры древнего города Болгар и острова-града Свияжск



жүктеу 243.03 Kb.
Дата07.05.2019
өлшемі243.03 Kb.
түріКлассный час

Классный час, проводимый в начальных классах в День знаний в МОУ «Гимназия» Мензелинского муниципального района РТ
Тема: «Возрождение памятников истории и культуры древнего города Болгар и острова-града Свияжск».
Задачи:

  • познакомить учащихся с историей древнего города Болгар и острова-града Свияжск;

  • формировать и развивать интерес к прошлому родного края;

  • воспитывать уважительное отношение к родному краю, его истории и культуре.

Материал:

Оборудование:

Ход урока


  1. Организация класса к уроку.

  2. Вводная беседа

Что такое родина? Родина - это наши родные и близкие, наш дом, улица, город или деревня. Это школа, это школьные друзья, учителя. Это воздух, которым мы дышим, земля, по которой мы ходим. Мы живем в Республике Татарстан, и это наша родина. Республика Татарстан богата плодородными землями, лесами, полями, реками. Самые большие реки нашей республики - Волга и Кама, словно голубая лента опоясывают нашу республику. Много в ней и других больших и малых, извилистых, красивых рек и речушек.

Самая большая гордость Татарстана - люди, живущие в нем. Земля нашей республики - древняя, историческая родина татар. Однако представители и других национальностей обрели здесь свою родину. Татарский народ веками трудился бок о бок с русскими, чувашами, башкирами, марийцами, мордвой, удмуртами и многими другими народами.

Говоря словами Г. Тукая:
С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и в морали.

Один за другим проходили года, -

Шутили, трудились мы вместе всегда.

(пер. С. Липкина)

В Татарстане много исторических памятников, хранящих память о минувшем… И это еще одно большое богатство нашей республики - ее тысячелетняя история. Что же такое история? История - это, прежде всего, память. Народ, позабывший свою историю, язык, теряет свои корни, теряет человеческий облик.

Как же мы можем узнать о том, как жили наши далекие предки? К сожалению, до нас дошло очень мало источников. Но исчезло не все. Есть записки путешественников, летописи, произведения устного народного творчества. Благодаря исследованиям ученых мы можем сегодня рассказать об истории и культуре древних городов Татарстана.
3. Болгар

Рассказ следует начать с истории города Булгар (Болгар) как более древнего населенного пункта. Известно, что самое раннее поселение на месте Булгара относится ко второй половине I-го тыс. н. э. По восточным письменным источникам город известен с X столетия.

Теперь мы можем наблюдать только остатки древнего города Булгар - силуэты белокаменных руин. Они виднеются издалека на обрывистом левом берегу могучей реки Волги, в 30 км от впадения в неё реки Камы. Десять столетий тому назад нам открылась бы другая картина.


В X – первой половине XII вв. Булгар был столицей средневекового государства Волжская Булгария, которое называли «царством с богатыми городами».

Князь города Булгар Алмуш был первым эмиром страны, Его имя стоит на первых булгарских монетах. Именно Алмуш отправил посольство булгар в Бухару и Багдад и принимал у себя посольство багдадского халифа. После обращения в новую веру он стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла.

Учитель обращает внимание на то, что с принятием ислама булгары смогли приобщиться к мусульманской культуре - тогда передовой культуре Востока. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки.

Нигде не было столько купцов, как в Булгаре. И не случайно: город стоял на пересечении торговых путей. И потому сюда приезжали купцы со всех концов мира. На улицах города можно было встретить «гостей» из Аравии, Армении, Киева, Новгорода, Византии, Хорезма, Передней Азии. Здесь почти круглый год шумели многочисленные базары. (+☼иллюстрация: Шамсутдинов, картина «Ага Базар», с кораблями. - Диск «Древняя Казань»).

Но со временем звезда Булгара стала клониться к закату. Одной из причин были участившиеся пограничные столкновения между Русью и Волжской Булгарией. Булгар, расположенный близко к пограничным землям, теряет свой былой статус столицы. Он уступает первенство городу Биляр, расположенному в глубине страны.

Осенью 1236 г. булгарская земля стала полем кровавых битв с полчищами хана Батыя. Пылали, превращаясь в пепел города. Завоеватели не щадили ни старого, ни малого. В документе тех лет говорится: «…От множества войск земля гудела и стонала, от множества и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные птицы».

Булгар пал первым после ожесточенного штурма. Часть жителей его была убита, другая – захвачена в плен. Уцелевшие было здания поглотил огонь. Все ценное имущество горожан стало добычей монгольских воинов. Цветущий город был стёрт с лица земли. (☼иллюстрация: Халиков. Взятие Булгар. - Диск «Древняя Казань»).

Участь Булгара разделили многие другие булгарские города и села. От десятков городов и сотен сёл не осталось даже названия. Когда-то густо заселённые земли обезлюдели. Булгары бежали или в более безопасные районы, за Каму, или уходили на Русь. По сообщениям русских летописей, на Руси они «просили, чтобы им дали место». Их расселили по городам около Волги.

Но истерзанная страна не стала лёгкой добычей завоевателей. Монголам потребовалось более сорока лет, чтобы окончательно подчинить себе булгарские земли.

На Нижней Волге, в половецких степях, начало складываться новое государство во главе с ханом Батыем. Его называли Улусом1 Джучи, по имени старшего сына Чингисхана - отца Батыя. Позже это государство стали называть Золотой Ордой.

Жизнь медленно возвращалась на земли булгар, ставшие теперь Булгарским улусом. Заново были отстроены Булгар на Волге и Сувар. На новом месте поднялись Джукетау и Биляр. Но ни один из городов теперь не имел укреплений.

Булгар так расцвёл, что его стали называть не иначе, как «Золотой трон ханов Джучиева улуса». Здесь была первая ставка Батыя. Здесь начали чеканить первые ордынские монеты.

К XIV столетию Болгар стал одним из крупнейших городов Золотой Орды. Во второй половине этого столетия он был окружён земляным валом   и   мощными    дубовыми   стенами. В ремесленных слободах жили литейщики и кузнецы, гончары и косторезы, а также кожевенники. Общая численность населения города превышала 50 тысяч человек.

Жилище ремесленников было незатейливым, зато улицы в слободах покрывал деревянный настил. Богатые горожане возводили себе дома из обожжённого кирпича и с подпольным отоплением.





Картосхема Булгарского городища

  1. Соборная мечеть

  2. Северный мавзолей

  3. Церковь Успенья

  4. Восточный мавзолей

  5. Выставочный зал

  6. Ханская баня

  7. Ханская усыпальница

  8. Малый минарет

  9. Белая палата

  10. Черная палата

  1. Западные ворота

  2. Южные ворота

  3. Восточные ворота

  4. Малый городок

  5. Комплекс мавзолеев

  6. Краеведческий музей

  7. Озеро Рабиги

  8. Туристический причал

  9. Зал омовения

  10. Колодец Габдрахмана

Замечательными мастерами были болгарские строители. На центральной площади города они возвели высокую Соборную мечеть из камня. Зал мечети был выложен майоликовыми2 и изразцовыми плитами. За её толстыми стенами жители Булгара могли укрыться в случае военной опасности.

Малый минарет и ханская усыпальница

Недалеко от Соборной мечети находилась усыпальница. В нее входили два мавзолея – Северный и Восточный.



Восточный мавзолей, церковь Успенья

Рядом с ханской усыпальницей возвышался Малый минарет. На его крышу вела внутренняя винтовая каменная лестница в 45 ступеней.





Чёрная палата

Легендами овеяна Чёрная палата г. Булгар. Это сооружение названо так по его сильно потемневшим от пожара стенам. Вот что гласит предание. В Чёрной палате после подавления восстания булгар ордынцами укрылся булгарский царь Абдуллах со своей семьей и приближёнными. Преследователи обложили здание брёвнами и подожгли. Все, кто находился внутри, должны были погибнуть. Но очаровательная дочь булгарского царя смогла выбраться на крышу и остаться живой. Её не погубили ни языки обжигающего пламени, ни удушливый чёрный дым. Когда пожар стал стихать, все увидели, как юная красавица вознеслась на небо.

Ученые продолжают спорить о том, для каких целей была построена Чёрная палата. По татарской легенде, в ней булгарские цари вершили правосудие. Нижние зарешеченные окна здания наводят на такую мысль. Но возможно, что это был мавзолей или медресе при мечети.

В пределах города располагалось другое замечательное сооружение – Белая палата. Это была общественная баня с несколькими куполообразными крышами. В холодное время года баня отапливалась, горячая же вода была в ней постоянно. Тепло подавалось по подземным каналам, а горячая вода, как и холодная, - по керамическим трубам.

Трудно было отказать себе в удовольствии сходить в такую баню. Здесь не только мылись. Это было место общения и отдыха. Булгарская знать коротала время за беседой, слушала выступления поэтов, играла в шахматы и шашки.

Белая палата
Булгар славился не только своим ремеслом, архитектурой, но и торговлей. Болгарские товары знали в русских княжествах и в Средней Азии, в Китае и Индии, в Византии и на Ближнем Востоке. В пригородах Булгара жили иноземные купцы. Благодаря археологам известно, например, что здесь были торговая слобода армян и обширная слобода русских купцов.

Для создания образа Булгара периода его расцвета можно использовать следующие поэтические строки:



На дивом месте возведён,

он виден был со всех сторон,

мечетями гордился он.

И говорят, в те времена

там были книги, письмена,

То мусульман была страна.

Эти строки дают возможность также обозначать ценностный компонент урока, т. е. представить значение культуры Булгара как части историко-культурного наследия татарского народа, других народов Татарстана.

Таким образом, расцвет Булгара пришелся на XIV в. С 1250-х гг. он стал крупным торгово-ремесленным центром Поволжья. В культурных слоях XIII – XIV вв. археологами открыты остатки домов, бань, гончарные и металлургические горны, дренажные сооружения; найдено множество орудий труда, бытовых вещей, украшений, включая вещи из Средней Азии, Крыма, Закавказья, Руси и Китая. В это время в городе велось крупное строительство культовых и светских сооружений, развивались ремесла и торговля.

В 1361 г. во время карательного похода золотоордынский хан Булат-Тимур захватил и разрушил город. По могуществу и процветанию Булгара был нанесен мощный удар. В 1370 и 1376 гг. по приказу Мамая Булгар осадили войска московского князя Дмитрия Ивановича и тоже нанесли городу значительный урон. В 1431 г. Булгар был захвачен войсками великого князя Василия II под предводительством Фёдора Пёстрого, вновь подвергся разграблению и пришёл в окончательный упадок.

Что последовало потом? В 1438 г. на территории Волжской Булгарии образовалось Казанское ханство. Политическим и экономическим центром Среднего Поволжья стала Казань. Булгар играл роль одного из религиозных и экономических центров этого государства. После падения Казанского ханства его население было изгнано, и город пришел в запустение. В начале XVIII столетия на его территории был основан Успенский мужской монастырь, вокруг которого возникло село Болгар.

Булгар теряет прежнее значение и остается только местом поклонения мусульманским святыням. Так продолжалось не одно десятилетие3. На это обратила внимание Екатерина II, посетившая Булгар во время знаменитого путешествия по Волге 2 мая 1767 г. После осмотра бывшей булгарской столицы она писала в одном из своих писем: «Мы ездили на берег смотреть развалины города Булгар и нашли, действительно, остатки больших, но не весьма хороших строений, два турецких минарета весьма высокие и всё, что тут не осталось, построено из плиты очень хорошей, татары имеют великое почтение к месту сему»4. Ранее Екатерины II городище в 1722 г. посетил Петр I, который распорядился о мерах по сохранению каменных построек древнего города, сборе и переводе эпитафий надмогильных плит с булгарскими и армянскими надписями и велел охранять руины как исторический памятник.

В кругах русской научной, художественной интеллигенции Булгар рассматривался и как средоточие памятников культуры. Характерно, что на его территории с XIX в. начались археологические работы. Архитекторы, живописцы, графики делали обмеры и зарисовки памятников городища5. Так, альбом «Архитектурные чертежи древних Болгар» оставил архитектор А. К. Шмидт6, серию рисунков – братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы7. Во время третьей поездки на Волгу в июле 1872 г. путешествие в Булгары совершил художник А. К. Саврасов. Он написал два законченных натурных этюда - «Село Болгары. Черная палата» (представлен в Третьяковской галерее) и «Село Болгары» (находится в Русском музее). Работы А. К. Саврасова относятся к числу лучших живописных изображений древней столицы Волжской Булгарии8.

В 1781 г. Болгар получил название Спасск и уездного города Казанской губернии9. Гербом его сделали изображение древней башни в золотом поле в знак того, что подле сего нового города в близости находится древний татарский город Булгар, в котором по сие время таковые башни время еще не разрушило»10.


В 1926 г. Спасск был переименован в Спасск-Татарский, в 1935 г. – в Куйбышев. При сооружении Волжской ГЭС им. В.И. Ленина город попал в зону затопления и был перенесён на новое место, в район села Булгар.

Булгар - самый маленький по численности населения город Республики Татарстан. Но он лишний раз подтверждает верность пословицы: «Мал золотник11, да дорог». Дóрог тем, что заключено в его истории, в его историко-культурном наследии.

Можно сказать, что зримым средоточием этого богатства является городище, окруженное валом и рвом длиной более пяти километров. Здесь расположены архитектурные памятники XIII - XIV веков - Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый Минарет, Черная палата, Белая палата, Ханская баня и многочисленные археологические объекты. Таков современный Булгар, не дающий погрузиться своему прошлому в пучину небытия.


В 1969 г. на базе Болгарского городища был создан Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник12. Он является научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением, которое осуществляет изучение, охрану и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на его территории. Охранная зона для него установлена в пределах Болгарского городища и 50 м от древнего вала, включая развалины «Малого городка» и «Греческой палаты» (площадь 415 га).

Болгарский музей-заповедник, подчеркивает учитель, является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан. В 1998 г. он включен в Предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации (Список ожидания)13

По проекту «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск» на Болгарском городище будет построен причал для туристических теплоходов с комплексом сооружений музейного назначения и туристического сервиса. В районе Малого городка - главных южных ворот древнего города будет создан современный музейно-туристический комплекс, состоящий из музея Болгарской цивилизации, визит-центра, «ремесленной слободы» - интерактивных мастерских, объектов туристической инфраструктуры и т.д.




4. Свияжск

Пословицы: «Мал золотник, да дорог» в полной мере приложима и к Свияжску не по своей воле ставшем островом-градом14. Но прежде - рассказ о свияжской истории, которая началась на несколько столетий позже истории Булгара.

Возникновение города Свияжск относится к периоду противостояния Московской Руси и Казанского ханства в середине XVI в.

Осенью 1550 г. царь Иван IV Грозный расположился лагерем у реки Свияги. Его войско уже предприняло несколько неудачных попыток овладеть Казанью. Теперь он вновь искал возможность покорения города. Внимание царя привлёк высокий холм на берегу реки – Круглая гора, который мог стать хорошим опорным пунктом для продвижения войск и овладения землями Казанского ханства.

Было принято решение возвести здесь крепость. Однако построить крепостные сооружения на чужой земле в предельно кроткий срок было достаточно сложно. Тогда зодчие, которым было поручено строительство, решили использовать срубный метод деревянной постройки. Это позволяло разделить строительство на два этапа. Первый - заготовка, второй - сборка.

Заготовка и предварительная сборка фортификационных сооружений производились в лесах под Угличем за тысячу километров от Казани. Здесь был срублен и пробно собран целый город со стенами, башнями и церковью. После завершения работ все брёвна были размечены, погружены на суда и отправлены к месту назначения. В апреле 1551 г. суда, везущие брёвна, отплыли. Вместе с ними в поход двинулись и русские рати. В мае 1551 г. суда причалили к Круглой горе и начали вырубку леса, одновременно начав сборку привезенных фортификационных конструкций. Особенности рельефа местности, однако, внесли коррективы, и крепость пришлось достраивать, используя местный лес. Строительство велось невероятно быстрыми темпами и в течение четырёх недель было завершено.




Вот как выглядят эти события под пером составителей Никоновской летописи15, обращение к которой поможет воссоздать язык и атмосферу того времени и которое более всего уместно в старшей школе.

«В лето 7059 (1551 г.). И мыслил государь город поставити на Свияге на устие, на Круглой горе,... призывает к собе диака своего Ивана Григорьева сына Выродкова16 и посылает его, а с ним детей боярскых, на Волгу в Углецкий уезд17, церквей и города рубити и в судех с воеводами на низ вести, еже и бысть. Месяца априлиа отпустил царь и великий государь в судех: в болшем полку царя Шигалея, да казаньскые князи и мырзы, Костров-князь да Чапкун да Бурнаш с товарыщи, 500 человек, много бо их тогда бяше у государя. А город ставити и вперед в городе быти воевод своих государь отпустил боярина и воеводу князя Семена Ивановича Микулинского... Месяца мая 24, в неделю Всех Святых, царь Шигалей и воеводы пришли на Свиягу, и, очистя гору, пев молебнаа и воду осветя, город и церковь в городе заложили... И пожаловал государь царя Шигалея Казанию и на Казани его учинил, и дал ему к Казани Луговую18 сторону всю да Арскую; а Горная19 вся сторона к Свиажьскому городу...». Из Никоновской летописи.

Один из эпизодов истории основания Свияжска описал выдающийся русский историк Н. М. Карамзин:

«Князь Серебряный20 первый распустил знамя на Круглой горе 16 Маия, при закате солнца; отпел там вечернюю молитву и рано, 18 Маия, нечаянно ударил на посад казанский …, возвратился к устью Свияги и ждал главного войска. Оно прибыло на судах 24 мая и… с торжеством вышло на берег…

Густой лес осенял гору: оставив мечи, воины взяли секиры, и в несколько часов ее вершина обнажилась. Назначили, размерили место, обошли вокруг оного с крестами, святили воду, основали стены, церковь во имя Рождества Богоматери и Св. Сергия и в четыре недели совершили город Свияжск, к изумлению окрестных жителей...»21.



Основание Свияжска. Фрагмент иконы

Крепостные сооружения Свияжска по своим размерам превосходили сооружения Великого Новгорода, Пскова и даже Московского Кремля. Стена крепости тянулась на 2,5 км, в нее врезались 18 башен, 7 из которых — проездные. Главными были глядевшие на Волгу Рождественские ворота высотой в 6 саженей, с подъемной решеткой.

Крепость нависла серьёзной угрозой над столицей Казанского ханства, став мощным опорным пунктом для войск Ивана Грозного. Это обеспечило их маневренность и позволило в последующем осуществить осаду Казани, завершившуюся её взятием.

По прошествии некоторого времени в Свияжской крепости разместились шесть церквей, два монастыря и постройки гарнизона. Вокруг крепости был выстроен посад, где разместились обслуга. В посаде располагался рынок, торговый двор, ремесленные мастерские. В последующем за посадом по направлению больших торговых дорог выстроились Ямская, Жилецкая, Архимандричья слободы. Это уже был настоящий город.

На некоторое время Свияжск стал административным центром Поволжья. Однако его расположение не способствовало экономическому развитию. Постепенно административный и торговый центр вновь перемещаются в Казань. За ненадобностью столетие спустя после основания города была разобрана крепостная стена.

Свияжск жил рыболовством и торговлей. Но у него было другое предназначение – стать одним из духовных центров Поволжья. И тому были основания: на небольшой территории располагался целый ансамбль православных культовых зданий. Все они – деревянная Троицкая, Никольская, Сергиевская церкви, церковь Константина и Елены, Успенский, Иоанно-Предтеченский монастыри - памятники архитектуры. Их история насчитывает до пяти столетий. И почти все они – «старшие братья» главных архитектурных памятников Казанского Кремля22, что указывает на их историческую ценность. Теперь самое время познакомиться с некоторыми из них поближе.



Троицкая церковь (1551)

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевского, в последующем - Иоанно-Предтеченского монастыря.

Троицкий собор (именно так официально именовалась маленькая бревенчатая церковь 1551 года) является одним из древнейших в России памятников деревянного зодчества.

Ансамбль монастыря включает три церкви:

- Троицкая церковь. Это древнейшее деревянное здание Свияжска, последняя уцелевшая часть Свияжской крепости, построена из бревен, сплавленных из Мышкина, что под Угличем, её возведение относится к 1551 г. Одновременно она - единственный в Среднем Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI в., один из древнейших в России памятников этого зодчества. В XVIII в. церковь была реконструирована и внешне ничто не указывает на древность сооружения. Однако стоит войти внутрь и можно погрузиться в атмосферу удивительной строгой красоты древнего строения.

Интерьер Троицкой церкви хорошо сохранился; иконы из иконостаса в настоящее время собраны в Государственном музее изобразительных искусств РТ;


Сергиевская церковь (1604)

- Сергиевская церковь – первое каменное здание Свияжска. Возведена в XVII в. псковскими зодчими. Это кубовидный храм, выстроенный из белого камня и увенчанный маленькой главкой. Здесь находилась главная святыня Свияжска - древняя храмовая икона преподобного Сергия Радонежского23, покровителя города Свияжска. Согласно преданию, икона преподобного Сергия специально была привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 1551 г., перед возведением города на Круглой Горе. Есть сведения, что храм был построен на средства царя Бориса Годунова и освящен тогдашним митрополитом Казанским и Свияжским (1589-1606) Гермогеном, будущим патриархом всероссийским (1601 - 1612) и героем Смутного времени24.

- Собор иконы Всех Скорбящих Радости, построен в 1898—1906 гг. архитектором Ф. Н. Малиновским25. Храм по размерам наиболее значителен в Свияжске и хорошо виден с Волги.

Собор иконы Всех Скорбящих Радостей (1906)


Архитектурный ансамбль Успенско-Богородицкого монастыря. Расположен на противоположной стороне острова. Ансамбль монастыря, известен уникальными фресками XVI в. Вход в монастырь проходит через Святые ворота. Архитектурный ансамбль включает храмы XVI в.:

- Никольская церковь. Возведена в 1556 г., представляет собой редкий тип церкви-колокольни с массивной башней на монолитном основании.



Успенский собор (2-я пол. XVI в.)





Успенский собор. Южная сторона

- Собор Успения Богородицы, построен в 1560 г. Его главная достопримечательность - сохранившиеся настенные фрески, покрывающие всю поверхность внутренних стен храма и написанные при жизни Ивана Грозного. Значимость этого архитектурного памятника определяется тем, что он строился практически одновременно с храмом Василия Блаженного в Москве и Казанским Кремлем. Строили их псковские зодчие под руководством знаменитого Постника Яковлева Бармы26. Успенский собор, имеющий типичные черты «псковской школы», возводил непосредственно его помощник мастер Иван Ширяй.

В 1558 г. собор был богато расписан внутри и снаружи. Его внутренние фрески достаточно полно сохранились. Площадь уникальных фресок более 1000 кв. метров. На этих фресках сохранилось одно из немногих прижизненных изображений Ивана Грозного. Позднейшие перестройки Успенского собора исказили памятник, придали ему черты провинциального барокко XVIII в.

Церковь Константина и Елены (2-я пол. XVI в.)

В 1960 г. Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России. В 1997 г. храмы острова-града переданы в ведение Казанской православной епархии. С 1998 г. территория Свияжска является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО27.

С внешней стороны судьба Свияжска во многом повторила судьбу Булгара, оказавшегося после второй половины XVI в. в составе российских городов. Только уездным городом он стал на два столетия раньше. С середины XVIII в. Свияжск превращается в небольшой уездный городок. В XIX в. он подвергается существенной перестройке и теряет свой первоначальный облик. Его социально-экономическое значение было мало существенным. Вот что о нём сообщало самое основательное энциклопедическое издание России того времени:

«Свияжск — уездный город Казанской губернии на р. Свияге, в 8 верстах от впадения последней в Волгу, в 38 верстах от г. Казани; расположен на высоком холме, круто спускающемся на луговую равнину. В весенний разлив Волги Свияжск со всех сторон окружен водой. Жителей 2 363 (1 249 женщ.); главное занятие их — рыболовство и вязание рыболовных снастей. Два монастыря (муж. и жен.), пять церквей, 2-х классное городское мужское училище. Фабрик и заводов нет. Уездное земство содержит библиотеку, больницу на 40 кроватей и склад медикаментов. Городские доходы (1897) 11 785 руб., расходы 10 679 руб. Пароходное сообщение с Казанью»28.



Схема Свияжска


  • 1. Успенско-Богородицкий монастырь: а) Собор Успения Богородицы (1560); б) Никольская церковь (1556); в) Настоятельский корпус (XVII век); г) Братский корпус (XVII—XVIII века). д) Монастырское училище (XVII—XVIII вв.).

  • 2. Хозяйственный двор Успенско-Богородицкого монастыря (XVII—XVIII вв.).

  • 3. Иоанно-Предтеченский монастырь: а) Троицкая церковь; б) Сергиевская церковь (XVII в.); в) Собор иконы Всех Скорбящих Радости (1896—1906); г) Монастырская трапезная (1890); д) Корпус игуменьи (1830); е) Кельи (1820); ж) Часовня и кельи (1897).

  • 4. Казначейство, присутственные места, тюремный замок (1838—1840).

  • 5. Казармы Свияжской конвойной команды (XIX в.).

  • 6. Комплекс Земской больницы (1870-е гг.).

  • 7. Здание уездного училища (1830-е гг.)

  • 8. Комплекс зданий Свияжского ремесленного училища и пожарного обоза (середина XIX в.).

  • 9. Дом купцов Ф.Т. и В.Ф. Каменевых (конец XIX в.)

  • 10. Здание городской гимназии (1913—1914).

  • 11. Дом Илларионова — Бровкина — Медведева (начало XIX в.).

  • 12. Церковь Константина и Елены (конец XVI века).

  • 13. Дом городского головы Ф. М. Полякова (конец XIX в.).

  • 14. Здание богадельни (конец XIX в.).

  • 15. Стена коммунаров. Место расстрела красногвардейцев 6 августа 1918 г.

  • 16. Могила заключенных, расстрелянных на острове Татариха.

  • 17—21. Месторасположения храмов, разрушенных в 1930-е гг.

К началу XX в. население Свияжска стало настолько незначительным, что в 1926 г. город был преобразован в село. Очередное испытание ждало его в середине 50-х гг. В результате завершения строительства Куйбышевской ГЭС Волга превратилось в грандиозное водохранилище, которое затопило сотни деревень и десятки городов. Однако Свияжск, стоявший на вершине горы, избежал этой участи, а село с белокаменными соборами превратилось в одну из уникальных достопримечательностей России.

Века изменили облик древнего города. О крепости, башнях древней застройки мы узнаем лишь из исторических источников. Однако ставший островом град Свияжск, подчеркивает учитель, и поныне вызывает восхищение его посетителей. И добавляет: «Среди тех, кто посетил остов-град, можете оказаться и вы, ребята».





Остров-град Свияжск

5. Подведение итогов

Логическим завершение урока станет рассказ о возрождении памятников г. Болгар и Свияжска. В настоящее время идет реализации проекта возрождения культурного наследия древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Первый Президент РТ М.Ш. Шаймиев огласил перечень мероприятий, которые будут проведены в Болгаре и Свияжске: прокладка современных коммуникаций, строительство речных вокзалов, масштабные восстановительные работы, археологические раскопки, строительство жилья для жителей этих городов. По его словам, древние памятники Болгара и Свияжска будут восстанавливаться так же бережно, как в свое время восстанавливался Казанский Кремль.

М. Ш. Шаймиев также сообщил, что в Болгаре будет построена мечеть и комплекс медресе (на территории между будущим музеем Хлеба и Болгарским городищем). В медресе будет учиться до 30 шакирдов, и возможно, этот учебный центр станет филиалом Исламского университета.

К следующему году будет построен первый модульный ряд палаточного лагеря, рассчитанный на прием 2000 паломников. Будут восстановлены Южные ворота и городской вал древнего городища. Притягательным объектом для туризма должен стать музей Хлеба.



Создан Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры "Возрождение – Янарыш". Фонд учредил 17 февраля этого года специальным указом первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. На счет Фонда поступают средства от граждан и организаций. Особенно активны Кукморский, Кайбицкий, Алексеевский, Спасский, Буинский районы, города Набережные Челны и Альметьевск. В проекте участвуют 547 предприятий и организаций. Имена благотворителей будут вписаны в специальную памятную книгу. Будут предусмотрены и памятные знаки для благотворителей.

1Улус - в Монгольской империи уделы (владения) потомков Чингисхана.

2Майолика – художественная керамика, покрытая непрочной глазурью.

3Сохранивши­еся памятники Булгара являются местом паломни­чества мусульман до настоящего времени.

4Цит по: Приволжские города и селения в Казанской губернии. – Казань, 1892. – С. 190.

5 Городище – остатки древнего укреплённого поселения. - Новый энциклопедический словарь.- М., 2006. - С. 282.

6Шмидт Александр Кириллович – представитель русского классицизма. В 1809 г. архитектор Казанского университета, в 1810 – 1834 гг. - казанский губернский архитектор. - Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 667.

7Чернецовы Григорий и Никанор Григорьевичи - родные братья, живописцы пейзажей и перспективных видов, академики, ряд работ хранится в Третьяковской галерее. В 1838 г. совершили поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Во время поездки посетили Булгар и сделали свыше десяти зарисовок булгарских памятников, многие из которых были затем утрачены. – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статья «Чернецовы»; Гарзавина А.В. Булгарское городище – памятное место работы русских художников ученых-археологов: (село Булгары)//Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Татарская АССР. – М., 1984. Ч. 2. – С. 94.

8См.: Гарзавина А. В. Указ. соч. – С. 95.

9См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 84.

10Цит по: Сабиров Р.М. По городам Татарии. Путеводитель. – Казань, 1976. – С. 124.

11Золотник – русская дометрическая мера веса (массы), равная 96 долям (4, 266 г). – Новый энциклопедический словарь.- М., 2006. - С. 408.

12 Постановление Совета Министров ТАССР от 14.04.1969 г. № 222 «Об открытии в Татарской АССР на базе Болгарского городища государственного историко-архитектурного заповедника». Ссылка.

13См.: http://www.bolgar.info/vb_articles.php

14Свияжск стал островом после строительства Куйбышевской ГЭС, когда в 1955 г. поднявшаяся вода затопила перешеек между реками Свияга и Щука.



15 Никоновская летопись - русский летописный свод XVI в. Основная часть летописи составлена, по-видимому, в 20—30-х гг. XVI в.

16Выродков Иван Григорьевич - русский военный инженер, имел чин дьяка. Участвовал в походах на Казань, в 1551 г., построил под Казанью за 28 дней деревянную крепость Свияжск. В 1552 г. при штурме Казани руководил фортификационными работами и соорудил 13-метровую осадную башню, собранную за одну ночь.

17  Улецкий уезд – Угличский уезд, по названию древнерусского города Углича в Ярославской земле. В районе Углича были заготовлены детали, сплавленные потом по Волге, из которых была собрана крепость Свияжск.

18Луговая сторона – территория Казанского ханства в низменном левобережье Волги.

19 Горная сторона – территория Казанского ханства в горном правобережье Волги.

20Серебряный Василий Семенович – князь, боярин, воевода, участник двух казанских походов. Отличился при взятии Казани, воевода сторожевого полка. Руководил взрывом «Тайницкого ключа», питавшего водой защитников Казани. В 1552-1553 гг. воевода в Казани, в 1556-1557 гг. в Свияжске. - Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 515.

21 Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга вторая. Т. VIII. – М., 1989. – С. 76.


22См.: Архитектурный ансамбль Казанского Кремля датируется серединой XVI - концом ХХ в. – Татарская энциклопедия: В 5 т. Т.3. - Казань, 2006. - C. 93.

23Сергий Радонежский (ок. 1321 - 1391) – церковный и государственный деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, в котором ввел общежитийный устав. Стремился распространить на Руси почитание Троицы как символа единства Русской земли. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики князя Дмитрия Донского. Канонизирован Русской православной церковью. – См.: Новый энциклопедический словарь. – М., 2006. - С. 1096.

24«Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского, сидевшие в Москве бояре и поляки потребовали вновь от Гермогена, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу (сын польского короля, которому в 27 мая 1610 г. присягнула Москва. - В.П.), но встретили с его стороны решительный отказ. «Да будет над ними, — отвечал патриарх, — милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем». Тогда его, по рассказу современников, уморили голодной смертью». – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статья «Гермоген».

25Малиновский Федор Николаевич - в 1894-1912 гг. епархиальный архитектор. По его проектам, кроме Собора Божьей Матери «Всех скорбящих радости» Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске, построены Троицкий собор Богородицкой пустыни, Троицкая церковь в г. Лаишево и другие культовые здания. Работал в духе эклектизма. – См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 338.

26 Постник Иван Яковлевич – русский зодчий. Строитель храма Василия Блаженного в Москве (1555-1561, совместно с Бармой). Возводил совместно с Иваном Ширяем башни и стены Казанского Кремля (1556-1562), Благовещенский собор (1562), Успенский собор (1560) Успенского мужского монастыря в Свияжске. Имеются предположения об идентичности Постника и Бармы. – См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 447-448.

27http://ru.wikipedia.org/wiki/Свияжск.

28Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статья «Свияжск».




Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет