А. Н. Головкин На пути в Калос-Лимен Издательство «Крымский Афон» Евпатория, 014 ббк 63. (3Рос)



жүктеу 2.75 Mb.
бет1/12
Дата31.03.2019
өлшемі2.75 Mb.
түріИсторический очерк
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



А.Н. Головкин

На пути в Калос-Лимен

Издательство «Крымский Афон»

Евпатория, 2014

ББК 63.3 (3Рос)


Головкин А.Н. На пути в Калос-Лимен – Издательство «Крымский Афон», Евпатория, 2014 г. Исторический очерк. – 240 с.

В центре повествования настоящего очерка находятся исторические факты из жизни народов, заселявших ранее и живущих ныне в северо-западном степном Крыму. Книга охватывает период с момента появления первых стоянок людей на территории северо-западного Крыма и до современности, в ней описаны важнейшие исторические события, происходившие в Крыму, Евпатории и селе Колоски Сакского района. О достоверности приводимых фактов свидетельствуют письменные памятники мировой культуры, России и Украины.

Работа рассчитана на широкий круг читателей, может служить пособием для учителей истории, студентов и учащихся школ.

Автор выражает благодарность сотрудникам Евпаторийского краеведческого музея за предоставленные архивные документы.

Редактор: Н.А. Муратова

Корректор: Н.А. Тереховская

Оригинал-макет: Г. Васильев

ISBN- 966-8236-00-8

© Головкин Анатолий Николаевич


Эту книгу посвящаю воссоединению Крыма с Россией в марте 2014 года.

Введение

Северо-запад полуострова представлен ровной степью с полями, садами, виноградниками и зелеными островками селений. Безлесная крымская степь радует глаз лишь весной, когда цветут тюльпаны, люцерна, шалфей, красуются маки и колышется серебристый ковыль.

Еще издавна, кочуя со своими стадами, люди заметили: там, где растет этот дикий злак, можно смело сеять зерно, и хлеб всегда уродится. Находя пресную воду, они устраивали стоянки или возводили первые поселения.

Степь и сегодня – одна из главных зон земледелия в Крыму. На некоторых ее участках почва оскудела, и вместо пшеницы живет и благоденствует полынь.

В мае 2007 года (в10 км от знаменитого детского курорта) в селе Колоски Сакского района, через которое проходит трасса Евпатория - Черноморское, мы с супругой купили дом.

Засиживаясь теплыми вечерами во дворе его, глядя в темное небо, я задумывался: кто и когда ходил, бегал, скакал верхом, ездил на телегах, колесницах и в кибитках по крымской степи? Кто и когда возводил свои жилища в местности, где стоит теперь наше село, и остались ли сведения об этих поселенцах?

Кто и когда, не думая о том, что о них захотят узнать и написать, смотрел на это же небо и видел эту же луну, эти же звезды, этот же Млечный путь?

О, как же давно на благодатной земле полуострова были стоянки киммерийцев, (этот народ кочевал по этой степи около тысячи лет), стоянки скифов, проживавших здесь почти девять столетий! Здесь же появились первые поселения ясыров, которые считали Крым своей родиной более тысячи трехсот лет.

В середине XVI века (в 1546 году) уже татары построили деревню Ораз, она просуществовала 382 года. Они же в 1749-ом году построили помещичью усадьбу, которая сохранялась около 220 лет и разрушена в середине ХХ столетия (1968-ом году).

Начиная с 1928 года, здесь строилась и жила деревня, получившая название по названию колхоза «Грядущий мир», а с 1948 года - Колоски. В 2028 году деревня отметит свое 100-летие. Надеюсь, что к тому времени еще сохраняться ее первые здания – школа и дом коммунаров, где сейчас работают библиотека и дом культуры.

История села Колоски – это история десятков селений северо-западной части многоликого Крыма.

Предлагая читателю исторический очерк, я беру на себя огромную ответственность перед читателями за точность фактов и дат, за свои суждения и за, может быть, малые познания по предмету исследования. Историю Крыма в Крыму не познать, ее надо осваивать, изучая архивные документы и письменные памятники Греции, Италии, Турции, России, Польши; она тесно связана с историей этих и других государств, но путь к их архивам не прост и долог.

В Крыму жили киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, готы и гунны, хазары, печенеги и половцы, татары, русские и украинцы, а также представители многих других народов и национальностей. Их история – не только история войн, но и рассказ о мире: быте, отношениях, культуре, образовании.

Некоторое художественное начало в этой книге дает возможность перевода исторического факта с научного языка на язык общеупотребительный. В ней нет вымысла, она основана на летописях, архивных документах, воспоминаниях очевидцев. Приводя воспоминания, хотел бы подтвердить тезис, что для науки хорошо, когда в первоисточнике нет переосмысления самого факта, а есть лишь его отображение.

В настоящем очерке рассказано о некоторых событиях, произошедших совсем недавно. Мы являемся их очевидцами. По записям и документам наших современников последующие исследователи будут осваивать историю перехода от социализма к капитализму в государствах бывшего СССР.

«Найди свои корни, и не суетись

насчет других миров».

Генрих Дэйвид Торо, 1817 - 1862 г.г., США.



Глава Ι: Древние народы в крымской степи
Киммерийцы и тавры

(ХV век до нашей эры – Ι век нашей эры)
Кочевые племена всегда были заложниками домашних животных. В кибитках и верхом на лошадях люди перемещались вслед за многочисленными стадами.

Обширные степные пастбища, пресная вода в реках и ручьях привлекали сюда кочевников еще в глубокой древности. Длительный теплый период (с марта по октябрь, то есть около восьми месяцев), обильные травы, задерживали животных и людей на этих просторах.

Разные кочевые племена приходили сюда и уходили, изгнанные другими племенами. Но, часть вытесняемых оставалась жить рядом с пришельцами, со временем пришельцы их ассимилировали. И когда появлялись на полуострове новые племена, все возвращалось на круги своя. В 1983 году археологи проводили исследования древних курганов вблизи села Колоски Сакского района. Они обнаружили погребения (в нишах), как одного, так и двух мертвецов в одной могиле. Ученые сделали вывод, что здесь были стоянки или поселения киммерийцев - людей эпохи бронзы. Некоторые захоронения были совершены на подсыпке из морских раковин ¹, которые являлись свидетельством богатства дома или целого рода.

Скорее всего в таких погребениях нашли свой вечный покой представители знатных родов, может быть, первых жителей полуострова..

Если принять за основу эти выводы, то ранние, известные науке поселения людей возле нынешнего села Колоски, на девятьсот лет старше поселения Керкинитиды. Основали их люди, пришедшие сюда из-за Каспия, с территории нынешнего Ирана. Киммерийцы принадлежали к индоевропейским племенам и говорили на иранском наречии. Они появились в Крыму в ХV веке до нашей эры, об этом стало известно, благодаря не только проведенным здесь раскопкам, но и упоминаниям в греческих письменных памятниках истории.

Жили ли здесь до них какие-либо племена, мы никогда не узнаем, так как следов их пребывания не сохранилось. Только догадки ученых да фантазии писателей могут предположить иное.

Киммерийцы кочевали по степям полуострова около тысячи лет. Они перемещались со своими стадами, не имея каких-либо жилищ, кроме крытых повозок, в которых ютились женщины, старики и дети.

Носили они плащи из звериных шкур, ими же оборачивали себе ноги. Для защиты от ветра и пыли (поверх шапок или под них) завязывали платки, которыми закрывали шеи и рты. Создание поселений в степи имело локальный характер, киммерийцы останавливались на некоторое время там, где были запасы пресной воды. В качестве оружия они использовали ножи и длинные арканы, а также - топоры с двумя лезвиями.

На местах своих стоянок киммерийцы оставили немало насыпных курганов над могилами знатных вождей и предводителей родов. Вместе с умершим человеком погребали его посуду, сбрую коня, а иногда и само животное.

В 10 километрах от моря, где сейчас село Колоски, в те далекие от нас времена было озеро, в которое впадали две речки. Одна начинала путь от родников с востока, а вторая – с юга. Эти родники и речки, а также озеро привлекали людей, возле них киммерийцы и устраивали свои стоянки.

В VΙΙ веке до нашей эры на полуостров со стороны нынешнего Перекопа пришли скифы. Они стали теснить киммерийцев к югу, часть киммерийцев погибла в битвах со скифами, часть ушла в горы. Кочевники-скифы остановились в степи, в горы не пошли, между этими народами возникла своеобразная граница владений.

Примерно лет через сто к берегам полуострова стали приходить древнегреческие суда. Черное море древние греки именовали Понтом Эвксинским. Киммерийцы, проживая в горах, выращивали стада быков и коров, занимались земледелием в горных долинах и на плодородных склонах. Прибывшие сюда мореплаватели назвали увиденный им народ «таврами» от слова «таврос» - бык, а полуостров стали именовать от имени народа Тавридой, Таврикой, Таврией, эти названия носил он около двух тысяч лет.

Тавры не хотели допускать чужеземцев к своим берегам, они крушили корабли, убивали и грабили мореходов. Не случайно, поэтому, первые поселения в VΙ веке до н. э. прибывшие на полуостров эллины основали на степном побережье.

Сохранились письменные источники, в которых древние греки писали, что тавры строили свои жилища в горах, прислоняя к скале заднюю стену, а иногда - и три. Другие стены они поднимали из хорошо пригнанных друг к другу каменных плит. Крышу делали из наката жердей, которые засыпали землей, оставляя отверстие для света и дыма, так как костры разводили прямо в жилищах.

Ученые полагают, что тавры жили на полуострове с VΙ века до н. э. до конца Ι века н. э. Ко II же веку тавры, как этнос, перестали существовать. Скорее всего, они были ассимилированы древними греками и скифами.

Полагаю, что тавров, которые вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, охотой, как потомков первого известного племени – киммерийцев, можно считать коренным народом горного Крыма.



Скифы и сарматы

(VΙΙ век до нашей эры – ΙV век нашей эры)
О древних поселениях скифов вблизи нынешнего села Колоски, археологи и ученые узнали в 1976 году. Летом тракторист колхоза «Путь к коммунизму» Н. А. Мигдалев поднимал зябь на поле за колхозной машинотракторной станцией. Неподалеку от места вспашки были два древних кургана, которые до этого никто никогда не изучал. Делая последнюю борозду возле одного из курганов, тракторный плуг заскрежетал по камню и вывернул большую плиту. Николай Александрович остановил трактор, вышел из него, увидал вывороченную из земли каменную статую человека. Он сообщил о находке бригадиру, тот председателю.

Приехали археологи, ученые и увезли неожиданную находку в Евпаторийский краеведческий музей. Сделали вывод, что этот объект - скифская статуя, выполненная из камня-известняка, относится к V – ΙV векам до н. э.

По находкам, обнаруженным при раскопках курганов, в том числе и вблизи Колосков, проведенным в 1976 году, ученые определили: во второй половине VΙΙ века до н.э. киммерийцев отсюда вытеснили скифы. Не исключено, что часть их осталась жить рядом с завоевателями, учитывая общий язык и схожий образ жизни.

Скифы пришли на территорию нынешнего Крыма с восточного побережья Каспийского моря, их дорога шла вдоль Азовского моря на Черноморское побережье, оттуда – в Крым. Судя по названиям поселений, в крымской степи повились скифы племени саков, а не сколотов и ассимилированных ими массогетов. При нашествии скифов часть киммерийцев была уничтожена, другая поглощена воинственными пришельцами, третья ушла в горы.

Скифы вторглись в пределы полуострова не единовременно, а несколькими волнами. Свои стоянки они нередко устраивали возле киммерийских курганов, с высоты которых могли наблюдать за передвижениями по степи животных и приближением врагов. Поэтому скифские курганы и курганы киммерийцев находились поблизости или дополняли друг друга. Пребывание скифов на полуострове насчитывает около 900 лет (с VΙΙ века до н. э. до ΙΙΙ века н. э.).

Скифы-кочевники первоначально мало интересовались морским побережьем, их внимание привлекали пастбища, скот, быт и защита сородичей от набегов других варваров, поэтому прибывшие сюда эллины несколько веков могли спокойно строить свои поселения вдоль побережья.

Однако античная цивилизация коснулась тех скифов, которые жили неподалеку от древних греков. Прибрежные скифы не случайно назывались «царскими». Скифская знать жила не в степи вместе со всеми, а строила себе дворцы в древнегреческих поселениях, в том числе и в Керкинитиде, и Калос-Лимене. Проживая в них, некоторые скифские цари носили уже одежду эллинов, появляясь в своей лишь в степи перед соплеменниками. Так в древнегреческих колониях постепенно появлялось смешанное эллино-скифское население, представителей которых стали называть каллипидами².

Кочевые племена скифов жили в кибитках на колесах. Местность, по которой кочевали скифы, представляла собой безлесную степь. Их домашний скарб состоял из предметов самой первой необходимости: посуды для приготовления пищи и ее хранения, некоторых необходимых орудий труда. Еду себе они готовили на кострах, используя глиняную и металлическую посуду. Если посуды не оказывалось, варили мясо убитого животного в его собственной шкуре. Разодрав тушу, они клали куски мяса в шкуру, подливали в нее воды и вешали над костром. В качестве топлива для костра использовали бурьян, сухой навоз и кости животных.

Основу кочевого хозяйства скифов составляло коневодство, но кроме коней в стада животных входили волы, коровы, овцы и козы. Основой же общества была семья, собственностью которой являлся скот и принадлежащее ей имущество. Сыновья при создании своей семьи получали долю скота, наследником оставшегося отцовского хозяйства становился младший сын.

Скифы носили одежду из выделанных кож, которые сшивали между собой тонкими ремешками при помощи шила. Выделкой кож, обработкой шерсти, изготовлением одежды у них занимались женщины и рабы. На голове скифы носили остроконечные шапки, закрывавшие уши и затылок. Обували поверх кожаных штанов широкие полусапоги и завязывали их у щиколотки. Уже тогда, в V веке до н. э., скифы знали о паровых банях, в которых мылись мужчины. Женщины же намазывали лицо и тело тестом из ягод можжевельника, снимали тесто на следующий день, кожа становилась блестящей с приятным запахом.

Скифы кочевали большими группами в несколько десятков семей. В степи их поселения были не что иное, как скопление повозок. Надо полагать, что именно такое поселение скифов находилось возле нынешнего села Колоски.

Обряды, которые сопровождали погребение скифских царей и племенных скифских вождей, были сложны и бесчеловечны. Умершего вождя племени опускали в могилу, над которой из копий и шестов устраивали навес. Рядом с трупом умершего клали жертвоприношения – убитую лошадь, глиняную посуду, домашнюю утварь. Иногда даже убивали одну из жен и клали рядом с умершим мужем. Потом над могилой насыпали курган, старались возвести его, как можно выше. По крымским степям рассеяно множество больших и малых могильных насыпей (курганов). Сохранившиеся курганы говорят не о месте сражений, а, скорее, о поселениях, так как могилы сделаны аккуратно, с нишами и подсыпкой из морских раковин. При их раскопках археологи находили, кроме человеческих скелетов и лошадиных костей, металлические украшения и оружие, иногда – интересные статуэтки.

В ΙV веке до н. э. скифы объединились вокруг царя Атея, это объединение укрепило их. После гибели Атея в 339 году до н. э. в битве с македонским войском скифы сосредоточились в северном Причерноморье и Тавриде.

Начиная с ΙΙΙ века до н. э., они стали грозной силой для города-государства Херсонеса, а также древнегреческих поселений на северо-западе полуострова - Керкинитиды, Калос-Лимена и других. Они совершали многократные набеги на эти города, но добротные крепостные стены и мужество защитников длительное время спасали эллинов.

В конце ΙΙ века н. э. в степях Тавриды появились сарматы, кочующие племена, пришедшие из Астраханских степей. Они имели прочные и искусно изготовленные доспехи. Кроме луков, были вооружены длинными копьями, дротиками, короткими мечами, крепкими арканами. Чёткой военной организации у них не было, кочуя с места на место, жили грабежами. Дикостью нравов сарматы нисколько не уступали населявшим степные просторы скифам. Мужчины почти всю свою жизнь проводили верхом на коне, женщины и дети – в крытых повозках на колесах.

Вместе с мужчинами у сарматов воевали и женщины, что стало основанием для древнегреческих легенд о существовании царства воинов-женщин – амазонок. Они носили длинные и широкие рубахи, поверх которых надевали верхнюю, более короткую одежду, которую подпоясывали и завязывали на груди тесемками. Голову покрывали высокими головными уборами из кожи, похожими на шлем.

Сарматы тогда господствовали не только в Тавриде, а по всему северному побережью Черного моря от Азовского моря до Дуная. Они, как и все азиатские племена, не обрабатывали землю, не имели жилищ, скитались по степям вслед за своими стадами. Из общей массы сарматов в Европе начинали выделяться отдельные народы, и к концу ΙV века н. э. сарматы окончательно исчезли, не оставив после себя почти никаких следов. Мы так бы ничего о них и не знали, если б они не соприкасались с цивилизацией древних греков и римлян³.

По утверждению русского историка Н.М. Карамзина древние греки называли одним словом «скифы» и скифов, и сарматов.



Древние греки

(VΙ век до нашей эры – ХΙV век нашей эры)
Древние греки появились на южных и западных берегах полуострова в VΙ веке до н. э., они принесли сюда высокую культуру и развитые ремесла.

Проживая по берегам Эгейского и Средиземного морей, имея поблизости многочисленные острова, древние греки активно развивали мореплавание. Их суда уходили все дальше и дальше от берегов своей родины. Любознательные мореходы изучали заливы, проливы и чужие берега. Через проливы Дарданеллы и Босфор они попадали в Черное море, высматривая заманчивые для них гавани, бухты и местности. Проплывая вдоль юго-западного побережья полуострова, они обнаружили удобные земли, где и основали свои поселения, в том числе Херсонес, Керкинитиду и Калос-Лимен.

Еще в ХΙΙΙ – ХΙΙ веках до н. э. древние греки начали прокладывать торговые пути и возводить свои поселения на западных берегах Черного моря, где сейчас находится Болгария, но на полуостров не заходили. И только в VΙ веке до н. э. в восточной части Тавриды они основали Феодосию, Киммерик и Пантикапей (Керчь), а в западной – Керкинитиду. Возникновению этих городов предшествовало подчинение Персией Греции в 546 году до н.э.⁴.

Многие эллины были вынуждены в это время покинуть родину и искать себе новое прибежище, в результате чего и возникли на полуострове первые античные поселения.

В 499 году до н. э. древние греки восстали против Персии, а в 492 году персидский царь Дарий направил войска в Элладу, но его флот потерпел крушение. Позднее воины Древней Греции одержали над персами громкие победы, вошедшие в историю: при Салониках в 480-ом, Платее в 479-ом, уничтожили персидский флот при Евримедоне в 470-ом году. Свобода греков от персов была утверждена Кимоновым миром в 449 году до н. э., она дала им возможность развивать дальше мореплавание и создавать новые города.

Ко времени колонизации побережий полуострова древние греки овладели письмом, взяв за основу финикийский алфавит и добавив к нему несколько гласных букв. Финикийцы проживали на южном берегу Средиземного моря, на территории нынешнего Туниса, островов Сардиния и Сицилия. Овладение письменностью стало одним из главных факторов расцвета античной цивилизации в VΙ – V веках до н. э.

Особого могущества Древняя Греции достигла во время правления царя Перикла с 444 года до 429 года до н. э. Начался подъем экономики, культуры, искусства и архитектуры. Но дальнейшему развитию помешала война Афин со Спартой, расположенной к юго-западу от Афин. После смерти Перикла разгорелись междоусобные войны различных партий. В 421 году до н. э. между Афинами и Спартой был заключен Никиев мир, но после этого еще более полувека Афины и Спарта вели войну между собой. Многие граждане, спасаясь от междоусобиц и смерти, ушли в ранее открытые местности, в том числе в Тавриду и на северное побережье Черного моря⁵.

Город-государство Херсонес возник в 422-21 годах до н. э., когда вражда древнегреческих партий правителя Никия и племянника Перикла Алкивиада достигла своей вершины. Поселение Калос-Лимен было основано в ΙV веке до н. э., примерно через сто лет после возникновения Херсонеса.

Древние греки постепенно осваивали северо-западное побережье полуострова от Керкинитиды до нынешних Лебяжьих островов, построив около девяти десятков поселений⁶.

Прибывшие к берегам Тавриды переселенцы обнаружили на новой территории неистощимые запасы легкодобываемого и удобного для обработки известкового камня, и начали строить себе каменные жилища. Тщательно и искусно они обрабатывали железными секирами камни, так, что могли их плотно подогнать друг к другу. Иногда они подбирали и подгоняли их без какой-либо предварительной обработки. Сначала строили стены из камней без соединительного раствора, позднее начали применять глину. Древние греки находили пещеры и щели в скалах гор и закладывали их одной стеной из камней, позднее стали строить из камней все четыре стены.

На местности возле Керкинитиды гор не было, поэтому им приходилось возводить жилище полностью, то есть все четыре стены, из известкового камня. Сначала они использовали знакомый им способ строительства жилища из огромных глыб, передвигая их с помощью рычага. Потом стали применять для подъема камней блоки, о которых они знали у себя на родине. К этому времени древние греки уже имели пилы и топоры из металла для распилки и обработки мягких известковых пород.

Каждый каменный дом был одноэтажным и прямоугольным. С улицы входили обычно в центральный широкий каменный проход, который вел в непокрытый четырехугольный зал, где обитатели дома собирались во время обеда и бесед. Со всех сторон от этого открытого зала находились крытые помещения, разделенные между собой стенами. С одной стороны – жилые покои для мужчин, с другой - для женщин, с третьей стороны постройки для скота, с четвертой - для гостей и рабов. Каждое помещение для мужчин и женщин имело выход в зал и дверь в соседнее помещение. Окон сначала не было, свет проникал через двери. Полы были земляными или глиняными. Иногда между внутренними помещениями вместо дверей использовали занавеси из ткани или шкур животных.

Хозяйственную посуду жители поселений, по примеру материковой Древней Греции, делали из меди, глины и дерева. Для хранения жидкостей использовали большие глиняные бочки (пидои), не отсюда ли позднее появилось название «бидоны»? В них было широкое отверстие, через которое черпали хранившуюся жидкость ковшом. Для прочности пидои снаружи окрашивали, а изнутри смолили, сверху они закрывались крышками. Кроме них древние греки применяли пифосы – огромные глиняные горшки для хранения продуктов и сосуды меньших размеров – амфоры.

Глиняные горшки занимали главное место среди кухонной посуды. Глина распространена повсюду, она легко принимает любые формы. Но после правильного обжига глиняная посуда становится крепкой, надежной и красивой. Столовая посуда состояла из овальных, круглых и четырехугольных глиняных блюд, чашек, мисок разных видов, а также из деревянных досок, на которых обычно подавали куски жареного мяса. Для подачи напитков в домах использовали специально обработанные рога животных, позднее стали делать глиняные сосуды в виде рога. Тогда у древних греков не было ни ложек, ни вилок, они брали пищу руками, вытирая их о хлебный мякиш, который потом съедали. Хлебные корки иногда заменяли им ложки для употребления жидкой пищи. Столами пользовались только во время обеда⁷.

У переселенцев на полуострове сохранялись спартанские условия жизни для мужчин. Мальчики до 15 лет спали на сене или соломе, а с 15-ти – на тростнике или камыше. Мужчины обходились без подушек, заменяя их деревянными колодками. Женщины спали в ложе на четырех ножках с тюфяками, подушками и покрывалами. Тюфяки набивали сеном, морской травой, а позднее – шерстью или пухом. Бедные люди погружались в сон на рогожах или матах, которые расстилали прямо на полу. На городской площади были установлены солнечные часы в виде столба; измеряя тень от него, определяли время.

Одежда жителей городов и поселений полуострова состояла из двух главных частей: нижнего одеяния (наподобие рубашки) и накидки. Рубашки и накидки изготавливались из цельного куска ткани в форме четырехугольника. Сукно валяли из шерсти, а ткань ткали изо льна. В теплое время года местные древние греки по своей давней привычке ходили нагие с набедренной повязкой. Женская нижняя рубашка (хитон) чаще всего закрывала лишь одно плечо и опускалась чуть ниже бедра. В холодный период года и мужчины, и женщины накидывали на себя плащ (гиматий) из толстой мохнатой шерсти. Самой распространенной обувью у них были сандалии, замененные позднее на башмаки и полусапожки. Дома больше носили кожаную подошву, подвязанную к ноге ремешком. На голове мужчины носили войлочные шляпы, а женщины – сетки из шнурков, чехлы и платки⁸.

Здесь на полуострове древнегреческая цивилизация столкнулась с дикими племенами скифов-кочевников. Раскопки в Керкинитиде, проведенные в 1950-1952 годах сотрудником Ленинградского отделения Института археологии АН СССР М.А. Наливкиной, доказали, что жители города были искусными строителями. Камни они обрабатывали так тщательно, что не было надобности в скрепляющем растворе. В домах были найдены детали ткацких станков, подтвердив, что женщины занимались ткачеством⁹.

Древние греки, поселившиеся на южных и западных берегах Тавриды, оставались язычниками до ΙV века н. э. Их идолами были простые камни, каменные, деревянные столбы и алтари – груды останков животных, которые были сожжены на ровной площадке земли. Алтари состояли из золы, смешанной с костями и рогами коз, баранов, быков, мулов и т.д. Позднее эти алтари для сжигания скота греки стали выкладывать из камней, на них уже были не останки, а убитые жертвенные животные, а также орудия их убийства – палицы, топоры, ножи. Потом на этих алтарях древние греки стали сжигать умерших людей. Украшая погребальные костры венками, лентами, обкладывали его любимыми вещами покойного. Пепел сожженного тела собирали в уриз – красивый сосуд и опускали в сложенную из камня или выкопанную в земле могилу¹⁰.

Нужно отметить, что с ΙV века н. э. и до настоящего времени кроме значения алтаря как жертвенника, слово «алтарь» имеет второе значение – это восточная возвышенная часть христианского храма, отделенного от общего помещения иконостасом. Самой первой признала христианство официальной религией Римская империя в ΙV веке н. э., отсюда пошло оно распространяться по Европе.

Самым древним сельскохозяйственным орудием у древних греков на полуострове был плуг, в который запрягали быков или мулов. Использовали быков и для вытаптывания зерен из колосьев, потом это зерно веяли на ветру с помощью деревянных лотков, ссыпали в большие корзины и переносили на хранение в житницы. Кроме земледелия древние греки разводили домашних животных, прежде всего быков, мулов и овец, которые давали им пищу и материал для изготовления одежды.

Прибывшие на черноморское побережье эллины, многое позаимствовали у местных скифов в одежде и быте, а скифы учились их занятиям и промыслам.

Город Керкинитида располагался на территории от нынешней Театральной площади до моря, охватывая Дувановскую улицу и ближнее побережье, к ΙΙΙ веку до н. э. в городе было около 250 домов и до двух тысяч жителей.

В трех километрах западнее от Керкинитиды возле озера Мойнаки древние греки построили другое поселение, а в 7 километрах в том же направлении - факторию – склады для хранения зерна. Сейчас это древнее городище ученые называют «Чайкой» по названию санатория. В 28 километрах к северо-западу от Керкинитиды было основано поселение возле нынешней деревни Поповка. Позднее, в ΙΙΙ веке до н. э. греки построили поселение у нынешнего села Окунёвка (ранее Тарпанчи)¹¹.

Керкинитида была независимым городом около 150 лет, в конце ΙV века до н. э. она утратила самостоятельность, попав под власть Херсонеса. Древний город Керкинитида жил около 900 лет, со средины VΙ века до н. э. до ΙV века н. э., когда его уничтожили варвары-гунны.






Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет