«Мама, тут стреляют под окнами», — успела сказать дочь нашей коллеги по телефону, пока работала связь. Было шестое января 2022 года. Никто тогда даже подумать не мог, что такое может произойти в Алматы. Что будут стрелять в мирных людей прямо в центре города. Что добраться из одного района города в другой будет неимоверно сложно и опасно. Что погибнут не бандиты, а обычные жители, среди которых будут и старики, и дети.

За два дня до этого еще продолжались посленовогодние каникулы. Четвертого января многие отдыхали. Наша коллега Назира Даримбет решила в тот день сходить с дочерью в кино на вечерний сеанс, а затем, уже после 9 вечера, оставила дочь у подруги, родители которой уехали на отдых. Подруга жила в центре Алматы, чуть ниже площади Республики, на уровне улиц Абая-Назарбаева-Шевченко.

Дочь должна была вернуться домой вечером следующего дня. Но в ночь с 4 на 5 января начали появляться первые сообщения о том, что в городе что-то происходит. За окнами были слышны шум и гомон толпы, выстрелы и взрывы, во дворах ходили непонятные вооруженные люди — выходить на улицу стало опасно. Двадцатилетние девушки остались одни и практически взаперти на несколько суток в квартире без еды и денег.  

Только спустя трое суток, уже 7 января, нашей коллеге удалось добраться до дочери и ее подруги и забрать их. От стресса девушки долго не могли прийти в себя, и в первый вечер даже в безопасном месте не могли ни есть, ни спать. Дочь нашей коллеги все время кричала: «Не подходи к окну, закрой шторы». 

Два года прошло с той январской трагедии. Мы решили вспомнить, как все было.

Как все начиналось

3 января редакции пришлось прервать новогодний отдых — на западе Казахстана нарастали недовольства и, несмотря на праздники, собирали все больше людей. 

«Новый год пришел в город Жанаозен Мангистауской области с повышением цены на газ – до 120 тенге за литр. Жители вышли на улицы с требованием снизить стоимость газа до прежнего уровня. Их поддержали активисты Актау и Атырау. Власти пытались проигнорировать  протесты, но не вышло…»

 

Власти пошли на уступки — цену газа снизили  до 50 тенге и обещали, что  преследований не будет. Но протесты уже охватили многие регионы страны.

Кликните на скриншот, чтобы перейти на видео.

Протестные выступления с аналогичными требованиями и поддержкой протестующих в Мангистауской области были зафиксированы в Атырау, Кызылорде, Уральске, Караганде, Таразе, Актобе, Нур-Султане, Шымкенте. Поступали сообщения о столкновениях с полицией и задержаниями.Причем протестующие выдвигали уже и политические требования.

В Алматы же с утра 4 января ничто не предвещало кровавого развития событий. В соцсетях в течение дня стали появляться сообщения, что полицейские задерживают немногочисленных активистов, вышедших в поддержку жанаозенских митингов. Но, казалось, этими задержаниями все и закончится.  

Однако события неожиданно пошли совсем по другому сценарию.

Собравшиеся у «Алматы Арена» порядка 500 протестующих в районе 10 часов вечера приняли решение пройти маршем до площади Республики. В ходе марша были зафиксированы стычки демонстрантов с пожарными.

Ближе к вечеру нам скинули видео с происходящим у «Алматы Арена».

Тогда же в пабликах появились сообщения, что в городе заблокированы мессенджеры Telegram, WhatsApp и Signal.  

Чуть позже о происходящем в Алматы появилось видео NEXTA.live. Стало известно, что ОМОН применил против протестующих светошумовые гранаты.

И в тот же день президент Токаев ввёл чрезвычайное положение в Алматы и Мангистауской области с 01:30 5 января до полуночи 19 января.

Нажмите на фото, чтобы перейти на видео.

В ночь с 4 на 5 января появились видео, как протестующие в Алматы атаковали бронетранспортеры (t.me/worldprotest) и как казахстанские силовики стреляют по протестующими, предположительно, резиновыми пулями (Mash).  

О событиях 4-5 января 2022 года мы подробно рассказывали в материале, где давали самые важные события в режиме live.

Ниже подборка фотографий, иллюстрирующих те дни в Алматы.

1 из 6


Позже о событиях в ночь с 4 на 5 января нам расскажет один из участников пешего марша из района «Алматы Арена» до центра города. 

«…Стало трудно дышать, глаза слезились, все было в дыму, но люди все прибывали и прибывали. Взрывы происходили  каждую минуту, кажется, и даже потом участились — по 3-4 взрыва в минуту. Прям канонада была. Когда начало толпы достигло Абая-Наурызбая, люди остановились, потому что все было в дыму, газ разъедал глаза, сложно было двигаться вперед. Сзади люди прибывали. Началось столпотворение. 

Было уже около 12 часов ночи. Людей начали оттеснять этими взрывами, народ начал отходить назад, перестраиваться и подниматься по Сейфулина с поворотом на Сатпаева в сторону площади. Гремели взрывы, и толпа откатывалась назад, через несколько минут она опять проходила вперед, и так это движение «вперед-назад» продолжалось все время.

Толпа периодически скандировала: «Шал, кет!», «Алға, Қазақстан», «Қазақстан, жасасын!», «Долой Семью!», пела гимн, патриотическую песню «Атамекен».  

Еще одна подборка фото, сделанных в ночь с 4 на 5 января.

1 из 4


В ночь с 4 на 5 января, около 00.30 часов, появились сообщения, что на пересечении проспекта Достык и улицы Сатпаева раздались звуки, похожие на взрывы, и повалил дым. Очевидцы рассказывали, что силовики применили против протестующих светошумовые гранаты, слезоточивый газ и резиновые пули. В ответ протестующие стали громить и поджигать полицейские автомобили.

Звуки взрывов были слышны даже в спальных районах города. 

1 из 4


Видео о том, что происходило 5 января в городе, позже нам пришлет читатель: приехав в Алматы на отдых, он оказался очевидцем страшных событий.

 А о том, что происходило на площади Республики в те дни, нам рассказала алматинка, которая живет прямо на площади. По ее словам, 4 и 5 января на площади были абсолютно разные люди.

Вот так она описала тех, кого разогнали с площади силовики:

«…Где-то к пяти часам вечера этого дня (4 января) уже вся площадь Республики была оцеплена полицейскими, стояли машины. А в начале первого ночи 5 января по прилегающим улицам пошли первые митингующие. Я их снимала. Это были хорошо одетые, видно, что городские, молодые люди. И это были не только казахи, было много и русских. Было очень спокойно. Люди подошли и остановились на пятачке улиц Фурманова и Сатпаева. Люди мирно стояли. Их было немного…»  

А ниже описание тех, кто появился уже утром следующего дня:

«…Но в два часа дня 5 января к площади со стороны Абая стали подходить опять полицейские в касках и со щитами. Их было очень много, и они выстроились вдоль квадрата. И тут же пошла толпа людей. Я начала снимать ее и удивилась — это были какие-то новые лица, и была видна разница в физическом плане. Было много парней с бородками и без усов, в темных шапочках, в трениках, с палками в руках. Толпа производила впечатление агрессивных маргиналов. В 15.00 площадь вся была занята этими людьми. Ни одного представителя правоохранительных органов не было видно…»

Дальше события будут развиваться стремительно: в Алматы сожгут акимат, захватят президентскую резиденцию, здание прокуратуры будет значительно повреждено, разграбят здание на площади Республики, где находились офисы телеканалов. Пострадают от мародеров и вандалов крупные супермаркеты, небольшие бутики и магазины, банкоматы.

В Талдыкоргане снесут памятник Назарбаеву.

Появится версия о госперевороте: Токаев заявит о «20 тысячах террористах» и отдаст военным приказ стрелять на поражение.

Ниже подборка фото, которые напомнят о тех событиях еще раз.

1 из 12


 …По истечении двух лет с тех трагических дней уже всем понятно, что не было никаких «20 тысяч террористов», но погибли и пострадали люди — обычные казахстанцы, ценой своей жизни и своего здоровья заплатившие за ту правду, которую мы не знаем до сих пор.

 


Автор: Гульжан Оразбаева

Гульжан — исследовательница жизни и достижений знаменитых личностей Казахстана. Ее статьи позволяют читателям взглянуть на страну через призму вкладов ее ярких представителей.