Анализ музыкальных произведений -132 час



жүктеу 209.22 Kb.
Дата03.04.2019
өлшемі209.22 Kb.
түріРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра музыкального и художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.06 СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Направление: 531100 (071300.62) Народная художественная культура

с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству

Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1,2,3 курсов очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству.

Дисциплина «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» входит в цикл специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 531100 (071300.62) Народная художественная культура. Общее количество часов - 970, из них 412 ч. - аудиторные занятия и 558 — самостоятельная работа.

Степень (квалификация) выпускника — бакалавр народной художественной культуры.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура при очной форме обучения — 4 года, на основе среднего профильного профессионального образования по очной форме обучения - 3 года.

Составными компонентами УМК являются:



  1. Аннотация.

Стр. 1

  1. Рабочая программа дисциплины СД.06 СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству

Стр. 2

2.2. Список рекомендуемой литературы

Стр. 5

2.3 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

Стр. 7

2.4 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену

Стр. 8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИК

______________ Е.А. Каюмова

"____" ____________ 20__ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



СД.06 СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины
Цель предмета — выработать у студентов вокально-технические и исполнительские навыки, развить художественный вкус, расширить общую и музыкальную культуру, обогатить вокально-педагогическим репертуаром для будущей практической работы в качестве исполнителей и преподавателей.

В результате усвоения программного материала студенты должны:



  • получить сведения об анатомии голосового аппарата, о его работе при пении;

  • овладеть в диапазоне своих голосов вокально-техническими приемами правильного звукообразования и различными видами звуковедения (legato, non legato, stakkato и др.);

  • освоить необходимые навыки вокального исполнительства;

  • развить вокальный слух;

  • освоить теоретические навыки постановки голоса и методические приемы практического воспитания вокальных навыков;

  • ознакомиться с вокально-педагогическим репертуаром, необходимым для исполнительской и педагогической деятельности.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Предмет «Сольное пение» является одним из основных предметов, определяющих профессиональную подготовку студентов и предусматривает у них развитие вокально-технических навыков в объеме, необходимом для работы будущих вокалистов-исполнителей.

Поэтому, изучая «Сольное пение» студенты должны научиться применять полученные знания и навыки в практической работе. Процесс формирования необходимых исполнительских навыков студентов, развитие вокального слуха, понимание методических приемов и применение на практике полученных знаний — все это находится в прямой зависимости от уровня личного овладения учащимися вокально-техническими приемами звукообразования.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

970

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия

412

108

64

72

48

72

48

Лекции

-

-

-

-

-

-

-

Практические занятия

412

108

64

72

48

72

48

Семинары

-

-

-

-

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

-

-

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа

558













Курсовой проект (работа)

-

-

-

-

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

-

-

-

-

Реферат

-

-

-

-

-

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

-

-

-

-

-

Вид итогового контроля

экзамен зачет

экзамен

зачет

зачет

экзамен

зачет

экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план дисциплины


п/п

Раздел дисциплины

Практические занятия

Самостоятельная

работа

1.

Упражнения для развития певческого дыхания во взаимосвязи со звукообразованием

36

48

2.

Упражнения для развития техники голоса

35

48

3.

Исправление дефектов звукообразования

35

48

4.

Работа над чистотой интонирования

34

46

5.

Работа над артикуляцией

34

46

6.

Работа над дикцией

34

46

7.

Работа над вокализами

34

46

8.

Работа над народными песнями

34

46

9.

Работа над романсами

34

46

10.

Работа над оперными ариями

34

46

11.

Работа над произведениями старинных композиторов

34

46

12.

Работа над художественно-исполнительской стороной

34

46



4.2. Содержание разделов дисциплины

Упражнения

Упражнения приобретают особую важность на начальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние, устранять имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски.

Вырабатывая правильный певческий тон на легато, рекомендуется следить за свободным, естественным, без всякого напряжения пением.

Важно уделять внимание развитию техники, беглости, постепенно увеличивая трудность упражнений, совершенствуя технические возможности голоса. В ряду с вокально-техническими трудностями, необходимо уделять внимание выразительности исполнения упражнений.

Вокальные упражнения должны подбираться индивидуально для каждого голоса в соответствии с уровнем развития студента.
Вокализы

Вокализы должны входить в обучение на протяжении двух лет обучения певца.

Вокализы в профессиональной подготовке играют очень важную роль, они являются основной базой для формирования профессионального звучания голоса. С самого начала обучения певцов большое внимание нужно уделять вокализом несложным по мелодии и ритму, без больших скачков.

Пение вокализов необходимо для выработки у певцов: певческого дыхания, ровного, плавного, свободного звучания голоса, сглаживания регистров, владения переходными нотами, развития подвижности, гибкости голоса, постепенное расширение диапазона, достижению высокой позиции звучания, выравнивания гласных и т.д.

Вокализы являются не только материалами для отработки хорошей техники в пении, но и основой для выявления тембральных особенностей голоса, развития умения использовать динамику звучания. В дальнейшем это подводит певца к художественно-выразительному пению произведений с текстом.

Вокализы полезно петь как сольфеджируя, так и на различные гласные или сочетания гласных с согласными. Их можно трансионировать в удобную тональность в зависимости от вокальных возможностей учащихся, чтобы не вызвать перенапряжения голоса, тем самым способствуя нахождению наиболее свободного и тембрально-красивого звучания.


Изучение произведений с текстом

Работа над произведениями с текстом ставит перед студентами новые, более сложные задачи.

Работая над ними необходимо чтобы вокально-техническая сторона исполнения была подчинена художественной. Одна только вокализация, какой бы хорошей она ни была, сама по себе слушателя удовлетворить на может. Даже совершенная техника не должна быть самоцелью, ее следует подчинять творческим.

Раскрытие содержания произведения невозможно без хорошо развитого слуха, чувства ритма и фразировки, поэтому воспитанию этих элементов придается очень большое значение. Упражнения и вокализы, предшествующие работе над произведениями с текстом, являются необходимым материалом для воспитания этих качеств.

Будущего исполнителя надо научить разбираться не только в музыкальной форме произведения, но и в содержании.

Большое внимание при этом необходимо уделять работе над текстом, четкой и ясной дикцией, художественному и красивому произношению слов, помогающему донести до слушателей точное содержание, идею произведения.


5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а) основная литература:



  1. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

б) дополнительная литература:

  1. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М. : Академия, 1998. - 239с.

  2. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебник для вузов / В. В. Емельянов. - Издательство : Лань, Планета музыки, 2010.

  3. Емильянов, В. В. Развитие голоса, координации в пении / В. В. Емильянов. - СПб., 1997. - 189 с.

  4. Крупа-Шушарина, С. В. Музыка природы / С. В. Крупа-Шушарина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 98 с.

  5. Кудряшов, А. В. Песни для детей : настольная книга музыкального руководителя / А. В. Кудряшов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 93 с.

  6. Ламперти, Ф. Искусство пения (L'arte del canto). По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам: Учебное пособие / Ф. Ламперти. - Издательство : Планета музыки, 2009.

  7. Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе: книга для учителя / Л .А. Рапацкая. - М. : Владос, 2003. - 317 с.

  8. Сафронова, О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов / О. Л. Сафронова. - Издательство : Планета музыки, 2011.

  9. Сияет солнце: песни и хоры на стихи Ф. Тютчева, А. К. Толстого, А. Майкова, А. Фета. - М. : Музыка, 2005. - 47 с.

  10. Халабузарь, П. В. Методика музыкального воспитания : Учебное пособие для муз. училищ / П. В. Халабузарь [и др.]. - М. : Музыка, 1990. - 173 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие видеотеки.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие аудиторий для индивидуальных занятий с музыкальным инструментом (фортепиано).


8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

Обязательными являются 5-6 концертных выступлений в год.


1 курс

В течение учебного года студенты должны:



  • Освоить навыки:

1. Опертого певческого дыхания.

2. Сглаживания регистров.

3. Развитие функций грудного и головного резонаторов.

4. Развитие диапазона голоса.



  • Пройти:

  1. 5-6 вокализов.

  2. 5-6 арий, из них 2 старинные.

  3. 2-3 народные песни.

  4. 6-7 романсов русских и зарубежных композиторов.

2 курс


При переходе на 2 курс студент должен исполнить:

  1. 1 арию композиторов 17-18 века, 1 арию из оперы (русская, зарубежная).

  2. Романс зарубежного композитора.

  3. Романс русского композитора.

  4. Народную песню.

В течение учебного года студенты должны освоить навыки:



  1. дальнейшего развития опертого певческого дыхания во взаимосвязи со звукообразованием на высокой вокальной позиции;

  2. дальнейшего расширения диапазона;

  3. развитие гибкости и подвижности голоса;

  4. выстроенности произведений по форме и исполнению.

3 курс


При переходе студентов на 3 курс целесообразно проводить собеседование по вопросам современной музыкально- общественной жизни, современного вокального искусства, о событиях в разных областях культуры.

При переходе на 3 курс студенты должны исполнить:



  1. арию из оперы русских или советских композиторов;

  2. арию зарубежных композиторов;

  3. романс композиторов 20 века;

  4. романс русского или зарубежного композитора;

  5. народную песню.

За год обучения студенты должны пройти:



  1. 4-5 арий различного стиля;

  2. 6-7 романсов;

  3. 4-5 народных песен;

  4. 4 произведения (песни, романсы отечественных композиторов 20 века).

В течение учебного года студентам необходимо освоить следующие навыки:



  1. Дальнейшее выравнивание звучности голоса по всему диапазону.

  2. Совершенствование техники беглости голоса.

  3. Навыки декламационной выразительности.

  4. Навыки исполнения динамических оттенков.

  5. Умение анализировать и исправлять допущенные ошибки.

На итоговом экзамене (6 семестр) студенты должны исполнить:



  1. Арию композиторов 17-18 века.

  2. Развернутую арию зарубежного или русского композиторов.

  3. Романс зарубежного композитора.

  4. Народную песню.

  5. Произведение отечественного композитора 20 века.


8.1. Методические рекомендации преподавателю

С первых же уроков у студентов необходимо развивать чувство самоконтроля, умения слушать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления технических сложностей, а также анализировать интонацию, точность ритма и осмысленности в пении.

Внимание преподавателей должно быть направлено на: свободное положение корпуса, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторской функции голосового аппарата, а также на певческое дыхание.

Необходимо помнить что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Как правило при обучении сольному пению большое внимание уделяется атаке звука. За основу берется мягкая атака, точная «без подъездов», не допускается форсированная подача звука. При обучении используется «концентрированный метод» М.И. Глинки, голос развивается от средней части диапазона. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваться чистой интонации.

Художественность и содержательность используемого вокального репертуара, конкретность о объем программных требований должны стать в работе вокального педагога основной комплексного эстетического и исполнительского воспитания студента-вокалиста.
8.2. Методические указания для студентов

Самостоятельная работа студента является важнейшей частью освоения дисциплины. Она предполагает продолжение работы над исполнительским освоением произведения, начатой в классе под руководством педагога.

Самостоятельные занятия в классе сольного пения предусматривают закрепление вокально-технических навыков и художественных умений, необходимых для исполнения произведений сольно и в ансамбле, приобретение устойчивых навыков исполнения под собственный аккомпанемент. Самостоятельная работа над произведениями, разучиваемыми в классе, нахождение выразительных средств к образному раскрытию, выучивание на память.

Прослушивание записей вокального репертуара (арий, романсов, народных песен, детских песен), составление исполнительской концепции своего исполнения.


Примерный репертуарный список вокальных произведений:

Вокализы: Зейдлер, Абт, Варламов, Лютген

1 курс.

Высокие голоса: Алябьев А., Бабаев С., Балакирев М., Беллини В., Бенчини П., Бетховен Л., Блантер М., Бортннский Д., Брамс И., Будашкин Н., Булахов П., Векерлен Ж., Верстовский А, Глинка М., Григ Э., Дзержинский И., Дунаевский И., Кабалевский Д., Монюшко С., Носов Г., Сметанин Г., Фомин Е., Чайковский П., Шостакович Д., Шуберт Ф., Яхин Р.



Средние и низкие голоса: Алябьев А., Балакирев М., Бахмеьев Н., Бетховен Л., Бородин А., Будашкин Н., Гайдн И., Глинка М., Глюк Х., Даргомыжский А., Дунаевский И., Дуни Э., Лёве К., Лысенко Н., Майборода Г., Никольский Ю., Пахмутова А., Рубинштейн А., Титов Н., Хачатурян А., Хренников Т., Шварц Л., Яковлев А.
2 курс.

Высокие голоса: Агабабов С., Барток Б., Бах И.С., Брамс И., Беллини В., Глазунов А., Дворжак А., Долуханян А., Дуни Э., Дуранте Ф., Кампра А., Красев М., Кюи Ц., Мендельсон Ф., Моцарт В., Пуленк Ф, Пуччини Дж., Раков Н., Римский-Корсаков Н., Саккини А., Сандлер Г., Сарри Д., Скарлатти А., Чайковский П., Шопен Ф., Шуберт Ф., Ярнефельд А.,

Средние и низкие голоса: Аедоницкий П., Аренский А., Бизе Ж., Брамс И.,Гибалин Б., Дютш Г., Левитин Ю., Мегюль Э., Мосолов А., Танеев С., Титов Н., Хренников Т., Шамо Н.
3 курс.

Высокие голоса: Александров Ан., Варламов А., Вебер К.М., Гречанинов А., Давиденко А., Дворжак А., кампра А., Кьерульф Г., Массне Ж., Мейтус Ю., Свиридов Г., Френкель Я., Хачатурян А., Ходжа-Эйнатов Л., Чести М., Шамо И., Шебалин В., Шуберт Ф., Шуман Р.

Средние и низкие голоса: Балакирев М., Бородин А., Верстовский А., Гибалин Б, Григ Э., Доницетти Г., Животов А., Ипполитов-Иванов М., Калинников В., Кочуров Ю., Макаров-Ракитин К., Майборода Г., Мейтус Ю., Монсиньи Л., Мурадели В.,Нечаев В., Рахманинов С., Сарри Д., Сен0Санс К., Столыпин Д., Тома Ш., Френкель Я., Хренников Т., Чайковский П.
Примерный перечень заданий к зачетам и экзаменам:

В соответствии с индивидуальными репертуарными планами студентов исполнить сольную программу из 3-4 произведений, среди которых:

1 курс: исполнение 2 сольных произведений, вокализ (Ленский, Абт).

2 курс: Исполнение 2 сольных произведения, вокализ (Конконе, Зейдлер и т.п.).

3 курс: Исполнение сольного произведения; Исполнение дуэта, трио или ансамбля. Одно произведение с сопровождением; одно произведение – песня соло без сопровождения; одно произведение в ансамбле с сопровождением; 1 школьная песня.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071300.62 «Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству».


Программу составила:

профессор

кафедры художественного образования _________________________ С.Н. Кравченко

(подпись)


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования протокол № _____ от «___»____________20__ г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ

Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)
Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова

(подпись)
Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2011-2012 учебный год


В программу учебной дисциплины СД.06 Сольное пение вносятся следующие изменения:
1. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 1549 внесены изменения в бланки ТГПУ в части наименования организации (распоряжение № 37 от 01.06.2011 г.).

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________2011г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ
Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)


Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова



(подпись)
Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2012-2013 учебный год:

В программу учебной дисциплины СД.06 Сольное пение вносятся следующие изменения:
1. На основании приказа № 21-07/1 от 02.03.2012 г. Институт культуры реорганизован, на его основе образован факультет культуры и искусств (ФКИ).

2. На основании приказа № 28-07/1 от 03.04.2012 г. кафедра художественного образования реорганизована в форме ее разделения на две новые кафедры: кафедру музыкального и художественного образования и кафедру хореографии.

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры музыкального и художественного образования

протокол № _____ от «___»____________2012 г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ
Председатель методической комиссии ФКИ _____________________ Л.Г. Тимошенко

(подпись)


Согласовано:

Декан факультета культуры и искусств________________ Е.А. Каюмова



(подпись)
Каталог: images -> faculties -> culture -> files -> programms
images -> Техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі білім беру саласында көрсетілетін мемлекеттік қызметтер стандарттарын бекіту туралы
images -> Бағдарламасы 11. 09. 2017-17. 09. 2017 ДҮйсенбі, 11 қыркүйек 7: 00 ҚР Әнұраны 7: 00 "Ауырмайтын жол ізде"
faculties -> Учебно-методический комплекс дисциплины
programms -> Учебно-методический комплекс дисциплины
faculties -> Рабочая программа учебной дисциплины б 01 математика трудоемкость
faculties -> Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 08. История психологии трудоемкость
faculties -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 11 Грим направление: 071500. 62 Народная художественная культура


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет