Новое расследование Buro Media, Verstka и OCCRP раскрывает схему так называемого  «ложного транзита», когда казахская компания заказала высокотехнологичное оборудование для производства полупроводников и другие товары из Европы, но доставила их не в Казахстан, а на временный белорусский склад и уже оттуда перенаправила в Россию.

По этой схеме российским компаниям, имеющим военные контракты, было поставлено санкционных товаров на сумму около  5,9 млн долларов.

Кто есть кто

Российских военных поддерживают множество частных компаний. В их числе, говорится в расследовании, конгломерат «Остек». 

Сам «Остек» не производит оружие, но поставляет оборудование и обустраивает объекты для других подрядчиков, которые работают над увеличением арсенала. Именно «Остек» поставлял зарубежные технологии и оказывал технические услуги разработчику и производителю, который спроектировал ракетные комплексы «Точка-У» и «Искандер-М». Также «Остек» — поставщик и подрядчик Рязанского радиозавода, который принадлежит «Ростеху», крупному оборонному конгломерату и одному из важнейших поставщиков для российского ВПК.

Сразу после вторжения России в Украину и еще до введения санкций многие международные компании добровольно разорвали связи с Россией. Европейские партнеры «Остека» тоже прекратили поставки — кроме одного.

ООО «Интер-Транс» была ключевым поставщиком конгломерата еще до войны. Она базируется в польском городе Седльце, а управляет ею германская логистическая фирма BMA Spedition GmbH. Согласно документу, подписанному акционерами, в декабре 2023 года BMA Spedition переименовали в Trans-Bridge Logistics GmbHЮ а в январе 2024 года перерегистрировали в Германии под новым названием. Мажоритарный пакет акций «Интер-Транс» принадлежал беларусскому предпринимателю Евгению Костюку.

За 2022 год «Интер-Транс» поставил «Остеку» товары как минимум на 24 миллиона долларов — согласно утечке таможенных данных, это примерно половина общего импорта конгломерата за год.  

При чем тут Казахстан

Когда ЕС ввел санкции, у «Остека» уже был альтернативный маршрут поставок. Он пролегал через Казахстан, но был связан с тем же беларусским бизнесменом Евгением Костюком, который стоял за «Интер-Трансом».

Отношения с Казахстаном, судя по всему, начались в 2014 году, когда российская фирма Костюка «Миртранс» основала в республике дочернюю компанию «КБР-Транс». В мае 2022 года, через три месяца после начала войны, директор «КБР-Транса» Жанат Ибраев стал соучредителем новой казахстанской фирмы под названием «КБР-Технологии». Она стала поставлять «Остеку» те же высокотехнологичные товары, что и «Интер-Транс».

Среди них были шесть партий оборудования для производства полупроводников, сделанного в основном в Южной Корее. И это был первый обнаруженный пример отправки товаров казахстанской компанией через Беларусь.

Журналисты получили письмо с инструкциями, из которого стало ясно, как, по-видимому, работала схема.

В письме директор «КБР-Технологий» сообщает компании-перевозчику, что у трех поставок, отправленных, судя по всему, в июле 2022 года , сменился получатель. Груз нужно было отправить беларусской компании «Тефида».

В письме даже разъясняется, что должно произойти дальше:

«ТОО “КБР-Технологии” уполномочивает ЧП “Тефида” на владение грузом на территории Республики Беларусь и помещение его под процедуру таможенного склада, и отправку в ООО “Остек-Интегра” в РФ».

В письме не указано, что именно содержалось в тех поставках. Но таможенные данные подтверждают, что шесть партий оборудования для производства полупроводников, заказанные «КБР-Технологиями» тем летом, действительно прибыли в Россию в августе 2022 года, и отправила их «Тефида».

Стоимость оборудования составляла всего порядка 716 тысяч долларов, но уже в 2023 году этот маршрут начал играть особую роль.

22 февраля 2023 года, за три дня до того как ЕС объявил о запрете на отправку в Россию любого оборудования для производства полупроводников и микрочипов, объем поставок все той же продукции от «Тефиды» по распоряжению «КБР-Технологий» стал расти. Всего за три месяца «Остек» получил товара почти на 8,6 миллиона долларов, он был отправлен через компанию «Тефида» в Беларуси.

Совладелец «КБР-Технологий» Жанат Ибраев отказался дать комментарии, а в компании не ответили на вопросы, направленные по электронной почте. Представители «Остека» тоже не ответили на запросы о комментарии.

Полностью расследование читайте здесь.


Автор: Жанара Кенжебекова

Жанара — исследовательница культуры и традиций. Ее статьи поднимают важные темы многообразия культур Казахстана.