В Казнете разгорелся скандал из-за ток-шоу на государственном телеканале «Хабар», в котором женщину — жертву бытового насилия — попытались помирить с мужем-извергом прямо в студии. Негодование общественности оказалось настолько «громким», что министр информации и общественного развития РК Аида Балаева была вынуждена заявить о закрытии проекта. 

В скандальном выпуске ток-шоу «Бірақ» (Но…), буквально недавно появившемся в эфире госканала, показали женщину, восемнадцать лет терпевшую физическое насилие со стороны своего пьющего супруга. После последнего инцидента, когда он сломал ей руку, женщина, забрав шестерых детей, сбежала из Шымкента в Астану: устроилась там на работу, сняла жилье, попыталась наладить жизнь.

Однако спустя три месяца муж разыскал ее и устроил очередной скандал, после которого многодетная мать попала в кризисный центр.

«Бил в воспитательных целях»

В первой части программы женщина, еле сдерживая слезы, рассказала, что муж не работал, пил, избивал ее и детей. Женщина же работала, получала пособие на детей, пыталась прокормить семью. По ее словам, дети боятся отца и не хотят с ним жить. Старшая дочь, которой дали слово в эфире, дрожащим голосом рассказала на камеру, что не хочет его видеть. 

Как выяснилось, участвовать в ток-шоу женщина согласилась при условии, что ее лицо будет закрыто и в студии не будет человека, годами издевавшегося над ней и детьми. Но это условие было нарушено.

После того, как ведущие попытались убедить гостью ток-шоу, что «он все-таки отец детей», «сейчас священный месяц Рамадан», «нужно уметь прощать», в студии появился ее мучитель и спокойно заявил, что жену постоянно не бил — «было пару раз» и детей  «бил лишь иногда, чисто в воспитательных целях».

Апогеем эфира стало, когда по настоянию ведущих мужчина подошел к заплаканной и трясущейся от страха женщине и, попытавшись вручить ей букет цветов, начал просить прощения и говорит о примирении.

Женщина кричала в панике: «Ничего не надо от тебя, уйди!» 

Кто почувствовал себя богом?

Анна Рыль, руководитель фонда «Коргау Астана», в кризисном центре которого находилась женщина, была крайне возмущена тем, что произошло.  

«Я не знаю, по чьей прихоти и кто почувствовал себя богом и вершителем человеческих судеб, почему ведущий и редактор решили, что, увидев цветы в руках бывшего мужа, женщина побежит к нему навстречу, роняя тапки», — написала она на своей странице в социальной сети Facebook.

Она рассказала, почему дала журналистам контакты женщины.

«Контакты женщины я дала в надежде, что через передачу найдутся люди, которые захотят поддержать ее. Перед самим ток-шоу журналисты брали у Г. и ее старшей дочери интервью, где они обе, захлебываясь слезами, рассказывали о своей жизни. До начала шоу Г. и ее дочь переговорили с журналистами, сказав, что они готовы прийти на шоу, но при условии, что ее лицо будет закрыто и на ток-шоу не будет мужа. Журналисты заверили Г., что его не будет.

Я лично крайне возмущена ситуацией, в которой ради повышения рейтинга заставили женщину заново испытать страдания.

Если бы команда, готовящая это шоу, внимательно выслушала женщину, нашего социального работника, то узнали бы, что два дня назад этот горе-отец приходил к приюту в сопровождении участкового инспектора полиции, требуя увидеться с детьми, при этом матерился во дворе центра, а недели две назад приходил к приюту в нетрезвом состоянии, что опровергает его слова [о том], что он год как не пьет».

По словам Анны Рыль, в кризисном центре три месяца работали с женщиной над ее состоянием. Теперь же,  благодаря этой передаче, все их усилия были уничтожены, а женщина получила глубокий стресс.

«Самое неприятное то, что ведущий, а это мужчина, подошел во время перерыва и сказал, что  вы — центр, который должен их примирить и не допустить развода, а редактор мне сказала, что они хотят нанять адвокатов отцу, чтобы дети встречались с ним.

Мы просто в шоке от того, что опять происходит обесценивание значимости женщины и ее страданий.

 Пока у нас будут шоу, где мнение женщины и мнение детей не нужно учитывать, а самое главное «Ұят болады» и примириться ради детей, праздника и т.д., то никакое законодательство нам не поможет, и мы будем продолжать оплакивать трагедии наших женщин».  

Волна негодования в соцсетях

Ток-шоу вызвало волну возмущения в соцсетях.

«Страшно и мерзко от того, что в дни, когда общество усиленно борется с проблемой семейно-бытового насилия, находятся люди, которые словно не видят общей картины, а прикрывшись маской благородства, пытаются ткнуть в глаза банальщиной вроде «женщина сама виновата», «милые бранятся – только тешатся». И еще больнее от того, что всю эту ситуацию превращают в шоу на всю страну, не понимая, что они усугубляют психотравму жертвы и ее детей. Как можно не понять, что ничего не изменится? Что завтра, если они сойдутся, он продолжит истязать и унижать ее. И хорошо, если все в этой истории останутся живы», — написала журналистка Назым Жумангазинова.   

В свою очередь руководство «Хабара» попыталось в лице председателя правления Кемельбека Ойшыбаева оправдать произошедшее в эфире ток-шоу, тем что оно только начало выходить.

«Передача выходит всего второй день, спасибо, что смотрите, реагируете. Главная цель проекта — показывать социальные проблемы, рассказывать о случаях  бытового насилия, традиционных и семейных ценностях, найти решение этих вопросов. Во вчерашнем эфире, на примере истории одй семьи, мы хотели по возможности их примирить.  К сожалению, это не удалось. Поэтому просим прощения у героев выпуска и у зрителей», — написал Ойшыбаев в комментарии под постом Назым Жумангазиновой.

Шоу будет закрыто

Автор этих строк вчера полностью посмотрела выпуск злополучного ток-шоу. Но сегодня он уже с интернет-площадок «Хабара» исчез: ни на сайте, ни в ютуб-канале нет ни первого выпуска, ни вчерашнего.

Видимо, после заявления министра информации руководство канала приняло решение от греха подальше удалить все видео, связанные с проектом.

«…11 марта на канале «Хабар» вышла программа «Бірақ…», которая призвана не только озвучивать актуальные проблемы семей, но и способствовать выработке их решения. Однако, в данном выпуске в прямом эфире редакция не смогла достичь поставленных задач, введя в заблуждение героиню и вызвав неоднозначную реакцию общества.

Национальный телеканал, в том числе разъясняющий государственную политику, не должен допускать подобное. Прежде всего, редакция должна была соблюсти все этические нормы, не допускать даже скрытой поддержки семейно-бытового насилия и провокаций, не унижать героев публично. Произошедшее в прямом эфире должно стать большим уроком для редакции телеканала.

Данное ток-шоу будет закрыто», — сообщила вчера Аида Балаева.

Кто есть кто в закрытом проекте

Между тем, в поисках ответа на вопрос, почему такое вообще стало возможно на одном из крупных гостелеканалов, обнаружилось кое-что интересное.

Оказывается, один из ведущих  — Самат Толыкбай — депутат маслихата Карасайского района Алматинской области и родной брат мажилисмена Максата Толыкбая, работавшего некогда продюсером на телеканале Qazaqstan.

Это обнаружил наш коллега, журналист Лукпан Ахмедьяров.

По его же информации, Асем Изаткызы была принята ведущей ток-шоу на «Хабар» без испытательного срока, и последние три года нигде не работала. 

«Ток-шоу «Бірақ» на государственном телеканале «Хабар» в очередной раз показало, как в Казахстане относятся к насилию в отношении женщин и детей. Этот пост про непосредственных «героев» мерзкого ток-шоу.

Это ведущие — Самат Толыкбай и Асем Изаткызы.

Мне кажется, их стоит назвать поименно и показать их лица.

 

Сколько еще таких шоу

В связи с этим вспомнила про другой похожий случай — о нем я рассказывала еще в 2020 году.

Аналогичная ситуация возникла на ток-шоу «Кел, татуласайық!» («Давайте мириться!»), который шел тогда в эфире «31 канала». 18-летнюю жертву изнасилования пытались примирить с насильником, от которого она родила ребенка. Тогда девушку всячески призывали пожалеть насильников — их было четверо. Односельчане, среди которых был имам, даже пристыдили ее, мол, зачем гуляешь с парнями, сама виновата.  

Это ток-шоу тоже потом тихо прикрыли. Но на казахстанских телеканалах немало еще других ток-шоу, которые делаются ради рейтинга. И очень часто там  обвиняют женщин — жертв насилия — в том что, «не смогла сохранить семью», «сама виновата» и призывают «простить, понять» своих мучителей.

Свежий пример, как некая журналистка Меруерт Айтенова, постоянный эксперт различных ток-шоу в эфире программы «Көреміз» на канале «Евразия», заявила, что «рядом не сядет с разведенными женщинами». 

К сожалению, закрытие одного-двух ток-шоу проблему не решить. Все останется по-прежнему, пока не будет ужесточено наказание за насилие в отношении женщин и детей. И пока не изменится отношение общества к этому вопросу.     


Автор: Гульжан Оразбаева

Гульжан — исследовательница жизни и достижений знаменитых личностей Казахстана. Ее статьи позволяют читателям взглянуть на страну через призму вкладов ее ярких представителей.