The Wall Street Journal пишет о якобы имевшем место неформальном обращении функционеров российского Совбеза к казахстанским властям за силовым прикрытием в дни пригожинского мятежа. Президент Токаев, по данным источников WSJ, ответил отказом.

Во-первых, у американских источников слишком размытые формулировки. Не до конца понятно, было ли обращение на самом деле, в какой форме. А если было, то чего просили: поддержку спецназа, переброску нескольких дивизий с тяжёлым вооружением или зеркальное взятие под охрану стратегических объектов с целью высвобождения собственно российских войск? Не исключено, что журналисты услышали какое-то информационное эхо от звука, прошедшего через несколько гулких труб, и потому дали самую общую формулировку, допускающую разные практические интерпретации.

Тем более, что имиджевые потери для позиционирующей себя в качестве мировой державы и регионального лидера России были бы довольно-таки существенными.

Во-вторых, если предположить, что обращение было, то отказ — наиболее логичный ход со стороны казахстанских властей.

— Для использования военной поддержки со стороны Казахстана необходимо прямое обращение президента РФ к президенту РК с публичным закреплением в прямом эфире федеральных каналов. А не «Патрушев позвонил Токаеву»;

— ЧВК «Вагнер» была авторизована российскими властями для участия в военных действиях на территории Украины, бойцы туда набирались с санкции российских властей, компания имела в своём распоряжении вооружения, принадлежащие МО РФ. При этом пользовалась (обеспеченной в том числе федеральными СМИ) моральной поддержкой в разных слоях российского общества. Сценарий с заходом казахстанских вооружённых сил на территорию России и вступлением их в прямые боестолкновения с подразделениями ЧВК «Вагнер» был бы катастрофичным. И мог бы оказать негативное влияние на отношения между двумя народами (ведь в этом сценарии казахи и русские убивали бы друг друга, причём русские были бы на своей земле, а казахи — на чужой, и всякие формальности тут не играли бы никакой роли);

Таким образом, пригожинский мятеж изначально был классифицирован как внутреннее дело России. Возможность вовлечения Казахстана в кровавую русскую разборку — исключена. И правильно.


Автор: Гульжан Оразбаева

Гульжан — исследовательница жизни и достижений знаменитых личностей Казахстана. Ее статьи позволяют читателям взглянуть на страну через призму вкладов ее ярких представителей.