Южная Корея вводит новые ограничения: в список для экспортного контроля добавлены 682 вида товаров. Теперь он насчитывает 1159 позиций, включая тяжёлое строительное оборудование, компоненты авиационной техники, аккумуляторы и автомобили с объём двигателя более 2 л.

Это уже не первое ограничение со стороны Сеула, однако по итогам первого полугодия 2023 года импорт из Южной Кореи в Россию вырос на 28% до $3,8 млрд. Основа импорта представлена двигателями – их поставки оцениваются в $881,5 млн (рост в 2 раза). Второе место в товарной структуре занимают автомобили — $747 млн (рост на 1%). На третьем месте расположились металлоконструкции – их закупили на $582,5 млн долларов (рост в 1,9 раза).

Но людей большей всего волнуют именно поставки машин. Из Кореи привозят не только подержанные Kia и Hyundai, но и машины премиальных немецких марок. Поводы для переживания есть: корейские машины чаще всего имеют или бензиновый двигатель объёмом 2,4 л, либо дизельные объёмом 2,2 л. Немецкие автомобили также как правило имеют объём от 2 л и более.

Опыт японских ограничений показывает, что они работают: после того, как Япония ввела запрет на экспорт в Россию автомобилей с гибридной силовой установкой и моторами более 2 л, поставки машин сократились с рекордных 1000 штук в день в июне до 200-300 в сентябре. В ноябре поставки постепенно восстановились до 400-500 штук в день. Эксперты отмечают, что восстановление поставок происходит в основном за счёт разрешённых малолитражных автомобилей. Поставки запрещённых автомобилей через третьи страны существуют, но в ограниченном объёме.

Однако это не значит, что Россия останется без корейских автомобилей. Во-первых, опять-таки существуют налаженные каналы поставок через Киргизию и Казахстан. Во-вторых, корейцы ловко лавируют в условиях санкций, извлекая выгоду из любой ситуации. Корейские автопроизводители официально не уходили из России – просто сократили объёмы поставок. А завод Hyundai в Санкт-Петербурге был временно остановлен, но не закрыт. К тому же Сеул смог добиться исключения корейских компаний из санкционного списка.

На этом фоне уже не выглядит удивительным заявление представителей завода Hyundai о том, что в январе предприятие выходит из режима простоя – сотрудников уже вызывают на рабочие места. Завод на прошлой неделе был продан компании «Арт-финанс» за символические 140 тыс. вон (₽10 тыс.). Наладить сборку полностью новой модели за несколько недель – нереальная задача. А возобновление поставок компонентов корейских автомобилей технически возможно. Корейские власти предусмотрели возможность экспорта запрещённых товаров по особому разрешению.


Автор: Даулет Байгонусов

Даулет — природовед и путешественник. Его увлечение природой Казахстана и исследования вносят неповторимый вклад в наше издание.