Федеральная резервная система исключила возможность снижения ставки в марте и с радостью приветствовала высокие темпы экономического роста. Она отметила, что риск инфляции, вызванной ростом, не представляет угрозы. Однако, с учетом ряда данных, включая впечатляющий отчет о занятости за январь, некоторые задаются вопросом о целесообразности снижения ставки в этом году, передает Bizmedia.kz.

Мы в соцсетях – Телеграм, Инстаграм, Твиттере, Фейсбуке, Googlenews и Яндекс новостях

ФРС рискует ошибиться с политикой, так как экономические показатели говорят об отсутствии необходимости в снижении ставок

«Я не считаю, что снижение процентных ставок оправдано, и это может стать политической ошибкой», — заявил Филлип Колмар, глобальный макростратег MRB Partners, в интервью корреспонденту Investing.com Ясину Эбрагиму после решения ФРС 31 января оставить ставки без изменений и не рассматривать возможность снижения в марте.

Снижение ставок, вероятно, способствует дальнейшему стимулированию экономики, особенно учитывая последние данные, включая отчет о занятости в январе, который оказался значительно сильнее ожидаемого. Это указывает на то, что текущая политика ФРС скорее является аккомодационной, а не ограничительной.

Согласно Колмару, инфляционные последствия могут не проявиться в ближайшие месяцы из-за базовых эффектов и искажений, связанных с пандемией. Однако они, вероятно, начнут проявляться во второй половине года, после избирательного цикла, когда экономика будет сталкиваться со снижением ставок.

«Риск заключается в том, что инфляция может оказаться выше ожидаемого, что приведет к более высокому базовому тренду и ограничит возможности ФРС по дальнейшему снижению ставок», — добавил Колмар. Он ожидает, что ФРС будет придерживаться своего прогноза о трех снижениях ставок и не предоставит рынку пять или шесть ставок, которые сейчас включены в цену на данный год.

Колмар не одинок в своих опасениях относительно того, что ускорение экономического роста возродит инфляцию. После публикации январских данных о количестве созданных рабочих мест — 353 000, что превысило прогнозы в 187 000 и превысило предыдущий месяц (333 000), и прироста заработной платы в 0,6%, что вдвое превысило ожидания в 0,3%, Дерек Холт, вице-президент и глава отдела экономики рынков капитала Scotiabank, предупреждает, что «в случае отсутствия изменений, нельзя исключать повышение процентных ставок».

Но нужны ли «поддерживающие сокращения», чтобы реальные ставки не стали слишком ограничительными?

Однако некоторые считают, что снижение процентных ставок необходимо для поддержания ограничений в экономике. Если инфляция продолжит снижаться, то реальные процентные ставки, которые учитывают инфляцию и отражают реальную стоимость займа, могут стать слишком строгими и представлять риск резкого экономического спада.

«Мы прогнозируем, что к июньскому заседанию количество рабочих мест будет соответствовать уровню замены, а базовая инфляция продемонстрирует значительное замедление. Это убедит членов FOMC в необходимости продолжения прогресса», — заявили в компании Morgan Stanley, прогнозируя первое снижение ставки в июне.

«По мере снижения инфляции реальные ставки становятся более строгими. Мы считаем, что достижение согласия относительно сокращения будет проще», — добавили в Morgan Stanley, отметив, что председатель ФРС Джером Пауэлл намекнул на снижение арендной платы новых арендаторов, или NTR, в IV квартале, что может заставить ФРС пересмотреть свои ожидания по инфляции при обновлении экономических прогнозов в марте.

«Мы обновим наш прогноз по инфляции на следующем заседании… он может быть ниже сейчас, учитывая полученные данные», — заявил Пауэлл на пресс-конференции FOMC 31 января. По мнению Morgan Stanley, этот комментарий относится «как к поступающим данным по инфляции, так и к данным по НТР, которые участники, вероятно, учтут при корректировке прогноза».

Рост превращается из потенциального врага в друга, поскольку ФРС нацелилась на «безупречную дезинфляцию

В течение длительного времени, более высокие темпы экономического роста были подавлены опасениями о возросшей инфляции, что заставляло ФРС придерживаться стратегии ужесточения. И это было не напрасно. Когда количество рабочих мест превышает число работников, компании вынуждены повышать зарплаты, чтобы конкурировать на рынке труда, и потребительские расходы растут, что поддерживает экономический рост.

«Свидетельства того, что темпы роста продолжают превышать потенциал, или что напряженность на рынке труда не ослабевает, могут поставить под угрозу дальнейший прогресс в области инфляции и требовать дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики», — заявил Пауэлл на пресс-конференции FOMC 1 ноября 2023 года.

Однако все изменилось. Теперь ФРС считает, что дезинфляция, сильная экономика и рост рынка труда могут сосуществовать — «безупречная дезинфляция» продолжает превалировать.

«Я думаю, мы сталкиваемся с более сильным ростом. Мы не рассматриваем его как проблему. Сейчас мы стремимся к сильному росту. Мы хотим видеть сильный рынок труда. Мы не стремимся к ослаблению рынка труда», — сказал Пауэлл на пресс-конференции после заседания FOMC 31 января.

Такой разворот ФРС оставил многих в недоумении. «У меня нет хорошего объяснения, почему на этот раз он так небрежно отнесся к росту ВВП», — добавил Холт.

Все ли дороги ведут к сокращениям… к еще более сильному экономическому росту?

Колмар соглашается с этим мнением, отмечая, что необходимо экономическое ослабление, чтобы оказать давление на заработную плату и обеспечить достаточную слабость в сфере труда. Он также добавляет, что повышенный коэффициент участия (количество людей, вступающих на рынок труда), который ранее помогал сдерживать зарплаты, может уже не иметь большого влияния.

«Если мы рассмотрим сектор малого бизнеса, где занято большинство населения, это говорит о глубоких проблемах», — говорит Колмар. «Это указывает на проблемы с инфляцией и на то, что малые бизнесы планируют повысить цены и компенсации для своих работников… Такие факторы не являются благоприятными для ФРС», — добавляет Колмар.

Однако, учитывая зависимость ФРС от экономических данных, если данные продолжат улучшаться, есть вероятность, что Пауэлл, обеспокоенный превышением потенциального роста, может изменить свою позицию. Если мы увидим продолжение роста ВВП в первом квартале, это может привести Пауэлла к тому, о чем он говорил на ноябрьской пресс-конференции: «Если рост продолжает превышать потенциал или рынки труда не находятся в равновесии, это может послужить основанием для дальнейшего ужесточения политики», — добавляет Холт.


Автор: Гульжан Оразбаева

Гульжан — исследовательница жизни и достижений знаменитых личностей Казахстана. Ее статьи позволяют читателям взглянуть на страну через призму вкладов ее ярких представителей.