Страна у нас такая, что воруют везде, во всех сферах. И культура и искусство – не исключение (достаточно вспомнить, что бывшего «культурного» министра Арыстанбека Мухамедиулы осудили за хищение бюджетных средств). Поэтому когда в середине декабря минувшего года прошла информация о хищениях в «Казахфильме» средств, направленных на поддержку национального кино (читай – бюджетных), это не стало какой-то сенсацией. Интересно здесь другое. 

19 декабря на официальном сайте прокуратуры Алматы появилось сообщение, что «прокуратурой города Алматы по итогам проверки акционерного общества «Казахфильм имени Шакена Айманова» начато досудебное расследование по факту хищения бюджетных средств в особо крупном размере.

По предварительным данным установлен факт хищения более 400 млн тенге, направленных на съемку фильма». Но какой именно фильм «обокрали», надзорный орган не уточнил.

Журналист Михаил Козачков предположил, что речь идет о расходах на фильм «Улы Дала Таны» («Рассвет Великой Степи») с рабочим названием «Касымхан». В своем telegram-канале она написал:

«Заканчивал этот масштабный проект стоимостью более 4 миллиардов режиссер Акан Сатаев. Он же на тот момент руководил киностудией».

Что же, вполне может быть. Где можно своровать, чтобы было менее заметно? Правильно — там, где денег много. А историческое кино — само по себе дорогое. Костюмы, лошади, батальные сцены, декорации – все это стоит немалых средств.

Вот что известно о съемках фильма, рассказывающем о роли Касым-хана в становлении Казахского ханства на рубеже XV-XVI веков:

  • съемки начались в феврале 2021 года, а в прокат он вышел 12 мая 2022 года;
  • съемки проходили в Алматинской области, вблизи города Жаркента и поселка Кеген, вдоль реки Или на адаптированных декорациях «Туркестан», в окрестностях Кунаева и павильоне киностудии «Казахфильм», где были построены декорации: «город Сыганак», «тронный зал Бурындыка» и «Самарканд – гостевой двор Шайбана»;
  • общая численность съемочной группы насчитывала, по словам самого Акана Сатаева, 2500 человек.

Так что отщипнуть от 4 млрд какие-то 10% — задача, похоже, несложная, тем более, если за дело берется человек знающий.

Между тем наши коллеги с Protenge взялись уточнить в Министерстве культуры и спорта РК, сколько бюджетных средств (фильм снимался по заказу Минкульта) было затрачено на историческое полотно. После уточнения сумма получилась поскромнее — 2,5 млрд тенге.

В то время как прокат фильма принес всего 111,5 млн тенге.

То есть, выходит, что если «обворовали» именно этот фильм, то сумма украденного втрое превышает доходы от проката. 

Ну и вишенка на торте. Чиновники Минкультуры и спорта решили в своем ответе на журналистский запрос Protenge не упомянуть самое главное: что продюсером картины выступила не кто-кто там, а дочь первого президента РК Нурсултана Назарбаева Алия Назарбаева.

Хотя на самом деле никакой тайны в этом факте нет: на всех киноресурсах, где размещена информация о картине, Алия Назарбаева значится как единственный продюсер. И у нее, кстати, уже был опыт работы с Аканом Сатаевым: в частности, она была сценаристом и продюсером еще одной его исторической ленты – «Томирис», снятой в 2019 году. 

Так или иначе, строить по этому поводу никаких далеко идущих выводов не будем. Кто причастен к хищению средств – должно показать следствие.

Наверняка вас интересует, а хорошее ли вообще получилось кино?

Я не кинокритик, и могу судить о фильме как простой зритель. Да, картина зрелищная, но снятая по лекалам блокбастера, а не исторического кино. Закончив в свое время исторический факультет, я не мог не заметить ряд исторических несоответствий. А профессиональные историки указывают на обмундирование воинов, которое в картине не соответствует тому, в чем воевали казахи в начале XVI века. Неужели киношники экономили на консультантах?

Ну и сам образ Касым-хана не кажется мне полным. Он получился, как говорят в таких случаях, картонным. Этакий рыцарь без страха и упрека, не имеющий слабостей, да еще и разговаривающий со всеми – и друзьями, и врагами — исключительно лозунгами.

А его противники —  хан Бурундук и узбекский правитель Мухаммед-Шейбани — и вовсе порой выглядят карикатурно (так карикатурно долгое время советские кинематографисты показывали фашистских военачальников). Поэтому  сопереживать Касыму в борьбе с «ненастоящими» противниками в полной мере не получается.

Мог ли фильм получиться лучше, если бы из его бюджета 400 млн тенге не были украдены? Вопрос риторический.

 


Автор: Ербол Нурланов

Ербол — талантливый фотограф, зафиксировавший красоту природы и городской жизни Казахстана. Его работы придают нашим материалам визуальное великолепие.