Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук Майкоп -2015



жүктеу 1.68 Mb.
бет1/8
Дата03.04.2019
өлшемі1.68 Mb.
түріДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8


МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ГРИШИН ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

Специальность 22.00.06 – социология культуры

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата социологических наук


Майкоп –2015

СОДЕРЖАНИЕ


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ 16

1.2. Классификация культурно-нравственных аспектов социальных действий личности и их анализ 29



ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 52

2.2. Формирование нравственной культуры студентов: способы и средства. 86



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129

ЛИТЕРАТУРА 133

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Нравственные убеждения и ориентации молодежи, как в целом и ее воспитание, всегда были и сегодня остаются в центре внимания любого человеческого сообщества. Объясняется это тем, что будущее общества зависит от уровня нравственного сознания, нравственными ориентирами и целевыми установками поколения, вступающего во взрослую жизнь и берущего бразды правления в свои руки. А формирование этих убеждений и целей начинается задолго до этого момента. И чем скорее начнет общество этот процесс и ответственнее отнесется к нему, тем в боле выгодном отношении оно окажется в будущем. Особой значение изучение этого процесса приобретает в переходные периоды социума, когда старые, казалось бы, незыблемые установки, уходят в прошлое и общество оказывается перед необходимостью создания новых культурно-нравственных ценностей, способных поддержать его прогрессивное развитие. Именно в такой ситуации сегодня находится современное российское общество. Это то главное обстоятельство, которое делает актуальным данную тему.

Для конструирования целостной картины становления культурно-нравственных ориентаций молодежи, в частности – студенчества с целью активного позитивного влияния на эти процессы необходимо обращение к базовым теоретическим трудам зарубежных и отечественных ученых, усвоив все, то богатство знаний об обществе и молодежи, которое накоплено в их трудах. Кроме того, обязательным условием подобного рода исследований являются масштабные конкретные социологические исследования, которые должны состоять из исследований отдельных регионов. Региональные исследования особенно актуальны для нашей страны, состоящей из десятков федеративных субъектов, отличающихся друг от друга по тем или иным критериям.

Изучение различных аспектов культурно-нравственных ориентаций молодежи, в частности студенчества, имеет не только научно-теоретическое, но и практически-прикладное значение. Практическая сторона особенно важна в рамках продолжающихся. Разрушение единой идеологии, всесторонняя критика прежних ценностей и идеалов, приводящая к отчужденности массы молодежи от политико-идеологического и исторического прошлого, а, следовательно, трагический отрыв молодых людей от отцов и дедов, разрывающий традиционную эстафету поколений все это углубляет проблему.

Наряду с общими проблемами важное значение приобретают вопросы изучения региональной и национальной специфики по данной проблематике, поскольку выработка общих ценностных представлений и убеждений, независимо от национальных особенностей, является важнейшей задачей подготовки будущего специалиста, к какой бы сфере деятельности он ни готовился.

Актуальность и важность подобных исследований, кроме всего прочего. Заключается еще и в том, что знание особенностей становления такого динамичного и перспективного слоя населения, как студенчество, позволяет получению дополнительных знаний о направлении и перспективах региона, что. В свою очередь, позволяет более точной социальной оценке региона и более оптимальному планированию его развития.

Прошедшая в конце прошлого и начале нынешнего столетия ломка основ жизни в нашей стране привела к предельному усложнению и так далеко не простых социальных связей и отношений. Противоречия, ранее считавшиеся естественными спутниками нормального развития, приобрели характер антагонистических, взрывных и трудноразрешимых. В этих условиях совершенно естественна пропасть, разверзнувшаяся между катастрофически изменившимися материальными условиями жизни, одной стороны, и культурой и нравственными принципами, имеющими относительную самостоятельность и потому существенно отстающими от ломающегося базиса. Появилось такое неизвестное в советской реальности как усиливающаяся диспропорция между культурно-нравственными общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и новыми ценностными ориентациями новых социальных групп, невозможных в прежней жизни и потому не принятых и не понятых большей частью населения, с другой. Усугублению ситуации способствовало еще и то обстоятельство, что новые ценности нередко поддерживались и пропагандировались средствами массовой коммуникации, которым советское общество привыкло доверять. И это обстоятельство усугубляло итак не простую ситуацию. Фактически внутри одного и того же общества формировались разные культуры с разными жизненными ориентирами. Подобные тенденции обнаруживались даже внутри одного и того же класса или социального слоя.

Подобные явления не могли обойти и студенчество. Многолетние реформирования системы высшего образования привели к существенному изменению жизни студенчества. Она же, в свою очередь, неизбежно влияла на направление и масштабы, содержание самих реформ.

Сегодня, после множества всякого рода идей, путей и разнообразных ориентиров, обстановка в стран стабилизировалась в такой степени, что появилась возможность восстановления общечеловеческих приоритетов и гуманистических принципов в системе образования, преодолев авторитарно-вербальные взаимоотношения между преподавателями и студентами и превратив самого студента в активного соучастника образовательного процесса. Конечно же, вместе с привлечением его и к управлению вузом, не говоря уже о студенческом самоуправлении.

Знакомство с историей образования приводит к выводу, что проблемы, реформирования высшего образования, так часто выходили на первый план в столь многих странах многих странах мира, эти проблемы можно обозначить как перманентные для всего цивилизованного мира. Так, и сегодня в научно-педагогической литературе наблюдается масса материалов о недостатках системы обучения и воспитания в таких странах западной Европы и США1, которых принято называть высокоразвитыми.

Образование имеет древнюю историю, наичиная с первых храмов древневосточных религий, раздевших знания на эзотерические и экзотерические и кончая сегодняшними всякого рода «учебными» пунктами и заведениями, обучающими своих «студентов» переворотам, диверсиям и террору, придавая всем этим разрушительным и антигуманным занятиям наукообразный характер.

Кроме того, давно уже отмечено, что во многих странах произошла коммерциализация знания. Так, многие авторы указывают, что знания в США давно превратились в товар, а профессура – в его продавцов. Все чаще сталкивающихся с рыночным принципом «покупатель всегда прав», заставляющим снижать уровень преподавания и снижать уровень требований к знаниям студентов1.

Отличие нашей страны от таких государств состоит в том, что у них реформы субсидировались и государственным и частным капиталом, тогда как у нас они сопровождались уменьшением государственных средств поддержки вузов, ухудшением материального положения подавляющего большинства студентов. А изменившиеся социальные отношения снижали их надежду на возможность получения достойной работы по избранной профессии. Данные обстоятельства вполне предсказуемо влияли на самосознание и социальное самочувствие студенчества и молодежи в целом.

Нетрудно предвидеть, что ухудшение финансово-материального положения высших учебных заведений имеет отрицательное значение для областей духовной жизни социума. Снижение уровня образования ведет к снижению культурно-просветительской, нравственно-воспитательной работы, к потере четких и прогрессивных, полезных для общества нравственных ориентиров значительной частью молодежи. Важнейшие общечеловеческие и культурно-нравственные ценности оказываются за пределами интересов или досягаемости части молодежи. И эта часть может катастрофически увеличится, создавая угрозу социальной стабильности.

Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что место разрушенной советской системы ценностей заняла безличные денежно-финансовые отношения, то есть тот самый буржуазный чистоган, который был предметом критики и осмеяния советской пропаганды и литературы, из-за которого, по выражению поэта, наш человек «на буржуев смотрел свысока». Если в советское время деньги служили средством поддержания жизни и творчества, то сегодня погоня за ними становится самоцелью, нередко поглощающую время, которое ранее тратилось на саморазвитие и творческую деятельность. Такие неотъемлемые атрибуты высокой нравс­твенности, как сопереживание, сострадание, уважение к себе и другим, теряют свое значение. Превращаются в необязательные, не существенные придатки быта.

Проблему усугубляют средства массовой информации, немедленно изменившие тон и направление и начавшие пропаганду индивидуализма и гедонизма, прославление западного образа жизни и неких его преимуществ. Успев в неокрепшей молодежной среде мировоззренческий и нравственный кризис, они сейчас не без успеха работают над его расширением и углублением. В сознании молодежи всячески принижаются и искажаются успехи нашей страны в науке, образовании, производстве или же сеются сомнения по поводу их значимости. Тем самым усиливается отторжение студентов и молодежи от истории и культурно-нравственных ценностей предков.

Все эти обстоятельства и делают актуальным вопросы изучения молодежной, в частности, студенческой среды с точки зрения ее культурно-нравственного содержания, которое должно стать составной частью самого образовательного процесса. Культурно-нравственные принципы, убеждения и ориентиры составляют важнейшую часть подготовки будущего специалиста независимо от сферы приложения его профессиональных знаний. Таким образом, неразрывная связь специализации студенчества и формирования его высокой нравственной культуры должна стать органической. Здоровое общество нуждается не только в высококлассных специалистах, но и в высоконравственных гражданах.

Степень разработанности проблемы. Нравственная культура молодого поколения в ее связи с образованием были объектом рассмотрения во многих трудах отечественных и зарубежных специалистов в области философии и социологии. Большой вклад в изучение проблемы внесли такие ученые, как Э.Дюркгейм, Н.Дженкс, П.Бурдье, Дж.Клауд, Дж.Коулмен, П.Сорокин и другие. В нашей проблемы нравственной культуры молодежи становятся объектом научных исследований после революции 1917 года, когда правящая большевистская партия провозглашает курс на воспитание нового человека, человека коммунистического будущего, носителя высших нравственных качеств и идеалов. Нередко среди исследователей возникали острые дискуссии, как, например, в 20-е годы, когда, в результате неверно понятой свободы, молодежь страны буквально захлестывает вседозволенность в половой сфере; или в послевоенные годы, когда страна от долголетней жесткой военной жизни и самоограничения, постепенно возвращается к мирным моральным ценностям.

Очередное повышение интереса к культурно-нравственным проблемам наблюдается в 60-70-х гг., когда в результате критики «культа личности Сталина» партия вынуждена была несколько ослабить жесткую цензуру на некоторое время, получившее название «оттепели».

В общем и целом, представляется справедливым вывод о том, что жесткая система запретов и цензуры в советское время привело к тому, что историко-философские и нравственно-эстетические сферы общества стали предметами наибольшего интереса наших обществоведов.

Работы Архангельского Л.М., Бачинина В.А., Волченко Л. Б., Гусейнова А. А., Дробницкого О. Г., Иконниковой С. Н., Коблякова В. П., Рыбаковой Н. В. и других заложили фундаментальные основы для системного анализа самого понятия нравственной культуры. В их работах нравственная культура непосредственно связывается с исследованиями нравственного сознания.

К концу прошлого столетия в подобных исследованиях большее внимание уделяется проблемам социокультурной динамики духовности. Появляется термин «революции в образовании»1, интенсивно изучаются роль образования в динамике социальной структуры общества2, перспективные планы образования молодежи, ее уровни социализации и нравственные ориентиры3. Работы Арнольдова А.И., Библера B.C., Лукьянова А.В., Галкиной И.М2., и др. раскрывали связи между понятиями нравственности, культуры и духа.

Перестроечные процессы 90-х гг. чрезвычайно остро поставили вопросы о месте нравственной культуры в жизни современного человечества. Новые общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентаций повлекли за собой изменения горизонтов разработки разных аспектов, относящегося к сфере нравственного и социального в жизни общества и человека. К исследованиям, посвященным состоянию нравственной культуры современной личности и особенно вопросам ее формирования в годы получения образования, относятся работы Рувинского Л. И., Недели Л.И., Крыловой Н.Б., освещающие отдельные стороны нравственной культуры молодежи и студенчества, а также работы Байгильдина P. M., Галимова Б. С., Ветошкина А. П., Карамышева Э. А., Зборовского Г. Е., Лисовского В. Т., Руткевича М. Н. и других, представляющие собой серьезный вклад в данную проблематику.

Практические пути и способы формирования нравственной культуры и ценностных ориентаций рассматриваются в работах Волченко Л. Б., Бодалева А.А., Зарецкой И. И., Журавлева Л.А, Елмановой В. К., Зимичева А. М., Камаева Р. Б., Зубок Ю.А., Курбатова В.И., Михалевской Г. И., Насибуллина Р. Т., Платонова К. К., Никифорова Ю.Н, Сухомлинского В. А., Чупрановой В.И., Талызиной Н.Ф. и других.

Теоретическая сторона проблемы формирования нравственной культуры освещается в трудах Антошкина В. Н., Азаматова Д.М., Баимбетова А., Валеева Д. Ж., Барулина B.C., Елисеева С. Ф., Вишевского Ю.Р., Меренкова А.В., Ерасова Б., Миронова А.В., Розина В.М., Садыкова Ф.Б., Уледова А.К., Селезневой Е.Н., Файзуллина Ф. С. и других.

Роль культуры в нравственном формиро­вании личности, а также проблемы развития культуры освещаются в трудах А.А.Ахмадеева, А.С.Батищева, А.А.Гусейнова, Л.Р.Когана, Л.А.Ши­ряева и других авторов. В их работах содержится богатый социологический и философско-методологический материал.

Те же вопросы в той или иной степени затрагиваются в работах В.Н.Бондаренко, Ф.А.Гайсина, А.Ф.Кудряшева, М.К.Мамардашвили, Д.А.Нуриева, В.Н.Финогентова и других.

Отдельную группу образуют работы И.С.Иткиной, Ю.Н.Дорожкиной, И. М. Орешникова, А.Б.Курлова и других, посвященные, главным образом, проблемам гуманитаризации и гуманизации системы высшего образования.

К рассматриваемой проблеме имеют прямое отношение и труды представителей русской общественно-гуманистической мысли В.В. Розанова, П. Флоренского, В.С. Соловьева, которые глубоко и оригинально анализировали вопросы нравственного формирования личности, увязывая их с особенностями социальной жизни и национального духа.

Национальная культура - продукт многотысячелетнего развития и становления определенного сообщества людей, выросших в определенных природно-климатических условиях и наилучшим образом приспособившихся к ним. Приспособление к конкретно-наличным природным условиям есть шаг, на наш взгляд, к их расширению и включению в свою среду обитания соседних территорий. Соответственно, достаточно развившаяся культура тоже расширяется и соприкасается с соседними. Это соприкосновение может закончиться трагически, если оно носит антагонистический характер, об этом история поведала нам достаточно фактов. Но, к счастью, контакты между культурами чаще всего бывают плодотворными, взаимообогащающими. А самое главное,- наше столетие убедительно показало, что эти контакты из стихийных можно перевести в планово-регулярные, взаимно полезные и интересные. Не лишне подчеркнуть, что в нашей стране такие контакты стали обыденным явлением, благодаря именно советской власти, которая всячески их поощряла и поддерживала. Их надо поддерживать и сегодня всеми силами.

Одним из условий таких контактов, а также нормального, естественного развития национальной культуры является ее изучение. Национальные традиции, обычаи, национальный фольклор, национальные философские и просветительские идеи, короче говоря, все, чем живет и гордится народ, должно постоянно изучаться, пропагандироваться, распространяться и поддерживаться, сопоставляться и сравниваться с другими культурами. В этом процессе она, культура, и будет развиваться, как на собственной основе, так и в результате внешних контактов.

Особый интерес представляют те нравственные ценности, которые нации вырабатывали и совершенствовали веками, придавая им чрезвычайное значение. Интерес науки к этим ценностям определяется не только их значением для самого этого народа. Но и их непосредственным соприкосновением с такими принципами и установками. Которые являются значимыми для всего человечества.

Тема нравственного формирования личности с позиций национальных особенностей освещены в трудах Афасижева Т.И., Ибрагимова Г.И, КазановаХ.М., Ляушевой С.А., Тхакушинова А.К., Хагурова А.А., Ханаху Р.А., Эфендиева С.И., Ячикова А.К., и других.

Однако тема формирования нравственности и ценностных ориентаций студенчества отечественной литературе далеко не исчерпана, особенно в разрезе понятий духа и духовности. Этот аспект социального становления молодежи и определяет цели и задачи данного исследования.

Объект исследования – студенчество, как специфическая социальная группа, объединенная общей целью и примерно одинаковыми условиями российских высших учебных заведений.

Предмет исследования – особенности процесса формирования культурно-нравственных ценностей современного студенчества, как сложного и развивающегося социального явления.

Цель и задачи диссертации - социологический анализ процесса формирования нравственной культуры сегодняшнего студенчества, а также социальных и педагогических методов целенаправленного управления этим процессом.

Для достижения данной цели необходимо было последовательное решение следующих задач:



  • выявление основ нравственной культуры современного студенчества и его анализ;

  • выявление критериев нравственной культуры студенческой молодежи и их анализ;

  • анализ особенностей динамики нравс­твенности студенчества;

  • классификация и анализ средств, методов и приемов формирования культуры и нравственности студентов.

Методологическая основа и источники исследования. Диссертационная работа базируется на фундаментальных идеях и положениях социологии образовательных и воспитательных процессов, содержащихся в трудах зарубежных и оте­чественных философов и социологов, а также специалистов по педагогике и психологии, занимающихся проблемами культуры и нравственности. Особое внимание уделено теоретическим положениям и методологическим принципам исследований роли системы высшего образования в формировании нравственных установок и убеждений студенческой молодежи. Источниками диссертации являются труды выдающихся философов, социологов и педагогов прошлого, а также современные исследования1.

Эмпирическую базу диссертации составляют материалы социологических исследований по избранной тематике, в том числе – автора данной работы, статистические дан­ные, вузовские учебные программы и планы внеаудиторных работ со студентами. В работе отражены результаты социологических исследований автора в Майкопском государственном технологическом институте, а также в некоторых вузах Краснодара и Кабардино-Балкарии, проведен­ных совместно с сотрудниками кафедры философии и социологии МГТУ. Использованы также данные социологических исследований авторов аналогичных научных направлений.

Научная новизна диссертации состоит в:

установлении и анализе современного противоречия между нравственным идеалом и ценностными ориентациями; установлении того факта, что в духовной жизни студенчества полицент­ризма ценностей с характерным предпочтением рассудочно-позитивистского восприятия реальности и снижением роли эмоциональной реактивности начинает занимать преобладающее положение;



  • установлении рационализма как превалирующей черты нравственного сознания студентов, все чаще руководствующихся при принятии решений конкретной рациональной выгодой, эмпирическим рассудком, а не моральными пос­тулатами;

  • выявлении признаков усиления эгоистических настрое­ний с тенденцией в эгоцентризм в студенческой среде, а также установлении типов личности студентов, характерной для современной высшей школы;

  • выявлении главных направлений культурно-нравственного воспитания студенчества и, на этой основе, обосновании необходимости разработки новой концепции воспитания, основанной на новых реалиях и потребностях общества;

  • обосновании необходимости пересмотра и уточнения культур­но-воспитательных функций современной системы вузовского обучения с учетом предположительного преодоления негативного влияния средств массовой ин­формации на студенческую молодежь с целью переориентировки ее на общегуманистические ценности;

  • определении более предпочтительных общих принципов формирования системы нравственных ценностей студенчества: повышение роли этического образование, гуманитаризация всей системы образования, включая и систему довузовской подготовки, организация методических советов и кабинетов, контролирующих содержание и направление нравственного воспитания, повышение роли кафедр гуманитарных наук вузов и другие.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в анализе содержания культурных и нравственных ценностей, их непреходящего значения для прогрессивного развития общества, а также исследовании особенностей формирования нравственных принципов и установок студенчества, выявлении и анализе, средств, методов и основных факторов и форм влияния на этот процесс. Полученные данные могут служить базой для проведения дальнейших исследований в данной области.

Практическая значимость. Результаты исследования могут составить основу разработки учебных планов, пособий и программ, стать частью методического и педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса, в повышении уровня культурно-воспитательного содержания вузовского образования. Некоторые конкретные установки, сформулированные в процессе диссертационного исследования нашли применение на занятиях со студентами Майкопского государственного технологического института по гуманитарным дисциплинам.

На защиту вынесены следующие основные положения:



  • переход от советского моноцентризма к полицентризму ценностей – как отличительная черта современного образования и особенностей становления системы нравственных ориентаций студенчества в современных условиях;

  • интенсивность и активность становления нового типа морали в студенческой среде региона - как выражение характера новых общественных отношений;

  • углубление дифференциации студенчества по ценностным ориентациям, проявления эгоцентрических настроений и рационализма студентов – следствие реформирования общества и перестроечных процессов;

  • процесс нравственного обновления студенчества через гуманитаризацию системы вузовского образования – как основное направление культурно-нравственного воспитания российского студенчества.

Апробация работы: Диссертация обсуждена и получила положительную оценку на заседании кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического университета. Автор выступал с отдельными положениями диссертации на ряде научно-практических конференций, как регионального так и международного порядка. По теме диссертации автором опубликованы ряд статей и брошюра.

Структура диссертации: В соответствии с задачами, сформулированными во введении, диссертационное исследование включает в себя введение, две главы и заключе­ние. В конце работы приводится библиографический список.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет