Вчера впервые сообщили об официально подтвержденных случаях гибели людей из-за паводка. Два человека погибли в Кульсары, когда они выехали на тракторе в сторону затопленного жилого дома. Сообщая об этом, власти сделали акцент на том, что они выехали «без соответствующего разрешения». После этого в Атырауской области объявили режим ЧС природного характера.

Команда телеграм-канала Ras aitamyn подробно по хронологии рассказывает, как в этот регион пришла большая вода и как к этому оказались (не) готовы власти.

Если смотреть на разные пресс-релизы и отчеты, то выходит, что к паводкам готовились тщательно.

2 февраля. Началась подготовка  к паводковому периоду в Атырауской области. Для ликвидации возможных последствий паводка подготовлено 22,5 тонны ГСМ, 485 тонн инертных материалов — ПГС и грунта, 29 тыс 800 мешков, 17 палаток, 5 294 койки, 3 660 комплектов постельного белья.

На 8-9 февраля в регионах, включая Атырау, были запланированы ежегодные учения «Көктем-2024». В рамках учений планировалось проверить систему оповещения гражданской защиты. На вопрос, сработала ли эта система в Атырауской области во время притока туда большой воды, пока никто не ответил положительно.

9 февраля в ходе учений в Атырауской области пришлось реально спасать жилые дома от воды. То есть из-за резкого потепления, таяния снега и проливных дождей по региону еще тогда, в феврале, усложнилась ситуация в сельских населенных пунктах, возникла угроза подтопления жилых домов, социальных и сельскохозяйственных объектов.

«Проведены работы по эвакуации жителей из зоны подтопления в безопасное место. Были отработаны возможные действия по размещению эвакуированного населения в пунктах обогрева,  и в случае необходимости, оказанию им врачебной помощи и обеспечения питанием», — докладывал тогда ДЧС Атырауской области.

Также отрапортовали о берегоукрепительных работах в районах области, включая Жылыойский, с затопления которого на прошлой неделе паводковая ситуация в регионе стала критической.

ДЧС сделал вывод, что «все запланированные практические мероприятия были проведены на высоком уровне, слаженно, оперативно и грамотно». Но уже тогда, в начале февраля, в соцсетях обеспокоенные жители в Атырауской области делились фото и видео с мест затоплений.

«Этого следовало ожидать… Как весна, осень, зима, так и потопы, лужи. Где все дренажи, через которые должны были утекать эти воды? Может из-за границы пригласить архитекторов, пусть нам наконец построят эти дренажные системы», — писали жители Атырау в комментариях к видео с затопленными улицами города.

Февральские подтопления в Атырауской области должны были стать тревожным звонком и усилить бдительность, пока оставалось время.  

9 февраля. Объявлено, что Атырауская область — в списке регионов с высоким риском паводков.

26 февраля. В ДЧС Атырауской области назвали зоны риска  весенних паводков в регионе и их причины.

Объем весенних паводков на территории региона зависит от влажности осеннего грунта, снега и запасов влаги в верховьях рек Жайык, Ойыл, Кигаш, Жем и Сагыз. Кроме того, чрезмерный сброс избыточной воды Российской Федерацией из Ириклинского водохранилища в Оренбургской области и обилие других рек, впадающих в реку Жайык (Урал), создают угрозу затопления населенных пунктов, расположенных вдоль реки. В то же время сброс избыточной воды из водохранилища в Волгоградской области Российской Федерации создает риск затопления притоков рек Кигаш и Шора в Курмангазинском районе.

В других источниках отмечалось, что опасность затопления и наводнения исходила в основном с северо-восточной части района, начиная с гор Мугалжар в Актюбинской области, откуда все стекает в реку Жем. А эта река протекает через Жылыойский район и впадает в Каспийское море, начиная с территории Аккиизтогайского сельского округа и проходя через села Шокпартогай и Тургызба. Расстояние от гор Мугалжар до Каспийского моря – 712 км, а с Жылыойского района до моря – 212 км. То есть пока преодолевает 500 км до Жылыойского района, у людей было немного времени подготовиться.

26 февраля. ДЧС Атырауской области:  «Для ликвидации последствий весенних паводков в текущем году заготовлено 17 тонн ГСМ, 48,5 тонны инертных материалов (песок и т. д.), свыше 25 тысяч мешков, 69 единиц кровли, более пяти тысяч постельных принадлежностей».

4 марта. Вышел прогноз «Казгидромета», согласно которому в Атырауской области объем влагозапаса в бассейнах реки Эмба — ниже среднего многолетнего значения, а увлажнение почвы — выше среднемноголетних значений на 61-161 процент. В случае резкого повышения температурного фона и сильных дождей в марте это может привести к возникновению тало-дождевых паводков, предупредили синоптики.

13 марта. ДЧС отрапортовал о проведении работ по укреплению плотин в Жылыойском районе и проведении там работ по изучению опасных участков водоемов.

20 марта. Министр по ЧС Чингиса Аринов проверил подготовку региона к предстоящему паводковому периоду. Он посетил не только Атырау, но и город Кульсары в Жылыойском районе.

Сотрудники ДЧС отчитались, что готовы к защите населения и территории области от паводковых вод в нынешний весенний период. Для эвакуации людей подготовлено без малого 200 приемных пунктов.

20 марта. Начальник отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций ДЧС Атырауской области Асыланбек Хафизулы доложил, что для предотвращения подтопления и снижения возможного ущерба на территории области от паводка департаментом разработан план мероприятий, который утвержден акимом области.

27 марта. На заседании под председательством акима Атырауской области Серика Шапкенова обсуждена готовность населенных пунктов региона, где существует риск подтопления, к весеннему паводку.

Начало апреля. Вода с горы Мугалжар в Актюбинской области переполнила реку Жем. В 20 километрах от города Кульсары вышла из берегов река Жем. Переполнен и Курсай – приток реки Жем, пересекающий город Кульсары.

4 апреля в Жылыойском районе объявили режим ЧС.

Фото МЧС РК

6 апреля. Сообщили о гибели двух человек из-за паводка в Кульсары.  

6 апреля. Заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев, прибывший в регион, побывал в Кульсары и во время заседания оперативного штаба по ЧС, заявил, что ситуация там сложная, но повода для переживаний нет и что нужно составить конкретный план действий, выделить необходимую сумму денег, привлечь необходимую технику, а также человеческие ресурсы.

Возникает вопрос: а как же ранее разработанный план мероприятий, который утвержден акимом области?

Касательно денег, ранее сообщалось, что на ликвидацию последствий от весенних паводков в этом году предусмотрено 2,3 млрд тенге. Из этой суммы 1,3 млрд тенге предусмотрено на чрезвычайный резерв, а на срочные расходы – 1 млрд 16 млн тенге. Этих денег тоже не хватило?

Также Бозумбаев, говоря о сбросах воды с Ириклинского водохранилища в России, сказал, что «у нас есть 20 дней, чтобы подготовиться к паводку». Звучало так, будто все что происходит сейчас и до этого момента, это не паводок?

7 апреля. Аким Атырауской области заявил, что «мы за 30 лет сильно расслабились, дамбы не укреплялись, в некоторых местах их и вовсе убрали».

Тем временем жители Кульсары сетуют, что третий день борются с водой. Местные власти убедили людей в том, что большая вода не представляет опасности. Когда вода пришла, жители приступили к работе по созданию препятствий для воды.

«В первые дни не хватало снаряжения, сумок и лопат, не хватало горюче-смазочных материалов. Хотя здесь работают тысячи людей, мы не можем остановить наводнение. Рабочей силы недостаточно. Нам пришлось написать письмо в администрацию района и отправить им письмо с просьбой помочь людям. Ребятам, работающим по вахтам, приходится брать дни без содержания и помогать», — рассказывают жители.

Также жительница Кульсары в своем видеообращении рассказала, что местные власти убеждали население в отсутствии угрозы и тем самым упустили время:

«В случившемся считаю, что виноват акимат. Гульнафис ханым (заместитель акима  Жылойского района Гульнафис Айшуакова) убеждала нас, что переживать не о чем, что все будет хорошо. Но лишь когда вода поднялась, начали искать волонтеров, и уже четвертый день народ без сна перекрывают путь для воды».


Автор: Айгерим Жумабаева

Айгерим — опытный редактор с богатым опытом в изучении и письме о культуре и истории. Ее страсть к языкам и письму помогает создавать увлекательные тексты.