16. Тема развращения молодого человека. Философский роман Бальзака «Шагреневая кожа».
17. Роман Бальзака «Отец Горио»: его место в структуре «Человеческой комедии».
Эжен де Растиньяк
Анастази де Ресто
Виконтесса де Босеан
18. Новелла во французской литературе. Творчество Мериме и Мопассана.
19. Мопассан — романист. Роман «Милый друг».
Художественная проблематика
темой смерти
реалистичен
20. Творчество Диккенса. «Рождественская философия» его ранних произведений.
21. Особенности позднего творчества Диккенса. Роман «Домби и сын».
22. Теккерей и его «роман без героя» «Ярмарка тщеславия».
23. Творчество Флобера и своеобразие реализма второй половины 19 века.
24. Проблематика и поэтика романа Флобера «Госпожа Бовари».
25. Американская литература второй половины 19 века. Творчество Марка Твена.
26. Философская почва и эстетические принципы натурализма. Творческий путь Золя.
27. Эпический цикл Золя «Ругон-Маккары». Идейно-художественное своеобразие романа Золя «Жерминаль».
28. Шарль Бодлер и его книга «Цветы зла».

15. Бальзак и его «Человеческая комедия»: общая характеристика цикла.
Оноре де Бальзак (1799-1850)

«Человеческая комедия» — цикл сочинений, состоящий из его 137 произведений и включающий романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, изображающими французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848)

 

  • в 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Ч.к.» 1834.
  • по идее Бальзака «Ч.к.» должна быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.
  • название — влияние «Божественной комедии» Данте. Данте дал энциклопедию Средних веков. Бальзак — энциклопедию современности.
  • над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их.

3 части

  • Этюды о нравах (наиболее обширная первая часть)

— сцены частной жизни (Гобсек, Тридцатилетняя женщина, Полковник Шабер, Отец Горио)

— сцены провинциальной жизни (Турский священник, Евгения Гранде, Утраченные иллюзии)

— сцены парижской жизни ( История тринадцати, Цезарь Биротто, Банкирский дом Нусингена)

— сцены политической жизни (Случай из времен террора)

— сцены военной жизни (Шуаны, Страсть в пустыне)

— сцены сельской жизни (Лилия долины)

 

  • Философские этюды — представляют собой размышление об общих сторонах жизни, о её закономерностях. (Шагреневая кожа)
  • Аналитические этюды — менее 10 произведений, они наиболее трудны для чтения. Бальзака в этих произведениях интересуют такие общие вопросы, как проблема Добра и Зла.

Общие темы:

  • разложение аристократии и её замена буржуазией
  • обличение буржуазных отношений, власти денег
  • развращение молодого человека

Сквозные персонажи: Растиньяк (Шагреневая кожа, Отец Горио, Силуэт женщины, Тайны княгини де Кадиньян, Банкирский дом Нусингена, Музей древностей, Дело об опеке), Бьяншон (Шагреневая кожа, Обедня Безбожника, Отец Горио, Утраченные иллюзии), Вотрен (Отец Горио, Блеск и нищета куртизанок, Утраченные иллюзии) др.
16. Тема развращения молодого человека. Философский роман Бальзака «Шагреневая кожа».
Философские формулы раскрыты в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантен, поставленной перед дилеммой века: «желать» и «мочь». Заражен болезнью времени, Рафаэль, сначала выбрал путь ученого, откажись от него ради блеска и наслаждений светской жизни. Пережив полный крах в своих честолюбивых намерениях, отторгнут женщиной, которой так восхищался, оставшись без минимальных средств к существованию, герой уже был готов покончить жизнь самоубийством. Именно в это время судьба свела его со странным стариком, антикваром, который вручил ему всесильный талисман — шагреневую кожу, для владельца которой желание и возможности становились реальностью. Однако расплатой за все желания была жизнь Рафаэля, которое очень быстро стало всплывать вместе с уменьшением размера шагреневой кожи. Выход из данной ситуации для героя был только один — утолить все желания.

 

Так в романе раскрыто две системы бытия: жизнь, полная наслаждений и страстей, которое привело к снижению человека, и жизнь аскетическую, единственным удовольствием которого были знания и потенциальная мощь. Бальзак изобразил как сильные, так и слабые стороны обоих этих систем на примере образа Рафаэля, который сначала почти не потерял себя в русле страстей, а затем медленно умирал в «растительном» существовании без желаний и эмоций.

 

 

«Рафаэль мог все, но не осуществил ничего». Причина тому — эгоизм героя. Желая иметь миллионы и получив их, Рафаэль, прежнему переполнен желаний и мечтаний, сразу переродился: «глубоко эгоистическое мнение вошла в самую его суть и поглотила для него вселенную».

 

Все события в романе строго мотивированы естественным стечением обстоятельств: Рафаэль, получив шагреневую кожу, сразу пожелал развлечений и оргий, и в тот же миг наткнулся на своего старого приятеля, который пригласил его на «роскошную вечеринку» в дом Тайфера, там герой случайно встретился с нотариусом, который уже две недели разыскал наследника умершего миллионера, им и оказался Рафаэль, и т.д. Итак, фантастический образ шагреневой кожи выступил «средством чисто реалистического отражения переживаний, настроений и событий» (Гёте).

17. Роман Бальзака «Отец Горио»: его место в структуре «Человеческой комедии».
«Отец Горио» 1832

  • в романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая в итоге убила Горио.
  • Повествование начинается с пансиона Воке, в котором проживает Горио. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут «папаша Горио».
  • Вместе с ним, в пансионате проживает и молодой Растиньяк, который по воле судьбы узнает трагичную судьбу Горио. Оказывается, он был мелким торговцем, сколотившим огромное состояние, но растратившим его на обожаемых дочерей (Растиньяк становится любовником одной из них), а те в свою очередь, выжав из отца всё, что могли, бросили его. И дело было не в знатных и богатых зятьях, а в самих дочерях, которые попав в высшее общество, начали стеснятся своего отца. Даже когда Горио умирал, дочери не соизволили прийти и помочь отцу. Они не появились и на его похоронах.
  • Эта история стала толчком для молодого Растиньяка, который решил во что бы то ни стало покорить Париж и его обитателей.

Отец Горио. Центральный персонаж романа. Прообразом для него явился шекспировский Король Лир. Он воспринимает мир лишь через призму своего отношения к дочкам, он живет лишь ради того, чтобы выполнять их желания.

Эжен де Растиньяк. Молодой студент, сосед Горио по пансионату. А впоследствии любовник младшей дочери Горио баронессы де Нусинген. Сквозной персонаж «Ч.к.».

Дельфина де Нусинген. Младшая дочь Горио, вышедшая замуж за богатого банкира немецкого происхождения. Уже вскоре после свадьбы супруги почти не общались.

Анастази де Ресто. (Гобсек) Старшая дочь Горио. Вышла замуж за графа.

Вотрен. Ещё один сквозной персонаж «Ч.к.». Бывший каторжник, который весьма цинично играет чужими жизнями. Однако, из всех обитателей пансионата, единственный обитатель пансионата, который не боится сказать обществу всё, что он из себя представляет.

Виконтесса де Босеан. Двоюродная сестра Растиньяка. Одна из самых известных дам Парижа.

Воке. Держательница пансионата.

Максим де Трай. (Гобсек) Любовник Анастази. Игрок. Графина неоднократно просила у отца деньги, чтобы покрыть долги любовника.

Бьяншон. Студент-доктор. Друг Растиньяка. Помогает ему с лечением и похоронами Горио.
Роман «Отец Горио» занимает особое место в «Человеческой комедии» Бальзака.

Этот роман знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака.

Во-первых, теперь в центре стояла проблема, аспекты которой должны были раскрывать персонажи из различных социальных групп; здесь уже нельзя было назвать «главного» героя (Горио, Растиньяк, виконтесса де Босеан, Вотрен – все они могли претендовать на главное место в романе).

Во-вторых, роман Бальзака, начиная с «Отца Горио» становится социально-психологическим, т.к. исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений.

В-третьих, «Отец Горио» — это «узловое» произведение, от которого протягиваются тематические нити ко многим романам и повестям Бальзака. Одним из признаков тесной связи этого произведения с общим замыслом «Человеческой комедии» служит то обстоятельство, что около тридцати действующих лиц романа выступают и в других романах или повестях Бальзака: Растиньяк, Бьяншон, виконтесса де Босеан, Жак Колен (Вотрен) и другие.

В-четвертых, в романе переплетаются две сюжетные линии: всепоглощающая отцовская любовь Горио и образ Эжен Растиньяка.

18. Новелла во французской литературе. Творчество Мериме и Мопассана.
Проспер Мериме (1803-1870)

  • Новеллист
  • Романист
  • Драматург
  • Историк искусств

Главная цель

 

  • Правдивое и точное изображение жизни и человека взятого в непосредственных отношениях с другими людьми, с обществом.
  • Характер и поведение определяются окружающей средой, различными условиями места и времени – нравами

Пьесы:

  •  

    1825 – «Театр Клары Газуль», сборник пьес

  • 1828 – «Жакерия», историческая драма-хроника
  • Поиски новых форм: отвергает «единства», соединяет патетику и иронию, трагическое и комическое.
  • Интерес к экзотике, к ярким страстям, создание «местного колорита»

«Гюзла» – сборник прозаических баллад

 

  • Мистификация: выдаёт себя за переводчика подлинных народных песен
  • 30 баллад
  • Вымышленная биография народного сказителя Иоканфа Маглановича
  • Примечания переводчика

«ХРОНИКА ЦАРСТВОВАНИЯ КАРЛА IX» (1829)

 

  • Исторический роман
  • В нём показана Франция XVI века, любовная история молодого дворянина Бернара де Мержи и придворной красавицы Дианы тесно сплетена с борьбой католиков с гугенотами и с событиями Варфоломеевской ночи.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ – резня Святого Варфоломея

 

  • Массовая резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, погибло около 30 000 человек.
  • Традиционно принято считать, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX
  • Резня произошла спустя 6 дней после свадьбы королевской сестры Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским, в связи с которой многие из самых богаты и видных гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже.

Следует Скотту в приёмах построения романа, связывая крупное общенародное событие с личными судьбами вымышленных героев.

Мастер создания исторического фона, героев второго плана.

Но: не принимает метод пространных описаний, сокращает их до минимума, только главное.
ПОВЕСТИ И НОВЕЛЛЫ

  • 1829 – «Таманго» (Tamango), новелла
  • 1829 – «Взятие редута» (L’enlevement de la redoute), рассказ
  • 1829 – «Матео Фальконе» (Mateo Falcone) , новелла
  • 1830 – «Этрусская ваза» (Le vase etrusque) , новелла
  • 1830 – «Партия в трик-трак» (La partie de tric-trac) , новелла
  • 1833 – «Двойная ошибка» (La double meprise) , новелла
  • 1834 – «Души чистилища» (Les ames du Purgatoire) , новелла
  • 1837 – «Илльская Венера» (La Venus d’Ille) , новелла
  • 1840 – «Коломба» (Colomba), повесть
  • 1844 – «Арсена Гийо» (Arsene Guillot) , новелла
  • 1845 – «Кармен» (Carmen) , новелла
  • 1869 – «Локис» (Lokis) , повесть
  • «Джуман» (Djouman) , новелла
  • «Синяя комната» (Chambre bleue) , новелла

ДВА ТИПА НОВЕЛЛ

 

Французское светское общество

 

  • «Этрусская ваза»
  • «Партия в трик-трак»
  • «Двойная ошибка»
  • «Арсена Гийо»

Экзотические

  • «Таманго»
  • «Матео Фальконе»
  • «Коломба»
  • «Кармен»

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

  • Подлинное изображение нравов и характеров
  • Внутренний мир определён воздействием конкретной социальной среды
  • Задача: проследить, как видоизменяются характеры и нравы в зависимости от изменений условий места и времени
  • Критика буржуазного общества, власти денег, социальной несправедливости.
  • В поисках настоящих сильных характеров, героических поступков обращается к странам, где буржуазные отношения ещё не утвердились в полной мере.

«КАРМЕН» (1845)

 

  • В новелле рассказывается о страстной любви баска Хосе к цыганке Кармен.
  • Важную роль играет описание их разбойной жизни, обычаев, культуры.
  • Хосе требовал от Кармен полного подчинения, однако Кармен, свободолюбивая цыганка, отказалась покориться ценой собственной жизни.
  • Вступление и последняя глава новеллы представляют собой этнографические и археологические очерки, которые никоим образом не связаны с основной сюжетной линией.
  • Автор хотел оттенить главную сюжетную линию, которая держит читателя в сильном эмоциональном напряжении.
  • Также последняя глава повествует о жизни, культуре, языке цыган, что помогает читателю ближе познакомиться с ними.
  • Мериме описал Хосе и Кармен объективно – они представляют собой типичный характер своих национальностей, поэтому читателю тяжело принять ту или иную сторону.

Ги де Мопассан — романист (6 романов), новеллист (около 300 новелл). Первая новелла «Пышка».

В основе творчества писателя лежало критическое отношение к капиталистической действительности, фальши буржуазной демократии и милитаризму. В основах своего творчества Мопассан был гуманистом и реалистом. Крупным вкладом в мировую литературу явилась его новеллистика. Разнообразные по тематике и способам повествования, рассказы отличаются глубоким интересом к человеку; забавные или печальные эпизоды являются проявлением тех или иных социальных закономерностей.
Утверждая красоту земной любви, Мопассан с горечью говорил о превращении ее в предмет купли-продажи, в средство обмана, порабощения.
Значительной вехой в развитии французского реализма стали романы писателя («Жизнь», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан» и др.). Сжатостью, точностью, ясностью отличается язык произведений писателя, по словам А. Франса, «подлинно французский язык».
Основные произведения: сборники новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883); романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Пьер и Жан» (1888).
Эстетические принципы:

  • натурализм
  • изображение правды жизни
  • безличное, объективное искусство
  • культ природы
  • тщательный отбор материала
  • экономные художественные средства
  • психологизм

Главные темы творчества:

  • Пессимизм (влияние философии Шопенгауэра)
  • Безумие, депрессия

19. Мопассан — романист. Роман «Милый друг».
Романы «Жизнь» и «Милый друг» позволяют видеть, что Мопассан искусно владел не только короткой литературной формой, но и законами построения романа.
В романе «Милый друг» Мопассан пишет уже о своей современности — о времени буржуазно-демократической Третьей республики и не о провинциальной, а о столичной жизни. Действие романа протекает в основном в Париже 1880-х гг.
В романе французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом.
Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

Критика французского общества, развращённого деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с темой смерти. О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, — творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарём».

Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики.

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя. Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая своё отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьёт лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознаёт, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но… Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предаёт Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности.

20. Творчество Диккенса. «Рождественская философия» его ранних произведений.
Творчество Чарльза Диккенса, с учетом его эволю­ционного развития, условно можно разделить на четыре основных периода.

Первый период (1833—1837) В это время были созданы «Очерки Боза» и роман «Посмертные запис­ки Пиквинского клуба». В указанных произведе­ниях уже отчетливо вырисовываются, во-первых, сатирическая направленность его творчества, предво­схитившая сатирические полотна зрелого Диккенса; во-вторых, этическая антитеза «добра и зла», выра­женная «в споре между Правдой — эмоциональным восприятием жизни, основанном на воображении, и Кривдой — рациональным, интеллектуальным подхо­дом к действительности, основанном на фактах и цифрах (спор между мистером Пиквиком и ми­стером Блоттоном)».

Второй период (1838—1845) В эти годы Чарльз Диккенс выступает как реформатор жанра романа, расширив сферу, никем до него серьезно не разра­батывавшейся детской тематикой. Он первым в Ев­ропе на страницах своих романов стал изображать жизнь детей. Образы детей входят в качестве со­ставной части в композицию его романов, обогащая и углубляя как их социальное звучание, так и художественное содержание. Тема детства в его ро­манах напрямую связана с темой «больших надежд», которая становится центральной не только на этом этапе творчества Диккенса, но продолжает звучать с большей или меньшей силой во всех последующих художественных произведениях писателя.

Обращение Чарльза Диккенса в этот период твор­чества к исторической тематике («Барнаби Радж») объясняется прежде всего попыткой писателя осоз­нать современность (чартизм) сквозь призму исто­рии и найти альтернативу «злу» в сказочных сю­жетах («Лавка древностей», цикл «Рождественские рассказы»). По сути, этой же цели, т. е. пости­жению современной Англии, посвящена и книга очерков «Американские заметки». Поездка Диккен­са в Америку расширила географический кругозор писателя и, что очень важно, дала ему возмож­ность взглянуть на Англию как бы со стороны. Впечатления, которые он вынес в результате об­щения с Америкой, были удручающими. «Не та­кую республику я надеялся увидеть,— с горечью писал Диккенс. — Это не та республика, которую я хотел посетить; не та республика, которую я видел в мечтах. По мне либеральная монархия — даже с ее тошнотворными бюллетенями — в тысячу раз лучше здешнего управления».

Этот зрелый период творчества писателя ознаме­новался созданием следующих произведений: «Оли­вер Твист» (1838), «Николас Никклби» (1839), «Лав­ка древностей» (1841), «Барнеби Радж» (1841), «Американские заметки», «Мартин Чезлвит» (1843) и циклом «Рождественских рассказов» («Рождест­венская песнь», 1843, «Колокола», 1844, «Сверчок на печи», 1845 и др.).

Третий период (1848—1859) характеризуется уг­лублением социального пессимизма писателя. Меня­ется и техника письма: «ее отличает большая сдер­жанность и продуманность приемов», в изображении художественных картин «особое значение приобре­тает деталь». Вместе с тем углубляется и реали­стическое исследование писателем детской психо­логии. В целом творчество Чарльза Диккенса в этот период ознаменовало качественно новый этап в ис­тории развития английского реализма — этап психо­логический. Появляется в творчестве писателя и новая, ранее им не исследованная, этическая катего­рия — нравственная пустота.

В этот период творчества вышли в свет следую­щие зрелые реалистические романы писателя: «Домби и сын» (1848), «Дэвид Копперфилд» (1850), «Хо­лодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крош­ка Доррит» (1857), «Повесть о двух городах» (1859).

Четвертый период (1861—1870) В этот послед­ний период Чарльзом Диккенсом созданы два ше­девра: «Большие ожидания» (1861) и «Наш общий друг» (1865). В этих произведениях уже не встре­тишь мягкого юмора, присущего Диккенсу в начале творческого пути. Мягкий юмор сменяется безжа­лостной иронией. Тема «больших надежд» позднего Диккенса превращается, по сути, в бальзаковскую тему «утраченных иллюзий», только в ней больше горечи, иронии и скепсиса. Разбитые надежды не спасает даже диккенсовское всеспасающее пламя до­машнего очага. Но этот результат крушения «боль­ших надежд» интересует Диккенса — художника и моралиста уже все больше не в плане социальном, а скорее в нравственно-этическом.
Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства

Рождественские рассказы Диккенса, написанные им на разных этапах жизни, делятся по тематике на две большие группы: первая – Рождество, вторая – Детство. Внутренняя убежденность автора и сила его мировосприятия частенько заставляют эти две громадные темы сливаться воедино, подпитывать и дополнять друг друга.

Все творчество Диккенса наполнено чудаковатыми героями и детьми. По мнению английского писателя без детства в душе ни один человек не может считаться человечным. Именно благодаря детским образам рождественские произведения Диккенса звучат несколькими сильными мотивами.

Первый — «божественное дитя», то есть мотив спасения человечества посредством прихода на землю младенца от Господа. Так, герой «Сверчка за очагом» — «Блаженный юный Пирибингл» рождается здоровым и спокойным. Такой великолепный ребенок, да еще сверчок, живущий за очагом, помогают автору передать атмосферу счастья и уюта. Ребенок собирает вокруг себя всю семью, объединяя всех ее членов.

Второй мотив – «рождественское чудо» показан Диккенсом как неожиданная удача, а вовсе не проявление божественного промысла. По мнению Диккенса в рождественском чуде не стоит искать сверхъестественных проявлений, ведь даже рождественские чудеса могут произойти в результате счастливой случайности.

Третий мотив – «нравственное перерождение» звучит у Диккенса голосом детей, призывающим помогать всем страдающим и бедствующим в любых ситуациях.

21. Особенности позднего творчества Диккенса. Роман «Домби и сын».
Третий период (1848—1859) характеризуется уг­лублением социального пессимизма писателя. Меня­ется и техника письма: «ее отличает большая сдер­жанность и продуманность приемов», в изображении художественных картин «особое значение приобре­тает деталь». Вместе с тем углубляется и реали­стическое исследование писателем детской психо­логии. В целом творчество Чарльза Диккенса в этот период ознаменовало качественно новый этап в ис­тории развития английского реализма — этап психо­логический. Появляется в творчестве писателя и новая, ранее им не исследованная, этическая катего­рия — нравственная пустота.

В этот период творчества вышли в свет следую­щие зрелые реалистические романы писателя: «Домби и сын» (1848), «Дэвид Копперфилд» (1850), «Хо­лодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крош­ка Доррит» (1857), «Повесть о двух городах» (1859).

Четвертый период (1861—1870) В этот послед­ний период Чарльзом Диккенсом созданы два ше­девра: «Большие ожидания» (1861) и «Наш общий друг» (1865). В этих произведениях уже не встре­тишь мягкого юмора, присущего Диккенсу в начале творческого пути. Мягкий юмор сменяется безжа­лостной иронией. Тема «больших надежд» позднего Диккенса превращается, по сути, в бальзаковскую тему «утраченных иллюзий», только в ней больше горечи, иронии и скепсиса. Разбитые надежды не спасает даже диккенсовское всеспасающее пламя до­машнего очага. Но этот результат крушения «боль­ших надежд» интересует Диккенса — художника и моралиста уже все больше не в плане социальном, а скорее в нравственно-этическом.

Изменилась и поэтика: романы все меньше напоминают огромные, бесформенные, хотя и полные очарования, здания. Поздним романам Диккенса присущи гармония рисунка, взаимоподчиненность и соразмерность частей. «Реалистическую доминанту» определяли в значительной степени и изменившиеся общественные настроения писателя, связанные с кризисным положением Англии в 50-е годы.
«Домби и сын» с большой убедительностью раскрывает антигуманную сущность буржуазных отношений. Диккенс стремится показать взаимосвязь и взаимозависимость между различными сторонами жизни, социальную обусловленность поведения человека не только в общественной, но и в личной жизни. В романе Диккенса отразились; программа, его эстетическое кредо, нравственный идеал, связанный с протестом против эгоизма и отчужденности человека в обществе. Прекрасное и доброе у Диккенса – самые высокие нравственные категории, зло трактуется как вынужденное уродство, отклонение от нормы, а потому оно безнравственно и бесчеловечно.
«Домби и сын» отличен от всех предыдущих романов Диккенса и многими своими чертами обозначает переход к новому этапу.
В «Домби и сыне» почти неощутима связь с литературной традицией, та зависимость от образцов реалистического романа XVIII века, которая заметна в структуре сюжета таких романов, как «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», даже «Мартин Чезлвит». Роман отличен от всех предыдущих произведений Диккенса и своей композицией, и эмоциональной интонацией.
Роман «Домби и сын» – произведение многогеройное, в то же время, создавая его, автор использовал новый для него принцип организации художественного материала. Если предыдущие романы Диккенс строил как серию последовательно чередующихся эпизодов или включал в них несколько параллельно развивающихся и в определенные моменты перекрещивающихся сюжетных линий, то в «Домби и сыне» все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла. Диккенс отходит от излюбленной им манеры организации сюжета как линейного движения, развивает несколько сюжетных линий, возникающих из собственных противоречий, но переплетающихся в одном центре. Им становится фирма «Домби и сын», ее судьба и судьба ее владельца: с ними связана жизнь владельца лавки судовых инструментов Соломона Джилса и его племянника Уолтера Гей, аристократки Эдит Грейнджер, семейства кочегара Тудля и др.
«Домби и сын» – роман о «величии и падении» Домби, крупного лондонского негоцианта. Характер, на которых сосредоточено основное внимание автора, – мистер Домби. Как бы ни было велико мастерство Диккенса в изображении таких персонажей, как управляющий формы «Домби и сын» Каркер, дочь Домби Флоренс и рано умерший маленький сын его Поль, жена Домби Эдит или ее мать миссис Скьютон, – все эти образы в конечном счете развивают основную тему – тему Домби.
«Домби и сын» – прежде всего антибуржуазный роман. Все содержание произведения, его образный строй определяется пафосом критики частнособственнической морали. В отличие от романов, названных именем главного героя, это произведение имеет в заголовке название торговой фирмы. Тем самым подчеркивается значимость этой фирмы для судьбы Домби, указывается на те ценности, которым поклоняется преуспевающий лондонский коммерсант. Автор не случайно начинает произведение с определения значения фирмы для главного героя романа: «В этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби. Земля была создана для Домби и Сына, дабы они могли нести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы озарять их своим светом… Реки и моря были сотворены для плавания их судов; радуга сулила им хорошую погоду, ветер благоприятствовал или противился их предприятиям; звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре которой были они». Таким образом, фирма «Домби и сын» становится образом – символом буржуазного преуспеяния, которое сопровождается утратой естественных человеческих чувств, своеобразным смысловым центром романа.
Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби. Но именно эта черта главного героя обусловливается его социальным положением владельца торговой фирмы «Домби и сын». В своей гордыне Домби утрачивает нормальные человеческие чувства. Культ бизнеса, которым он занимается, и сознание собственного величия превращают лондонского коммерсанта в бездушный автомат. Все в доме Домби подчинено суровой необходимости выполнения своих служебных обязанностей – служение фирме. Слова «должен», «сделать усилие» – главные в лексиконе фамилии Домби. Те, кто не могут руководствоваться этими формулами, обречены на гибель, как первая жена Домби Фанни, не сумевшая «сделать усилие».
Идейный замысел Диккенса раскрывается в «Домби и сыне» по мере того, как развиваются характеры героев и развертывается действие.

Художественная манера Диккенса в «Домби и сыне» по-прежнему представляла соединение различных художественных приемов и тенденций. Однако юмор и комическая стихия оттесняются здесь на задний план, выступая в обрисовке второстепенных действующих лиц. Главное место в романе начинают занимать углубленный психологических анализ внутренних причин тех или иных действий и переживаний героев.
Значительно усложняется повествовательная манера писателя. Она обогащается новой символикой, интересными и тонкими наблюдениями. Более сложность становится психологическая характеристика персонажей, расширяется функциональность речевой характеристики, дополненной мимикой, жестами, возрастает роль диалогов и монологов.

Мастерство портретных и психологических характеристик очень высоко в «Домби и сыне», и даже комические второстепенные персонажи, лишившись гротескных и комических черт, свойственных героям первого периода, изображаются писателем как хорошо знакомые читателям люди, которых можно бы выделить в толпе.

Общий тон повествования в романе оказывается совершенно иным, чем в созданных ранее произведениях. «Домби и сын» – первый роман Диккенса, лишенный оптимистической интонации, которая была так характерна для писателя раньше. Здесь нет места тому безграничному оптимизму, который определял характер произведений Диккенса. В романе впервые прозвучали мотивы сомнения, неопределенной, но щемящей печали.
22. Теккерей и его «роман без героя» «Ярмарка тщеславия».
Уильям Теккерей (1811-1863) — английский писатель-прозаик, мастер реалистического романа.

  • основа всех романов и юмористических очерков Теккерея — его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни
  • он хотел противопоставить правду жизни условной идеализации прежних английских романов

«Ярмарка тщеславия». «Роман без героя».

 

  • ни один из героев не выражает мнения автора, ни к кому автор не испытывает симпатии
  • предисловие «Перед занавесом»: автор сравнивает себя с кукольником — право вмешиваться в произведение
  • в романе того времени предполагается обычно идеальный герой или героиня; Теккерей же называет «Я.т.» романом без героя, и в этом романе ставит в центр действия людей порочных, эгоистических
  • он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений
  • изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путем тем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолько увлекается своими порочными героями, что возбуждает к ним интерес читателя
  • глубокий пессимизм в сочетании с юмором, вносящим гармонию в диссонансы жизни, звучит своеобразным аккордом и делает его произведения высокохудожественными и жизненными

Символ Я.т. — Бекки Шарп

Эмилия — дочь успешного коммерсанта, обладает ровным и кротким нравом и пользуется всеобщим обожанием

Бекки — сирота, дочь спившегося художника и французской танцовщицы, оставивших в наследство своей дочери лишь яркую внешность, артистизм, ум и блестящее знание французского языка

23. Творчество Флобера и своеобразие реализма второй половины 19 века.
Реализм — правдивое изображение реальной действительности.

Гюстав Флобер (1821-1880) — французский романист, основоположник реализма

Эстетика Флобера:

  • Только познание может спасти человека от отчаяния.
  • Развивает теорию безличного, объективного искусства: личное мнение мешает художнику в познании, надо изгнать из искусства всякий личный интерес, уподобить искусство науке.
  • «Теория перевоплощения»: вместо того, чтобы навязывать герою свои мысли, автор должен перевоплощаться в своих героев, становиться на их точку зрения.
  • В этой задаче перевоплощения писателю приходят на помощь науки: физиология, психология, психиатрия, медицина; если автор пишет о прошлом: история, археология; если он пишет о других странах: география, этнография.
  • Вооружившись научными методами, писатель может стать любым из своих героев. Только научное познание открывает перспективу познания мира.
  • Убеждение в огромной ценности искусства — особое внимание к совершенству формы.
  • Исходил из единства формы и содержания.
  • Красота = истина, прекрасная форма не может быть без глубокого содержания.
  • Для каждой мысли существует только один адекватный способ её выражения.
  • Главное требование — требование внеличного, объективного изображения, отсутствия авторского отношения к изображаемому.
  • «Художник в своем творении должен, подобно Богу в природе, быть невидимым и всемогущим: его надо всюду чувствовать, но нигде не видеть».

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали.

  • Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.
  • Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционно положительного героя.
  • Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).

 

Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привел в неё ряд талантливых авторов, среди которых был и Ги де Мопассан.

24. Проблематика и поэтика романа Флобера «Госпожа Бовари».
Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали.

  • Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.
  • Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционно положительного героя.
  • Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).
«Госпожа Бовари» 1856

  • Главная героиня романа — Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни.
  • Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа — в деталях и формах подачи сюжета.
  • Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.
  • «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем» — писал Флобер.
  • Главная особенность эпохи — пошлость. Флобер стремится показать пошлость мещанской среды и невозможность счастья в жизни.
  • Для Флобера провинция — это вся Франция.
  • Шарль — воплощение мещанства.

Эмма

  • типичная представительница своей среды, но её незаурядность в том, что она не хочет примириться с её убожеством.
  • Вкусы Эммы, её представления о жизни порождены пошлой буржуазной средой.
  • У неё два идеала — внешне красивая жизнь и всепоглощающая любовь. Но поиски такой любви оборачиваются заурядностью и пошлостью: оба её любовника далеки от идеальных образов её воображения. Но любовь для неё — единственный способ существования.
  • Она представляет себе любовь только в роскоши и богатстве, и потому высокие чувства в ней легко уживаются с векселями и долговыми расписками. Настоящим смертным приговором для неё становится письмо-счет от ростовщика Лере.

В этом мире

  • деньги олицетворены хищным ростовщиком Лере
  • церковь — жалким священником
  • интеллигенция — глупым Шарлем

Символом вырождения общества стал образ аптекаря Омэ — образ торжествующей и всепобеждающей пошлости.

  • Реализм Флобера — в умении поднять единичное до общества, увидеть в заурядном случае типический.
  • Роман считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одни из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.
  • Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии для традиционного романа положительных героев.
  • Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и мотивацию её поступков.
  • Жесткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа первой половины 19 века.
  • Тщательность изображения героев, точная до беспощадности прорисовка деталей были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера.

25. Американская литература второй половины 19 века. Творчество Марка Твена.
Становление реализма — 1870-е годы

  • регионалистические тенденции: достоверное изображение повседневной жизни разных уголков Америки
  • Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
  • Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
  • Ф. Брет Гарт «Габриэль Конрой»

После победы кандидата республиканцев Авраама Линкольна на выборах 1860 года, одиннадцать южных штатов объявили о выходе из состава США, образовав новое мятежное государство, Конфедеративные Штаты Америки. Начинается Гражданская война (1861-1865) между Севером и Югом, в результате которой Юг потерпел поражение, и рабовладение было отменено на всей территории США.

Со второй половины 19 века американская литература получила широкое развитие и самобытное значение.

Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (1835-1910) — юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др.
Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор его наследники». Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекельберри Финна».
Сборники рассказов и эссе

  • «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» 1867
  • путешествие по Европе — «Простаки за границей» 1869

Трилогия о Миссисипи

  • «Приключения Тома Сойера» 1876
  • «Жизнь Миссисипи» 1883
  • «Приключения Гекельберри Финна» 1884

Исторические романы

  • «Принц и нищий» 1881
  • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» 1889
  • «Личные воспоминания о Жанне дАрк сьера Луи де Канта, её пажа и секретаря» 1896

Сатирические памфлеты

  • «Соединенные линчующие штаты» — проблема расовой дискриминации
  • «Грандиозная международная процессия», «Приветствие 19 века 20 веку» — критика империалистической политики США
  • «Исправленный катехизис», «Таинственный незнакомец» — критика религии

26. Философская почва и эстетические принципы натурализма. Творческий путь Золя.
Натурализм (1860-1880)

  • поздняя стадия развития реализма в литературе конца 19-начала20 века.
  • Художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений — без обобщений и типизации.
  • Философским обоснованием натурализма служили теория эволюции Дарвина, философский позитивизм Конта, эстетические построения Тэна.
  • Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени.
  • Текст был призван представлять собой столь же точное изображение действительности, как и фотография.
  • Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи — беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которых двигают по жизни животные инстинкты, удовлетворению которых мешают непреодолимые социально-экономические реалии.

Позитивизм — философское учение, определяющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Теория натурализма:

 

  • главная задача — правдивое, точное и всестороннее изображение современной жизни.
  • Главный жанр — роман о современной действительности. Нет запретных тем.
  • Объективность и безличность искусства.
  • Детерминизм — принцип причинной обусловленности психологии и поведения человека.. Основан на учении Тэна

Тэн — французский философ-позитивист, эстетик, писатель, историк, психолог.
Эмиль Золя (1840-1902) — французский писатель, публицист и политический деятель. Вождь и теоретик натуралистического движения.

Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия 19 века и был связан с крупнейшими писателями этого времени.

«Обеды пяти» 1874 — с участием Флобера, Тургенева, Доде, Гонкура.

«Меданские вечера» 1880 — сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса, Мопассана, Гюисманса.

И в 1864 г. он издает дебютную книгу «Сказки Нинон», объединившую рассказы разных лет. Этот период творчества отличается влиянием романтизма. В романах «Исповедь Клода», «Завещание умершей», «Марсельские тайны» показаны история возвышенной любви, противопоставление реальности и мечты, передан характер идеального героя.

Особенного внимания заслуживает роман «Исповедь Клода». Это жесткая и слабо завуалированная автобиография. Данная неоднозначная книга сделала личность Эмиля скандальной и принесла долгожданную популярность. Свою славу писатель только приумножил, когда положительно оценил живопись Э. Мане в обзоре художественной выставки.

Приблизительно в 1868 году у Эмиля возникла идея написания серии романов, которые были бы посвящены одной семье — Ругон-Маккарам. Судьбы этих людей исследовали уже несколько поколений. Первые книги из серии не очень заинтересовали читателей, но 7 том «Западня» был обречен на большой успех. Он не только приумножил славу Золя, но и его состояние. И все последующие романы серии поклонники творчества этого французского писателя встретили с огромным энтузиазмом.

Двадцать томов большого цикла «Ругон-Маккары» — это самое главное литературное достижение Золя. Но ранее он еще успел написать «Терезу Ракен». После своего ошеломляющего успеха Эмиль издал еще 2 цикла: «Три города» — «Лурд», «Рим», «Париж»; а также «Четыре Евангелия» (всего было 3 тома). Таким образом Золя стал первым романистом, который создал серию книг о членах одной семьи. Сам писатель, называя причины выбора такой структуры цикла, утверждал, что хотел продемонстрировать действие законов наследственности.

27. Эпический цикл Золя «Ругон-Маккары». Идейно-художественное своеобразие романа Золя «Жерминаль».

  • Двадцать томов большого цикла «Ругон-Маккары» — это самое главное литературное достижение Золя.
  • «Естественная и социальная история одного семейства в эпоху Второй империи»
  • Золя хочет показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров.
  • Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.
  • Автор поставил две задачи: 1) «изучить на примере одной семьи вопросы крови и среды», 2) «изобразить всю Вторую империю, начиная с государственного переворота до наших дней».
  • Золя стремился показать положение различных классов и социальных групп французского общества — народ, буржуазию, аристократию, духовенство.
  • Характерной чертой этого смутного времени является разнузданность всяческих вожделений и честолюбия.

 

«Карьера Ругонов». Родоначальница семьи — нервнобольная Аделаида Фук, жизнь которой глубоко трагична. 13 романе действуют дети и внуки Аделаиды от первого брака с крестьянином Ругоном и от второго — с бродягой и пьяницей Маккаром. Автор прослеживает в дальнейшем влияние наследственности, невроза и алкоголизма родителей на потомство, хотя это и не становится главным. Ветвь Ругонов связана с буржуазией, Маккаров — по преимуществу с народом.

В предисловии к роману Золя заявляет: «Семья, которую я собираюсь изучать, характеризуется безудержностью вожделений, мощным стремлением нашего века, рвущегося к наслаждениям». Эти типично буржуазные, хищнические черты семьи Ругонов художник выявляет в поведении, героев в решающих судьбу Франции событиях 1851 г. Основным конфликтом романа является столкновение республиканцев и бонапартистов, социальный смысл романа — в правдивом изображении монархического переворота, расправы с Республикой в маленьком провинциальном городе Плассане, на юге Франции. По существу, в изображении Золя этот городок олицетворяет всю Францию.

Роман в основном был написан еще при империи, когда у Золя ненависть к бонапартизму сочеталась с горячей верой в Республику. В косном, захолустном городке все дела вершат буржуазия, дворяне, духовенство. Мелкие разногласия между ними исчезают при малейшей угрозе со стороны народа. Объединиться, чтобы «добить Республику»,— таков лозунг всех, кто дрожит за «свою мошну». В мирке богатых плассанских обывателей выделяется особенной ненавистью к Республике и чудовищной жадностью семья, бывшего лавочника Ругана и его жены — хитрой, честолюбивой Фелисите.

Сыновья Ругона — Эжен и Аристид, не удовлетворившись масштабами Плассана, отправляются в Париж. Преступления этих хищников в Париже столь же естественны в условиях империи, как и благоденствие их родителей в провинции. Здесь в более скромных масштабах, но с неменьшей жестокостью действуют старшие Руголы. Благодаря связям с сыном Эженом, который вращается в политических верхах, они узнают о готовящемся перевороте и захватывают власть в городе. Они становятся «благодетелями», «спасителями» города от «республиканской заразы». Их осыпает милостями победившая империя, они дорвались до «государственного пирога»: «Ругоны сумели возвыситься на развалинах свободы, ограбили Республику; когда ее умертвили, они приняли участие в дележе».

Золя изображает «зверинец», «желтый салон» Ругонов, объединяющий людей, у которых нет ничего святого, кроме денег. Характерна жестокость Пьера Ругана но отношению к своей старой, больной и ограбленной матери. Не случайно «ничего не имеющий общего с семьей» доктор Паскаль — третий сын Ругонов, наблюдая «желтый салон», уподобляет его посетителей насекомым и животным: маркиз де Карнаван напоминает ему большего зеленого кузнечика, Вюйе — тусклую, скользкую жабу, Рудье — жирного барана.

В романе своеобразно соединяются гневная сатира с высокой патетикой, овеянной дыханием революции. В нем сочетаются сатирическая обрисовка бонапартистской. юшки с романтикой народного восстания, серые тусклые краски — с пурпуром, цветом крови и знамен.

Золя связывает в этом романе судьбу своих положительных героев — внука Аделаиды Сильвера и его возлюбленной, юной Мьетты,— с республиканцами. Чистота Сил-ьвера,, его бескорыстие, доброта выделяют этого юношу из семьи Ругон-Маккаров. Единственный из всей семьи он заботится о больной старухе, своей бабке. Сильвер становится республиканцем, хотя этот бедняк, как многие другие, обнаружил в годы Республики, рожденной в 1848 г., что «не все к лучшему в этой лучшей аз Республик».

Гибель Сильвера и Мьотты как бы олицетворяет гибель Республики. Семья участвует и их убийстве: Аристид видит, как ведут-на расстрел Сильвера) и не препятствует этому. Обезумевшая от горя при виде смерти внука, Аделаида проклинает своих детей, называя их стаей клопов, сожравших ее единственного ребенка.
Роман «Жерминаль» (1885) — одно из самых ярких произведений в семейной хронике «Ругон Маккары». В нем Золя, как ранее в «Западне», значительное место отводит картинам тяжелых условий труда и жизни рабочих. С многочисленными подробностями рассказывает он о физической деградации обитателей поселка в Монсу. В романе естественная история рода отходит на второй план, так как писатель, несмотря на свою приверженность натурализму, сосредотачивает все свое внимание на конфликте социальном, предвидя, что политическая борьба на многие последующие десятилетия предопределит общественную жизнь не только Франции, но и всей цивилизации. Хотя рабочие терпят поражение, жерминаль — месяц всходов по революционному календарю! — предвещает грядущее торжество социальной справедливости.

Золя упорно продвигался к завершению «Ругон-Маккаров». После романа «Жерминаль» ему оставалось создать еще семь произведений, подвести читателя к финалу эпопеи – крушению Второй империи. От частных вопросов социальной и политической жизни Золя все чаще и чаще переходит к решению общих вопросов, связанных с судьбами буржуазной Франции. Золя обращается к изображению индустриального пролетариата (роман «Жерминаль»), представителей новой финансовой олигархии (роман «Деньги»). Через два года после создания романа о рабочих Золя решает показать современную деревню, многомиллионную массу крестьян, которые кормят и одевают Францию (роман «Земля»). Современный рабочий, современный крестьянин, современный капиталист – три главные темы времени. Золя подошел к ним, умудренный большим жизненным и творческим опытом, и не случайно, что эти произведения создавались им с небольшими интервалами на подступах к окончанию социальной эпопеи.

28. Шарль Бодлер и его книга «Цветы зла».
Бодлер —  поэт и критик, классик французской и мировой литературы.

«Цветы зла» (1857-1868) 3 издания

В трех редакциях с различным объемом. Первое издание привело к судебному процессу, в результате которого Бодлер был оштрафован за нарушение норм общественной морали и вынужден убрать из сборника 6 наиболее «непристойных» стихотворений.

Сборник повлиял на творчество Рембо, Верлена, Малларме и считается истоком современной европейской лирики.

Стихотворения разделены на шесть (в издании 1857 года на пять) частей, каждая из которых имеет метафорическое название (Сплин и идеал, Парижские картины, Вино, Мятеж, Цветы зла, Смерть), представляющие собой не простую антологию, а объединяющее произведения в одно целое.

Основные черты и идеи:

 

  • двоемирие: мир реальности и мир идеала: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества её природных начал, их контрастов. Самый большой раздел сборника — «Сплин и идеал».
  • Критика буржуазной пошлости; противопоставление между городом и природой, между искусством и действительностью.
  • Роль и место поэта: поэт — принадлежит идеалу, его не понимают окружающие его обыватели. «Альбатрос»
  • Теория соответствий: все явления окружающей действительности связаны друг с другом; соответствия между цветом, звуком, запахом, вкусом. Сонет «Соответствия».
  • Классическая строгая форма стихотворений. Форма сонета.

Глава 1: «Сплин и Идеал»

Первая глава сборника самая длинная, но очень важная для понимания всей сущности замысла. Автор рассказывает читателю, какая страшная борьба происходит в человеческих душах, как они раздираются мучительными сомнениями. Тяжкие грехи и ошибки ввергают душу в пучину тьмы и мрака, но высокие помыслы и стремления возносят до её самых небес. Последние стихотворения этой главы заканчиваются трясиной, из которой не может выбраться душа лирического героя, страдающая от смертельной тоски и сплина.


Автор: Айгерим Жумабаева

Айгерим — опытный редактор с богатым опытом в изучении и письме о культуре и истории. Ее страсть к языкам и письму помогает создавать увлекательные тексты.