В стране зарегистрировано более двухсот тысяч людей, которые постоянно находятся под медицинским контролем из-за онкологических заболеваний. За последний год эта цифра увеличилась почти на шесть процентов. Более того, рак возрастает среди молодежи. Риск заболевания в группе не только взрослых старше пятидесяти лет, но и среди молодых людей, включая детей, сообщает Bizmedia.kz.

Мы в соцсетях – Телеграм, Инстаграм, Твиттере, Фейсбуке, Googlenews и Яндекс новостях

Более 2500 детей до четырнадцати лет находятся на учете в онкологических диспенсерах. Жизнь ребенка можно спасти и добиться полного выздоровления лишь в случае раннего диагностирования. К сожалению, иногда медицинская помощь задерживается из-за ошибок в распознавании рака. Пациенты теряют бесценное для лечения время. Наш герой — Ерлик Дамеров — столкнулся также с такой проблематикой.

Ерлик страдает от хондросаркомы, онкологического заболевания, поражающего костную ткань таза, крестца и копчика. Ему было всего девятнадцать лет, когда он впервые ощутил боль. В тот момент медики свели ее к обычной протрузии. Но вскоре состояние юноши серьезно ухудшилось, и теперь уже на протяжении шести лет его родители ведут борьбу за его жизнь. Ему потребовалось пройти две операции, но опухоль продолжает расти. Местные специалисты предложили лечение, которое могло бы закончиться для него потерей здоровой ноги.

«Когда мы обсуждали с сыном его будущее, он сказал мне: «Мама, дай мне последний год с моей ногой. Я не хочу жить без неё». После этого разговора мы решили подождать с таким серьезным решением. Мы хотели дать ему возможность жить», — делится Жулдыз Шакирова, мать Ерлика.

Онкологические заболевания не обходят стороной и взрослое население, находящееся в самом расцвете своих трудовых лет — это почти 56% всех онкобольных в Казахстане. В прошлом году от рака умерло более тринадцати тысяч человек. Заметно увеличилась смертность в ряде регионов, включая Мангистаускую область, Кызылординскую, Абайскую, Актюбинскую области, а также в Шымкенте. Оперирующий хирург Алтай Керемкулов вспоминает, что иногда операции занимают до двенадцати часов, и удаляются опухоли весом до двадцати килограммов.

В нашей стране к сожалению диагностика рака часто проводится уже на запущенных этапах – второй или третьей стадии. Основная причина – отсутствие широкого доступа к скрининговым программам, поскольку они имеются лишь для трёх видов онкологических заболеваний. Зачастую опухоли внутренних органов не дают о себе знать на начальных стадиях, что затрудняет раннюю диагностику.

Доступные государственные программы скрининга охватывают только рак молочной железы, рак шейки матки, и колоректальный рак, оставляя остальные виды опухолей без должного внимания. Многие из этих заболеваний не обнаруживаются до тех пор, пока не достигнут продвинутых стадий.

«Лечение рака на поздних стадиях требует колоссальных затрат. Мы могли бы излечить большинство случаев уже на нулевой стадии, которая обойдется в значительно меньшую сумму – около 500 тысяч тенге, в то время как второй стадии стоимость терапии возрастает до более 30 миллионов тенге, а при 3-4 стадиях суммы достигают до 50 миллионов тенге», — отмечает директора Казахстанского научно-исследовательского института онкологии и радиологии Диляра Кайдарова.

Дорогостоящее лечение за границей часто становится единственным выходом для многих казахстанцев. Так, родители юного Ерлика столкнулись с дилеммой: пройти бесплатную операцию в Казахстане, которая включала бы ампутацию ноги, или искать альтернативные методы лечения за рубежом. Сложность случая Ерлика такова, что врачи иностранной клиники оценили вероятность такого типа опухоли, как один случай на миллиард.

«Опухоль продолжает расти, увеличившись с трёх до двенадцати сантиметров, и постоянно причиняет ему боль», – делятся мучениями своего ребенка родители Ерлика, Жулдыз Шакирова.

На днях выявлено, что опухоль у пациента из Кореи достигла внушительных размеров – целых 24 сантиметра в диаметре. Чтобы пройти обследование в высокотехнологичных клиниках Сеула, семья Дамеровых была вынуждена продать личное имущество. Это вызывает множество вопросов о роли национального фонда «Kazakhstan халқына», ведь жители страны продолжают самостоятельно собирать средства на лечение за пределами Казахстана.

«Мы часто сталкиваемся с просьбами о финансировании лечения за границей. Как правило, это связано с отсутствием необходимых услуг на территории нашей страны, хотя по идее данные заболевания должны и могут быть вылечены в Казахстане. Существуют утвержденные клинические протоколы. Мы предоставляем поддержку в случаях, когда подтверждено, что в нашей стране подобное лечение не доступно», — прокомментировал ситуацию председатель правления Фонда «Қазақстан халқына» Болат Жамишев.

Ситуация Ерлика Дамерова иллюстрирует данный казус. На стадии подготовки репортажа стало известно, что одна из шанхайских медучреждений предложила уникальную операцию по замене костного протеза, которая позволит сохранить две ноги пациента. После консилиума специалистов в родной стране пациента возникает надежда на то, что ретроспективная совместная работа НЦЗ, Министерства здравоохранения и фонда «Kazakhstan халқына» помогут Ерлику справиться с заболеванием.

В свете этого невольно задумываешься, что причиной массовых поездок казахстанцев за пределы страны для получения медицинских услуг стали как недостатки в профессиональной подготовке медиков, так и нехватка медицинского оборудования. Примитивные рентген аппараты и компьютерные томографы не всегда доступны даже в больших городах, где жители вынуждены ожидать своей очереди на прием месяцами. Тем не менее, бюджетные средства на приобретение нового оборудования выделяются. Так, в текущем году «Самрук-Казына» направит в фонд «Kazakhstan халқына» порядка 67 миллиардов тенге для оснащения онкологических центров и приобретения необходимых медикаментов. Заканчиваю свой обзор на этом.


Автор: Гульжан Оразбаева

Гульжан — исследовательница жизни и достижений знаменитых личностей Казахстана. Ее статьи позволяют читателям взглянуть на страну через призму вкладов ее ярких представителей.