Адвокаты Руслана Искакова и Армана «Дикого» Джумагельдиева ругают Генпрокуратуру, но хвалят Токаева. Они считают, что именно прокуроры заказали фильм «Кантар. Попытка госпереворота. Как это было».

В конце прошлого года я написал колонку, раскритиковав тот факт, что власти проводят важнейший суды по Кантару в закрытом режиме.

Вчера же, 16 января, в Национальном пресс-клубе состоялась пресс-конференция адвокатов бывшего главы 5-го департамента КНБ Руслана Искакова и Армана «Дикого» Джумагельдиева, обвиняемых в организации массовых беспорядков во время Кантара и других преступлениях.

Юристы тоже негодовали в связи с тем, что суд по делу их клиентов закрыли после предварительных слушаний. А еще они раскритиковали видеосюжеты, публикации в СМИ и вышедший на «Хабаре» фильм «Кантар. Попытка госпереворота. Как это было». При этом они не спешат критиковать центральную власть в Акорде, а заказчиками фильма на «Хабаре» считают Генпрокуратуру.

«Эти фильмы вышли не случайно»

Документальный фильм «Кантар. Попытка госпереворота. Как это было» вышел на телеканале «Хабар» вскоре после нашумевшего интервью президентаТокаева, в котором он озвучил свою версию январских событий. Утверждается, что фильм снят по документам, фото- и видеоматериалам и свидетельствам.

Адвокат Армана «Дикого» Джумагельдиева Рена Керимова напомнила, что после предварительных слушаний суд по их делу закрыли, а с участвующих в процессе адвокатов взяли подписку о неразглашении.

«Мы никаких комментариев не давали. Мы подчинились распоряжению председательствующего, хотя считали его незаконным», — говорит Керимова.

По ее мнению, сторона обвинения этого не сделала.

«Что мы видим? На центральных каналах, газетах выходят публикации и фильмы, где в негативнейшем свете показан наш подзащитный, которого я сейчас не оправдываю, но хочу сказать, что факты в этих фильмах не то что искажены, они просто с ног на голову перевернуты».

Рена Керимова

Керимова  считает, что «эти фильмы вышли не случайно».

«Это заказные фильмы для того, чтобы создавать нужное заинтересованной группе лиц мнение. Когда я лично смотрела эти фильмы, у меня было ощущение, что это самая настоящая экранизация обвинительного акта».

По ее мнению, «все, что прокуроры хотят доказать в суде, мы уже видим в этих фильмах», а это указывает на отсутствие состязательности сторон — одного из важнейших правовых принципов.

Согласился с коллегой Салимжан Мусин, адвокат Искакова. 

Салимжан Мусин

«От нас требуют, чтобы мы ни слова не говорили, но обвинительный акт, авторами которого являются прокуроры, участвующие в этом процессе, а также потерпевшие и представители потерпевших, им позволено все», — сказал Мусин.

Рена Керимова считает, что заказчиком вышедшего на «Хабаре» фильма была Генеральная прокуратура.

«Потому что все, что в этих видео, – это обвинение, сторона обвинения. А сторона защиты нигде не представлена. Джумагельдиев, Искаков, остальные подсудимые – они все имеют право себя защищать. Им запретили себя публично защищать. Их загнали в рамки. Но в то же время любой гражданин страны на любом канале, на любом ресурсе может посмотреть версию обвинения».

Затем она привела фразы из фильма, которые считает лживыми:

«Идет страшная картинка, страшная музыка, все в крови валяются, — описывает она кадры. — Что говорит автор? «Мы внимательно изучили и тщательно проанализировали все обстоятельства и факты». Далее: «Документы, фото, видеоматериалы и свидетельства очевидцев».

Объясните мне, пожалуйста, откуда на центральном канале документы, фото-видеоматериалы и свидетельства очевидцев? Когда ни у одного адвоката до сих пор нет ни одного видео из материалов дела?»

Дальше – больше: Керимова потребовала «зарегистрировать уголовное дело по каждому фильму и по каждой публикации».

«Вначале провести, конечно, проверку, — добавила Керимова. — Как они говорят, мы «провели глубокий анализ».

Теперь пусть анализ проведет генеральная прокуратура, установит – ложь не ложь, достоверные или недостоверные сведения распространяются. И пусть регистрируют уголовное дело».

«Это требование всех адвокатов?» — уточнил я.

«Я не знаю, что с уголовным делом, но разобраться надо», — ответил Мусин.

Вслед за Керимовой он подчеркнул: непонятно, откуда у авторов фильма доступ к документам, если они, адвокаты, до сих пор не получили материалы дела.

«У нас нет материалов уголовного дела, это вообще чудовищное нарушение. Мы не имеем возможности защищать своих подзащитных. А здесь автор фильма заявляет: «Я все изучил». Откуда к нему попали материалы уголовного дела, которых нет у стороны защиты?» — негодует Мусин.

«Абиш просил Искакова обратиться к Арману»

Кстати, по словам Салимжана Мусина, они с коллегами думают подать ходатайство об объединении дела их подзащитных с делом Самата Абиша.

Напомню, на днях Генпрокуратура сообщила о завершении досудебного расследования в отношении Самата Абиша, бывшего заместителя председателя КНБ и  племяника бывшего президента Назарбаева. Расследование вели по части 4 статьи 362 Уголовного кодекса – «Превышение власти или должностных полномочий, повлекшие тяжкие последствия».

«Мы с коллегами обсуждали: а может быть нам заявить ходатайство, чтобы эти два уголовных дела объединили? Статья 143 уголовно-процессуального кодекса позволяет это сделать», — сказал адвокат Искакова на пресс-конференции.  

«Мы тоже считаем, что это правильно», — поддержала адвокат Джумагельдиева Рена Керимова.

Мусин подчеркнул, что они «еще не облекли это в процессуальную форму».

«Но я думаю, что это будет разумно с нашей стороны, потому что мой подзащитный указывает, что получил четкие инструкции, четкий приказ (Самата Абиша — Ред.)», — сказал Мусин.

По словам адвоката, Самат Абиш просил полковника Искакова обратиться к Арману «Дикому» Джумагельдиеву, чтобы «с его помощью утихомирить бесчинствующих на площади» 5 января 2022 года.

«Потому что другой власти не было, — говорит адвокат. — И он поехал это исполнять. Был непосредственно на связи с этим племянником в генеральской форме».

Добрый царь Токаев и злые бояре — прокуроры

Критика властей закончилась на Генпрокуратуре. Президент Токаев, судя по словам Мусина, – жертва обстоятельств, добрый царь в окружении злых бояр.

«Я считаю, что эти публикации – они как раз из этого разряда, когда пытаются под видом объективного объяснения бросить тень на главу государства», — говорит Мусин.

Он также заявил, что «разделяет шаги» Токаева во время Кантара, в том числе ввод войск ОДКБ.

«Посмотрите на просторах интернета, какие основные претензии к президенту? — говорит адвокат. — А где эти 20 тысяч террористов, о которых ты заявил. А никто не задается вопросом: а он что, сам сидел считал эти 20 тысяч террористов? Ему предоставляли информацию. 

Ну и потом, если посмотреть на улицы Алматы, там не менее 20 тысяч лиц задействовано было. Не он же сам считал, ему приносили эту информацию? А кто приносил? Кто в то время обладал доступом к невероятным ресурмом, кто был высшими должностными лицами в правоохранительных органах, которые на самом деле, мягко говоря не справились со своими обязаностями.

Второй упрек «он отдал приказ стрелять». Но никто не говорит, что в условиях чрезвычайного положения применение оружия подразумевается? То есть человек был вынужден… Некоторые командиры требуют письменного приказа, им недостаточно устного. Фактически это был письменный приказ. Человек был вынужден в открытую заявить – применяйте те полномочия, которые вам даны в условиях ЧП. А если бы этого не было, то что было бы?»

Поможет ли стороне защиты в этом деле лояльность Акорде, судить не берусь. Но адвокаты на что-то надеются.

Например, Рена Керимова обратилась к телеканалам:

«Центральные каналы, я сейчас к вам обращаюсь. Предоставьте нам тоже хорошее время вечернее, чтобы мы могли показать свое кино. Нам тоже есть что рассказать. Давайте тогда, пусть суд даст официальном нам разрешение, чтобы мы тоже сняли такие фильмы про моего подзащитного, про других людей, которых судят».

Видео с пресс-конференции можно посмотреть на нашем ютуб-канале.

Репортажи с заседаний суда по этому делу:

  • «Власть собирается дать нам свою версию событий». Почему закрыли суд по делу Дикого Армана?
  • Суд по делу «Дикого Армана» закрыли по просьбе потерпевших, но не все они согласны.
  • Полковник КНБ Руслан Искаков: «Они пытаются запретить мне говорить, что я исполнял приказ Абиша»
  • «Люди боятся». Потерпевшие и прокуратура просят сделать закрытым суд по делу «Дикого Армана»
  • Кантар: КНБ, Дикий Арман и пытки. Репортаж из зала суда

БОЛЬШЕ о показаниях полковника КНБ в этой публикации:

  • Об утечке письма Руслана Искакова. Инсайд KZ.expert.


Автор: Айгерим Жумабаева

Айгерим — опытный редактор с богатым опытом в изучении и письме о культуре и истории. Ее страсть к языкам и письму помогает создавать увлекательные тексты.