Фортепианное творчество Моцарта



жүктеу 28.57 Kb.
Дата03.04.2019
өлшемі28.57 Kb.

Вольфганг Амадей Моцарт. 1756 – 1791 гг.

Основные произведения: Оперы – 19 «Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Реквием, мессы (15), кантаты. Симфонии – 41. Концерты для фортепиано (27), для скрипки (7). Сонаты для ф-но – 19. Трио, квартеты, квинтеты, сонаты для скрипки, фантазии, рондо, менуэты и др.


Фортепианное творчество Моцарта.
С раннего детства Моцарт поражал окружающих игрой на клавесине, а затем на фортепиано. Поэтому не случайно, что им написано для фортепиано так много различных произведений: сонат, фантазий, рондо, вариаций, концертов. Фортепиано является обязательным участником трио, квартетов, квинтетов. Фортепианное творчество Моцарта – это дальнейший этап развития фортепианной музыки и Венской классической школы.

Особое место в фортепианном творчестве Моцарта занимают 19 сонат и 3 фантазии. 6 ранних сонат 1774-1775 гг. (мюнхенско-зальцбургские сонаты) еще испытывают влияние Ф.Э. и И.К. Бахов, Гайдна. Они довольно просты и по содержанию, и по музыкальному языку. Центральные 7 сонат, написанные в 1777-1778 гг. во время поездки в Мангейм и Париж, это уже яркое проявление индивидуальности Моцарта. В них устанавливается 3-х частность, хотя встречается и нетрадиционная трактовка частей (соната A-dur). Возрастает сила и роль контрастов, активно используются приемы сонатного и вариационного развития, формируется свой фортепианный стиль. Для фортепианных произведений Моцарта характерна мелодичность, певучесть, мягкость звучания. Он четко отделяет поющую мелодию в верхних голосах и сопровождение. Причем, поющими у него становятся все украшения, пассажи. Фактура разнообразная, но часто легкая, прозрачная, преобладает 3-х голосие, прослушиваются все детали. Последние 6 венских сонат 1784-85, 1788-89 гг. ярко индивидуальны. Для них характерны сложные первые части, они многотемны, развернуты.

Важным достижением Моцарта стало создание новых типов сонат: лирической и драматической. В лирических сонатах оттенки лирики могут быть различны: светлая, радостная, возбужденная лирика или трепетная, беспокойная, взволнованная. Например в сонате a-moll (К 310), искренняя, задушевная лирика, полная грусти, печали. Такого плана тема главной партии I части. В ней выразительная, взволнованная, словно говорящая, мелодия на фоне аккордовых репетиций. Скорбную лирику главной партии оттеняет легкая, парящая тема побочной партии. II часть медленная, спокойно-созерцательная. В III части возвращаются печальные, лирические образы. Иного плана соната A-dur (К 331).

Соната Ля мажор (К 331) 1778г.

Одним из ярких примеров лирической сонаты Моцарта является соната Ля мажор. Развитие в ней идет от лирических образов к веселым, танцевальным. Необычно строение сонаты.



I часть написана не в сонатной форме, а в форме вариаций. Не в быстром темпе, а в спокойном (Andante grazioso). Тема вариаций мягкая, нежная, поэтичная, грациозная, сочетает напевность с плавным движением сицилианы, форма 2-х частная. Далее идут 6 вариаций на эту тему, все в Ля мажоре, лишь третья вариация в ля миноре. В первой вариации хроматизмы, мелкая фразировка, паузы подчеркивают грациозность, изящество, утонченность. Вторая вариация мягкая, напевная, украшения вносят изящество, танцевальный элемент. 3 вариация - печальная, певучая, в ля миноре. Ей контрастна 4 вариация – более светлая, радостная. Медленная 5 вариация вносит успокоение, звучит умиротворенно. Завершает I часть 6 вариация – задорная, радостная, светлая, быстрая, танцевальная. Таким образом, развитие в I части идет от лирической песенности к танцевальности.

II часть – менуэт, Ля мажор, сложная 3-х частная форма. Воспринимается как продолжение I части, словно еще одна вариация. Сочетаются энергия, активность и лирика. Особенно лирично трио.

III часть Allegretto в турецком стиле, ее часто называют «Турецкий марш». Турецкой музыкой в 18 веке называли музыку живого, веселого характера, танцевального склада, которая исполнялась ансамблем духовых и ударных инструментов, что придавало ей своеобразную окраску. III часть написана в 3-х частной форме с припевом. Припев придает черты рондо. Основная тема в ля миноре, лирическая, мягкая, легкая, изящная, полетная. Припев – октавная тема, с характерным сопровождением, праздничная, активная, радостная. Средний раздел (В)- легкое, полетное, кружащееся движение шестнадцатыми. Далее вновь звучит припев, затем реприза (А), еще раз припев и завершает I часть кода. Кода звучит особенно ярко, светло, празднично. Так, от лирической I части Моцарт приходит к веселой, радостной коде финала.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Жек дуадақтарды аулауды жүргізу туралы «Жануарлар дүниесін қорғау, өсімін молайту және пайдалану туралы»
2017 -> Бағдарламасы өтетін күні: 16 тамыз 2017 жыл Өтетін орны: Шымкент қаласы
2017 -> Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігінің
2017 -> Мемлекеттік мекеме
2017 -> Қосымша 2 Техникалық ерекшелігі Реанимациялық бригадаларға арналған жылжымалы жедел медициналық көмек комплексі
2017 -> Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі «Кәсіпқор» холдингі» коммерциялық емес акционерлік қоғамы
2017 -> Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігі Ветеринариялық бақылау және қадағалау комитетінің Оңтүстік Қазақстан облыстық аумақтық инспекциясының
2017 -> Бос јкімшілік мемлекеттік лауазымдарєа орналасуєа конкурс туралы хабарландыру 17/07/2012г


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет