Генезис родоплеменной символики монголоязычных племен на примере тамгообразных



Pdf көрінісі
бет1/4
Дата23.05.2022
өлшемі281.55 Kb.
#174121
  1   2   3   4
Байланысты:
080ikkert
Төрбат Ц. Rock art of the Khemceg archaeological culture. 2019


80
ВЕСТНИК АлтГТУ им. И.И. Ползунова №1-2 2015 
ИСКУССТВО СИБИРИ, АЛТАЯ И МОНГОЛИИ 
УДК 74 
 
ГЕНЕЗИС РОДОПЛЕМЕННОЙ СИМВОЛИКИ
МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ ПЛЕМЕН НА ПРИМЕРЕ ТАМГООБРАЗНЫХ 
ЗНАКОВ* 
 
А. А. Иккерт
Ключевые слова: монгольское искусство, символика, тамгообразные знаки. 
Тамгообразные знаки занимают значи-
тельное место не только в декоративно-
прикладном искусстве кочевых народов, но 
сейчас стали активно применяться современ-
ными художниками в различного рода худо-
жественных произведениях. Все это застав-
ляет внимательнее вглядеться в эту художе-
ственную традицию. Отметим ряд трудно-
стей, которые возникают в связи с этим. Во-
первых, остается до конца не определенным 
само слово тамга с точки зрения его проис-
хождения. Выделяются два варианта:
1. 
Тюркское происхождение. Корень «там» 
означает обжигание, выжигание. Там-
здык (каз.) – растопка. Так как главное и 
основное применение тамги в кочевой 
жизни номада было помечание (тавре-
ние) скота путем выжигания знака на те-
ле животного.
2. 
Монгольское происхождение. Монголь-
ское слово дамга имеет несколько зна-
чений: «тавро», «клеймо», «печать». 
Монгольский вариант имеет более об-
ширный смысловой охват [1]. 
В период Золотой Орды данный термин 
получил распространение в странах Средней 
Азии, Восточной Европы, Ближнего и Сред-
него Востока, Кавказа и Закавказья, где, по-
мимо прежних, приобрел новые значения – 
«документ с ханской печатью», «(денежный) 
налог». Каким бы не было происхождение 
слова тамга в настоящее время оно воспри-
нимается как - клеймо, знак, штемпель; руко-
прикладный знак и тавро татар, башкир, а 
местами и русских. По применению В. Даль 
пишет – тамга вилами, тамга рассохой, гре-
бенкой, крест в кругу и пр., на топоре тамга 
мастера, старорусское использование – та-
моженная тамга, клеймо [2].
____________________________________ 
*Подготовлено при поддержке гранта РГНФ – МинОКН 
Монголии «Парадигмальное сходство и различие худо-
жественной культуры России и Монголии: философско-
искусствоведческий и лингвокультурологический анализ 
и его практическое применение» № 13-24-03003. 
Само же происхождение тамги как 
объекта обихода уходит в необозримую 
глубину веков. 
Тамгообразные знаки обнаруживаются в 
комплексах наскальных рисунков, что под-
тверждают исследования Окладникова А. П. 
и Окладниковой Е. А., которые проводились 
преимущественно на алтайских материалах 
[3]. Всестороннее освещение в их трудах 
находили описание и интерпретации кругов, 
волнистых линий, квадратов, ромбиков, уси-
ков и т. д. Более общее описание башкир-
ских 
родоплеменых 
знаков 
сделаны 
И. Р. Габдуллиным в статье «Сравнительный 
анализ тамг населения Восточного Закамья 
(ХVІІІ-ХІХ вв.)» [4], генезис, а так же семанти-
ку башкирских родоплеменых знаков рас-
смотрел Юсупов Р. М., в статье «К семанти-
ке родовой символики башкир и этимологии 
этнонимов башкорт, иштяк» [5]. Довольно 
подробно изучил и описал тамги в книге 
«Труды по истории и этническому составу 
тюркских племен» Аристов Н. А. [6]. 
Кратко напомним, что такое тамга и как 
она применялась в народном декоративно-
прикладном искусстве. 
Во времена отсутствия письменности 
была необходимость как можно проще и дос-
тупнее обозначить свою собственность. 
Тамги использовались как знаки собст-
венности конкретного индивидуума, рода, 
племени и ставились на предметы быта 
(войлочные ковры, седла, сундуки, тажууры), 
особенно на крупы лошадей, так же ими по-
мечались охотничьи угодья, метилась терри-
тория для выпаса скота.
Монгольские племена не были исключе-
нием, они расселились на довольно большой 
территории с относительно малой плотно-
стью населения и использовали тамги для 
маркировки своей собственности. 
По своему назначению и важности в бы-
те скотоводов тамги должны пользоваться 
значительной прочностью, тем самым долго 


ГЕНЕЗИС РОДОПЛЕМЕННОЙ СИМВОЛИКИ МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ ПЛЕМЕН НА ПРИМЕРЕ 
ТАМГООБРАЗНЫХ ЗНАКОВ 
ВЕСТНИК АлтГТУ им. И.И. Ползунова №1-2 2015 
81 
сохраняли свою форму, что помогает в их 
изучении в большой ретроспективе.
Одним из важных исследовательских 
вопросов может быть сформулирован так –- 
кто и когда, по какому принципу и как рас-
пределил по всей территории Монголии от 
восточных земель до гор Алтая различные 
тамгообразные знаки. Но ответить исчерпы-
вающе на этот вопрос пока нельзя из-за от-
сутствия письменных и иных достоверных 
источников, но можно попробовать реконст-
руировать некоторые существенные момен-
ты.
Сами монголы относят существование 
тамг к легендарным временам. У Рашид-
Эддина (1247-1318 гг.) значится, что тамги 
«определены и утверждены» при Кун-хане, 
сыне и наследнике мифического Угуз-хана
чтобы ими «нарочито обозначались указы, 
сокровищницы, табун и стадо, во избежание 
от кого бы то ни было ссоры или сопротивле-
ния у одного с другим»... «Пусть твое дерево 
будет вяз, твоя птица – орел, твой клич – Са-
лават, а тамга – твоя борона» [7]. 
После смерти Огуз-хана между его по-
томками были распределены части ритуаль-
ного животного и определены онгоны – сим-
волические изображения духов предков, ко-
торыми были животные и птицы: «Эрйанги-
Кент Ыркыл-ходжа …снова назначил и утвер-
дил прозвище, имя, тамгу и знак каждого из 
их детей и каждой ветви из этих двадцати 
четырех ветвей присвоили определенное жи-
вотное, чтобы оно было их онгоном. … (Ыр-
кыл-ходжа) точно также определил, какая 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет