Gilles Deleuze Le Pli. Leibniz et le baroque Les Editions de Minuit Paris 1988 Жиль Делёз



бет1/10
Дата11.04.2019
өлшемі1.43 Mb.
#92982
түріКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Gilles Deleuze
Le Pli. Leibniz et le baroque
Les Editions de Minuit
Paris 1988

 

Жиль Делёз

Складка.
Лейбниц
и барокко

 

Делёз, Жиль. Складка. Лейбниц и барокко / Общая редакция и послесл. В.А. Подороги.


Пер. с франц. Б.М. Скуратова - М.: Издательство "Логос", 1997. - 264 с.

! ВСЯ книга в архиве Zip



Содержание

I. Складка
Глава 1. Лабиринт матери……………………………………………………..7
Складка, устремленная в бесконечность - Барочный дом - Нижний этаж: материя, эластичные силы,
механизм пружины - Организм и пластичные силы - Органические складки - Зачем нужен второй этаж;
проблемы животной души - Возвышение разумных душ и его последствия для органического
и неорганического.
Глава 2. Сгибы в душе………………………………………………………………….……27
Инфлексия - Сингулярности - Барочная математика и вариация: иррациональное число,
дифференциальный остаток, семейства кривых - Новый статус объекта - Перспективизм: вариация
и точка зрения - Новый статус субъекта - От инфлексии к включению - "Департамент" - Монада,
мир и условие замкнутости.
Глава 3. Что такое барокко?………………………………………………………… .49
Комната без окон - Интерьер и экстерьер, верх и низ - Хайдеггер, Малларме и складка -
Барочный режим света - Поиски понятия - Шесть свойств эстетики барокко - Современное,
или абстрактное искусство: текстуры и формы.

II. Включения
Глава 4. Достаточное основание …………………………………………………..71
События или предикаты - Четыре класса существ, типы предикатов, характер субъектов,
способы включения, случай бесконечности, соответствующие принципы - Вещи и субстанции -
Внутренние отношения - Маньеризм Лейбница - Предикат - это не атрибут - Пять критериев
субстанции - Проявления и основа - Взаимодействие принципов.
Глава 5. Несовозможностъ, индивидуальность, свобода ……………...103
Несовозможность или расхождение серий - Барочное повествование - Доиндивидуальные
сингулярности и индивид - Индивидуация и спецификация - Игра в барочном мире - Оптимизм,
нищета мира и маньеризм - Вопрос о свободе человека - Феноменология мотивов - Включенность
предиката и живое настоящее - Лейбниц и Бергсон: движение в процессе его свершения -
Барочное проклятие.
Глава 6. Что такое событие?……………………..……………………………... 133
Уайтхед, преемник Лейбница - Экстенсивность, интенсивность, индивид - Схватывание монады -
Вечные объекты - Согласованность - Современное лейбницианство: устранение условия
замкнутости и необарокко.

III. Иметь тело
Глава 7. Перцепция в складках……………………………………………………. 145
Необходимость иметь тело - Первый этап дедукции: от мира к перцепции в монаде - Малые
перцепции: заурядное и примечательное - Дифференциальные отношения - Краткое
перечисление сингулярностей - Психический механизм галлюцинаторного восприятия -
"Прах" и сгибы в душе - Второй этап: от перцепции к органическому телу -
На что "похожа" перцепция? - Органы и вибрации: физический механизм возбуждения -
Складки материи - Статус исчисления.
Глава 8. Два этажа ……………………………………………………………………..171
Две половины: одни и другие, "каждые" - Математика половин - Роль экстремумов -
Виртуальное-актуальное, возможное-реальное: событие - Лейбниц и Гуссерль: теория
принадлежности - Душа и тело: инвертированная и временная принадлежность - Господство и узелок -
Три типа монад: господствующие, подвластные и вырожденные - "Сообщества", организмы и скопления -
Сила - Частное и публичное - Где проходит Складка?
Глава 9. Новая гармония …………………………………………………………….210
Барочные одежды и "одетая" материя - Складка до бесконечности: живопись, скульптура, архитектура и театр
- Единство искусств - Мир как конус: эмблема, аллегория и девиз - Кончеттизм Лейбница - Музыка или
высшее единство - Гармоничное: монада как число - Теория аккордов - Два аспекта гармонии: спонтанность и согласованность - Барочная гармония, мелодия и музыка.

Примечания перводчика...................................................................................243

Послесловие
В. Подорога. - Ж. Делёз и линия Внешнего.............................................246

 

I. Складка



Глава 1
Лабиринт материи

Понятие "барокко" отсылает не к какой-либо сущности, а скорее к некоей оперативной функции, к характерной черте. Барокко непрестанно производит складки. Открытие это ему не принадлежит: существуют разнообразные складки, пришедшие с Востока, а также древнегреческие, римские, романские, готические, классические... Но барокко их искривляет и загибает, устремляя к бесконечности, складку за складкой, одну к другой. Основная черта барокко - направленная к бесконечности складка. И, прежде всего, барокко их дифференцирует соответственно двум направлениям, двум бесконечностям, - как если бы у бесконечности было два этажа: складки материи и сгибы в душе. Внизу - материя, поскольку ее части образуют "органы по-разному сложенные и более или менее развернутые" 1 - накапливается согласно первому типу складок, а затем организуется согласно второму. Вверху - душа поет славу Господу, пробегая по собственным складкам, при том, что ей не удается полностью развернуть их, "ибо они уходят в бесконечность" 2. Этимологически "лабиринт" означает "многосложный", так как в нем много складок. "Многосложное" - это не только то, что

------------------------------
1. "Новая система Природы и сообщения между субстанциями" (§7).
2. 2. "Монадология", §61. А также "Начала Природы и Благодати, основанные на рассудке, § 13.

7

имеет много частей, но еще и то, что складывается множеством способов. Лабиринт как раз и соответствует каждому этажу: лабиринт непрерывности в материи и ее частях, и лабиринт свободы в душе и ее предикатах 3. Если Декарт не сумел выбраться из этих двух лабиринтов, то объясняется это тем, что секрет непрерывности он искал в прямолинейной протяженности, а тайну свободы - в прямизне души, не принимая во внимание как "наклонностей" души, так и искривленности материи. Необходима своего рода "тайнопись", которая будет одновременно исчислять материю и расшифровывать душу, заглядывать в складки материи и читать в сгибах души 4.



Два этажа, разумеется, между собой сообщаются (поэтому непрерывность возникает в душе). Существуют души, находящиеся внизу (чувственные и животные), - в душах тоже есть нижний этаж, - и их окружают и обволакивают складки материи. Выяснив, что души не могут иметь окон во внешний мир, мы должны будем представить себе это (по крайней мере, для начала), в отношении "верхних" душ, разумных, поднявшихся до второго этажа ("возвышение"). На высшем этаже окон нет: там есть комната или темный кабинет, драпированный полотнищем, "принимающим разнообразные формы посредством складок" и напоминающим оголенную кожу. Эти складки, струны и пружины отображают на непрозрачном полотнище врожденные знания, благодаря чему они могут активизироваться под влиянием материи. Ибо материя вызывает "вибрации и колебания" на нижнем конце струн через посредство "небольших отверстий", имеющихся на низшем этаже. Это великий монтаж барокко Лейбниц выстраивает в промежутке между низшим этажом со

--------------------------------------------


3. "О свободе", Fouche de Careil, Nouvelles lettres et opuscules.
4. О тайнописи, как "искусстве нахождения ключа к сокрытой вещи", см. фрагмент "Книга о комбинаторном искусстве"... Couturat, Opuscules. А также "Новые опыты о человеческом разумении", IV, гл. 17, §8: лабиринт Природы и "краткие резюме".

8

сквозными окнами и этажом высшим, слепым и наглухо закрытым, но зато с хорошей акустикой, подобно музыкальному салону, где движения, видимые внизу, преобразуются в звуки 5. Нам возразят, что в этом тексте выражена не мысль Лейбница, но его максимально возможный компромисс с учением Локка. И все же здесь представлен один из способов изложения того, что Лейбниц утверждал всегда: соответствие и даже сообщение между двумя этажами, двумя лабиринтами, складками материи и сгибами в душе. Сгиб между двумя складками? Как бы там ни было, но к обоим этажам при различных условиях приложим один и тот же образ - образ прожилок на мраморе. В одном случае прожилками являются складки материи, окружающие всё живое в своей неисчислимости, так что мраморная плита напоминает волнующееся озеро, полное рыб. В другом же случае прожилкам можно уподобить врожденные идеи в душе, что напоминает "сложенные" изображения и возможные формы статуй внутри мраморной глыбы. Итак, материя и душа мраморны, но только на разный лад.



Вёльфлин отметил некоторые материальные черты стиля барокко: горизонтальное расширение низа; понижение фронтона; низкие, изогнутые и выдвинутые вперед ступени; трактовка материи как совокупности масс и агрегатов; закругление углов и избегание прямого угла; замена округленного аканта зубчатым; использование травертина для получения губчатых или пористых форм, или для образования вихреобразной формы, каковая непрерывно насыщается все новыми турбулентностями и завершается не иначе, как на манер конской гривы или буруна; материя тяготеет к переполнению пространства и совмещению с потоком, тогда как сами воды распределяются на отдельные массы 6.

---------------------------------------


5. "Новые опыты", II, гл. 12, § 1. В этой книге Лейбниц "перерабатывает" "Опыты" Локка; однако Локк упоминал темную комнату, но не складки.
6. Ср. Wolfflin, Renaissance et ie Baroque, Monfort.

9

Занимающуюся кривизной барочную математическую физику создал Гюйгенс. А у Лейбница Вселенная изгибается сообразно трем фундаментальным понятиям: текучести материи, эластичности тел и принципу пружины. Прежде всего, очевидно, что сама собой материя по кривой следовать не смогла бы: она следовала бы по касательной 7. Но Вселенная как бы сжата некоей активной силой, которая и сообщает материи криволинейное или вихреобразное движение - по кривой, которая в пределе касательной не является. А бесконечное деление материи способствует тому, что сжимающая сила соотносит любую часть материи с ее средой, с окружающими частями, которые охватывают конкретное тело, проникают в него и детерминируют его кривую. Непрерывно делясь, части материи образуют малые вихри внутри большого, в малых - еще более малые, а также вихри в промежутках между соприкасающимися вихрями. Материя представляет собой, следовательно, бесконечно пористую, губчатую или полостную текстуру без пустот; в каждой полости нахо

-----------------------------


7. "Новые опыты", предисловие.

10

дится следующая полость: в каждом теле, каким бы малым оно ни было, содержится некий мир, являющийся таковым постольку, поскольку он продырявлен нерегулярными переходами, а также окружен и проницаем непрерывно утончающимся потоком, так что вся Вселенная подобна "пруду материи, в котором имеются разнообразные струи и волны 8. Из этого, однако, не следует делать дальнейшего вывода, что материя - и даже самая тонкая - является абсолютно текучей и потому теряет текстуру, согласно тезису, который Лейбниц приписывает Декарту, Несомненно, обнаруживаемым в различных областях заблуждением Декарта является то, что он полагал, будто подлинное различие между частями влечет за собой их отделимость: абсолютную жидкость, по Декарту, как раз и определяет отсутствие связности или сцепления, т. е. отделимость частей, каковая, в действительности, подобает лишь абстрактной или пассивной материи 9. Согласно же Лейбницу, две действительно разные части материи могут быть и неотделимыми, что доказывается не только воздействием внешних факторов, определяющих криволинейное движение некоего тела, но еще и влиянием тех внешних факторов, что определяют его твердость (связность, сцепленность), или неотделимость его частей. Стало быть, необходимо заметить, что у любого тела имеется определенная степень твердости и определенная степень текучести, - или же, что тела, по сути своей, эластичны, так как сила эластичности тел представляет собой выражение действующей на материю активной силы сжатия. При определенной скорости движения корабля волны становятся твердыми, словно мраморная стена. Атомистическая гипотеза абсолютной твердости и картезианская гипотеза абсолютной текучести сходятся между собой тем лучше, что они сопричастны одному и тому же заблуждению, если посту-



--------------------------------------
8. Письмо к Де Бийету, декабрь 1696. Gerhardt, Philosophic, VII, p. 452.
9. "Таблица определений" (С, р. 486). И "Новые опыты", II, гл. 23.

11

лировать разделимые минимумы, будь то в форме конечных тел, или же в бесконечности, в форме точек (картезианская линия как геометрическое место ее точек, точечное аналитическое уравнение).



Именно это поясняет Лейбниц в одном необычном тексте: гибкое или эластичное тело обладает образующими складку связанными частями, так что они делятся не на части частей, но скорее на все более мелкие складки, неизменно сохраняющие некоторую связность, и так до бесконечности. Лабиринт непрерывности - также не линия, распадающаяся на самостоятельные точки, как сыпучий песок - на крупицы, - но нечто подобное ткани или листу бумаги, складываемым до бесконечности или делимым на искривленные поверхности, каждая из которых зависит от явного или скрытого внешнего фактора. "Разделение непрерывности следует представлять себе не как рассыпание песка, но как складывание листа бумаги, или туники, причем возможно образование бесконечного количества складок, из коих одни меньше других, - но тела никогда не распадаются на точки или минимумы" 10. Итак, складка всегда внутри складки, как полость в полости. Складка - а не точка, которая всегда представляет собой не часть, а только оконечность линии - и является единицей материи, самым малым элементом лабиринта. Поэтому части материи суть массы и агрегаты, корреляты эластичной силы сжатия. И выходит, что разгибание не является противоположностью сгибания, но следует за складкой до следующей складки. "Обращенные в складки частицы" таковы, что "противоположно направленное усилие изменяет их вновь и вновь" 11. И вот: складки ветров, воды, огня, земли и подземные складки рудных жил в рудниках... Твердая складчатость "естественной" географии отсылает, прежде всего, к воздействию огня, затем - вод и ветров на землю в системе сложных взаимодействий; а рудные жилы подобны коническим кривым, которые то окан-

------------------------------------------------


10. "Пацидий - Филалету", (С, р. 614-615). 11. Письмо к Де Бийету, р. 453.

12

-чиваются окружностью или эллипсом, то продлеваются гиперболой или параболой. [12] Наука о материи берет за образец "оригами" или искусство складывания бумаги, - так говорил один японский философ.



Отсюда уже следуют два вывода, позволяющие предощутить сродство материи с жизнью и организмом. Разумеется, у органических складок есть и своя специфичность, о чем свидетельствуют ископаемые окаменелости. Но, с одной стороны, разделения частей материи не бывает без разложения криволинейного движения или сгибания: мы видим это в развитии яйцеклетки, когда ее количественное деление представляет собой только условие морфогенеза и инвагинации, как феноменов складчатости. С другой же стороны, формирование организма осталось бы невероятной тайной или чудом, если бы материя делилась на самостоятельные точки (даже бесконечно), - но оно становится все более вероятным и естественным, как только мы признаем бесконечное количество промежуточных (уже изогнутых) состояний, каждое из которых на своем уровне допускает некую связность, - что немного напоминает невероятность образования слова из букв, взятых наудачу, которое становится гораздо более вероятным при пользовании слогами или окончаниями (flexions) 13.

Наконец, становится очевидным, что основной механизм материи есть пружина *. Если мир является бесконечно полостным, если даже в мельчайших телах находятся миры, то дело здесь в том, что "всюду в материи имеется нечто от пружины", что свидетельствует не только о бесконечной делимости ее частей, но и о постепенности приобретения и утраты движения, в силу

----------------------------------------
12. "Протогея" (Dutens II; и фр. пер. Бертрана де Сен-Жермена, 1850, Ed. Langlois). О рудных жилах и конических сечениях - гл. 8.
13. Эта тема разработана Уиллардом Гиббсом. Лейбниц же полагает, что когда Бог проводит "первые очертания еще нежной земли", уже образуется "нечто аналогичное по структуре животному или растению" ("Протогея", гл. 8).

13

действия закона сохранения энергии. Теперь под материей-складкой можно понимать материю-время, чьи феномены сходны с шумными залпами из "бесконечного количества духовых аркебуз" 14. И здесь мы опять же догадываемся о родстве материи и жизни, в той мере, в какой эта чуть ли не мускульная концепция материи, повсюду усматривает механизм пружины. Ссылаясь на распространение света и "световую вспышку", придавая животным духам эластичную, воспламеняемую и взрывчатую субстанцию, Лейбниц поворачивается спиной к картезианству и примыкает к традиции Ван Гельмонта, вдохновляясь опытами Бойля 15. Точнее, коль скоро складывание не противостоит разгибанию, то и другое означает "напрягать-ослаблять", "сужать-расширять", "сжимать-взрывать" (а не "сгущать-разре-живать", что подразумевало бы пустоту (vide)).



Итак, нижний этаж тоже состоит из органической материи. Организму присущи эндогенные складки, тогда как неорганическая материя имеет складки экзогенные, всякий раз определяемые со стороны внешнего или же окружением. Так, в случае с живым организмом мы находим внутри него формативную складку, в ходе же эволюции, с развитием организма, она трансформируется: отсюда необходимость понятия преформа-ции. Однако же органическая материя не является

---------------------------------


14. Письмо к Де Бийету, и письмо к Бейлю, декабрь 1698. (GPh, III, р. 57). Ср. Gueroult, Dynamique et metaphysique leibniziennes, Les Belles Lettres, p. 32: "Как представить себе пружину, если мы не предположим, что тело является составным, что тем самым оно может сокращаться, извергая проникающие в него частицы тонкой материи, и что тонкая материя, в свою очередь, должна быть в состоянии вытеснить через свои поры другую, еще более тонкую и т.д. до бесконечности?"
15. Об эластичности и детонации, натолкнувших Виллиса (1621-1675) на понятие рефлекса, о различиях между этой моделью и моделью Декарта, ср. George Canguilhern, La formation du concept de reflexe aux XVII et XVIII siecles , PUF, p. 60-67. Маль-бранш попытался примирить тему пружины и ослабления напряжения с картезианством, сразу и в неорганической материи, и в организме: Recherche de la verite, VI, гл. 8 и 9 ("нет твердого тела без малой толики пружинящей силы...").

14

"иной" по отношению к неорганической (и различие между "materia prima" и "materia secunda" сюда не относится). Неорганическая или органическая - материя здесь одна и та же, только на нее воздействуют не одни и те же активные силы. Разумеется, это силы абсолютно материальные или механические, и пока не время вмешивать сюда души: ведь на этот момент учение о жизни представляет собой строгий органицизм. Органическая складка зависит от неких материальных сил, которые должны всего лишь отличаться от предшествующих и добавляться к ним; там, где эти силы действуют, их достаточно для творения из единой материи - материи органической. В отличие от сил сжатия или эластичных, Лейбниц называет их "пластическими силами", которые организуют массы материи. Хотя последние благодаря принципу пружины и готовят или же делают возможным появление организмов, мы никогда не перейдем от масс к организмам, так как органы всегда предполагают преформирующие их пластические силы, которые качественно отличаются от сил масс. Действительно, ведь всякий орган рождается только из предсуществовавшего органа.^ Даже органические окаменелости в материи объясняются не нашей способностью к воображению, которая проявляет себя, когда нам видится голова Христа среди пятен на стене, - но пластическими силам, проходящими через ранее существовавшие организмы.



Если же пластические силы между собой различаются, то не потому, что живой организм выходит за рамки механизма, а из-за того, что механизмы являются не в достаточной мере машинами. "Дефект" механизма не в том, что он слишком искусственен, и потому не может управлять организмом, а в том, что он искусственен недостаточно и машинизирован не вполне. По сути,

-----------------------------------


16. Письмо к леди Мэшем, июль 1705 (GPh, III, р. 368). А также "Рассуждения об основах жизни и о пластических свойствах" (GPh, VI, р. 544 и 553): основы жизни нематериальны, но это не "пластические свойства". Об органических окаменелостях, ср. "Протогея", гл. 18.

15

обычные механизмы состоят из деталей, однако те машинами не являются, тогда как организм бесконечно машинизирован, - это машина, и все части ее или детали - также машины, но только "преобразованные посредством различных складок, которые она приобретает" 17. Пластические силы, стало быть, суть силы машинальные в еще большей степени, нежели механические, и позволяют дать определение барочным машинам. Нам возразят, что механизмы неорганической природы уже устремлены к бесконечности, коль скоро пружина имеет состав сил, сам по себе бесконечный, или поскольку складка всегда отсылает к другим складкам. Но чтобы перейти с одного уровня на другой, всякий раз необходимы внешняя детерминация или непосредственное воздействие среды, без которых, как в наших механизмах, была бы неизбежной остановка. Живой же организм, наоборот, благодаря преформа-ции обладает внутренней силой развития, "передвигающей" его от складки к складке или бесконечно образующей машины из машин. На первый взгляд, между органикой и неорганикой наличествует различие в векторе, ибо вторая ориентирована в сторону непрерывно увеличивающихся масс, где работают статистические механизмы, а первая - в направлении масс, постепенно разделяющихся и поляризующихся, где действуют ин-дивидуирующие машины, т.е. внутренняя индивидуа-ция. Что это - предвосхищение Лейбницем многих аспектов, которые были разработаны наукой гораздо позже? 18. Разумеется, внутренняя индивидуация, по



----------------------------
17. "Новая система Природы", § 10. "Монадология", § 64: "Зубец латунной шестеренки имеет части или фрагменты, в коих для нас уже нет ничего искусственного и более нет ничего, что характеризует машину в отношении функции, для которой была предназначена шестеренка. Но машины природы, т. е. живые тела, суть, кроме прочего, машины в своих мельчайших частях, вплоть до бесконечности". Письмо к леди Мэшем, р, 374: "Пластическая сила - в машине".
18. О технологической концепции Лейбница, ее противоположности технологической концепции Декарта и ее современном характере Michel Serres, Le systeme de Leibniz, PUF, II, p. 491-510,621.

16

Лейбницу, происходит только на уровне душ: причина здесь в том, что органическая интериорность является лишь производной и обладает не более, чем оболочкой связности или сцепленности (а не присущности или неотъемлемости ("inhesion")). Это интериорность пространства, а пока еще не понятие. Это интериоризация экстериорного, инвагинация внешнего, которая не случилась бы, если бы в других местах не имелось идеальных интериорностей. И все же интериорное, посредством которого на материю воздействует принцип ин-дивидуации, придается материи органическим телом: отсюда ссылка на листья дерева, среди которых нет двух одинаковых благодаря их прожилкам и складкам.



"Сгибать-разгибать" означает уже не просто "напрягать-ослаблять", "сужать-расширять", но "обволакивать-развертывать", "скручивать-раскручивать". Организм определяется способностью свертывать собственные части бесконечно, а разгибать их - не бесконечно, но до назначенной биологическому виду степени развития. Организм также развивается из семени (преформация органов), а всякое семя - из другого, до бесконечности (вложенность зародышей друг в друга, напоминающая матрешку): первая муха содержит в себе всех последующих, и каждая, в свой черед, призвана в подходящий момент развернуть собственные органы. Когда же организм умирает, он все же не исчезает, но инволюирует, и стремительно перескакивая через этапы, свертывается во вновь уснувшем зародыше. Самое простое - сказать, что "раз4гибать" означает "увеличиваться, возрастать", а "сгибать" - "уменьшаться, сокращаться", "возвращаться в глубины некоего мира" 19. Во всяком случае, простое метрическое изменение не объясняет различия между органическим и неорганическим, машиной и пружиной, - тем более, что оно способствовало бы забвению того, что мы переходим даже не от частей к частям - более или менее крупным или

-----------------------------


19. Письмо к Арно, апрель 1687 (GPh, II, р. 99).

17

мелким - но от складки к складке. Когда деталь машины - опять же машина, то это не то же самое, что отношение малой части и целого. Когда Лейбниц приводит в качестве примера пестроту одеяний Арлекина, то нижняя одежда у него не та же самая, что и верхняя. Вот почему не столько изменение размеров, сколько метаморфоза, или "метасхематизм": всякое животное удвоено, но гетерогенным, гетероморфным образом, - подобно мотыльку, вылетающему из гусеницы. Удвоение может быть даже единым во времени процессом, в той мере, в какой яйцеклетка - не просто оболочка, но часть целого, другая часть которого находится в мужском элементе 20. Фактически, с разницей лишь в размерах повторяется именно неорганическое, поскольку материальное тело всегда проницаемо внешней средой; организм же, напротив, служит оболочкой для внутренней среды, которая необходимо содержит другие виды организмов, а те, в свою очередь, служат оболочками для внутренних сред, содержащих еще организмы: "члены живого тела наполнены другими существами, растениями, животными..." 21 Стало быть, простой и непосредственной является неорганическая складка, тогда как органическая всегда будет составной, перекрестной, опосредованной (при помощи внутренней среды) 22.



Материя складывается дважды: в первый раз - под действием эластичных сил, а во второй - под действием сил пластичных, без которых переход от первых ко вторым невозможен. Следовательно, Вселенная не является громадным живым организмом, это не Животное-в-себе: Лейбниц отвергает эту гипотезу так же, как и гипотезу о Мировом Духе, и организмы сохраняют несводимую индивидуальность, а органические "родословные" - множественность. Тем не менее, два вида

------------------------------


20. "Новые опыты", III, гл. 6, §23. Выходит, что Бонне (Palingenese philosofJhique) несправедливо упрекает своего учителя Лейбница за то, что он "застрял" на вариациях размеров.
21. "Монадология", § 67-70.
22. Cp.Serres, I, p.371.

18

сил, два типа складок (массы и организмы) строго коэкстенсивны. Живых организмов наличествует не меньше, нежели частей неорганической материи 23. Разумеется, внешняя среда организмом не является, но она - нечто вроде озера или пруда, т. е. своего рода садок для рыбы. Сравнение с озером или прудом приобретает здесь новый смысл, поскольку как пруд, так и мраморная плита отсылают теперь не к охватывающему их эластичному колебанию, что свойственно неорганическим складкам, а к образу рыб, населяющих пруд подобно складкам органическим. А в самом организме внутренние среды, которые он содержит, напоминают еще и другие садки, наполненные другими рыбами: этакое "кишение"... Неорганические складки сред проходят в промежутках между органическими. У Лейбница, как и в барокко, принципы разума кричат во весь голос: "Все не есть рыба, но рыба есть повсюду... Существует не универсальность, а вездесущность живого".



Нам скажут, что теория преформации и принцип вложения (emboitement) в том виде, как она получила свои подтверждения при использовании микроскопа, уже давно забыта. Понятия "развиваться" и "эволюционировать" получили обратный смысл, так как ныне этими словами обозначается эпигенез, т. е. возникновение организмов и органов, не являющихся ни префор-мированными, ни вложенными друг в друга, но сформированными, исходя из чего-то на них не похожего: орган объясняется не ему предшествующим, а гораздо более обобщенным и менее дифференцированным "наброском" органа 24. Развитие происходит не от малого к великому, не путем роста или увеличения, а от общего к частному, посредством дифференциации изначально сплошного поля, - будь то под воздействием

----------------------------------------


23. Письмо к Арно, сентябрь 1687 (р. 118).
24. От имени сторонников эпигенеза Дальк смог написать: "Хвостовой отросток можно получить, исходя из системы действия и противодействия,.. где ничто не является априори хвостовым". (L'oeufet son dynamisme organisateur, Albin Michel, P. 194).

19

окружающей среды, или же под влиянием внутренних сил, каковые указывают и сохраняют направление, не будучи конституирующими или же преформирую-щими. Однако же в той мере, в какой преформизм выходит за рамки простых метрических вариаций, он тяготеет к сближению с эпигенезом, притом что эпигенез тоже бывает вынужден сохранять виртуальную или потенциальную преформацию. Но суть не здесь. Дело в том, что у обеих концепций имеется общий принцип трактовки организма, как изначальной складки, "фальцовки" или сгиба (и биология никогда не откажется от этого определения живого, о чем сегодня свидетельствует основополагающая складчатость молекул белка). Преформизм есть форма, в какой эту истину воспринимали в XVII в., в связи с первыми микроскопами. Значит, неудивительно, что как в эпигенезе, так и в преформации мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами: являются ли все способы образования складок модификациями или степенями развития одного и того же Животного-в-себе, или же типы складок друг к другу несводимы, - как полагал Лейбниц с преформистской точки зрения, но как считали Кювье и Бэр с точки зрения эпигенетистской? 25 Разумеется, между



------------------------------
25. Сторонник эпигенеза Жоффруа Сент-Илер - один из величайших философов органической складки. Он считал, что поскольку разнообразные складки являются модификациями одного и того же Животного, можно переходить от одних животных к другим опять же путем складывания (единство плана сложения). Если мы сложим позвоночное "таким образом, что две части его позвоночника сблизятся, то голова его окажется у ступней, таз - у затылка, а кишки его будут расположены, как у головоногих". Это вызвало несогласие Бэра от имени того же эпигенеза и даже ярость Кювье, который постулировал существование разных осей развития, или плоскостей организации (ср. Geoffroy, Principes de philosophie zoologique). Вопреки своему монизму, Жоффруа все же мог бы назвать себя лейбницианцем с других точек зрения: он объясняет организм через материальную силу, которая не меняет природы тел, но добавляет к ним новые формы и отношения. Это сила электрических импульсов, или сила притяжения в духе Кеплера, которая способна "изгибать" эластичные жидкости и работает на весьма коротких дистанциях в "мире мелочей", или в бесконечно малом, не путем суммирования гомогенных частей, а посредством сближения частей гомоло-гичных (Notions synthetiques et historiques de philosophie naturelle).

20

этими двумя позициями сохраняется противостояние: согласно эпигенезу, органическая складка образуется, выдалбливается или нарастает на относительно неподвижной или ровной поверхности (как можно найти прообраз расщеплению, инвагинации, или системе трубок?). А вот согласно преформизму, органическая складка всегда происходит от другой складки - по крайней мере, в пределах одного и того же типа организации: всякая складка - из складки, "plica ex plica". Если можно позаимствовать здесь хайдеггерианские термины, то похоже, что складка эпигенеза есть "Einfalt" *, или различие неразличимого, а складка преформации представляет собой "Zwiefalt" **, - однако не складка из двух частей, поскольку любая складка неизбежно такова, но "сгиб-между-двумя", "промежуток" в том смысле, в каком она представляет собой различие, которое различается. Мы не уверены в правоте точки зрения, согласно которой у преформизма нет будущего.



Итак, массы и организмы, скопления и живые существа заполняют нижний этаж. Зачем же тогда нужен второй этаж - ведь чувственные или животные души, неотделимые от органических тел, уже находятся на первом? И даже кажется, будто каждая душа локализуется в собственном теле - на этот раз, как "точка" в капле, продолжающая существовать в частице этой капли, когда последняя делится или уменьшается в объеме: так, По смерти душа остается там же, где была, - в некоей части тела, какой бы крошечной та ни оказалась 26. Точ-

--------------------------------


26. Письмо к Де Боссу, март 1706 (в: Cristiane Fremont, L'etre et la relation, Vrin). А также письмо к Арно, апрель 1687 (р. 100): если насекомое разрезать на тысячу частей, то душа его останется "в некоторой все еще живой части, каковая всегда будет столь мала, сколь ей необходимо, чтобы находиться в безопасности от действия ее мучителя..."

21

ка зрения находится в теле, - пишет Лейбниц 27. Разумеется, в телах все происходит машинально, соответственно пластическим силам, каковые являются материальными, - однако этими силами объясняется все, кроме варьируемых степеней единства, к которым эти силы сводят организуемые ими массы (растение, червь, позвоночное...). Пластические силы материи воздействуют на массы, но подчиняют их реальным единствам, предполагаемым этими же силами. Они осуществляют органический синтез, но допускают существование души как единства синтеза, или как "нематериального принципа жизни". И только здесь своеобразный анимизм смыкается с органицизмом - с точки зрения чистого единства или единения и независимо от любого причинного действия 28. И все же организмы сами по себе не могли бы иметь причинного основания бесконечно складываться и продолжать существовать даже среди праха, если бы они не обладали душами - единствами, от которых неотделимы организмы и которые сами неотделимы от последних. Здесь - существенное отличие от Мальбранша: в семени наличествует не только преформация тел, но и предсуществование душ 29. В материи повсюду встречаются не только организмы, но еще и души. Следовательно, когда организму надлежит развернуть собственные части, его животная или чувственная душа раскрывается навстречу прямо-таки театру, в котором она воспринимает и ощущает согласно своему единству, независимо - и все же неотделимо - от собственного организма.



Но вся проблема вот в чем: что происходит с телами, коим предназначена участь стать человеческими - начиная от служащего им оболочкой семени Адама? Говоря юридическим языком, они еще на стадии зародыша несут в себе знаменующий их судьбу "акт, скрепленный

-----------------------------------


27. Письмо к леди Мэшем, июнь 1704 (р. 357).
28. "Принципы Природы и Благодати", § 4: "бесконечное множество степеней" в душах. А также "Новая Система Природы", §11.
29. "Монадология", § 74.

22

печатью". Когда же для них пробивает час развернуть их части, достичь свойственной человеку степени органического развития, или же образовать церебральные складки, - их животная душа становится в то же время разумной, обретая наивысшую степень единства, степень духа: "Если организованное тело получает в то же время задатки тела человеческого, а его душа возвышается до разумной степени, то я не могу здесь судить, происходит ли это как действие обыкновенное, или же как сверхъестественное и божественное" 30. Как бы там ни было, это становление представляет собой возвышение и облагораживание: это смена театра, царства, сценической площадки или этажа. Театр материи уступает место театру духов или Бога. В эпоху барокко душа поддерживает с телом сложные отношения: всегда неотделимая от тела, она находит в нем отупляющую ее и запутывающую ее в лабиринте материи животность, но также органическую, или рассудочную, человечность (как ступень развития), которая позволяет ей возвыситься и поднимает ее над всеми остальными складками. Так и происходит, если даже после смерти разумная душа "опускается", а на Страшном Суде - подобно игрушке судьбы или батискафу * - возвышается вновь. По словам Лейбница, между погружением в глубины и возвышением или восхождением, кое-где проницающими организованные массы, наличествует напряжение. Это напоминает переход от надгробных фигур в базилике святого Лаврентия к плафонным изображениям в церкви святого Игнатия. Нам возразят, что физическая сила тяжести и религиозное вознесение - совершенно различные явления и не принадлежат к одному и тому же миру. И все же это два вектора, распределяющие и различающие между собой на этом основании два этажа одного и того же мира, одного и того же дома. Дело здесь в том, что сколь бы неотделимыми ни были душа и тело, они от этого не становятся менее различными в действительности (мы это уже видели относительно



------------------------------
30. "Дело Господне, отстаиваемое его справедливостью", § 81-85. А также "Теодицея", § 91, 397.

22

частей материи). Коль скоро это так, локализация души в какой-либо части тела, сколь бы малой та ни была, есть скорее проекция сверху вниз, проекция души в "точку" тела, сообразно геометрии Дезарга и барочной перспективе. Словом, первым основанием для существования высшего этажа является следующее: души находятся и на низшем этаже, но некоторые из них призваны стать разумными, а, стало быть, сменить этаж.



Но останавливаться еще рано. Обратимое суждение, вытекающее из упомянутого принципа Лейбница, верно не только для разумных душ, но даже для душ животных или чувственных: если две реально различающиеся вещи могут быть неотделимыми, то две неотделимые вещи могут быть реально различающимися, относиться к двум этажам, а локализация одной в другой может быть лишь точечной проекцией ("я не думаю, что следует полагать, будто души существуют в точках; вероятно, можно сказать... что они пребывают в некоем месте через соответствие"). Животные души, как единства определенной степени, уже находятся на втором этаже, ибо все происходит машинально, в самом животном и на нижнем этаже. Пластические или машинные силы являются частью "сил деривативных", которые определяются отношением к организуемой ими материи. Души же, напротив, представляют собой "изначальные силы", или нематериальные начала жизни, определяемые не иначе, как изнутри, из себя и "по аналогии с духом". Останавливаться рано - тем более, что эти животные души с их уменьшенными организмами содержатся в неорганической материи повсюду. Следовательно, неорганическая материя, в свою очередь, тоже имеет в виду души, чье местоположение - в иных, более возвышенных местах; они на нее только проецируются. Несомненно, сколь бы малым тело ни было, оно может следовать по кривой лишь под влиянием деривативных сил второго рода, сил, сжимающих или эластичных, каковые определяют форму кривой благодаря механическому воздействию тел внешнего окружения: само по себе тело следовало бы прямо по касательной. Но здесь механические законы, или внешний детерминизм

24

(толчок), опять же объясняют все, кроме единства реального движения, каким бы изменчивым и неравномерным это движение ни было. За единство движения всегда отвечает душа, а то и сознание - это вновь открыл Бергсон. Подобно тому, как вся совокупная материя имеет в виду некую уже не детерминируемую извне кривизну - так и кривая, по которой какое угодно тело следует под воздействием внешней среды, отсылает к некоему "вышерасположенному", внутреннему и инди-видуирующему единству, находящемуся на втором этаже, и содержащему в себе "закон искривленности", закон образования складок или изменений направления 31. Одно и то же движение по отношению к деривативным силам всегда определяется извне, через внешние импульсы, а по отношению к силам изначальным - как упорядоченное изнутри. С первой точки зрения искривленность вторична и является производной от прямой; однако, со второй искривленность первична. Выходит, что механизм пружины то объясняется механическим путем, через воздействие и проникновение тонкой окружающей среды, - то понимается изнутри, как интериорный телу, как "причина движения, уже пребывающая в теле" и ожидающая от внешней среды только устранения препятствий 32.



Итак, необходимость второго этажа подтверждается повсюду, собственно говоря, метафизически. Все та же душа и образует второй этаж, или интериорность верха, - ведь там у нее уже нет окна для восприятия внешних влияний. Даже в физике мы переходим от внешних материальных складок к внутренним сгибам, - спонтанным и одушевленным. Их-то теперь - как их природу,

------------------------------


31. "Разъяснение трудностей, обнаруженных г-ном Бейлем в новой системе* (GPh, IV, р. 544, 558). Геру показал, как внешний детерминизм и внутренняя спонтанность превосходно уживаются между собой - уже в отношении физических тел: р. 203-207 и р. 163 ("теперь эластичность рассматривается, как выражение первичной спонтанности, изначальной активной силы").
32. "Новая система Природы", § 18; "Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции."

25

так и способы их разгибания - и следует рассмотреть. Все выглядит так, словно складки материи не имеют оснований в самих себе. Объясняется ли это тем, что Большая Складка всегда расположена между двумя малыми, и что этот "промежуток-между-складками", на первый взгляд, присутствует при всех переходах: между неорганическими телами и организмами, между организмами и животными душами, между душами животными и разумными, между душами и телами вообще?



26




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет