Гнутово – вишневое село ( к 150-летию села Гнутово 1856 – 2006 гг.)



жүктеу 0.87 Mb.
бет1/6
Дата28.04.2019
өлшемі0.87 Mb.
түріКнига
  1   2   3   4   5   6


Г.И. Рашевская, Г.А. Иваненко

Гнутово –

вишневое село
( к 150-летию села Гнутово 1856 – 2006 гг.)

ББК 63.3 (4УКР-4ДОН)


Рашевская Г.И, Иваненко Г.А.

Р-28 ГНУТОВО – вишневое село

( к 150-летию с. Гнутово 1856 – 2006 гг.)

изд. «Азовье», Мариуполь, 2009 год


Ответственный за выпуск: Грандель Г.В.

В книге представлена краткая история заселения и развития села Гнутово. Она коснется основных событий, происшедших в жизни поколений людей, населявших этот край.

Книга предназначена для широкой аудитории читателей, для тех, кто любит Отчизну и интересуется его историей.

В книзі представлена коротка історія заселення та розвитку селу Гнутове. Вона торкнеться головних подій, які відбулися в житті поколінь людей, які населяли цей край.

Книга призначена для широкої аудиторії читачів, які люблять Батьківщину і цікавляться її історією.

Рашевская Г.И., 2008

Иваненко Г.А., 2008

От автора


Раскинулось на берегу реки Кальмиус небольшое село, всего в 360 дворов. Его по праву можно было назвать вишневым, так как все утопает в вишневых садах. Но имя ему – Гнутово. Почему оно так называется? Кто первые поселенцы этого села? Кто мы и откуда? Если Вас волнуют эти вопросы, ответы на них вы найдете, раскрыв и прочитав эту книгу. Вам интересно? Тогда – в добрый путь!

Введение
Село Гнутово – одно из сел, относящихся к Талаковскому поселковому совету Ильичевского района города Мариуполя. На его территории расположено третье отделение агроцеха № 1 комбината имени Ильича.

Упущено время, многие события уже невозможно установить, однако собранный материал помог установить историю развития села. При написании истории села Гнутово использованы книга Г.И.Рашевской «Прожито двести непростых лет», В.М.Зиновьевой «Чтобы жизнь продолжалась», Справка о совхозе «Огородный» директора совхоза Г.И.Тишевского, доклад В.П.Тюлина на слете 30-й Кавалерийской Новобугской Ордена Ленина, Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии «В боях за Донбасс». Воспоминания освободителей села Гнутово санинструктора Цуцыевой Евдокии Игнатьевны и Сухорукова Василия Семеновича, материалы книги Ю.Н.Некрасовского «Огненное столетие».

Авторы благодарят жителей с. Гнутово: Антонину Яковлевну Якину, Лидию Яковлевну Ковтун, Ивана Кирсановича и Петра Кирсановича Якиных, Валентину Филипповну Зорю, Марию Григорьевну Иващенко, Феодосию Алексеевну Рассоху, Марию Степановну Костюк, Галину Степановну Минчеогло, Анатолия Ивановича Скударь, Александра Евстафьевича Скляренко, Анну Степановну Степаненко, Михаила Васильевича Хлебникова за предоставленные фотографии и воспоминания. За предоставленные материалы о современном дне села Гнутово благодарим секретаря поселкового Совета Николая Ивановича начальника агроцеха № 1 Владимира Петровича Мартыненко, председателя профсоюзного комитета агроцеха № 1 Антонину Владимировну Таранущенко. За компьютерный набор книги благодарим работника поссовета Лидию Яковлевну Ковтун.


Оглавление


От авторов
Введение
Село Гнутово, история его заселения
Этнография жителей села Гнутово: быт, обычаи, традиции
Октябрьская революция и гражданская война (1918 – 1921 гг.)
Коллективизация
Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)
Защитники Отечества
Восстановительный период
70 – 80 годы
Перестройка
Реорганизация совхоза «Огородный» в агроцех № 1 комбината

Мариупольского металлургического комбината имени Ильича


Вишневое село
Песня о Гнутово

Я так люблю своє село,

Село у барвах світанкових.

Коли цвітуть сади рясні

Над розмаїттям трав шовкових

Б.Слющінський


Село Гнутово

История его заселения.

«… хутор Гнутово на реке Кальмиус, об этом поселении известно только то, что в 1886 году уже был…»

Сборник областного войска Донского

статистического комитета, выпуск 5, Ростовский архив.


Из истории известно, что в далеком прошлом, в седой древности, на берегах реки Кальмиус селились люди.

Мягкий теплый климат, море и река, богатые рыбой, щедрые степи с населявшими их дикими животными привлекали людей в эти места. Люди жили здесь 20 тысяч лет назад.

На берегах рек Кальмиус и Кальчик, а тогда они назывались одним именем «Калы», жили первобытные люди. Сменялись тысячелетия, одни народы уходили, другие приходили. Жили на этой земле киммерийцы, скифы, сарматы, меоты, гунны, авары, болгары, хазары, печенеги, анты, половцы, татаро-монголы, славяне.

На протяжении почти двух столетий на территории Приазовья передвигались разные племена. В 1220 году эти земли населяли половцы. В 1223 году край подвергся опустошительному нашествию татаро-монгольских орд. Киевское княжество всячески сопротивлялось татаро-монголам, примером тому битва на реке Калке в 1223 году.

Половцы предали русичей. Битва была проиграна, территория Приазовья отошла к крымскому ханству и называлась Малая Татария. Степи Приазовья настолько опустели, что русские люди называли их Диким полем. Долгое время в донецких степях не было постоянного населения.

Позже, в конце XVI века эти места стали заселяться беглыми людьми, которые убегали от помещиков, спасаясь от феодального гнета.

Так со временем образовалось Запорожское и Донское казачество.

Поскольку Екатеринославщина и Донщина были разделены рекой Кальмиус, то на левом берегу Кальмиуса селились донские казаки.

На месте нынешней Талаковки был хутор казака Кирилла Селиверстова (1796 год). В 1810 году на этих землях поселился есаул Стефан Ханжонков. А село Гнутово основал в 1856 году герой Крымской войны 1853-1855 годов сотник Гнутов, получивший в награду от Государя за особые заслуги перед Отечеством 500 десятин земли на берегу реки Кальмиус, выше земель Стефана Ханжонкова.

Первыми его поселенцами в те далекие 50-60-е годы Х1Х века, крепостными помещика Гнутова были семьи Якиных, Ланиных, Ганюшкиных, Никитиных – выходцы из Тамбовской губернии.

Из справки старожила с. Гнутово Кирсана Петровича Якина:

«Хутор Гнутово назван по фамилии помещика Гнутова, который после ликвидации крепостного права в 1861 году выехал в г. Новочеркасск, продав часть своей земли бывшим крепостным, часть земли отдал в аренду тем же крестьянам. Проценты с урожая крестьяне отвозили дочери помещика Гнутова в станицу Новониколаевскую.

В советское время в СССР не принято было среди простого народа знать свое генеалогическое древо, тем более составлять и хранить свою родословную. Все это политические нюансы, о них мы говорить не будем.

Но благодаря тому, что Яков Петрович Якин, предок одного из первых поселенцев Зиновия Якина, составил и сохранил свое генеалогическое древо до восьмого колена, стало возможным установление времени заселения хутора Гнутово. Давно нет в живых этого умного, доброго, интересующегося историей не только своего рода, но и страны человека, принимавшего непосредственное участие в этих исторических событиях, но его записи сослужили добрую службу по воссозданию истории заселения села. Приводим на стр.___ таблицу генеалогического древа рода Якина Зеновия, первопоселенца хутора Гнутово.

Из административных учреждений в хуторе Гнутово находилась полиция, которая подчинялась Талаковской управе.

Хутор Гнутово относился к Павлопольской волости, а с 1912 года – к Талаковской.

История.


  1. Общий вид села Гнутово.




  1. Центральная улица имени Кирова, которая соединяет Гнутово с Талаковкой



  1. Один из первопоселившихся родов села Гнутово, сохранивших свое родословное древо до 8-го колена.

Петр Дмитриевич Якин – правнук первопоселенца Зиновея Якина (4 поколение) с женой Варварой Пантелеевной.


Якин Иван Кирсанович – внук Петра (6 поколение), работал на комбинате имени Ильича шофером, затем в агроцехе № 1 комбината
Якин Иван Владимирович – внук Ивана (8 поколение). Окончил Приазовский государственный технический университет. Работает на комбинате имени Ильича, сталевар – технолог. 2006 год
Яков Петрович Якин – праправнук первопоселенца Зиновия Якина.
Кирсан Петрович Якин – праправнук Зиновия.

Якин Андрей Яковлевич, сын Якина Якова Петровича.

Этнография жителей села Гнутово: быт, обычаи, традиции.
Как мы уже отмечали, основателем хутора Гнутово был сотник Гнутов из донских казаков, первопоселенцами являются Якины, Ланины, Ганюшкины, Никитины – выходцы из Тамбовской губернии, крепостные помещика Гнутова. Эти люди обладали большим природным умом и смекалкой, но были совершенно безграмотными.

Хлеб им доставался в упорном, тяжелом труде. Помещик выделил им участки для строительства жилья. Строили хаты – землянки. Почему они так назывались?

Строили хаты из самана (кирпича, изготовленного вручную из глины и соломы), полы земляные (утрамбовывали землю и смазывали глиной с песком и коровьим навозом). Крышу укрывали соломой или камышом.

В середине XIX века на Дон, в Приазовье, бежали крепостные из Полтавской, Черниговской, Тамбовской, Нижегородской и других губерний.

Прийдя на новое место, люди старались приноровиться к местному быту, но все-таки сохраняли характерные черты, присущие той местности, из которой вышли.

Хаты ставили четырехстенные, иногда – пятистенные, то есть состоящие из двух комнат. Дворы неогороженные, а если и огороженные, то стенами из ракушечника, жердями или плетнями. Под зерно строили амбарчики, для скота ставили сараи.

В передней комнате в углу иконы в рушниках, кровать, сундук и лавки у стен. Лавки покрывались домотканым рядном, а кровать – вышитым или вязаным покрывалом, под ним - вышитый подзорник. Наволочки на подушках также были вышитыми.

В прихожей размещалась печь или плита, под стеной лавка, в углу кадка с водой, на стене – мисник (полочка для посуды) и кухонный стол.

Праздничная одежда женщины: белая кофта, темная юбка, фартук, голова покрыта белой косынкой или платком. Повседневная одежда такая же, только темная. Обувь – черевички, рабочая обувь – постолы. Зимой одевали фуфайку, плюшку (фуфайку, покрытую плюшем), на голову шаль, обувь – валенки, бурки с галошами.

Одежда мужчин: брюки темные, хлопчатобумажные, в праздник – шерстяные, рубаха темная, в праздник – белая или просто светлая, пиджак, головной убор – фуражка. Зимой одевались в фуфайку, шапку – ушанку. Из обуви – сапоги кирзовые, а в праздник – яловые.

Крестьяне занимались сельским хозяйством: сеяли пшеницу, рожь, ячмень, лен, коноплю. Лен и коноплю трепали, пряли нити, из которых потом ткали полотно для пошива одежды, постельного белья.

Разводили скот: коров, коз, овец, свиней; птицу (кур, уток, гусей, индюков).

Основной пищей крестьян были борщ и каша. Мясо ели только зимой. Когда наступали морозы, к рождественским праздникам кололи кабанчика или резали овцу. Из шерсти овец пряли пряжу и вязали кофты, шали, носки. Из овечьих шкур шили тулупы, из шкур коров и свиней – обувь (постолы, сапоги, черевички).

Из молока квасили арьян (ряженку) или простоквашу, пили молоко. Из напитков употребляли квас хлебный, свекольный, компоты из фруктов. Сады были на каждом подворье, особенно много было в них вишен, яблонь, шелковицы, терна. Фрукты сушили, а зимой, распарив, пекли пироги.

На праздничном столе обязательным блюдом был холодец, густой фруктовый кисель, из напитков – самогон, брага.

На нынешней Виноградной улице, на месте магазина, и на улице Мичурина до 60 – 70 годов размещались три дома, принадлежавших немецким колонистам. На улице Виноградной дом принадлежал немке по фамилии Штыль. У нее было большое хозяйство, много коров и птицы.

Якин Яков и Никитин Евдоким летом пасли ее коров, Яков был подпаском. Зимой ухаживали за скотиной.

Хозяйка даже не знала количества имеющейся птицы. Долго живя среди другого народа, она и ее дети обрусели и, поэтому, видимо, была утрачена немецкая точность и педантичность.

Когда началась Великая Отечественная война, немецкие семьи были выселены из села, дальнейшая их судьба неизвестна.

Немецкие дома были построены из кирпича. После выселения немцев, в одном из домов по улице Виноградной разместили клуб и столовую, в другом выделили квартиры для рабочих, приезжавших в село жить и работать. В доме по улице Мичурина в одной половине открыли детский сад, другую также приспособили под квартиры рабочих совхоза «Огородный».

В 1861 году, после отмены крепостного права, Гнутов часть земель продал своим бывшим крепостным, часть отдал в аренду. Арендаторы часть урожая, причитавшуюся хозяину, отвозили дочери помещика Гнутова в станицу Новониколаевскую. Из воспоминаний Якова Петровича Якина:

«… мой дед Дмитрий и его братья Гавриил и Игнат нанимались к барыне (дочери пана Гнутова) возить зерно и завозили по одному возу себе. Кто-то донес барыне и та пожаловалась своему отцу. Но тот, вместо того, чтобы наказать крестьян, ответил дочери: «Да хватит и тебе.» Этот инцидент говорит о том, что сам Гнутов был человеком добрым и не жадным.

Следует отметить, что усадьба помещика Гнутова располагалась на нынешнем переулке Восточном, на месте дома № 5. И сейчас еще при вспашке выпахиваются камни из фундамента дома, их еще много в земле.

Школы в хуторе Гнутово не было. Кто хотел научить детей грамоте, нанимал учителя, то есть того человека, который мало-мальски умел читать и писать. В 1912 году в селе Талаковка построили церковь и школу, волость стала Талаковской. Была открыта 3-х классная церковно – приходская школа. Многие гнутовцы ходили в эту школу, в том числе и Якин Яков Петрович.

Ковтун Лидия Яковлевна вспоминает: «Отец окончил всего лишь три класса церковно – приходской школы. Но какие хорошие знания давали всего лишь за три года. Отец отлично знал математику, помогал мне и брату решать задачи за 7-й класс. Писал каллиграфически и грамотно, без ошибок. Знание грамоты позволило ему обучаться плотницкому делу в селе Талаковка у Геруса. Учеником он был старательным, работящим. Закончив учебу, он стал принимать заказы на выполнение столярных работ. За неделю за выполненную работу он зарабатывал столько, что семья могла позволить себе купить корову. С таким помощником семье стало легче жить. Приобрели коров, лошадей, сельхозинвентарь и землю. Но это длилось недолго. В 1914 году началась первая мировая война. Отцу к тому времени исполнилось 21 год и его призвали в действующую царскую армию, направили на русско – турецкий фронт. Вместе с ним воевал его сверстник и земляк Ланин Петр Гаврилович. Отец рассказывал, что с Ланиным они были связистами. В дневных сражениях связь часто повреждалась и им приходилось ночью, ползком по горам искать обрывы и соединять телефонные провода. За ночь протирали одежду так, что были видны ободранные до крови колени и локти. Ночи в горах холодные, очень мерзли, но днем сражались геройски, гнали турецкие войска в глубь их страны. Были они в городе Эрзруме, в турецких селениях. Нищета там была страшнее отечественной, на каждом шагу встречались нищие. С русско – турецкой войны отец вернулся здоровым и невредимым, его ждали родители, братья и сестры. Семья была дружная, работящая, отец в семье был старшим сыном».

Настало мирное время, послевоенное, голодное. Но жизнь постепенно входила в свое русло, налаживалась. Крестьяне засевали землю, ловили в р.Кальмиус рыбу, варили уху. А рыбы в то время в реке было полно: караси, щуки, голавли, судаки. Занимаясь земледелием, крестьяне выращивали пшеницу, рожь. Жали серпами, косами, вязали в снопы и на току (гумне) молотили катками или цепью. Сами изготавливали вилы и грабли из дерева, чтобы подгребать колосья, солому.

Жителям села Гнутово присущ свой диалект в устной речи. Назовем лишь несколько разговорных слов территориального диалекта, употребляемых жителями села:

чувал – холщовый мешок

сырно – низкий, круглый обеденный столик

чоп – судачок

сула – судак

В селе Гнутово живут люди, прибывшие из России, из Полтавской и Черниговской областей Украины. Потому и речь у них необычна, в ней перемешаны и русские и украинские слова. Сами люди называют себя «перевертнями». В селе поют и русские, и украинские песни, сами слагают их на том языке, на котором говорят.

Очень популярны в селе песни: «Ой вийду я на ту гору», «Ой хмелю ж мій, хмелю», «В кінці греблі шумлять верби», «Розпрягайте, хлопці, коней», «Чом ти не прийшов», «Маруся»; колыбельные: «Ой, люлі, люлі», «Пішла киця по водицю».

Вот одна из самих популярних песен:


На городі верба рясна…
На городі верба рясна…

Там стояла дівка красна.

Вона красна ще й вродлива,

Її доля нещаслива.

Її доля нещаслива –

Нема того, що любила.

Нема того та й не буде –

Розраяли вражі люди.

Розраяли, розсудили,

Щоб ми в парі не ходили.

А ми в парі ходить будем,

І друг дружку любить будем!


В основе обычаев и нравов жителей села Гнутово лежит уклад общественной жизни, быт, историческое прошлое. Обычаи и нравы жителей сел Приазовья мало чем отличаются по обрядности и времени проведения. Взять хотя бы русских, украинцев, греков. Много в их обычаях общего. В основе сходства лежит исповедование этими народами православия, христианского вероучения. Сыграло свое значение и многовековое общение, дружба и соседство. Обычаи со временем становились общепризнанными правилами поведения для всех жителей населенных пунктов.

Из всех известных обычаев, присущих жителям хутора Гнутово особенно почитаемыми были и есть свадебные обычаи.

В осенний период, после религиозного праздника Покрова, в хуторе, как и в других населенных пунктах, проводились свадьбы. В проведении свадеб в разных селах есть много общего, но есть и что-то свое, родное.

Раньше родители могли сосватать дочь за богатого жениха, не спрашивая на то ее согласия.

Было и такое. Что не отдавали за бедного, хотя молодые любили друг друга. Поэтому случалось, что жених похищал невесту. Старожилы села назвали несколько случаев похищения невест.

Однако такая форма вступления в брак была редким явлением. Особая роль в этих обрядах принадлежала церкви.

Подготовка к свадьбе обычно начинается с засылки сватов к невесте и ее родителям.

В числе сватов обычно бывает жених, родители, крестный отец и мать жениха, иногда другие близкие родственники или друзья.

Родители невесты заранее предупреждаются о сватовстве. Они готовятся к встрече сватов.

Войдя в хату сваты обмениваются приветствиями, а затем начинается шуточный веселый разговор сватанья. У нас есть охотник, у вас где-то спряталась куница – красна девица. Пусть жених ее поищет. Невесте положено спрятаться. Когда жених находит невесту и она дает согласие выйти за него замуж, то невеста перевязывает платком его руку, а сватов перевязывает рушниками. Сваты обмениваются хлебом-солью и начинается застолье. Здесь же обсуждаются вопросы когда и где проводить свадьбу, сколько гостей пригласить.

Известны случаи и неудавшегося сватовства. Казалось, между женихом и невестой полное согласие, а на сватовстве она вдруг подносит жениху гарбуз (тыкву).

В давние времена венчание в церкви было обязательным атрибутом. Венчание имеет немаловажное значение и сейчас. Побуждает вступающих в супружеские отношения со всей ответственностью отнестись к созданию семьи. Перед отъездом в церковь, отец благословлял жениха иконой, говорил ему напутственные слова. Этот же обряд повторялся и у невесты. Регистрация брака осуществлялась путем записи в регистрационной книге.

В настоящее время регистрация брака проводится в торжественной обстановке в присутствии родственников и знакомых жениха и невесты в здании поселкового совета, а в городах – во дворцах бракосочетания. После росписи едут к родителям жениха. У ворот хаты мать жениха осыпает молодых зерном, хмелем, орехами и деньгами (монетами), чтобы были светлыми, богатыми и хмельными от счастья и любви. Рядом с женихом и невестой находятся дружок и дружка.

Начинается большой званый обед. Здесь же происходит дарение жениху и невесте со стороны родителей жениха, невесты, крестных родителей. Веселье продолжается до утра. На свадьбе поют песни, которые исполняются из поколения в поколение в селе Гнутово:


Ой, мамінько моя,

Тепер я не твоя,

Тепер того пана,

З ким хрест цілувала.

Брязнули ложки, тарілки,

Дайте по чарці горілки.

Хто п'є – тому наливайте,

Хто не п'є – тому не давайте.

Я у тебе, мамінько, зростала,

Я ж тобі, рідная, докучала.

А теперечки не буду,

Все своє дівування забуду.

Ой, скупії гнутівці, скупії,

Поробили вулиці вузькії,

Та не проїхати, не пройти,

За собою свашечок провести.

А ми проїдемо й пройдемо,

За собою Оленку проведемо.


Продолжается свадьба обычно два – три дня. На второй или третий день захмелевшие гости собирают кур (на курей). В сельской местности этот обычай такой же древний, как и сама свадьба. Его участники наряжаются в необычные наряды: цыгане, дикари, мужчину очень высокого роста одевают невестой, маленькую женщину – женихом. Ходят с шутками по гостям, ловят кур, цыгане ворожат (гадают), катают свата со свахой на тачке, купают их, а за все это удовольствие требуют выкуп. Это самый веселый свадебный день.

Много увеселительных мероприятий припадает на январские праздники.

Большим праздником всех христиан мира является Рождество Христово.

Под религиозный праздник молодежь, собравшись группами, колядует, ходят под окнами и распевают песни – колядки. Рождеству предшествует сорокадневный пост. По традиции пост заканчивается с первой вечерней звездой. Сами святки длятся до сочельника Крещения Господня. Крестьяне участвуют в торжественных богослужениях, они молитвами просят прощения у Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, надеясь, что будут услышаны. Накануне Рождества, вечером, дети носят крестными кутью, а те одаривают их подарками.

Рождество, как и Большое светлое Воскресенье (Пасха), праздновались и празднуются три дня. После Рождества празднуется праздник Василия Святого или Новый год по старому стилю. Под Новый год (13 января) женщины и девчата ходят, поют Маланку:

Маланка ходила,

Василька просила:

Василько, мій батько,

Пусти мене в хату.

Я жито не жала,

Золотий хрест держала.

Золоту кадильницю.

Кадітеся люди,

До вас Господь буде

И жито, і пшениця, і всяка пашниці.

Будьте здорові! Зі святом! З новим роком!


Во все времена проводились святочные гадания, которые совершались вечером.

Чтобы узнать имя мужа, девушки под окном прислушивались, чье имя назовут, так и суженого будет звать. Бросали через голову башмак, куда носком ляжет, в ту сторону девка замуж пойдет. Ложили под подушку закрытый замок и ключ, кто во сне откроет замок, тот и замуж возьмет.

Девушки вносили в дом петуха и ставили перед ним зеркало, воду и пшеницу. Воды петух напьется – муж пьяницей будет, в зеркало посмотрит – гулена, вертихвост, зерно станет клевать – хозяином хорошим будет.

Так девушки хотели заглянуть в свое будущее.

Жители хутора всерьез принимали старые народные поверья, суеверные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Верили в водяных, ведьм, привидения, оборотней. Не только дети, но и взрослые боялись в одиночку ходить ночью. Каждое утро в хуторе новости. Одним ведьма коров подоила, у других колесом по дворах прокатилась, то в кошку превратилась.

Из воспоминаний Якова Петровича Якина: «Был у меня друг Гриша. Он уговорил мена выпросить у отца лошадей с повозкой и поехать в Краснову (Павлополь) к девчатам. Отец разрешил, и мы поехали. Только стали выезжать за село, откуда-то взялась маленькая темно – коричневая собачонка и кинулась под копыта лошадям. Лошади резко остановились, стали как вкопанные, потом поднялись на дыбы, рвали удила. Нас взяла оторопь, собака не давала лошадям идти вперед и мы возвратились домой. Так повторялось несколько раз, как только мы собирались ехать в Краснову. Нам это порядком надоело, и мы решили поехать, чтобы ни случилось.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет