Идеология это объединяющий флаг нации, общества, государства



жүктеу 131.17 Kb.
Дата09.04.2019
өлшемі131.17 Kb.
түріЛитература

Оглавление


Введение. 2

1. ИДЕОЛОГИИ И ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 3

2. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 3

3. СФЕРЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ 6

4. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ УЗБЕКИСТАНА И НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

ЛИТЕРАТУРА 10




Введение.


Как видно из мирового опыта, на развитие че­ловечества оказывали огромное влияние теории и учения, созданные на разных этапах истории выдающимися личностями, обладателями гени­ального ума и таланта. При этом они сами не­редко терпели неимоверные страдания, подвер­гались гонениям. Убедительным подтверждени­ем тому является жизнь и деятельность величай­ших мыслителей, таких как Сократ и Платон, Конфуций и Нажмиддин Кубро, Алишер Навои, Махатма Ганди и др.

Идеология является выражением целей и уст­ремлений, потребностей и интересов наций, на­родов, общественных групп, различных слоев общества в целом, а также охватывает принци­пы и методы их осуществления. Она придает смысл жизни личности, обогащает содержание нашего бытия, мобилизует на достижение высо­ких гуманистических целей.

Не всякое мнение, понятие или точка зрения могут стать национальной идеей. Личное мне­ние — это своеобразный взгляд конкретного че­ловека на те или иные явления, а общественная мысль выражает синтезированное отношение к истории и действительности. Наконец, через идеи данное отношение превращается в факт практи­ческого действия и даже в этап истории.

В сознании людей возникают самые разнооб­разные идеи, но только те из них, которые име­ют высокую общественную значимость, отража­ют устремления общества к прогрессу, в итоге становятся достоянием народа и человечества в целом.

История свидетельствует о том, что созида­тельные и разрушительные идеи — две силы, ко­торые постоянно противоборствуют на мировой арене. Созидательные, благородные идеи возвы­шают человека, окрыляют его дух. Именно та­кими идеями руководствовался великий Амир Темур в своей деятельности по созданию цент­рализованного государства, благоустройству от­чего края.

Антигуманные же идеи приносят народам беды и страдания. Этому можно привести множество примеров из далекой и новейшей истории. Та­кого рода идеи служили основой для крестовых походов, для разжигания религиозного фанатиз­ма, фашизма и большевизма.

На Востоке различные притеснения терпели такие великие теологи и ученые, как Имам Бухо-ри, Ибн Сино и др. Религиозными фанатиками были казнены за свободомыслие Мансур Халлож, Насими, Боборахим Машраб и др.

1. ИДЕОЛОГИИ И ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


Пока в мире существует стремление к прогрес­су и созиданию, в обществе будут рождаться пе­редовые идеи. Появлению же разрушительных и подстрекательских идей способствуют антигуман­ные, алчные устремления, реакционные корыстные цели. Следовательно, необходимость быть готовым к борьбе с ними, быть всегда бдитель­ным — становится важным требованием вре­мени.

Человечество на раз­личных этапах развития ставило различные цели и решало их разнообразными средствами, не в последнюю очередь идеологическими. Нацио­нальная идеология приобретает важное значение в жизни миллионов людей, представляющих раз­ные нации и народности, становится мощным фактором формирования общественного созна­ния. Отсутствие прогрессивной идеи и идеоло­гии лишает человека, общество, государство стра­тегической цели на пути прогресса.

Любая идеология должна выполнять следую­щие основные функции:

— убеждать в достоверности определенной идеи;

— быть программой действия;

— организовывать и мобилизовывать людей на ее реализацию;

— идейно воспитывать;

— вырабатывать идеологический иммунитет;

— быть духовно-нравственным критерием. Только в случае реализации этих функций, идеология содействует достижению практичес­ких результатов

2. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


В настоящее время наблюдается стремление определенных сил подчинить народы в духовно-идеологическом отношении, в конце концов, сделать их зависимыми. Это самый удобный и действенный прием в деле оказания своего вли­яния на большие регионы, особенно на богатые природными ресурсами. Логика в этом случае проста: там, где проблему подчиненности нельзя решить силой современного оружия и экономи­ческого давления, можно использовать идеоло­гические средства.

Сегодня имеют место идеологии, пытающие­ся обосновать свою экспансию исходя из следу­ющих принципов:

— великодержавный гегемонизм;

— религиозная принадлежность;

— этноцентризм;

— социально-экономический и политический монополизм.

Только сильная и прогрессивная национальная идеология может обезопасить общество от по­добных нежелательных притязаний.

Идеология необходима каждому обществу. Без идеологии человек, общество, государство потеряют ори­ентиры на своем пути. И если где-то возникает идеоло­гический вакуум, то там, естественно, будет править дру­гая идеология.

Сейчас, когда завершился век, на который пришлось много испытаний, бедствий, трагедий, войн, реп­рессий, в период, когда человечество перешагнуло порог но­вого тысячелетия, борьба старых и новых идеологий как никогда набирает стремительный темп. Разнообразные, иногда совершенно противоречивые мировоззрения, спо­ры между политическими, национальными, религиозны­ми течениями, сектами порой выходят за рамки дискуссий и становятся причиной кровавых столкновений, массовых убийств, приносят много бедствий людям.

Хотя сейчас в мире уже нет двух противоположных политических полюсов, но тем не менее не прекращается борьба идеологий, отражающих различные цели и инте­ресы. Надо открыто признать, что основная цель этой борьбы — завоевание сердец людей, прежде всего моло­дежи, оказание влияния на сознание нации или народа определенной страны или региона, подчинение его сво­ей идеологии, подавление его в духовном отношении. А отсутствие собственного мнения, подчинение чужой воле или идее гораздо страшнее, чем любая экономическая или политическая зависимость.

Из нашей древней истории известно, что любые зах­ватчики и силы, стремившиеся к господству в нашей стра­не, для достижения своих намерений пытались прежде всего уничтожить и подавить нашу национальную куль­туру и традиции, достичь духовного подчинения. Мы не вправе забывать это.

Сегодня человек живет, ощущая постоянное влияние, распространяющееся из близких и дальних идеологичес­ких источников различного толка, которые служат лишь интересам определенных государств и политических сил. В конце XX века, который назвали веком информации и электроники, невозможно было быть вне этих влияний. В на­стоящее время идеологические полигоны обладают боль­шей силой, чем ядерные. Самое главное, что призывает человека к бдительности, заключается в том, что воен­ное, экономическое, политическое давление ощущается сразу, а распознать идеологическое давление, его послед­ствия очень трудно.

Так же, как не может быть вакуума — пустоты в при­роде и в жизни, нельзя допустить возникновения пустот в сфере идеологии. Особенно в настоящее время, когда во всех областях человеческой деятельности, в том числе и информационной, происходит процесс глобализации, стремительное проникновение любой информации, не признающей практически никаких границ.

Если сопоставить образ жизни и степень развития мышления в начале прошлого века и в наше время, нетрудно уви­деть, насколько велика разница между ними. В ту пору, когда технический прогресс еще не достиг нынешнего уровня, и сам мир, и отношения между людьми, и духов­но-идеологические понятия соответственно были проще и яснее.

А в настоящее время? Компьютер, факс, "сотовый" телефон, параболическая антенна, электронная почта сравнительно недавно вош­ли в нашу жизнь, но сегодня ими вряд ли можно удивить школьника или какого-либо аксакала даже в самом отда­ленном кишлаке. Возможно, они сначала и будут удивле­ны этой техникой, но затем очень быстро освоят ее так, будто знали и работали с ней всю жизнь.

И поэтому сейчас, когда в каком-то из уголков плане­ты случается какое-либо событие, то о нем моментально узнает весь мир. И плохие, и хорошие новости из распо­ложенных далеко от нас регионов и территорий, хотим мы того или нет, сразу же проникают в нашу жизнь и влияют на нее независимо от нашего желания. Процессы распространения современной информации настолько стремительны, что уже нельзя, как прежде, относиться к ним безразлично, уповая на то, что это случилось не у нас и к нам не имеет никакого отношения.

Все эти объективно существующие факторы, несом­ненно, еще более усиливают значение и духовности, и национальной идеологии. Потому что не секрет: через посредство какой-нибудь, кажущейся безобидной, музы­ки, простенького мультфильма или рекламного ролика порой реализуются совершенно определенные и подчас далеко не бескорыстные идеологические цели и устрем­ления.

Бесполезно в наше время пытаться победить чуждую идею, мысль одним запретом, административными мера­ми. С идеей можно бороться, спорить только вооружен­ным идеей, с мыслью — только мыслью, с невежеством — только просвещением.

Эту суть должен хорошо уяснить, дойти до нее каж­дый человек, каждый гражданин. Если у общества, у лю­дей, составляющих это общество, не будет собственной независимой и свободной идеологии, достойной и ясно видимой конкретной цели, такое общество, естественно, потерпит крах.

Цель — это своеобразный объединяющий, направля­ющий флаг народа, нации. Этот флаг — сила, воплощаю­щая в себе дух и гордость народа, его потенциал и уст­ремления. Цель государства Узбекистан с ее величием и бла­городством, жизненной справедливостью и правдивостью должна стать могучим стимулом, способным объединить нации и народы, превратиться в общую все преодолева­ющую силу и идеологию. Идеологию, основанную на фор­мировавшихся тысячелетиями мировоззрении людей и менталитете наций, определяющую будущее этого наро­да, способствующую ему занять свое достойное место в мировом сообществе, способную стать прочным мостом между прошлым и будущим.

Идеология советской эпохи, коммунистическое миро­воззрение по сути своей были вообще чуждыми нашему образу жизни, природе нашего народа. Однако до сих пор ощутимо негативное влияние этого во многом искусст­венно рожденного учения, которое насильно внедрялось в сознание людей. К сожалению, мы до сих пор не пол­ностью избавились от этих пережитков.

3. СФЕРЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ


В 90-е годы XX века на политической карте Центральной Азии произошли коренные изме­нения. Наблюдалось обострение и усложнение идеологических процессов как следствие различ­ных геополитических подходов к данному реги­ону.

В новых суверенных центральноазиатских го­сударствах, идущих по собственному пути раз­вития, происходят важные процессы, в числе которых — восстановление исторической памя­ти народа, обращение к национальным ценнос­тям, анализ и использование традиций государ­ственности и морали.

Определенные амбициозные политические и идеологические силы в мире стремятся вовлечь в круг своих интересов этот регион, обладаю­щий большим экономическим потенциалом и выгодным геополитическим положением. Для достижения своих целей они используют различ­ные формы воздействия и даже грубый нажим. Для разрушения исторически сложившихся в ре­гионе социально-экономических и духовных свя­зей пускаются в ход экономические, религиоз­ные и идеологические средства, преувеличива­ются факты незначительных разногласий по от­дельным вопросам между дружественными, брат­скими государствами и народами.

Идея возрождения средневекового халифата, а также идеологии догматического толка, под­питываемые через центры международного тер­роризма и религиозного экстремизма, создают сегодня большую опасность для мира и стабиль­ности в нашем регионе.

Соседний Афганистан в результате продолжа­ющихся там на протяжении более двадцати лет военных действий оторвался от общечеловеческой цивилизации, стал очагом международного терроризма и религиозного экстремизма, неза­конной торговли оружием и наркотическими средствами. А это порождает опасность распро­странения пагубных, антигуманных идей терро­ристическим и религиозно-экстремистским пу­тем, методом запугивания и угроз населению.

Для народов региона назрела настоятельная необходимость быть всегда начеку, вести совме­стную борьбу с любыми (явными или скрыты­ми) проявлениями идеологической агрессии, что­бы предотвратить общую для всех опасность.

В этом смысле обретают важное значение выд­вижение Узбекистаном идеи "Туркестан — наш общий дом"; по созданию Международного центра борьбы с терроризмом; по усилению ин­теграционных процессов между странами ре­гиона.

4. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ УЗБЕКИСТАНА И НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


Одна из основ, которая определяет содержа­ние и смысл идеологии национальной незави­симости, — это древняя и богатая история на­шего края. История — великий учитель. Она дает человеку не только образцы для подражания, но порой преподносит и горькие уроки.

С первых дней независимости обновленного Узбекистана актуальным стал вопрос формирования национальной идеологии, нацио­нальной идеи узбекского общества.

Конечно, идеологию нельзя создать за один день или за один год, она формируется на протяжении времени. Можно разработать ее основные принципы. Но если эти принципы не будут воплощены в реальной жизни, идео­логия останется только на бумаге. Поэтому в про­цессе формирования идеологии необходимо ориентиро­ваться прежде всего на прогрессивное мировоззрение, на менталитет той части общественности, которая не отде­ляет свою судьбу от судьбы Родины, искренне пережива­ет за то, что сегодня происходит в жизни страны, борется за ее будущее.

Второе условие состоит в необходимости всесторон­него изучения философских взглядов, идеологических воззрений ученых, внесших бесценный вклад в нашу на­циональную историю и общечеловеческий прогресс, в по­ступательное развитие жизни общества. Я имею в виду труды наших великих предков, таких как Абу Носир Фа-роби, Беруни, Ибн Сино, Ахмад Яссави, Алишер Навои, Бахоуддин Накшбанди, Наджмиддин Кубро.

Вспомним известное произведение Фароби "Город бла­городных людей" ("Фозил одамлар шахри"). Хотя оно со­здано тысячу лет назад, даже сегодняшний ученик может почерпнуть из этого труда важные мысли и наставления для решения сложных проблем современной жизни.

При этом, естественно, возникает вопрос: чьи же ин­тересы и взгляды должна отражать формирующаяся иде­ология?

Идеология нашего общества, выражая жизненные интересы простого человека, который явля­ется опорой этого общества, должна стать источником силы и энергии для нашего народа в достижении им мир­ной, безопасной, благополучной, обеспеченной жизни.

Национальная идеология Узбекистана должна служить тому, чтобы наша страна, заняв свое достойное место сре­ди государств — соседей по региону, осознав свою роль и значение в мировом сообществе, уверенно шла по из­бранному ее народом пути, последовательно достигая на­меченных целей.

Что должна сконцентрировать в себе национальная идея, на­циональная идеология?

1. национальная идеология прежде всего дол­жна охватить в себе высшие цели и задачи, поставленные сегодня перед обществом, отразить духовную самобыт­ность, своеобразие и уникальность священных традиций и чаяний нашего народа, формировавшихся на протяже­нии многих веков и тысячелетий.

2. независимо от разнообразия взглядов и жиз­ненных позиций, стремлений и надежд различных соци­альных категорий и групп, преобладающих в нашем об­ществе, веры и убеждений каждого человека единая идея-идеология призвана объединить их вокруг единого национального знамени, обеспечить приоритет высших интересов и целей народа и государства.

3. наша национальная идеология должна быть совершенно свободна от любых проявлений элементов агрессивного национализма, экстремизма и тому подоб­ных пороков, неуважительного и пренебрежительного от­ношения к другим нациям и народам, должна стать надежной опорой в достижении нами уважения среди со­седних государств и народов, в мировом сообществе и на международной арене.

4. национальная идея, исходя из высших духовных и общечеловеческих ценностей, должна стать источником мудрости и силы в благородном деле воспи­тания молодого поколения в духе патриотизма, верности своей земле и Отечеству.

5. она должна органически связывать наше слав­ное прошлое и великое будущее, чтобы мы могли по до­стоинству гордиться бессмертным наследием наших ве­ликих предков, и вместе с тем открыть нам широкую воз­можность к овладению достижениями мировой культуры и прогресса.

Национальная идеология — уникальный инструмент сплочения народа. Тот народ, который имеет такую иде­ологию, в состоянии поставить перед собой великие цели и достичь их. Сплочение, единство нации, народа — вот залог прогресса.

Человек своим трудом, умом и стремлением может Если будут мир и спокойствие, то будет все — и реформы, и рыночная экономика, и обновление нашего общества. Ибо цель, предусматриваемая реформами, демократичес­кими изменениями, как раз в том и состоит, чтобы со­здать благосостояние в жизни наших соотечественников, обеспечить защиту их прав и интересов.

Главное направление нашей политики — обеспечение безопасности Узбекистана. Конечно, пока наша жизнь находится не на том уровне, о котором мы мечтаем. Еще в нашей жизни, на нашем пути немало недостатков, труд­ностей и преград. Однако то, что в такой сложной обста­новке мы добиваемся обеспечения благополучия людей, мира в стране, это, самое большое наше дости­жение.

Главная цель национальной идеологии — не­зависимая и процветающая Родина, свобода и благополучие народа. Эта идея отражает сущность его вековых устремлений, тягу к созидательной деятельности, неразрывно связанную с гумани­стическими ценностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Идеология национальной независимости по своей сути направлена на повышение уровня жиз­ни, благосостояния каждой семьи и каждого че­ловека. Независимо от сферы деятельности (в том числе государственной, частной, смешанной формы собственности), каждый гражданин дол­жен гармонично сочетать личные интересы с интересами народа и государства.

Экономическую основу идеи национальной независимости составляют последовательная ори­ентация на развитие рыночной экономики, пред­принимательства, многообразие форм собствен­ности, личной инициативы. Понятие "собствен­ность" в мировоззрении народа не ассоциирует­ся лишь с материальным богатством. Оно в не­разрывности материального благополучия и стремления к духовному и нравственному совер­шенству, активному использованию личностно­го потенциала. Актуализируется идея: "Благопо­лучие каждого гражданина есть благополучие всего общества".



Идейно-идеологические вопросы национальной независимости фор­мируется как закономерный результат суверен­ного развития нашей страны, ее места в миро­вом сообществе. Выражая волю народа, она яв­ляется важным показателем его духовного воз­рождения, крупнейшим итогом сложного пути становления нового общества.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент: Узбе­кистан, 1998.

  2. Каримов И. «Наша цель: свободная и процветаю­щая Родина». Ташкент: Узбекистан, 1996. Т.

  3. Каримов И. «Узбекистан: национальная незави­симость, экономика, политика, идеология». Ташкент: Узбе­кистан, 1996. Т. 1.

  4. Гегель. Философия права. Москва: Мысль, 1997.

  5. Коллектив авторов. «Идея национальной независимости: Основные принципы и понятия» - Т-2001г.




Каталог: Infobalt out
Infobalt out -> Наполеон Бонапарт
Infobalt out -> Уильям (Билл) Гейтс (William (Bill) Gates) Председатель правления и Главный архитектор программного обеспечения корпорации Microsoft, ведущего мирового производителя программного обеспечения для персональных компьютеров
Infobalt out -> Валеология-ученье о здоровье и здоровом образе жизни
Infobalt out -> Генри Форд (Ford)
Infobalt out -> Электромагнитные волны
Infobalt out -> Материальная культура первобытного человека
Infobalt out -> Публичное выступление дело ответственное
Infobalt out -> Впервые народы Средней Азии упоминаются в письменных источниках Ближнего Востока в VIII в
Infobalt out -> План введение жизнь и деятельность беруни
Infobalt out -> Народные движения бунташного века


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет