Какая земля, такие на ней и птицы



жүктеу 203.43 Kb.
Дата07.04.2019
өлшемі203.43 Kb.

Какая земля, такие на ней и птицы.

Народ сохраняет свое этническое своеобразие только до тех пор, пока он сохраняет свое этническое название и свой родной язык. Таких людей среди води осталось только 9 человек, сохраняющих память о своем народе ещё несколько десятков. Перепись 2008 года показала 73 человека.

Какой смысл в нашей деятельности, если народ практически исчез?

I. Ситуация в нашем обществе такова, что, возможно, опыт выживания коренных народов, может нам пригодится для воспитания самих себя и подрастающего поколения, для обогащения русской культуры и истории, которая выросла из культур коренных народов.

На песке не вырастишь крепкое растение. Если дерево растёт на могучих корнях, ему не страшна никакая буря. То же и человек. У него тоже должны быть корни. В чём эти корни?



  1. в земле, которую наши предки знали, берегли и любили больше, чем самого себя.

Когда мы говорим про землю, то понимаем это шире. Это вся природа и всё в ней равноценно. Менталитет коренного народа в сути своей отличается от менталитета, который формируется в современном обществе. Точнее всего это выразил вождь индейцев Сиэтл: «Человек не ткань жизни, а только ниточка в ней». В этой ткани рядом и нити народов, и нити зверей, ручьёв, птиц и т.д. Когда обрывается ниточка, на ткани образуется дырка. Одна, другая, так и не заметим, как прочное полотно жизни превратится на прохудившееся сито. Современный человек смотрит на природу, как на источник материальных благ, прежде всего. Но природа всё равно будет невелировать все шероховатости, самовостанавливаться и неизвестно чем это обернётся для человека. Коренной человек это понимал и не вступал в борьбу с природой. Водская пословица предупреждает: «Что ты жадничаешь, земля и деревья останутся, нас не будет»

  1. в языке, в котором память о земле и хранится. Язык земли мы видим, прежде всего, в местной топонимике. Можно, конечно, толковать эти названия исходя из русского языка. И это будет одна история. В этой истории наши предки будут в Кутах кутить, в Беседе-беседовать , в Валяницах (Вонявицах) валяться да ещё и вонять…. Но если понимать, что русский язык на нашей территории ещё довольно молод, а деревни очень старые, то обратимся к языкам, на которых в этих деревнях говорили издревле и узнаем совсем другую историю. В Кутах занимались извозным промыслом, в Беседе- специализировались по обработке льна, затем шерсти, а основателем нынешней деревни Валяницы был человек по имени Волё и это был его Володин конец.

Мое понимание значимости языка земли пришло от мужа вожанина. Я прожила детство и молодость среди не русских названии, которые я не понимала и даже не задумывалась, что они значат. За грибами я ходила на Койвуй, морошку собирала на Калосском болоте, переправлялась через Перзуху, когда шла на Коровье озеро и т.д. Когда муж задал мне вопросы, я была растеряна. Скажу, что итогом всего этого есть ещё большая моя любовь к своей Родине, уважение к водскому языку и осознание важности сохранения языков коренных народов.

  1. в истории, которой мы хотим гордиться и извлекать ошибки. Нам говорят, что водский народ вымер в результате голода, болезней и войн и, как пример, приводят строчку из Новгородской летописи, относящуюся к 1215 году: «а вожане помроша, а останьке разъидеся». Мы не верим и проверяем. И обнаруживаем, что, эта строчка из летописи относится не ко всей Водской земле, а конкретно к Новгороду. Очередной конфликт с князем. Изгнанный новгородцами князь, воспользовался тем, что «побил мороз обилье по волости» и перекрыл подвоз хлеба в город через Торжок. Город начал голодать. И полностью фраза звучит так «Вожане помроша , а останьке разъидеся, разъихался град наш и власть наша» Это была одна из причин, которая способствовала вступлению Новгорода в Ганзейский союз, что бы не зависеть от низа Руси и в трудные времена иметь постоянное снабжение из Европы.



  1. В культуре, которая формировала сильный (железный), умный, трудолюбивый народ с высокими понятиями собственного достоинства, чести и совести.

До тех пор, пока у народа это есть, он способен преодолевать многие трудности: войны, голод, болезни. Труднее всего переживать непризнание и полное забвение в своём собственном государстве.

II. Рассказывая о своих историях и культурах, возможно, мы сможем преодолеть в обществе неуважение к коренным народам, их незначительность.

Меня всегда удивляет, что приходя на земли коренных народов, русский человек называет их инородцами. Интересно, а кем он, так говоря, считает себя? Недавно в нашу деревню приехала бригада работников Порта. Подвыпившие молодые ребята никак не могли определиться, где дом, который они сняли. И один из них закричал: «Эй, инородцы!». Я была потрясена. Они только что приехали «Бог знает откуда» и уже хозяева, а мы какие-то иные. Вели они себя тоже по-хозяйски, изумляя всю деревню. Привезли дрова, сбросили на обочину и каждый день из-под снега выковыривали очередную охапку. Сломали крюк, которым пол деревни воду берёт из колодца (находящегося, кстати, на частной территории) и привязали грязную верёвку. Залили водой всё вокруг колодца, всё замёрзло, и набрать воды стало небезопасно. Конечно, мы и крюк новый сделали, и крышку починили, и лёд вырубили. И радуемся, что хоть не чухной назвали, а иным народом.

Одна женщина, зная, что я составляю генеалогии, мне сказала: «Ты копай, копай, только мне чухну не накопай!» На неё нельзя даже обидеться, потому что создан стереотип о диких и отсталых финских племенах, которых приходили и учили все, кому не лень.

1892 год. Из речи графа А.А. Бобринского в Археологическом обществе.

«Если бы меня спросили, что происходило в Новгородских пятинах, как вообще жили люди вне городов, я начертал бы мрачную картину нищего племени, полудикарей, укутанных в звериные шкуры и укрывавшихся в лесу. Ель, сосна, да мох седой. Сегодня на тот же вопрос я дам иной ответ. Я знаю оседлое племя, обитающее в многочисленных деревнях, знакомое с удобствами жизни. Я опишу мужчин, вооружённых отлично коваными, иногда изящными орудиями: мечами, секирами, кинжалами. Женщины одеваются богато, изукрашаются серебряными и медными безделушками, серьгами, ожерельями. В руках их обращаются различные орудия домашнего быта, очевидные признаки культуры. Многочисленные монеты, которыми блещут их ожерелья, свидетельствуют о торговых сношениях с далёкими государствами Европы.

/ «И. Назарова. «5877 курганов Ивановского» . Газета «Восточный берег» №21. 23-29 мая 2001 г./

К сожалению, и сегодня предубеждение против коренных народов, как диких и отсталых, не преодолено.

И вот этот «чудин» или «чухонец», под воздействием обстоятельств, освоив русский язык, наконец смирялся перед этими обстоятельствами и причислял себя к любой официально признанной национальности. Что касается ваддя, то к русским, ижорам, в исключительных случаях, к эстонцам и финнам. Но в чём опасность? Принимая на себя чужое название, ты как правило об этом народе ничего не знаешь, а от своего добровольно отказываешься. Исчезает какая то незримая опора в жизни, появляется внутренняя неуверенность, исчезает национальное чувство взаимовыручки, сопереживания, поддержки, что исходило из родственных и племенных связей и что мы наблюдаем у общин других народов, которые активно сегодня переселяются на наши земли. Нельзя обрести всё это быстро, если у коренных народов это формировалось тысячелетия.



III. Сегодня история и культура коренных народов представляет собой «мешанину», где зачастую подмениваются понятия, отсутствуют четкие представления о каждом из народов, их историческом пути развития. Как метко выразился Татищев «Это в скуку привести может с болезнями всех внутренностей, пока оная мешанина иным способом извержена не будет» Возможно, нам удастся в этой « мешанине» разобраться до того, как мы все вместе не уйдём с исторической арены.

Хотела бы отметить, что на протяжении долгой истории территория нашей, ныне Ленинградской области, неоднократно меняла своё название и каждое название до сих пор дорого определённым группам населения нашей области и с этим надо считаться.



  1. с 1927 по Н/В. «Ленинградская область.

  2. с 1924 по 1927. Ленинградская губерния. Оба эти названия прочно связано с именем Ленина и героизмом жителей блокадного Ленинграда,

  3. С 1914 по 1924. Петроградская губерния. Название прочно связано с Первой Мировой войной, революцией 1917 года, гражданской войной и Новой экономической политикой.

  4. с 1710 по 1914. « С.Петербургская губерния» - с именем Петра 1 , со статусом столичного города С.Петербурга, серебряным веком русской поэзии, именем Пушкина и т.д (Карта П. Кёппена (1848 г)., который впервые, после освобождения водских земель от шведского владения, внёс Водь в список народов Российских народов. Синим цветом обозначена территория водских деревень на этот период) Карта водских деревень из списка П.Кёппена. Составлена Е. Кузнецовой.)





  1. с 1708 по 1710. «Ингерманландская губерния», которое существовало 2 года, помнят те, чьи предки сражались в составе Ингерманландского полка или служили на боевом корабле «Ингерманланд».

  2. с 1617 по 1708. шведское название «Ингерманландия», конечно же, дорого, прежде всего, тем, кто в этот период нашёл на нашей земле свою родину и до сих пор прилагает к своей национальности слово «ингерманландец». Ингерманландия или Ингриия в составе Швеции после заключения Столбовского мира 1617 г. Из фондов Национального музея г. Хельсинки.



  1. с 1500 по 1617.) «Водская пятина (На территориях не занятых Ингерманландией название «Водская пятина окончательно исчезло в 1773.( Земли между рекой Лугой и р. Наровой относились к Шелонской пятине). Несмотря на то, что в состав Водской пятины вошли Водская земля, Ижорская земля и часть Карельской земли, она сохранила название только одного из этих народов. По-видимому, на то были причины. Следует заметить и то, что это единственное этническое название Пятин.

Карта пятин Новгородских.



  1. с 1228 г. по 1500. «Ижорская земля» и «Водская земля». Эти два названия связаны с двумя коренными народами, ижорами и водью, которые жили по-соседству. Названия не подменяли друг друга и не накладывались одно на другое.

Карта Водской и Ижорской земель в эпоху средневековья, восстановленная по обобщённым данным Рябининым Евгения Александровичем



.

  1. с (1019) 1069 до 1228. «Водская земля». Водская земля. 9 век-нач. 12 века. Атлас Отечественная история с древнейших времён до конца 18 века. Москва 2002 г. Стр. 3.

Нам, как представителям Общества Водской Культуры и непосредственно связанных с народом Водь, дороги все названия, так как со всеми этими названиями мы жили, во всех исторических событиях участвовали, а роднее те, что связаны с этническим названием народа Водь и прежде всего это названия Водская Пятина и Водская земля.



Для справки приведу информацию из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Т.12 стр. 806-807: Водская пятина.

Это 1/5 часть земель Новгородского княжества. Впервые это название появляется при переписи 1499- 1500 года, когда московские писцы Дмитрий Китаев и Никита Моклаков переписывают вновь приобретённые земли Московского государства. В Писцовой книге указаны подробно её границы. «Восточным её пределом служил Волхов, западным-р. Луга. От устья Луги граница шла на восток по южному берегу Финского залива до того места берега, которому противолежит о. Котлин, который пересекала на две половины (западную-шведскую и восточную-русскую), шла к Устью р. Сестры, потом серединою этой реки на гору Румете, оттуда на р. Саю, приток Вуоусы, и в северо-западном направлении по разным водам и перешейкам до окрестностей нынешнего Нейшлота, дальше в северо-восточном, северо-западном и северном направлениях почти до самого г. Куопио, а затем на юг к Ладожскому озеру по той почти черте, которая отделяет в настоящее время великое княжество Финляндское от Олонецкой губернии. Водская пятина, как и все другие подразделялась на половины: Карельскую- по западному берегу р. Волхов и Полужскую –по р. Луге…. Половины в свою очередь делились на погосты, которых по Писцовой книге 1581-1583 г. насчитывалось 25 (17 в Корельской половине и 8- в Полужской)»

По-видимому ей соответствует только в иных границах Водская земля, о которой мы знаем из летописей, договорных грамот Новгорода Великого с московскими, тверскими и литовскими князьями, Водская область в записках Герберштейн , Вошки погосты в Грамотах Макария, Ватландия в зарубежных источниках( в частности в буллах папы Римского)

Своё название она получила от народа Водь, жившего в её пределах.

Если рассматривать карты приведённых периодов, то очень хорошо видно, как территория Водской земли уменьшается; когда то её границы простирались с запада на восток от древней земли Вайя в Эстонии до озера Вожанского и села Вожаниново (ныне Бокситогорский район Ленинградской области). Опускались южнее Гдова и озера Ильменя.Сегодня это две деревни Лужицы-Краколье, где ещё можно встретить знатоков водского языка и их потомков.



«Где конь повалялся, там шерсть останется».

  1. 1. Поиски всей доступной информации. . Книги по водской этнографии. Водские словари. Книги по истории.



Найти информацию, которая хоть как-то просветила по поводу истории и культуры водского народа крайне сложно. Тем не менее, очевидно, что водь являлась одним из тех народов, которые стояли у истоков Древнерусского государства , составлял славу Новгородского княжества, охранял границы Древнерусского государства в многочисленных войнах и, несмотря на 300-летнее непризнание, сохранился до сих пор. Знали мы и о том, что на протяжении длительного времени в водских деревнях работали финские и эстонские учёные. Поэтому первая задача была - собрать максимально информацию о водском народе.



  1. Изучение и анализ собранного материала. Ситуация осложняется тем, что почти все материалы на водском языке с эстонскими или немецкими переводами, значит надо хорошо знать язык и уметь его читать. Некоторые материалы только на эстонском, немецком или финском языках и нужны знатоки этих языков, для того, что бы понимать, о чём писали исследователи.

  2. Помощь ученым в сохранении языка и собственная поисковая работа. К сожалению, с уходом последних старожилов уже исчезли в речи:

водские названия деревень и концов в деревнях.

микротопонимика. Сегодня она ещё сохраняется, но либо совсем непонятна местным жителям, либо переводится по созвучию с русскими словами. Пример: «ванна турпад» в Иципино (Ичяпяйвя) переводят, как «Иванова тропа» на самом деле это «Старая лестница», спуск к месту купания на реке Систа.

двойные и тройные имена жителей деревни. Еще совсем недавно в речи старожилов звучало не Алексей Андреевич, а Ондрю Олё, не Семён Яковлевич, а Яакко Семона, не Емельянова Аксинья Ильинична, а Омеля Иля Око и т.д.

прозвища. У каждого было прозвище. Прозвища давали за отличительную особенность внешности: «Кронни Никон» - Ворон Никон , «Луйско неня» -«нос брусок», «Чиккер пяя»- «кудрявая голова», за особенность характера «Раутта Коля» - «железный Коля», , за своеобразие речи : «Драбада», способ мышления «Така дума» - «задний ум», или специальность «Сеппя» -кузнец.

обычаи, обряды и традиции

Но как показывает опыт, какие-то крупицы знаний ещё сохраняются у потомков коренных народов, которые позволяют уточнять уже известные факты.



  1. Популяризация водской истории и культуры всеми доступными способами. Проведение выставок, Фольклорный детский коллектив Кракольской школы на выставке «Водская земля» в г. С.Петербург.

выпуск водской газеты, календаря, книжки-раскраски, книжек-сказок, создание сайтов и групп в Интернете. Активно велась работа по сбору экспонатов в водских родах, фотографий семейных архивов, создание Водского музея и многое другое. Последняя экскурсия в первом Водском музее, размещённом в доме Ефимовых. Д. Лужицы. 2001 г. Фото 14. Второй Водский музей, расположенный в доме Филипповых. Д. Лужицы. 2006 г. Фото 15. Второй Водский музей сгорел при непонятных обстоятельствах в 2006 году.

Чем водский народ отличается от других народов.

  1. Название.

« Различая себя от прочих народов именуются вадделазит, т.е. старожилы и ещё ныне старики их утверждают ( так они мне необинуясь говорили), что земля от Финского залива до Чудского озера была собственностью их предков» Ф.Туманский. , Фото 16. (Карта Ф. Туманского из книги Э.Ёпик «Вожане и ижоры в конце 18 века. Таллинн. 1970 г. стр. 54). На ней под названием «Чудь» можно видеть территорию Води в конце 18 века. Ошибка в названии сделана самим автором, который в описании Чуди всё же указал их правильное самоназвание, но не придал этому значения. )

  1. Характеристика народа. Антропологические исследования, проведённые в 1943 году и опубликованные в работе Ю. Ауля «Антропологические исследования води и ижорцев на западе Ленинградской области. Стр. 146.», показали, что «водь является самым светловолосым и светлоглазым народом, превосходя в этом отношении даже эстонцев. По росту водь из исследованных народов является самым высоким (средний рост примерно 169.5 см)»

  2. Семейная пара Гавриловых. Д. Пески. 1926 г. Из водской фотоколлекции Этнографического музея г. С.Петербург.

«… мужчины хитры, злобны, доказывают весьма острый разум, скорое понятие и сильную к войнам охоту, и помятуют всегда древность свою и силу. … Вспоминают с восхищением, что предки их были бранноохотны и храбры.. К хозяйству они прилежны и в домостроительстве опрятны»

« Женщины … все вообще красивы, имеют весёлый, приятный и заманчивый взгляд, быстрые глаза больше голубые…..; росту они хорошего, волосы почти у всех светло-русые, тело имеют здоровое, нежное, белое и чистое; в убранстве своём красивы и от множества бисеров и звонков делают великий шум, когда идут» Ф. Туманский.



Две сестры на празднике « Лужицкая складчина-501».2001 г.

« По своему моральному облику чудской (водский Прим.Т.Е.) народ - крепкий, добросовестный и очень работящий народ; поэтому большая их часть не только живёт в достатке, но среди них есть даже довольно состоятельные по их меркам люди. Вместе с тем это очень весёлый и жизнерадостный народ, который время от времени устраивает себе весёлые праздники.

Фридрик Конад Гадебуш. «Опыт лифляндской истории и юриспруденции» ч.5.Рига. 1783. Стр.В которой опубликованы записки Фридриха Рудольфа Трефурта – асестора городской консистатории и пастора немецкой общины Нарвы, а так же почётного члена маркграфского латинского общества города Карлсруэ.

Опубликованная рукопись Ф.Трефурта.


  1. Язык. Наверное у каждого языка есть своя визитная карточка. В водском языке таковой является фраза « Чялю, чяю черикко, челлоа ё люввя ( свояк, иди в церковь, колокол уже бьёт)». Кроме того звук „õ”, который произносится между русским «Ы» и «Э». Озвученый выдох «h», который практически не слышен и на письме не пишется.

Водский язык очень хлёсткий. Это отразилось даже в поговорке: Язык ходит, как кожаный кнут цигана. Чего стоит услышать: «Спи до обеда – соседи не обидятся» «В голове коль не хватает, то у ног пять трудов» Язык очень быстрый: «Трещит, гудит за золотым замком».

Нужно учитывать один факт, язык изменяется. Опыт изучения языка в одном и том же роду показывает, что язык может меняться кардинально. Большую пользу здесь мне приносят составленные генеалогии и изучение водского языка финскими и эстонскими учёными на протяжении 68 лет в одной и той же деревне Лужицы. Например: в 1915 г. финский филолог Кеттунен приходит в дом Архипа Платонова

Архип Платонов с женой Анной. 1926 г. Из водской фотоколлекции Этнографического музея г. С. Петербург.

и записывает водскую речь его матери Пауло Стёпы 109 лет, в 1943 г. профессор Мягистэ записывает водскую речь внучки П. Стёпы – Насти Яковлевой 59 л.

Настасья Архиповна с детьми: Фёклой и Александром .Из семейного архива Шумиловой Ф. М. ,

в 1967 году эстонский профессор П. Аристэ записывает речь родной сестры Насти Яковлевой- Паро Емельяновой 82 г.



Прасковья Архиповна с мужем Романом Фёдоровичем 1915 г. Из семейного архива Наумовых. Д. Лужицы.), язык которой назвать водским трудно (и она сама понимает, что язык у неё изменён).



Внучка Паро- Татьяна Наумова сейчас водский язык понимает, но не говорит. Все считали себя ваддя, а язык свой водским.

Таких примеров можно найти много. Даже в одном поколении семьи Леонтьевых конца 19 века, начала 20 века старший брат Степан

Леонтьев Степан Тихонович (1896-1986)-деревенский портной. Из семейного архива Савельевых. ) хорошо говорил на водском языке, а в языке самого младшего – Кости .

Леонтьев Константин Тихонович (1908-1984). Из семейного архива Савельевых

«влияние ижорского языка больше. Он понимает, исправляет, но многие черты внедрились уже» /Водская этнология П. Аристэ. Т.9. Стр. 101./

Почему ваддя изменяли язык. Этому было много причин:

а). Утрата официального признания и непрестижность языка. Если ижоры получили официальное признание в 1732 году, то водь осталась в числе «латышей и чухон, оставшихся от шведского владения» С исчезновением названия Водская пятина исчезла и память о води. Водский язык становится непрестижным. Приведу в пример мой разговор с Ольгой Петровной Лиепеньш (Емельновой) из нашей деревни: «Мои отец с матерью говорили по – чудски, а мы уже по - ижорски» Они печку называли «ахьё», а мы уже «киука». Я спрашиваю: «А с кем Вы говорили по - ижорски, если почти все дети в вашем детстве ещё говорили по – водски?». – « А мы уже и дружили с Волё Соней и Ольгой Филатовой».т.е. с теми детьми, которые так же переходили на «ижорский» язык. (Водские образцы речи Волё Сони 1942 года опубликованы, по поводу Ольги Ефимовны Филатовой есть запись в Водской этнологии П. Аристэ, что ей родители запрещали говорить на «телячьем» (водском) языке.

б). Отсутствие обучения на родном языке, службы в церкви. Из работы Л.Кеттунена «Знания путешественника». Из Козлова в Маху (рус. Подмошье). Махувские воспоминания. 1907-1918 г.Порво - Хельсинки. Стр 231-232. /Lauri Kettunen. „Tieteen matkamiehenä” kaksitoista ensimäistä retkeä 1907- 1918. Koslovasta Mahuun. Mahun muistoja Porvo. Xelsinki. Lk. 231-232/

«Редкие деревенские старики, говорящие на водском языке, были все знакомы нам. Они говорили обычно тоскливо, что 50 лет назад вся деревня была водской, но затем, совсем как по команде, начали пренебрегать родным языком. Почему? Такой язык: письменности нет, нет попов. У русских есть, у финнов есть, у эстонцев есть, у одних вожан ничего нет. То-то было удивление, почему гость из далёкой Финляндии приехал изучать и записывать язык. Объяснили, что есть такая большая школа, в которой студентам преподают и водский язык. Не верилось, хотя это и вызывало такое приятное изумление. Там кое-кто уже начал завидовать, что никто раньше не приезжал учить детей говорить на водском языке, но тут одна старуха (сидели на куче брёвен, как раз солнце закатывалось) объявила во всеуслышанье о своём осуждении такому высказыванию. Она сказала, мол, никто не сожалеет о водском языке, этот язык рядом с русским ничего не значит. Одна всё время сидящая и слушающая старуха вскипела тогда: «Это неправда!». Казалось, что что-то давно уже погасшее вспыхнуло в ней последним пламенем. Но потом она добавила голосом, в котором слышалась покорность: «Если есть что-нибудь правильного в сердце, так это нельзя высказать никак, кроме как на водском языке». ». Кто-то в группе согласился: «Нельзя, это так».

Тихие как вспомнившие умершего друга, в тот вечер все разошлись».

в). Многочисленные переселения на Водскую землю носителей близкородственных языков: финнов и карел, а так же русского населения.

Казалось бы всё сошлось против водского народа и законы выживания требовали полного отказа от всего, что связывает именно с водскими корнями. Но! Из той же работы Л. Кеттунена и из той же деревни, стр. 232. «В одно праздничное утро я со своей молодой женой пошли поздравлять старика, даже имя которого вряд ли знали, но которого привыкли называть «старый вожанин». При первой встрече со мной он сам так озвучил своё имя. Он жил один в маленькой хибаре с клопами, почти без родственников и в нужде. С трудом он приковылял на дневной свет, и, когда я спросил, что он делает в комнате, когда наступает день, тот ответил, что ждёт вечера. Сейчас, он сказал на водском языке, глядя на рваную обувь, «не надо сапог» и добавил «не надо хлеба, не надо водки». И он из тех, кто с тоской думают об исчезновении води даже больше, он хочет попасть в дубраву, давно заброшенное кладбище, где было похоронено прежнее деревенское, настоящее поколение вожан. Туда он хотел, туда в группу своих предков, до конца оставшихся вожанами. Рассуждение греховно по мнению многих потому, что рядом с церковью, вблизи многоголосного звона колоколов и запаха ладана, давно уже было кладбище всех правоверных. Конечно, мечта старика не сбудется, но это могло бы всё же сбыться. Святая дубрава приняла бы нежно под свои покровы старого вожанина, любящего своих предков».

Это конечно, гражданский подвиг во имя своего народа и не уважать такой народ нельзя.



  1. Национальный костюм.

Особенности:

Разделение по возрастам.

Костюм девушки, готовящейся выйти замуж.



Костюм молодухи, который она носит 2 года после свадьбы.



Костюм женщины, который она носит 10-15 лет и по окончании детородного периода, по состоянию здоровья или по желанию мужа заменяет на костюм «старая старуха»



Названия каждой детали костюма. Глухой сарафан (амы) и рукава(ихад) своеобразные головные уборы (пассиет, пайкас, пеастел) с обязательным наличием хвоста, медвежьи покрывала (кару каттерид), обилие жёлтого бисера, который заменил медные и бронзовые спиральки и ракушек каури (чивиловгат), ушные подвески: ойтанат у девушек и кырвалункат у женщин, оригинальные передники( чеся рятти и пылвилинна) и пояса (вююд).

Достаток конкретой семьи, рода, племени, народа. «вся такая одежда девки стоит недёшево, смотря по драгоценности камней и бисеров и количеству золота и серебра». «Вовместо золотой и серебряной монеты беднейшие употребляют пуговицы и пфенинги». Ф. Туманский.

Оригинальная вышивка. По вышивке и украшениям можно было определить, какого невеста племени, деревни, рода, веры. Род можно было определить по вышитому семейному знаку. Деревню по основному узору на полотенце. То, что это костюм водской женщины, можно судить по красным треугольникам на груди.

Особая защита ног. Как пишет Туманский «есть отличное от всех народов обыкновение: с молодых лет женщины увязывают ноги с нароужной стороны разными онучами и тряпицами, от чего ноги бывают с выгибом или кривы. Странно покажется всякому, так как и мне при первом взглядене найти ни у единой чюдской женщины прямой ноги, но у них сие красотою считается; и сему причину полагают туже, что чудь в древности весьма бранноохотный народ. Тогда же первостатейное оружие была дубина, следственно кривая, или выгибистая и толсто уверченная нога гораздо способнее вдержать может удар дубины, нежели обыкновенно растущая, ибо сия от сильнаго удара иногда и переломится может, кривая, увязанная тряпицами отражает удар.

Суконная обмотка для ноги. (паглат)



  1. Обычаи, обряды, традиции. Особенные обычаи.

Пробный брак. Водская женщина имела особый статус. Мужчина принимал её равенство во всех вопросах, отсюда и уважение к женщине, и её свободный выбор партнёра, и её достаточная независимость. Почему так? Потому что народ понимал, что именно от женщины зависит, какой ребёнок родится, такой и народ будет. Водская пословица « Женщина даёт холодный ум, народу железное нутро». Браки заключались по доброму согласию молодых, и даже практиковалась такая практика. Невеста какое-то время жила в доме жениха и если её что-то не устраивало, она имело право найти себе другого жениха и никто её за это бы не осудил.

Жестко регламентированный возраст выхода замуж. Брачный возраст наступал в 20 лет. Нарушение этой традиции было связано с усложнением отношений внутри рода до полного разрыва с ним.

Подготовка приданого за две недели. Сразу после «косси» - сватовства собирались в доме невесты подруги и женщины и начинали вышивать, шить, изготовлять свадебную куклу, готовить матрасы и подушки и т.д.

«Табакад» с курением табака для мужчин и нюханием табака для женщин проходил через неделю после сватовства На «Табакад» оговаривались все условия свадьбы и проходили первые обмены подарками.

Обрезание волос накануне свадьбы. Туманский отмечает, что больше волосы женщина никогда не отращивает, а систематически стрижёт, каждые две недели. Хотя женщины и отшучивались, что делали они это для того, что бы скуфьи на голове крепче держались, Туманский заметил, что причина здесь более важная, т.к. «ни один мужчина не захочет жить с женщиной, у которой голова не обрита». Вот что по этому поводу рассказала Соло Кузьмина из д. Лемпола, бабушка которой выходила замуж в 1830-е годы и ей остригали волосы: «Раньше муж не видел длинных волос. Это был грех. Когда муж увидит длинные волосы у жены, тогда будет браниться: «Волос длинный, а ум короткий» Волосы на землю и плачь на землю, тоска в печку, хорошие дни в окне. Плохого слова на деревню не носи и пустого разговора из деревни не приноси. Всегда будешь счастливой». Причины: уберечь женщину от порчи и от сглаза, прибавить ума. Красивая нужна невеста, а жена должна быть умной и родить полноценных детей.

Как указывает Туманский, некоторые высказали версию, что этот обычай связан с тем, что женщина шла в сражение или защищала селение наравне с мужчиной и тогда её не могли ухватить за волосы. Зная сильный и независимый характер водской женщины, её равноправное положение в обществе и эта версия имеет право на существование.



Встреча Солнца накануне Пасхи (Энипяйвя). Обычай, который требует особого изучения исследователей. Возможно, он связан с определением начала водского нового года и непосредственно связан с народной верой.

  1. Вера. Вожане народ православный, но принятие христианства и отказ от своей народной веры проходил очень тяжело. И сегодня в последней водской деревне вы можете увидеть наличники, сохраняющие память о народной вере.

Наличник Дома Сазоновых

(Наличник Дома Пименовых) ,(Наличник дома Филатовых в д. Лужицы).

Это большая загадка и казалось неразрешимая. НО в архиве Эстонского Национального музея мы нашли украшение конька крыши дома Филатовых , которое, мы надеемся, эту загадку поможет разгадать разгадать.

Мы знаем, как насаждалось христианство в Новгороде в 991 году. «вельможи с войском Владимировым учили люд и крестили всюду сотнями и тысячами, сколько где удавалось, хотя люди неверные весьма о том скорбели и сожалели, но отказываться из-за воинов не смели». / В. Татищев. История Российская.т.1. Об истории Иоакима, епископа Новгородского. стр59./

Мы знаем из грамот Макария – новгородского епископа, что в 16 веке приходилось посылать специальных людей для искоренения языческих обрядов, народных обычаев, уничтожения священных рощ, камней, мольбищ и т.д. Полностью искоренён был институт народных жрецов – арбуев. Из Документов православного исповедания 1730-34 г.г. узнаём «О мерах к пресечению языческих обычаев и жертвоприношений, исполняемых жителями православного исповедания Ямбургского уезда, Сойкинского погоста». Перечисляются некоторые деревни: Вазговичи (Валговичи), Хаболова, Пески, Лужицы Костолова (Косколово). На вопрос: «Почему вы так делаете? Ответ наивен и прост : «Так отцы и деды наши делали, чая от Бога милости». Очевидно, что люди не понимали, что от них хотят и им никто не мог объяснить, в чём суть новой религии.



Объясняли опять же с помощью кнута и угрозами ещё большего наказания. Своя вера и свои боги были близки и понятны и любой дед в деревне тебе просто и понятно всё про эту веру расскажет. И всё же в начале 20-го века Д. Цветков записал: «За русскую веру, как говорится, вожанин держится руками и зубами. Вера – часть его крови, кусок тела. Никакая другая вера к нему не пристанет. Поэтому другие веры, другие секты не найдут места среди вожан.

Вожанин даже не хочет, что бы в его семье был человек не его веры. Поэтому он никогда не возьмёт невестку - финку, как бы сильно сын не любил финскую девушку, старшие не дадут ему воли жениться» (См на сайте статью Д.Цветкова «Немного расскажу о води»)

Когда вожанин укрепился в новой вере, наступил 20 век с полным отказом вообще от какой-либо веры, с репрессиями и кровопролитными войнами, который поставил водский народ на грань полного исчезновения.

Заключение. Накоплен богатый языковой материал, его нужно изучать, анализировать. Как выяснилось и потомки ваддя ещё могут добавлять какие-то необходимые штрихи к уже известному материалу и можно лучше его понимать. Поэтому работа ещё продолжается, а вот нужна ли она кому-то в нашем современном обществе? На этот вопрос нет ответа.
Каталог: events


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет