Abstract graphic steppe view drawn in the technique of rough brush. Vector landscape in calm colors

В 1125г. Поморяния была присоединена к Польше. Поход саксонцев на венедов в 1147г. В 1156г. крестовый поход датчан в славянскую Поморянию. В 1160г. Генрих Лев покорил бодричей и поморян. В 1163г. подчинение Силезии немцам. В середине 12 века, незадолго до немецкой агрессии на земле пруссов и прибалтийских народов, западнославянское аборигенное население еще автономно существовало в Прибалтийском Полабъе, сохранялась устойчивая славянская топонимика. В выписке из грамоты 1159 года о доходах князя Ратибора в Поморянии и его супруги Прибыславы говорится: “В области Ванцлавской деревня Гробно, крепость Узноима, крепость Щецина; на реке Одра деревня Челехова, крепость Выдухов, реки Текменица и Кременица, деревня Дожбьягора; область Словинская: крепость Камена, деревня Пустихова; Колобрежская область: деревни Поблота и Свелюба, город Радов, река Персанта, крепость Белград”.
*(Исторические параллели) {1136г. в Новгороде учреждена республика — Народного Вече. Мятежи балканских сербов против Византии в 1150г. В 1151г. раскол Русской земли. В 1155г. установление в Киеве соправительства для уменьшения распрей.}

1161 — 1170г. Походы немцев на полабских славян, после неудачного второго крестового похода на вендов (в 1141 — 1150). В 1168г. датчане- датский король Вальдемар1, получивший имя в честь своего прадеда Владимира Мономаха и совершивший около двадцати походов на славян вендов, то есть балтийских славян, ворвался в крепость славянского острова Руян — Рюген Аркону, разрушил храм -святилище Святовита (славянского бога), уничтожил его статую. — Конец славянского язычества в Полабье. Позже на остров Руян пришли шведы, за ними немцы. Но дошли до наших дней отголоски прежнего славяноязычия местного населения острова Руян — Рюген, следы древних верований, обожествлявших природу, например у мыса Герген — Горный стоит огромный гранитный утёс Buskahm- Божий Камень, есть урочище Swantegara- Святая Гора, в устье реки Дивеновы деревня Swantust-Святое Устье; и сегодня на Рюгене — Руяне в названиях местечек звучат славянские понятия — Позериц — Поозёриц, Густов, Мёдов… всё это говорит, что местное население постепенно становилось немецкоязычным сохраняя прежние родные названия, а если б была полная смена населения, то и прежних названий не сохранилось- некому было бы помнить о них. Память о славянском характере острова Руян — Рюген- Буян и былой гегемонии славян в Балтийском — Вендском море сохранилась в сказаниях славян переселившихся на Русь и каждый русский помнит слова А.С.Пушкина: “И лежит нам путь далёк Мимо острова Буяна (Руян) в царство славного Салтана”. Остров Руян занимает площадь почти в 1000 квадратных километров, его меловые скалы глядят в море, всё его побережье изрезано глубокими и укромными заливами и бухточками, в которых так удобно было прятаться ладьям славян-варягов (Варяг- означает “солевар” от слова варити, то есть выпаривать-варить соль, отсюда и название варешка- варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожёгов, а в последствии варешка пригодилась и зимой для защиты рук от мороза. Вывареная соль была дорогим товаром поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и сплочены для защиты в дороге своего продукта. Первоначально варяги были целиком из славян, а в дальнейшем в их число повидимому, стала входить и пассионарная молодёж из Скандинавии, в дальнейшем сплочённые варяги включились в борьбу за гегемонию на землях восточных славян.). В 1177г. датчане и саксонцы подавляют славян Поморянии.
*(Исторические параллели) {Наши русские предки дружили с половецкими ханами, женились на “красных девках половецких”, принимали крещёных половцев в свою среду, и их потомки стали запорожскими и слободскими казаками (козаки — в переводе с тюркского — люди без начальства, без ханов), сменив традиционный славянский суффикс принадлежности “ов” (Иванов) на тюрко-половецкий — “енко” (Иваненко). В отношениях между Русскими княжествами и Половецкой степью характерным и нормальным было не война и набеги, а интенсивный товарообмен (бартер). Половцами их назвали за их соломенного цвета волосы и голубые глаза, половцы вышли из Минусинской котловины в верховьях реки Енисея, где отмечено, что древнее население было европейским со светлыми волосами и голубыми глазами.}

1150 — 1300 — Переселение (Pristehovani) франкских (franckych), фламанских (vlamskich), тюрингских (durynskych) (дурынских) и саксонских (saskych) крестьян (sedlaku). Славянских князей истребляли и вместо них, – правящий – владеющий (Vladnouci) класс (vrstva) (маркграфы, епископы, аббаты, рыцари (markrabata, biskupove, opatove, rytiri)) складывался (se sklada) исключительно (vylucne) из числа немецких (z nemeckych) захватчиков (dobyvatelu). Известно, что князь ободритов, подчинившись франкам, смог сохранить свою династию, став маркграфом Мекленбурга (Земли ободритов).
Возникнув в начале 60-х годов 9 в., славянская письменность стала довольно быстро распространяться в славянских землях. Первоначально, а затем и в течение всего средневековья основной её функцией, но далеко не единственной, было христианское богослужение. В некоторые западнославянские земли и, вероятно, в западные и южные окраины южнославянских земель христианство проникло до Моравской миссии солунских братьев. Болгары приняли крещение в 865 г. при князе -царе Борисе, балканские сербы — видимо, в 70-х годах 9 в., а русские- восточные славяне- почти на век позже, при князе Владимире в 988г. В 886г. болгарский князь Борис-1 принял бежавших из Великой Моравии учеников Кирилла и Мефодия. Славянская письменность во второй половине 9 в. уже была распространена в Великой Моравии- в чешских, моравских, словацких и в землях полабских сербов включая и Лужицу, затем в Паннонии, среди части словенцев- хорутань в будущей Австрии, у хорватов, вероятно, у балканских сербов, у болгар и солунских- македонских славян. Об употреблении славянского богослужения и письма в Польше говорят некоторые археологические и исторические данные.

Создание славянской письменности и славянского литературного языка явилось новым толчком к усилению общеславянского самосознания, к осмыслению представлений о месте славян среди других народов. Эти явления отразились на всей территории славянского мира, где существовала в 10 -11 вв. славянская письменность и литература: не только у южных и восточных, но и у западных славян, так в Чехии, где в 11 в. действовал такой крупный центр славянской письменности, как Сазавский монастырь. Возникновение древнеславянского – старославянского — церковнославянского литературного языка безусловно способствовало укреплению общеславянского единства — межплеменного самосознания и сплочению, после обширного расселения славян в разных направлениях со своей прародины- ВЕНДСКОГО АРЕАЛА, периода переселения народов.

Однако к концу 11 века условия для развития славянской письменности и литературы в Чехии ухудшились. Папа Григорий -7 не дал чешскому князю разрешения совершать богослужения на славянском языке, а затем против славянской письменности выступили немецкие католические круги в самой Чехии. Отголосок столкновений по этому вопросу можно видеть в фальсификате буллы папы Иоанна-13 об основании пражского епископства, где говорилось, что на епископскую кафедру нельзя ставить “человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа или славянского языка”. Не случайно мы не знаем произведений, написанных на древнеславянском, древнечешском, древнепольском или языке — сербстине полабских сербов, относящихся к западнославянской зоне и к 12 в., которые повидимому, были уничтожены.

На рубеже 11-12 веков параллельно с упадком славянской письменности в Центральной Европе осуществляются и гонения на славянское письмо и язык в Далмации-Югославии. Древнеславянский — церковнославянский язык перестаёт быть действительно литературным языком всех славян. Славянская же письменность становится, на этом этапе, отличительной чертой лишь части славянских народов, которые по этому признаку временно отделяются от других славянских народов, утративших в результате гонений свой вариант славянской письменности. Это наложило свой отпечаток на процессы развития самосознания в последующий период истории славян и формирования литературного языка, где сильно латинские влияние.

*(Исторические параллели) {Важную роль в укреплении культурных контактов с Византией, Сербией и Русью стал играть основанный в 12 веке на Афоне болгарский монастырь Зограф. Первый период расцвета сербской культуры был связан с приходом к власти династии Неманичей, в частности с правлением Стефана Первовенчанного (1196 — 1227) и деятельность его брата Саввы, основавшего на Афоне сербский культурный центр — монастырь Хиландарь, а затем и автокефальную Сербскую архиепископию. В 1158г. Чехия стала королевством. В 1198г. Пшемысл-1 учредил монархию в Чехии. В 1186г. основано влахо — болгарское царство. С1187 по 1371г. Второе Болгарское царство.}

В 12 в. земли мильчан и гломачей — Горной Лужицы были в ленном владении у чешских князей, тогда как лужичане Долинной Лужицы подпали под власть усиливавшегося маркграфа бранденбургской марки. В 1211г. Германия признала независимость Чехии. В 1226г. Фридрих-2 дал привилегии Тевтонскому ордену для захвата земель балто-язычного племени Пруссов — Пруссии. В 1231г. Фридрих уступил Поморянию Бранденбургскому маркграфству. В 1241г. Поляки потерпели поражение в Силезии от монголо-татарских орд. В 1257г. Основание в Пруссии крепости Кролевец, названой так крестоносцами в честь чешского короля, по-немецки звучит Кёнигсберг.
*(Исторические параллели) { В 10-11 вв. Закарпатская Русь входила в состав Киевской Руси, и с той поры восточные славяне Закарпатья сохраняют свой этноним — Русины, не смотря на перепитии истории. Австро-венгерские власти использовали латинизированный этноним: “рутены”, производное от русины. На протяжении 11 – 13 веков венгерские феодалы поэтапно захватывали земли русин за ЗАСЕЧНОЙ ЛИНИЕЙ — государственной границы, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножью гор. В 1217г. Балканская Сербия стала королевством. }

1264 — Основан (Zalozeni) монастырь (klastera) Мариина Гвезда (Mariina Hvezda) в Горной Лужице (Horni Luzici). Полабско-сербское население (obyvatelstvo) составляло (tvori) свыше (vic nez) 90 % населения (obyvatelu) в ПОЛАБСКОЙ СЕРБИИ, между (mezi) бассейнами рек Салой и Лабой на западе и Водрой — Бобрём/Квисой на востоке, в начале (na zacatku) 13 — ого столетия (stoleti). Захваченная (Dobyte) серболужицкая земля (uzemi) – Полабская Сербия — разделена (je rozdeleno do) на маркграфства (markrabstvi) (Лужицкую марку, Мишинскую марку (будущая Саксония-Sasky statu)…). В 1283г. произошло завоевание пруссов немцами и организация Ганзейского союза приморских городов во главе с Любеком (Любица) — городом славян ободритов.
*(Исторические параллели) {Население некоторых земель в начальный период нашествия татаро — монгол составляла: монголов = 600 тысяч их армия составляла = 130-140 тысяч, на Руси жило = 6 миллионов человек, в Поволжье = 700 тысяч, в Южнорусской степи = 500 тысяч (половцев), в Польше и Литве = 1.600 тысяч, во Франции около ~ 20 миллионов, в Италии ~ 20 миллионов, в Германии ~ 20 миллионов, а в Англии = 3 миллиона. 1223г. битва русских на реке Калке с татаро — монголами. 1237 — 1240г. нашествие монголо — татар на Русь. 1240 разгром Киева и установление “монголо-татарского ига” над Русью. Разгром шведов на Неве в 1240г. Александром Невским (умер в 1263г.), и вторжение крестоносцев на Русь, “Ледовое побоище” немецких рыцарей русскими на Чудском озере.. В 1201-1210г. Призыв Римского папы к блокаде Руси. В 1248г. Римский Папа предложил русским князьям принять католичество, раскол Руси на антитатарскую (Андрей Владимирский и Даниил Галицкий) и антинемецкую (Александр Невский) группировки. В 1252г. победа христиан несторианцев в Монголии. В 1258г. несторианский крестовый поход монголов на Ближний Восток. В 1256г. Римский Папа объявил крестовый поход против монголов и русских. 1262г. Римский Папа Урбан-4 призвал католиков к войне против монголов, литовцев, русских схизматиков. В 1257г. Первая перепись населения в России-Руси, фискальная перепись на Руси монголами для сбора подати, появление баскаков — сборщиков подати. В 1263г. Александр Невский договорился о союзе Руси и Золотой Орды — фактическое освобождение Руси от монгольской власти, отказ ливонских немцев в 1269г. от экспансии на Русь. В 1269г. заключён Мир Новгорода с Орденом. В 1282г. Татары Орды перестали посылать на Русь “даньщиков”.

(Русь платила Орде дань как десятую часть имущества так и десятую часть населения. Существовавший на Руси налог на содержание регулярного войска — Орды, а также о призыве молодежи в армию. В те времена в армию (Орду) забирали в детском возрасте, и набранные воины — казаки домой уже не возвращались. Этот воинский набор и был той самой «тагмой» — данью крови. Подобный порядок, кстати, существовал и в Турции — янычары по крайней мере до 17 века. Это была государственная практика воинской повинности в империи в то время. Остатки регулярного войска — 0рды того времени сохранились до сих пор, это — казачьи войска. Еще в 17 веке казаки были распространены ПО ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Источники того времени упоминают казаков: яицких, донских, волжских, терских, днепровских, запорожских, мещерских, псковских, рязанских, а также городских, т.е. находящихся в ГОРОДАХ. Упоминаются также казаки ордынские, азовские, ногайские и т.д.. ЗАПОРОЖСКИЕ КАЗАКИ до 16 века назывались ОРДЫНСКИМИ КАЗАКАМИ. Более того «Запорожский Низ считался юртом Крымских Казаков». Это еще раз подтверждает гипотезу о том, что казаки — это войска монгольской Орды. Монгольское слово «юрт» («юрта» — становище, жилище, станица) постоянно употреблялось в казачьем обиходе для обозначения их стоянок, поселений. Казаки днепровские, Черкасы Каневские, малороссийские, запорожцы, донские и волжские, мещерские, городецкие (касимовцы), ордынские, азовские, ногайские, терские, яицкие, перекопские, белгородские, городовые. Ногайских и касимовских татар Карамзин назвал казаками. Запорожское — днепровское казачество только в 15 веке отделилось от Крымского государства — от Синей Орды, из-за религиозного раскола Синяя Орда в конце 15 века распалась на две части: православную северную часть, т.е. — приблизительно современную Украину, где и образовалась к концу 16 века самостоятельная Низовая Запорожская Республика, в конце 16 века запорожские казаки «не имели причин относиться с враждой к крымским татарам, своим соседям и НЕДАВНИМ СОРАТНИКАМ. Запорожские казаки участвовали в борьбе придворных партий Крыма. Династия Романовых — родом из Западной Руси (из Пскова). Новой династии Романовых требовалось упрочить свое положение на троне. Претендовали на трон, повидимому, и крымские ханы и некоторые из казачьих родов. Поэтому династии Романовых было важно представить ханов как исконных врагов Руси. С началом эпохи книгопечатания этот дрейф названий естественным образом прекратился, так как появились массово размножаемые карты и книги, зафиксировавшие географию и названия народов, городов, рек и т.п. Только после этого география в основном застыла.

ПОЧТИ ВСЕ РУССКИЕ МОНАСТЫРИ БЫЛИ ОСНОВАНЫ ПРИ ТАТАРО-МОНГОЛАХ. Многие из казаков, оставив военную службу в Орде, уходили в монастырь. Это было принято среди казаков еще в 17 веке. Поскольку казаки — это войска Орды, то строительство монастырей в большом количестве было при Орде совершенно естественно — дать заслуженный отдых отставникам из армии. Поэтому монастыри в те времена и были исключительно богатыми и освобожденными от налогов. Они даже имели право беспошлинной торговли. Еще раз повторим гипотезу А.Фоменко: казаки были вооруженными силами Орды. Именно поэтому казаки и были распространены по всей стране, а не только по ее границам, как это было уже начиная с 18 века. С изменением государственного устройства, казачьи области на границе империи в большей степени сохранили свой первоначальный воинский уклад. Поэтому мы видим, что казачьи поселения в 19-20 веках очерчивают границы бывшей великой — монгольской империи. Эти границы практически совпадали с границами Российской империи 20 века. Что касается казаков внутри страны, то они к 18 веку либо уже утратили свой казачий воинский быт, либо были выдавлены на границы и слились с пограничными казачьими поселениями. Начало этому процессу, вероятно, положила гражданская война великой смуты, а также войны 17 века, войны с Степаном Разиным. Кстати, во времена Екатерины 2 русскому правительству приходилось убеждать Запад, что Разин не был царского рода. После военных неудач 17 века воинские остатки Орды, т.е. казаки, вероятно были частично выдавлены из центра империи на ее границы, как нежелательные возмутители спокойствия. Это произошло уже после петровских преобразований армии, когда был введен рекрутский набор, и армия стала строиться по другому образцу. Бросается в глаза, по историческим данным, что казаки воюют исключительно вместе с татарами. Во всех военных операциях везде говорится о казаках и о татарах, как о смешанном войске (как о постоянных союзниках). Более того, даже в ПОЛЬСКИХ войсках присутствуют казаки и татары. Складывается впечатление, что вся Украина середины 17 века была заполнена татарами. По-видимому, татарами тогда назывались и казаки, пришедшие на помощь запорожцам (тоже казакам!) из других мест — с юга России. Остатки русско-татарской Орды в виде казачьих войск активно действуют на территории России еще и в 17 веке. В Белоцерковском Трактате (договоре) между поляками и казаками, в тексте несколько раз упоминается Орда, но ни разу не использовано слово «татары». Конечно, историки, увидев слово «Орда», начинают сразу говорить о татарах, возможно речь идет о казаках, поскольку Орда — это просто войско. В России до 17 века татарами называли воинские общины казаков, калмыков, волжских татар и т.д., существовавшие на территории Руси. В Западной Европе в 17 веке татарами стали ошибочно называли крымцев и связанных с Крымом мусульман Поволжья. После прихода к власти Романовых в России слово «татары» стали употреблять в западно — европейском понимании.

Русские были в Сибири по крайней мере с 15 века, и Сибирь признавала владычество Москвы и ДО ПОХОДА ЕРМАКА. Поход Ермака был, в действительности, вызван дворцовым переворотом при дворе сибирского хана и отказом нового хана платить дань Москве. Таким образом, поход Ермака был карательной экспедицией по восстановлению прежнего порядка в этой части империи. В китайских хрониках орда эта называлась хакассы, что по исследованию европейских ученых равнозначно слову «казак». По запискам, оставленным современниками, — «хакассы» или «казаки» принадлежали к индо — иранской расе (Хакасия находится в Минусинской котловине на реке Енисее, откуда ведут своё начало половцы, люди с волосами соломенного цвета и голубыми глазами). Они -хакасы были белокуры и светловолосы, высокие ростом, с зелено-голубыми глазами, храбры, горды и в ушах носили кольца. Перед покорением Ермаком Сибирского Царства там, оказывается, уже были русские. «Правителями Сибирского царства являлись потомки монгольских ханов… Русские люди проникали до реки Оби еще в 15 веке, брали дань с местного населения и московские князья признавались ими за владык. В 1553 году сибирский царь Едигей прислал двух чиновников в Москву с подарками и обязывался платить дань царю… Но в 1553 году Кучум… убил его и стал владетелем Сибирского царства и всеми землями по рекам Иртышу, Тоболу и над улусами татар и остяков. Первоначально Кучум платил дань московскому царю, но… расширив владения до Перми, занял враждебное положение к Москве и стал нападать на пермские земли… «. По просьбе Строгановых и был отправлен карательный отряд Ермака для усмирения беспорядков. Среди донских казаков была сильная прослойка населения татарского происхождения. Во время княжения Василия 3 среди их атаманов были известны многие с монголо-татарскими именами. Ко времени начала царствования Иоанна Васильевича во главе донских казаков, как верховых, так и низовых, становятся известными атаманы исключительно с русскими именами, как, например, Федоров, Заболоцкий, Янов, Черкашин, Ермак Тимофеевич и другие. К концу 16 века татарские имена в Москве в основном пропадают. На Дону, как мы видим, происходит то же самое. По-видимому, распространяется обычай использовать не прозвища, а крестные имена.)}

1293/1327 — В 1293 – 1327г. осуществляя политику по германизации сербов, в Полабской Сербии в городах к востоку от реки Солавы (Заале): Бернбурге, Липске (Лейпциге), Альтенбург (Старград) и Цвиккау (Цвикове) местному населению было запрещено говорить на родном славяно – сербском языке. Хотя крестьянское население в округе оставалось славяноязычным – славянским. А города славян превращали в форпосты германизации. Онемеченные полабские славяне, как снежный ком захватывали в этот процесс — германизации всё новых и новых полабских сербов. Славянские города Полабья попадали под власть завоевателей. Первое время славяне ещё официально не были поставлены вне городского права, о чём свидетельствуют цеховые статусы 13 — 14 веков. Но в 15в. издаются уже постановления, исключающие славян из сферы городского права и из некоторых цехов. В первую очередь германизации подвергались представители славянской знати, которые в интересах сохранения имущества и власти над крестьянами добровольно крестились и принимали немецкие имена. Быстрому онемечению подвергались и города. Однако сельское население ещё долго говорило на славянском языке и сохраняло свои обычаи. (Имя героя из немецкой сказки Зербино повидимому, является отголоском прежнего славяноязычного населения сербов — сербин (Сербино — Зербино)). В 1300г. Произошло объединение Чехии, Польши и Венгрии при Венцеславе Втором. В 1330г. Польша уступила Ордену Поморянию.
*(Исторические параллели) {В 1290г. изгнание евреев из Англии и передача торговли итальянцам. В 1297г. Съезд русских князей во Владимире для прекращения усобиц.}

В 12 — 14 вв. в землях Полабской Сербии на вершине феодальной лестницы находились князья и высшее духовенство, которые состояли исключительно из скандинаво — немецких феодалов. Ниже стояли мелкие феодалы, которые допускали в свою среду и представителей серболужицкой господствующей верхушки, имевшей особые заслуги перед германским императором. Низший слой составляли зависимые (крепостные) крестьяне-славяне, в основной массе полабские сербы.

Серболужицкий крестьянин обычно имел свой жилой дом, хозяйственные постройки и небольшой участок земли. Древние славянские обитатели Лужицы строили свои поселения, как правило, у берегов рек, озёр или на возвышенностях. Это было особенно важно в период постоянных набегов скандинавских завоевателей на славян. Характерной формой поселений в Полабской Сербии до феодального периода была круговая форма. Её появление связано с бытом родовой общины, которая располагала свои жилища в виде круга для охраны скота и для защиты от нападений врага. Возможно, что именно из сочетания древнего кругового плана с позднейшим уличным расположением возникла своеобразная форма “веретенообразной” деревни (по-польски “owalnica”), при которой улица по средине деревни расширяется, образуя как бы площадь, центр поселения. В поселениях этой веретенообразной формы в настоящее время обычно общественные здания, как, например, церковь с лежащим при ней небольшим кладбищем (второе кладбище устраивается за пределами деревни), школа, чайная, пожарный сарай, кузница строятся на большой деревенской площади. Здесь же устраивается и пруд. Во многих местах Лужицы в центре деревни имеется пекарня, бани имеются не везде. Непосредственно к домам примыкают сады, огороды, а затем и поля. На окраине деревни, обычно на возвышенности, строилась ветряная мельница. Жилой дом является важнейшей постройкой на лужицкой усадьбе. Дом — одноэтажное срубное здание, под общей крышей находится , как жилое помещение, так и сарай, амбар и другие пристройки. По всей Лужице распространена исключительно двускатная крыша. Для покрытия применялась солома, которая могла служить 20 — 30 лет, и камыш, выдерживавший до 70 лет. Дымоходы четырёхугольные, делаются из кирпича, крыши украшаются коньком. В старых домах входные двери состояли из двух частей, причём верхняя половина двери значительную часть дня летом оставалась открытой. Такие двери существовали у народов Прибалтики, а также у русских черноземной полосы, такие двери являются пережитком старой курной избы.


Автор: Жанара Кенжебекова

Жанара — исследовательница культуры и традиций. Ее статьи поднимают важные темы многообразия культур Казахстана.