[киб рассказвает историю, которую рассказывала ей бабушка]



жүктеу 249.77 Kb.
Дата21.04.2019
өлшемі249.77 Kb.
түріРассказ


IIIa-16доп

Семеново-03

АТ, ИЛ, ТИ
[КИБ рассказвает историю, которую рассказывала ей бабушка]

Умер один мужик. И уже на похоронах у нево один там снял, штоли. А не… Значит, умер один мужик, значит, ну, мущина умер. Ну вот это, раньше-то собирались на посиделки-то молодёжь-та. Ну вот, и там один и значит и кричат, мое: кто не боица сходить на кладбище, например, ну, ночью. И, этово, как ево, вскрыть могилу – там кто-то у… вот умер, вот этот мущина, вскрыть могилу, говорят. И… ну и што-то принести оттуда. Вот кто такой… такой штобы был, вот человек был не трусливый такой. Ну, один парень говорит: а бабушка как рассказывала, говорит, парень говорит: Ой, я, говорит, такой, я схожу, я не побоюсь, говорит… Я не боюсь ни мертвецов, никого не боюсь. Ну и пошёл он. Пошёл он в двенадцать часов ночи, говорит, вот… Этава… Пришёл, открыл эту, вскрыл эту могилу, всё это, гроб этот открыл, ну вот… И взял у этава мужика колпак с головы. И пришёл домой, и говорит: вот, я принёс этот колпак [смеётся], ну вот, этова самая… Ну и говорят: да, ты, парень, действительно, говорят, такой – ничо не боисся. Ну и после этой ночи к нему вот стал этот мертвец ходить. Придёт вот ночью, после двенадцати, и стучица по окнам: Отдай мой колпак, отдай… [смеётся] я помню, как бабушка говорила: Отдай мой… ночь, вторую ночь… парень говорит… Так, парень даже… весь, говорит, поседел даже. Такой весь, как этот, чудной стал. Заболел, гыт, мне чо делать-то? Гыт, не знаю, што! Отдавать ему колпак этот, или не отдавать?! Ну вот. Ну, люди сказали, што: иди, и положи на место этот колпак, и… он больше ходить не будет. Он пошёл в одну ночь тожо, и отнёс этот колпак и его там как, в общем, этот мертвец ево разорвал там. Вот она нам рассказывала это.

[КИБ]
IIIа-20доп

Семеново-03

АТ, ИЛ, ТИ
[Не говорят, что ночью нельзя ходить в баню мыться?]

Ой, я ходила мылась – ничего.

[А всё-таки говорили?]

Говорили, и вот когда человек умирает, например, вот это, в семье, да? Што вот когда идёте в баню, например, вот там до сорока дней ли как-то надо оставлять таз, наливать с водой, бельё приносить, это всё-всё это делать.

[Какое бельё, этого человека?]

Чистое. Дак, в котором он раньше ходил. Так делали.

[И куда его класть?]

Ну, положить там на полку. Таз наливают с водой, всё. <…>

[И что, до сорока дней таз там всё время стоит?]

Да нет, это потом… вот как приходишь в баню, так это снова делаешь, вот так.

[Зачем?]

<Штоб> он вместе с нами ходил в баню.

[КИБ]
IIIa

Семеново-03

ОС
[В доме окна, двери не закрещивали?]

Не знаю. Говорили, говорили тогда, што когда покойника выносят с дому, дак потом вот если женщина одна остается, дак вот на крыльцо полагают топор, штобы этого… И какие-то слова она тоже говорит, штобы домой это покойник не возвращался. Ну, они пугали тогда, што покойники возвращаюца, дак пугают там. Ночью кто-то ходит-то, за волосы трогают, то ли руку подёргает, то…<…>

[Топор клали вдоль или поперёк порога?]

Вдоль, вдоль, по крыльцу да.

[Что делали, если покойник беспокоил?]

Дак тоже ходили к бабке, дак. Ходили на кладбище прощения просить, штобы может там што-то… не так похоронили, не то сделали, што-то дак вот просили простить дак.

[Душа у него неспокойная?]

Да. И у него неспокойная, и у… тому человеку тоже, кому кажеца тоже, чувствует, што чё-то у него не так, как обычно.

[Сколько времени душа покойного находится на земле?]

Дак сорок дней говорили. Сорок суток, а потом уже она уходит в небеса, на покой.

[Что она здесь делает сорок суток?]

Ну дак все говорят: в доме всё слушает, знает и, што делаеца это, около дома ходит, около там, по огородам. Всё в доме живёт, всё слышит и видит. Как будто это живое существо.

[ААВ]
IIIa

Семеново-03

ОС
[Увидев как АЮС пытается поймать бабочку на окне в доме, ААВ кричит: так зачем бабку-липку-то ловишь…]

[Что это?]

Мать, его мать. <…> Раньше так называли, как бабка-липка залетает в эту, в избу, говорят: «Ну там, кто покойников есть, дак тот, мать прилетела тебе ругать, штоб ты меньше вина пил». [Смеётся] А если муж, жена умерла, дак там скажут, што вот прилетела мама или отец умер, дак отец. <…>

[Это к нему или к вам?]

Да нет, просто. Так это говорили, а не знаю к кому она прилетела. У нас теперь обеи родители умерли, ни отца, ни матери нет ни у него, ни у меня, ни у него. Так што, к обеим, может, прилетела. Так ведь редко залетают эти бабки-липки в дом. <…>

[ААВ]
IIIa

Семеново-03

МФ, НВ, АТ
[А что нужно сделать, когда с кладбища возвращаешься?]

Ну, это ж заглядывают в печку <…>, чтобы это. Вот приходишь с кладбища, идешь и там ведь вспоминаешь вот такой-то, то-то, одет так, как одет, как лицо выглядит. Некоторые ведь покойник такой, как умер да так видела какого я живого так, а другой вот или болел, или что-то долго держали его, он в теплое время, он это так вот натекает, лицо страшное становится или чýмное, или какое-то. Ну, вот так чтобы вот это позабылось как будто бы. Вот заходишь в гýбу, моешь руки и дотрагиваешься до плиты, открываешь печку и смотришь туда на заднюю стенку печки, чтобы это забыть, и чтоб больше такого не вспоминать. Ну, ведь так-то и вспоминаешь, всё равно ночью иногда приходится как-то, проснешься и вдруг тебе кажется, что вот такой вот человека видел. Будто страшно становится. На второй день тоже вот говорили тоже, что, чтобы это, надо сходить в туалет [смеётся] и когда ходишь в туалет, дак это, уж вы извините меня <…> там пусть это мужчина или женщина, что вы, вы простите меня, что я там, что я вам что-нибудь плохое сделал или, я ведь вам ничего плохого не сделала. Вот как будто так забывается быстрее, чем на самом деле, если бы этого не делали.

[Это в тот момент, когда в туалет ходишь?]

Да, ну и вот надо просить прощения, шо прости меня, что я там, может, что-то сругался с тобой или этого что-то неприятность какая-то у нас с тобой было, дак ты уж прости и это, ну как не пугать не то что, а чтобы не снился больше он, не вспоминался больше этот человек.

[А в туалет за большое, за маленькое?]

Да хоть в любое, за любое, в любое время.

[ААВ]
IIIa-21a доп.

Семеново-03

ДШ, АК
[Раньше говорили, что старики живут чужой век?]

Было такое, что другой раз и знаешь хорошо, што он, например, были у нас до девяносто. У меня сестра была, она одна, не дóжила одного месяца до ста лет. <…> Тяжело, дочéри попало.

[Почему говорят, что человек чужой век живет?]

<…> Потому што уже ты в чужой век заехал.

[Сколько нужно прожить, чтобы «не заехать»?]

А кому сколько положено.

[А если положено прожить 100 лет, почему говорят, что он «заехал» на чужой век?]

Так он пускай живет… если все нормально, да все, дак пускай благословясь живет. Живой хоть свой… Так только и проживет…

[МСП]


IIIa доп.

Семеново-03


[Хоронили обычно в чем?]

МВИ: Ну как, костюм есть, дак в костюм одели-обули. Деревянный пиджак – и так поехали. Крышку <нрзб.>

[А что надевали на ноги?]

МВИ: Чего, туфли. Обычно, да, туфли.

[А туфли на каблуках можно было надевать покойнику?]

МВИ: А, для женщин? Да, на каблуках. Новеньки есть, значит новые, так, одевали. Но не обязательно.

МАА: Почему на каблуках-то. Тапки обычно.

МВИ: Ну, в тапках я не видел, чтобы хранил.

[Говорят, обычно заранее бабушки готовят себе платье?]

МАА: Да.


МВИ: Ну, обычно так <…>

[Что в гроб обычно кладут?]

МВИ: Ну, чё там, обычно одеяло, да, под низ лóжится.

[А подушку кладут?]

МВИ: А как же, конечно.

[Перьевую?]

МВИ: Обязательно. <…>

МВИ: [Умершему приятелю] там в карман положил [очки], ну, то, что он, ну, читал книжку и так не дочитал. Книжку я ему дал и была маленькая, эта, так я этот, томик положил, иконочка. Всё и забили.

[Что-то кидают в могилу?]

МВИ: Ну как же, сначала мелочь бросают, как обычно. Мелочь, такие, ну, как, не серебро, а медь, вот полтиннички, да вот это всё <нрзб.> Потом – раз! – гроб опускают, землёю зарывают и обратно опять, если у кого есь вот мелочь, дак опять кидают. А так, закопали – всё.

[МВИ+МАА]
IIIa

Семеново-03

ДШ, ОС, ТК, АК
[А какие еще пирожки пекут?]

МВИ: У-у, дак пирогов тут тебе наговорить, дак тут чёрт его знат. Рыбники обычно. Вот, на Троицу, например, да, обязательно нужен рыбник. Вот на кладбище идут – обязательно это рыбник.

[Их на кладбище оставляют?]

МВИ: Обязательно. Ну, там что съели, а остальное так вот, лóжится, ну, тихонько так размял его, положил на могилке.

[А для кого оставляют?]

МАА: Ну, просто оставляют, чтоб просто…

МВИ: Вот, яичко обязательно, ну, яичко вот так покрошим, так. Ну. Пшено обычно. У меня мать, дак всегда берёт эту, перловку. Придёт это, ну, раскрошит всё…

[На столике или на могиле?]

МВИ: На могиле прямо, на могилке.

МАА: На столике, нет, на столике, не ври.

МВИ: Эте-те, а, наши штаны, у Юрки обязательно, у зятя <…> мамка – раз! – покрошит, ну а эти, птички-то там-там-там-там – все вычистят и же не надо ничего. А раньше никогда у нас не воровали, дак, ну. Раньше вот брали стопку и обязательно нальют, ну, пóлну стопку водки. А щас придут, это – раз! – это, голоден-то, тресь, но не оставляют – стопка так вот она лежит, но… но никто не трогает.

[А для чего ее оставляют?]

МВИ: Ну, вот так, например, вот, человек выпивал, другой вообще если не пил, значит, ничего не кладáли. Чай тока ложут, вот как чай – всё. А кто выпивал, дак вот всегда обычно вот стопочку нальют – всё.

[МВИ+МАА]


Семеново-03

ТК, ОС
<…> Умирают, дак, конечно, каждый свой, поёт, ну как, например, если муж помер, жена сама плачет, плач такой, да, што, например, с детьми оставил, на кого ты меня оставил, моих детушек оставил, оставил своих детушек, ну и начнет это там свою жизнь, как бы, ну вот, ну што вот думаешь, ну, например, вот, помер у меня, как я буду жить, ну, ну, я не буду плакать, я плачу и думаю про себя, а они этово наружу вот высказывают, выплакивают.

[Обязательно надо высказывать?]

Ну как высказывать, раньше-то было такое, што оплакивали, да. Видимо, што сейчас же всё равно плачут, ведь как бы там не было, как бы там не жили, ну если хоронят, всё равно плачут, и на поминках плачут, и поминают, и тосты говорят. <…>

[ММГ]

IIIa


Семеново-03

МЗ, ОС
<Обрыв записи>

[При смерти колдуньи [матери МЗМ] из нее выходила жидкость, похожее на грудное молоко] кисель, вот так выходило, две простыни запачкало и она сказала: «Закопай!», так я и закопала.

[Тяжело умирала?]

Тяжело умирала. Ну, она не то што она, просто у ней шло, она без сознания была и всё, она и то сказала, што примет.

[Вы считаете, что она тяжело умирала из-за того, что знала слова?]

Знала, да, слова, да она слова-то и выдала вот так, вот, но она много знала, испортить и наладить, всё знала.

[МЗМ]
IIIa-1

Семеново-03

АК, ДШ
[Как-нибудь говорили у вас об умирающем человеке?]

Не знаю, при мне этого не было. Человек умирает, дак сидим вот, в последние минуты его.

[Рядом с ним сидите?]

Рядом.

[А не было такого, что помогали умереть человеку, который сильно мучался?]



А чем поможешь? <…> Не знаю. Вот я сколько людей хоронил, дак только таким путем. <…> Так что много, я ведь 80 лет прожил, кой-кто похоронен. И на тракторах положено, и на санях, и на телегах.

[На кладбище возили?]

На кладбище, дороги, ведь это, у нас не было, дороги были худые, это вот щас дороги подладили, асфальт да тут всё. А так самому пройти не знаешь как.

[А смерть как себе представляли? С косой, женщина в белом?]

Может быть в старину и было, но я и говорю, что при моей памяти это ничего не делалось. Сколько я помню. Может быть, где-то и ходили с чем-то, всё. <…>

[МСП]
IIIa-2

Семеново-03

АК, АТ, БД


[Вы не слышали о том, что люди иногда тяжело умирают? Страдают перед смертью.]

Как вот, например, моя свекровь умирала, вот его мать [мать мужа]. Она, правда, долго болела, а потом вот умирала тяжело тоже. Но она в чувстве была всё время. <…> Она со мной всё разговаривает и с сыном, сын живет вон там, в Кашино, и с этим сыном. <…> Она со всеми разговаривает, до смерти до самой разговаривала. Вот, и в предпоследний день там уж эти старые люди приходили к ней, дак читали молитву там, а потом вот она перед самой смертью я подошла к ней, она говорит: «Пусть подойдут все ко мне, я прощусь, потому что я в этот день уже умру». Сама чувствовала, наверно. Вот, потом младший сын подошел; она с ним простилась; потом муж подошел – она с ним простилась. Я подошла; она мне говорит, что: «А ты выйди». А я сидела такой темной куртке была у меня одета, темная. Она мне говорит: «Ты отодвинься от меня, а то, говорит, ты загораживаешь, что ко мне, говорит, должна прийти человек, а ты загораживаешь, не пускаешь его». Ну я правда на стуле, на табуретке сидела около постели её. Я так вот отодвинулась. Она говорит: «Ну вот теперь хорошо». И это, минут пять так, наверное, прошло, а так вот вздохнула глубоко, глубоко и всё. Ну она уже очень плохая была, болела сильно она, воспаление легких было или не знаю, что за болезнь у неё была, но очень тяжело болела. И вот умерла: два-три раза вздохнула и всё. Мы, правда, сразу с Ваней, Ваня младший сын был, заплакали, ну вот и побежали: я за мужем побежала, он побежал тут за невесткой, что мать умерла, дак идите, надо это… собирать бельё, потом мыть будем дак. Но она правда мне сказала тоже: «Ты не мой, пусть меня моет старшая невестка». Вот <…> я и не мыла. Даже вообще не одевала и мыла, они сами там. Не знаю: почему она так. Может, думала, что я бояться буду. Или что? <…>

[А что это за человек был, кого она хотела увидеть?]

Дак человек это так-то мы предполагаем то, наверно, смерть пришла. Она сказала, што, вот, там человек стоит, пропусти, говорит, его, а то мне, я, говорит, не могу никак умереть. Ну вот, я отодвинулась, пустила этого человека. <…> Она до самой смерти говорила всем. Понимать понимала всё время, что мы у неё спрашивали - она всё, вот, отвечала. [Свекровь информантки даже пила водку 9 мая, но после 9 мая уже не поднималась. А 12 мая она умерла.]

[А где похоронили её?]

А похоронили мы на этом кладбище, здесь, у нас там. <…>

[А вы не слышали, что люди перед смертью мучаются?]

Так я вот и говорю, что у нас свекровь это так дня два, наверно, мучилась вот. <…> Металась. Дак вот. Звали мы бабушку и она читала ей молитву. Но она написала мне на этом, на бумаге, но я чё-то такое это, слова непонятные, я не могла читать, дак позвали мы её саму, дак она сама вот читала. Потом она успокоилась, не стала. Этой бабушки тоже нет живых <…>

[ААВ]
IIIa-2б

Подпорожье—Захарьевская –03

МДА
[Мать ГСИ в молодости была верующей, потом разочаровалась в вере, а в старости] стала читать снава Библию, снова поверила. Не умирала фсё, мы ей Библию читали две ночи, и не болело ничево <у неё>

[ГСИ]
IIIa-4

Семеново-03

АК, АТ, БД


[А могилу кто роет?]

А могилу тоже роют, чужие только роют. Свои не роют могилу.

[А почему?]

Как вам это сказать? Ну, чтоб не обидеть его покойника, что, может, думает, желает, чтоб его быстрее похоронить, дак свои тут это делают быстрее. Ввиду того, что вот не обидеть его так. Что не свои, родные желают-то ему, что он умер. А чужие там всё-таки не так жалеют как свои. Из-за этого.

[А землю бросают в могилу?]

Ну, это бросают землю в могилу. Ну, это в память, чтобы тоже участвует в этом, чтоб это, он помнил, что, это, не забывают его, не забыли. Что всё-таки побросали землю в эту, в могилу <…>


IIIa-4

Семеново-03

АК, ДШ
[А покойника как в доме называют?]

А это смотря: умерший – значит, он помер дома, ну или в больнице помер, но всё равно его привозят домой, а утопший – значит утопший, тоже дома дёржат. Достают там, долго время доставает, ведь надо искать. Но всё равно утопшего недолго дома держат.

[Меньше чем обычно?]

Меньше. Он с воды. Оденут да всё да то, сутки продержат. Отправляют.

[А сколько обычно держали в доме покойника?]

Три дня. <…> Это закон такой божественный или даже не знаю какой, обычай такой. Это уж три дня надо продержать покойника.

[А почему три дня?]

Дак ведь за три дня народ ходит прощаться: утром да вечером, да. Народу-то много, сёла-то большие. В другой раз много же знакомых. С других деревён наедут. Вот три дня и держат.

[А ставили гроб обычно в какой комнате?]

В большой.

[А гроб как располагали?]

Головой направляли в большой угол.

[Там где иконы? В красный угол?]

Да, в красный угол, как вы называете красным углом.

[А у вас какое название?]

Ну, мы называем большой угол. Этого уж его комнату, в комнату выносим, туда, к комнаты в отдельны, чтобы он уж здесь нигде близко не был. Ведь люди же приходят там, садятся.

[А ночью сидели вместе с покойником?]

Сидят, сидят.

[По очереди?]

По очереди. По очереди. Я. Но ведь отдохнуть-то тоже надо.

[А что делают когда сидят?]

А просто сидят, вот, у него.

[Не молились?]

Раньше может быть и молились, может быть и читали, а так как, вот, сейчас эти времена, так я и говорю, что я восемьдесят лет прожил, дак. Правда, одного покойника не оставляют. <…> Кто-то у него: когды двое, когды один, когды трое. Сидят, меж собой разговаривают. <…>

[А кошку подпускали к покойнику?]

Нет, кошку не подпускали.

[Почему?]

Кошка может. Ведь мало ли, задремлет, может быть. В это время как сидят же, дак ведь может и задремлет. Это и слов даже нет. Кошка может отгрызть нос или что-то у мертвеца. Кошку обязательно выгоняют.

[Кто обычно обмывал покойника?]

Обмывал? Женщину обмывают старые пожилые женщины и молоды обмывают. Так если которые не брезгуют. Не то, что брезгуют, а не смеет. Смелая так. Тоже, берет, а что там. Воду согреют, тело помоют, да переодеть-то ведь его надо, дак опять ведь во всё чистое. Одеть, чтобы был похож на покойника. Это отправляют-то в последний путь.

[МСП]
IIIa-4

Семеново-03

АК, ДШ
[Что делали с одеждой, в которой умер покойник?]

Отдавали чужим, <…> отдавали.

[А остальную одежду, которой пользовался покойник?]

Отдают. Отдавать. По деревне. Если подходит, например, тебе там пальто <нрзб.> пальто, я возьму, товарищу отдам, какому-то такому же пожилому мужчине. Отдам. Да хоть брюки, хоть рубахи, всё <…>

[МСП]
IIIa-4

Семеново-03

АК, ДШ
[Что делают с мылом, которым обмывали покойника?]

Это выкидывается, уже не моются. И то моют покойника недержаным мылом, чтобы оно было недержаное. Чистое чтобы было.


IIIa-4

Семеново-03

АК, ДШ
[А покойнику связывают руки?]

Да, бывает, что вот, например, на первой день, первую ночь покойника, когда уже намыли, да всё приготовили, всё там сделали и его положили в гроб [руки нужно складывать. А руки иногда расходятся]. Значит, его связывают.

[В каком месте?]

А прямо вот в середины, в одном вот чем-то вот месте.

[А связывали обычной веревкой?]

Нет. Чем-нибудь платяным таким мягким. Потом ведь руки устаиваются. Перед похоронами уже у него это всё развязывают. Также и ноги, ведь ноги чтобы стояли вот так [ровно], прямо же, а то так они разваливаются. <…> Немножко стянут в место их, они потом устоятся и тоже развязывают. А иначе как он там ходить-то будет.

[МСП]
IIIa-4

Семеново-03

АК, ДШ
[Что нельзя делать дома при покойнике? Печку топить, пол мести?]

Печки не топят для того, чтобы не испортить его, ведь всё-таки три дня держат. <…>

[А зеркала у вас закрывают?]

Зеркала закрывают.

[Почему?]

А вот не знаю, вот этого не скажу.

[А надолго?]

Пока он лежит тут, трое суток. <…> А потом открывают и всё, потом уже как покойника выносят, <…> квартиру начинают мыть <…> сразу. Обтирают всё, главно полы, промывают на чем он лежал, там дак, например, если табуретки положены были ему, да доски под гроб положены – значит, вынесут на сарай, проветрят, табуреточки опять оботрут, ну а дощечки сами себе там оставятся на сарай.

[А кто убирал? Хозяйка или кто-то другой?]

Посторонний <…>

[Когда моют, куда эту воду девают?]

Воду выливают <…> на помойку выливают и всё, помойную яму. Всё, где помои сливаем. <…>

[А с лавкой что делают, когда покойника выносят?]

Обычно на лавки не ложат, обычно ложат табуретки и доски, а гроб уже потом ложат на доски. Гроб не ставится на табуретки прям, на доски <…>

[МСП]
IIIa-4, 6

Семеново-03

АК, АТ, БД
[А что делали в доме, когда выносили покойника? Пол моют?]

Не так вот вперёд, как вперёд моем обычно, а моют назад, задом идут. Вот так. Ну вот так. Вытирают задом, чтобы это всё, что, например, лежал покойник, всё-всё снимается и это, вот выносится, там вот вода, или там ну, там зимой, например, ведь когда в избе тепло, дак ванну с этим, со снегом, со льдом полагают. Ну дак это всё выносят мужчины и всё-всё вымывается, выносят.

[А эту воду куда выносят?]

Ну, воду выливают в помойку, а это лёд там ну, оставляют. Ну а хвою, которую вот по дороге, тоже собирают, а потом сжигают её.

[А хвоей что? Посыпают что ли?]

Да, хвою, веточки хвоей бросают вот по дорожке до машины, например, по этой вот дороге бросают и всё, и по этим веточкам несут. А потом эти веточки, уезжают, эти веточки собирают и сжигают. И вот старое бельё, которое на нем было, например, на покойнике-то, сжигают. Бельё только. А это, которое, на котором лежал он, может хорошее, дак кладают, проветривают там да всё это. Потом пользуются этим бельём. Так хорошее, но плохое дак выкидывают, тоже закапывают, например. Старые одеялья там, старые матрасы, на которых может лежал. Те, которые больные, дак мучатся, дак под себя ходят как долго лежат. Вот закапывают в землю.

[А с посудой что-нибудь делают?]

Нет. Это всё остают. Посуда, дак вся потом моется да убирается. Так не знаю, то не слыхала чтоб выбрасывали.

[А когда гроб выносят, посуду не переворачивают?]

У нас этого не делают.

[А с зеркалами что делают?]

Зеркала закрывают, вот где этот, покойник, лежит, так зеркала закрывают. Говорят, что он может потом как будто казаться в зеркале. Кто-то может увидеть его, дак это закрывают.

[А на сколько их закрывают?]

Дак вот пока он лежит, например, два дня, три. Как родные собираются, дак это они закрыты всё <…>

[ААВ]
Шa-4a

Подпорожье-Захарьевская-03

МДА
[На какой день хоронили обычно?]

Обычно два дня. Две ночи обязательно дома держали.

[Ночью сидел кто-то рядом с ним?]

Обязательно. А вот маму мы хоронили, [на неделю задержали похороны, потому что не успевала приехать сестра РМП] <…> В спальню [мать] положили, и положили лёд. Лёд, отец положил лёд, целый таз. Ну не таз, а корыто большое. И всё время менял.

[РМП]
IIIa-4г

Подпорожье-Захарьевская-03

МДА
[Кто обмывал покойника?]

Маму я не помню кто мыл. А я сама очень много покойников перемыла. <…>

[Родственники могут мыть?]

Родственники вопще не моют. А если никому… никово нет, то почему не мыть.

[А куда воду и тряпки девают?]

А тряпки в помойку выбрасывают, в основном.

[А воду?]

И воду выливают тоже туда же.

[В помойку?]

В помойку, да.

[А мыло?]

А мыло, я не помню, мыло тоже выбрасывают, а теперь я не знаю, бросают или нет, чорт знает.

[А говорили, что этим мылом можно лечиться?]

Нет, ничё не слышала таково.

[РМП]

IIIa


Семеново-03

МФ, НВ, ИЧ


[Расскажите про похороны]

[ШЛМ] Вот бабушка вам расскажет как покойника, когда похоронят, что делают <нрзб.> Вот когда похоронят, вот идут, например, несут гроб уже. Ушли на кладбище. А до этого, перед этим вот всё было ветками еловыми дорожка перед ним как ему уйти, еловыми веточками застелена.

[Можно убираться, когда в доме покойник?]

[БАМ] Дак, не у… ничего и не делают.

[ШЛМ] Только разве сидят. Всю ночь у покойника. Здесь так принято, в этой деревне вот. Если у кого-то кто-то умер, по очереди все приходят, вокруг ставят вот так вот в большом углу, и вот по круг садятся <нрзб.> Кто там пришёл к ним, к нему проститься. И сидят по очереди, кто может долго, кто может корóтко сидеть. У кого как время есть. Всю ночь.

[БАМ] Всё равно сидят, всё равно не спят. Я вот, например, Сашенька у меня, когда так случилося, дак я без ума была, дак я не знаю, сколько сидела, а потом, может, спала. Меня накололи, я как дура кака была. Я даже не помню, што народ в избы был, не помню, как понесли, как на кладбище были, ничего не помню. Накололи чем-то меня, дак, без ума была. <…>

[ШЛМ] А потом-то, вот она вам потом-то расскажет, вот унесли покойника, вот вы спрашиваете, можно ли убираться, а здесь специально остаётся человек, которого просят, чтобы он всё убрал. Не надо чтобы свой кто-то был, родственник.

[Почему?]

[БАМ] А, по-видимому, не принято.

[ШЛМ] А ну, чтобы не этого, ну, я не знаю почему, наверное, не хотели, чтобы родственникам горе, дак что оберегали так людей близких. Не могут они в таком состоянии уборку делать. Приходит кто-то чужой, всё убирает, всё намоет, сготовят там всё, кто в деревне вот, там один кто прибирает, есть кто другой, кто ещё что-то, ватрушки, что дома сделает, сделает сколько что может. Поминки-то потом. Потом всё уберут и…

[После того как вынесут покойника убирались?]

Да, уже после выноса потом всё убирается, моется. По-настоящему моется и на второй день, или в этот ещё день в баню ходят. На второй, наверное. На второй день в баню ходят все. На второй день <нрзб.> Да, все на кладбище сходят, а потом все в баню. А мать, например, дак вот если похоронят сына, мать, она не должна у него плакать, потому что эти, его слёзы, для сына очень тяжелы. Так принято, чтобы сыну не было тяжело, мать должна примириться. <нрзб.> Потому что её слёзы для него – это как огонь. <…>

[БАМ+ШЛМ]

III(доп)


Семёново-03

БР, ТИ, ЕК


[Почему на некоторых могилах вместо крестов пирамидки?]

КВС: Постаменты это, постаменты, да. [Деревянные как стелы] Тоже это. Так принято у нас.

[А что-нибудь сверху ещё ставили?]

КВС: Или крестик или звёздочка.

[А на некоторых вообще нет ничего?]

Ну и могут и так, пустые стоят.

[И табличек даже нет?]

КВС: Есть, у меня даже у отца нету.

[А почему нету?]

КВС: Не сделал своевременно. <…>

[А на каких-то могилах стоят стаканы с какой-то жидкостью?]

КВС: Это водка.

[А там ещё что жёлтое?]

КВС: Чай наливают.

[А зачем?]

КВС: Ну чай, это самое, ну, кто не пил. Ну, допустим, бабушка там, ну обычно женщины, они спиртным ведь как обычно не увлекались. Мущины да. Мущинам сигарету положат на надгробье, стопочку вина. Водки, а женщинам чаю. Ну как бы вот щитается, что вот мы пришли поминать и они поминают. Мы их, они – нас.

[Они нас поминают?]

КВС: Ну как! На том свете, говорят, жисть есть, мы же там не были. Никто там не был. Правильно, вот… Так что.

[А какую сигарету клали?]

КВС: Любую… Ну, просто закуривают, чтобы дым шел. Ну, кто курящий был и умер, шо б и на том свете он как бы.

[А в тарелочках там еду приносили?]

КВС: Да. Это вот, кстати, в Москве да и вообще нигде почти не применяется. В редких таких вот деревнях. <…>

[Зачем продукты клали?]

КВС: …покушают, вороны, чайки. <…>

[То есть так кормят птиц?]

КВС: Птиц… а птицы как бы.

[А что птицы?]

КВС: Тоже поминают.

[А зачем птицам поминать?]

КВС: Не знаю.

[Мы ещё видели бур, воткнутый в землю рядом с самим камнем]

КВС: Это, может быть, он работал вот здесь у нас на буровой. Вот здесь у нас Карел-гранит за речкой, вот. Он работал, наверное, буровым рабочим.

[А зачем?]

КВС: В память, в память. Да.

[А зачем на кладбище ставят соль на столы?]

КВС: Не только соль. Там и крупу ложат. Тоже обычай такой. <…> Вот, чтобы птички вот эти клевали.

[Но соль же не клюют?]

КВС: Дак соль не клюют, а соль я не знаю. Но пшено, это точно. Пшено, рис, ну, в общем, крупу. <…>

[А когда человек умер и лежит в доме, где свечку ставят?]

КВС: Меж пальцéй.

[Пальцы сложены на груди?]

КВС: Ну, свечка тоненькая, специально в церквях берут.

[А в головах?]

КВС: А если большую свечку ставят – на блюдце и на блюдце.

КВС: Вот тут соль ложат.

[Куда?]


КВС: На блюдце, на блюдце. И в соль ложат свечу.

[Когда?]


КВС: Когда он лежит дома.

[А куда свечку ставят?]

КВС: Если тоненькая свечка, церковная, видели там тоненькие они такие, ну вот, меж пальцей люди вставляют. Потом, постепенно их прогорают, меняют на другую. А потом уже все и убирают и…

[А ту, которая на блюдечке?]

КВС: А на блюдечке, там обыкновенная стери…, как её, стеориновая. <…>

[А зачем соль кладут на живот?]

КВС: Не знаю. Он вздутся, или… [КВС ранее сказал, что на живот соль кладут неверующим]

[Это неверующим?]

КВС: Может быть даже и неверующим.

[Так, верующим кладут соль на живот?]

КВС: Неверующим.

[А ещё что делают с неверующим?]

КВС: Ну, обыкновенные похороны, а верующим там же и крест ставят.

[А три дня выдерживают?]

КВС: Да, да.

[А воду где ставят?]

КВС: Ну, обычно в летнее время, дак в зависимости от порчи.

[А воду куда-нибудь не ставили рядом с покойником?]

КВС: Лёд. Летом.

[Куда?]


КВС: Под тело. Чтоб он не портился <нрзб.>

[КВС]


III(доп)

Семеново-03

БР, ТИ, ЕК
[Когда поминают умерших?]

КВС: … Там идёт пятьдесят дней от Паски. А Паска, обычно, тоже меняется, и вот, как, в зависимости от Паски, через пеэсят дней – Троица. Она может быть и в апреле, и в мае, вот щас вот была в июне, в начале. Если, допустим, в мае, комаров нету…

[А на какие дни поминают?]

КВС: Ну, обычно родительская суббота, перед Троицей.

[КВС]

IIIa


Семеново-03

НЯ, ЕК
[Покойник]

[Если покойник является за кем-то, то это предвещает, что он умрет?]

Да. Дак я вот, думаешь, думала: мне-то чё, хоть бы дочку у меня не утащили ночью.

[Говорили, что может покойник так сделать?]

Дак, он-то, может, и утащит, а, может, заболеет в это время, что-то там сделается такое, что… вот, из больницы не выйдешь, тут, в это время.

[ААВ]
III

Семеново-03

НЯ, ЕК
[Покойник]

[ГЛС]: <Если увидишь во сне> родителей или кто там до кучи, помянуть, конечно, из родственников. Да. Если умерший приснится, лучше сесть и помянуть чаем-то.

[Если приснится умерший родитель и будет чего-то требовать?]

На кладбище надо поговорить с ним, и всё потом прекратится.

[Часто надо посещать кладбище?]

А у нас обычно в выходные ходят.

[А есть родительские субботы?]

Почему? Есть. Это перед Пасхой обычно.

[МСП]: Есть. Перед Троицей.

[ГЛС]: Есть вторник родительский.

[Это когда?]

Ну, это после Троицы….

[МСП]: Троицы на второй день.

[ГЛС]: Ну как, да, после Троицы…

[МСП]: На второй день.

[ГЛС]: …на третий день, дак.

[А что тогда делают?]

Разговаривают. <…> Разговаривают, поминают. <…> Не знаю, чем чаще ходить, мне кажется, это тоже им не очень нравится.

[МСП]: А часто вообще, часто не ходят.

[ГЛС]: Часто им надоедает, потому что у них те тоже там как потусторонний мир. Дак что-то своё там у них есть. Это мы от старых людей знает. Вот от бабушки нашей. Дак она вот руко <…>

[Что делать, если мертвый является?]

Ну, лучше не разговаривать с ними. <…> Нельзя.

[А как защититься?]

Молчать просто. Молчать и всё. Отворачиваться и всё. <…> Уходить. <…> Можно не уходить, можно креститься про себя, но ни в коем случае не разговаривать.

[А если заговоришь?]

Дак просто чтоб потом не знаю. Может, что-то и бывает, но обычно не разговаривать.

[А если покойный часто ходит?]

Ну так в церковь ходят, ставят уже свечки, чтобы за упокой, да за упокой чтобы он не приходил.

[МСП+ГЛС]
III

Семеново-03

НЯ; ЕК
[Летаргический сон]

Женщину одну похоронили. Она была в этом, сон-то, как называется – засыпает на несколько дней, даже месяцы.

[Летаргический?]

Вот это. Она неделю дома лежала, вот, и что это. Ну, все думали, что уж она… болела, во-первых, а потом, вот, сон такой у ней оказался. И похоронили её в могилу. И около кладбища в это время шёл какой-то мужчина с охоты. И вот, в общем, слышал стоны с могилы, это она, это. Кричала, что спасите, помогите, спасите, вот. Дак и пришлось эту могилу раскопать. Раскопали могилу, дак вот у ней все волосы на себе были вырваны. Она плешивая уже стала.

[Она вырвала?]

Да. Сон-то прошёл у ней. Раньше времени похоронили. Может, надо было ждать десять дней, а не определили, поэтому, говорят, надо, когда умирает человек, вот, ставить, например, стакан или, это, какую-то пробирку стеклянную, что если уж он дышит, хотя, вот, вот этот сон идёт, значит, она будет потеть. Отпотеет там, это, внутри. Ну а если уж не, это, не дышит, дак она уж не отпотеет. Человек холодный сделается, дак он… как он будет. Вот поэтому, говорят, что обязательно три дня надо дома держать и, вот, надо ставить, потому что еси болеет человек, дак там уж видно, что он болел да, это, умер. А еси вот так, это, быстро – раз, и человека не стало, - это ведь в деревнях-то особенно. Врача где-то. Пока 17-20 километров едут на лошади или, там, теперь-то машин стало… и то в деревнях нет машин.

[ААВ]
IIIa

Семеново-03

НЯ, ЕК
[Сон про покойницу]

[Бывает, что снятся вещие, особенные сны?]

Вот ещё один сон помню, вот, тоже родила Люсю, первую дочку, в больнице. Вот лежу на кровати, а в больнице никого нет – только одна я. И за стенкой должна быть сторож. Он, значит, ну, она выпивала и, наверное, ушла. Это, меня оставила одну. А ночью в сентябре дожь идёт, погода такая. Я дочку-то к стенке повалила, сама лежу спиной на палату. И вдруг, вот, свет горит, мне кажется, что кто-то зашёл в палату и вот подошёл, там, в тумбочке вроде, вот, все <нрзб.> от всех родных нанéсено всего мне в эту палату была в тумбочке. Ну. Вот так пришла и вот так в пал… этой в тумбочке-то шелестит, этими, бумагами и, этими, пакетами, всё. Я спрашиваю: «Кто?» Никто не отвечает. А мне так страшно, знаете, дождь вот там да это… льёт. Я боюсь повернуться, это. А мне кажется, как будто… у нас тут в деревне была такая старушка горбатая и, вот, мне кажется, она только-только что умерла и она пришла за моей дочкой, ну вот. На меня такой страх нашёл, я боюсь даже повернуться, боюсь что-то это… Потом, значит, спрашиваю второй раз: «Кто там?» Никто. Третий раз: «Кто там?» Я думаю это Фенька, значит, ворует у меня там, в тумбочке, еду. Думаю: ну щас я уж повернусь. Думаю: повернусь и вот этой-то рукой как нахлопну щас туда, по тумбочки. А сама руку-то так не могу поднять, знаете, вот, как будто она у меня деревянная такая, никак. Глаза открыла. Думаю, щас повернусь и за… Люсю-то трогаю, Люся-то тут, а, думаю, интересно, она там стоит или не стоит, эта бабка-то. Меня знаешь, ну вот, я так-сяк, раз, молóда же, это мне там двадцать восемь лет было тогда ж ещё. Ну. Думаю, вот всё-таки так руки не могу двинуть, дак, думаю, голову так вот искося-то туда. На тумбочку. Там никого нет. <…> Думаю: она, наверное, кровать-то высокая, думаю, она там, наверное, спряталась, вот. И вот так приподнялась – никого и там нет под кроватью. Ну, никого нет, дак я уже, это, сама вот так вся дрожу. И давай в стенку стучаться. За стенкой должна вот эта сторож-то быть. И стучу, «Феня, Феня!» - кричу. Никто ничего. Потом села на кровати, вздохнула. Если перед хорошим она мне приснилась, так всё хорошо будет, если перед плохим, значит, это, это ни с нами случится – или с девочкой, или с, этой, со мной что ни случится.

[В итоге ничего плохого не случилось]

[ААВ]
III

Семеново-03

НЯ, ЕК
[Сны]

Вот, например, часто снятся, вот. Родители, эти, то его [мужа] мне снятся, то своя мать снится. Я уж теперь заметила, что если моя мама снится мне перед плохим, что-то плохое будет, а его мать снится, мне хорошее что-то будет: или, там, какое-то известие хорошее или что-то подарят, или принесут, или что-то такое. В общем, хорошее или весёлое такое будет что-то. А своя мать снится мне перед плохим.

[А если приснился покойный, то, может, его надо помянуть?]

Дак, это-то может быть, снятся, но каждый раз-то ведь… иногда чужие, там, совсем снятся, вот это.

[Это к чему?]

Дак вот тоже. Иногда к хорошему, иногда к плохому. <…>

[Не знаешь, да?]

Не знаешь к чему. Не замечаешь. Так бы, как свои родные, дак будто замечаешь, для чего снятся. Вроде, там похоронили, правильно всё, и все дни отмечены, там это, всё, ведь поминаем, ведь, например, что какой день рождения; на кладбище если не ходили, дак дома поминаешь. А зачем снятся? Тут чувствуешь, что что-то есть, а другие там иногда мимоходом так снятся. Ну, так говорили, что если покойник снится к хорошему и даёт тебе что-то, это значит хорошо. А если от тебя отбирает, значит, во родни, или там где-то будет, этот покойник, потому что отбирает уже покойник отбирает у тебя.



[ААВ]





Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет