«Китайская страница в истории Курумканского района»



Дата20.04.2019
өлшемі98.5 Kb.
#105396
түріИсследовательская работа


МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования»

МО Курумканский район

Учебно-исследовательская работа
Тема: «Китайская страница в истории Курумканского района»

Выполнила: Маланова Александра– 10класс

Руководитель: Булгутов Владимир Доржиевич

Курумкан


2018г

План:


1. Введение: стр. 1- 4

1.1Актуальность темы

1.2 Цель: (почему я интересуюсь этой темой)

1.3 Территориальные и хронологические рамки

1.4 Методология и источниковая база

1.5 Практическая значимость


2. Основная часть:

Глава №1 История Баргузинской долины стр.5 - 7

§1.1. История хорчин - баргутов

§1.2. Встречи на Маньчжурской земле

§1.3.Русский билет Китайца.
Глава № 2 « Мои друзья – мое бессмертие» стр.7 - 8

§2.1. Владимир Ян – чен - фан

§2.2. Николай Ен - вен – тун
Глава №3 Династия ЛЮ-ДО-ФУНа стр.9 - 12

§3.1. Фэн – Шуй и огородничество


Глава №4 « Моя Фамилия» стр.12

3.Выводы стр.13

4.Заключение стр.14
5. Примечания и ссылки стр.15

6.Стендовый доклад

7.Дневник исследовательской работы

8.Магнитофонная запись – старожилов



Введение

Долина Баргузина, расположенная в одном из дальних районов Бурятии,- мой отчий край. Река Баргузин берет начало в глуши тайги, вытекая из озера Болон - Тумэр, и стремит свои воды с востока на запад, к Байкалу. Вдоль реки, между гор, расстилается благодатная Баргузинская долина с обширной Куйтунской степью.

Глянешь на север, на правобережную часть – и взгляд твой упирается в длинную цепь островерхих складчатых гор. С южной стороны долину окаймляют невысокие, пологие горы. Сколько тысячелетий, сколько миллионов лет стоите вы, молчаливо – застывшие, величавые мои горы? Промолвите хоть слово! Но задумчиво и загадочно молчат они, и бесстрастной вечностью веет от них…

Название « Баргузин» известно миру с седых времен. В трудах авторов далекого прошлого довольно часто упоминается « Баргуджин – Тукум»- обширный лесной край, прилегающий к Байкалу. В основу названия древнего региона, без сомнения, легло слово «Баргуджин».

«Так оно раньше было, но старики давно говорили, что название Баргузин от баргутов идет, от одного слова, наверное, монгольского. Едва ли есть богаче земля, чем Баргузинская. Тут тебе и всякая рыба, зверей каких только нет, птица любая водится, трава растет до самого пояса, кругом леса.

Когда в эту долину попал человек, наверное, из монголов, то за ее разные богатства он назвал ее баргутской землей, богатым краем. Когда народ узнал, что на свете есть такая богатая страна – Баргузинская земля, то он и тех людей, которые там жили, прозвал баргутами.

« Раньше, - повествует «Баргузинские летописи», - долину Баргузина населяло земледельческое племя хорчин – баргутов». Вплоть до настоящего времени, - сказано в них, - существует ясные следы распаханной земли и оросительных канав, проведенных этим народом»1


Актуальность темы

Интерес к теме продиктован ее недостаточной изученностью в масштабах республики и отсутствием работ, в которых был рассмотрен весь комплекс интересующих вопросов.



Степень изученности темы
В изучении сибирской деревни весомый вклад внесли работы крупного ученого историка – исследователя Сибири Н.Я. Гущина. В его трудах нашли отражение проблемы западносибирского региона, а меньшей степени – Восточной Сибири, в том числе и Бурятии.

История китайских мигрантов в Забайкалье и сегодня остается малоизученной темой.

Недостаточная степень изученности темы и ее несомненная актуальность определили цель и конкретные задачи исследования.

Цель исследования: Комплексно рассмотреть вклад китайского народа экономическую, социальную, культурную жизнь в историю Курумканского района.

Задачи исследования:

- проанализировать процесс эмиграции;

-раскрыть особенности работы китайцев в Хонхино, Аргаде и Элысуне, показать образовательный и культурный уровень;

Хронологические рамки охватывают период конца 19 – 20 века Курумканский район Республики Бурятия.

Территориально исследование включает Курумканский район Республики Бурятия в составе Российской Федерации.

Объектом исследования является вклад китайцев в экономическую, социальную, культурную жизнь в истории Курумканского района.

Предметом исследования является села Курумканского района и жизненный путь Династии Людофун.

Методология исследования общеисторические методы использовались во взаимодействии с общенаучными методами: анализом, синтезом, описанием, объяснением.

Источниковая база исследования:

1..Румянцев Г.Н. Баргузинские Летописи. – Улан – Удэ, 1956. – С.7-9.

2. Нимаев Д.Д. « Этнические последствия присоединения Бурятии к России» - Вып.№7.- Улан – Удэ. Тематический сборник 2006г - С.200- 201. Сибирское Научное Издательство.

3.. Ангабаев Т.Е. «Китайская пуца»- Вып.1.- Улан – Удэ, 1981г, Байкал - С. 12 -13

4.. Гармаева Р.Б. Статья « Встречи на Маньчжурской земле газета12.07. 07г. №57 « Огни Курумкана»

5. Башкуева Е.Ю. ИМБИТ СО РАН г. - Улан- Удэ - 1860- 1810гг «Из истории китайской миграции в Верхнеудинский уезд»

6.Гармаев С.В. Мы - из Баргузинской долины 1999г. Улан – Удэ

7.Раднаева Л.Н. Великий Лю - до – фун (воспоминание) 2006г. кандидат исторических наук, отличник народного просвещения, заслуженный работник образования РБ



8. Информаторы – старожилы с. Аргада Цыренов Н.Н. – 70лет

9.Юнпресс Ман - кан - чин «Моя фамилия» газета 3.04. №63 01г « Огни Курумкана»

10. Центральная Азия и Сибирь. 14мая 2003г. Первые научные чтения памяти Е.М. Залкинда. Алтайский Гос. Университет.

11. Информаторы - старожилы с. Элысун

1. Гармаева П.Т . – 87 лет.

2. Элбыков Э.Р.- 65лет

3. Ринчинов С.С.- 80 лет

4. Информаторы – старожилы с. Хонхино Щербаков С.Г. – 86 лет

12.« Сведение о 1 переписи населения, именной список жителей населенных мест Баргузинского ведомства». НАРБ

13.Документы и материалы (НАРБ) Ф. 1-П; Ф.Р.-1349; Р.- 465с;

Научная новизна

На широком документальном материале архивов Национальной библиотеки г. Улан – Удэ, предпринята попытка комплексного исследования вклада китайцев в экономическую, социальную, культурную жизнь в истории Курумканского района.



Практическая значимость работы

Материалы и результаты могут быть использованы в учебных курсах, при написании обобщающих трудов по истории Бурятии, историческому краеведению.



Апробация результатов

Автор принимает участие в рамках Всероссийского, краеведческого движения «Юный архивист».



Структура работы

Учебно- исследовательская работа состоит из введения, из четырех глав, примечаний, заключения, списка источников и литературы.




Глава №1 История Баргузинской долины

§1.1. История хорчин - баргутов

В 12-13 вв. пределах Прибайкалья проживали значительные этнические группы, объединенные под названием «баргуты». Сохранились достаточно отчетливые легенды и предания среди баргузинских эвенков проживавших здесь в прошлом баргутах (хорчин-баргутах, солон-баргутах, монгол-баргутах). Однако в источниках начало 17 века в Прибайкалье не зафиксированы группы населения, именуемых « баргутами». Возможно, племена давали истощенной земле «отдохнуть», укочевывая на новые места – благо, было куда податься. Так думается, на стыке 15 -16 веков Баргузинская долина пребывала безлюдной.

Важным представляется вопрос о причинах и времени ухода баргутов-хорчинов с ранее занимаемых земель. Согласно одним из вариантов легенд, в долине начала расти береза, что было воспринято ими как предзнаменование прихода белых людей, и, избегая встречи с ними, баргуты решили покончить с собой. Согласно другим, баргуты просто ушли, увидев появление наростов на березах. Имеющиеся в нашем распоряжении данные дают основание считать, что беженцы из Баргузинской долины со временем составило основу так называемых хуучин барга – «старых баргутов», потомки которых проживают в настоящее время компактно на территории Хулунбуирского аймака. Согласно источникам, на этих землях они появились примерно в середине 17 в., причем непосредственно из пределов Халхи, где, как известно, к тому времени также складывалась весьма непростая политическая обстановка. А район Хулун-Буира, оказавшийся временно на стыке интересов России, Маньчжурии, монгольских ханов вплоть до 20-х годов 18в., находился как бы в положении нейтральной территории, представляя удобное прибежище для разных групп кочевников в то смутное время. К 1700 г. часть баргутов, перевалив через Хинган, приняла подданство Маньчжурского дома. В начале 30-х годов 18в. В целях закрепления территорий по эту сторону от Хингана баргуты были переведены обратно вместе с группой дауров, солонов, орченов.2

В 1861 году, в местности Элысуна, в горах было найдено изображение китайца, стоящего на столике с квадратными ножками, в руках удерживающий глобус. На каждой ножке столика имелась китайская надпись. Высота его, вместе со столиком, почти в два охвата в кулак. Изображение - литое из бронзы и все целиком позолочено. Учитель Баргузинской школы Цэдеб - Жаб Сахаров в 1876году послал эту находку со своим младшим братом- главным тайшей Цэренжапом в Петербург на съезд ориенталистов. Эта статуэтка - китайский талисман «пуца». Она была оставлена там, в Петербурге.3



§1.2. Встречи на Маньчжурской земле

В ноябре 2010 года Делегация Курумканского района во главе с первым заместителем главы администрации района Ц.Б.Бадмаевым побывала, с дружеским визитом в Китае их, встретил секретарь хошунного комитета Компартии Китая товарищ Ман Дула, представители муниципальной власти. Все новые сведения о жизни жителей Курумканского района и такие встречи имеют большое значение в будущем, ведь живем-то не 17-18веках, а в 21 веке,- говорит Ман Дула на чистейшем бурятском языке, что в его речи встречаются слова из Баргузинского диалекта,- наши предки оказались на этой земле еще в 1732году. Об этом сказано в Маньчжурских летописях Баргу – буряты проживают компактно здесь. Более 250 лет назад тогдашние местные власти указали место, где наши предки: должны были жить оседло. С тех пор многие поколения наших предков живут здесь, разводят скот, принимают участие в жизни края, развивают культуру, сохранили свой родной язык. Конечно, каждый из нас хорошо знает китайский язык, говорит на монгольском, а для письма на родном языке используем старомонгольское вертикальное письмо, на старомонгольской письменности издаются книги местных авторов, предания и легенды о наших предках.4


§1.2.Русский билет Китайца

В отношении правого положения китайцев действовал общероссийский порядок – каждый китаец обязан иметь билет, дающий право находиться на территории Российской империи сроком на один год, по истечении которого необходимо получить новый билет. В каждом билете указывался возраст, рост, особые приметы китайца. В основном своей массе это были молодые мужчины в возрасте от 20 до 45лет. Точное количество китайцев, проживавших в Курумканском районе, установить достаточно сложно и пока еще проблематично, хотя фондах НАРБ имеются отчеты о численности китайцев и о количестве выданных им билетов. Исходя из их анализа, можно констатировать, что динамика численности с каждым годом менялось в сторону увеличения. Русский билет был единственным документом, дающим право легально находиться на территории России. В Элысуне были случаи добровольного принятия китайцами российского подданства. Так китаец Ли куй, взявший фамилию Гармаев.5

Китайцы в Курумканском районе работали на Баргузинских золотых приисках; многие из них имели собственное кустарное производство – например кирпичное. Занимались они также выращиванием овощей, хлебопашеством и выпечкой хлеба, служили в качестве домашней прислуги. Многие китайцы имели в собственности недвижимое имущество – дома, амбары, усадьбы. 11-1

Глава № 2 « Мои друзья – мое бессмертие»

§2.1. Владимир Ян – чин - фан

В конце 20-х годов приехал в молодости из Китая в Хаки ЯН-ЧИН - ФАН, работал на золотых приисках, обзавелся семьей и осел здесь, занимался огородничеством. Подвергался гонениям со стороны властей, был раскулачен, в 1937г. арестован, но через полгода выпущен.

Сын - Буруев Владимир Яковлевич, (ЯН-ЧИН-ФАН). В период осложнения отношений СССР с Китаем Владимир Яковлевич, будучи известным певцом, вынужден был сменить фамилию и вместо отцовской взял фамилию матери. Получил всенародное признание как один из выдающихся лирических баритонов в Бурятии.

Жермон в «Травиате» Д. Верди, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Д.Россини, Онегин, Елецкий, Роберт в бессменных шедеврах П. Чайковского – эти партии постоянно исполнялись на протяжении творческого пути. Обширен и его камерный репертуар – романсы Чайковского, Рахманинова, Свиридова, песни бурятских композиторов. Народный артист РСФСР, награжден Орденом Дружбы народов.

Умер в 1999году.

§2.2. Николай Ен - вен – тун

В1919г. приехал в Галтай Ен - вен - тун, 1896года рождения, в числе первых вступил в колхоз в с. Барагхан, где проработал более 50 лет огородником, учил местных жителей выращивать картофель и овощи.

Сын – Раднаев Саян Владимирович, (Николай ЕН-ВЕН-ТУН).

Такая звучность и резкость в этих: фамилии, имена и отчества! Как удар хлыста недальновидные идеологи – однодневки в свое время «срубили» с Николая целую биографию. Отец его правильно возмущался: зачем Николаю менять свою фамилию. «Тем не менее, он все – же ходил довольно долго «ЕН-ВЕН-ТУНом». Все в нем соответствовало. Фамилия его поднимала, а он старался соответствовать своей фамилии. В данном случае о Саяне Раднаеве. «Если бы он родился на берегах Желтого моря, то стал бы он певцом? Вряд ли? Затерялся бы желтой расе человечества. Но он взял, родился у Бархан горы. Именно Бархан гора и материнская его почва подпитали и выявляли в нем родниковую струю – струю раздольной гордой песни. Песней, как доспехом, снаряжали его душу. И песня вырвалось, как родник. И покатилась, и поплыла, окутывая просторы, поднимая, возвышая, человеческие души… Народный артист России, награжден Орденом Дружбы народов. За заслуги в области культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность, удостоен медали ордена « За заслуги перед Отечеством» 2 – степени.(27 августа 2007г.) 6



Глава №3 Династия ЛЮ-ДО-ФУНа

Глава династии Людофун приехал в 1920-х годах из Китая. Женился на русской девушке Варваре Николаевне Паниковской и остался в России. Работал на золотых приисках в Баунтовском районе и семьей переехал жить в долину р. Аргады - местность Иликчин. Вступив в колхоз, Людофун занялся огородничеством, внёс большой вклад в развитие овощеводства в Баргузинской долине. В ходе работы я взял интервью – воспоминание у детей, что их работа по выращиванию овощей вызывала удивление местных жителей. Сюда стали наезжать любопытные из окрестных улусов и стойбищ. Смотрели на это диво, пробовали на вкус редиску или репку. Одобряли. Отец охотно показывал свой огород, отвечал на интересующие вопросы по возделыванию овощей и корнеплодов. В этом общении и с людьми, он незаметно, как бы само собой начал осваивать бурятский язык. Собранным урожаем овощей щедро делился отец.

Уже понимавший толк в овощеводстве, отец сам выбрал место под будущий огород невдалеке от ручья Иликчин, на правой его стороне. Причем расчет в выборе места основывался на ряде факторов. Это – и открытая солнцу сторона склона, и состав почвы. Особенно же, как нам позже объяснял отец, его привлекал расположенный неподалеку береговой обрыв, протянувшийся на расстоянии примерно полутора километров. Обрыв обнажал большую массу песка. В течение дня этот песок получал немалую дозу тепла от солнца, а в течение ночи, отдавая воздуху тепло, как бы оберегал огородные культуры от возможных утренних заморозков. Что и подтвердилось на практике. Тут самой природой создавался определенный микроклимат, который позволял выращивать овощи незащищенном открытом грунте. Его методика огородничества была, основана, что достаточное количества питания, воды, света и оптимальная температура не всегда гарантировало высокие урожаи, что продуктивность растений возрастала, при выращивании их в соседстве с одними растениями и снижалось, - при соседстве с другими.

С учетом сроков созревания культур разрабатывались разные схемы смешанных посадок, позволяющие более продуктивно использовать посевные площади, ограничивающие применение минеральных удобрений, ядохимикатов и способствующие получению урожая с ранней весны до поздней осени. Работой овощеводов в колхозе были довольны. Шутка ли в условиях Курумканского района, приравненных к Крайнему Северу, колхозники осенью могли получать трудодни свой, а не привозной картофель, капусту, морковь, огурцы. А, кроме того, овощеводы научились выращивать табак двух сортов, и пучки табака - турецкого и маньчжурского тоже были нарасхват у курильщиков.

… Когда умер ЛЮ-ДО-ФУН, радио Пекина сообщило: « недавно скончался староста всероссийских китайцев».7

§3.1. Фэн – Шуй и огородничество

ЛЮ-ДО-ФУН знал многое из истории своего народа. Он лечил, делал лекарства, собирал к ним травы, постоянно держал у себя настоянные на травах нужные лекарственные препараты, он разбирался в «Фэн - Шуе». Это древнее китайское искусство окружить правильной средой, от которой так часто зависят наша жизнь и судьба. Эта живая сила, присутствующая в окружающей среде, и если мы будем следовать за ее потоком, который также является потоком Вселенной. Поэтому у него получилось более, менее благополучно и удачно с жизнестроительством. По Фэн – Шую. Выбор места, где поставить дом, где разводить огородничество.8

Супруги вырастили троих сыновей и четырех дочерей. Старший сын Владимир остался работать в колхозе, а Федор и Фацай стали крупными специалистами – геологами.

Людофун Федор Николаевич – родился 15 февраля 1932года с. Аргада. Закончил Аргадинскую семилетнюю и Курумканскую среднюю школы. Трудовой путь начал в 1957г. после окончания Иркутского государственного университета. За почти полувековой стаж работы в геологоразведке прошел все ступени профессионального мастерства: от техника – оператора газокаротажной партии до главного геолога ГРП « Обьнефтегазгеология», является одним из первооткрывателей Тюменских месторождений нефти и газа. При его активном участии было открыто 124 месторождений углеводородного сырья, 29 из которых сегодня обеспечивает добычу нефти. Самые крупные из – них Усть-Балыкское, Федоровское, Холмогорское и другие. После ухода на пенсии продолжал трудиться начальником тематической партии ОАО «Обьнефтегазгеология».

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» и другими медалями, Почетными грамотами.

Умер в феврале 2002года.

Людофун Фацай Николаевич - родился в 1936г. с. Аргада. Обучался в Аргадинской семилетней и Курумканской средней школах, в 1958г. окончил Томский государственный университет. Направлен в республиканскую экспедицию, где работал геологом, старшим геологом, с 1964г.- начальник партий, проводивших геологическую съемку и поиски. В 1979г. был назначен заместителем начальника экспедиции. В 1985- 1989гг. работал начальником партии советской экспедиции в Монголии.

Внёс большой вклад в изучение геологического строения и минерально-сырьевого потенциала Бурятии. Под его руководством и при личном участии выявлены и оценены рудопроявления молибдена, бериллия, флюорита. Им открыто Мухальское месторождение нефелиновых сиенитов, ставшее крупнейшей на Востоке страны базой высокоглиноземистого небокситового сырья.

Фацай Николаевич- автор Государственной геологической карты масштаба 1: 200 000, более десятка геологических объектов. Награжден значком « Отличник разведки недр», Почетной грамотой Министерства геологии СССР, медалью МНР « Найрамдал».

Умер 31октября 2001г

Старшая дочь Любовь Николаевна Раднаева - кандидат исторических наук, отличник народного просвещения, заслуженный работник образования РБ

Валентина Николаевна закончила БГПИ, работала учителем биологии в школе №2 г. Улан – Удэ, в БНЦ, главным хранителем Музея природы Бурятии.

Лидия Николаевна закончила БГПИ. Отличник народного просвещения, работала учителем в Улан – Удэ.

Младшая дочь Людмила Николаевна – заслуженный работник здравоохранения, директор Баунтовского филиала ФОМС



Глава №4 «Моя Фамилия»

В ходе исследовательской работы, я нашел интересную статью в газете



« Огни Курумкана» ученицы КСШ№2 Иры Ман-кан-чин под названием

« Моя фамилия».

— Я хочу рассказать о своей фамилии. И начну с того, что моя фамилия Ман-кан-чин произошла от китайского рода. У этой фамилии очень интересное произношение, и пишется она через дефис.

Я думаю – пишет она, что у этой фамилии очень интересное прошлое и красивое будущее.

Однажды дедушка мне рассказал, что когда он учился в школе, то над его фамилией все надсмехались, кроме того, они не могли выговорить ее и называли кратко – Мапачи. Когда я училась в пятом классе, то мне было очень стыдно за свою фамилию, но потом я поняла, что для всех, кто меня знает, моя фамилия казалось необыкновенной. Я также поняла, что стыдиться своей фамилии не нужно.

В заключении она пишет – что хотя раньше мне было стыдно за свою фамилию, то сейчас горжусь. И моя фамилия Ман-кан-чин будет жить вечно. Хоть раньше моя фамилия была малоизвестна, но в скором времени она станет популярной фамилией Ман-кан-чин.9



Выводы:

В ходе учебно – исследовательской работы по теме: « Китайская страница в истории Курумканского района» проделана кропотливая и интересная, познавательная работа. Мы на практике убеждаемся в том, что в историческом прошлом, были интересные периоды и события развития района.

Интенсивные миграционные движения среди бурят привели к таким ощутимым последствиям, как:

- изменение первоначальной территории обитания многих локально – родовых групп; постепенное сужение общей этнической территории, на которой располагались предки бурят к началу 17 века;

- усиление процесса ломки меж родоплеменных барьеров и межэтнического смещения;13

- Прикоснулись душой и сердцем к великому прошлому китайского народа, какой вклад внесли Ян – чин – фан, Ен – вен – тун в целом в культуру России.

- О вкладе Великого ЛЮ - ДО – ФУНа в развитие овощеводства в Баргузинской долине.

Беседуя со старожилами, нашего района которые, вместе проживали с китайскими семьями, мы узнали предания и легенды, исчезнувшие поселения и многое другое. Очень интересным и познавательным была работа в Национальном Архиве РБ, где изучил историю баргутов, перевода со старомонгольского М.П. Хомонова. Увлекательным явилось изучение архивного документа « Сведение о 1 переписи населения, именной список жителей населенных мест Баргузинского ведомства».



Заключение

Сибирь вся – от начало до конца – в такой этнической пестроте, что в родословной каждого его племенного оттенка в точности не разобраться и ученым. Постоянные перемещения, переливания, объединения и членение родов, право сильного на лучшие земли и право природы по отношению к своим детям одной ведомую конечную справедливость – все это переплелось тесно и дало результаты, которые следует уважать. Каждый народ – тот, что обитает в низинах народности, - заслуживает любви и дружеской руки человечества уже потому, что он есть, и человеческое многообразие не могло без него обойтись. Но история продолжается, переливания не закончены. Это и к ней, к истории, счет – за то, что она делает таинственную перемену лиц. Это счет и к «большому» народу, волею судьбы взявшему под опеку в свое государственные образование « малые». Но это и счет каждого народа самому себе за способность к жизнестойкости, которая, прежде всего в духовном единстве. Как только народ теряет свои предания, а еще хуже - язык свой, он превращается в « запас» другого, более сильного народа. И с этим ничего не поделаешь. Это закон жизни.

Село Элысун Курумканского района Республики Бурятия расположено в окружении трех величайших святынь Бурятии ступа Содой – Ламы обращенная в сторону села, горы Бархан – Уула и Богиня Янжима с младенцем в руках обращенная в сторону села и найденная китайская пуца говорит о связи между ними. Глобус в руках у китайца предположительно о численности населения. В 70-х годах наше село занимало 3- место по рождаемости в Российской Федерации среди сел, а население Китая более 1.2 млрда. Но все же всю историю выстроить в стройный ряд памятных дат и событий пока не удается. Хочется надеяться, что исследователи со временем воссоздадут подлинную историю переселения баргу – бурят. Продолжением исследовательской работы разгадка тайны пуцы.

Примечания и ссылки



1. Нимаев Д.Д. « Этнические последствия присоединения Бурятии к России» - Вып.№7.- Улан – Удэ. Тематический сборник 2006г - С.200- 201. Сибирское Научное Издательство.

2. Ангабаев Т.Е. «Китайская пуца»- Вып.1.- Улан – Удэ, 1981г, Байкал - С. 12 -13

3. Гармаева Р.Б. Статья « Встречи на Маньчжурской земле газета12.07. 07г. №57 « Огни Курумкана»

4. Башкуева Е.Ю. ИМБИТ СО РАН г. - Улан- Удэ - 1860- 1810гг «Из истории китайской миграции в Верхнеудинский уезд»

5.Гармаев С.В. Мы - из Баргузинской долины 1999г. Улан – Удэ

6.Раднаева Л.Н. Великий Лю - до – фун (воспоминание) 2006г. кандидат исторических наук, отличник народного просвещения, заслуженный работник образования РБ

7. Информаторы – старожилы с. Аргада Цыренов Н.Н. – 70лет

8.Юнпресс Ман-кан - чин «Моя фамилия» газета 3.04. №63 01г « Огни Курумкана»

9. Центральная Азия и Сибирь. 14мая 2003г. Первые научные чтения памяти Е.М. Залкинда. Алтайский Гос. Университет.

10. Информаторы - старожилы с. Элысун

1. Гармаева П.Т . – 87 лет.

2. Элбыков Э.Р.- 65лет

3. Ринчинов С.С.- 80 лет

4. Информаторы – старожилы с. Хонхино Щербаков С.Г. – 86 лет

10.« Сведение о 1 переписи населения, именной список жителей населенных мест Баргузинского ведомства». НАРБ

11.Документы и материалы (НАРБ) Ф. 1-П; Ф.Р.-1349; Р.- 465с;



Каталог: assets -> files
files -> Тоо "Аксесс Энерго птэц-2" объявляет о проведении тендера по закупкам следующих материальных, финансовых ресурсов и услуг: раз
files -> Конверттерді ашу хаттамасы
files -> Конкурсқа қатысуға жіберу туралы хаттама
files -> «севказэнерго»
files -> Акционерное Общество «Северо-Казахстанская Распределительная Электросетевая Компания»
files -> «Павлодар облысы Екібастұз қаласы әкімінің аппараты» мм, 141200, Павлодар облысы, Екібастұз қаласы, Мәшһүр Жүсіп көшесі, 45-үй, анықтама телефондары/факс: 340856, электрондық мекенжайы: aitkeshova
files -> «Фармацевтикалық қызметке лицензиялар беру, қайта ресімдеу, лицензияның телнұсқаларын беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты
files -> Бағдарламасы Жосалы кенті, 2015 жыл Мазмұны


Достарыңызбен бөлісу:




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет