Книжное обозрение



жүктеу 46.75 Kb.
Дата09.05.2019
өлшемі46.75 Kb.
түріКнига

Книжное обозрение

© 2004 г.



Т о щ е н к о Ж.Т. ТРИ ОСОБЕННЫХ ЛИКА ВЛАСТИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ.
М.: РГТУ, 2002. 121 с.

Книга члена-корреспондента РАН, профессора Ж.Т. Тощенко посвящена изучению таких


форм политической власти, как этнократия, теократия и технократия. Именно они приобре-
ли особую популярность в политической жизни России и других стран в преддверии третьего
тысячелетия. Протоидеи социологии власти, по утверждению автора, восходят к греческим
мыслителям, которые одними из первых предприняли "осмысление роли человека в функцио-
нировании многообразных и изменчивых видов государственного устройства и форм правле-
ния в полисах" (с. 17). В эпоху Реформации интерес к институтам власти вновь повысился во
многом благодаря идеям Н. Макиавелли, III. Монтескье, Ш. Бодена, проводивших различие
между двумя основными видами взаимодействия граждан и власти: "участием в государствен-
ном управлении и участием в выборах" (с. 21). В наши дни убежденность ученых в том, что XX в.
стал веком политических партий, массовых движений и активизации народных масс, еще бо-
лее укрепилась, в связи с чем возрос интерес к изучению общественного мнения и предмета
социологии власти.

В книге проводится четкое и убедительное разграничение предмета социологии власти,


в отличие от политической, экономической, исторической и психологической наук. Для социо-
логии характерным является рассмотрение политического устройства общества через призму
отношений "человек-власть". Автор отмечает, что в научной литературе существует множество
моделей типологизации власти, насчитывающих несколько десятков форм - от классических
до экзотических. Однако все они не вполне удовлетворяют требованиям предмета социоло-
гии власти. Проанализировав огромное множество подходов к классификации таких форм,
ученый предлагает свою, оригинальную разработку, которая, на мой взгляд, будет иметь
большое практическое и методологическое значение для эмпирических социологических иссле-
дований данного феномена: существующее многообразие политических режимов объединено
в три группы - вечные формы власти, исторические и специфические. Так, к вечным, непре-
ходящим формам автор относит демократические, олигархические, теократические и охло-
кратические режимы, включая их различные модификации; к историческим - аристократию
и монархию; в числе специфических форм - меритократия, клептократия, идеократия и др.,
которые в исторической реальности не существовали "в чистом виде". В книге дается доста-
точно подробное описание каждого из перечисленных видов власти.

Проделав столь интересную категоризацию, автор предлагает читателю сосредоточиться


на трех конкретных формах проявления политической власти, "которые в настоящее время в
значительной мере определяют современное лицо многих стран мира" (с. 13). А именно - на
этнократии, теократии и технократии. Анализируя этнократию, Ж.Т. Тощенко отмечает, что
"попытки установить этнократические режимы предпринимались в той или иной мере на всех
этапах человеческой истории, но особо гипертрофированные и искаженные формы они при-
обрели в новой и новейшей истории" (с. 54). В целом отмечая позитивный рост этнического
фактора и возрастание роли национальных отношений в политических процессах современ-
ности, он предупреждает об опасности увеличения таких сопутствующих факторов, как этно-
центризм, этноэгоизм, этнофобия и др. Усиление роли этнических факторов и национального
самосознания в процессах становления новых независимых государств после распада Совет-
ского Союза отмечают многие авторы. Однако, к сожалению, не все в процессах моноэтниза-
ции и национальной гомогенизации этих стран замечают тревожный лик национализма и этни-
зации политических элит. "В этой связи, - отмечает Ж.Т. Тощенко, - особый интерес представ-
ляет анализ такого феномена современных этнонациональных процессов, как этнократия,
который, на наш взгляд, представляет одно из опаснейших явлений, характеризующих разру-
шительные силы в недрах российского общества и других новых постсоветских государств"

148


(с. 56). С такой открытой и нелицеприятной позицией ученого трудно не согласиться, если
учесть деструктивные последствия межнациональных конфликтов, протекавших почти на
всем постсоветском пространстве.

Расистская сущность этнократии, идея национальной исключительности на практике фор-


мирует такие методы, как геноцид, терроризм, ассимиляция, аккультурация и политика соци-
альных исключений, направленные на полное или частичное вытеснение инонациональной
части общества. Одним из объективных показателей воздействия этнократии может служить
анализ миграционных процессов в конкретном обществе с точки зрения изменения его нацио-
нального состава. На Южном Кавказе процессы моноэтнизации, как показали последние пе-
реписи населения, приняли отчетливые формы. Во всех трех странах - Азербайджане, Арме-
нии, Грузии - доля "титульных" наций существенно возросла за счет снижения доли нацио-
нальных меньшинств. От политики защиты родного языка и культуры до политики
"национальной чистки" - всего один шаг.

В книге достаточное место уделено генезису идей и сущности теократии и технократии.


Особый интерес представляет анализ теократических тенденций в современных обществах и,
в частности, в странах, возникших после распада СССР. В них усиление теократических тен-
денций проглядывается в установлении особых отношений между духовенством и светской
властью, в ходе которых последняя делает ряд уступок в пользу церкви, адаптируется к идее
государственной религии, а иногда даже религиозные деятели избираются депутатами в выс-
шие законодательные органы страны. Постоянно возобновляющиеся попытки осуществить
клерикализацию общества, как справедливо отмечает Ж.Т. Тощенко, следует также отнести
к возрастанию теократических притязаний в современном обществе. Однако в чистом виде
теократическое государство (за исключением Ирана) отошло в историю. Для конца XX в. и
начала третьего тысячелетия характерны смешанные типы теократических режимов, в кон-
ституциях которых декларируется светское государственное устройство.

В отличие от теократии, технократия в современном мире ярко проявляет себя, оказывая


возрастающее "влияние на суть, содержание и структуру политической власти" (с. 102). С раз-
витием научно-технического прогресса, который действительно отражает реальные интере-
сы большинства населения планеты, следует признать также доминирующее значение науки
и техники в формировании политической власти, что может служить оправданием для техно-
кратии. Автор уделяет особое место феномену "технократизации" аппарата государственного
управления, что было характерным для политической элиты 1970-1980-х годов, и такому рас-
пространенному явлению как "технократическое сознание". "Технократы в любом обществе
по своим ориентациям склонны к закрытой групповой политике, и в таком качестве они -
авторитаристы и абсолютисты", - замечает автор (с. 21). Это утверждение можно считать
итоговым выводом в отношении технократии.

В небольшой по объему книге Ж.Т. Тощенко содержится интересный социологический


анализ современных типов власти, дается значительный объем исторической информации о
генезисе идей и политических практик. Данная научная работа подкупает открытостью мыс-
ли, отсутствием идеологических штампов.

Г.А. ПОГОСЯН


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет