Кого бы ещё позвать на борьбу с коррупцией, и могут ли мировые религии быть помощниками в столь важном деле?



жүктеу 336.23 Kb.
Дата04.04.2019
өлшемі336.23 Kb.

Цацулин А.Н1.

КОГО БЫ ЕЩЁ ПОЗВАТЬ НА БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ, И МОГУТ ЛИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ БЫТЬ ПОМОЩНИКАМИ В СТОЛЬ ВАЖНОМ ДЕЛЕ?




Ключевые слова: коррупция, взятки, хищение бюджетных средств, отмывание коррупционных доходов, мировые религии, апостолы, пророки, святые, пастыри, коррупциогенность, конфессии.

Keywords: corruption, bribery, embezzlement of budgetary funds, money laundering, world religions, apostles, prophets, saints, shepherds, corruptionism, confessions.



Чем больше в государстве коррупции, тем больше законов.

П. К. Тацит (Анналы. Книга III)

Введение


Настоящая статья построена по материалам доклада, сделанного автором на межвузовской научно-практической конференции «Коррупция как угроза безопасности личности, общества, государства», которая была проведена 8 декабря 2017 г. Первым пограничным кадетским военным корпусом Федеральной службы безопасности Российской Федерации и куда были приглашены сотрудники и преподаватели СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ (Санкт-Петербург)2. Необычная тема доклада и последующей статьи задана непосредственно организаторами этой конференции.

Международный день борьбы с коррупцией был провозглашён Генеральной ассамблеей ООН и теперь ежегодно официально отмечается в России 9 декабря, как дата подведения итогов комплекса антикоррупционных мероприятий. В этот день в 2003 г. была предложена для подписания Конвенция ООН против коррупции как основополагающий документ, который обязывает подписавшие его страны объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. РФ была в числе первых стран, подписавших и ратифицировавших в 2006 г. указанный документ. Тем не менее, ст. 20 Конвенции ООН в РФ напрямую не применяется из-за отсутствия пока правовых оснований в виде нормативных актов.



Коррупция рассматривается в качестве весьма существенного фактора, реально угрожающего национальной безопасности Российской Федерации, а проблема противодействия коррупции представляется исключительно актуальной и предельно важной. Прямым следствием институированного в нашей стране образования под названием «коррупция» стал уход в тень (с оттенками черного и серого) части национального хозяйства, работающего в режиме «гаражной экономики» и оттягивающего на себя, по авторской оценке, до 23,6% созданного официально объёма ВВП в текущих ценах.

Борьба с коррупцией и экономической преступностью является одним из приоритетных направлений деятельности МВД РФ1. Мероприятия, направленные на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие правонарушений в данной сфере, осуществляются непрерывно. В 2016 г. МВД РФ в этом направлении была проведена масштабная работа с впечатляющими результатами.

По информации Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, в январе-октябре 2017 года правоохранительными органами выявлено 25,7 тыс. преступлений коррупционной направленности, из которых 5,3 тыс. – в крупном и особо крупном размере. Установлено больше 12 тыс. лиц, совершивших преступления, из них привлечено к уголовной ответственности более 10 тыс. чел., в том числе выявленных сотрудниками органов внутренних дел более 9 тыс. Окончено расследованием 22,1 тыс. преступлений данного вида. И них 19,3 тыс. – направлены в суд.

Экономический ущерб от коррупционных действий представляется колоссальным. Так, Генеральный прокурор России Ю.Я.Чайка определил общую сумму ущерба от преступлений коррупционной направленности в России за 2016 г. в размере 43,8 млрд. руб., что равносильно 10% от стоимости суммарного ущерба по всем видам преступлений в целом по стране. Более того, по сравнению с предыдущим годом эта оценка подросла примерно на 3 млрд. руб.2. Но эти оценки касаются зафиксированных фактов хозяйственной жизни страны, и они явно занижены. Коррупция проникла во все поры национальной экономики и в регулирование рыночного хозяйства. Л.Г. Бызов резюмирует: «Коррупция в России – это образ жизни, в которой ни власти, ни бизнес, ни общество не хотят жить по закону» [2].

И глава ФАС РФ И.Ю. Артемьев проблему неблагополучного состояния российского рынка усматривает в том, что «…антимонопольное законодательство и без уголовной составляющей имеет явный карательный и коррупционный уклон. Ежегодно ФАС возбуждает свыше 10 тыс. дел, из них 2600 – по злоупотреблению доминирующим положением и около 300 – по соглашениям и согласованным действиям. Это на один-два порядка больше, чем в развитых странах»1.

Определение проблемы


Понятие «коррупции», как и само явление, предельно сложное, многоаспектное, структурное, всеобъемлющее и, разумеется, до конца не исследованное. Многообразие проявлений коррупции в обществе как системного явления поражает воображение – это и многочисленные примеры экономической, политической коррупции, бытовой, и, естественно, отвратительный, по существу, контент коррупционной морали и коррупционного мировоззрения. Всё это представляет собой значительную опасность для российской государственности [10]. С точки зрения организации Transparency International2, Всемирного банка и других международных институтов, коррупция — это злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды.

Юристы же предпочитают более строгие определения с соответствующими им наказаниями согласно, например, ст. 290 УК РФ «Получение взятки», «Злоупотребление полномочиями» (ст. 201), «Коммерческий подкуп» (ст. 204). К тому же несмотря на то, что строго говоря, юридико-технически установленный факт коррупции почти везде является уголовным преступлением, само понятие включает в себя и неэтичные, хотя и уголовно ненаказуемые поступки, например, кумовство, алчность. В целом ряде случаев оценить экономические последствия от фактов коррупции затруднительно по следующим обстоятельствам: существенная латентность явления; невещественность/нематериальность отдельных коррупционных проявлений.

Так, назначение родственника чиновника, не имеющего необходимых профессиональных компетенций, на высокооплачиваемую государственную должность даже при отсутствии факта взятки, способно нанести материальный и моральный урон государственным интересам и самому институту государственной/муниципальной службы в связи с непрофессионализмом, ошибочно принятыми решениями. Хотя измерение такого ущерба всегда проблематично. Но попытки оценить мнение бизнеса о наиболее коррупциогенных сферах, а также об изменениях в области борьбы с коррупцией, проводятся давно и повсеместно.

Пример такой попытки отражён в таблице 1. В выборочном статистическом исследовании и по ограниченным сферам бизнеса и предпринимательства приняли участие 643 компании, структурно относящихся — 46,7% к малому бизнесу; 47,1% к среднему и 6,2% (согласно градации на 2013 г.) к крупному бизнесу. Разумеется, в отлакированных результатах исследования просматривается и некоторое лукавство в ответах респондентов, хотя и анонимных, в зависимости от масштаба опрашиваемого бизнеса. Исследования же подобного рода по оценке субъективных мнений среди масс верующих и атеистов, а также в конфессиональных аспектах, насколько автору статьи известно, не проводились в России вовсе.

Таблица 1

Результаты оценки бизнес-сообществом Санкт-Петербурга уровня коррупции и антикоррупционных инициатив городских властей за 2013 г., %



п/п


Наименование

структуры



Совсем не

коррумпированы



Несколько

коррумпированы



Весьма

коррумпированы



Затрудняюсь ответить

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1

Губернатор Петербурга

35

19

9

37

100

2

Правительство Петербурга

15

35

29

21

100

3

ЗакС Петербурга

18

27

30

25

100

4

Прокуратура Петербурга

7

29

38

26

100

5

Суды Петербурга

6

35

48

11

100

6

Налоговые органы Петербурга

30

16

21

33

100

7

Полиция Петербурга

3

23

55

19

100

8

Таможенные органы Петербурга

17

30

27

26

100

9

Бизнес-компании

с госучастием



11

29

47

13

100

Источник сведений: анонимные опросы и анкетирование Регионального делового журнала [4, с. 5].
Несколько отличающиеся результаты дают оперативные опросы ВЦИОМ, по которым чаще всего взятки получают налоговые инспекторы (21% опрошенных), судьи и другие работники правоохранительных органов (16,25%), пожарные и строительные инспекторы (13,9%). Масштабнее всего получают взятки чиновники, распределяющие госконтракты (13,40%), таможенники (12,50%) и сотрудники законодательных органов (4,10%)1.

На сей счёт имеется любопытная статистика о росте размера взятки [13]. Так, усреднённая сумма взятки в РФ на душу населения за период с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года составила 613,7 тыс. рублей, или $9 440 и выросла за этот период почти в три раза, на чём настаивает председатель Ассоциации адвокатов России за права человека М. Баст. А за прошлый отчётный период эта сумма, по её сведениям, составляла 218,4 тыс. рублей, или $5 600, т.е. в долларовом эквиваленте средний размер взятки вырос на 40,7%. Эти данные были представлены в Независимом годовом докладе всероссийской антикоррупционной общественной приёмной «Чистые руки», который был направлен руководству страны, депутатам Госдумы, а также в правоохранительные органы.

Специалисты этой организации при своих расчётах исходили из разделения общего числа обращений на отдельные виды коррупции: предпринимателей, взаимодействие обычных граждан с чиновниками при уголовном, административной и гражданском производстве жалобы на бытовую коррупцию. В расчётах использовалось общее количество обращений, средний размер взятки в отдельных группах согласно информации, полученной из обращений, и их процентное соотношение по видам взяток.

По сведениям указанной Ассоциации, лидирующие позиции по-прежнему занимают жалобы на коррупцию в органах судебной власти – их количество составило более 61%. При этом увеличился средний размер взятки за вынесение решения по уголовным делам – до 3 млн. рублей, по гражданским делам информации об изменении стоимости за вынесенные решения данных нет, по-прежнему сумма остаётся в пределах 650 тыс. рублей.

Второе место по количеству жалоб, как сообщается в Докладе, устойчиво занимают органы внутренних дел – доля обращений составила 39,3%, при росте на 18,5%. Здесь средний размер взяток составил 5 тыс. рублей. Поступали сообщения о взятках за отказ полиции в возбуждении уголовного дела: минимальный размер которых составил 500 тыс. рублей. Значительно, на 16,3% увеличилось число жалоб на прокуратуру, общее их количество составило 33,75%. При этом подавляющее большинство жалоб не имеет обоснованных подозрений на коррупцию, и отказы прокуратуры на заявления и жалобы граждан чаще всего связаны с тем, что предлагаемые к проверке и рассмотрению вопросы не относятся к компетенции прокуратуры.

Заметно реже — на 4,45% — стали поступать жалобы на органы СКР — количество заявлений составило 11,2%. Обращения граждан на коррупцию в органах региональной исполнительной власти и местного самоуправления поступают практически изо всех регионов РФ, общее число жалоб составляет 12,5%, что указывает на рост по сравнению с предыдущим отчётным периодом, когда общее количество жалоб составило — 7,1%. В основном жалобы на региональные власти касаются махинаций и коррупционных схем при распределении бюджетных средств, когда, согласно сообщениям, средства, выделенные из федерального бюджета на региональные нужды, не доходят до конечного адресата, и в ходе распределения бюджетных средств используются различного рода механизмы, направленные на личное обогащение региональных чиновников. Более того, Следственным комитетом ведётся кампания по привлечению рядовых чиновников к ответственности за коррупцию, отмечена тенденция, что уровень коррупции среди чиновников среднего звена видоизменился — они стали более осторожными, количество коррупционных схем сократилось, но появились принципиально свежие.

По данным Независимого доклада, на уровне отечественной коррупции сказался экономический кризис, обострение международных отношений, «усиление забюрократизированности органов власти» в связи с принятием ряда законов, направленных на контроль экономики, ограничение свободы слова и деятельности гражданских организаций. Когда коррупционер в условиях кризиса получил возможность уйти от ответственности перед обществом, а у общества существенно сократились механизмы контроля институтов государства, это создало дополнительные условия для нового витка коррупционной спирали1.

История проблемы


Корни коррупции уходят в глубокое прошлое человеческих цивилизаций, зафиксированы в анналах истории, и в различных выявленных достоверных источниках уже содержатся соответствующие упоминания, исторические факты и наставления. Первым известным читающей публике бескорыстным борцом с коррупцией, по всей видимости, оказывается шумерский Уруиним-гина (известный также как Урукагина), царь Лагаша, живший и героически сражавшийся с экономическими злоупотреблениями своих чиновников ещё в XXIV в. до н. э.

Коррупцию преследовали, правда, без особых результатов месопотамские, индийские цари, египетские фараоны и китайские императоры, что зафиксировано в религиозной и юридической литературе тех времен. Само же слово коррупция — латинское, родом из Древнего Рима (corruptio, сorrumpere — лат.). То есть проблема коррупции сама по себе древнейшая и, как подтверждает Конвенция ООН, до сих пор до конца не разрешенная. Современный «Англо-русский словарь общей лексики» даёт целую гамму синонимов, характеризующих отвратительное коррупции со всех сторон: порча, гниение, распад, разложение, упадок, порочность, развращённость1. Но откуда накопилось столько отталкивающих «оттенков черного»?

Так, процесс усиления государственной централизации в период европейского средневековья привёл не только к расширению коррупции вширь и вглубь, но даже способствовал обновлению правового лексикона за счёт такого удивительного и специального термина, как «терпимая норма» коррупции. Настоятельные рекомендации воздерживаться от подкупа судей содержатся в Талмуде, Библии, Коране, в текстах буддийской Трипитаки (изложения Дхармы) и в иных сохранившихся древних религиозных текстах. Откровенное неприятие коррупционных мотивов прослеживается во всех авраамических религиях (иудаизме, христианстве, исламе), а также в других мировых религиях откровения (буддизме, индуизме) – в них Бог раскрывает себя людям, сообщая им свою волю и предписывая им определённый тип поведения.

Религия как форма духовной культуры (не только верующих) изучает с помощью теологического инструментария (а с недавних пор и на кафедре теологии в МФТИ) фундаментальные вопросы жизни, бытия в режиме «зри в корень» (удачное выражение из Библии2). То есть религия оказывает воздействие практически на все стороны этого бытия и серьёзно затрагивает сферу человеческого сознания. Общество без религии (не путать с национальной идеей) или с искажённой религией (не путать с политической доктриной) дичает, деградирует, что можно, к сожалению, наблюдать на практике повсеместно. И здесь возникает чисто юридико-технический вопрос: позволяет ли действующая Конституция РФ разрабатывать и устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной и/или обязательной?

Что же касается коррумпированного духовенства, представляющего кастовый мир и демонстрирующего сословную солидарность, то эта ситуация порождена, как не покажется странным, также пассивностью верующей части населения, его нежеланием глубоко изучать каноны догматического богословия с помощью просвещённых пастырей, придерживающихся принципов аскезы. Поскольку, досконально зная предмет, можно гораздо эффективнее бороться с коррупцией в среде духовенства, что делал даже Иисус Христос; именно Его проповеди были направлены в основном против духовенства в лице фарисеев, книжников (соферим), лукавых раввинов и компрадоров, а также разбойников-террористов из Иудеи (2 колена Авраамова) и Израиля (10 колен) — зелотов.

Религия традиционно представляет интересный и сложный предмет для изучения. По сути, для многих истинно верующих религия представляется самой большой, важной темой в их жизни, своеобразной институциональной скрепой. А сводить твёрдым атеистам этот предмет к адаптации пары-тройки расхожих штампов, отбрасывая неясности контента религиозного источника, трудности его понимания и не пытаясь в его положениях обстоятельно разобраться, — это, по крайней мере, подход довольно поверхностного человека, исподтишка исповедующего агностицизм1.

Суть же заключена в том, что если народ не хочет изучать религию, правители церкви и духовенство монополизируют эту сферу, начиная придумывать свои варианты толкования «от имени Бога». В Евангелии от Иоанна, Сын Божий сообщает: «Я есмь Путь, и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). По П.А. Флоренскому, «Истина для еврея, действительно, есть «верное слово», «верность», «надёжное обещание» [12, с. 22-23]. Но разбираясь, что и где написано, благочестиво сверяя с явленными в Священным Писании примерами, можно исправить допущенные злоупотребления в области догматов религии, оздоровив её интерпретационную канву весьма значительно.

Кстати, И.В. Сталин, разогнав окончательно в 1943 г. хорошо прикормленную, достаточно лояльную, проагентуренную и пр. группу «обновленцев»2, захвативших руководство РПЦ, и сделав ставку на «маргиналов» в среде духовенства, представляющих т.н. Тихоновскую Церковь1, отобрав у церковного клира привилегии в ходе целевых репрессий, в известной мере тем самым способствовал, в целом, оздоровлению отечественного института главной религии страны. Божий промысл действовал в этом вопросе через Вождя всех народов, его руками. Тем не менее, в лоне РПЦ остались наиболее искренние, служащие ради высокой идеи, а не ради денег, мирской славы и быстро, заслуженно исчезаемого из памяти людской имени.

В целом во времена СССР квалификационный уровень духовенства был весьма высоким, священники были достаточно аскетичны, их образ жизни и качество служения больше соответствовали библейским идеалам, и это было привлекательно для истинно верующих, а также страждущих духовно-нравственного исцеления настоящей верой. Здесь следует правильно понимать, что аскетизм представляет собой совокупность физических, нравственных упражнений, направленных на освобождение духа, т.е. образ жизни, который отвечает требованиям аскезы. А Предстоятель РПЦ, Святейший Патриарх Кирилл (В.М. Гундяев) уточняет: «Нет большей аскезы, чем обуздывать ум, …нет худшей болезни, чем быть жадным…»2. Уточнение это тем более уместно, что почти 2 тыс. лет тому назад Спаситель Мира заблаговременно предупреждал: «Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщением богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Ев. от Марка 4:18-19).

Борьба за выживание для религии вполне естественна, она и должна быть такой, «будете гонимы за имя Моё». Первый же признак внутренне здоровой религии состоит в том, что она практически независима от государственных институтов. Истинная религия — это всегда подвижничество и вольнодумство относительно мирских законов и правил. Никакой царь или президент не выше истины [5]. Но, разумеется, интересы религии и государственной политики густо и тесно переплетались во все времена и всюду.

«В управлении государством мы создадим неразбериху… Мы незаметно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов и, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу, всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом» (1948) [8, с. 16].

Столь пространная цитата, рисующая страшные картины грядущего апокалипсиса для России, — какому автору, явно с больным воображением, она могла бы принадлежать? Ответ может удивить читателя: автором текста является А.У. Даллес, бывший человеком, безусловно, религиозным, исповедовавшим, кстати, иудаизм и являвшимся одним из руководителей американского масонства.

Автору приведённой цитаты приписывают (и в последние годы всё чаще подтверждается этот факт) составление такого документа, как План Даллеса, или Гарвардский проект, или проект «Анаконда», или «Комитет 300» и т.д. для нашей страны. Именно эти документы, имевшие статус государственных доктрин, содержали детальные планы насаждения в СССР, а затем и в России изощрённых коррупционных схем. План как слепок с «Протоколов собраний Сионских мудрецов», подлинность которых повсеместно отвергается, а сам документ, историками давно считающийся «фальшивкой», оказался на практике достаточно живучим и эффективным по силе своего воздействия.

Религиозные корни противодействия коррупции


Иудаизм. Но как сама иудейская, самая древняя религия относится к проблеме коррупции? Иудейская библия – это Талмуд и Тора, а десять Моисеевых заповедей стали основами других, более молодых и динамично развивающихся мировых религий. Кроме заповедей Христианство и Ислам заимствовали и многие принципы иудаизма из Торы (Пятикнижие Моисея), например, «не причиняй другому боль». В иудаизме гомосексуализм и скотоложество по-прежнему запрещены, даже если они не причиняют никакого вреда остальным, не участвующим в этих процессах людям. Интуитивно, без особого анализа деталей понятно, что такой запрет оправдан во многих отношениях.

Дело в том, что, будучи оторванным от остальных моральных требований, принцип «не причиняй зло» лежит в основе идолопоклонства. Твои отношения с идолом никого не касаются. Главное, чтобы ты не переступал границ чужой личной автономии, тогда всё будет хорошо. Но почему-то рано или поздно все системы идолопоклонства разваливаются, причиняя неописуемые страдания людям. Других примеров история просто не знает [7].

Требовать от законодателей введения законов против чёрствости не имеет смысла. Всегда есть множество способов обидеть человека неподсудно. Да и сама система законодательства не искореняет равнодушие, хамство, наглость и пр., а занята совсем другим делом: законы стоят на охране порядка, т.е. направлены против дурных поступков, а не инициируют добрые поступки граждан. Может быть поэтому наблюдается всеобщее падение нравов. Мораль деградирует даже в витринной цитадели законности — в США.

Американскую юридическую систему год от года пытаются укрепить, а мораль, наоборот, падает. Но поскольку система законности неразрывно связана с моральным климатом страны, то сила законности тоже катится вниз. Ибо не бывает такого, чтобы коррозия морали, этики не затронула тех, кто стоит на охране порядка и нравственных устоев. Судьи, судящие людей за взятки, сами начинают лихорадочно брать взятки. Полиция и иные силовые структуры, борющиеся с преступностью, сами приобретают узнаваемо криминальные черты и окраску.

Таким образом, сознание личной выгоды перечёркивает все преимущества возможного составления общественного договора1. Именно по этой причине во всех без исключения странах растёт уровень серьёзных правонарушений из года в год. Изучая динамику этого процесса, теоретически можно спрогнозировать для некоторых обществ дату, когда все их граждане переедут на более или менее постоянное жительство в тюремные камеры и лагери. Если, конечно, исключить искренне религиозных людей, а также тех, кто принципиально честен изначально и/или a priori.

Уровень восприятия евреев, полученный и заданный на священной горе Синай, определяется как уровень Письменной Торы, которая действительно предлагалась Всевышним всем народам в виде Заповедных скрижалей (через посредничество братьев — Моисея и Аарона). В Торе, взятой на вооружение по разным причинам только евреями более 3,3 тыс. лет назад, нашли место 613 моральных установок и идей: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, не ставь камня перед слепым и т.д. Все установки, сторожки представляют собой прямые указания – что надо делать и чего делать нельзя ни в коем случае. Прямые указания «делай» нужны для того, чтобы человеку в этом мире было хорошо. Запреты «не делай» нужны для того, чтобы ему не было там же плохо. Но не вся человеческая боль, которая причиняется друг другу, подчинена Закону.

В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному», «дочерней религии», призванной нести народам мира базовые элементы системы воззрений иудаизма. Руководство Московской Патриархии РПЦ старается подчеркивать культурно-религиозную общность с иудеями. Многие элементы христианства напрямую заимствованы из иудаизма:

- так, церковный ритуал (т.е. собирание верующих для молитвы, чтения Писания и проповеди) заимствован из схем синагогального богослужения;

- некоторые христианские молитвы — это, по существу, переработка еврейских оригиналов, например, «Отче наш» (Каддиш);

- молитвенные формулы имеют еврейское происхождение — аминь (Амен), аллилуйя (Галилуйа), осанна (Хоша`на);

- некоторые христианские обряды преобразованы из еврейских, например, таинство крещения (обрезание и микве);

- главную священную книгу иудеев Танах (ТаНаХ – Еврейская Библия, Иудейская библия) христиане считают и своей священной книгой, называют её Ветхим Заветом, а дополнив текст Новым Заветом, составили свою Библию1;

- Яхве (Ягве) — имя Бога Библии. Но поскольку употреблять имя Бога запрещено, то в иудаизме принято название Хашем, Адонай, Элогим2 и т.д., а в христианстве Господь, т.е. Господин, Креатор (Creator – католическ.), Творец, Иегова и т.д.

Но вернёмся к Заветам. Если иудей на службе у государства/народа делает «ближнему своему» плохо, из корыстных соображений причиняет сознательно ближнему вред, преодолевает и нарушает запреты, то для грешных душ коррупционеров, преступивших Закон, Талмуд заблаговременно и красочно расписывает муки ада непосредственно в геенне огненной (Эруб., 19) [3, с. 531–532]. Особенно устрашающие сцены с детальным описанием непереносимых физических страданий предусмотрены для бесчестных судей и продажных секретарей, которые доподлинно согрешили в присутственных местах. В этом смысле мрачные инсталляции триптиха Х. Босха, точнее его правой створки «Музыкальный Ад», по сравнению с настоящими, леденящими душу адскими муками из Талмуда, иллюстрируют всего лишь комиксы для читателей с возрастной пометкой 12+.



Христианство (православие). Последние 27 лет экономических и политических свобод вновь стали временем испытания для российского народа. Сложившаяся в годы большевистского лихолетья бюрократическая система управления страной в последующие 74 года неуклонно продуцировала заметную коррупционную компоненту, которая в постсоветское время, к концу второго десятилетия XXI в. превратилась в доминирующий механизм государственной машины публичного управления и квазирыночного способа ведения хозяйственных операций. Особенно критическим стало общественное отношение к федеральным, региональным, местным, в том числе и национальным, элитам, которые сегодня сформировали вокруг себя порочные экономические кланы, зачастую связанные с организованной преступностью, одержимые жаждой наживы и демонстративно упивающиеся своей безнаказанностью.

Государственная и муниципальная служба, и даже система местного самоуправления, сегодня в глазах общественности почти всегда выступают маркёром непорядочности, стяжательства, предельно тесной интеграции с теневыми рынками, отмыванием денег, политикой ближнего и дальнего офшора, ускоренным вывозом из страны капиталов и пр. Популярной для всевозможных анализов в СМИ и в исследованиях соответствующих узких специалистов стала своеобразная коррупционная триада: «распил, занос, откат». Проводя естественно напрашивающиеся здесь исторические параллели, любопытно вспомнить о громадном количественном росте бюрократического аппарата в Римской империи в поздних периодах её существования, когда христианство стало выходить из катакомб и приобретать известное влияние.

Этот безудержный рост привёл, в конце концов, к тому, что государственные должности в Риме рассматривались как часть личной собственности, которую можно эксплуатировать. Неслучайно, как исторически параллельное место, в проекте Кодекса этики и служебного поведения работника МВД РФ, одобренного прежним министром этого ведомства Р.Г. Нургалиевым (2004–2012), взятка деликатно именовалась административно-статусной рентой. Правда, римский император Октавиан Август пытался противодействовать этому тренду и раздавал избирателям свои личные средства, чтобы они уже ничего не требовали от кандидатов на государственные должности, но безрезультатно. Разрушительное влияние коррупции было одной из главных причин распада Древнего Рима.

Лишённая внутренней христианской правды подобная внутренняя государственная политика, как правило, ведёт к духовному, а затем и к общественному оскудению и омертвению социума. Как писал великий русский святитель Тихон Задонский (1724–1783), «…где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как, где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием»1.



Первым известным фактом коррупции было деяние христианского апостола Иуды Искариота, который предал (или просто продался, или совершил действо коррупционного характера) за 30 сребреников своего учителя Иисуса Христа (Евангелие от Матфея (27:4)). Хотя история этого вопроса сегодня далеко не очевидна, а полученные «кровавые» деньги были весьма невелики. На них в Новозаветные времена можно было приобрести лишь небольшой участок земли сомнительного качества (около одного гектара) в гористой местности близ древнего Иерусалима.

Автор настоящей статьи сделал уточняющие валютные расчёты по курсовым соотношениям за разные периоды времён и эпох, аргументирующие высказанные соображения: 30 сребренников (исходная база) = 120 серебряных римских денариев = 30 тетрадрахм = 120 драхм (в пересчёте на момент обмена валют — тирский статер ≈ иерусалимский сикль (Иудея — Южное Царство) ≈ шекель Израиля (Северное Царство) = 400 сестерциев = 4,8 золотых ауреуса = 1 200 ассам = $5 000 [11]. Кстати, налоговая система древнего Израиля была самая продуманная, изощрённая и на порядок лучше организованная, нежели в самой римской метрополии. А сиклями осуществлялись в столице все налоговые платежи; именно эта валюта была целью большинства обменных валютных операций возле храмового портика, что, кстати, жёстко регулировалось и контролировалось Синедрионом.

Отметим, что надлежащая физическая форма нужна была первым христианским клерикалам (так сказать, волонтёрам первого созыва) при ловле «человеков». Так, почти все апостолы у Иисуса Христа были вполне спортивными людьми, перемещаясь по 50 км в день в поисках новой паствы и пропитания. Особо выделялся Иуда Сúмонович Искариот — личность, безусловно, спорная, но он был любимым учеником Спасителя, Его доверенным лицом и добросовестным сотрудником, являлся надёжным казначеем апостолов первого созыва, носил тяжеленный ящик с денежной наличностью, осуществлял закупки всего необходимого для апостольского служения.

До работы с Иисусом (апостольского служения) замечен был как кинжальщик-зелот, видный участник освободительной борьбы против римского владычества в Иудее1. Был физически самым сильным из апостолов. Так, в бросании самых тяжелых камней на расстояние, по информации писателя Л. Н. Андреева, победил известного силача, самого могучего из учеников — апостола Петра (по-гречески — камень).

Конец Иуды был ужасен: предал ли он Христа из-за разочарования в его учении или так называемое предательство было инициировано самим Спасителем, — пусть об этом спорят клерикальные исследователи типа Этьена Кассе или светские писатели, создающие свои произведения в духе литературного эссе того же Л.Н. Андреева [1]. Во всяком случае, обнаруженные свитки пятого апокрифического Евангелия «От Иуды» [6] и Кумранские рукописи, которые могли бы пролить свет на эту запутанную историю, какого-либо доверия профессиональным историкам-исследователям и востоковедам не внушают.

Но вот, пусть читатель с воображением представит себе хлипкое дерево (по разным источникам — это береза, осина, ольха и даже рябина) у края пропасти, ветвь, на которую накидывается верёвочная петля, простирается уже непосредственно над пропастью. И никаких тебе табуретов для удобств, как не к месту будет сравнение с ванной Б.А. Березовского, или, со скорбной кончиной Роббина Уильямса, или с бывшим министром печати и экс-главой «Газпроммедиа» М.Ю.Лисиным (по некоторым сведениям, настоящим коррупционером)1. Вот как без уникальной физической подготовки, даже будучи достаточно сильным мужчиной, можно совершить суицид в таких неподобающих условиях ритуала? Вообразить это сложно; для такого действа нужны расторопные ассистенты.

Другой эпизод из иных апокрифических изданий также описывает деяния собственно коррупционного толка. Например, Симон, увидев, что «при возложении рук Апостольских передается Дух Святой», принёс апостолам деньги, т.е., по существу, взятку с просьбой: «…дайте и мне власть сию», на что апостол Петр ответил ему: «Серебро твоё погибель тебе принесёт, поскольку ты помыслил получить дар Божий за деньги». Так свидетельствует об этом Книга деяний святых Апостолов (Деян. 8:18) [5].

Затем в течение тысячелетия европейского, уже христианского средневековья понятие «коррупция» приобретает исключительно церковное, каноническое значение как искушение, обольщение, дьявольский соблазн. Коррупция в трактовке и коннотации католического богословия оказывается проявлением безусловной греховности, поскольку, по апостолу Иоанну, «…грех и есть беззаконие».



Ислам. Вторая по значимости мировая религия также строго запрещает давать и получать взятки; суры и аяты канонической версии Корана — священной книги мусульман — недвусмысленно, в мусульманской традиции трактуют эти положения. Коран представляет собой свод высказываний, сделанных от имени Аллаха пророком Мухáммедом (Магомет, или Магомед, или Мохáммед, или Мухáмад) и, согласно исламской догматике, эта книга является божественным руководством для человечества, последним Священным Писанием, ниспосланным самим Аллахом1. Тексты Корана увещевают читателя вести жизнь чистую и благочестивую.

Мусульмане принимают эту милость, придерживаются божественного руководства, следуют Его предписаниям, подчиняются Его велениям, избегают Его запретов и не преступают Его ограничений. Следование кораническим путём, по мнению приверженцев ислама, служит залогом счастья и преуспевания, тогда как, наоборот, отдаление от него порождает причины многочисленных невзгод и несчастий (Сура 4.6:155 аят). Божественное руководство воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности, благонравия, искренности, высокой нравственности и честности.

Пророк Магомет пользуется рассказом из Ветхого Завета об уничтожении городов Содома и Гоморры для того, чтобы предостеречь врагов своих от греховности, распущенности, мздоимства и лихоимства и при этом уточняет: «…Ислам — не что иное, как возобновление “религии Аврамовой”, веры этого истинного “друга Божия”» (Сура 4, 124 аят). Пророк высказывал в своих первых речах расположение к исповедующим иудаизм, из которого он заимствовал существенные элементы для своего собственного учения.

И хотя текст Корана является, по мнению филологов, обрывистым, его канонический контент не содержит каких-либо ощутимых противоречий. Так, пророк Мухáммед говорил: «Проклятие от Всевышнего падёт на того, кто даёт взятку, и на того, кто берёт её» (Ибн Маджа). В другой версии данного хадиса сказано, что проклятие падёт и на посредника между ними (Ахмад ибн Ханбал). О запрете коррупции в Коране сказано следующее: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте этим {имуществом} судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности {других} людей грешным путём» (Сура 2 «аль-Бакара», 188 аят).

Политический журналист В.Р. Соловьев приводит в своей книге [9] любопытный пример специализации судей в российских арбитражных судах по конкретным пространственно-территориальным игрокам (ЮКОС, «Лукойл», «Башнефть» и пр.) с привязкой исхода судебного разбирательства к курируемым олигархами товарным рынкам: «И конечно, процент побед у этих коммерческих структур был удивительно высок». В контексте же термина зухд (этическое понятие Ислама, концептуально близкое философии аскетизма, предполагающее полный отказ от земных наслаждений и удовольствий) правоверному мусульманину-аскету настоятельно рекомендована крайняя осмотрительность в различении дозволенного и запрещённого религиозным законом.

Однако с отдельными положениями ислама верующим нужно скрупулезно разбираться, а не просто слепо верить сложившейся коннотации некоторых догматов. Здесь важно определиться, что правильнее и где расставлять акценты: строго ритуальное исполнение религиозных обрядов или вдумчивое изучение законов Священных писаний?


Выводы


1. В заключение следует заметить, что основные мировые религии без исключения, а также одна из самых интересных афро-карибских религий ограниченного хождения — вуду, которая является эклектическим сочетанием вероучений других религий1, из всех видов коррупции единодушно осуждают, в первую очередь, представителей судебной ветви государственной власти, т.е. коррумпированность непосредственно судейского корпуса — служителей закона, а далее, по ранжиру, представителей бюрократического аппарата разных сфер управления всех уровней и территорий.

2. Автор статьи разделяет мнение специалистов, которые утверждают, что в принципе коррупция невозможна при отсутствии т.н. дискреционной власти, т.е. предоставления конкретному государственному органу или определённому чиновнику исключительного права действовать (бездействовать) по своему внутреннему убеждению, пониманию и усмотрению, но якобы в рамках закона, который он истолковывает, разумеется, по-своему. Таким образом, и в данном случае речь может идти не о бытовой коррупции, а о качестве чиновничьего аппарата и сопряжённой с существованием последнего упомянутой выше коррупционной «триады», т.е. попросту существования многоликого института взяток. И не является фигурой речи расхожая теза — не берущий взятки чиновник вызывает известное подозрение.

Уже почти официально рассчитывается в РФ ежегодный средний размер взятки и её динамика. Естественно, обложение узаконенных взяток налогом, как это предлагал в своё время харизматичный лидер ЛДПР, не улучшит ситуацию и никак не снизит коррупционные риски. Или обсуждаемые идеи стимуляция через систему однократных вознаграждений подачи заявлений о фактах коррупции/конфликтах интересов по примеру Древнего Рима как эпохи политеизма (с пантеоном узко специализированных богов), так и уже христианского периода, представляются весьма опасными именно для нашего общества. А вот провести надлежащий анализ (в духе деятельностной компаративистики [11]) сравнительной эффективности метода «кнута vs пряника» в борьбе с коррупциогенностью российскому Законодателю ещё только предстоит.

3. В связи с изложенным выше можно утверждать, что уничтожить коррупцию как феномен невозможно до тех пор, пока сохраняется возможность принятия субъективных решений публичными или должностными, даже глубоко религиозными, более того, воцерковлёнными, лицами в обход светского закона и/или Божьего Закона. Но разрозненные, нашумевшие и, несомненно, знаковые события коррупционного характера в уходящем (2107) году, в которых бесполезно искать конспирологические приметы, тем не менее, объединяются волей старой стервы «леди-истории» (не путать с исторической наукой и той самой пресловутой англичанкой), которая соблюдает свои, ей одной ведомые законы.



Россия же пока следует в фарватере собственного законодательства о борьбе с коррупцией, не торопится по разным причинам имплементировать и присоединяться к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию1. Так, временнóй лаг с момента подписания этой Конвенции 27.01.1999 до момента её ратификации в 2006 г. оказался непривычно значительным. А в отдельных случаях Законодатель даже понижает добротность нормативного акта, как это случилось, по оценочному суждению автора статьи, идя навстречу интересам избранных аффилированных структур и дополняя спорными поправками ст. 65 ФЗ-№ 44 «Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений её положений и внесение в неё изменений»2.

Список литературы


  1. Андреев Л.Н. Иуда Искариот и другие. - СПб.: Вита Нова, 2009.

  2. Бызов Л.Г., Семенова Т.А. Голоса прошлого: в 2 т. Т. 2 / Сост. Бызов Л.Г., Семенова Т.А. - М.: Новый хронограф. 2017.

  3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. Т. 1. - СПб.: Изд-во Брокгаузъ-Ефронъ; М.: Издательский Центр «Терра», 1991.

  4. Макурова Т. [и др.]. Петербургский бизнес просит контроля // Региональный деловой журнал «Эксперт Северо-Запад». – СПб., 2013. – Ноябрь. - С. 4–13.

  5. Мещеряков Д.В. Возникновение и развитие коррупции // Гуманитарные научные исследования. 2016. - № 10. - http://human.snauka.ru/ 2016/10/16705

  6. Панас Г. Евангелие от Иуды: апокриф: роман. - М.: Радуга, 1987.

  7. Свирский Е. Свобода и выбор: методическое пособие. Ч. 1. - Иерусалим: Изд-во Университета Духовного наследия, 1997.

  8. Себов Г.Ф. Финал катастрофы. - М.: Витязь, 2000.

  9. Соловьев В.Р. Империя коррупции. Территория русской национальной игры. - М.: Эксмо, 2012.

  10. Соложенцев Е.Д. Топ-экономика. Управление экономической безопасностью. - СПб.: Троицкий мост, 2016. Гл. 2. - С. 125–139.

  11. Цацулин А.Н. Экономический анализ. - СПб.: Питер, 2014. – 704 с.

  12. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Т. 1. – М., 1990. - С.22-23.

  13. Средний размер взятки вырос в России за год почти в три раза / Интерфакс. 03.09.2015; ©РИА "Новости". - https://ria.ru/lenta/organization_Interfaks/

  14. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174). - http://docs.cntd.ru/document/901858911/

  15. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/573e8d1b7bfb3e86383b42db 5a387aa3644cb676/

  16. Евангелие от Марка. Вторая книга Нового Завета. - http://www.patriarchia. ru/bible/mk/ 4:18-19

1 Цацулин Александр Николаевич – д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента, Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург. E-mail: vash_64@mail.ru

2 Программа и Материалы межвузовской научно-практической конференции «Коррупция как угроза безопасности личности, общества, государства» г. Пушкин — 8 декабря 2017 г. // Сб. науч. статей. Ч. 1. - СПб.: Изд-во Первого пограничного кадетского военного корпуса ФСБ РФ, 2017.

1 Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19.05.2008 № 815. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2 Общий ущерб от коррупции в России в 2016 году. - http://www.the-village.ru/village/ city/ situation/252183-corruption-russia-2016/

1 Скоробогатый П. ФАС уполномочен запретить // Эксперт. – М., 2013. - № 43 (873), 28 октября-3 ноября, - С. 26.

2 Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. Именно в её индексе восприятия коррупции в различных странах Россия находится на 126-м месте из 159 возможных.

1 Отчёт ВЦИОМ. - http://www.bkg.ru/library/articles/?ELEMENT-ID=3195

1 Всероссийская антикоррупционная общественная приёмная «Чистые руки» — проект, созданный в 2008 году в рамках Ассоциации адвокатов России за права человека. Для работы с жалобами на коррупцию была открыта круглосуточная телефонная «горячая линия». Ежедневно специалисты обрабатывают до 50 звонков, поступающих со всех регионов России.

1 Палажченко П. Англо-русский словарь общей лексики (несистематический словарь). - М.: ABBYY, 2008.

2 Библия. Ветхий Завет. - http://duhpage.sed.lg.ua/Azy/Bible/Old/vtorozakonie.htm

1 Агностицизм — термин, введенный в философский оборот Т.Г. Гексли и Г. Спенсером, обозначающий непознаваемость сущности вещей и первопричин сущего.

2 По поводу «обновленцев» (сторонников «Живой церкви») М.А.Булгаков в 7-й (из 8 сохранившихся) редакции своего романа «Мастер и Маргарита», которой располагает и РПЦ, описал в 18-й главе такой интересный эпизод в поведении буфетчика А.Ф. Скокова после посещения «нехорошей квартиры» № 50 — он идёт в храм за духовной поддержкой и успокоением. Но там «обновленцы» организовали торговлю каким-то барахлом нерелигиозного содержания (как тут не вспомнить сцену из евангельского повествования об изгнания Иисусом Христом, с помощью бича из верёвок, торжища и меновщиков из портика Храма Соломона — (Мф. 21:12–13; Ин. 2:13–16 и др. [11]), а церковные службы прекратились, т.е. буфетчик был «извергнут из лона церкви», и лишь после этого фиаско он отправился к проф. Кузьмину за своим окончательным смертельным диагнозом.

1 Особое мнение Кураева А. - https://echo.msk.ru/programs/personalno/2109446-echo/# mmread/

2 http://vita-schola.ru/duhovnye-praktiki/sila-askezy.html/

1 В настоящее время основные проблемы, обозначенные во взаимоотношениях между государственной властью и гражданским обществом, анализируются Общественной палатой, которая является уже 13 лет высшим официальным представителем гражданского общества в РФ. Именно на Общественную палату при её создании возлагались надежды на содействие в борьбе с коррупцией и в укреплении межнационального мира посредством подготовки ежегодного доклада об эффективности антикоррупционной работы.

1 Танах. - http://www.moshiach.ru/sait/projets/5074.html/

2 Библейские имена собственные переданы в массоретском чтении Священного Писания по сефардскому произношению [3, с. 274]. Иудаизм признаёт Священным Писанием 39 книг Ветхого Завета.

1 Коледич Е. Н. «Сокровище духовное, от мира собираемое» Тихона Задонского. Особенности поэтики. LAP Lambert Academic Publishing, 2014.

1 Зелоты в Римской Иудее были закрытым обществом террористов, а для осуществления подрывной деятельности на этой имперской окраине нужны были, как и наше время, денежные средства. Зелоты зарабатывали на свой террор, «крышуя» продажи жертвенных животных во время праздника Пасхи в Иерусалимском храме [Особое мнение Кураева А.]. Бичуя же торговцев в Божием Храме, Спаситель мира изгонял именно разбойников, которые превратили Дом Бога в вертеп, а не вообще лиц (индивидуальных предпринимателей), продававших сопутствующие храмовым ритуалам товары, работы и услуги.

1 Доклад полиции раскрывает обстоятельства смерти Михаила Лесина // Инопресса. - https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2105468-echo/

1 Коран. - http://koran.su/ 2:188/

1 Параллели между конфессиями Вуду и Христианством настолько сильны, что не существует никакой вражды между этими двумя религиями, и во многих областях они мирно сосуществуют. Сегодня священники обеих религий работают рука об руку, чтобы помочь принести мир и процветание в Африку, на родину вуду. Более того, понтифик католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II говорил о почете, с которым он относился к практикующим вуду жрецам, признавая «основополагающую добродетель», присущую учению и верованию вуду. Папа даже присутствовал на священной церемонии вуду в 1993 г., помогая скреплению добрейшего сосуществования этих двух, казалось бы, противоположных религий.

1 Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174). - http://docs.cntd.ru/document/901858911/

2 . Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/573e8d 1b7bfb3e86383b42db5a387aa3644cb676/


Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Алтын күз Атырау облысы Атырау қаласы Махамбет ауданы Алға орта мектебінің Шағын орталық топ
2018 -> Ысқақова Айнұр Жанболатовқызы, СҚО, Ақжар ауданы, Айсары ауылы, «Айсары негізгі мектебі»
2018 -> Қуыршақты шомылдыру
2018 -> Жарманың өнімдерінің құрамында
2018 -> Мектеп: №46 жобб мектебі Мерзімі: 5. 01. 2018ж №7 Мұғалім Митанова г сынып «Г» Оқушылар саны 12 Тақырып
2018 -> Сабақ тақырыбы: «Дәнекерлеудің мәні қызметі және түрлері»


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет