Кончаловская Наталья Петровна (1903-1988)



жүктеу 53.7 Kb.
Дата23.04.2019
өлшемі53.7 Kb.

Кончаловская

Наталья Петровна

(1903-1988).

В судьбе и творчестве Кончаловской многое было предопределено с рождения.

Дед ее П.П. Кончаловский – интеллигент – “шестидесятник”, разорившийся помещик, еще до отмены крепостного права отпустивший на волю своих крестьян и за это арестованный и сосланный в Холмогоры, где он занимался первым переводом на русский язык “Робинзона Крузо” Даниэля Дефо. Второй дед Суриков В.И., знаменитый художник, происходил из казаков (сибирских ермаковцев), женат был на французской дворянке Елизавете де Шарет, дочери известного французского революционера и внучки декабриста Свистунова, высланного во Францию вместе с семьей. Семья Кончаловских состояла из деда – В.И. Сурикова, матери – его дочери, отца – художника П.П. Кончаловского, детей Наташи и Миши (в будущем также художника).

Родители с детьми ежегодно уезжали – во Францию, Италию, Испанию. “В Италии были по много раз и отлично знали все сокровища итальянских музеев, по которым еще до революции таскали нас маленькими, и мы с младенчества привыкли шаркать по каменным плитам соборов и резным паркетам знаменитых галерей, и многое из того, что мы видели, вживалось в память навсегда”, вспоминала Кончаловская в книге “Волшебство и трудолюбие”.

Шести лет девочка пошла в одну из Парижских школ.

С 1912 г. Кончаловские жили на Большой садовой в Москве. В их доме бывали Шаляпин, Нежданова, Игумнов, Скрябин, Софроницкий, Прокофьев. Звучали музыка, пение, стихи на разных языках. Семья часто гостила в Абрамцеве – имении С.И. Мамонтова. Маленькая Наташа просто, как домой заходила в мастерскую С.Т. Коненкова на Пресне. Революция и последовавшие за ней тяготы жизни были восприняты семьей художника стойко и терпеливо, такое отношение во многом помогало им найти себя в изменившейся России.

Воспитание и образование Кончаловской, было примерным для русской творческой интеллигенции, “той интеллигенции”, которая из года в год, из века в век избегала влияния мелкобуржуазной среды, подражающей уровню бытия западноевропейской буржуазии…” Дети должны были одинаково мастерски владеть ремеслами и искусствами, быть простыми в общении, принимать любые внешние условия жизни, сохранять душевную твердость и веру в красоту, и, что особенно важно, уважать, беречь и приумножать культуру во всех формах.

Кончаловская вспоминала себя так: “В отличие от сверстниц, я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи, отчетливо запоминала все ненужное, но медленно развивавшееся сознание туго воспринимало все сложное, и потому я плохо училась, была нерадива и беспечна. В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд, демократизм высокого стиля и моральная чистота устоев были основой существования, но все это мной принималось подсознательно.”

В 1936 году Кончаловская вторым браком вышла замуж за С.В. Михалкова. Воспитала троих детей: дочь Катю и двух сыновей Андрея и Никиту.

Главной темой творчества Кончаловской стали люди творческого склада, чья жизнь неотделима от национальной истории и культуры. Отдавая дань родным и близким, сделавшим детство и юность столь счастливыми, Кончаловская написала “романтическую быль” “Дар бесценный” (1964г.) – историю семей Суриковых и Кончаловских, “Сын земли Сибирской” (1960 г.)- о Сурикове. В галерее литературных портретов, созданных Кончаловской – образы самых разных людей : художники Кончаловские, хирурги С.С. Юдин и А.А. Вишневский, скульпторы С.Т. Коненков и Майоль, М. Горький, М.И. Цветаева, Эжени Коттон - видная деятельница международной ассоциации женщин и движения сопротивления, певцы Жюльетта Греко, Брасене, Эдит Пиаф и другие. Восхищаясь реализованным талантом, Кончаловская с не меньшим чувством рассказывала о творческой душе народа – будь то русские, итальянцы, французы, цыгане. В пейзажах России. Франции, Италии ею подмечалась красота природы, неотделимая от красоты культуры – древней и современной (повести “Портрет Жюльетты”, “Трубадуры и святые Марии” 1971, рассказы “Верцингеторикс”, “Круасоны и черный хлеб”, “Живая старина” и др.)

Кончаловская переводила с французского, самый крупный ее перевод – поэма “Мирей”, провансальского поэта Мистраля.

С детства любившая серьезную музыку и когда-то мечтавшая поступить в консерваторию, Кончаловская написала русские тексты к операм Моцарта, Масне, Обера, Верди, Дебюсси, а увлечение французской эстрадой привело к появлению двух пластинок “Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская” и книги о великой певице “Песня, собранная в кулак” (1965). Пропагандируя культуру, она много ездила по стране с музыкально-литературными концертами – импровизациями, сборы от которых шли в Фонд мира. Посетив мемориал в Хатыни, она за несколько дней написала поэму “Хатынская поляна”, а композитор Эмиль Олах положил ее на музыку, так вышла пластинка с записью поэмы в исполнении автора.

Благодаря ее инициативе и организации руками местных пионеров и комсомольцев был воздвигнут памятник на братской могиле воинов, павших в Великую Отечественную войну на Николиной горе, об этом рассказ “Памятник в лесу”.

Во второй половине 30-х годов Кончаловская обратилась к творчеству для детей, начав с переводов английской детской поэзии. Ее собственные стихи собраны в книжках “Сосчитай-ка!” (1944), “Нотная азбука” (1945). Кроме того, выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки, в том числе книга путешествие по современному Китаю “Чжунго, Нинь Хао!” (1959, совместно с Ю. Семеновым).

Ею были переведены стихи украинских, кабардинских, балкарских поэтов. Наибольший успех выпал на долю книг, продолжающих основные линии “взрослого творчества”.

Это книги прозы “Суриково детство” (1977), “Деревянные сказки” (1982), поэма “Славен град Москва” (1983).

Долгое время лучшим произведением об истории Москвы для детей считалась стихотворная книга “Наша древняя столица”, над которой Кончаловская работала более 15 лет. Первая часть вышла в год 800-летия Москвы (1947), а третья в 1953г.. к тому же для второго издания была сделана большая переработка. История Москвы охвачена от освоения города до казни Степана Разина в 1671 г. Рассказы в стихах обнаруживают достоверные знания старины, воображение оживляет картины нигде не переходя грань произвольного вымысла. В целом художественные принципы писательницы те же, что и ее отца-художника, они отвечают и природе детского восприятия: “Надо из живой, нетронутой природы выхватить ту нить, которая приведет к подлинной композиции. Надо приучать свой глаз при первом же взгляде брать только то, что нужно, из всей груды случайностей”,- писала Кончаловская.

Построение книги о Москве отличается глубокой продуманностью и своего рода “обрядностью”: каждой из 3-х частей предпосланы эпиграфы – обращения, цель которых – внушить уважение к истории Отечества, все рассказы датированы и озаглавлены, всегда обозначено направление взгляда из современности в прошлое; стихи напоминают то народную эпическую песнь, то размеры классической русской поэзии.

Книга о строительстве Петербурга осталась незавершенной.

В целом, творчество Кончаловской продолжило лучшие традиции русской культуры: патриотический пафос сочетается с благожелательностью и терпимостью в отношении к другим культурам, широта взглядов – с постоянством собственной нравственной позиции.

Арзамасцева И.Н.

Библиографический словарь. Русские детские писатели ХХ века.



М. Изд. “Флинта”, Изд. “Наука” 1997г.
Рекомендательный список литературы


  1. Кончаловская, Н.П. Волшебство и трудолюбие. Рассказы и повести. Статьи и очерки / Н.П. Кончаловская. - М.: Сов. писатель, 1989. - 318 с.

  2. Кончаловская, Н.П. Волшебство и трудолюбие / Н.П. Кончаловская. - Сост. Е.М. Лопухина, авт. предисл. А.С. Кончаловский. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 2-е изд. - 437 с., ил.

  3. Кончаловская, Н.П. Дело в шляпе / Н.П. Кончаловская. - Рис. Б. Диодорова. - М.: Малыш, 1987

  4. Кончаловская, Н.П. Избранное: в 2 т. / Н.П. Кончаловская. - М.: Худож. литература, 1987. - Т. 1: Стихотворения и поэмы. Рассказы. - 447 с.

  5. Кончаловская, Н.П. Избранное: в 2 т. / Н.П. Кончаловская. - М.: Худож. литература, 1987. - Т. 2: Рассказы. Повести.

  6. Кончаловская, Н.П. Кладовая памяти / Н.П. Кончаловская. - М.: Сов. Россия, 1980. - 304 с., портр.

  7. Кончаловская, Н.П. Магнитное притяжение: рассказы о встречах / Н.П. Кончаловская. - М.: Детская литература, 1976. - 143 с., ил.

  8. Кончаловская, Н.П. Наша древняя столица: картины прошлого Москвы / Н.П. Кончаловская. - ил. В.А. Фаворского, М. Фаворской, В. Федяевской, В. Котунова. - М.: Детская литература, 1962. - 320 с.

Каталог: upload -> documents -> old
old -> Толстой Алексей Николаевич (1883-1945) Биография
old -> Сборника его стихов и поэм:
old -> Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927)
old -> Брехт Бертольд (1898-1956)
old -> Книга для учителя / Р. Л. Беме, А. А. Кузнецов. М.: Просвещение, 1983. 176 с. Второв, П. П. Определитель птиц фауны ссср: пособие для учителей / П. П. Второв, Н. Н. Дроздов. М.: Просвещение, 1980. 256 с
old -> Историческая справка
old -> Винсент Ван Гог 1853-1890 ван гог
old -> Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет