Конспект урока по мировой художественной культуре «художественная культура россии XVII в. Барокко в зодчестве и музыке»



жүктеу 128.29 Kb.
Дата03.04.2019
өлшемі128.29 Kb.
түріКонспект урока

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ГОЛУБИНСКАЯ СОШ»




КОНСПЕКТ УРОКА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XVII в.

БАРОККО В ЗОДЧЕСТВЕ И МУЗЫКЕ»

10 КЛАСС

УЧЕБНИК: Мировая художественная культура 10 класс.

В 2-х частях. Л.А. Рапацкая. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
КОНСПЕКТ РАЗРАБОТАЛА:

УСЕИНОВА ЛЕЙЛЯ ИБРАГИМОВНА

УЧИТЕЛЬ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАЖ РАБОТЫ: 27 лет

КАТЕГОРИЯ: первая
МКОУ «ГОЛУБИНСКАЯ СОШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок «Художественная культура России XVII в. Барокко в зодчестве и музыке» составлен на основе авторской программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура. Изучается в разделе «Духовно-нравственные основы русской художественной культуры:у истоков национальной традиции

(X-XVIII вв.)»

Данная разработка знакомит учащихся с художественной культурой России XVII века, с особенностями и характерными признаками направления барокко в зодчестве и музыке.

Урок построен в соответствии с методом художественно-педагогической драматургии, главная формула которого «Взволновав, заставить задуматься».

Композиция урока: завязка, постановка проблемы, разработка проблемы, кульминация, обобщение важнейших идей, развязка, последействие.

Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровождением. Предварительно подготовленные учащиеся выступают в роли «Архитекторов» , «Историков», «Музыкантов», «Литературоведов»

В форме виртуальной экскурсии организована встреча с произведениями искусства, показан архитектурный облик соборов, церквей эпохи, которая приобщает учащихся к высокому уровню духовности.

«Музыканты» знакомят с музыкальной культурой барокко. Это «Мусикийская грамматика» Н.П. Дилецкого, Партесное пение, которое представлено церковным многоголосием, воплощающим идеал красоты – духовной и эстетической.

Видеоматериал с исполнением музыкальных композиций камерного хора Крымской филармонии «Таврический благовест» приобщает учащихся к региональной культуре.

Практическая деятельность учащихся распределена по группам:

1 группа -«архитекторы»- строят макет здания в стиле барокко

2 группа -«специалисты по ландшафтному дизайну»- регулярный сад перед фасадом здания

3 группа -«историки»- составляют кластер по теме.

Данные виды работ способствуют главному предназначению метода художественно-педагогической драматургии - силой воздействия различных искусств формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность, умение видеть взаимосвязь между видами искусства во времени и пространстве.

Тема. Художественная культура России XVII в Барокко в зодчестве и музыке

 Тип урока:  изучение нового материала с элементами виртуальной экскурсии



Цель урока: формирование представлений об особенностях архитектуры и музыки России 17 века.

  • образовательная:

-познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве17 в., их причинами;

- с архитектурным обликом Москвы , внешним обликом и внутренним убранством соборов



  • развивающая:

- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления;

- учить рассуждать и размышлять , делать выводы;



  • воспитательная:

-воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны;
Формы работы. Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос). Индивидуальнаяработа. Работа в группах.

Материалы и оборудование:

-учебник, проектор, компьютер;

- презентация , дидактический материал к уроку;

-сообщения экспертов и поисковых групп, видеоматериалы (виртуальные экскурсии);

- аудиозаписи

Понятия и термины:  барокко, волюта, пилястры, маскароны.


План урока

  1. Экспозиция . Исторические факты Музыкальный и зрительный ряд

Завязка. Постановка проблемы.

  1. Разработка проблемы . Углубление проблемной ситуации, поиск ответа на проблему урока.

  2. Кульминация. Решение поставленных темой урока проблем

  3. Развязка. Обобщение и формулировка выводов, решение проблемы

  4. Последействие. Самостоятельная творческая деятельность учащихся.

Ход урока

1. Экспозиция.

Организационный момент.

- проверка готовности учащихся к уроку;



Видео №1. Чтение наизусть стихотворения

«…Но пред красой и здания, и фасада


Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…»

Учитель. Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

Слайд 2. Эпиграф:  «Люди, живущие в идеальной архитектурной среде, «движутся среди вечных мелодий». Архитектура - это «умолкшая мелодия». Й.Гёте

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей).


Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, о музыке, которые и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры

2. Развитие действия.  Сообщение темы урока. (Слайд 3)

Формирование новых знаний

Итак, тема нашего занятия   «Художественная культура XVII в



Барокко в зодчестве и музыке»

-Запишите дату и тему урока. 



Слайд 4 Наш урок будет проходить в форме виртуальной экскурсии. Начнем наше необычное путешествие с того, что вспомним основные исторические события XVII в., повлиявшие на развитие архитектуры России.

Одна из самых ярких страниц в искусстве – эпоха барокко.

Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся по сей день. А помогут нам в этом ребята, которые предварительно работали по этой теме.

3. Сообщения учащихся .

1-й ученик . «Историк» «Погружение» в эпоху. Учащийся сообщает об

исторических событиях эпохи. (Слайд 5,6,7)

- Укрепилось дворянство

- Формируется новый вид государственности: абсолютная монархия

- Рост городов

- Совершенствование производства

- Духовная власть все больше подчиняется светской

- Усиление связей с Европой => много иноземцев


«Обмирщение» культуры

Укрепилось дворянство

Формируется новый вид государственности: абсолютная монархия

Рост городов

Совершенствование производства

Духовная власть все больше подчиняется светской

Усиление связей с Европой => много иноземцев

2-й ученик. «Архитектор» (объясняет и демонстрирует изменения в архитектуре). Слайд 8.

Барокко – стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI – середины XVIII в.

Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.

Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

Часто встречаются  колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, колонны и пилястры.


  • Волюта (итал. voluta – завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре,

  • Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.


Учитель. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве.
3. Кульминация 

Проблемный вопрос :

Неправильность, странность, причудливость – все это изначально есть в новом искусстве. Но если мы говорим о «неправильности», то что же было образцом?

Слайды 10,11,12,13. Московское барокко. В конце XVII в. московские мастера стали работать по заказам семьи Нарышкиных — родственников жены царя Алексея Михайловича.

Видео 2. Виртуальная экскурсия 1.

Московское барокко, нарышкинский стиль. Нарышкинское или московское барокко - название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв.

Московское барокко отличают обилие пышных декоративных украшений, нарядные килевидные или круглые кокошники , вычурные наличники окон и дверей, всевозможные пилястры белого цвета, выделяющиеся на ярко-красном фоне кирпичных стен. Русское барокко широко использовало цветные отделки из поливных изразцов. Зелёные, жёлтые, голубоватые изразцы с изображением павлиньих перьев или полевых васильков придавали архитектурным сооружениям особую декоративность и нарядность. Терема и храмы чаще всего напоминали сказочные сооружения, в которых было непросто проследить план и замысел автора.


Видео 3. Виртуальная экскурсия 2. Церковь Покрова в Филях. 1690—1693 гг.

Слайд 15.

Видео 3. Виртуальная экскурсия 3. Новоиерусалимский монастырь

Самой общественно -значимой постройкой XVII в. является знаменитый Новоиерусалимский монастырь


Слайды 16- 24 о памятниках архитектуры 17 века.
4. Музыкальная культура барокко. Слайд 26.

Учитель.

Для человека Древней Руси церковная музыка воплощала идеал красоты – духовной и эстетической. Она дарила людям ощущение благодати, очищения, утешения, воспитывала любовь к Богу, ближним.


      Духовная музыка ценна не только как часть обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Во все времена музыка, рожденная в лоне церкви, несла людям свет истины, укрепляя их духовно.

Слайды 26- 29

Отличительные черты музыки. Сообщение «Музыкантов»

Дилецкий Н.П. «Мусикийская грамматика» – первый крупный трактат , в котором можно найти ответы на самые разные вопросы по эстетике музыки и нотной грамоте. Н.П. Дилецкий не пытался полностью отринуть опыт знаменного пения. Он стремился соединить древнерусскую и европейскую традиции, опираясь на труды «многих искусных художников В «Мусикийской грамматике» содержатся основные правила партесного многоголосия . Его теория существенно облегчала русским распевщикам постижение нового искусства .
Труд Н.П.Дилецкого имел ярых противников. Московский дьякон И. Коренев выступил в защиту теории . Убежденный сторонник обновления храмового пения, Коренев утверждал, что «не только двухголосные, трехголосные и четырехголосные, но и многоголосные песнопения можно петь<...>, ибо наука премудрости не имеет конца»

  • Партесное пение. Партесное пение (от латинского «partes» — голоса) – стиль русского многоголосного хорового искусства.

На русской почве Партесное многоголосие быстро обрело национально окрашенные черты, отличающие его от западноевропейской музыки. Русские партесы имеют много общего с жизнерадостной и декоративной храмовой архитектурой и иконописью конца XVII в.; элементы украшательства, присущие новому многоголосию, напоминают причудливую поэзию раннего барокко.




Учащийся. Музыкальная культура барокко в Крыму
Камерный хор "Таврический благовест" (Крым) Видео 4.

Камерный хор Крымской филармонии «Таврический благовест»

Художественный руководитель – заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым Владимир Николенко

Камерный хор Крымской филармонии «Таврический благовест» основан в 1991 году в Симферополе. В его названии отражены православные истоки (благовестом именуют колокольный звон, призывающий прихожан в храм) и древнее название Крыма – Таврида.

Основу репертуара составляет духовная музыка от монастырских напевов XVI века до православных песнопений композиторов XIX-XX столетий. Хор исполняет крупные формы западноевропейских авторов, произведения современных композиторов, сочинения крымских авторов. Особое место в концертных программах занимает фольклор народов Крыма.

Камерный хор «Таврический благовест» можно по праву назвать музыкальной визитной карточкой Крыма. С 1997 года по инициативе и при активном участии хора в Крыму ежегодно проводятся ставшие традиционными фестивали искусств «Пасхальные певческие ассамблеи» и «Рождественские встречи в Крыму», призванные возрождать и развивать глубинный и основополагающий пласт славянской духовности – певческую культуру.

Ежегодно камерный хор «Таврический благовест» дает более 80 концертов.


  1. Практическая работа по группам

Учител: Ребята, понять творчество, научиться языку искусства невозможно, если ты сам не создал «свой шедевр». И пусть ваше произведение искусства не войдёт в сокровищницу мирового искусства; зато вы проживёте восторг творчества

Я предлагаю вам самим стать архитекторами, дизайнерами и создать свой шедевр
1 группа - «архитекторы» - строят макет здания в стиле барокко

2 группа - «специалисты по ландшафтному дизайну» - регулярный сад перед фасадом здания

3 группа - «историки»- составляют кластер по теме.

4 группа литераторы» составляют синквейны

В это время звучат фрагменты музыкальных произведений эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт»; Антонио Вивальди «Времена года»; Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде»), которые помогают отразить атмосферу урока.

Комментирование результатов творческих работ.



4. Обобщение важнейших идей

Рефлексия

а) подведение итога урока по кластеру

- Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси.

- Какой из памятников зодчества произвёл на Вас наибольшее впечатление?



Выводы:

1.     Барокко – отразило стремление придворной среды окружить себя блеском славы, воспеть свое могущество.

2.     Барокко запечатлело ощущение смятения, растерянности, вызванные катаклизмами общественной жизни.

3.     Общее в музыке, архитектуре:

- религиозно-мифологическая тематика;

- монументальность;

А вот как выразил своё отношение к зодчим Древней Руси поэт В.А.Рождественский в стихотворении «Зодчество».

Учащиеся «Литераторы» читают наизусть стихотворение Всеволода Рождественского «ЗОДЧЕСТВО»


------ Я не хочу крошить по мелочам

Священный хлеб отеческих преданий.

Еще в пути он пригодится нам,

Достоин он сыновней нашей дани.

Отцы ведь были не глупее нас,

И то, что в тьме неволи им мечталось,

Наследством нашим стало в добрый час,

Чтоб их заря все дальше разгоралась.


--------- Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы,

Я вижу с них, подобно звонарю,

Родных лесов и пажитей просторы.

Не чад кадил, не слепоту сердец,

Взалкавших недоступного им рая,

А творчества слепительный венец,

Вознесшегося, время попирая.


------- Великая Москва и древний Псков —

Нас от врага спасавшие твердыни —

Вот что в искусстве старых мастеров

Пленяет нас и радует поныне.

Был точен глаз их, воля их крепка,

Был красоты полет в дерзаньях отчих.

Они умели строить на века.

Благословим же труд безвестных зодчих!


-------- В родном искусстве и на их дрожжах

Восходит нас питающее тесто,

И попирать былое, словно прах,

Родства не помня, было бы нечестно.

А эти крепости-монастыри,

Служившие защитою народу,

Со дна веков горят, как янтари,

На радость человеческому роду.


Учитель: Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать, восхищаться этими шедеврами. Это то, что близко нам, что хранится у нас в сердце, то, что объединяет нас не только со всей страной, но со своим прошлым, настоящим и будущим.

Слайд 31. Учитель: Хотелось бы закончить нашу встречу словами поэтессы В. Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
Выставление отметок за урок .


  1. Последействие

Домашнее задание: 1.Творческое задание. Выяснить где применяются

барочные элементы современными дизайнерами и

архитекторами.

2. Подготовить презентацию на тему: «Барокко в архитектуре Крыма»








Используемая литература:

  1. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

  4. СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004.

  5. CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

  • www.rusedu.ru

  • https://estetico.me/posts/view/arhitektura-barokko-v-rossii

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/






Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет