Уход Shell (LON:SHEL) из наземного нефтяного сектора Нигерии подчеркивает риски, с которыми сталкиваются крупные нефтяные компании в крупнейшем африканском экспортере. Однако, с этим вместе, есть надежда на то, что местные компании смогут повернуть обратно снижение добычи в дельте реки Нигер. Об этом говорят представители отрасли и аналитики, передает Bizmedia.kz.

Мы в соцсетях – Телеграм, Инстаграм, Твиттере, Фейсбуке, Googlenews и Яндекс новостях

Shell, которая была первопроходцем в нефтяной промышленности Нигерии, является самой известной западной компанией, покинувшей Дельту. Этот регион страдает от загрязнения, хищения нефти и вандализма на трубопроводах. Эти проблемы на протяжении многих лет сдерживали инвестиции, сокращали производство и влияли на государственные финансы.

Продажа дочерней компании пяти местным фирмам вписывается в продолжающуюся тенденцию продажи западными энергетическими компаниями наземных нигерийских нефтяных месторождений. За последние годы, сделки по продаже активов в стране были заключены Exxon (NYSE:XOM), итальянской Eni, норвежской Equinor и китайской Addax.

«В Нигерии уже давно существуют проблемы с политикой в нефтяном секторе, а проблемы с валютной политикой ограничивают инвестиции. Вероятно, отчасти поэтому крупные игроки уходят и в некоторой степени дезинвестируют», — отмечает Эндрю Мэтини, старший экономист Goldman Sachs.

Огромная часть сокращения нефтедобычи в последние годы объясняется этим фактором. Президент Бола Тинубу вступил в должность в мае прошлого года с обещанием устранить преграды, с которыми сталкиваются производители, включая борьбу с кражей нефти и вандализмом на нефтепроводах. Однако за семь месяцев его президентства продажа активов, которая началась еще до его избрания, свидетельствует о неизбежных изменениях в нефтяном секторе страны.

«Если компании сейчас отходят от менее капиталоемких наземных операций в пользу морских, это явно демонстрирует риски, связанные с ведением бизнеса в Нигерии», — отмечает Сейи Аводжулугбе, старший аналитик консалтинговой компании SBM Intelligence, специализирующейся на вопросах безопасности, в Лагосе.

РАЗЛИВЫ, НАЛИЧНЫЕ И ПРИХОДЯЩИЕ КОМПАНИИ

Десять лет назад доля Shell в добыче нефти в Нигерии достигала 300 000 баррелей нефтяного эквивалента в день (бнэ). В 2022 году эта цифра упала до 131 000 баррелей в день, и компания указала на саботаж и воровство в дельте реки Нигер, согласно ее годовым отчетам.

Отраслевые эксперты утверждают, что Shell, Exxon и другие крупные компании, стремящиеся избавиться от активов, вкладывают недостаточно средств в развитие наземных активов, что приводит к ускоренному снижению объемов добычи.

«Крупные компании последние годы сокращали инвестиции в сухопутные активы», — отметил исполнительный директор нигерийской компании Seplat Energy, Роджер Браун. Он ссылается на сочетание местных проблем и конкуренцию с другими регионами, такими как Гайана, где активы кажутся более привлекательными.

«Я считаю, что независимые компании смогут увеличить объемы добычи больше, чем международные корпорации, так как они готовы вкладывать средства», — дополнил Браун.

Seplat до сих пор ожидает одобрения регулирующих органов по своей сделке по приобретению активов Exxon на суше, о которой было объявлено в феврале 2022 года. Министр нефти Нигерии заявил, что продажа активов Shell будет скоро одобрена после представления всех необходимых документов, добавив, что местные компании смогут заполнить возникшую пустоту.

Некоторые местные компании, включая Seplat, First E&P и Heritage, успешно увеличили добычу и снизили уровень нефтяных разливов на приобретенных активах от Shell. Однако других компаний, таких как Aiteo Eastern E&P и Eroton Exploration, по-прежнему беспокоят проблемы с протекающими трубопроводами и нефтяными разливами.

Ричард Бронз, глава отдела геополитики лондонской компании Energy Aspects, отмечает, что местным компаниям не хватает финансовых ресурсов, которые есть у нефтяных мажоров, и это может сказаться на будущих объемах добычи. Тем не менее, по словам Брауна, если нефтяные компании не инвестируют, то доступ к более дешевому капиталу не имеет значения. Местные банки, некоторые международные кредиторы и нефтетрейдеры также являются источниками финансирования для местных компаний.

«Они будут доступны, но не будут дешевыми», — сказал он. «Однако, при таких ценах на нефть, местные компании могут позволить себе разрабатывать ее».


Автор: Гульжан Оразбаева

Гульжан — исследовательница жизни и достижений знаменитых личностей Казахстана. Ее статьи позволяют читателям взглянуть на страну через призму вкладов ее ярких представителей.