После второго судебного заседания в Конаеве по делу журналиста Думана Мухамметкарима — были применены пытки. Подробно об этом рассказал его отец Алмас Тлепов. В пятницу, 23 февраля, он побывал в СИЗО Талдыкоргана, встретился с сыном и был в шоке:

«Руки в порезах — в 22 местах раны выше локтя. Когда я спросил, чем порезался, он рассказал, что выдернул гвоздь из «сидушки» автозака, в котором его сопровождали начальник ИВС города Конаев Куаныш Ахмет и его помощник. Они его закинули туда и приковали наручниками. Стульчик был поломан, из него торчали гвозди».

Причина, по словам отца, была в том,  что в машине, в которой перевозили Думана, сверху был люк, и его специально оставили открытым. То есть температура внутри автомобиля была такой же, как на улице. Плюс из люка прямо на Думана дул сильный холодный ветер.  

«В дороге Думан не раз просил закрыть люк автозака, из него дул холодный ветер, но его не послушали. Наверное, подумали: «выдержит — не выдержит, его проблемы». Это настоящее зверство, беспредел. Сами сидели в теплой кабине, а на Думана не обращали внимания. Только когда привезли в Талдыкорган, обнаружили, что он в крови, растерялись и повезли его в больницу», — рассказал Алмас Тлепов.  

Администрация СИЗО Талдыкоргана не приняла Думана в таком состоянии. Приехали представители прокуратуры города и были вынуждены  принять заявление от Думана по этому факту и составить протокол.

«До этого, когда я предупреждал, что Думан может нанести себе увечья, они не обратили на это внимания, наверное, думали, это пустые слова. Но Думан никогда бросает слов на ветер, не врет ии не любит, когда другие говорят неправду. Если он сказал, то сделает», —  рассказал отец.

Думана, по его словам, отвезли в больницу, обработали руку, поставили укол, зафиксировали раны.

Алмас Тлепов также сообщил, что после второго заседания суда в Конаеве активисты, поддерживающие Думана, сходили в прокуратуру Алматинской области и подали заявление в надежде опротестовать решение суда о закрытом процессе. Они требуют проводить суды в открытом режиме и отпустить Думана под домашний арест.  

«В прокуратуре нам сказали, что ответят 29 февраля. До этого дня Думан согласился повременить с голодовкой. Но у нас нет особой надежды на положительный ответ. Прокуроры сказали, что, мол, донесут заявление куда-то наверх».

По словам отца Думана, сторонники журналиста хотели 25 февраля выйти на митинг, но в прокуратуре попросили их дождаться ответа. Поэтому активисты подали заявку на проведение митинга в акимат Алматы на 3 марта.

«Если нам откажут, мы подадим в суд на акимат и все равно выйдем на этот митинг, потому что во время суда по закону имеем право. Надеюсь, нас поддержат многие. Ведь это не просто суд над  Думаном, это показательный процесс, показывающий, как журналистам закрывают рты. Это посягательство на свободу слова. 

Хочу также обратиться к нашим депутатам, которые каждый раз говорят, что они выступают от имени народа. Почему они молчат? Почему не выражают мнения людей, которые поддерживают Думана? Взять хотя бы бывших журналистов, ставших депутатами… Что они думают про ограничение свободы слова? Где наша интеллигенция, которая должна выражать чаяния народа?

Все они молчат, и это очень печально. Этот суд над Думаном ясно показывает нам, что нет никакого «Нового Казахстана»», — заключил Алмас Тлепов.

Мы уже рассказывали нашим читателям, что на суде 22 февраля Думан Мукаметкарим отказался от своих адвокатов.

«Думан считает, что уже заготовлен приговор, и он сказал, что объявляет бойкот: «я не одного слова не скажу, и мои адвокаты тоже не скажут на этом процессе ни слова. И чтобы вы моих адвокатов не подставляли, я от них отказываюсь», — рассказал «Республике» один из его адвокатов Галым Нурпеисов.

На уточняющий вопрос «Республики», значит ли это, что адвоката у него вообще не будет, Галым Нурпеисов ответил:

«Да, он официально заявил нам отвод, суд был остановлен, и было вынесено постановление о назначении дежурных адвокатов».

НАПОМНИМ, ЧТО 

 

Думана Мухамметкарима обвиняют по двум статьям Уголовного кодекса: 405, часть 2 (“Участие в деятельности запрещенной организации”) и 258, часть 1 (“Финансирование экстремизма”). Оба обвинения связаны с интервью, которое он взял у  оппозиционного политика Мухтара Аблязова.

 

Напомним также, что незадолго до суда Думану Мухамметкариму предлагали сделку: его освободят, если он уйдет из журналистики и откажется от убеждений. Об этом рассказал его адвокат Галым Нурпеисов на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека:

 

«Сразу скажу, фамилий называть не буду, кто приходил и как приходили, но факт такой есть: если он отказывается от своих убеждений, если он отказывается от своей работы, ему дают шесть лет и из зала суда освобождают, если он от этого не отказывается, ему дают семь лет и, соответственно, он будет дальше сидеть. Думан сразу выразил свою позицию: я как политик в будущем должен иметь определенную платформу, я понимаю свою миссию, за мной стоит правда, меня поддерживает народ. Здесь у него такая позиция».

 

Думан от сделки отказался.

Интервью с Алмасом Тлеповым полностью смотрите по этой ссылке.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ про дело Думана Мухамметкарима можно по этим ссылкам:

  • «Зачем нужен этот цирк». В Конаеве прошли предварительные слушания по делу Думана Мухамметкарима
  • «Из-за трусости власти». Адвокат объяснил, почему закрыли суд над Думаном Мухамметкаримом
  • Журналисту Думану Мухамметкариму предложили сделку: его освободят, если он откажется от своих убеждений
  • Журналисту Думану Мухамметкариму продлили арест еще на месяц
  • «Он не экстремист!» В чем обвиняют Думана Мукамметкарима?
  • Думана Мухамметкарима не выпустили. Рассказываем, что произошло
  • «Я не выше народа». Активисты требуют освободить Думана Мухамметкарима
  • «Сидит за правду». Комментарии отца и адвоката Думана Мухамметкарима
  • Стал свидетелем. Что происходит вокруг Думана Мухамметкарима?
  • Посадят за экстремизм? Адвокат о деле Думана Мухаммедкарима
  • За что дали 25 суток Думану? Комментарий адвоката


Автор: Даулет Байгонусов

Даулет — природовед и путешественник. Его увлечение природой Казахстана и исследования вносят неповторимый вклад в наше издание.