Культурфилософские и эстетические предпосылки формирования режиссёрского мышления в Германии на рубеже XVIII xix веков



жүктеу 423.11 Kb.
бет1/3
Дата04.09.2018
өлшемі423.11 Kb.
түріАвтореферат
  1   2   3


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

Министерства культуры Российской Федерации



На правах рукописи

Молчанова Мария Сергеевна



Культурфилософские и эстетические предпосылки

формирования режиссёрского мышления

в Германии на рубеже XVIII – XIX веков

Специальность 09.00.04 – Эстетика



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва – 2016

Работа выполнена на кафедре истории театра и кино федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)



Научный руководитель:

Макарова Галина Витальевна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории театра и кино ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Гуманитарный Университет» (РГГУ)




Официальные оппоненты:

Кантор Владимир Карлович, доктор философских наук, профессор философского факультета Научного Исследовательского университета – Высшая Школа Экономики (НИУ – ВШЭ)

Стахорский Сергей Всеволодович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории и истории культуры НОУ ВПО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина»

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Школа-студия (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова» 

Защита диссертации состоится на заседании диссертационного совета Д 210.004.01 при ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» по адресу: 125009, г. Москва, Козицкий пер., д. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания по адресу: 125009, Москва, Козицкий пер., 5.

Автореферат разослан « » 2016 г.

Автореферат размещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ http://vak.ed.gov.ru/

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат культурологии Стракович Юлия Владимировна



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Диссертационное исследование посвящено анализу культурфилософских и эстетических предпосылок формирования режиссёрского мышления, а также феномену индивидуальной воли, что стимулировало возникновение и развитие нового компонента театрального искусства в Германии на рубеже XVIII–XIX века, и во многом объясняется явлениями немецкой классической философии и эстетики.



Актуальность исследования. Актуальность работы заключается в необходимости изучения генезиса режиссёрского искусства в контексте философских и эстетических исканий эпохи и внетеатральных явлений (личность и судьба Наполеона, а также эволюция восприятия так называемых «вечных образов»: Фауста, Мефистофеля и Гамлета), благодаря чему режиссура постепенно превратилась в главный компонент театрального процесса, сформировала новый сценический язык, новые подходы к драматургическому тексту, основывающиеся на множественности интерпретаций, возможности уникального, авторского прочтения произведения, что стало характерным явлением XX и XXI столетий.

Несмотря на то, что в театроведческих и культурологических исследованиях, как отечественных, так и принадлежащих немецкоязычным ученым, прослеживается связь между формированием новой театральной профессии и романтической эстетикой, однако, влияние классической немецкой философии во многих ее аспектах на становление режиссёрского мышления практически не рассматривалось. Такой подход позволяет более точно и корректно оценить дальнейший процесс развития режиссёрского искусства и мышления, формирование национальных школ и проблемы взаимодействия текста и сценического языка. Все эти вопросы актуальны по сей день, поскольку свободные трактовки, свойственные современному режиссёрскому мышлению, зачастую бывают связаны с внетеатральным контекстом. Культурфилософское и эстетическое рассмотрение проблемы возникновения режиссуры и генезиса режиссёрского мышления позволяет не только проследить пути и методы становления новоевропейского театрального искусства, но и рассмотреть влияние философских и эстетических проблем на процесс развития лексики театра, его роль в общекультурной панораме последующих эпох, что особенно актуально в нынешнем веке, когда в театральном искусстве используется коллажно-цитатный метод, интертекстуальность и игры с хронотопом.

Появление режиссёрского мышления в театре непосредственно связано с феноменом индивидуальности и личного выбора, исторически крайне изменчивым, что нашло отражение в немецкой классической философии, а несколько позже и в эстетике романтизма. Личность понимается как самостоятельный, неповторимый субъект, формирующий собственную реальность, что является основой каждого творческого акта.

Генезис проблемы роли индивидума адресует к различным концепциям эпохи Возрождения. Эстетика и философия ренессансных гуманистов иногда неосознанно, а иногда и программно просматривается в новом понимании индивидуальности, связанным с романтизмом. В эпоху Ренессанса, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Сколь бы ни была плодотворна карнавально-зрелищная традиция, идущая от Средневековья, театральное сознание Нового времени формируется не только благодаря текстам великих ренессансных драматургов, но и вследствие развития сценических идей: все театральные, визуально-зрелищные элементы рождаются из преобразующей карнавальную образность индивидуальной воли автора. В статусе актёра в ренессансном театре еще сохраняются средневеково-ремесленные рецидивы, и только автор обладает правами творца, демиурга. Индивидуальная воля даже в комедии дель арте творит художественный мир, руководствуясь собственными намерениями.

В XVII веке художественная ситуация меняется: мощная индивидуальная воля эпохи Ренессанса либо дробится и теряет основу (как в произведениях маньеризма), либо подчиняется государственной идее (как в классицизме), либо внеположному Абсолюту, иногда связанному с религиозной традицией, а иногда тяготевшему к мистике (как в барокко). Этот когнитивный диссонанс тормозит проявление индивидуальности в художественной культуре и эстетике, в том числе и в театре, и должен быть разрешён при помощи новых философских идей, которые не могли не повлиять на сценическое искусство.

Век Просвещения в центр обновления художественного сознания ставит театральное искусство. Сценические подмостки становятся своеобразной ареной борьбы различных идеологических и стилевых направлений, порожденной проблемами эпохи барокко и классицизма. Центральные философские и художественные идеи формируются в борьбе и столкновении различных явлений и концепций театрального искусства. Идеология эпохи Просвещения, прежде всего, связанная с именами французских мыслителей, рождается как новая утопия гармонических отношений индивидума и социума, что на протяжении всего XVIII столетия подвергается сомнению и в результате рушится.

Это проявляется в предромантических опытах в литературе (движение «Бури и натиска», готический роман, пессимизм позднего Д. Дидро, П. Шодерло де Лакло и маркиза де Сада), и уже с начала 70-х годов утопически-оптимистический взгляд на мир не устраивает ни деятелей культуры, ни философов и эстетиков, ни всё общество, начинает формироваться потребность в неком организующем начале, которое сможет осмыслить вечные проблемы добра и зла в социокультурном пространстве. Эту историческую роль выполнила немецкая классическая философия, что, в конечном итоге, влияет на процессы, происходящие в литературе, театре и драматургии. Театральный спектакль недаром начинает восприниматься как сотворённое произведение (Werk), то есть становится следствием проявления индивидуальной воли, что придаёт сценическому произведению целостность и цельность.

Можно утверждать, что формирование режиссёрского мышления в Германии опережает процессы, происходящие в других европейских странах, что обусловлено разными причинами. Во-первых, особым пониманием роли личности в творческом процессе, во-вторых, стремлением утвердить единый национальный стиль в пространстве раздроблённого немецкого государства, а в-третьих, с созданием второй реальности на сцене, которую должен был творить особый участник театрального процесса. Следовательно, формирование режиссёрского мышления в европейском культурном пространстве и германский приоритет вполне объяснимы.



Объектом исследования являются философские и эстетические предпосылки возникновения режиссёрского мышления в Германии на рубеже XVIIIXIX веков, содержащиеся в произведениях представителей немецкой классической философии и эстетиков-романтиков.

Предметом исследования становится зарождение режиссёрского мышления в исследуемый период, что постепенно меняет форму и характер театрального зрелища, по-новому определяет соотношение текста и сценического решения, в результате чего режиссёр превращается в центральную фигуру театрального процесса.

Цель исследования показать, как в Германии конца XVIII первой трети XIX века под влиянием национальной философии возникли предпосылки формирования режиссёрского мышления в романтической эстетике и театральной практике.

Цель диссертации предусматривает решение следующих задач:

1. Рассмотреть влияние немецкой классической философии на возникновение режиссёрского мышления, обратив преимущественное внимание на формирование индивидуального начала в искусстве театра.

2. Проанализировать творчество И.В. Гёте с точки зрения становления индивидуального начала как в его художественных и эстетических работах, так и на примере практической деятельности в Веймарском театре.

3. Проанализировать идеи и концепции, способствующие развитию режиссёрского мышления на примере философско-эстетических сочинений И. Канта, И. Г. Фихте, а также работ по эстетике Ф. Шиллера, братьев Шлегелей, Ф. Шлейермахера.

4. Рассмотреть культурфилософские и эстетические работы теоретиков и практиков немецкого романтизма и выявить в них те аспекты, которые оказали влияние и доказали неизбежность и необходимость появления фигуры режиссёра в создании театрального произведения, подробно остановившись на размышлениях Новалиса о режиссёре-демиурге; на эстетике театра марионеток в работах романтиков на примере «Эссе о театре марионеток» Г. фон Клейста и «Страданий директора театра» Э.Т.А. Гофмана, а также на элементах режиссёрского мышления в романтических комедиях Л. Тика.

5. Особо выделить в контексте заявленной цели такое уникальное произведение как роман Бонавентуры «Ночные бдения» с точки зрения романтических эстетических теорий актёра-марионетки, потенцирования роли, романтического двоемирия, новых интерпретаций Шекспира и Кальдерона, элементов режиссёрского мышления, связанных с использованием «вечных образов» художественной культуры.



Методологическая основа. Диссертационное исследование основано на культурфилософском и эстетическом анализе компонентов режиссёрского мышления. Для изучения генезиса идеи режиссуры в теоретических работах представителей немецкой классической философии и в эстетических трудах немецких романтиков применяется герменевтический и феноменологический подход, особенно в определении приоритета интерпретации в режиссёрском мышлении как феномене культуры и в определении роли и значения индивидуальности в философской и эстетической мысли рубежа XVIIIXIX веков.

Хронологические рамки работы. Основная часть исследования трактует идеи и явления художественной культуры Германии рубежа XVIII–XIX века, однако замысел и цель работы предусматривают расширение хронологических рамок, так как, анализируя эстетические основы возникновения режиссёрского мышления, необходимо было обратиться к более ранним явлениям (к эпохе Возрождения), а для того, чтобы оценить значимость влияния философских и эстетических концепций на развитие режиссёрского мышления, необходимо рассматривать и последующие перспективы развития этого компонента театрального искусства.

Источниковой базой исследования послужили, в первую очередь, философские и эстетические работы, в которых возникают проблемы, так или иначе связанные с единой волей художника и сотворением образной картины мира. Немецкая классическая философия и эстетические сочинения того времени пребывают в круге этих проблем. Прежде всего, следует назвать работы И. Канта «Критика чистого разума» и «Критика способности суждения», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука», И. Г. Фихте «Система учения о нравах согласно принципам наукоучения», Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека», Г. Ф. В. Гегеля «Феноменология духа» и 4-хтомник «Эстетика», статьи Ф. Шлегеля «Об эстетической ценности греческой поэзии», «История древней и новой литературы», «Критические фрагменты» и др. Во-вторых, рассматривались эстетико-литературные произведения самих представителей немецкого романтизма, такие как «Чтения о драматическом искусстве и литературе» А. В. Шлегеля, «Изображение чудесного у Шекспира» и «Старинный английский театр» Л. Тика, «Серапионовы братья» Э. Т. А. Гофмана, «Ночные бдения» Бонавентуры и др. Отдельно были рассмотрены произведения И.В. Гёте, такие как «Поэзия и правда», «Разговоры с Эккерманом», драматические работы «Гёц фон Берлихинген» и «Торквато Тассо», а также его рекомендации для актёров («Правила для актёров»).

Степень научной разработанности темы. При написании работы необходимо было изучить широкий спектр философских, исторических, эстетических, филологических и театроведческих исследований. Литература, используемая в данной работе, может быть поделена на три раздела: первый включает в себя работы по эстетике, касающиеся проблем формирования индивидуального начала в культуре и философии; второй — труды по поэтике и эстетике романтизма; третий посвящён театроведческим работам, трактующим теорию и историю режиссуры, а также вопросы интерпретации.

Первый раздел библиографических работ представляют собой исследования по проблемам формирования индивидуального начала в западноевропейской философии и культуре, так как главной задачей диссертации является намерение показать, как индивидуального начало в гуманитарной мысли во многом повлияло на формирование режиссёрского мышления, что привело к становлению новой театральной профессии.

Также для анализа центральной проблемы диссертационного исследования был использован ряд трудов, посвящённых общим вопросам формирования и становления индивидуального начала в западноевропейской культуре, литературе и философии. К их числу относятся работы Л.М. Баткина, М. Вебера, Э. Ауэрбаха, М. Хайдеггера, П. Рикёра, М. Фуко и др.

Второй пласт используемой в работе литературы можно разделить на две группы: филологические исследования, посвящённые поэтике и эстетике немецкого романтизма, а также работы по истории немецкой философии конца XVIII – начала XIX веков. К основным литературоведческим исследованиям можно отнести работы А.А. Аникста по теории драмы в германоязычных странах, Н.Я. Берковского и А.С. Дмитриева по общим проблемам эстетики и поэтики немецкого романтизма, В.М. Жирмунского, предлагающего особый подход к изучению проблем романтизма в Германии, а также А.В. Карельского, написавшего ценный труд по поэтике немецкой романтической драматургии. К работам, посвящённым философии немецкого романтизма, относятся исследования В.Ф. Асмуса и А.В. Гулыги о творчестве Канта, труды Р.М. Габитовой и П.П. Гайденко об общих философских проблемах в Германии изучаемого периода, а также работы Ф.П. Фёдорова о семиотике художественного мира немецкого романтизма. В числе недавних работ необходимо отметить «Историю немецкой литературы» под редакцией Е.Е. Дмитриевой и Н.С. Павловой.

Следующий раздел библиографии состоит из театроведческих работ, посвящённых режиссёрскому искусству. Сюда относятся работы по теории и истории режиссуры, монографические исследования творчества отдельных театральных деятелей, а также практические пособия для студентов театральных учебных заведений и практикующих режиссёров.

В конце XIX и в XX веке появляются специальные сочинения, посвященные истории театрального искусства от истоков до времени написания той или иной работы. Полезный материал содержится в фундаментальном исследовании Э. Девриента1 и в разделах трехтомника Й. Грегора2 и десятитомника Х. Киндерманна3, посвящённых немецкой театральной культуре интересующего диссертанта периода.

Говоря о современных зарубежных исследованиях, посвящённых теории режиссёрского искусства, стоит упомянуть работы М. А. Алеви4 «Общие критические рассуждения о режиссуре романтизма» и «Режиссура Франции до конца XIX века» и А. Юберсфельд5, в которых трактуется проблема «текста спектакля» и предлагается семиотический анализ театрального произведения.

Большинство же исследователей (в частности, отечественных) полагает, что режиссура как главный компонент театрального зрелища появилась в конце XIX века и была связана с движением натурализма, с рождением «новой драмы» и общими культурными и философскими изменениями в сознании европейцев. Особый путь развития режиссуры в Германии не учитывается.



Собственно работ, посвящённых исключительно теории режиссёрского искусства, на русском языке не существует. О теоретическом подходе к новой театральной профессии можно судить по монографическим исследованиям, посвящённым творчеству Вс.Э. Мейерхольда (работы К.Л. Рудницкого), деятельности Ж. Л. Барро и Ж. Вилара (работы Б.И. Зингермана и Т.Б. Проскурниковой), режиссёрским опытам Г. Крэга (книга «Шекспир и Крэг» Т.И. Бачелис), современной английской режиссуре (работы А.В. Бартошевича), режиссёрской практике К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (работы А.М. Смелянского, М.Н. Строевой и Е.И. Поляковой). При исследовании теоретических проблем, связанных с режиссёрским искусством, автор данной работы опирался на высказывания и сочинения самих режиссёров, в частности, на записи и выступления Вс. Мейерхольда, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, А.Я. Таирова, Е.Б. Вахтангова. Несмотря на то, что идея режиссуры и первые режиссёрские опыты практического осуществления философских идей и замыслов возникли в немецком культурном пространстве, образцы и примеры полноценной режиссуры, в которой воплотились проекты столетней давности, возникли и утвердились на российской сцене. Первые примеры, подтвердившие, что театральный процесс отныне определяет режиссёр, отмечены вышеперечисленными именами.

Концепция появления самостоятельного и ярко выраженного режиссёрского мышления именно в период расцвета немецкого романтизма (особенно в йенский этап) достаточно нова и мало изучена. В отечественном театроведении эту идею выдвинула Г.В. Макарова в своей книге «Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX вв.»6, где в первых вступительных главах она излагает (хотя и достаточно бегло) свою, столь отличную от принятой в отечественной науке точку зрения на эту актуальную до сегодняшнего дня проблему.

Научная новизна исследования. В гуманитарной науке на протяжении всего XX века обращались к изучению элементов режиссёрского мышления, применяя различные термины, ориентируясь на разные национальные культуры, а в диссертации рассматривается возникновение самого понятия «режиссура» (Regie) и ранние этапы становления режиссёрского мышления. Классическая философия, а тем более эстетика, не выдвигала понятия «режиссёр» в современном смысле слова, однако оно нашло отражение в эстетико-литературных работах И. Э. Шлегеля (впервые предложившего сам термин в работе «Мысли о восприятии датского театра» 1747 года7). Парадокс художественного развития состоит в том, что сам термин Regie пришел в немецкую театральную практику из французского языка и применялся в критических работах Д. Дидро и Л. С. Мерсье, однако, постепенно исчез из обихода, и, начиная со второй половины XIX века, применительно к французским режиссёрам используется понятие «мастер мизансцен» (mise-en-scène), более широкое, чем первоначально использованное во французском театре понятие Regie, трактуемое теоретиками лишь как технический организатор процесса подготовки спектакля. Поэтому причины ухода этого понятия во Франции вполне объяснимы, так как возникло более широкое понимание роли и функций режиссёра.

В немецком театральном пространстве французский термин продолжает использоваться по сей день, постепенно расширяя свою семантику, подразумевая уже не только технические и организационные действия, но и общие решения сценического произведения, всеобъемлющую власть нового действующего лица театрального процесса.

Включение проблем генезиса режиссёрского мышления в историю театрального искусства Германии на рубеже XVIII – XIX веков характеризует собой новый подход к одной из важнейших проблем исторического исследования европейского искусства сцены. Это осуществляется при помощи обращения к контексту философских и эстетических идей (именно на примере Германии), начиная с рубежа XVIII–XIX веков, что представляет собой инновационное явление в исследовании зрелищных искусств. Подобных работ, впрямую трактующих проблему раннего возникновения режиссёрского мышления в Германии, нет не только на русском языке, но и в упоминаемых зарубежных работах.

Практическая и теоретическая значимость. Анализ генезиса театральной режиссуры имеет большое значение как для теоретического осмысления театрального искусства и эстетического постижения действительности, так и для практики деятелей театра. Во-первых, подобный подход позволяет по-новому взглянуть на процессы, происходящие в театральном искусстве, включив рассмотрение данного феномена культуры в общий социокультурный контекст эпохи. Очевидно, что театральный процесс связан не только с тенденциями в драматургии, но и с философскими и эстетическими идеями эпохи. Всё это вместе взятое предоставляет возможность взглянуть на проблемы театрального искусства с социокультурной и эстетической точек зрения, что вносит дополнительные смыслы в изучение как непосредственно театральной культуры, так и художественного процесса в целом.

Во-вторых, данное диссертационное исследование может быть полезно и как учебное пособие для студентов-театроведов, для учащихся театральных учебных заведений, особенно, студентов режиссёрских отделений. В этом плане работа поможет посмотреть на режиссёрское искусство не только как на творчество отдельных представителей данной профессии, но и как на отражение культурных тенденций, неотделимое от философских и эстетических проблем современности.

В-третьих, анализ генезиса компонентов режиссёрского мышления позволяет теоретически рассмотреть проблему театра как феномена культуры и одной из форм фиксации сознания эпохи, что в свою очередь может стимулировать дополнительные исследования в сфере теории театрального зрелища, нуждающейся в дополнениях и теоретическом обосновании, и зрелищных видов искусства в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. В истории немецкой культуры на рубеже XVIII-XIX веков возникает особая культурфилософская и эстетическая ситуация, оказывающая влияние на изменения во всех видах искусства. Так, театральная культура включается в общий социокультурный и эстетический процесс и начинает трактоваться как одно из направлений философско-эстетического осмысления самых сложных и болезненных проблем бытия, а не только искусства.

2. Немецкая классическая философия, сосредоточив свое внимание на феномене свободной личности, которая влияет на самый широкий круг явлений, особенно в том случае, если это личность творческая, одарённая талантом и даже гением, заставляет пересмотреть роль подобной личности в формировании новых театральных явлений, в частности, режиссёрского мышления. Воздействие творческого индивидума на происходящее в мире становится определяющим и распространяется на все сферы жизни: философию, социокультурные явления, творческую деятельность и быт. Аналогичные проблемы трактует и эстетика романтизма (Жан-Поль и В.Г. Вакенродер)

3. В конце XVIII века в экспериментах и эстетических трактатах великих веймарцев – Гёте и Шиллера, несомненно, опирающихся на идеи Гердера и Лессинга, так или иначе, присутствует идея единой организующей воли, что проявляется даже при издании литературных журналов, а тем более при подготовке спектаклей. Возникает явление, которое можно определить как «предрежиссура», включающее в себя некоторые элементы режиссёрского мышления, но именно вследствие этих процессов профессия режиссёра позже превратится в основной компонент театрального действа.

4. В эстетике и философии как йенских, так и гейдельбергских романтиков идея организующей воли художника приобретает не только утопически-визионерское содержание, но и приводит к практической деятельности (случай Гофмана и Тика), что проявилось в романтической драматургии и в эстетических трактатах. В качестве примера можно привести произведения братьев Шлегелей, а также опыты Новалиса. Особняком стоит уникальное произведение Бонавентуры «Ночные бдения», где идея режиссёрского мышления и ролевого поведения трактуется и в ряде фрагментов, и в содержащихся в тексте интерпретациях испанской и английской ренессансной драматургии.

5. Фигура Наполеона и легенда, связанная с его именем и деятельностью, оказала влияние не только на романтический дискурс, но и на одну из центральных идей романтизма, трактующую мир как следствие волевых решений выдающейся личности. Во многом благодаря реальной деятельности Наполеона, увиденной воочию, концепция появления индивидума-творца картины мира повлияла на явления, далёкие от политических и исторических событий.

6. Концепция воли художника, творящего собственную картину мира согласно своим представлениям и намерениям, получила развитие в XIX и XX веках в разных театральных культурах и литературных произведениях, что нашло своё практическое применение в деятельности первых режиссёров немецкоязычного пространства (Г. Лаубе, Ф. Дингельштедт). Идеи и теории романтиков подтверждают, что художественная ситуация в театральном искусстве требовала возникновения новой фигуры театрального процесса и новых принципов в сценическом творчестве, т. е. такого участника создания спектаклей, который отвечает не только за работу с актёрами и декораторами, а, что важно, за концепцию всего зрелища, отвечающего требованиям времени и формирующего картину мира. В предыдущие периоды проблема интерпретации литературного текста как основной составляющей подготовки спектакля практически не была отрефлектирована. Именно с рубежа XVIII – XIX веков начинается история театра как феномена не только зрелищного искусства, но и явления, связанного с репрезентацией онтологической картины мира.


Каталог: upload -> ds-molchanova
upload -> Викторина по пьесе В. Шекспира «Гамлет, принц Датский»
upload -> Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрінің 2016 жылғы 22 қаңтардағы №35 бұйрығымен бекітілген тиісті деңгейдегі білім беру бағдарламаларын іске асыратын Қазақстан
upload -> 2018 жылға арналған Жарқайың ауданы бойынша айтақты және естелік күнтізбесі 24 маусым
upload -> 017 ж қаңтар 31 қаңтар дсұ санитарлық және фитосанитарлық шаралар бойынша Комитетпен жарияланған хабарламалар тізімі
ds-molchanova -> Диссертация Молчановой


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет